Закон о торговле с последними изменениями

Предыстория: как ритейлеры адаптировались закону «О торговле»

В 2009 – 2010 годах я был финансовым директором сети SPAR Тула и параллельно руководил несколькими товарными  категориями и деятельностью юридического департамента по вопросам, связанным с коммерцией и финансами. Так что принятие закона «О торговле» (381-ФЗ), что называется «пропустил через себя». Основным изменением, которое внес  381-ФЗ в отношение сетей и поставщиков — ограничил размер торговой премии за объем выборки 10 % и запретил «листинг» (плату поставщика за право поставлять товары в сеть). После принятия закона все ритейлеры изменили размер премии с 20 или 30% на 10, а все остальные выплаты поставщиков перевели в договоры об оказании услуг «по продвижению продукции».

Тогда с точки зрения распределения прибыли между поставщиком и сетью, если честно, мало что изменилось.

Разберемся с понятиями

Соответствуя базовым принципам изложения нормативных актов, Закон N 381-ФЗ содержит статью, освещающую основные понятия, используемые в нем.

Вполне логично, что комментируемый Закон начинается с пояснения термина «торговая деятельность». Так, чиновники указали, что это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.

Далее законодатели перечислили понятия розничной и оптовой торговли, которые, собственно, были позаимствованы из гражданского законодательства (ст. ст. 492, 506 ГК РФ). Таким образом, определение розничной торговли, данное в Законе N 381-ФЗ, идентично по значению определению, содержащемуся в гл. 26.3 НК РФ (ст. 346.27), — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не соотносящихся с осуществлением предпринимательской деятельности.

Достаточно внимания уделено торговому объекту. Помимо разъяснения, что он собой представляет, даны определения его видов (стационарного и нестационарного), а также указано, что следует понимать под его площадью.

Итак, торговым объектом являются здания, строения, сооружения (или их части), специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними при продаже товаров. В свою очередь под площадью данных объектов понимается помещение для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними при продаже товаров, прохода покупателей.

К разряду стационарных законодатели отнесли торговые объекты, прочно связанные фундаментом здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения. Нестационарные — представляют собой временное сооружение или конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Следует отметить, что в отличие от нового Закона о торговле в гл. 26.3 НК РФ при определении стационарности (нестационарности) торговой сети делается акцент именно на предназначении используемых объектов для ведения торговли и наличии подсоединения к инженерным коммуникациям. Про прочную связь фундамента здания и строения в ст. 346.27 НК РФ не говорится ни слова.

Кстати, торговая сеть определена как совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением или используются под единым коммерческим обозначением (иным средством индивидуализации) (п. 8 ст. 2 Закона N 381-ФЗ).

Еще один довольно важный термин, значение которого раскрывает Закон N 381-ФЗ, — «продовольственные товары». Как указали законодатели, под ними следует понимать продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского и диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые и биологически активные добавки.

Социально значимые продовольственные товары

Данное положение Закона является очень проблемным моментом, так как получается, что в течение года Закон позволяет повышать цены на такие товары первой необходимости на 90% каждые три месяца, а за год почти на 400%. Такая ситуация вряд ли произойдет, так как действуют законы рынка, спроса и предложения и покупательной способности населения. Но увеличение цены даже на 10% в месяц может поднять цену товара на очень большую сумму.

Также в Законе не сказано, что это увеличение цены будет накопительным, следовательно, увеличение цены товара может происходить в прогрессии, что к концу года обернется ростом цены почти на 3000%. При таком росте цен потребители товара вряд ли выиграют.

Также в Законе нет максимальной величины торговой наценки. Законодатели объясняют это тем, что было принято более действенное решение о регулировании сроков оплаты поставленного товара.

Это две взаимосвязанные экономические величины — торговая наценка и сроки оплаты товара. Таким образом, жестко регулируются сроки по скоропортящимся товарам и товарам, имеющим социальное и экономическое значение. Следовательно, хозяйствующие субъекты будут руководствоваться в первую очередь данной нормой предлагаемого законопроекта.

Ответственность за нарушения в розничной торговле

Служащие федеральной службы по надзору проводят проверки на соблюдение норм и правил розничной торговли.

При выявлении нарушений в отношении предпринимателя могут применять меры воздействия:

  1. Дисциплинарный выговор, выражающийся в вынесении должностному лицу или руководителю претензий либо увольнение продавца.
  2. Денежные обязательства предполагают удержание из оплаты труда суммы причиненного урона организации или покупателю.
  3. Наступление гражданско-правовой ответственности заключается в отчисление по судебному постановлению штрафа или компенсации за нанесенный вред потребителю.
  4. Административное обязательство подразумевает выплату денег в размере цены товара.
  5. Уголовное преследование – это ситуация, при которой виновный гражданин выплачивает санкции и привлекается к общественным работам. Дополнительно лицо могут ограничить в свободе передвижения или изолировать от общества. Если нарушение исходит от руководства магазина, то допускается 100% изъятие товаров.

На практике чаще всего применяют взыскания административного порядка. Такая ответственность основывается на воспитательных мерах в отношении правонарушителей. Это позволяет предупредить рецидив.

На основании законопроекта о правилах торговли наказание применяется в следующих видах:

  • штраф;
  • вынесение предупреждения;
  • конфискация изделия или товара;
  • арест;
  • привлечение к исправительным мероприятиям;
  • лишение лицензии;
  • депортация, если лицо является иностранным гражданином, либо не имеет паспорта.

Правила реализации продовольственных товаров

К продуктовой торговле предъявляется обширный список норм и требований. По правилам текущего года торговая точка в обязательном порядке должна проходить регистрацию в налоговых органах.

В соответствии с регулирующими положениями предприниматель обязан:

  • присвоить торговой точке название и указать сферу деятельности;
  • строго соблюдать действующее Законодательство РФ;
  • корректно обслуживать покупателей – выдать чек, иметь ККТ или ККМ, оформлять уголок потребителя и другое;
  • заниматься выкладкой продукции таким образом, чтобы клиент смог ознакомиться с составом и ценой;
  • хранить и сортировать согласно установленному температурному режиму;
  • сотрудники принимаются на работу с санитарными книгами.

Обслуживающий персонал должен соответствовать санитарным условиям.

К реализуемым товарам питания предъявляются следующие основные требования:

  • запрет на продажу по истечении срока хранения;
  • цельная упаковка без видимых повреждений.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил торговли и места продажи позволяют избежать вынесения штрафов, т. к. за нарушение законов предусмотрена ответственность в отношении должностных и юридических лиц.

предприниматель должен установить в продовольственном бутике соответствующий режим температуры. Это прописано в нормативно-правовых актах и СанПине для обеспечения сохранности товара. В связи с этим точки оснащаются климатическим оборудованием.

Организация работы в магазине

Правила работы торговой точки несколько отличаются для непродовольственных (тех, которые не допускается употреблять в пищу) и продовольственных товаров. Так, в отношении непродовольственных товаров ключевыми правилами являются следующие.

Покупателю должны быть доступны:

  • данные о названии торговой точки и ее адресе;
  • информация о времени открытия и закрытия магазина (режим работы устанавливается по усмотрению государственных органов власти или владельцев магазина; если магазин закрывается на ремонт, то сроки его начала и окончания должны быть доведены до потребителей);
  • сведения о перерыве;
  • указатели и вывески на входе в магазин и внутри;
  • на продавцах должны быть бейджики с их именами и наименованием торговой точки;
  • ценники на товары;
  • на товары должны быть в наличии сертификаты качества и сопроводительные документы.

В магазине должны соблюдаться нормы СанПина, пожарной и экологической безопасности, а также Закона о защите прав потребителей. Эти нормативно-правовые акты должны находиться в свободном доступе для покупателей.

Продуктовые магазины должны придерживаться следующих общих правил:

  • продавать только качественные товары;
  • хранить их с учетом установленных правил;
  • учитывать санитарные нормы (например, по температуре хранения и срокам продажи).

Отметим наиболее важные требования к тому, как должна быть организована торговля продуктами питания по закону:

  1. Торговая точка должна иметь обязательную регистрацию в ФНС.
  2. У нее должно быть свое название, направление работы и пр.
  3. Она должна соблюдать базовые условия обслуживания покупателей: иметь кассовую технику, контрольные весы, уголок потребителя и пр.
  4. Продукты должны быть выложены так, чтобы покупатель мог свободно ознакомиться с товаром и ценой на него.
  5. Товары должны быть отсортированы по типу хранения в соответствии с определенной температурой.
  6. У работников должна быть санитарная книжка.
  7. Продавцам запрещено носить распущенные волосы.
  8. Продукция должна продаваться в течение срока годности и иметь неповрежденный вид.

Отдельные требования установлены к месту торговли и санитарно-гигиеническим правилам.

Так, санитарные нормы, которые регулируют работу продуктового магазина, регламентируют все вплоть до размещения торговой точки, ее планировки, оборудования, выкладки товара и пр. Перед вводом в эксплуатацию магазина нужно получить разрешение Роспотребнадзора.

В магазине должен быть доступ к воде, исправная вентиляция, зона для обработки инвентаря. Под окнами многоэтажек запрещена разгрузка товаров и завоз товаров ночью (если магазин находится в жилом доме).

Также сотрудники магазина должны регулярно уничтожать мух, тараканов и грызунов.

Если магазин продает подакцизные товары, то он должен иметь соответствующую лицензию.

Требования к продуктовым магазинам есть не только в части хранения продуктов с учетом температуры, но и соблюдения товарного соседства. Должны быть предусмотрены отдельные полки для сухих товаров (круп, макарон), свежих овощей и фруктов, хлеба, гастрономии и пр.

Что касается температурного режима, то свежее молоко должно продаваться в холодильниках с температурой от 0 до 8 градусов, мясо – от 0 до 8, рыба – от 0 до 8, полуфабрикаты  – от 0 до 8, замороженные товары – минус 15, пельмени – ниже минус 18 градусов.

В магазинах должны быть созданы условия для передвижения инвалидов (пандусы и широкие проходы), холодильники должны обладать сертификатами соответствия. Торговый зал и вход должны быть безопасны для посетителей. Касса и весы в торговом зале должны быть исправны. Холодильники и кондиционеры не должны сильно шуметь.

Ответственность за нарушения

Организации или ИП, осуществляющие денежные расчеты с покупателями в твердой валюте или безналичным методом, обязаны выдавать чеки об оплате товара. Распечатка квитанции допускается только через официальный аппарат, прошедший госрегистрацию. Ведение реализации без ККТ строго запрещено.

Обязательная документация выдается:

  • при продаже товара;
  • оказание платных услуг;
  • оплата ранее оказанных мероприятий.

При отсутствии квитка, контролирующие органы вправе наложить штрафные санкции, в т. ч. привлечь к административной ответственности.

Надзорные ведомства осуществляют наблюдение за предпринимателями в отношении использования ККТ. Органы занимаются мониторингом расчетов через онлайн-кассы, анализируют достоверность сведений, а также учет прибыли организации в торговле.

Отказ в соблюдении установленных правил в сфере торговли и при отсутствии кассового аппарата чревато наложением штрафов.

Таблица 1.

Вид нарушения по Административному кодексу Наказание в отношении уполномоченного лица в должности Взыскание для юридических лиц и ИП в торговле
Неиспользование оборудования по расчету в ситуациях, предусмотренных законодателем ¼-½ от суммы квитанции, но не меньше десяти тысяч руб. ³/4 – 100% от суммы расчета, но не меньше 10 тысяч руб.
Работа на кассовом аппарате, не отвечающий требованиям статьи №4 ФЗ №54 с обновлениями от 22 мая 03 года 1500-3000 руб. 5000-10000 руб.
Если дееспособность ККТ нарушена по статье №4.2 Федерального закона №290 санкции до трех тысяч руб. неустойка в размере до десяти тысяч руб.
Невыдача кассового чека за товар в электронном формате фиксированный штраф в размере 2000 р. 10000 р.
Отказ в выдаче квитанции за товар по требованию покупателя в предусмотренных законодателем случаях Две тысячи руб. 10000 рублей

Список проверяющих органов с зоной их ответственности и перечень налагаемых санкций

В юридическую силу вступили санкции за неиспользование контрольно-кассовых аппаратов в 2016 году. Пени, предусмотренные для предпринимателей за неприменение онлайн-касс, начали действовать с 01.02.17 г.

Статья 11. Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них

1. Ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее — организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений настоящей статьи.

2. Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.

3. Организатор ярмарки опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.

4. Места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе гражданам — главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством).

5. Размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.

6. Требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.

Основные положения ФЗ №112 в сфере торговли и ЛПХ (личное подсобное хозяйство)

Отношения, возникающие при ведении подсобного хозяйства гражданами, регулирует Федеральный закон №112. Помимо этого нормативного документа, в отношении такого вида предпринимательства действует Конституция России и другие торговые правила, предусмотренные на местном уровне.

Федеральный закон разработан для регулирования следующих видов взаимоотношений:

  • между гражданами, которые занимаются ведением ЛПХ;
  • между физическими и юридическими лицами, а также государственными и муниципальными структурами.

Таким образом, положения проекта о торговле относится к тем, кто занимается огородами, садами, разводит скот на земельных наделах. Нормы законопроекта сводятся к определению категорий населения, обладающих правом вести подсобное хозяйство. Дополнительно в документе прописаны права владельцев ЛПХ, правила и требования, предъявляемые к использованию земли.

  • при наличии дееспособности и жизненной позиции, что работа на открытом воздухе оказывает благоприятное воздействие на организм;
  • земельный надел находится в собственности или передан в соответствии с законом;
  • если гражданин не имеет участка, но прописан в сельской местности, государство обязано выделить надел муниципального назначения;
  • если прописка у человека в городе, землю выделяют в порядке свободной очереди.

Посмотрите видео: «Пакет на весах. Про обман»

В соответствии с внесенными поправками в 18 г. о торговле региональные власти вправе привлечь гражданина к ответственности при подозрении на отмывание денег через ЛПХ. Дополнительно в изменениях указано, что надзорные органы допускаются к мониторингу личных кабинетов предпринимателей с целью предотвращения терроризма.

На кого распространяются требования торгового законодательства?

Одной из существенных поправок, внесенных в Закон о торговле, является то, что установленные его гл. 3 антимонопольные правила, требования, запреты на действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, распространяются также на действия (бездействие) лиц, входящих с ними в одну группу лиц в соответствии с Законом о защите конкуренции. Что же понимается под группой лиц?

Группой лиц признается совокупность физических и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким из следующих признаков (п. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции):

  • хозяйственное общество и юридическое (физическое) лицо, если таковое имеет более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества;
  • юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица юридическое (физическое) лицо;
  • хозяйственное общество и юридическое (физическое) лицо, если таковое на основании учредительных документов хозяйственного общества или заключенного с ним договора вправе давать хозяйственному обществу обязательные для исполнения указания;
  • юридические лица, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;
  • хозяйственное общество и юридическое (физическое) лицо, если по предложению последнего назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества;
  • хозяйственное общество и юридическое (физическое) лицо, если по предложению последнего избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества;
  • физическое лицо, его супруг, родители, полнородные и неполнородные братья и сестры;
  • лица, каждое из которых по какому-либо из указанных выше признаков входит в группу с одним и тем же лицом;
  • хозяйственное общество, физические и (или) юридические лица, которые по какому-либо из названных выше признаков входят в группу лиц, если такие лица имеют более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества.

Статья 8. Права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, при организации торговой деятельности и ее осуществлении

1. Торговая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами, предусмотренными настоящим Федеральным законом и зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено федеральными законами.

2. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют:

1) вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);

2) форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);

3) способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);

4) специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);

5) тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект);

6) основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);

7) порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе:

а) ассортимент продаваемых товаров;

б) режим работы;

в) приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров;

г) количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности;

д) способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах;

8) цены на продаваемые товары;

9) форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах;

10) условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг;

11) иные порядок и условия осуществления торговой деятельности.

3. Указанные в пункте 7 части 2 настоящей статьи порядок и условия осуществления торговой деятельности применительно к государственным или муниципальным предприятиям, учреждениям торговли устанавливаются по решению соответствующих государственных или муниципальных органов.

4. В случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

6. Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются Правительством Российской Федерации.

7. В целях охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, охраны окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, выполнения международных обязательств Российской Федерации и (или) обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительством Российской Федерации может быть установлена обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации.

8. В случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации может быть установлена независимо от целей, указанных в части 7 настоящей статьи.

9. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, продажа, обмен или иное введение в оборот товара, в результате которых нарушаются требования об обязательной маркировке средствами идентификации, на территории Российской Федерации не допускается.

10. Хозяйствующие субъекты, не исполнившие обязанность по осуществлению маркировки отдельных товаров средствами идентификации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сведения о товарах

Согласно правилам торговли, каждый реализуемый товар должен иметь маркировку. Это значит, что покупатель должен иметь возможность ознакомиться на упаковке товара с его наименованием, адресом и страной производителя и прочими техническими параметрами, которые важны для данного конкретного товара. При этом многие производители шифруют данные сведения при помощи штрих-кода, что не запрещено на законодательном уровне.

При этом единых требований по вопросу того, что должно содержаться в маркировке, пока нет. С одной стороны, производителю нужно придерживаться определенных регламентов, а с другой – включать сюда данные по своему усмотрению.

Единые требования к маркировке разработаны пока только для отдельных групп товаров. Они прописываются в специальных нормативных правилах. Например, для парфюма и косметики требования к маркировке содержатся в ТР ТС 00 9/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции».

Согласно правилам торговли, продавец может реализовывать только те товары, на которых читается маркировка. При этом в зону его ответственности подпадает и необходимость контроля, чтобы свойства, указанные на товаре, соответствовали реальным.

Например, если производитель нанес на товар неверные сведения о стране производства, за данную ошибку могут привлечь к ответственности продавца.

Наиболее строгие требования к маркировке действуют в отношении подакцизных товаровалкоголя

Реализация алкоголя с поврежденной маркой грозит магазину серьезным штрафом и дополнительной проверкой.

Также достаточно строго маркируются диски с фильмами и музыкой, на которых должны содержаться сведения об авторских правах.

От продуктового магазина требуется, чтобы название товара было читабельно, на этикетке должно стоять наименование производителя. Магазин должен иметь документы, подтверждающие качество продукции.

Покупатель должен иметь доступ к сведениям о сроках годности товаров, их цене, наличии дефекта или о том, что срок годности подходит к концу.

По требованию потребителя продавец обязан передать покупателю:

  1. Сертификат или декларацию соответствия.
  2. Копию сертификата, заверенную держателем подлинника.
  3. Товарно-сопроводительные документы, полученные от поставщика.

При продаже меховых и кожаных изделий, обуви и некоторых других товаров у продавца на руках должно быть подтверждение того, что добыча сырья для них была произведена с учетом требований законодательства.

Продавец должен быть готов предоставить иную информацию о товарах, которая предусмотрена федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.

Что касается ценников, то действуют следующие правила и нормы их оформления. На ценники должны быть:

  1. Название и цена товара.
  2. Вес – на фасованных в магазине товарах.
  3. Наименование магазина.

Они должны иметь единую форму и содержать четкие цифры. Закон не запрещает указывать на ценнике две цены: для рядовых покупателей и для имеющих карты лояльности.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий