Порядок проведения внеплановой проверки роспотребнадзором в 2020 году

Как могут наказать

Ответственность за несоблюдение норм, выявленное при проверке, зависит от тяжести деяния (некачественная услуга, нарушение правил хранения и т.д.). Однако субъектам малого и среднего бизнеса административную ответственность за впервые совершенное нарушение могут заменить на предупреждение (по ст. 4.1.1 КоАП РФ на 2020 г.).

Если нужно что-то переделать, то инспектор выдаст предписание с требованием об устранении нарушений в конкретный срок. Если фирма не исправит ошибки, то получит штраф (ст. 19.5 КоАП РФ):

  • на должностное лицо – 1 000–2 000 руб. или дисквалификацию до трех лет;
  • на организацию – 10 000–20 000 тыс. руб.

Если товар опасен для человека, его могут конфисковать, и (или) приостановить деятельность до 90 суток. Вопросы лишения свободы не входят в компетенцию Роспотребнадзора, однако он может организовать возбуждение уголовного дела в прокуратуре, отправив полученные материалы.

Пример. ООО «Мясопродукты» выпустило партию сосисок с нарушением санитарных норм. В сырье попали опасные химические вещества. Покупатель, съев продукт, получил сильнейшее отравление. В больнице он рассказал, что ел именно эти сосиски, и врачи быстро сообщили в Роспотребнадзор. Инспекторы без предупреждения прибыли на комбинат, конфисковали продукцию, сделали экспертизу – обнаружили опасное вещество, угрожающее здоровью. Из розничного оборота товар изъяли, предприятие оштрафовали. РПН передал материалы в прокуратуру для возбуждения уголовного дела, руководитель под следствием. Дальнейшую судьбу директора решит суд.

Случай из примера – редкость, а самыми распространенными нарушениями считаются:

  • отсутствие влажной уборки, дезинфекции, особенно в период пандемии;
  • неправильная маркировка товаров, неверная информация на ценниках, просрочка;
  • обсчитывают на кассе при покупке, не выполняют условия договора;
  • не соблюдают СанПины, нормы, уровни показателей;
  • нарушают товарное соседство на складах, в холодильниках;
  • трудятся на производстве без перчаток, головных уборов, фартуков;
  • принимают на работу без санитарных книжек.

Представители Роспотребнадзора тоже иногда нарушают должностной регламент. Например, превышают полномочия, просят документы, которые не относятся к предмету исследования, дольше находятся на предприятии, отвечают на обращения с опозданием.

О проверочных листах (списках контрольных вопросов)

Еще 1 января 2017 года вступили в законную силу положения ФЗ от 03.07.2016 № 277-ФЗ, согласно которым федеральные органы надзора на основании своего положения при проведении плановой проверки могут использовать проверочные листы (список контрольных вопросов) (п. 11.1-11.5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Обязанность использовать проверочные листы при проведении плановых проверок возникла в рамках следующих видов контроля:

  • государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (ПП РФ от 14.07.2017 № 840);
  • федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств (ПП РФ от 14.07.2017 № 840);
  • государственного контроля за обращением медицинских изделий (ПП РФ от 14.07.2017 № 840);
  • федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ПП РФ от 08.09.2017 № 1080);
  • федерального государственного пожарного надзора (ПП РФ 29.06.2017 № 774);
  • федерального государственного санитарно – эпидемиологического надзора (ПП РФ от 14.06.2017 № 707).

На сегодняшний день формы проверочных листов утверждены:

  • Приказом Роструда от 10.11.2017 № 655 – для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • Приказом Росздравнадзора от 20.12.2017 № 10450 – для осуществления государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • Приказом Росздравнадзора от 20.12.2017 № 10449 – для осуществления государственного контроля за обращением медицинских изделий;
  • Приказом Росздравнадзора от 09.11.2017 № 9438 – для осуществления федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств.

Отметим, что предмет плановой проверки, осуществляемой с применением проверочных листов, ограничивается перечнем вопросов, которые включены в список контрольных вопросов. Таким образом, проверять что – либо за пределами перечня вопросов, отраженных в чек-листах, контролирующие органы не вправе.

После заполнения проверочные листы по результатам проведения проверки прикладываются к акту проверки.

Виды внеплановых проверок ГИТ. Особенности документарной проверки

Трудовая инспекция может провести как документарную, так и выездную внеплановую проверку. Последняя проводится, если по одним только документам невозможно оценить соответствие деятельности предприятия закону (п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона 294-ФЗ).

Вопреки распространенному мнению выездной проверке необязательно предшествует запрос документов. Во-первых, это косвенно подтверждается формулировкой ч. 5 ст. 2 Закона 294-ФЗ. Во-вторых, так считают и суды (см., например, решение Кировского райсуда Екатеринбурга от 12.12.2012 по делу № 2-8354/28(12)). Но если у инспекторов была возможность дать оценку деятельности работодателя по документам, выездная проверка может быть признана неправомерной.

Документарный контроль проходит в следующем порядке:

  1. Изучаются документы работодателя, уже имеющиеся в распоряжении ГИТ (материалы предыдущих проверок, административные дела и т. д.).
  2. При необходимости ГИТ направляет запрос работодателю с требованием о предоставлении документов.
  3. Работодатель в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса инспекции обязан его исполнить.

Документы необходимо предоставлять в копиях, удостоверенных подписью ИП или руководителя организации (или представителя по доверенности). Трудовая инспекция не вправе требовать оригиналы документов или нотариальные копии.

При выявлении в представленных документах несоответствий, ошибок и противоречий работодателю будет предложено дать пояснения и представить подтверждающие их документы. Если ГИТ сочтет их недостаточными (равно как если работодатель проигнорирует предложение), проверка может трансформироваться в выездную.

Согласование с прокуратурой: основания и порядок

Прокуратуре предоставлены достаточно широкие полномочия, связанные с проведением внеплановых проверок со стороны контролирующих органов. Прежде всего, это учет и ежегодный мониторинг выездных мероприятий.

Согласовывается с прокуратурой проверка в следующих ниже случаях угрозы или причинения вреда:

  • людям, животным, растениям, экосистеме;
  • культурным, историческим памятникам, музейным ценностям;
  • архивным, историческим, культурным документам;
  • документам, имеющим отношение к безопасности страны.

Согласовываются и ситуации техногенных, природных ЧП, нарушения порядка маркировки товара.

Кроме того, при плановых осмотрах хозяйствующих субъектов могут быть выявлены отклонения от утвержденных для данной организации параметров работы. Они имеют отношение к определенным видам госконтроля (финансового, налогового, управленческого и др.) и служат основанием для внеплановых проверок. Здесь также требуется согласование с прокуратурой (по тексту ст. 10 ФЗ-294, п. 2 «а», «б», «г», пп. 2.1).

Согласование с органом прокуратуры происходит по месту работы ИП или юрлица. Порядок согласования устанавливает Генпрокурор. Он изложен в Приказе №93 от 27/03/09 г. В приказе Минэкономразвития №141 от 30/04/09 г. приведена форма заявления, с которым контролирующий орган обязан обратиться в прокуратуру за согласованием.

В день, когда оформлено письменное решение о проверке, контролирующий орган направляет это заявление в прокуратуру (в канцелярию, заказным письмом или по электронным каналам с подписью ЭЦП). В день поступления заявление рассматривается и принимается соответствующее решение. Документ должен быть подкреплен доказательствами, свидетельствующими, что для внеплановой проверки есть причина. В ином случае прокуратура имеет право отказать в согласовании.

Отказ в согласовании может быть обоснован также отсутствием оснований, несоответствием проверки законодательству, превышением контролирующими органами своих полномочий, «дублированием» проверки по одним и тем же основаниям различными контролирующими органами. Решение о согласовании или об отказе в нем направляется адресату заявления по тем же каналам, что и само заявление. Второй экземпляр решения хранится в прокуратуре вместе с заявлением и приложениями к нему.

Если контролирующий орган с отказом не согласен, он может обратиться в вышестоящую прокурорскую инстанцию либо с иском в суд.

Веские причины

  • Организация не устранила нарушение, выявленное ранее, либо не выполнила требование, установленное специальным правовым актом;
  • В органы государственного или муниципального надзора поступило заявление с жалобой определенного характера: 1) работа компании причиняет вред здоровью и опасна для жизни окружающих, культурного наследия и безопасности страны; 2) деятельность нарушает права потребителей.
  • Издан приказ органа надзора в ответ на требование прокурора провести внеплановую проверку для контроля соблюдения законов.

Для компании появление на пороге внеплановой проверки всегда оказывается полной неожиданностью. Однако местные органы прокуратуры налоговой необходимо оповестить заранее. Бывают такое чрезвычайные ситуации, когда угроза настолько велика, что произвести проверку нужно незамедлительно. Для этого в органы прокуратуры отправляется извещение, а осмотр контрагента начинается в течение 24 часов.

Что изменилось?

Документы. Для обычных проверок справки, копии документов и пояснения нужно собрать за 5 рабочих дней. Если прокуратура проверяет соблюдение закона — за 2 рабочих дня. Если есть угроза жизни, имуществу или экологии — в течение суток.

Если вовремя собрать документы не получается, можно попросить о продлении срока. Увеличить сроки прокуратура может, а уменьшить — нет.

Требования. Прокурор не должен запрашивать информацию не по теме проверки, если только это не страшное нарушение. Документы, которые уже передавались в прокуратуру, нельзя требовать повторно. Достаточно письменно ответить прокурору, когда и по какой проверке предоставлены материалы.

Полномочия. Прокуратура не заменяет другие ведомства и может приходить с проверкой только в крайнем случае. Если налоги проверяет налоговая, а права потребителя — Роспотребнадзор, то прокурор теперь не начнет проверку на свое усмотрение. Для этого нужна серьезная причина и четкое понимание, что без прокурора никак.

Цель проверки. Если прокуратура начала проверку, она должна в решении объяснить, что, зачем и на каком основании проверяет. Расширять предмет проверки без ограничения, как раньше, теперь нельзя. Прокуроры обязаны аргументировать, почему нужна дополнительная проверка, и оформить на нее отдельные документы.

Сроки. На проверку отводится месяц. Продлевать можно только в крайнем случае и не больше чем еще на месяц. Если и этого времени мало, придется просить разрешения в генпрокуратуре. Зато прокурор может приостановить проверку максимум на полгода: например, если нужно провести сложную экспертизу. Если проверку приостановили, документы вернут — можно продолжить работу.

Результаты. Если прокурор не нашел нарушений, он должен составить акт. Этот акт можно показать, если другой прокурор снова захочет проверить то же самое. Устраивать повторные проверки только потому, что так захотелось прокуратуре, теперь нельзя.

На каких основаниях проводят внеплановые проверки?

  1. Истек срок, отведенный юрлицам или ИП – индивидуальным предпринимателям – для устранения оформленного в прошлом предписания по ликвидации зафиксированных нарушений.
  2. В контролирующие структуры поступили прошения от юрлиц или ИП о том, чтобы предоставить разрешения, лицензии или особые статусы, дающие право осуществлять некоторые из видов предпринимательской деятельности, а также согласование для осуществления прочих юридических действий, когда осуществление ВП юрлица или ИП предусматривается нормами предоставления таких лицензий, разрешений и т. п.
  3. Установление при осуществлении мероприятий, не предполагающих взаимодействие с юрлицами, ИП во время проведения форм госнадзора (ст. 8.1 №294-ФЗ), параметров деятельности юрлица или ИП, если отклонение от них или соответствие им, согласно принятым в структурах госконтроля факторам риска, выступает в роли достаточных оснований для немедленного осуществления налоговыми органами ВП.
  4. Приказ руководства госорганов, издаваемый согласно поручению Президента РФ и/или Правительства РФ.

Также основанием для осуществления рассматриваемых ВП способны выступать заявления от ИП, юрлиц и обычных граждан, и данные, полученные от СМИ, органов самоуправления на местах, где говорится о таких фактах:

  1. Риск нанесения потенциального вреда для здоровья и/или жизни российских граждан, растительного или животного мира, культурных и исторических памятников, окружающей среды, музейных экспонатов и предметов, занесенных в перечень Музейного фонда РФ, особенно ценной документации Архивного фонда РФ, документации, имеющей особенное значение для культуры, науки или истории, входящей в Российский библиотечный фонд, а также несущей риск появления чрезвычайной ситуации.
  2. Нарушение прав и интересов потребителей РФ, обратившихся в компетентные органы, занимающиеся осуществлением госконтроля в сфере защиты прав российских потребителей, при условии, что предварительно заявитель безрезультатно обратился к юрлицу или ИП по поводу защиты или восстановления его нарушенных интересов и прав.
  3. Нарушение норм маркировки продукции.

Если перечисленные основания отсутствуют, то организация ВП законодательными актами не допускается. В случае нарушения этой нормы поступок классифицируется, как грубейшее нарушение установленных правил по проведению и организации проверок (N294-ФЗ, ст. 20), что влечет за собой полную отмену всех результатов ВП при обращении проверенного лица в компетентные органы, а также выступает в роли достаточного основания, чтобы привлечь должностных лиц к ответственности.

Об утверждении Методических рекомендаций по применению норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, Приказ Роспотребнадзора от 24 марта 2010 года №103

В целях единообразного применения должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора) норм Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”

приказываю:

1.

Утвердить методические рекомендации по применению норм Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора) (далее – Методические рекомендации) (приложение).

2. Руководителям органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечить исполнение положений Методических рекомендаций при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Н.В.Шестопалова.

РуководительГ.Г.Онищенко

ПриложениеУТВЕРЖДЕНЫприказомФедеральной службы по надзорув сфере защиты прав потребителейи благополучия человека

от 24 марта 2010 года N 103

Настоящие Методические рекомендации по применению норм Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст.6249; 2009, N 18, ст.2140; N 29, ст.3601; N 48, ст.5711; N 52 (1 ч.), ст.6441) должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора) (далее – Методические рекомендации) разработаны в целях обеспечения единообразного применения положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” и предназначены для использования должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов (далее – должностные лица Роспотребнадзора либо должностные лица) при исполнении своих служебных обязанностей при проведении государственного контроля (надзора).

1. Общие положения

1.

1. Должностные лица Роспотребнадзора при проведении проверок, административных процессуальных действий и иных мероприятий при проведении государственного контроля (надзора) в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка должны строго соблюдать права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учитывая презумпцию их добросовестности, а при выявлении нарушений – обеспечить всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечить исполнение вынесенного постановления (предписания), а также выявить причины и условия, способствующие совершению правонарушений, с последующим принятием своевременных, эффективных и оптимальных мер, направленных на их устранение.

1.

2. Требования к порядку организации проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержатся в Федеральном законе от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон N 294-ФЗ).

Этапы прокурорской проверки

Осуществляется данное действие в три этапа: подготовка, проверка и заключение. На первом этапе прокурор определяет поле задач: изучение ранее полученных сведений, основания, круг вопросов и лиц, участвующих в проверке. Если руководитель организации не отказывается от сотрудничества, то его можно и предупредить перед началом проведения данного действия.

Как проводится прокурорская проверка по жалобе гражданина на втором этапе? Это, собственно, сама процедура. Руководитель должен сопровождать лично или выделить помощника для прокурора. При необходимости прокурор назначает экспертизы, проводит беседы, ревизии и снимает копии с документов.

На заключительном этапе составляется акт, в котором указываются результаты проверочных действий. Если обнаружены нарушения, то докладывается об этом руководству, параллельно результаты передаются в компетенцию контролирующих органов. В дальнейшем прокурор следит за исполнением актов. В этом плане он может не ограничиваться отчетами руководства, а пустить в ход свои методы.

Существует три вида проверок:

  • выездная;
  • не выездная;
  • по факту жалобы.

Результаты

По итогам оформляют акт в двух экземплярах, один из которых остается фирме. Выдают его по окончании проверочных мероприятий. В документе прописывают:

  • дату, место, сроки проведения проверки;
  • объект обследования;
  • присутствующих лиц;
  • перечень выявленных нарушений.

Акт подписывают обе стороны – инспектор и представитель предприятия. При этом если директор не согласен с решением, то должен указать это. Дополнительно могут прилагаться протоколы, постановления, предписания. Когда за актом никто не приходит, его отправляют заказным письмом с уведомлением о вручении.

Скрин акта проверки

Скачать образец:

  • положительного акта
  • с нарушениями

Если инспекция обнаружит нарушения, то возбудит дело об административном правонарушении и привлечет работодателя к ответственности. Руководителю выдадут предписание, согласно которому нужно исправить все недочеты

Важно помнить, что в целях проверки исполнения ошибок инспектор может прийти снова и без предупреждения

Совет! Если не укладываетесь в сроки, указанные в предписании, подавайте ходатайство о его продлении.

Не стесняйтесь задавать вопросы инспектору – важно выполнить все пункты требования. Для подтверждения подготовьте письменный отчет, в котором отразите, как именно исправлены недочеты, и приложите подтверждающие это документы

Это могут быть копии платежек о перечислении задолженности по зарплате, приказа о переводе работника на удаленку. Главное, чтобы у ГИТ не осталось вопросов и повода для проведения повторной инспекции.

Полномочия Роспотребнадзора

Область деятельности органа обширна. Инспекторы выполняют:

  • контроль за соблюдением закона о защите прав потребителей;
  • санитарно-эпидемиологический надзор;
  • социально-гигиенический мониторинг;
  • аттестацию персонала, занятого на производстве, транспортировке и реализации пищевых продуктов.

Важно! Представители органа не имеют права осматривать помещения без собственника, нарушать сроки, забирать оригиналы документов, разглашать внутреннюю информацию фирмы. Под внеплановую проверку попадают организации, отпускающие продукты питания и оказывающие услуги:

Под внеплановую проверку попадают организации, отпускающие продукты питания и оказывающие услуги:

  • детские сады, школы, интернаты;
  • столовые, кафе, рестораны, киоски с мороженым и т.д.;
  • поликлиники, больницы, санатории;
  • заводы, комбинаты, производящие пищевые товары;
  • продуктовые магазины.

Обязан ли инспектор предупреждать о внеплановой проверке?

Проверка трудовой инспекцией представляет собой особую процедуру, во время которой особое внимание уделяется деятельности организации и ее соответствия установленным законодательным нормам. Естественно, для каждого работодателя такая проверка характеризуется серьезным стрессом

Дело в том, что обнаруженные в ходе проверочных мероприятий нарушения обязательно будут зафиксированы уполномоченными лицами в письменной форме. Более того, на основании обнаруженных несоответствий, в отношении работодателя могут быть установлены предусмотренные законодательством меры ответственности.

Именно поэтому современных руководителей нередко волнуют вопросы о том, обязан ли трудовой инспектор заранее предупредить работодателя о скором визите. Сразу следует отметить, что здесь все будет зависеть от непосредственного типа проверки, которая была избрана уполномоченным лицом, например:

Как известно, проверка трудовой инспекции может осуществляться в плановом режиме. В таком случае она будет представлять собой стандартную процедуру, которая исполняется уполномоченными лицами с установленной периодичностью. В данной ситуации трудовой инспектор действительно будет обязан заранее предупредить руководителя организации о грядущей проверке. Более того, предупреждение должно быть оформлено в письменном виде. Для этого трудовым инспектором составляется специальное уведомление, которое отправляется работодателю. Данный документ может быть составлен в свободной форме

Главное, чтобы в нем содержались следующие сведения: наименование и адрес организации, в которую направляется трудовой инспектор, основная информация о том, что в компании будет проведена проверка и т.д.
Во время подготовки вышеуказанного уведомления уполномоченным лицом должно быть соблюдено и еще одно важное правило, а именно – установленные сроки, в которые работодатель должен быть осведомлен о проверке. В соответствии с действующими правилами, документ должен быть передан работодателю не позднее, чем за три дня до непосредственного начала проверки.
Второй разновидностью проверки трудовой инспекции можно назвать внеплановую

Она представляет собой особые мероприятия, которые, как и следует из их названия, проходят во внеплановом режиме. Для назначения внеплановой проверки у уполномоченного лица должны иметься определенные основания. В большинстве случаев таким основанием является получение письменного обращения от недовольного сотрудника. В своем письме он может сообщить о различных нарушениях, которые совершаются работодателем. О внеплановой проверке трудовой инспектор никогда не предупреждает руководителя организации.

Дальнейшие действия

Об итогах инвентаризации нужно сообщить руководителю компании. Если продукция не соответствует сведениям, указанным в документах, инициируется локальное расследование. По его итогам принимаются эти решения:

  • Дополнительная проверка по итогам процедуры. Нужно установить сроки для ликвидации всех найденных несоответствий.
  • Меры по возврату активов, недостаток которых обнаружился во время мероприятия.
  • Документы, полученные в ходе инвентаризации, идут в прокуратуру для дальнейшего рассмотрения преступного деяния и установления виновных лиц.

Конкретные решения зависят от результатов. Если никаких ошибок не обнаружено, то и делать ничего не нужно. Если же найдены несовпадения, нужно выявить причину их появления. К примеру, это могут быть ЧП, катаклизмы, воровство, действия недобросовестного лица. То есть в ситуации могут как быть виновные лица, так и не быть. В первом случае виновники ищутся или силами самого предприятия, или с помощью полиции.

Акт о невозможности проведения проверки

В данном случае должен быть составлен акт о невозможности проведения проверки, в котором будет отражено:

  • название юридического лица,
  • реквизиты юридического лица,
  • дата начала плановой проверки,
  • описание противодействия в ходе проведения проверки,
  • и результативная часть акта, вывод о том, что проведение плановой выездной проверки в отношении ООО «****» в настоящее время не представляется возможным.
  • приложены копии подтверждающих документов.

Акт о невозможности проведения проверки должен быть составлен в обязательном порядке, причем обязанности по ознакомлению с актом о невозможности проведения проверки законного представителя юридического лица ФЗ-294 не предусмотрена.

Даже если у вас вообще нет работников

Проверка будет не просто внеплановой, но еще и внезапной. Плюс штраф на десятки тысяч рублей. Зато работникам будет проще защитить свои права и получить больше гарантий.

С 11.01.2018

Трудовая инспекция будет проверять и штрафовать предпринимателей, которые не оформляют работников по ТК

Федеральный закон № 520-ФЗ. Подписан 31.12.2017. Вступил в силу 11.01.2018

Раньше проверки проводили только при угрозе жизни и здоровью оформленных работников или по их личным заявлениям. Теперь будут проверять и за нарушение прав неоформленных работников. Даже если по документам они ИП или подрядчики. Пожаловаться может кто угодно.

Это может создать проблемы бизнесу, но защитит работников. Фирмам будет сложнее заставить постоянного сотрудника работать как ИП или вообще никак его не оформлять. Для людей это больше прав, гарантий, социальных выплат и белых зарплат.

У трудовой инспекции всегда были поводы для проверок. Они бывают плановыми и внеплановыми, с согласованием в прокуратуре и без согласования. О внеплановых — в статье 360 ТК.

Но не всегда можно проверять без предупреждения и сразу после чьей-то жалобы. Обычно даже при внеплановой проверке работодателя нужно предупредить за сутки. А еще согласовать проверку с прокуратурой. Не просто известить ее, а именно согласовать — то есть получить одобрение. Прокуратура может его и не дать, если решит, что нет оснований.

Вот какие поводы для внезапных внеплановых проверок были раньше:

  1. Есть угроза жизни и здоровью работников.
  2. Им не платят или задерживают зарплату.
  3. Сам работник обратился за защитой своих прав.

Стало больше поводов для таких проверок. Трудовая инспекция может прийти, даже если кто угодно пожалуется или расскажет, что вот эта компания или ИП не заключает с работниками трудовые договоры.

Пример с ИП. Владелец магазина уговорил всех продавцов оформить ИП и заключил с ними договор на оказание услуг. Продавцы сами платят за себя взносы и налог, а бизнесмен экономит.

В случае чего он продавцам ничего не должен. Их можно уволить, не заплатить декретные, больничные и выходное пособие. Можно не давать им отпуск и не соблюдать правила охраны труда.

Теперь сотрудники могут на это пожаловаться и к владельцу могут прийти с внезапной проверкой.

По графику проводят только плановые проверки. А внеплановые — когда угодно. Это изменение касается именно внеплановых проверок.

Обычно да, но не в этом случае. В трудовом кодексе есть прямой запрет на предупреждение работодателей о такой проверке. При подозрении на маскировку трудовых отношений под работу с ИП или подрядчиками проверку начнут сразу, не по графику и без предупреждения.

Если у вас и правда есть нарушения и вы об этом знаете, иногда проще признать вину, подписать акт и пообещать все исправить.

Кроме штрафа вынесут предписание о заключении трудовых договоров. Их придется заключить не со дня проверки, а с начала работы сотрудника. Придется начислить взносы и налоги за все время. Тут уже подключится налоговая.

Оформлять по ТК нужно только тех, с кем вы на самом деле состоите в трудовых отношениях.

Признаки трудового договора описаны в рекомендациях ФСС. Они хоть и старые, но вполне актуальные. Вот по каким признакам договор могут признать трудовым:

  • у работника есть конкретная должность;
  • оплачивается процесс труда, а не конечный результат;
  • есть оклад, надбавки и премии;
  • прописаны льготы и компенсации;
  • гарантируются условия труда;
  • установлены правила внутреннего распорядка.

Если у вас на самом деле трудовые отношения с сотрудниками, оформите их как положено. Тогда внезапной проверки и штрафов вообще не будет.

Попробуйте поговорить с работодателем. Может быть, он платит вам как ИП и думает, что так удобнее. Или вы сами не поднимали вопрос по поводу трудового договора. Вдруг заказчик даже рад оформить вас по трудовому кодексу.

Если ваши права и правда нарушены, жалуйтесь в трудовую инспекцию. Но даже если фирму проверят и заставят ее заключить с вами трудовой договор, вам ведь нужно дальше как-то работать. И хотя большинство судов заканчивается в пользу работников, есть много способов законно уволить сотрудника и испортить ему репутацию. Например, за пересылку рабочих файлов на личную почту.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий