Статья 262. обязанности и ответственность владельца магазина беспошлинной торговли. 1. владелец магазина беспошлинной торговли обязан:

Содержание

Содержание и условия

Таможенная процедура представляет собой совокупность норм, которые регламентируют перевозку товаров через государственную границу. Например, отдельно определены правила транзита и реимпорта. Всего, согласно Таможенному кодексу РФ, существует 17 видов процедур. Беспошлинная торговля – одна из них. В ее рамках может осуществляться ввоз, вывоз и оборот любых товаров, кроме запрещенных законом. Декларантом данной процедуры может выступать исключительно владелец магазина беспошлинной торговли. Он может это делать как самостоятельно, так и через собственного представителя. Размещение данных товаров в магазине осуществляется только после выдачи соответствующего разрешения таможенным органом. Все они должны быть задекларированы, а сама точка продажа — открыта в соответствии с установленным порядком.

Основное требование к реализации таких товаров состоит в том, что оптовая торговля ими является недопустимой. Розничная осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Нереализованные товары по желанию могут быть помещены под другую таможенную процедуру, например реэкспорта или выпуска для потребления внутри государства. Законодательство также определяет действия владельца при закрытии или ликвидации магазина. Он обязан поместить все товары под другую таможенную процедуру в течение 15 дней после вынесения соответствующего решения.

Как рассчитать госпошлину за превышение норм

В том случае, если не получилось уложиться в беспошлинный весовой показатель товара – придется платить. Для того, чтобы ориентироваться в размере таможенного сбора, необходимо знать систему его расчета.

Вариант 1. Поездки совершаются не более 1 раза в 3 месяца. Товар относится к категории делимых.

1.Расчет госпошлины за превышение установленных норм веса, при данной частоте поездок, осуществляется следующим образом:

(Общий вес – 25 кг) × 4 EUR

2.Расчет госпошлины за превышение установленных норм стоимости при частоте поездок не более 1 раза в 3 месяца:

(Общая стоимость – 500 EUR) × 0,3

Вариант 2. Поездки совершаются не более 1 раза в 3 месяца. Товар относится к категории неделимых.

Неделимыми считаются товары, вес одной единицы или комплекта которых, превышает 35 кг. В этом случае расчет таможенной пошлины производиться по следующим формулам (независимо от веса и стоимости):

  1. (стоимость товара)×0,3=120 евро
  2. (вес товара)×4=252 евро

Для оплаты выбирается больший результат, в данном случае 252 евро. Дополнительно оплачивается 5 евро за оформление бумажек.

Требования к магазину

Таможенная процедура беспошлинной торговли предполагает открытие специальных точек продаж в пунктах пропуска через государственную границу, включая аэропорты. По российскому законодательству существует два вида магазинов дьюти-фри. Они различаются категориями покупателей, которые могут приобретать в них продукцию. Магазины беспошлинной торговли бывают:

  • Для физических лиц, которые выезжают за таможенную территорию.
  • Для дипломатических представительств иностранных государств и международных организаций, а также приравненных к ним служащих консульств и членов их семей.

Требования к магазину беспошлинной торговли зависят от его вида. Они касаются его расположения, оборудования и обустройства.

Страна беспошлинной торговли

Но всегда ли при покупке на территории государства, а не в магазине дьюти-фри нужно платить налог? Оказывается, рядом с Испанией находится маленькая страна Андорра. И на ее территории действует режим беспошлинной торговли. Андорра – это настоящий рай для шопоголиков. Непрерывными кажутся ряды магазинов, в которых продают редкие марки дорогих автомобилей, электронику, модную одежду, косметику премиум-класса и продовольственные товары. Многие местные жители активно участвуют в коммерческой жизни страны.

Ежедневно сюда приезжают миллионы людей. Их привлекают не только местные природные красоты и интересная архитектура, но и низкие цены. Все потому, что Андорра – это страна беспошлинной торговли. И здесь туристы могут совместить приятное с полезным. Из Испании практикуются экскурсии в Андорру. На сегодняшний день последняя живет практически полностью за счет туризма и торговли.

Правила ввоза и вывоза лекарств

Для сильнодействующих и психотропных препаратов нужен рецепт и выписка из медицинской книжки с указанием названия и дозировки (на русском или беларусском), причем ввозить можно не больше 90 суточных доз (для психотропных препаратов) и не больше трехдневной дозы – для наркотических препаратов. Заполняйте таможенную декларацию и проходите таможню по красному коридору.

При вывозе не забудьте взять с собой рецепт и выписку из медицинской карточки на эти лекарства (должны быть указаны название лекарства, дозировка, суточная доза).

Других лекарств можно брать не более 5 упаковок каждого вида.

Товары беспошлинной торговли

Данной процедуре подлежит любая продукция, которая разрешена к перемещению через государственную границу и обороту на внутренней территории. Запрещена беспошлинная торговля следующими товарами:

  • Продукцией, которая не предназначена для личного потребления или использования физическими лицами.
  • Товарами, вес которых превышает 20 кг или сумма размеров которых более 200 см.
  • Упакованной продукцией, предназначенной для розничной продажи.

Также может быть запрещена беспошлинная торговля товарами, в отношении которых установлены неэкономические запреты и ограничения согласно законодательству РФ. Однако в этот перечень не могут быть включена следующая продукция:

  • Изделия из рыбы и водных беспозвоночных, которые упакованы и готовы к непосредственному употреблению и вес которых не превышает полкилограмма.
  • Осетровая икра. Однако она должна быть маркирована в соответствии с Конвенцией о международной торговле, а ее вес не должен превышать 0,25 кг.
  • Лекарственные препараты, которые продаются без рецепта.
  • Ювелирные изделия, за исключением уникальных из янтаря.
  • Любые сувениры.

Процедура беспошлинной торговли предполагает продажу алкогольной продукции и табачных изделий без акцизных и других марок, если на их упаковке есть надпись: «For duty free sale only» на английском или ее перевод на русский, нанесенные типографским способом.

Комментарий к статье 34 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Условия включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли

В ст. 34 ТК определен открытый перечень условий включения юридического лица в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли:
1) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений, пригодных для использования в качестве магазина беспошлинной торговли и отвечающих требованиям, установленным законодательством государств — членов Таможенного союза;
2) наличие регистрационных или разрешительных документов на розничную торговлю, если обязанность их получения предусмотрена законодательством государств — членов Таможенного союза;
3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;
4) отсутствие фактов привлечения в течение 1 (одного) года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств — членов Таможенного союза.
Указанный перечень может пополняться нормативными актами как Таможенного союза, так и государств — членов Таможенного союза (пп. 5 ст. 34 ТК). В Российской Федерации дополнительные условия включения юридического лица в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли определены в ст. 82 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». К дополнительным условиям относятся:

— предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в размере не менее 2,5 миллиона рублей;

— согласование открытия магазина беспошлинной торговли в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации;

— указание определенных данных (места нахождения торгового зала, даты выдачи свидетельства и его номер; сведений о площади склада и т.д.) в свидетельстве о включении в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли.

Требования к обустройству, оборудованию и месту расположения магазина беспошлинной торговли установлены ст. 84 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Например, территория магазина беспошлинной торговли не должна включать объекты, не связанные с его функционированием или обеспечением его работы; помещения магазина беспошлинной торговли могут состоять из торговых залов, подсобных помещений, складов и т.д.
Законодательством Республики Казахстан установлены дополнительные требования, которым должно отвечать место расположения магазина беспошлинной торговли (ст. 54 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан»):

— торговый зал должен находиться за пределами места, определенного для производства таможенного декларирования товаров, вывозимых физическими лицами при их следовании через таможенную границу Таможенного союза;

— на территории магазина беспошлинной торговли должны быть места, предназначенные для осуществления торговых операций, а также отдельные огороженные места, предназначенные для осуществления операций по обеспечению сохранности товаров и подготовке товаров к продаже (вскрытие упаковки, освобождение от тары и другие).

В Республике Беларусь требования к обустройству и оборудованию магазина беспошлинной торговли установлены Положением о магазинах беспошлинной торговли, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 17 января 2012 года N 38 «О функционировании магазинов беспошлинной торговли». К особенностям оборудования магазинов беспошлинной торговли, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Республики Беларусь (магазины 1 типа), следует отнести требование о наличии системы видеонаблюдения с выводом информации на таможенные органы и органы пограничной службы для обеспечения режима в пункте пропуска через государственную границу Республики Беларусь.

К оглавлению: Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС

Страна беспошлинной торговли

Но всегда ли при покупке на территории государства, а не в магазине дьюти-фри нужно платить налог? Оказывается, рядом с Испанией находится маленькая страна Андорра. И на ее территории действует режим беспошлинной торговли. Андорра – это настоящий рай для шопоголиков. Непрерывными кажутся ряды магазинов, в которых продают редкие марки дорогих автомобилей, электронику, модную одежду, косметику премиум-класса и продовольственные товары. Многие местные жители активно участвуют в коммерческой жизни страны.

Ежедневно сюда приезжают миллионы людей. Их привлекают не только местные природные красоты и интересная архитектура, но и низкие цены. Все потому, что Андорра – это страна беспошлинной торговли. И здесь туристы могут совместить приятное с полезным. Из Испании практикуются экскурсии в Андорру. На сегодняшний день последняя живет практически полностью за счет туризма и торговли.

Дьюти-фри для физических лиц

Магазины для въезжающих на таможенную территорию РФ должны состоять из торговых залов, подсобных и складских помещений. Они оборудуются таким образом, чтобы обеспечить возможность контроля по отношению к ним. Вход посторонних в подсобные и складские помещения строго запрещен. Торговый зал дьюти-фри располагается таким образом, чтобы исключить возможность изъятия из него товаров помимо таможенного контроля и передачи третьим лицам, которые не собираются пересекать границу. В нем должны иметься стеллажи и витрины, которые позволяют потенциальным покупателям ознакомиться с ассортиментом.

В складском помещении выделяется отдельная площадь для проведения процедуры таможенного контроля, размер которой — не меньше 5 метров в длину и столько же в ширину. Она обозначается белой линией, толщина которой обязана быть больше 20 см. Товары магазина беспошлинной торговли не могут храниться на этой площади. Она предназначена исключительно для таможенного контроля.

Sold out. Бум шопинг-туризма повысил спрос петербуржцев на февральские поездки в Финляндию

20089

Антон Тарануха

«Активнее всего петербуржцы скупают товары для дома — подушки–одеяла, подставки для ноутбуков и, простите, секс–игрушки. Продажи идут бойко — маржа как минимум 100%–ная», — рассказывает молодой предприниматель.

Секрет высокой рентабельности — бизнес–партнер, живущий в Китае. В свободное от преподавания время он путешествует по провинциям, заезжает на фабрики и договаривается с производителями напрямую. Анатолию остается только оценить качество продукции по фотографиям, заключить договор и проследить доставку. В Петербург товар привозят на склад интернет–магазина, с которым требуется лишь подписать соглашение.

«Онлайн–площадка забирает себе процент с продаж — от 15 до 35% в зависимости от типа товара. Зато можно забыть про такие вещи, как эквайринг, доставка, возврат и обработка заказа, — это все берет на себя магазин. Бюрократия, конечно, присутствует, но в остальном это работа мечты», — говорит Анатолий.

Комментарий к статье 35 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Основания для исключения из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли

Юридическое лицо может быть исключено из реестра владельцев таможенного склада на основании следующих фактов:

— несоблюдения владельцем магазина беспошлинной торговли норм ТК;

— заявления владельца магазина беспошлинной торговли об исключении его из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли;

— ликвидации юридического лица;

— реорганизации юридического лица.

В ТК можно выделить две группы норм, за нарушение которых юридическое лицо может быть исключено из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли: нормы, регламентирующие условия включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, и нормы, устанавливающие обязанности владельца магазина беспошлинной торговли.
Нормы, регламентирующие условия включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, санкцией за нарушение которых является исключение из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли, изложены в пп. 1, 2 и 5 п. 1 ст. 34 ТК. К этим условиям относятся:

— нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений, пригодных для использования в качестве магазина беспошлинной торговли и отвечающих требованиям, установленным законодательством государств — членов Таможенного союза (пп. 1 п. 1 ст. 34 ТК);

— наличие регистрационных или разрешительных документов на розничную торговлю, если обязанность их получения предусмотрена законодательством государств — членов Таможенного союза (пп. 2 п. 1 ст. 34 ТК);

— соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза (пп. 5 п. 1 ст. 34 ТК).

Порядок исключения юридических лиц из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли на территории Российской Федерации установлен ст. 57 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а в Республике Казахстан — п. п. 2 — 4 ст. 57 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан».
В Республике Беларусь порядок исключения юридического лица из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли определен в Положении о магазинах беспошлинной торговли, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 17 января 2012 года N 38 «О функционировании магазинов беспошлинной торговли». В п. 34 Положения о магазинах беспошлинной торговли определено, что по общему правилу случаи исключения из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли установлены ТК. Исключением из общего правила исключения из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли является реорганизация юридического лица в форме преобразования, выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц, присоединения к нему другого юридического лица. В этих случаях лицо не исключается из реестра. Решение об исключении оформляется приказом Председателя Государственного таможенного комитета.

К оглавлению: Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС

Перспективы развития формата ЗСТ с другими странами

Сегодня идут переговоры о создании ЗСТ с рядом государств. Следующей страной, с которой будет подписано соглашение о ЗСТ, станет Сербия. Сербский вице-премьер, министр торговли, туризма и телекоммуникаций Р. Ляйич заявил, что Соглашение о свободной торговле между Сербией и ЕАЭС планируется подписать в конце октября 2019 г. в Москве. На Высшем совете ЕАЭС в мае 2020 г. был получен мандат на подписание.

Переговоры с Египтом начались в 2020 г., а к концу года они перешли к завершающей стадии, о чем уведомила В. Никишина.

Переговоры с Израилем идут медленнее. Первый раунд переговоров состоялся в конце 2020 г. На нем обсуждались меры торговой защиты, правила определения происхождения товаров, таможенное сотрудничество, разрешение споров, технические барьеры в торговле, санитарные и фитосанитарные меры, государственные закупки и вопросы торговли товарами. Речь идет, в первую очередь, о сложности согласования позиций сторон. Политические разногласия с Тегераном, который уже имеет соглашение с Евразийским союзом, не оказывают значительного влияния на ход переговоров.

Таким образом, Евразийский союз ведет целенаправленную работу по подписанию соглашений о ЗСТ с заинтересованными странами. Подобные Соглашения укрепляют позиции ЕАЭС в региональной и мировой экономике, способствуют расширению рынков сбыта национальных экономик. Но подписание таких документов не стало для союза самоцелью — речь идет о взаимовыгодных интересах. Постепенно накапливаемый опыт позволяет Евразийской комиссии более четко прописывать интересы государств-членов и нивелировать риски для национальных производителей при подписании соглашений о преференциальной торговле. Подобная практика будет продолжена.

Комментарий к статье 37 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Ответственность владельца магазина беспошлинной торговли

В Российской Федерации за неоднократное (два и более раз) привлечение к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела владелец магазина беспошлинной торговли исключается из реестра владельцев таможенных складов при совершении административных правонарушений, составы которых определены ст. ст. 16.2, 16.3 16.14, 16.15, 16.19, ч. ч. 2 и 3 ст. 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исключение из реестра магазинов беспошлинной торговли производится и при однократном привлечении владельца магазина беспошлинной торговли к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако привлечение владельца магазина беспошлинной торговли к административной ответственности не является достаточным фактом для его исключения из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли. Вторым фактом является сумма наложенных административных штрафов по указанным статьям, которая должна составлять, в том числе по совокупности, 250000 рублей и более (п. 3 ст. 81 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).
В Кодексе Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» имеется лишь бланкетная норма об ответственности владельца таможенного склада в соответствии с законами Республики Казахстан. Составы административных правонарушений в сфере таможенного дела установлены ст. ст. 400 — 438-1 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года N 155-II. Например, за нарушение порядка осуществления деятельности в сфере таможенного дела, либо за несоответствие помещений или территорий, предназначенных для учреждения магазина беспошлинной торговли, требованиям, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Республики Казахстан, владелец магазина беспошлинной торговли может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере ста месячных расчетных показателей (ст. 400-1 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года N 155-II).
Составы административных таможенных правонарушений и соответствующие санкции представлены в главе 14 Кодекса Республики Беларусь от 21 апреля 2003 года N 194-З «Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях». Специальных составов, предусматривающих ответственность для владельца магазинов беспошлинной торговли не предусмотрено, тем не менее владелец магазина беспошлинной торговли может быть привлечен к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства. Например, за использование товаров, помещенных под таможенный режим, в нарушение требований и (или) условий использования товаров в заявленном таможенном режиме, либо несовершение обязательных действий, предусмотренных заявленным таможенным режимом, на владельца таможенного склада может быть наложен штраф в размере от сорока до ста пятидесяти базовых величин (ст. 14.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года N 194-З).

К оглавлению: Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС

Общие признаки

Несмотря на приведенный выше перечень различий, существует несколько черт, которые объединяют свободные зоны. Эти общие закономерности следует учитывать при формировании новых территорий. В первую очередь, следует выделить тот факт, что создание зоны должно иметь довольно глубокие предпосылки исторического, политического, экономического, регионального, социального и другого характера. Здесь стоит выделить уровень рыночного взаимодействия в общих показателях по региону. Так, на 2008 год они составляли:

  • 66.8 % — ЕС.
  • 24.9 % — АСЕАН.
  • 12.9 % — МЕРКОСУР.
  • 55.8 % — НАФТА.

Зона свободной торговли, как показывает практика, оказывает положительное влияние на уровень развития государств-участников. Вместе с этим переход к такой модели сотрудничества не всегда будет предполагать одинаковую выгоду. Соотношения и объемы динамических и статистических результатов, которые характерны для отдельных государств, отличаются друг от друга. Это обуславливается различиями в производственных и рыночных структурах, способностях производителей адаптироваться в новых условиях, эффективности использования ресурсов.

Государства ближнего зарубежья

Согласно сведениям информационных агентств Канада планирует открыть рынок для украинской индустриальной продукции. Это будет после подписания соответствующих документов. Ранее сообщалось о том, что премьер Яценюк направится в Великобританию, США и Канаду. В Соединенных Штатах будет проведена инвестиционная конференция. По ее окончании будут подписаны документы, согласно которым будет сформирована зона свободной торговли. Украина планирует поставлять в Канаду продукцию машиностроительных заводов и индустриальные товары. После этого Яценюк планирует отправиться в Лондон, где будет вести переговоры о поддержке Киева.

Зачем заполнять таможенную декларацию

Заполненная декларация – доказательство того, что все свои ценные вещи вы изначально везли, а не купили в отпуске – а значит, платить пошлину вам не нужно. Это может пригодиться вам, если вы ездите чаще, чем раз в 3 месяца, и возите с собой новый дорогой фотоаппарат или ноутбук дороже € 300. Заполнить пассажирскую таможенную декларацию можно заранее.

Что нужно декларировать

В число подлежащих обязательному декларированию входят все вещи не относящихся к товарам для личного использования и другие из списка(иначе конфискация и штраф):

  1. наличные деньги и/или дорожные чеки, если их общая сумма при единовременном вывозе превышает сумму, эквивалентную 10 000$;
  2. так называемые денежные инструменты: дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), ценные бумаги в документарной форме;
  3. товары, запрещенные и ограниченные к вывозу. Кстати, начиная с 29 марта, нельзя вывозить из Беларуси более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 г табака, или табачных изделий в ассортименте общим весом не более 250 г в расчете на одного совершеннолетнего;
  4. культурные ценности.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий