Вто

Цели и принципы ВТО

Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Согласно декларации, работа ВТО, как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

  • Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Принцип РНБ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае .
  • Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными, устранение «проблемы безбилетника»..
  • Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.
  • Создание действующих обязательств. Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-нибудь стране в конкретном секторе, ущемленная сторона может требовать компенсаций в других секторах
  • Защитные клапаны. В некоторых случаях правительство вправе вводить торговые ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений.

Есть три типа деятельности в этом направлении:

 — Статьи, позволяющие использовать торговые меры для достижения неэкономических целей;
 — Статьи, направленные на обеспечение «справедливой конкуренции»;. Члены не должны использовать природоохранные мероприятия в качестве средства маскировки протекционистской политики
 — Положения, допускающие вмешательство в торговлю по экономическим причинам.
Исключения из принципа РНБ также составляют Развивающиеся и Наименее развитые страны, имеющие льготный режим в ВТО, региональные зоны свободной торговли и Таможенные союзы

Критика

Заявленная цель ВТО — распространение идей и принципов свободной торговли и стимуляция экономического роста. Критики считают, что свободная торговля не делает жизнь большинства более процветающей, а лишь приводит к дальнейшему обогащению уже богатых (как стран, так и личностей). Договоры ВТО также обвинялись в частичном несправедливом приоритете транснациональным корпорациям и богатым странам.

Критики также полагают, что небольшие страны имеют очень малое влияние на ВТО, и, несмотря на заявленную цель — помощь развивающимся странам, — развитые страны концентрируются, прежде всего, на своих коммерческих интересах. Также, по их утверждениям, вопросы здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды постоянно игнорируются в пользу дополнительных льгот для бизнеса, что, однако, напрямую противоречит целям и уставу ВТО. [источник не указан 1539 дней]

В частности, деятельность ВТО часто подвергается критике и осуждению со стороны антиглобалистов.

Вопреки заявленным целям, членство в ВТО не защищает страны-участники от наложения политически мотивированных односторонних экономических санкций: Санкции США против Кубы, Санкции в связи с украинскими событиями 2014 года.

Преимущества для России от вступления в ВТО

Согласно экспертным прогнозам, членство в ВТО обеспечит России ежегодный прирост ее ВВП на уровне 1,2 %, а по оценкам Всемирного банка — до 11 % ВВП в долгосрочной перспективе. Оно откроет российской продукции доступ к мировым рынкам, даст стране эффективный механизм взаимодействия с иностранными партнерами, повысит инвестиционную привлекательность российского бизнеса и гарантирует рост объемов внешней торговли.

Российские экспортеры получат равные права с другими участниками мирового рынка, отчего выиграют конкурентоспособные игроки, ориентированные на внешний рынок, в первую очередь — крупные экспортёры сталелитейной и сельскохозяйственной продукции, минеральных удобрений, зерна и древесины, нефтегазовая промышленность.

Членство в ВТО позволит российской продукции преодолеть торговые барьеры в виде пошлин, квот и ограничений, ежегодные издержки от которых в оцениваются в 2 млрд долларов. К примеру, в отношении товаров российской металлургической, химической и лёгкой промышленности в настоящее время действует более 120 различных ограничений. По мнению газеты «Ведомости», это позволит диверсифицировать экспорт за счет несырьевых товаров.

По мнению сторонников идеи, для рядового потребителя интеграция России в ВТО обернется снижением цен вследствие притока иностранных товаров и роста конкуренции и дешевыми потребительскими кредитами.

Южно-Американское сообщество наций

В декабре 2004 года в перуанском городе Куско (Cuzco) представители 12 стран Южной Америки подписали декларацию о создании политического и социально-экономического блока Южноамериканское сообщество наций (South American Community of Nations). Согласно договоренностям, территорию стран сообщества объединит общий рынок с едиными правилами, в соответствии с которыми будет вестись торговля с остальным миром. Кроме того, у граждан нового союза в будущем появятся единые паспорт, валюта, парламент и суд.

В «Декларации Куско» указывается, что для принятия решений по проблемам региона главы государств сообщества будут проводить ежегодные встречи. Текущие вопросы формирования ЮСН будут решаться министрами иностранных дел.

Сообщество было создано на основе двух основных торговых объединений региона — Андского сообщества, куда входят Боливия, Колумбия, Перу, Эквадор и Венесуэла, и Южноамериканского общего рынка (Mercosur), куда входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Кроме этих стран, в ЮСН вошли Чили, Суринама и Гайаны.

ЮСН станет одним из крупнейших в мире интеграционных объединений с населением около 360 миллионов человек и совокупным ВВП более 973 миллиардов долларов. Территория, которую охватывает союз, составляет 45 процентов от всего американского континента.

Лидеры стран блока заявляют, что при его создании они руководствовались опытом Евросоюза. Более того, они надеются, что Южноамериканское сообщество наций со временем составит конкуренцию США и Евросоюзу.

йНЛОЮМХЪ «рНПЦНБШИ дХГЮИМ»

«рНПЦНБШИ дХГЮИМ» — БЕДСЫЮЪ ЛМНЦНОПНТХКЭМЮЪ ПНЯЯХИЯЙЮЪ ЙНЛОЮМХЪ, ЯОЕЖХЮКХГХПСЧЫЮЪЯЪ МЮ ЙНЛОКЕЙЯМНЛ НЯМЮЫЕМХХ ОПЕДОПХЪРХИ РНПЦНБКХ, ГЮБЕДЕМХИ НАЫЕЯРБЕММНЦН ОХРЮМХЪ, УХЛВХЯРНЙ Х ОПЮВЕВМШУ Х ОХЫЕБШУ ОПНХГБНДЯРБ, ПЮАНРЮЧЫЮЪ МЮ ПШМЙЕ ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМНЦН РНПЦНБНЦН НАНПСДНБЮМХЪ Я 1993 ЦНДЮ.

мЮОПЮБКЕМХЪ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ ЙНЛОЮМХХ:

  • ОПНЕЙРХПНБЮМХЕ НАЗЕЙРНБ РНПЦНБКХ, ОПЕДОПХЪРХИ НАЫЕЯРБЕММНЦН ОХРЮМХЪ, ЦНЯРХМХВМНЦН ЙНЛОКЕЙЯЮ, УКЕАНОЕЙЮПМШУ Х ЙНМДХРЕПЯЙХУ ОПНХГБНДЯРБ, ЛЪЯНОЕПЕПЮАЮРШБЮЧЫХУ ЖЕУНБ Х ОПЕДОПХЪРХИ ОН ОЕПЕПЮАНРЙЕ НБНЫЕИ Х ТПСЙРНБ;
  • ЙНЛОКЕЙЯМНЕ НЯМЮЫЕМХЕ РНПЦНБШУ ЖЕМРПНБ, ЦХОЕПЛЮПЙЕРНБ Х ЯСОЕПЛЮПЙЕРНБ, ЛЮЦЮГХМНБ Х ЙЮТЕ ОПХ югй, ЮОРЕЙ, ПЕЯРНПЮМНБ, АЮПНБ Х ЙЮТЕ, ЯРНКНБШУ, ОПЕДОПХЪРХИ ОХЫЕБШУ ОЕПЕПЮАЮРШБЮЧЫХУ ОПНХГБНДЯРБ, ЦНЯРХМХВМНЦН ЙНЛОКЕЙЯЮ Х ОПЮВЕВМШУ;
  • ПНГМХВМЮЪ Х НОРНБЮЪ ОПНДЮФЮ РНПЦНБНЦН, УНКНДХКЭМНЦН, РЕУМНКНЦХВЕЯЙНЦН, АЮПМНЦН, УКЕАНОЕЙЮПМНЦН, ЙНМДХРЕПЯЙНЦН, ЛЪЯНОЕПЕПЮАЮРШБЮЧЫЕЦН, СОЮЙНБНВМНЦН Х САНПНВМНЦН НАНПСДНБЮМХЪ, ЛЕАЕКХ, ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМНИ ОНЯСДШ, Ю РЮЙФЕ ГЮОЮЯМШУ ВЮЯРЕИ БЕДСЫХУ ГЮПСАЕФМШУ Х ПНЯЯХИЯЙХУ ОПНХГБНДХРЕКЕИ. юЯЯНПРХЛЕМРМЮЪ Х ЖЕМНБЮЪ ОНКХРХЙЮ ЙНЛОЮМХХ МЮОПЮБКЕМШ МЮ ДНКЦНЯПНВМНЕ Х БГЮХЛНБШЦНДМНЕ ЯНРПСДМХВЕЯРБН Я ЙКХЕМРЮЛХ Х ОЮПРМЕПЮЛХ;
  • ДНЯРЮБЙЮ НАНПСДНБЮМХЪ БШОНКМЪЕРЯЪ Б ЙПЮРВЮИЬХЕ ЯПНЙХ ЮБРНЛНАХКЭМШЛ, ФЕКЕГМНДНПНФМШЛ Х ЮБХЮРПЮМЯОНПРНЛ Б КЧАНИ ПЕЦХНМ пНЯЯХХ;
  • ЯЕПБХЯМНЕ НАЯКСФХБЮМХЕ, ПЮАНРШ ОН ББНДС НАЗЕЙРНБ Б ЩЙЯОКСЮРЮЖХЧ, ЦЮПЮМРХИМНЛС Х ОНЯКЕЦЮПЮМРХИМНЛС НАЯКСФХБЮМХЧ НЯСЫЕЯРБКЪЧР ЯНАЯРБЕММШЕ ЯЕПБХЯМШЕ ЖЕМРПШ Б лНЯЙБЕ Х ЕЫЕ 14 ЦНПНДЮУ пНЯЯХХ. лШ ЦЮПЮМРХПСЕЛ ОНЯРНЪММНЕ МЮКХВХЕ ГЮОЮЯМШУ ВЮЯРЕИ МЮ ЯЙКЮДЕ, ЛХМХЛЮКЭМШЕ ЯПНЙХ ПЕЮЦХПНБЮМХЪ Х БНГЛНФМНЯРЭ НАЯКСФХБЮМХЪ НАЗЕЙРНБ Б КЧАНИ РНВЙЕ пНЯЯХХ;
  • РЕУМНКНЦХВЕЯЙЮЪ ОНДДЕПФЙЮ ОПЕДОПХЪРХИ РНПЦНБКХ, НАЫЕЯРБЕММНЦН ОХРЮМХЪ Х ОХЫЕБШУ ОПНХГБНДЯРБ;
  • ЙНМЯЮКРХМЦ, ЙНМЯСКЭРЮЖХХ БШЯНЙНЙБЮКХТХЖХПНБЮММШУ ЯНРПСДМХЙНБ, ЦНРНБШЕ АХГМЕЯ-ПЕЬЕМХЪ ОН ЙНЛОКЕЙЯМНЛС НЯМЮЫЕМХЧ НАЗЕЙРНБ ПЮГКХВМШУ ЙЮРЕЦНПХИ;
  • НАСВЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЮ ОПЕДОПХЪРХЪ ПЮАНРЕ МЮ ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМНЛ НАНПСДНБЮМХХ.

йНЛОЮМХЪ «рНПЦНБШИ дХГЮИМ» — ОНЯРНЪММШИ СВЮЯРМХЙ БШЯРЮБНЙ, НПЦЮМХГЮРНП ЯОЕЖХЮКХГХПНБЮММШУ ЛЮЯРЕП-ЙКЮЯЯНБ, ЙНМТЕПЕМЖХИ Х ЯЕЛХМЮПНБ, ЯБЪГЮММШУ Я ПЮГКХВМШЛХ НАКЮЯРЪЛХ АХГМЕЯЮ. оПХГМЮМХЕЛ ОПНТЕЯЯХНМЮКХГЛЮ Х РБНПВЕЯЙНЦН ОНДУНДЮ ЙНККЕЙРХБЮ ЙНЛОЮМХХ «рНПЦНБШИ дХГЮИМ» Й ПЮАНРЕ ЯКСФЮР ЛМНЦНВХЯКЕММШЕ ДХОКНЛШ, МЮЦПЮДШ Х ОНКНФХРЕКЭМШЕ НРГШБШ МЮЬХУ ОЮПРМЕПНБ.
 
лШ ОНЯРНЪММН ПЮГБХБЮЕЛ ЯБНИ АХГМЕЯ, Ю ДКЪ ЩРНЦН ЯРПЕЛХЛЯЪ ОПЕДНЯРЮБКЪРЭ КСВЬХИ, ЙЮВЕЯРБЕММШИ ЮЯЯНПРХЛЕМР, ПЮЯЬХПЪЕЛ ЯЕПБХЯМШИ ОЮЙЕР, ЦХАЙН Х НОЕПЮРХБМН ПЕЮЦХПСЕЛ МЮ ХГЛЕМЕМХЪ ПШМЙЮ, ОПЕДКЮЦЮЕЛ НОРХЛЮКЭМШЕ СЯКНБХЪ ЯНРПСДМХВЕЯРБЮ Х ОНЯРНЪММН НАМНБКЪЕЛ ТНПЛШ ПЮАНРШ ЯН ЯБНХЛХ ОЮПРМЕПЮЛХ.
 

Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР)

Крупнейший из союзов, наиболее динамично развивающийся и влиятельный — МЕРКОСУР, созданный в 1991 году на основе Асунсьонского договора. По размерам и экономическому потенциалу МЕРКОСУР представляет собой второй (после ЕС) таможенный союз и третью (после ЕС и Североамериканской зоны свободной торговли) зону свободной торговли.

Организационная структура МЕРКОСУР отличается гибкостью, простотой и практичностью, которая предусматривает обязательное представительство правительства каждой из четырех стран-участниц, но не предполагает создания какого-либо наднационального органа. Все решения принимаются на основе консенсуса.

Высшим руководящим органом МЕРКОСУР является Совет общего рынка, в который входят министры иностранных дел и экономики. Созывается он не реже одного раза в полгода. Его встречи завершаются проведением саммитов, утверждающих решения Совета.

Исполнительным органом является Группа общего рынка (ГОР), в состав которой входят четыре полномочных представителя и четыре их заместителя от стран-участниц, назначаемых правительствами и включающих представителей министерств иностранных дел, экономики и центральных банков. Координация деятельности ГОР осуществляется МИД стран-участниц.

При ГОР действует 10 рабочих групп по конкретным направлениям сотрудничества и Комиссия по торговле, призванная обеспечивать проведение общей торговой политики в рамках таможенного союза. Возглавляют Совет и ГОР страны-участницы поочередно каждые полгода.

В систему МЕРКОСУР входят также Совместная парламентская комиссия, включающая представителей национальных парламентов, и Консультативный социально-экономический форум, созданный для обеспечения участия представителей бизнеса и профсоюзов в выработке рекомендаций для ГОР. Технические функции в МЕРКОСУР возложены на Административный секретариат, расположенный в Монтевидео (Уругвай).

Углубление экономической интеграции в Южном конусе сопровождается укреплением МЕРКОСУР как политического образования. В 1996 г. саммит в Сан-Луисе (Аргентина) принял обязательство проводить совместные консультации и осуществлять меры политического давления в случае возникновения угрозы демократическому строю в одном из государств-членов объединения.

МЕРКОСУР придает большое значение вопросам создания системы, гарантирующей выполнение взятых странами-участницами обязательств как непременного условия успешного продвижения интеграционных начинаний.

Если прямые переговоры заинтересованных сторон не приводят к урегулированию спорного вопроса, он передается на рассмотрение ГОР, выступающей посредником и вырабатывающей рекомендации. В случае их неприятия сторонами образуется Арбитражный суд, решение которого является окончательным. Как свидетельствует практика функционирования МЕРКОСУР, урегулирование спорных вопросов, постоянно возникающих у его участников, осуществляется и без Арбитражного суда путем достижения взаимных компромиссов.

Восточно-африканское сообщество

Восточно-Африканское сообщество — межгосударственная организация, включающая Кению, Танзанию и Уганду. Сообщество было создано в 1967 году, а в 1977 году прекратило деятельность. В 1993 году Восточно-Африканское сообщество было заменено Восточно-Африканским сотрудничеством, а в 1999 году было подписано новое соглашение о создании Восточно-Африканского сообщества. С 2000 года соглашение вступило в силу.

Основные цели организации — гармонизация таможенных тарифов и таможенных режимов стран-участниц, создание условий для свободного передвижения трудовых ресурсов и улучшение инфраструктуры в регионе.

Ширина проходов в торговых залах магазинов

Таблица А.1 — Ширина проходов между оборудованием в торговых залах магазинов (строящихся и реконструируемых)

Ширина, м, не менее

Между прилавками для хранения личных вещей покупателей и стеной (проход для покупателей в торговый зал)

1,7

Между параллельно расположенными островными горками*

1,4

Между островными горками и пристенным охлаждаемым оборудованием*

1,6

Между кассовыми кабинами или прилавками обслуживания и установленными параллельно им горками*

2,0

Между кабинами контролеров-кассиров

0,6

Между кассовыми кабинами и торцами островных горок

2,0

Между прилавком и оборудованием за прилавком

0,9

Между прилавками

2,8

Между прилавками и стеной

1,2

* При доставке товаров в торговый зал с использованием подъемно-транспортного оборудования ширина проходов должна быть не менее 2,2 м.

Критерии торговых предприятий

Согласно статье 1225 Гражданского кодекса РФ критериями отнесения объектов торговли к «торговой сети» в рамках «иных средств индивидуализации считаются использование единого»:

— фирменного наименования, под которым понимается средство индивидуализации, содержащее указание на организационно-правовую форму юридического лица и собственно наименование юридического лица (статья 1473);

— товарного знака, то есть обозначения, служащего для индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (статья 1477);

— знака обслуживания, то есть обозначения, служащего для индивидуализации выполняемых юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем работ или оказываемых ими услуг (статья 1477).

Существует целый ряд законов и подзаконных актов, регламентирующих сферу розничной торговли. К ним относится, в частности, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле). Названный нормативный правовой акт содержит в себе нормы, которые применимы к холдинговым объединениям.

Как указывается в Пояснительной записке к законопроекту № 231757-5 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», задачами, решить которые призван закон, являются:

— обеспечение баланса экономических
интересов хозяйствующих субъектов при заключении и исполнении договоров
поставки;

— формирование условий для развития торговой деятельности, обеспечение равномерного и цивилизованного развития различных видов, форм и форматов торговой деятельности.

В последние время наиболее актуально используется такое понятие как «торговый формат», заменившее словосочетание «тип магазина».

История ВТО

Возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.

Экономическим фундаментом требований либерализации внешней торговли служит экономическая теория сравнительного преимущества, разработанная в начале XIX века Давидом Рикардо.

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.

СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.

Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступила к работе.

Осенью 2001 года в столице Катара был начат Дохийский раунд переговоров ВТО о дальнейшей либерализации мировой торговли. Среди включённых в него вопросов — либерализация мировой торговли аграрной продукцией, в том числе снижение тарифов и отмена субсидий, финансовые услуги и защита интеллектуальной собственности. Однако переговоры затягиваются, во многом из-за проблемы доступа к несельскохозяйственным рынкам. Развитые страны хотят получить больше доступа к промышленному сектору развивающихся стран, последние, в свою очередь, опасаются, что это может привести к снижению темпов экономического роста.

Россия вступила во Всемирную торговую организацию и стала её 156-м членом 22 августа 2012 года.

Организационная структура ВТО.

Органы управления ВТО имеют три иерархических уровня (рис. 1).

Стратегические решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция,которая собирается как минимум один раз в два года.

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей стран-членов ВТО (обычно послов и глав делегаций стран-участниц). В ведении Генерального совета находятся два специальных органа – по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны специальные комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет ВТО действует как орган разрешения споров для урегулирования конфликтов, возникающих в связи с выполнением базовых соглашений. Он обладает исключительными полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами, а также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.

Генеральный совет частично делегирует свои функции трём советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО, – Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соглашения ТРИПС, также занимается проблемами, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет Генеральный Директор ВТО (с 2002 – Супачаи Панитчпакди). Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает самостоятельных решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам ВТО, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

Итоги первого года России в ВТО

В декабре 2013 года «Российская газета» приводила официальную статистику по экспорту. С января по сентябрь 2013 года Россия на 9,6 % больше поставляет на мировой рынок нефтепродуктов, на 5,6 % — обработанных лесоматериалов. Легковых автомобилей отправлено на экспорт больше на 14,2 %, чем за тот же период прошлого года (в статистике учитывается экспорт в Белоруссию и Казахстан). Однако, сделать выводы о негативном или позитивном опыте от вступления РФ в ВТО эта статистика не поможет. Заместитель министра экономразвития Андрей Клепач  объясняет, что «с момента вступления в ВТО прошло довольно мало времени. Для каких-то серьезных подвижек нужен срок не меньше, чем несколько лет».

«Конкурировать на внутреннем рынке с иностранными «тяжеловесами» в перспективе будет все сложней, поскольку у нас гигантский износ основных фондов 70-75 процентов. Сложно покупать российское, когда его почти не осталось», — говорит президент Всероссийской организации качества Геннадий Воронин. Сегодня россияне на 90 % одеты в импортные вещи, на их столах почти 60 % иностранной еды, 70 % — иностранных лекарств. В этой ситуации может помочь только более эффективные практические меры государственной поддержки российских товаров на рынке. 

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий