Психологическая экспертиза

Резюме

Объектом исследования
эксперта-психолога является
психическая деятельность
подэкспертного лица в юридически
значимых ситуациях.

Предметом
исследования судебного
психолога-эксперта являются
закономерности и особенности
протекания и структуры психических
процессов (психической
деятельности), имеющие юридическое
значение и влекущие определенные
правовые последствия.

Специальные познания
(знания) эксперта-психолога — это
психологические теоретические и
методологические знания о
закономерностях и особенностях
протекания и структуры психической
деятельности человека, имеющих
юридическое значение, полученные в
результате специальной
профессиональной психологической
подготовки и внедренные в практику
судебной экспертизы, которые
используются при расследовании
преступлений и рассмотрении
уголовных дел в суде в целях
содействия установлению истины по
делу по основаниям и в порядке,
определенном уголовно-процессуальным
кодексом.

За пределами
профессиональной компетенции
судебного эксперта-психолога
находятся:

  • явления, которые
    недоступны познанию с точки
    зрения уровня развития
    современной психологической
    науки; использование
    спекулятивных, малоизвестных, не
    апробированных в научной
    психологии и в экспертной
    практике теоретических положений
    и методов исследования;
    содержание сознания
    подэкспертных, которое
    невозможно исследовать из-за
    методической специфики
    проведения
    судебно-психологической
    экспертизы;

  • обстоятельства,
    имеющие значение для суда и
    следствия, но не являющиеся
    предметом исследования
    эксперта-психолога и относящиеся
    к компетенции органа, ведущего
    производство по делу;

  • явления,
    относящиеся к изучению
    психических процессов, но
    составляющие предмет
    исследования
    экспертов-психиатров и
    находящиеся в их компетенции;
    психические процессы и
    состояния, в целом входящие в
    компетенцию эксперта-психолога,
    но не имеющие юридического
    значения при тех или иных
    предметных видах экспертизы.

Лицо, привлекаемое к
проведению судебно-психологической
экспертизы, должно иметь высшее
психологическое образование и
специализированное постдипломное
образование по судебной психологии.
Объем специальных познаний
эксперта-психолога включает
теоретические и методические знания
в областях общей, возрастной,
клинической и социальной психологии;
знания основ судебной психиатрии,
уголовного и
уголовно-процессуального права;
знания специализированных дисциплин
-теории и практики
судебно-психологической и
комплексной судебной
психолого-психиатрической
экспертизы.

Литература

1. Виндберг А.И.,
Малаховская Н. Т.
Судебная
экспертология. Волгоград, 1979.

2. Жирное В.Д.
К вопросу о предмете и методе
медицины // Вестник АМН СССР. 1972.
№ 3. С. 17-22.

3. Коченов М.М.
Введение в
судебно-психологическую экспертизу.
М., 1980.

4. Коченов М.М.
Теоретические основы
судебно-психологической экспертизы /
Автореф. дисс…. д-ра психол. наук.
М., 1991.

5. Кудрявцев И.А.
Судебная
психолого-психиатрическая
экспертиза. М.,1988.

6. Махов В.Н.
Сущность и понятие специальных
знаний в советском уголовном
процессе // Вопросы борьбы с
преступностью. М., 1986. Вып. 44. С.
56-66.

7. Метелица Ю.Л.,
Шишков С.Н.
Объекты
судебно-психиатрической экспертизы
// Современное состояние и
перспективы развития новых видов
судебной экспертизы. М., 1987. С.
143-153.

8. Поляков Ю.Ф.
Проблемы и перспективы
экспериментально-психологических
исследований шизофрении //
Экспериментально-психологические
исследования патологии психической
деятельности при шизофрении. М.,
1982. С. 5-28.

9. Сафуанов Ф.С.,
Шишков С.Н.
Человек в зеркале
психоанализа и уголовное право //
Обозрение психиатрии и медицинской
психологии имени В.М. Бехтерева,
1992. № 3. С. 92-97.

10. Унифицированная
программа последипломного
образования врачей по социальной и
судебной психиатрии. М., 1995.

11. Философский
словарь. М., 1980.

12. Философский
энциклопедический словарь. М., 1983.

13. Франкл В.
Человек в поисках смысла. М., 1990.

14. Фрейд 3.
Психология бессознательного. М.,
1990.

15. Шишков С.Н.
Предмет судебной психиатрии //
Советское государство и право. 1990.
№ 11. С. 31-38.

Дополнительная
литература:

1. Сафуанов Ф.С.
Об основных категориях
судебно-психологической экспертизы в
уголовном процессе //
Психологический журнал. 1994. Т. 17.
№ 3. С. 51-54.

Виды психолого-лингвистической экспертизы

Психолого-лингвистическая экспертиза бывает следующих видов:

  1. Досудебной или внесудебной. Ее проводят по запросу, который могут сделать физические лица и организации, юристы, учреждения и адвокаты;
  2. Судебная – инициирует орган следствия или суд.

Особенность первого вида – по завершению ее проведения составляется внесудебная или досудебная психолого-лингвистическая экспертиза. Особенность второго – назначается по определению или постановлению следственных органов или суда. Заключение готовится в виде судебной психолого-лингвистической экспертизы.

Как указано выше, среди тех, кем проводится лингвистическая экспертиза, обязательно присутствуют лингвист и психолог. Задача первого – установить смыслы, дать оценку анализируемому тексту. Задача второго – выявить наличие конфликта по исследуемому тексту, его социально-психологическую направленность.

Примеры дел, в которых применяется рассмотренный вид исследований:

  • экстремизм, терроризм, разжигании ненависти, вражды, межнациональной розни, призыв к массовым беспорядкам;
  • взятка и вымогательство;
  • клевета и недостоверная информации;
  • защита чести, достоинства и деловой репутации;
  • изнасилования, педофилия, действиях сексуального характера в отношении несовершеннолетних и малолетних.

Список неполный. Можно продолжать перечнем дел и споров о нарушении авторских прав и интеллектуальной собственности, подделки документов, служебных преступлениях и т.п.

Для пользователей сайта Ekspertizy.org нами был собран (и постоянно пополняется) перечень организаций, которые проводят Психолого-лингвистическую экспертизу:

МоскваСанкт-ПетербургАстраханьБарнаулВладивостокВолгоградВоронежЕкатеринбургИжевскИркутск
КазаньКалининградКемеровоКировКраснодарКрасноярскЛипецкМахачкалаНабережные ЧелныНижний Новгород
НовокузнецкНовосибирскОмскОренбургПензаПермьРостов-на-ДонуРязаньСамараСаратов
ТольяттиТомскТулаТюменьУльяновскУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯрославль

Чем опасна псевдопсихология

Такие практики способны Fake science: The impact of pseudo‑psychological demonstrations on people’s beliefs in psychological principles. Plos One оказывать значительное влияние на людей, формировать и укреплять лженаучные убеждения и даже ложные Fasce A. Divan Couches and Gurus: The Origin and Dangers Of Clinical Pseudopsychology. Metode воспоминания.

Психологи‑шарлатаны могут только усугубить ваше состояние своими советами. Ещё хуже, если, придя на такой тренинг, вы попадёте в секту и станете зависимым. В этом случае вы не только потеряете деньги и рискуете разорвать связь с близкими и реальным миром, но и, вероятно, получите новые психологические или даже физические травмы.

Например, журналистка «Новой газеты» Елена Костюченко всего после четырёх дней, проведённых на российском аналоге Lifespring — тренинге «Роза мира», — полтора месяца находилась «Помню только, что я лежу на полу зала и плачу — и плачут рядом». Как бизнес‑тренинги превращают людей в сектантов. The Insider в психиатрической больнице. Она расследовала самоубийства трёх других участниц проекта.

Кроме того, псевдоспециалисты снижают Fasce A. Divan Couches and Gurus: The Origin and Dangers Of Clinical Pseudopsychology. Metode доверие к психологии в целом и подрывают авторитет академических исследователей. А это, в свою очередь, только укрепляет позиции псевдопсихологии.

Виды судебно-психологических экспертиз

Первичная СПЭ представляет собой однократное исследование индивидуальных психологических особенностей подэкспертных лиц. Она может осуществляться как амбулаторно, так и стационарно (в учреждении министерства здравоохранения).

Назначение дополнительной экспертизы происходит при недостаточной ясности или неполноте экспертного заключения по некоторым вопросам. Ей обязательно предшествует допрос эксперта, который дает заключение.

Повторную экспертизу проводит комиссия экспертов в новом составе тогда, когда есть значительные сомнения по поводу точности, правильности и обоснованности экспертного заключения, которое касается основных вопросов следователя (дознавателя) или суда.

В состав наиболее типичных обстоятельств, которые требуют назначения повторных экспертиз, можно включить: односторонний отбор экспертами сведений уголовного дела (на их основе делается вывод об индивидуальных психологических особенностях личности подэкспертного); отсутствие развернутых описаний применяемого экспертами психологического инструментария.

Заочную СПЭ проводят в случае расследования дел о самоубийствах. Здесь оценка психического состояния подэкспертного происходит на основе свидетельских показаний, медицинских документов и его продуктов деятельности (например, личный дневник, письмо, рукопись и др.).

Комиссионную экспертизу осуществляют несколько экспертов одного профиля при необходимости проведения сложного экспертного исследования. По результатам экспертизы исследователи вместе проводят анализ полученных сведений. После этого, придя к единому мнению, эксперты формируют и подписывают единое заключение или акт о невозможности его дать.

Замечание 2

При наличии разногласий между экспертами каждый из них может дать отдельное заключение. Эксперт, мнение которого разошлось с выводами большинства, создает свое отдельное заключение.

Комплексную экспертизу проводят эксперты разных специальностей в рамках их компетенции. Это необходимо для случаев, когда для проведения исследований требуются познания в разных областях. Чаще всего такой вид экспертизы включает решение вопросов, которые касаются психологии, психиатрии, дефектологии и медицины.

Классификация психологических экспертиз — ТОП-7 главных видов

Теперь мы рассмотрим некоторые виды комплексных исследований, в которых психология пересекается с другими науками.

Вид 1. Психолого-медицинская экспертиза

Задачи этого комплексного исследования — определить, насколько меняется психика человека, который страдает или страдал тяжелым хроническим или неизлечимым заболеванием.

Ведь тяжелые заболевания (туберкулез, онкология, ДЦП и др.) вызывают временные или постоянные изменения в психике. Часто этот процесс бывает необратимым. Проводят эту экспертизу, когда такой человек фигурирует в деле как подозреваемый или свидетель.

Статья «Судебная медицинская экспертиза» расскажет о других подробностях этого исследования.

Вид 2. Психолого-психиатрическая экспертиза

Психологическая экспертиза часто пересекается с психиатрической. Однако между ними есть существенное различие.

Если же человек находится в пограничном состоянии и требуется определить, насколько его поведение соответствует психическим нормам, тогда проводится психолого-психиатрическое исследование.

Подробно об этом — в статье «Психиатрическая экспертиза».

Вид 3. Психолого-автотехническая экспертиза

Эта экспертиза проводится при расследовании дорожно-транспортных и других происшествий, в которых присутствует какая-либо техника и механизмы.

Эксперт-психолог со специалистами инженерно-технических наук исследуют, насколько человек пригоден к выполнению конкретных профессиональных обязанностей, а также насколько он способен действовать в стрессовых и аварийных ситуациях.

Вид 4. Психолого-криминалистическая экспертиза

В ходе этого исследования изучается психологическое состояние человека во время следственных действий и выявляется информация, которая может определенным образом менять его сознание (например, пропаганда жестокости и насилия).

Актуальна психолого-криминалистическая экспертиза при расследовании уголовных дел.

По аналогичной теме читайте статью «Судебная экспертиза».

Вид 5. Психолого-педагогическая экспертиза

Чаще всего это исследование применяется в образовательных и научных целях, когда анализируется формирование особенностей детской психики в процессе обучения и воспитания.

Кроме прочих вопросов в ходе исследования во внимание специалистов попадает влияние на детскую психику различных негативных факторов — мультфильмов, рекламы, компьютерных игр и игрушек и т. д

Также проводится психологическая экспертиза ребенка для суда при разводе родителей.

Вид 6. Психолого-лингвистическая экспертиза

Этот вид экспертизы изучает язык как проявление психической активности личности. Наряду с психологами в исследовании принимают участие лингвисты. Они устанавливают авторство письменного текста.

Исследоваться могут не только письменные документы, но и аудиозаписи, на которых зафиксирована речь.

Что представляет собой «Лингвистическая экспертиза», читайте в отдельной публикации.

Вид 7. Психолого-светотехническая экспертиза

Это еще один вид исследования, который назначается при дорожно-транспортных происшествиях. Проводится оно тогда, когда нужно оценить действия водителя и причины ДТП в условиях освещенности, которые могут влиять на психофизиологические особенности восприятия водителя.

Психолого-светотехническая экспертиза проводится специалистами инженерной психологии и светотехники.

Социальная экспертиза

Социально-психологическая экспертиза представляет собой отдельное направление экспертной работы. Как правило, в данном виде экспертизы нуждаются лица, которые испытывают затруднение в социальном общении, лица, склонные к девиантному поведению, к правонарушениям.

Социальная экспертиза проводится тогда, когда решение нормативного характера может положительно или отрицательно сказаться на жизнедеятельности людей. Необходимость её проведения связана с тем, когда у органа, принимающего решение:

Нет достаточной ясности по вопросам:

  1. Возможных масштабов влияния принимаемого решения на жизнедеятельность;
  2. Каковы будут последствия реализации решения в разных социальных группах;
  3. Какое необходимо ресурсное обеспечение;
  4. Недостаток аргументов «за» и «против» подготовленного решения;
  5. Только экспертный путь получения аргументов;

Есть намерение:

  1. Прогнозировать последствия решений;
  2. Противостоять внешнему давлению с помощью аргументов, добиваясь их признания и внесение изменений в названные решения;
  3. В своих действиях использовать авторитет специалистов;

Наличие противоречащих друг другу решений. В этом случае требуется внешний арбитр, чтобы выбрать лучший вариант.

Основная цель социальной экспертизы состоит в том, чтобы установить соответствие деятельности органов государственной власти, социальных институтов интересам граждан и задачам социальной политики.

Безграничными цели и задачи социальной экспертизы быть не могут, потому что в этом случае её проведение теряет практический смысл. Конечным результатом или итогом экспертизы является установление того самого соответствия деятельности государства и социальных институтов.

Поскольку социальные интересы людей обширны, а эксперты рассматривали бы все возможные ситуации, где они затрагиваются, то положение было бы крайне затруднительным. В связи с этим возникает необходимость уточнить цель социальной экспертизы и её конкретные задачи:

  • Ясное аргументированное заключение о соответствии всех нормативных правовых актов и деятельности органов государственной власти, местного самоуправления положениям социальной политики;
  • Выявить документы или факты деятельности, имеющие негативные социальные последствия. Оценить возможные масштабы таких последствий;
  • Проекты нормативных правовых актов, социальные проекты, программы оценить на предмет соответствия законным интересам граждан, и представить вывод о допустимости и целесообразности их реализации;
  • Внесение предложений по решению возникшей социальной проблеме.

Факультативные основания

Кроме того, что существуют обязательные условия, при наступлении которых будет назначено психологическое исследование личности, присутствуют в рамках дела и факультативные. Это говорит о том, что при их наличии, проводить исследование на основании постановления не относится к числу обязательных.

  1. Установление автора написанного документа в зависимости от психического состояния в уголовном судопроизводстве. Здесь проводиться специальная психолого-лингвистическая экспертиза. Несмотря на то, что такие документы могут составляться и под давлением, в нем все равно найдет отражение психика человека. Ее следы не останутся незаметными для специалиста. Здесь следует остановиться на понятии вербальный стереотип, указывающий на проявление психических особенностей человека, его уникальность. Сюда также относятся случаи проведения экспертизы не документа, а записанного разговора или речи индивида.
  2. Психологическое исследование по произошедших происшествиям с участием технических средств. Чаще всего это разновидности происшествий на транспортных средства, авиа или ж.-д. Как говорится, человек-оператор или иной подобный человек может допускать ошибки, связанные с отдачей соответствующего приказа или принципов поведения. В такой ситуации проводиться технико-психологическое исследование.
  3. Цель экспертизы – установить не патологическое психическое состояние человека, что может предрасполагать к самостоятельному убийству. Если будут установлены возможные проявления преступного поведения лица, должны проявляться признаки зависимости погибшего от виновного. С ним на протяжении временного периода могут происходить жестокие обращения, издевательства, что в итоге и приводит к самоубийствам. При этом очень тяжело изучить саму личность, если он лишился жизни. Здесь в помощь могут пойти близкие родственники, обстоятельства, предшествующие произошедшему и многое иное. Весь их комплекс и будет помогать экспертам достичь истины по СПЭ, а следователю – наказать виновного в совершенном преступном деянии.
  4. Выявляться может и целесообразность конкретного риска, при наступлении ситуаций с тяжкими последствиями. В качестве примера можно привести увод транспортного средства в сторону скопления людей при появлении машины во встречном направлении, а равно необходимая оборона, когда нападающим причиняется вред здоровью или вообще они лишаются жизни. Каждый из этих моментов оценивается в результате изучения личности в комплексе с обстоятельствами по делу.

Порядок назначения

Чтобы эксперты вступили в работу по исследованию личности с психологической стороны, следует от имени следователя или судьи вынести соответствующее постановление или определение соответственно. Все остальные письменные бумаги, просьбы и требования не послужат основанием для начала исследования.

В постановлении отображается непосредственное основание, которое и послужило причиной назначения

Особенно это важно, когда проводиться комплексное изучение личности, совершившей преступные действия

Ведь надо обратить внимание на неукоснительное проведение исследования со всех сторон, изучив детально психологическое развитие

Документ должен содержать и иные пункты, как например фабула дела, данные о лице, ее назначившем, дополнительные обстоятельства при расследовании, экспертное учреждение, куда направляется постановление. Стоит отметить, что почти всегда присутствует приложение в виде меддокументации и копий из материалов дела. Это все необходимо для качественного проведения экспертизы.

Поставленные вопросы должны касаться исключительно личности исследуемого и не должны выходить за пределы компетенции самого эксперта. Не лишним будет предварительно позвонить в учреждение и проконсультироваться по поводу перечня задаваемых вопросов. Это позволит не только сохранить время, но и провести экспертизу в пределах допустимости.

В самом деле в отношении подозреваемого должны присутствовать не только характеризующие личность справки и бумаги, но и по возможности биографические данные, наследственность, близкие родственники, наличие у них определенных заболеваний, а также сведения о месте учебы и успеваемости.

Так как экспертиза проводится в отношении обвиняемого, то именно он должен ознакомиться с постановлением до начала исследования. В некоторых случаях заявляется отвод конкретному эксперту. Но оснований для этого почти никогда не имеется. При отклонении полученного ходатайства выносится мотивированное постановление.

Факторы, которые имеют значение для психолого-педагогической экспертизы

В данной статье мы рассмотрим клинико-психологические факторы, которые влияют на психологические состояние ребенка и имеют непосредственное значение при проведении педагогической экспертизы.

При судебной психолого-педагогической экспертизе родителя, с которым проживает ребенок:

  • индивидуально-психологические особенности родителя, с которым проживает ребенок, которые определяют неадекватность поведения родителя в ситуации семейного конфликта, неспособность родителя к адекватному обеспечению индивидуальных потребностей развития ребенка и оказывают негативное влияние на психологическое состояние несовершеннолетнего;
  • психологическое индуцирование – формирования негативного отношения к отдельно проживающему родителю и общению с ним, которое может осуществляться в форме активного настраивания ребенка взрослым, с которым он проживает, а также некритичного принятия и последующего отражения ребенком мнений и оценок значимого взрослого при идентификации с ним;
  • неадекватность родительской позиции и патологизирующий стиль воспитания на основе определенной экспертом-психологом в ходе исследования взаимосвязи между индивидуально-психологическими особенностями родителя, его мотивационно-смысловой сферы, поведением по отношению к ребенку и особенностям самого ребенка (возраст, индивидуально-психологические особенности, особенности психического состояния и развития).

При судебной психолого-педагогической экспертизе родителя, проживающего отдельно:

  • эмоционально отвергающее или жестокое обращение с ребенком в период совместного проживания с ним с формированием негативного отношения ребенка к родителю;
  • неправильное поведение родителя в отношении ребенка в период раздельного проживания, вызывающее у последнего ухудшение психического и изменение отношения к родителю (угрозы, манипуляция сознанием, конфликт лояльности);
  • отсутствие в течение длительного периода взаимоотношений между родителем и ребенком, несформированность отношения, когда ребенок не включает родителя в состав своей семьи и не знает о его существовании с учетом индивидуально-психологических особенностей родителя и психологических особенностей ребенка (уровня его тревожности, склонности к невротическим реакциям и невротическому развитию).

При судебной психолого-педагогической экспертизе ребенка:

  • наличие у ребенка психологического неблагополучия (невротические реакции, расстройства эмоций и поведения), вызванного проживанием или общением с одним из родителей;
  • наличие у ребенка психологического неблагополучия с высокой степенью вероятностью ухудшения психического состояния вследствие общения с отдельно проживающим родителем;
  • оценка способности каждого из родителей обеспечить психологические потребности ребенка, обусловленные расстройством (невротические реакции, расстройства эмоций и поведения);
  • выявление у ребенка отвергающего (конфликтного) отношения к одному из родителей, сформировавшегося в результате негативного опыта взаимодействия с ним;
  • наличие у ребенка нарушений психического развития, не позволяющих считать его мнение о месте проживания самостоятельным и обоснованным;
  • выявление у ребенка негативного, конфликтного отношения к отдельно проживающему родителю, сформировавшегося в результате психологического индуцирования того родителя, с которым он проживает, или в результате вовлечения ребенка в супружеский конфликт, с отражением механизма формирования негативного отношения. Ситуацию, при которой ребенок утрачивает позитивное отношение к одному из родителей, с клинико-психологической точки зрения следует рассматривать как аномальную и создающую значительный риск нарушений психического развития ребенка.

«С кем останется ребенок: с отцом или мамой?»

Интервью со специалистами Института независимой экспертизы и оценки

Из цикла адвокатского телевидения «Лучшие эксперты и оценщики Санкт-Петербурга»

Понятие судебно-психологической экспертизы

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) — один из видов судебных экспертиз и, следовательно, — одно из средств установления истины в судопроизводстве, источник доказательств. Предметом психологической экспертизы является выяснение возможности допрашиваемого липа в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов адекватно воспринять, сохранить в памяти и воспроизвести сведения о фактах, подлежащих доказыванию.

СПЭ исследует существенные для уголовного дела особенности психики обвиняемых, потерпевших и свидетелей.

К компетенции эксперта-психолога относятся:

    1. определение аффек­тивных состояний, которые, если они вызваны неправомерными дей­ствиями потерпевшего, либо являются смягчающим ответственность обстоятельством, либо обусловливают привилегированную квалифи­кацию отдельных составов преступлений;
    2. ис­следование других состояний, которые обусловили особый характер поведения человека в момент совершения преступления (к их числу, кроме аффекта, может быть отнесено состояние переутомления, силь­ного страха, большого горя, депрессии и т. п.).

Отличие от судебно-психиатрической экспертизы:

Возможности СПЭ ограничены современным уровнем развития психологии, ее диагностических методов и процессуальными требованиями.

Пределы возможностей СПЭ определяются основным принципом — принципом научной объективности, она может разрешать только те вопросы, которые связаны с психическими явлениями, подлежащими объективному анализу.

СПЭ не компетентна решать вопросы юридического содержания: определять достоверность показаний, мотивы и цели преступного деяния, устанавливать форму вины и т.п.

СПЭ должна осуществляться современными научно-психологическими методами. Результаты экспертного исследования должны быть достоверны, верифицируемы, доступны для оценки следователем и судом.

Основной задачей СПЭ является научно обоснованная диагностика (от греч. «diagnos» — распознавать) непатологических правозначимых психологических аномалий.

Используемые в целях судебно-экспертной диагностики тесты должны быть валидными и высоконадежными. Валидность (от лат. «valid» — пригодный, имеющий силу) — это пригодность теста для измерения выявляемой психической характеристики, его адекватность. Среди психодиагностических тестов особенно широко используются тесты интеллекта, личностные тесты и др.

Эксперт-психолог не дает юридической оценки исследуемых обстоятельств.

Невозможность получения необходимой информации или точного ответа должна быть обоснована. Если однозначный ответ не возможен, то он может быть и вероятностным.

Заключение СПЭ может оцениваться и другими участниками уголовного процесса, которые могут ходатайствовать о проведении повторной экспертизы.

Экспертом-психологом может быть назначен только специалист, имеющий высшее психологическое, педагогическое или медицинское образование. Отказ от проведения экспертизы должен быть принят, если поставленные перед СПЭ вопросы не соответствуют профессиональной специализации данного лица.

Классификация по месту и условиям

Классификация психологических экспертиз обширная. Начать следует с ее делением в зависимости от места ее проведения и создаваемых при этом условиях. Обычное исполнение такого исследования ориентировано на амбулаторное учреждение или же на зал судебного заседания. В первом случае речь идет почти всегда относительно заключенных под стражу лиц во время следствия. Со стороны следователя должны быть устроены все условия для качественного проведения психологической экспертизы и беседы с подозреваемым.

Во всех остальных случаях будет осуществляться договоренность с экспертами о месте проведения. Обычно это является их рабочий кабинет, куда приглашается обвиняемый, находящийся под стражей. Здесь со стороны следователя необходимо лишь осуществить явку подэкспертного в заранее оговоренное время. Но только лица, в отношении которых ведется преследование со стороны государства за совершенное преступное деяние, могут подвергаться принудительному доставлению. В отношении иных участников необходимо получения их согласия.

Что касается зала суда, изучение личности выполняется в процессе разбирательства по делу. Получив разращение от судьи, эксперт может задавать вопросы всем участникам процесса. Все осуществляется с целью изучения человека. Но не все делается на месте, в том числе и заключение. Для начала он требует установленного времени для анализа полученной информации и сведений о доказательствах по делу, после чего тратиться еще время и на набор самого документа. Оглашение заключения осуществляется экспертом и при необходимости он отвечает на все поставленные вопросы, относительно выводов.

Это все речь шла про однородную экспертизу. Существует еще и комплексная, которая чаще всего проводиться стационарно. В ней принимают участие не только психиатры, но и психологи. По причине возникновения вопросов в установлении диагноза, вместо 1-го положенного месяца допускается и продление для дачи заключения.

В любой ситуации вы можете обратиться за юридической консультацией по телефону бесплатно.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий