Статистическая отчетность

Сдача отчётов

В работе ИП или ООО, АО присутствует несколько видов отчетности перед госструктурами. Это данные по выплаченным налогам, бухгалтерским процессам и общая статистика организации (персонал, материальные ресурсы, наличие разработок и исследований).

Формат и количество документации, перечень отчетов определяются системой нормативов и рядом законодательных актов. Все нужные сведения доступны на официальном сайте. Здесь же уточняются коды статистики по каждому разделу информации.

Налоговый

В налоговом отчете субъект указывает сведения о движении средств в бюджет РФ. Отправляется информация по уплате налогов, сборов, страховых взносов, начисленным пеням, санкционным начислениям, задолженностям. Указываются данные по налогам для физических и юридических лиц, по ситуации с применением патентной системы налогообложения.

Сведения формируют картину по налогам в разрезе муниципальных образований, субъекту федерации и по государству в целом.

Бухгалтерский

Бухгалтерия отражает деятельность предприятия, наличие деловых контрактов, соглашений, выполненных проектов. Сведения из этой формы направляются в Управление статистики цен и финансов, используются для анализа состояния денежно-кредитной системы.

Оценивается уровень активности малого предпринимательства, формируется общая структурная статистика в производстве, энергетике, в области производства товаров – потребительских, промежуточных и инвестиционных.

Статистический

В отчёте приводятся данные по социально-демографическим показателям, экологии и другим сферам гражданской активности.

Что собой представляют коды статистики?

Для начала давайте разберемся, что это такое и зачем они необходимы самому предпринимателю.

1. Расшифровка кодов статистики.

Есть 7 классификаторов, которые разделяют предпринимателей по нескольким категориям:

№ п/п Классификатор Описание
1. ОКВЭД Общероссийский классификатор видов экономической деятельности Выбирается предпринимателем самостоятельно. Код означает вид деятельности, на который будет направлен бизнес. Используется для сбора данных по каждому виду деятельности, определения налоговых ставок. Шифр состоит из определенного количества символов — от 3 до 6.
2. ОКАТО Общероссийский классификатор административно-территориального деления Указывает точное местонахождение бизнеса. Своего рода это «прописка» ИП или предприятия. Используется для учета и систематизации данных по предпринимателям, находящихся на определенной территории. Состоит из 8-11 чисел.
3. ОКТМО Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований Обновленная версия ОКАТО, которая базируется на делений предприятий по принадлежности к муниципальным образованиям. Код предназначен для упрощения обработки информации по отдельным регионам. Так же как и предыдущий код состоит из 8-11 символов.
4. ОКФС Общероссийский классификатор форм собственности Определяет форму собственности предприятия — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Частная собственность обозначается кодом 16.
5. ОКОПФ Общероссийский классификатор организационно-правовых форм Характеризует ИП или юридическое лицо в виде ООО, ОАО, ЗАО и прочее. Для каждой организационно-правовой формы предусмотрен свой код, состоящий из 5 цифр
6. ОКПО Общероссийский классификатор предприятий и организаций Определяет отрасль, в которой работает предприятие. Меняется только в случае полной смены профиля компании. Количество символов для ИП — 10, для юридических лиц — 8.
7. ОКОГУ Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления Определяет базу данных государственных предприятий и учреждений. Код имеет иерархическую структуру, что позволяет быстро идентифицировать уровень учреждения.

За присвоение вышеперечисленных кодов отвечает территориальные органы Росстата, а также межрегиональные центры, которые относятся к Федеральной службе государственной статистики.

2. Где применяется код статистики?

Его использование выходит далеко за рамки подачи отчетности в соответствующие органы. Без его наличия невозможно:

  • открыть расчетный счет в банке;
  • заполнить декларации по доходам, платежные квитанции и поручения;
  • подать готовую бухгалтерскую отчетность в налоговые органы;
  • сдать статотчетность;
  • оформить договорные отношения с контрагентами;
  • вести внешнеэкономическую деятельность;
  • открывать филиалы или представительства компании;
  • сменить юридический адрес или название;
  • поменять вид деятельности;
  • продать бизнес новому владельцу.

Таким образом, получить те же самые коды — необходимо каждому предпринимателю, иначе у него будут связаны руки, к тому же это влечет за собой определенные последствия.

3. Чем чревато неполучение этих кодов?

На самом деле в статрегистр предприниматели попадают автоматически сразу после регистрации. Но уведомление (информационное письмо) о том, что предприятие или ИП занесены в него зачастую не доходит. И поэтому сам бизнесмен должен позаботиться о том, чтобы получить коды статистики, которые в дальнейшем будет использовать по назначению.

Пример уведомления, которое получает предприниматель после того, как появился в статрегистре:

Если в отчетности не заполнить необходимые графы, ее просто не примут в налоговых органах, а это то же самое, что не предоставить ее в установленный срок. И в таком случае предприниматель будет вынужден заплатить штраф — 70 тысяч рублей.

Также без наличия кодов статистики предприниматель не сможет выполнить ряд действий, описанных выше, до тех пор пока не получит необходимые ему классификаторы.

Еще хотим обратить ваше внимание на тот факт, кто статистические базы обновляются два раза в месяц 15 и 30/31 числа. Если вы зарегистрировали бизнес сразу после обновления, то скорее всего вам придется подождать своего появления в регистре

При срочной необходимости — следует обратиться в отделение Росстата с письменным заявлением.

Из чего состоит бухгалтерская отчетность в ТОГС

Бухгалтерская отчетность в ТОГС представляет собой пакет документов, к которым относят:

  • Бухгалтерский баланс;
  • Отчет о финансовых результатах;
  • Дополнительные приложения к указанным выше формам.

Перечень отчетности, обязательной к представлению указан в ст. 14 №402-ФЗ, а также в Порядке, утвержденном Приказом Росстат №220 от 31.03.2014.

Кто сдает бухгалтерскую отчетность в ТОГС

Обязанность сдавать отчеты в органы госстатистики установлена законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете» (ст. 18). Этот нормативный акт определяет, что все экономические субъекты, ведущие бухучет (кроме Банка РФ и госучреждений) должны предоставлять экземпляр отчета в ТОГС.

Обязанность вести бухучет тоже регламентируется законом № 402-ФЗ (ст. 6). Освобождаются от ведения учета только индивидуальные предприниматели и филиалы (представительства) иностранных организаций при условии ведения налогового учета.

Таким образом те, кто сдают бухгалтерскую финансовую отчетность в ТОГС — это все российские юридические лица (кроме госучреждений и ЦБ РФ).

Что касается предпринимателей, то они могут вести учет и предоставлять отчетность в налоговые органы в добровольном порядке. Это может быть необходимо, например, если требуется предоставить отчет банку или другому инвестору. Но обязанности сдавать экземпляр отчета в ТОГС в этом случае у них не возникает.

Бухгалтерская финансовая отчетность в ТОГС — что это такое?

Перечень отчетных форм, предоставляемых в статистику, зависит от категории компании. В общем случае — это бухгалтерский баланс и отчет о финрезультатах (форма 2) с приложениями.

Действующие в настоящее время формы бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н. Некоммерческие организации вместо формы 2 заполняют отчет о целевом использовании средств.

Формат отчетов и количество приложений также могут отличаться, в зависимости от категории предприятия. Следующие виды юридических лиц имеют право вести бухучет и сдавать отчетность по упрощенной форме:

Эти категории предприятий имеют право заполнять баланс и форму 2 в упрощенном виде и не составлять приложения к ним. Однако применение упрощенного бухучета не отменяет общих требований к отчетности, в частности — к ее полноте и достоверности. Поэтому, если для полноценного раскрытия информации о компании двух отчетных форм недостаточно, следует заполнять и соответствующие приложения.

Кроме того, существует ряд категорий юридических лиц, отчетность которых подлежит обязательному аудиту. Они перечислены в ст. 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

  1. Акционерные общества.
  2. Компании, ценные бумаги которых обращаются на организованных торгах.
  3. Организации, занимающиеся определенными видами деятельности (например, банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды)
  4. Организации, предоставляющие консолидированную отчетность.
  5. Компании, финансовые показатели которых превышают следующие величины:
  • выручка за год, предшествующий отчетному, — более 400 млн. руб.;
  • активы баланса на конец года, предшествовавшего отчетному, — более 60 млн. руб.

Все перечисленные организации должны включать в бухгалтерскую финансовую отчетность в ТОГС за 2017 год и аудиторское заключение.

Сроки, порядок предоставления, ответственность

Срок сдачи отчетности в статистику — такой же, как и в налоговые органы, т. е. три месяца после окончания отчетного года. Отчеты за 2017 г. нужно сдать до 02.04.2018 — из-за переноса сроков по причине выходных дней.

Аудиторское заключение может быть подготовлено значительно позднее, чем сама отчетность. Это и понятно — аудиторам нужно время на проверку, а если компания крупная, то процесс проверки бывает весьма длительным. Поэтому заключение можно сдавать «по готовности» — в течение 10 дней с даты его подписания. Однако лимит времени для работы аудиторов закон все же устанавливает — заключение должно быть сдано не позднее 31 декабря, следующего за отчетным года.

Порядок предоставления отчетности в ТОГС утвержден приказом Росстата от 31.03.2014 № 220. Этот документ предусматривает следующие варианты сдачи отчета:

  • Непосредственно в органы статистики.
  • По почте (заказным письмом с уведомлением о вручении).
  • В электронном виде по телекоммуникационным каналам (при наличии у компании электронной цифровой подписи).

Независимо от формата предоставления, отчетность должна содержать контактные данные организации.

Санкции за нарушения порядка предоставления отчетности в ТОГС предусмотрены в ст. 19.7 КоАП РФ. На организацию накладывается штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей, а на должностное лицо — от 300 до 500 рублей.

Лица, обязанные представлять статистическую отчетность

Общие правила представления статистической отчетности установлены Законом №282-ФЗ. Так, п.2 ст.6 Закона №282-ФЗ выделены определенные категории респондентов, подлежащих федеральному статистическому наблюдению Росстатом. Среди них, например:

— юридические лица;

— органы государственной власти и органы местного самоуправления;

— филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций;

— граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории РФ.

Означает ли это, что все без исключения респонденты должны представлять в органы Росстата статистическую отчетность?

Нет, поскольку статистическое наблюдение может быть сплошным или выборочным.

В части осуществления сплошного наблюдения обязанность представлять определенные формы статистической отчетности возлагается на всех категорий респондентов.

В части выборочного наблюдения ситуация иная. Выборочная форма наблюдения проводится в отношении отдельных субъектов (объектов) на основе представительной (репрезентативной) выборки, проводимой органами Росстата (п.1 ст.6 Закона №282-ФЗ).

Так, выборочные статистические наблюдения проводятся Росстатом в форме (п. 1 Правил проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. №79, далее по тексту — Правила №79):

— ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований малых и средних предприятий (за исключением микропредприятий);

— ежегодных обследований деятельности микропредприятий.

И если проводится выборочное наблюдение, то представлять статистическую отчетность должны только те малые предприятия, которые попали в процент выборки Росстата (п.2 Правил №79).

В этом случае субъекты малого и среднего предпринимательства представляют статистические данные в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (п.4 ст.8 Закона №282-ФЗ).

Например, с отчета за I квартал 2015 года введены в действие Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения №ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». Сведения по форме №ПМ представляются ежеквартально нарастающим итогом за период с начала отчетного года и за соответствующий период прошлого года. Форма включает в себя 2 раздела:

— численность и начисленная заработная плата работников;

— общие экономические показатели

Форма должна быть представлена малым предприятием в подразделение территориального органа Росстата не позднее 29 апреля 2015 г.

А как определить, включен ли субъект малого и среднего бизнеса в перечень освобожденных  от представления статистической отчетности респондентов?

Такой перечень утверждается Росстатом ежегодно. На территориальные подразделения Росстата возложена обязанность доведения информации о включении малых предприятий в перечень выборочного статистического наблюдения, а также о формах статистической отчетности и указаний по их заполнению (п. 4 Правил № 79). Однако сам порядок доведения такой информации до респондентов нигде не регламентирован.

На практике территориальные подразделения Росстата осуществляют адресную почтовую рассылку.

В ряде регионах информация о респондентах, обязанных представить статистическую отчетность и перечень самих форм, публикуется на самом сайте территориального подразделения Росстата (в подразделе «Статистическая отчетность»).

Респондент может лично обратиться в подразделение Росстата и получить всю необходимую информацию.

Отметим, что в любом случае малый бизнес не освобожден от представления годовой бухгалтерской отчетности в органы государственной статистики по месту регистрации (п. 1 ст. 18 Закона №402-ФЗ). 

Что такое статистическая отчетность

Статистическая отчетность — совокупность составляемых по утвержденным формам отчетов компаний, предприятий, организаций, которые они обязаны в установленные сроки представлять в региональные статистические органы.

Законами обязывает организации и индивидуальных предпринимателей сдавать  следующие виды отчетности:

  • бухгалтерскую;

  • налоговую;

  • статистическую.

Указанные обязанности распространяются и на те организации и ИП, которые применяют упрощенную систему налогообложения.

Согласно пункту 4 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ организации, применяющие УСН, наряду с остальными обязаны отчитываться в органах статистики.

Исключение составляют лишь малые предприятия, для которых предусмотрено выборочное статистическое наблюдение   в упрощенном порядке, поэтому отчитываться должны не все, а только те, кто получил письменное требование из органов статистики. Тогда ваше отделение статистики направит вам необходимые бланки и указания по их заполнению. Чтобы узнать попали ли вы в выборку, можно связаться с органом статистического учета по месту нахождения.

Если Ваша организация (являясь малым предприятием) не попала в «выборку», то направлять отчетность в Росстат надо лишь 1 раз в 5 лет в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона  «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ, согласно которому сплошные статистические наблюдения за деятельностью малых предприятий проводятся только раз в пять лет.

С 01.01.2013 в соответствии со статьей «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ организации и ИП (в том числе применяющие УСН) обязаны представлять в обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) органу государственной статистики не позднее 3 месяцев после окончания отчетного года. Поэтому по итогам 2013 года в Росстат вместе со статистическими сведениями также нужно будет представить бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним.

Итак, малые предприятия, как и другие организации, не освобождены от статистических отчетов. В территориальные органы статистики они ежеквартально представляют форму № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» (утв. приказом Росстата от 15.08.2011 № 355). Ее заполняют нарастающим итогом за период с начала года и представляют в отделение статистики не позднее 29-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Таким образом, за период с января по сентябрь форму нужно сдать в территориальный орган Росстата до 29 октября 2012 года, а за период с января по декабрь — до 29 января 2013 года включительно.

Индивидуальные предприниматели, не занимающиеся сельским хозяйством, по итогам 2012 года должны будут не позднее 4 марта 2013 года (т.к. 2 марта — выходной) представить в территориальные органы Росстата «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя» (утв. Приказом Росстата № 355).

Для Приказом № 355 утверждена «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия». По ней должны отчитываться все микропредприятия, кроме тех, кто занимается сельскохозяйственной деятельностью. Форма № МП (микро) является годовой. По итогам 2012 года ее нужно представить в органы статистики до 5 февраля 2013 года.

Для определенных видов деятельности предусмотрены специальные статистические формы. Например, малые торговые предприятия дополнительно сдают ежеквартальную форму № ПМ-торг (утв. Приказом Росстата от 19.07.2011 № 328), а ИП, занимающиеся торговлей в розницу, — годовую форму № 1-ИП (торговля) (утверждена приказом Росстата от 12.05.2010 № 185).

Определение ТОГС

В 80 субъектах (включая города федерального значения) используется единый код Росстата формы XX-00. В Краснодарском крае, Кемеровской, Московской, Ростовской, Саратовской областях действуют несколько подразделений Государственной статистики (коды разные), контролирующие отдельные районы региона.

Ростовстат (Ростовская область), в основном, собирает информацию через аккредитованных операторов связи. Юридическому лицу необходимо выбрать одного из списка, заключить с ним договор и зарегистрироваться. Код территориального подразделения ФСГС будет зависеть от:

  • места регистрации (района, города);
  • оператора.

Для юридических лиц, пользующихся услугами компаний «Русь-Телеком», «Орбита», «Курьер», «Роста», «Удостоверяющий центр» и «Такском», код ТОГС всегда будет 61-01. Все остальные опираются на список на сайте Ростовстата.

Краснодарстат (Краснодарский край) получает и обрабатывает информацию от юридических лиц, зарегистрированных на территории региона и соседней республики Адыгея. Статистика в основном передается через операторов связи. Используются 3 кода получателя:

  • 23-00 — для респондентов городов Сочи и Краснодара;
  • 23-99 — для тех, кто зарегистрирован в других населенных пунктах края;
  • 01-00 — для юридических лиц из республики Адыгея.

Респонденты из Саратовской области независимо от места нахождения (района, города) сдают статотчетность с помощью операторов связи или самостоятельно через web-форму на сайте ФСГС, используя единый код адресата 64-05. То же касается юридических лиц, относящихся к Новокузнецкому отделу Росстата Кемеровской области: при подаче электронной отчетности они применяют код 42-00 (а не «свой» 42-01).

Для этого Росстат заключил договоры с несколькими операторами (их можно выбрать из списка). Код ТОГС для Крыма — 91-00, для Севастополя — 92-00.

Некоторые регионы объединяются под контроль одного подразделения Росстата — регионального Управления Федеральной службы государственной статистики. Например, респонденты из Ненецкого автономного округа и Архангельской области присылают отчетность в единый УФСГС. Несмотря на это, коды они проставляют разные:

  • 29-00 используют юридические лица, зарегистрированные в Архангельской области;
  • 83-00 используют респонденты из Ненецкого АО.

Организации и ИП из Санкт-Петербурга и Ленинградской области подают отчетность в УФСНС Петростат. При этом первые адресуют формы на код 78-00, вторые — на 47-00. Похожая ситуация сложилась в УФСГС Тюменьстат:

  • 72-00 код предусмотрен для респондентов из Тюменской области;
  • 86-00 — из Ханты-Мансийского АО;
  • 89-00 — из Ямало-Ненецкого АО.

Правила взаимодействия с органами статистики

Большинство отчетных форм и сведений территориальный орган статистики запрашивает самостоятельно. То есть в адрес учреждения передается (нарочно, по почте, в электронном запросе) бланк формы, который необходимо заполнить и сдать. Состав и формы отчетности корректировали уже не один раз. В бюджетной сфере изменили периодичность отчетов «ЗП» в части социальной и научной сфер деятельности. Отметим, что ранее отчеты типа ЗП-образование, ЗП-наука и ЗП-здрав сдавались ежеквартально. Теперь они стали ежемесячными. Из-за огромного числа подконтрольных субъектов российская статистика не всегда успевает направить запросы по всем адресатам. Но отсутствие информационного запроса не освобождает организацию от обязательной сдачи отчетности в Росстат в 2020 году. За это учреждению грозит крупный штраф по 13.19 КоАП.

Чтобы не допустить административного взыскания, рекомендуется узнать отчетность в Росстат по ИНН на его официальном сайте.

Значение статистической отчетности

Стабильность отчетности и содержания ее форм играют очень важную роль.

Вполне понятно,  почему статистическая отчетность предприятия всегда будет иметь интерес у государственных органов власти как на местном, так и на федеральном уровне. При наличии таких отчетов, предоставляющих достоверную и проверенную информацию и своевременно переданных в уполномоченные организации по сбору, статистические органы будут формировать сводные отчеты о развитии региона, субъекта федерации или в целом государства. Если предприятия, статистическая отчетность которых обязательна к предоставлению в органы власти (а это практически все организации), по каким-то причинам нарушают сроки ее подачи, либо предоставляют заведомо неверные данные о своем положении, на них может быть наложен штраф в административном порядке, определяемый соответствующим законодательством. Становится понятно, почему лучше не шутить с госорганами и, чтобы небыло недоразумений, подавать все данные точно и в указанный срок. Проблемы абсолютно закономерно, в стандартизации таких данных. Они решаются просто и изящно: для этого была создана форма статистической отчетности. Сегодня пользуются множеством унифицированных форм такой отчетности, которые необходимо своевременно заполняться по определенным правилам. В век глобализации статистическая отчетность можно подаваться в любом виде, используя любой носитель. Это может быть пакет документов либо файлы в электронном виде, высланные государственному органу статистики через интернету, или же предоставленные на любом удобном носителе информации

Порядок подачи таких данных определямых соответствующим законодательством, важно не нарушать

Мы коротко рассмотрели статистическая отчетность и ее  основные формы,  особенности, суть и классификацию, а также  значение в  государстве.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий