8 правил инвентаризации для бухгалтера учреждения: как действовать в условиях пандемии

Оформление Акта о списании объектов нефинансовых активов стоимостью до 3000 руб.

Оформление Акта о списании объектов нефинансовых активов стоимостью до 3000 руб.

Если из документа «Списание ОС в оперативном учете» сформировать печатную форму «Акт о списании объектов нефинансовых активов (ф. 0504104)», то в колонках «Отметка бухгалтерии о списании» в колонке «Остаточная стоимость» выводится стоимость ОС.

Это ошибка?

Согласно пункту 373 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н, забалансовый счет 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации» предназначен для учета находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества, в целях обеспечения надлежащего контроля за их движением.

Выбытие объектов основных средств с забалансового учета, в том числе в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи и (или) принятия решения о их списании (уничтожении), производится на основании Акта (Акта приема-передачи, Акта о списании) по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету. При этом конкретная форма акта, которую следует использовать, в Инструкции № 157н не приведена.

Согласно пункту 10 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н) и Методических указаний по применению форм первичных учетных документов, утвержденных приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, выдача в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно, за исключением объектов недвижимого имущества, отражается на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). При этом стоимость объектов ОС списывается со счета 101 00 «Основные средства» и ставится на учет на забалансовый счет 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации».

В Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) нет упоминания про амортизацию, поскольку на объекты основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно амортизация не начисляется.

Форма Акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) и порядок ее заполнения, утвержденные приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, не зависят от вида счета, на котором учитывается объект основных средств, – балансовый или забалансовый.

В форме 0504104 предусмотрены графы 13-15 для указания суммы и бухгалтерской записи по списанию остаточной стоимости. Если амортизация на объект не начислялась, остаточная стоимость равна балансовой. Поэтому по объектам ОС, списываемых со счета 21, сумма списания отражается в графе 13.

Для списания однородных объектов основных средств — хозяйственного инвентаря приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н предусмотрена форма 0504143 «Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря». Эта форма успешно применяется в бюджетных учреждениях на протяжении многих лет.

По нашему мнению, для ОС в оперативном учете целесообразно применять форму 0504143 «Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря», так как в ней не требуется указывать амортизацию, балансовую и остаточную стоимость. Поэтому в типовой конфигурации программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» в документе «Списание ОС в оперативном учете» по умолчанию установлено формирование формы 0504143 «Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря».

Материал подготовлен сотрудникам телефонной линии консультации компании «Микос» на основе материалов фирмы 1С! Сотрудники нашей телефонной линии консультации — ежедневно помогают в работе сотням бухгалтеров! Хотите получать оперативную помощь по 1С? Заключите договор сопровождения с нашей компанией. Хотите получать полезные советы по 1С от нашей линии консультации? Подпишитесь на рассылку на сайте прямо сейчас! Звоните по телефону: 8 (351) 222-00-22 Или отправьте заявку на reklama@mikos.ru Получите консультацию наших менеджеров с понедельника по четверг с 9:00 до 18:00, в пятницу с 9:00 до 16:45.

В ходе проведения годовой инвентаризации учреждение может выявить имущество, не используемое в процессе деятельности по причине полной или частичной утраты им потребительских свойств, в том числе физического или морального износа. Если восстановить такое имущество нельзя или дальнейшее его использование экономически нецелесо­образно, то его списывают с учета. О том, как правильно провести и отразить в бюджетном учете мероприятия по списанию пришедших в негодность активов, расскажем в статье.

Инвентаризационные описи.

Формы инвентаризационных описей и порядок их заполнения утверждены Приказом Минфина РФ № 52н. Казенные учреждения при проведении инвентаризации чаще всего используют следующие инвентаризационные описи.

Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082). В этой описи указываются наименование подразделения ЦБ РФ, номер счета, код валюты по ОКВ, остаток денежных средств на дату инвентаризации. В случае если у учреждения имеется счет, открытый в кредитной организации в иностранной валюте, фиксируется курс ЦБ РФ на дату инвентаризации и приводится остаток на счете на дату инвентаризации в рублях. В инвентаризационной описи должны быть:

  • запись о подтверждении к началу инвентаризации данных о наличии денежных средств банковскими выписками;

  • подписи всех членов комиссии учреждения, осуществляющих инвентаризацию.

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086). В описи путем сопоставления фактического наличия объекта учета с данными бухгалтерского учета выявляются расхождения. В ней отражаются:

  • наименование и код бланков строгой отчетности;

  • единица измерения;

  • сведения о фактическом наличии (цена, количество);

  • сведения по данным бухгалтерского учета (количество, сумма);

  • сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и излишкам – количество и сумма);

  • подписи председателя и членов комиссии, проводящих инвентаризацию;

  • расписка (оформляется до начала проведения инвентаризации) о том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на денежные средства сданы в бухгалтерию и все денежные средства, поступающие под ответственность МОЛ, оприходованы.

Инвентаризационная опись по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). В описи путем сопоставления фактического наличия объекта учета с данными бухгалтерского учета выявляются расхождения. Инвентаризационная опись (ф. 0504087) составляется комиссией учреждения по материально ответственным лицам. В ней указываются:

  • место проведения инвентаризации;

  • расписка (оформляется до начала проведения инвентаризации) о том, что к началу проведения инвентаризации все документы, относящиеся к приходу или расходу ценностей, сданы в бухгалтерию и никаких неоприходованных или списанных в расход ценностей не имеется;

  • наименование и код объекта учета;

  • инвентарный номер;

  • единица измерения;

  • сведения о фактическом наличии объекта учета (цена, количество);

  • сведения по данным бухгалтерского учета (количество, сумма);

  • сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и излишкам – количество и сумма);

  • подписи председателя и членов комиссии, проводящих инвентаризацию.

Инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088). Данная опись формируется комиссией учреждения и отражает:

  • сведения о наличии денежных средств в кассе учреждения фактически и по учетным данным (цифрами и прописью);

  • сведения по недостаче и излишкам, выявленным по результатам инвентаризации;

  • номера последних приходного и расходного кассовых ордеров;

  • подписи председателя и членов комиссии, проводящих инвентаризацию.

Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089). Эта инвентаризационная опись формируется комиссией учреждения и включает:

  • сведения по дебиторской (кредиторской) задолженности;

  • наименование дебитора (кредитора);

  • данные о сумме задолженности учреждения по платежам (переплатам по платежам в бюджеты) (отражаются по видам платежей в разрезе соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, в которые подлежит перечислению задолженность);

  • номер счета бюджетного учета;

  • общую сумму задолженности по данным бюджетного учета (в том числе подтвержденную и не подтвержденную дебиторами (кредиторами), а также сумму задолженности с истекшим сроком исковой давности);

  • подписи председателя и членов комиссии, осуществляющих инвентаризацию.

Инвентаризация активов из зоны проведения АТО (ООС)

Часть активов предприятия находится на территории проведения АТО (ООС). Как провести инвентаризацию имущества, доступа к которому у нас нет?

Напомним (!):п. 8 разд. I Положения № 879устанавливаетупрощенные инвентаризационные требованиядля предприятий:

— находящихся на временно оккупированной территории;

— находящихся на территории проведения антитеррористической операции (АТО)*;

*Перечень населенных пунктов, на территории которых осуществлялась антитеррористическая операция, приведен в приложении к распоряжению КМУ от 02.12.2015 г. № 1275-р.

— структурные подразделения (обособленное имущество) которых находятся на временно оккупированной территории или на территории проведения АТО.

Для них законодатель передвинул сроки проведения обязательной инвентаризации, в том числе перед составлением годовой финотчетности, до того момента,когда станет возможно обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ уполномоченных лиц к активам, первичным документам и регистрам бухучета, в которых отражены обязательства и собственный капитал этих предприятий. И только лишьпосле получения доступа к имуществупредприятия обязаны:

— проинвентаризировать егопо состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия для доступак активам, первичке и регистрам бухучета;

— отразить результаты инвентаризации в бухучете соответствующего отчетного периода.

Документом, подтверждающим ограниченность доступа к активам с целью их инвентаризации, а значит, и право на применение упрощенных инвентаризационных правил, являетсясертификат Торгово-промышленной палаты Украины(ст. 10 Закона № 1669,письма ГФСУ от 14.02.2018 г. № 611/6/99-99-15-02-02-15/ІПКиот 23.06.2016 г. № 13823/6/99-99-15-02-02-15).

Получается, предприятия, имущество которых находится в зоне проведения АТО (ООС), не освобождены от инвентаризации находящихся там объектов, но могут ее проводить не в установленныеПоложением № 879сроки, а когда это станет возможным.

Активы, по которым не была проведена инвентаризация,показываютв финотчетности по данным бухучета*. Причем на тот факт, что информация в финотчетности приведена без проведения инвентаризации из-за отсутствия доступа к активам, нужно указатьв примечаниях к финотчетности(см.письмо Минфина от 29.06.2016 г. № 31-11410-07-10/18732).

* Поскольку из-за вооруженного конфликта произошло уменьшение полезности активов предприятия, то в бухучете их показывают с учетом положенийП(С)БУ 28.

Списывать «оккупированные» активы без инвентаризации нельзя. То есть их придется держать на балансе до того момента, когда предприятие получит безопасный и беспрепятственный доступ к ним и сможет оценить их физическое состояние (см.письма ГФСУ от 17.02.2017 г. № 3339/6/99-99-15-02-02-15иот 10.02.2017 г. № 2714/6/99-99-15-03-02-15).

Задачи и обязанности инвентаризационной комиссии

Комиссии по инвентаризации бывают двух видов. В зависимости от вида комиссии отличаются и ее основные задачи.

  • постоянно действующие комиссии;
  • рабочие комиссии.

Задачами инвентаризационной комиссии, действующей на постоянной основе, являются:

  • проведение плановых и выборочных инвентаризаций, а также контрольных проверок;
  • проведение профилактических работ по обеспечению сохранности и целостности активов компании, заслушивание на заседаниях директоров отделов касательно этого вопроса;
  • организация проведения инвентаризаций и проведение инструктажа для рабочих комиссий.

Рабочие комиссии по инвентаризации выполняют следующие задачи:

  • проверка верности определения различий по инвентаризации;
  • контроль за сохранностью активов;
  • проверка соблюдения работниками, несущими материальную ответственность, правил ведения первичного учета и хранения активов;
  • проведение повторных сплошных проверок при установлении грубых нарушений;
  • рассмотрение письменных объяснений работников, допустивших порчу или недостачу ценностей, а также иные нарушения.

В обязанности инвентаризационной комиссии входит:

  • получение необходимых документов перед началом инвентаризации;
  • перед началом проверки на фактическое наличие ценностей — получение последних документов по приходу и расходу или отчетностей о движении денег и ценностей;
  • на момент проведения проверки – обеспечение полноты и точности внесения в описи сведений об остатках денег, продукции, запасов, основных средств, иного имущества, а также финансовых обязательств; обеспечение верности и своевременности оформления результатов проведенной проверки;
  • при обнаружении ошибок и неточностей в описях уже после окончания инвентаризации – проведение проверки указанных фактов; в случае, если они будут подтверждены – исправление обнаруженных ошибок в установленном порядке.

В обязанности инвентаризационной комиссии до начала проверки входит:

  • узнать, находится ли территория организации под охраной, и имеется ли в помещениях пожарная сигнализация;
  • проверить, имеются ли соглашения о материальной ответственности с соответствующими работниками;
  • проверить, имеются ли в организации сейфы, слады и шкафы для хранения ценностей;
  • проверить, оснащены ли места хранения ценностей приборами для измерения;
  • установить, соблюдаются ли в компании условия хранения ценностей, которые принадлежат третьим лицам;
  • уточнить, есть ли контроль над вывозом ценностей из организации и порядком выдачи доверенностей на их получение;
  • проверить, есть ли приказ директора компании о назначении комиссии, которая проверяет сохранность ценностей.

Функциями инвентаризационной комиссии являются:

  • проведение проверки имущества, денег, ценных бумаг, незаконченного производства и иных ценностей в местах производства и хранения;
  • вместе с бухгалтерскими работниками участвуют в определении результата проверки и разрабатывают предложения касательно учета излишков и недостач;
  • вносят свои предложения по вопросам упорядочивания отпуска, хранения и приема ценностей, улучшения контроля за ними и их учета, и реализации имущества и ценностей, которые не нужны компании;
  • оформление итоговый протокол, в котором указывается, в каком состоянии находится склад; результаты проведенной проверки, а также выводы относительно них; предложений о зачете излишков и недостач, списании недостач в пределах норм естественной убыли и сверхурочных недостач;
  • несение ответственности за и соблюдения порядка проведения инвентаризации и ее своевременность, в соответствие с приказом директора компании, за точность и достоверность сведений, вносимых в инвентаризационные описи.

Подготовительная стадия

На этапе подготовки к инвентаризации руководитель издает приказ, регистрируемый в Журнале учета и контроля за 10 дней до наступления срока инвентаризации.

Затем происходит формирование состава инвентаризационной комиссии. Комиссия может быть:

  • действующей на постоянной основе;
  • рабочей;
  • разовой.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Комиссии, которые действуют постоянно, проводят проверки в межинвентаризационный период. Рабочие комиссии создаются, когда предстоит большой объем работ или нужно охватить территориально разобщенные объекты. Такая комиссия утверждается на весь отчетный год, на нее возлагаются обязанности по проведению разовых инвентаризаций. Разовые комиссии создаются при необходимости контрольной проверки или инвентаризации выборочного плана. Состав комиссии утверждает руководитель.

Замечание 1

Состав комиссии, которая действует постоянно, персонально утверждается руководителем в приказе об инвентаризации. Здесь же перечисляется имущество, которое необходимо подготовить к проверке. В приказе должна быть указана причина проверки, определен порядок проведения инвентаризации, сроки, назначен председатель комиссии.

Комиссия проверяет наличие имущества и обязательств коллегиально. Если какой-то член комиссии отсутствует, проверка может быть признана несостоявшейся.

До начала инвентаризации необходимо составить представление об организации деятельности складов, контрольно-пропускной системы. Комиссия проверяет:

  • есть ли охрана объекта, пожарная сигнализация;
  • есть ли договоры о полной индивидуальной или бригадной материальной ответственности;
  • соответствуют ли должности лица, отвечающие материально за имущество, перечню должностей и работ;
  • создаются ли материально-ответственным лицом условия, обеспечивающие сохранность материальных ценностей. Есть ла запираемые склады, шкафы, сейфы. Оснащены ли места хранения измерительными приборами;
  • налажен ли контроль за порядком вывоза ценностей;
  • где хранятся материальные ценности, не принадлежащие организации;
  • есть ли приказы о комиссиях.

Бухгалтерия должна подготовить инвентаризационные описи по всем объектам и подразделениям, не заполняя графу «По данным бухгалтерского учета», в 2 экземплярах. В описях материально-ответственные лица заполняют графу «Фактическое наличие» и указывают дату заполнения. Материальные ценности подготавливаются к учету, приходные и расходные документы готовятся к предъявлению.

Комиссия осуществляет пломбировку помещений с материальными ценностями, проверяет исправность измерительных приборов, поучает отчет о движении товаров и денег. Члены инвентаризационной комиссии должны убедиться в том, что все приходные и расходные документы находятся в бухгалтерии, поступившие материальные ценности приняты к учету, а выбывшие списаны. Если в организации нет материально-ответственного лица, за все несет ответственность руководитель.

Разработка внутренних документов – важный этап в подготовке к инвентаризации. Это могут быть правила, инструкции, распоряжения, которые регламентируют работу членов комиссии на каждой стадии инвентаризационного процесса. В этих документах прописывается методология, учитывающая специфические особенности фирмы.

Председатель комиссии ставит визу на приходные и расходные документы, указывая «до инвентаризации на (дата)».

Замечание 2

Если объекты проверки находятся не на одном складе, инвентаризация должна быть одновременной на всех складах при контроле поступления и выбытия в ходе инвентаризации, лучше всего приостановить эти действия на период проверки.

Если инвентаризационный процесс длится долго, то товарно-материальные ценности могут отпускаться по назначению в присутствии кого-то из членов комиссии с записью в отдельную опись «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». В документах по расходу ставится отметка за подписью председателя комиссии.

Если инвентаризация длится несколько дней, то после окончания каждого дня работы помещения опечатываются. При перерывах в работе комиссии описи хранятся в сейфах в закрытых помещениях.

Согласуем списание имущества

Имущество закрепляется за казенным учреждением на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ). Собственником такого имущества выступает соответствующее публично-правовое образование (РФ, субъект РФ, муниципальное образование). Учреждение владеет, пользуется им согласно целям своей деятельности и назначению этого имущества в пределах, установленных законодательством РФ. Отчуждать либо иным способом распоряжаться им без согласия собственника имущества казенное учреждение не может (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Таким образом, процедура списания имущества в обязательном порядке должна быть согласована с собственником имущества.

Основными нормативными правовыми документами, регламентирующими процесс списания федерального имущества, являются:

– Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (далее – Положение № 834), которое определяет особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральными казенными учреждениями, федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) и их территориальными органами;

– Порядок представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ № 96, Минфина РФ № 30н от 10.03.2011 (далее – Порядок № 96/30н).

Для казенных учреждений субъектов РФ (муниципальных образований) порядок списания имущества устанавливается нормативно-правовыми актами, принятыми на региональном (местном) уровне.

В целях согласования решения о списании федерального имущества руководитель учреждения направляет (сопроводительным письмом, содержащим полное наименование учреждения) в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится, следующие документы (п. 1, 2 Порядка № 96/30н):

1) перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию. В нем указываются:

  • номер по порядку;
  • наименование объекта федерального имущества;
  • инвентарный номер объекта федерального имущества в случае его присвоения;
  • год ввода в эксплуатацию (год выпуска) объекта федерального имущества;
  • балансовая стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании;
  • остаточная стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании;
  • срок полезного использования, установленный для данного объекта федерального имущества, и срок фактического использования на момент принятия решения о списании;

2) копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (с приложением положения о комиссии и об ее составе, утвержденного приказом руководителя учреждения) в случае, если такая комиссия создается впервые или в ее положение либо в состав внесены изменения;

3) копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов федерального имущества;

4) акты о списании федерального имущества и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти с учетом отраслевой специфики используемого имущества.

Все документы, представляемые на согласование, должны быть заверены уполномоченным лицом учреждения с ясными оттисками печатей и штампов и расшифровкой подписей.

В большинстве случаев на рассмотрение комплекта документов уходит не больше месяца, за исключением ситуаций, требующих дополнительной проверки обоснованности списания имущества или дополнительного изучения документов.

Решение о согласовании списания имущества оформляется в форме приказа (распоряжения) органа, осуществляющего координацию деятельности учреждения. Копия этого документа, заверенная в установленном порядке, направляется в учреждение. На основании полученного приказа (распоряжения) составляется приказ руководителя учреждения на списание имущества с баланса. Датой списания имущества с учета будет считаться дата утверждения акта о списании руководителем учреждения.

До утверждения в установленном порядке акта о списании реализация мероприятий по разборке, демонтажу, извлечению деталей, узлов, пригодных для использования, уничтожению или утилизации имущества не допускается.

Выбытие объекта НМА с бухгалтерского учета

Выбытие объекта НМА с бухгалтерского учета осуществляется в следующих случаях (п. 39 СГС «Нематериальные активы»):

а) прекращение использования объекта по назначению и получения субъектом учета экономических выгод или полезного потенциала от дальнейшего использования объекта;

б) прекращение срока действия права субъекта учета на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации;

в) передача по государственному (муниципальному) договору (контракту) субъектом учета исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации;

г) переход права к другим правообладателям без договора (в том числе в порядке универсального правопреемства и при обращении взыскания на данный объект нематериальных активов);

д) прекращение использования вследствие морального износа и принятия по указанному основанию решения о списании объекта нематериальных активов;

е) прекращение использования результатов конкретной научно-исследовательской, опытно-конструкторской или технологической разработки в ходе финансово-хозяйственной жизни, а также ситуация, когда становится очевидным неполучение экономических выгод или полезного потенциала в будущем от применения указанных результатов (сумма расходов по такой опытно-конструкторской или технологической разработке подлежит списанию на финансовый результат текущего отчетного периода на дату принятия решения о прекращении использования результатов разработки).

Одновременно со списанием с учета балансовой стоимости объектов НМА подлежит списанию с учета сумма накопленной амортизации и накопленного убытка от обесценения по этим объектам.

При реализации объекта НМА доходы, причитающиеся к получению, подлежат первоначальному признанию по справедливой стоимости. Если договором на реализацию НМА предусмотрена отсрочка платежа на период, превышающий 12 месяцев, то справедливой стоимостью величины дохода является сумма, рассчитанная без учета отсрочки платежа. Разница между величиной дохода при оплате без учета отсрочки платежа и величиной дохода при оплате с учетом отсрочки платежа признается в качестве процентных доходов (п. 41 СГС «Нематериальные активы»).

Финансовый результат, возникающий при выбытии объекта НМА, отражается в составе доходов или расходов текущего периода в момент прекращения признания актива и определяется как разница между поступлениями от выбытия, если такие имеются, и остаточной стоимостью данного актива (п. 42, 43 СГС «Нематериальные активы»).

* * *

В СГС «Нематериальные активы» (кроме рассмотренных положений) также содержатся требования к раскрытию информации об объектах НМА (результатах операций с ними) в бухгалтерской (финансовой) отчетности и переходные положения.

Начиная с 2021 года (при первом применении данного стандарта) объекты НМА, которые ранее отражались на забалансовом счете, учитываются на соответствующих балансовых счетах по справедливой стоимости в случае, если они отвечают критериям признания актива. Финансовый результат от признания таких объектов НМА признается в качестве корректировки начального сальдо финансового результата прошлых отчетных периодов в том периоде, в котором произошло их первоначальное признание. Результаты корректировки однократно раскрываются в годовой бухгалтерской отчетности (п. 49, 50 СГС «Нематериальные активы»).

Ответственность председателя инвентаризационной комиссии

Например, при инвентаризации горюче-смазочных материалов в состав инвентаризационной комиссии могут входить работники службы горюче-смазочных материалов, председателем комиссии может быть назначен заместитель руководителя предприятия или инженер (главный инженер). Если при проведении инвентаризации отсутствует хотя бы один член комиссии, то результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Материально ответственные лица не могут входить в состав инвентаризационной комиссии, однако их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным.

Это следует из совокупности норм, установленных в п. п. 2.3, 2.8 Методических указаний по инвентаризации.

Может ли главный бухгалтер быть председателем комиссии по инвентаризации

Но в крупных и средних организациях у главного бухгалтера на такую работу физически времени не хватит.

В таком случае у главного бухгалтера как минимум должно быть ещё одно, хотя бы провизорское образование.

Инвентаризационная опись должна подписываться председателем комиссии и двумя членами комиссии, осуществлявшими приемку основных средств. Комиссия назначается приказом руководителя организации и состоит из трех человек.

Председателем инвентаризационной

Общие правила проведения инвентаризации

Такой приказ готовится, как правило, не менее чем за 10 дней до наступления срока проведения инвентаризации. Для проведения инвентаризаций в организации создаются инвентаризационные комиссии. Они могут быть постоянно действующими, рабочими, разовыми.

В организационно-контрольные функции входит проведение плановых, а также выборочных инвентаризаций и контрольных проверок в межинвентаризационный период. Они обычно создаются при большом объеме работ или территориальной разобщенности имущества для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Задачи инвентаризационной комиссии

Определить это необходимо в учетной политике или иных локальных актах.

В организации может быть разработано Положение по инвентаризации с указанием функций инвентаризационной комиссии, перечня объектов, подлежащих инвентаризации, порядка оформления документов.

При этом организация вправе разработать собственные формы документов или использовать унифицированные формы.

Надо учитывать, что любая ошибка может привести к тому, что результаты инвентаризации будут признаны недействительными.

Проводится инвентаризация специально созданной комиссией, утверждаемой руководителем.

По общему правилу назначается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, но при большом объеме работ может создаваться рабочая инвентаризационная комиссия.

Ответственность за проведение инвентаризации несет само учреждение, а также ответственные сотрудники.

В том числе, должностные лица.

По общему правилу, запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором ( ТК РФ).

Поэтому поручение сотруднику дополнительной работы (выполнение обязанностей члена или председателя инвентаризационной комиссии) должно оформляться с согласия сотрудника посредством заключения дополнительного соглашения к трудовому договору ( ТК РФ). Если сотрудник отказывается, то обязать его выполнять дополнительную работу работодатель не вправе.

Тем более никто не вправе «заставить» сотрудника подписать те документы, которые не соответствуют действительности.

Инвентаризационная комиссия: формирование, состав и протокол заседания

Для этого они проставляют свои подписи.

Образец приказа о назначении инвентаризационной комиссии приведен ниже: Состав инвентаризационной комиссии (как постоянно действующей, так и рабочей) утверждает руководитель компании с помощью соответствующего приказа. Данный приказ в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в журнале контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризаций.

В состав комиссии по инвентаризации могут входить:

  1. сотрудники бухгалтерии; работники администрации компании; работники, занимающиеся в организации внутренним аудитом; сотрудники независимых аудиторских компаний; специалисты иных областей.

К тому же, одни и те же работники могут быть членами сразу нескольких комиссий. Например, комиссии по инвентаризации и комиссии по выбытию и поступлению ценностей. Стоит отметить, что сотрудники, несущие материальную ответственность, не могут входить в состав инвентаризационной комиссии.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий