Реорганизация путем преобразования

Необходимые правки

Внимание! Если в качестве юридического местоположения указан только город и меняется только конкретный адрес, то этих изменений делать не нужно

Учредительные документы

  1. Устав – это главный учредительный документ компании. Он включает в себя все правила, по которым работает фирма. Все ее права и обязанности. При реорганизации в Уставе меняется:
    • официальное название фирмы;
    • юридическое местоположение;
    • сумма капитала;
    • коды ОКВЭД в зависимости от нового вида деятельности.

    Внести поправки в Устав можно двумя путями: дополнительное приложение к текущему, составление нового Устава.

  2. Информация о наличии филиалов обязательная в связи с расширением или сокращением деятельности. Ее вносят в ЕГРЮЛ и в копированном виде предоставляют в ИФНС.
  3. Приказ о назначении руководителя составляется на собрании учредителей и является новым документом.
  • Скачать бланк приказа о назначении руководителя
  • Скачать образец приказа о назначении руководителя

Важно! В налоговые органы предоставляют копии всех учредительных документов. Оригиналы хранят в организации. О том, в каких случаях требуется внесение изменений в учредительную документацию, мы рассказывали тут, а из этого материала вы узнаете, когда необходимо вносить изменения в Устав ООО и как их грамотно осуществить

О том, в каких случаях требуется внесение изменений в учредительную документацию, мы рассказывали тут, а из этого материала вы узнаете, когда необходимо вносить изменения в Устав ООО и как их грамотно осуществить.

Свидетельства

  1. Свидетельство о государственной регистрации не меняют, а создают новое. Предыдущий экземпляр теряет свою юридическую силу и возвращается в Роспотребнадзор. Для его получения необходимо подать заявление с пометкой “внесение изменений в свидетельство” в Роспотребнадзор. В заявлении указывается причина смены и прилагаются соответствующие документы.

Особенности преобразования

Закон накладывает определенные ограничения на хозяйственные общества, которые могут быть преобразованы в довольно ограниченный круг юридических лиц, например, общества с ограниченной ответственностью могут быть преобразованы в Акционерные Общества (АО) и Общества с Дополнительной Ответственностью, в хозяйственные товарищества и производственные кооперативы (ПК). В свою очередь АО могут быть преобразованы в ООО, ПК и Некоммерческие Партнерства. Поскольку Акционерные Общества подразделяются на Открытые и Закрытые, то преобразование ЗАО и ОАО также следует отличать друг от друга. Закрытые Акционерные Общества могут свободно преобразоваться в АО работников, т.е. речь идет о народных предприятиях, а ОАО такая трансформация недоступна в силу закона, если их работникам принадлежит менее 49% Уставного капитала.

Кроме того, если обратиться к Федеральному Закону «Об акционерных обществах», то в статье 7 мы увидим, что АО, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть реорганизованы в форме преобразования в юридические лица иной организационно-правовой формы, нежели Акционерные Общества. Определенные ограничения закон устанавливает на ООО, которые, как и ЗАО не могут быть преобразованы в ОАО, если размер Уставного капитала вновь созданного общества будет меньше размера минимального уровня, установленного для Открытого Акционерного Общества законом. Однако реорганизация в форме преобразования будет возможна, если акционеры увеличат до необходимого уровня размер Уставного капитала компании.

Количественные ограничения установлены законом в отношении числа участников новых юридических лиц для хозяйственных обществ, желающих провести реорганизацию в форме преобразования. Так, например, при преобразовании АО в ООО, число участников не должно превышать пятидесяти. В то время, как при преобразовании хозяйственного общества в производственный кооператив численность участников – физических лиц не может быть менее пяти человек. Кроме того, действующий Гражданский Кодекс РФ, в статье 88 устанавливает и те случаи, когда реорганизация проводится в обязательном порядке в отношении ООО. В связи с тем, что количество участников Общества с Ограниченной Ответственностью не может быть более пятидесяти юридических и или физических лиц, при превышении данного минимума, у ООО возникает обязанность по проведению его преобразования в ОАО в течение одного года с момента превышения.

Если же установленное законом требование о проведении преобразования будет проигнорировано, а количество участников – физических и или юридических лиц не будет снижено до необходимого порога, то по истечению одного года, т.е. речь идет об установленном для преобразования сроке, ООО подлежит ликвидации в судебном порядке. Аналогичная ситуация может иметь место и для Акционерных Обществ закрытого типа, когда количество его участников также превысит пятьдесят. В этом случае ЗАО также подлежит преобразовано в ОАО, на основании статьи 7 ФЗ «Об акционерных обществах», путем внесения соответствующих изменений в Учредительные документы компании, а не при помощи реорганизации. И это главнее отличие от превышения количества участников в ООО. Кроме того, преобразование ЗАО в ОАО не требует оформления передаточного акта и уведомления кредиторов компании, а также не предоставит акционерам Закрытого Акционерного Общества права на выкуп акций.

Если говорить о возможностях для преобразования Хозяйственных Товариществ, Хозяйственных Обществ и Производственных Кооперативов в иную организационно – правовую форму, то ГК РФ относится к ним довольно либерально, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, поскольку данный вопрос предоставляет теоретическую и практическую сложность.

Трудовые отношения при реорганизации

Трудовые отношения при реорганизации регулируются статьей 75. ТК РФ.

Новый собственник не позднее трех месяцев со
дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть
трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и
главным бухгалтером. В этом случае, новый собственник обязан
выплатить указанным работникам компенсацию в размере не ниже трех
средних месячных заработков работника (ст. 181 ТК РФ).

Реорганизация не является основанием для
расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

В то же время работники могут отказаться от
продолжения работы в связи реорганизацией. В этом случае, трудовой
договор прекращается в соответствии с п. 6 ст. 77 ТК РФ. При
прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся
работнику от работодателя, производится в день увольнения работника
(ст. 140 ТК РФ), а также денежная компенсация за все
неиспользованные отпуска (ст. 127 ТК РФ). Выходные пособия при этом
не выплачиваются (если в трудовом или коллективном договоре не
предусмотрено иное).

Ведение бухгалтерского учета

При реорганизации путем преобразования ведение бухгалтерского учета имеет две составляющие:

  • учет, который ведется на ЗАО до момента его ликвидации;
  •  учет, который ведется на ООО с момента его регистрации.

Эти два вида учета связаны между собой, однако второй не является продолжением первого.

Вновь созданная организация начинает вести свой учет, но данные для него она получает от предприятия-правопреемника.

При этом каждое предприятие имеет свою отчетность:

  1. ЗАО формирует заключительную отчетность при преобразовании ЗАО в ООО – она предоставляется в налоговую за период с начала отчетного года и до момента ликвидации предприятия.

    При этом никакой особой формы для нее не предусмотрено – готовится и сдается та же отчетность, что и в общих случаях: баланс и отчет о финансовых результатах (с приложениями к ним).

    Стоит учесть, что данные передаточного акта и заключительной отчетности часто не совпадают.

    Это происходит потому, что в период после формирования первого документа организация продолжает свою деятельность, и это сказывается на состоянии ее активов и пассивов.

    Разница, которая есть в этих документах, также должна быть отражена в отчетности.

  2. ООО формирует вступительную отчетность – она создается на основании данных передаточного акта, который был утвержден на собрании.Началом отчетного периода ее формирования будет дата государственной регистрации, окончанием – последний календарный день года.

    Во входящих остатках должен быть утвержден также и размер уставного капитала ООО – если он не совпадает с размером ЗАО, образовавшаяся разница должна быть учтена в балансе.

Таким образом, бухгалтерская отчетность, хоть она и ведется фактически на двух разных предприятиях, тесным образом взаимосвязана между собой – отчеты новой организации формируются на основании данных с ликвидированного ЗАО.

Выкуп акций у их владельцев

Владельцы акций, обладающие правом голоса, вправе отказаться от получения доли во вновь создаваемом ООО и потребовать от АО приобретения принадлежащих им акций полностью или частично в том случае, если проголосовали против проведения реорганизации или вообще не участвовали в проведенном голосовании (п. 1 ст. 75 закона № 208). Порядок выкупа акций установлен положениями ст. 76 закона № 208.

Чтобы получить денежный эквивалент принадлежащих ему активов, владелец акций должен направить (лично, по почте или через интернет) в адрес АО соответствующее требование (п. 3). Это необходимо сделать в течение 45 дней с момента начала процедуры реорганизации (п. 3.2). Спустя 30 дней после окончания срока, отведенного для принятия и регистрации требований акционеров, общество обязано выплатить денежные средства путем перечисления на банковский счет, реквизиты которого указаны в заявлении (п. 4).

Порядок реорганизации юридического лица

Реорганизацию юридического лица можно рассматривать как сделку или акт правопреемства со сложным юридическим составом, в который возможно включение договора слияния или присоединения, такого юридического факта, как сделка.

Порядок реорганизации юридического лица сводится к следующему:

  • участники, учредители организации или соответствующий государственный орган принимают решение о реорганизации;
  • составляется и утверждается передаточный акт или разделительный баланс;
  • создаются изменения к учредительным документам существующих юрлиц;
  • создаются учредительные документы для новых юрлиц;
  • размещение информации в официальном СМИ, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, о начале процедуры реорганизации.

Вне зависимости от способов реорганизации юридических лиц в течение 3 рабочих дней после принятия решения о реорганизации необходимо направить регистрирующему органу письменное уведомление о начале процедуры с приложенным решением.

После второй публикации информации о реорганизации в СМИ (30 дней со дня выхода первого объявления) необходимо в регистрирующий орган представить пакет документов, связанный с завершением реорганизации. Также должно пройти 3 месяца со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о начале процедуры.

При процедуре преобразования публиковать сведения не требуется, а при присоединении пакет документов нужно подавать в ИФНС РФ по месту нахождения юридического лица, к которому производится присоединение.

Документы при реорганизации в государственный орган подаются:

  • лично;
  • почтой — заказным письмом с уведомлением о доставке и описью документов;
  • в электронной форме.

Процедура завершается госрегистрацией:

  • вновь созданных юридических лиц;
  • ликвидации юрлиц, которые прекращают деятельность;
  • изменений к учредительным документам юрлиц, которые продолжают существовать (при выделении).

Целью изменения структуры предприятия может являться:

  • повышение эффективности бизнеса;
  • выделение или консолидация активов;
  • улучшение системы управления, налогообложения.

Для успешного проведения процедуры реорганизации предприятия обратитесь за помощью к нашим опытным юристам. Наши специалисты имеют значительный опыт в сфере реорганизации предприятий. Мы всегда владеем информацией о нововведениях в работе регистрирующих органов Минюста, ПФР, ИФНС, иных государственных органов, поэтому обеспечиваем проведение процедур и подготовку необходимых документов в кратчайшие сроки по четко определенному плану.

Кто принимает решение о реорганизации акционерного общества

Реорганизация акционерного общества, в соответствии с п. 3 ст. 20 ФЗ № 208, выполняется на основании решения, принятого общим собранием акционеров. Согласно п. 2 той же статьи вопрос об осуществлении реорганизации выносится на обсуждение советом директоров АО.

Такое решение должно быть зафиксировано в документе, содержащем информацию:

  • о наименовании компании, создаваемой по итогам проведения процедуры реорганизации, а также ее будущем адресе;
  • порядке выполнения мероприятий по преобразованию и условиях, на которых они осуществляются;
  • порядке трансформирования акций АО в доли в уставном капитале новой компании;
  • реквизитах лица, на которое будут возложены обязанности по осуществлению функций единоличного исполнительного органа будущего ООО;
  • утверждении прилагаемого к решению передаточного акта;
  • утверждении прилагаемых к решению учредительных документов создаваемого ООО.

Письмо Федеральной налоговой службы от 31 июля 2019 г. № ПА-4-14/15056@ О государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме преобразования

8 августа 2019

Федеральная налоговая служба, рассмотрев Интернет-обращение, сообщает следующее.

Согласно части 4 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» созданные до дня вступления в силу названного Федерального закона садоводческие или огороднические кооперативы должны быть преобразованы в товарищества собственников недвижимости или должны привести свои уставы в соответствие с законодательством Российской Федерации о сельскохозяйственной кооперации при первом их изменении в случае принятия их членами решения об осуществлении деятельности по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства или иной деятельности, не связанной с ведением садоводства и огородничества на садовых или огородных земельных участках.

Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), определен пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ). При этом, в силу статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» представление в регистрирующий орган передаточного акта при реорганизации в форме преобразования не требуется.

Одновременно сообщается, что согласно абзацу второму пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, не применяются положения статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», исключением из правила, установленного пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, является обязанность юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации уведомить уполномоченный государственный орган о начале реорганизации, в том числе в форме преобразования.

Учитывая изложенное, при преобразовании юридического лица в регистрирующий орган представляется уведомление о начале процедуры реорганизации по форме N Р12003, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», с приложением решения о реорганизации (пункт 1 статьи 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ).

На основании вышеуказанного уведомления регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о начале процедуры реорганизации в форме преобразования (пункт 1 статьи 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ).

При этом в силу положений абзаца второго пункта 4 статьи 57, абзаца второго пункта 1 статьи 60.1 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации в форме преобразования, допускается по истечении трех месяцев со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации.

Действительный государственныйсоветник Российской Федерации2 класса А.С. Петрушин

Сравнительная характеристика

Целью реорганизации является повышение экономической эффективности. Имущественные комплексы, оборудование и земельные участки после передачи в частную собственность приносят большую прибыль. Причиной такого явления становится юридическая разница между МУП и ООО.

Особенности правового статуса Муниципальное предприятие Общество с ограниченной ответственностью
Управление и распоряжение активами МУП не признается собственником вверенного имущества. Без специального одобрения предприятия могут отчуждать только движимые вещи. Продавать, передавать в залог или аренду недвижимость без одобрения местных чиновников нельзя (ст.18 закона 161-ФЗ от 14.11.02). Это существенно ограничивает коммерческую активность. Каждая крупная сделка требует длительного согласования Фирмы являются полноправными собственниками основных средств. Руководитель наделен широкими распорядительными полномочиями. Только крупные сделки одобряются собранием учредителей. При этом созывать собственников разрешено вне утвержденного графика (глава 3 закона 14-ФЗ от 08.02.98)
Сфера деятельности Предприятие обязано работать по направлениям, указанным в уставе. Оперативно переориентироваться на экономически перспективные сегменты объединение не может. Задания ставит местная администрация, а прибыль далеко не всегда является главной целью (ст. ст. 2, 3 и 9 закона 161-ФЗ от 14.11.02.) Сфера хозяйственной деятельности закрепляется в уставе ООО. В документе используют общие формулировки, охватывающие сразу несколько отраслей. Для реализации принципиально новых проектов собственникам достаточно вынести решение. Директору остается лишь зарегистрировать изменения в ЕГРЮЛ (ст. 12, 13 закона 14-ФЗ от 08.02.98)
Отчетность Статья 27 закона № 161-ФЗ обязывает публиковать бухгалтерский баланс и прочие документы предприятия в открытых источниках Отчетность не публикуется

Приватизация в форме реорганизации имеет свои плюсы и минусы. Преимуществом является вывод на рынок действующего коммерческого комплекса. К деятельности приступает предприятие с историей, оборотами, штатом специалистов и деловыми связями. Тратить время на становление бизнеса не нужно. Недостатками следует считать предельную формализацию, длительность и внушительные издержки.

Требования для преобразования жесткие. Реорганизация в ООО возможна, если показатели МУП не выходят за рамки ст. 4 закона 209-ФЗ от 24.07.07:

  • трехлетний доход – не более 800 миллионов рублей;
  • численность персонала за тот же период – до 100 человек.

Нельзя приватизировать муниципальные предприятия, имущество которых изъято из гражданского оборота. Под запретом остаются некоторые объекты социальной, культурной, коммунальной сферы. Полный перечень таких активов приведен в пункте шестнадцать письма Министерства имущества РФ № АБ-2/10099 от 06.06.02.

Перечень необходимых документов

Для регистрации нового ООО необходимо предоставить в регистрирующий орган пакет определенных документов:

  • заявление по форме 12001 (заверенное нотариусом);
  • два экземпляра нового устава;
  • сведения об уплате госпошлины (квитанцию);
  • передаточный акт;
  • решение о реорганизации ЗАО в ООО, принятое на собрании акционеров;
  • справку из Пенсионного фонда об отсутствии задолженностей;
  • письмо о предоставлении юридического адреса;
  • заявление о переходе на одну из систем специального налогообложения (если организация не хочет работать на общей системе).

Скачать заявление по форме 12001.Образец нового уставаПередаточный акт образец.Письмо о реорганизации ЗАО в ООО – образец.

После принятия и рассмотрения документов бывшие акционеры также должны получить определенные документы:

  • о создании нового ООО;
  • о постановке ООО на налоговый учет;
  • о государственной регистрации ООО;
  • о снятии ЗАО с налогового учета;
  • о прекращении работы ЗАО;
  • новый устав с необходимой отметкой от регистрирующего органа.

Полученные документы будут основанием считать процедуру реорганизации завершенной – после этого созданное предприятие может начинать свою деятельность.

Реорганизация в форме преобразования

Она бывает добровольной и обязательной.

Добровольная проводится, если владельцы предприятия изъявят такое желание. Обычно это происходит на собрании акционеров, когда учредители или собственники решают, что повысить эффективность компании можно, если обратить ее в другую правовую форму. Тогда ООО становится ОАО (открытым акционерным обществом).

Приход обязательной реорганизации стимулируют определённые обстоятельства. Например, на собрании некоммерческой организации решено заняться предпринимательской деятельностью, преобразовать предприятие в общество или товарищество. Или число участников ЗАО или ООО превысило 50 человек. Но здесь мало поменять название предприятия, нужны более глобальные, но щадящие изменения.

Вот на что еще необходимо обратить внимание, перед тем как начинать преобразование компании путем ее реорганизации:Основные виды реорганизации прописаны в Гражданском кодексе РФ (ст. 57)

В законодательных актах определено, какой уставной капитал, сколько участников должно быть у вновь созданной формы предприятия. Эти сведения помогут выбрать дальнейший путь развития вашего детища.

Количество участников предприятий разных форм собственности: 

  • если вы хотите создать производственный кооператив, тогда нужно не менее пяти участников;
  • если решили остановиться на  форме некоммерческого партнёрства, то число членов этого союза – от двух человек;
  • для товариществ – это тоже более двух участников.Минимальный размер Уставного капитала:
  • для открытых акционерных обществ – 100 000 руб.;
  • для ЗАО и ООО – 10 тыс. рублей.

Реорганизация, или прекращение деятельности

Реорганизация – это прекращение деятельности юридического лица на условиях правопреемства. Исключение составляют случаи выделения, когда юрлицо не прекращает своей деятельности.

По результатам реорганизации хозяйственные права и обязанности продолжают существовать, а имущество сохраняется в сокращенном или укрупненном объеме. Реорганизация всегда связана с правопреемством или переходом имущественных прав от одного лица к другому. Права собственности на принадлежащее имущество переходит к правопреемникам реорганизованного юрлица по п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса.

Реорганизация юрлица происходит добровольно и принудительно. Добровольная реорганизация происходит по решению собственников либо иного органа юридического лица, который наделен данным правом по учредительным документам.

Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных госорганов или судебному постановлению. В случаях, которые прописаны законодательно, реорганизация юрлица происходит в форме его разделения или выделения из состава одного или нескольких юрлиц по решению уполномоченных инстанций или судебному решению.

Различают несколько форм реорганизации юридического лица. Все они приведены в п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса:

  1. Слияние, при котором участвующие лица в реорганизации прекращают свою деятельность, а взамен создается новая компания.
  2. Присоединение, когда к существующей организации присоединяются одно или несколько юрлиц, причем присоединяемые лица прекращают свою деятельность.
  3. Разделение, когда вместо одной компании образуется несколько, а разделяемая организация прекращает существование.
  4. Выделение, когда из существующей организации выделяют одну или несколько компаний.
  5. Преобразование, когда компания остается, а изменяется ее организационная форма.

Особенности реорганизации отдельных видов компаний регулируются на основании специальных норм. Например, процедура реорганизации и ликвидации акционерного общества содержится в ст. 15-24 ФЗ-208  от 1995 года. Общества, которые участвуют в слиянии, заключают соответствующий договор, в котором они определяют порядок и условия слияния, порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества.

На основании ст. 15 ФЗ-208 можно сделать вывод относительно того, какие сведения должны быть включены в уведомление о реорганизации акционерного общества. Несоблюдение указанного требования влечет за собой отказ в регистрации.

Реорганизация будет считаться завершенной после внесения записи в ЕГРЮЛ. Реорганизация повлечет за собой ликвидацию юрлица при слиянии, присоединении, выделении.

Таким образом, ликвидация юрлица не предусматривает выбора в отношении судьбы компании. Она в любом случае прекратит свою деятельность и закроется. Тогда как при реорганизации возможны пять вариантов развития событий. Реорганизация может иметь форму преобразования, выделения, разделения, присоединения, слияния. При реорганизации могут быть созданы одна или несколько структур на основе прежней.

Ликвидация компании в общем случае предполагает прохождение следующих этапов: принятие решения о прекращении деятельности, создание ликвидационной комиссии, извещение кредиторов и налоговой службы, публикация сведений о прекращении деятельности, составление предварительного ликвидационного баланса, расчет по долгам, подготовка документов для окончательного завершения процедуры ликвидации.

Налоговые последствия реорганизации в форме преобразования

Ст. 50 НК РФ гарантирует юридическим лицам со стороны государства соблюдение прав и законных интересов. При реорганизации компании новые налоговые обязательства не появляются, но ранее возникшие также не отменяются. В соответствии с п. 1 ст. 50 НК РФ бремя уплаты налогов переходит к правопреемнику. Исключением могут быть случаи, которые связаны с проведением реорганизации в форме выделения с учётом некоторых оговорок.

Налоги, в соответствии с п. 2 ст. 50 НК РФ, правопреемник должен будет уплачивать независимо от того, информирован ли он о наличии задолженности перед бюджетом у старой компании, или нет.

Сотрудники налоговой не смогут оштрафовать правопреемника за ошибки предшественника в случае, если до процесса реорганизации у него не были обнаружены какие-либо нарушения.

Компания, которая подлежит ликвидации, обязана составить заключительную бухгалтерскую отчётность на ту дату, которая будет предшествовать дате внесения записи о проведении реорганизации. Вновь созданное юридическое лицо обязано предоставить вступительную отчётность, то есть перенести бухгалтерские показатели из заключительной отчётности компании-предшественника.

После проведения преобразования режим упрощенного налогообложения или единого налога на вмененный доход может использоваться только в том случае, если правопреемник подаст соответствующее заявление в налоговую. Это нужно сделать в пятидневный срок с момента создания компании.

Чем ликвидация юрлица отличается от реорганизации

При реорганизации и ликвидации юрлица компания прекращает свое существование. Но есть одно принципиальное отличие: правопреемство. Ликвидация означает, что у организации отсутствует правопреемник и продолжать ее деятельность будет некому.

Реорганизация характерна тем, что у организации, прекратившей свою деятельность, будут правопреемники (по ст. 58 Гражданского кодекса). Вопрос относительно того, кто будет выступать правопреемником, зависит от формы реорганизации, а также от того, каким образом будет образовано новое юрлицо, или прекращена его деятельность.

При слиянии будет образовано новое юридическое лицо, которое станет правопреемником. При присоединении существующая организация, к которой присоединилась другая (прекратившая работу), будет выступать правопреемником.

В процессе разделения будут образованы новые юрлица, к которым перейдут права и обязанности. Обязательства правопреемников будут определяться на основании разделения или передаточных актов.

Реорганизация будет завершена после регистрации новых компаний. Особенность присоединения состоит в том, что реорганизация завершается после внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении работы присоединяемой компании. Если присоединяется несколько компаний, то финальной датой процесса реорганизации станет внесение отметки в ЕГРЮЛ о последней из присоединяемых компаний.

Существуют и другие различия между реорганизацией и ликвидацией юрлица, с процессуальной и документальной точек зрения.

Например, если при ликвидации готовится ликвидационный баланс, и он обязателен для передачи в налоговый орган, то при реорганизации нужно подготовить передаточный акт. При присоединении или слиянии необходимо подготовить договор о присоединении и слиянии.

Принципиальная разница заключается в том, что после принятия решения о ликвидации функции исполнительного органа власти осуществляет ликвидационная комиссия по п. 4 ст. 62 Гражданского кодекса. Это означает, что директор уже не руководит предприятием и все полномочия должны быть переданы ликвидационной комиссии.

Также при ликвидации все работники компании увольняются, в том числе беременные работницы. Тогда как при реорганизации всем работникам предоставляются гарантии Трудовым кодексом и в этом документе прямо сказано, что реорганизация не дает право работодателю на увольнение сотрудников (ст. 75 ТК).

Работник имеет право отказаться от работы в реорганизованной компании, и у него есть специальные основания для увольнения (п. 6 ст. 77 Трудового кодекса).

В целом для ликвидации компании требуется оформить внушительный комплект документов, тогда как для реорганизации он на порядок меньше.

Временные рамки для осуществления ликвидации и реорганизации различны. Ликвидация требует длительных временных затрат от года до 1,5 лет, а реорганизация проводится в срок 1-5 месяцев.

Таким образом, несмотря на то, что в процессе реорганизации и ликвидации организация должна прекратить свое существование, эти процедуры принципиально отличаются.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации . Доступ с официального сайта Министерства финансов Российской Федерации — http://www.minfin.ru/.
  2. Приказ Минфина России от 20 мая 2003 г. N 44н «Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций» . Доступ с официального сайта Министерства финансов Российской Федерации — http://www.minfin.ru/.
  3. Заббарова О.А. Балансоведение : Учебное пособие. М.: Эксмо, 2010.
  4. Миславская Н.А., Поленова С.Н. Бухгалтерский учет : Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014.
  5. Миславская Н.А., Поленова С.Н. Представление финансовой отчетности: поправки и изменения // Международный бухгалтерский учет. 2010. N 15.
  6. Поленова С.Н., Миславская Н.А. Бухгалтерский учет и анализ. Раздел «Бухгалтерский учет» : Учебное пособие для подготовки бакалавров. М.: Финансовый университет, 2012.
  7. Поленова С.Н. Требования к профессиональному бухгалтеру в российской предпринимательской среде // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. N 3.

Н.А.Миславская

Д. э. н.,

профессор

кафедры «Бухгалтерский учет»

Финансового университета

при Правительстве

Российской Федерации

Обзор документа

Если юрлицо приняло решение о реорганизации, то оно в течение 3 рабочих дней обязано уведомить уполномоченный орган о начале процедуры с указанием формы реорганизации.

В ЕГРЮЛ вносится запись о том, что юрлицо находится в процессе реорганизации.

После этого организация дважды с периодичностью 1 раз в месяц опубликовывает в журнале «Вестник государственной регистрации» уведомление о реорганизации.

Кредитор (если права требования возникли до размещения первого уведомления) не позднее чем в течение 30 дней после опубликования последнего сообщения вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения обязательства должником. Если это невозможно — прекратить обязательство и возместить убытки (за исключением некоторых случаев).

Отмечено, что документы для внесения в ЕГРЮЛ сведений в связи с завершением реорганизации должны предоставляться в регистрирующий орган после истечения 30 дней с даты второго опубликования сообщения.

При этом в силу ГК РФ госрегистрация юрлица, создаваемого в результате реорганизации, допускается по истечении 3 месяцев со дня внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации.

В связи с этим документы, связанные с завершением реорганизации, могут быть предоставлены по истечении 3 месяцев после внесения в реестр записи о начале реорганизации.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий