Разрыв ндс

Что делать, если разрыв не устранен и вычет не подтверждают

Если предоставленных в комитет по налогам пояснений оказалось недостаточно для устранения разрыва, то у покупателя остается два пути:

  • смириться с отсутствием вычета;
  • бороться за него.

Первый вариант самый простой и не требующий трудозатрат. Однако за него придется заплатить неучтенным вычетом, а это устраивает далеко не всех покупателей. Поэтому многие организации решают бороться за сохранение вычета. Чтобы добиться положительного результата, нужно знать, что:

  1. Основная функция автоматической системы «НДС-2» – выявление подозрительных сделок. Обнаружив разрыв, налоговые инспекторы не имеют права доначислять налог покупателю. Более того, данные автоматической системы проверки не могут быть единственным доказательством, если дело дойдет до судебного процесса. Это сведения для внутреннего использования. Опираясь на них, ИФНС может сделать запрос пояснений или потребовать представить к осмотру первичные документы. Данных деклараций по НДС недостаточно, чтобы инспекторы могли полностью оценить правомерность и реальность сделки. Поэтому данные о проверке автоматической системой не могут быть представлены в качестве единственного доказательства для объявления вычета необоснованным.
  2. Чтобы обосновать незаконность сделанного вычета, ИФНС должен провести комплекс проверочных мероприятий. Проверка направлена на поиск реальных доказательств того, что один из участников сделки нарушил закон и получил необоснованную налоговую выгоду. Поиск доказательств производится путем назначения налоговой проверки, в процессе которой могут быть выявлены все фактические обстоятельства проведения коммерческой операции или обнаружены фиктивные документы. В процессе проверки ИФНС может использовать любые доступные инструменты: проведение встречных и выездных проверок, опросы работников и руководства и пр.
  3. Факт неуплаты компанией-поставщиком или посредником не является достаточным аргументом для признания вычета НДС неправомерным. Однако компании-покупателю для признания вычета придется доказать, что у нее имеются основания для получения налоговой выгоды.

Чтобы обосновать правомерность вычета, необходимо доказать, что:

  • данные о сделке и объектах налогообложения в документах отражены без искажений;
  • основной целью проведения сделки не являлась неуплата (или сокращение суммы) налога;
  • обязательства по проводимой сделке были исполнены субъектом, который является стороной договора, либо лицом, которому были переданы соответствующие полномочия.

Налогоплательщикам нужно знать, что даже если на этапе проведения камеральной проверки компания-покупатель сумеет отстоять справедливость налогового вычета, есть вероятность повторных визитов. Предприятие будет включено в план выездных проверок на ближайшее время.

Если же сделки, по которым был обнаружен разрыв по НДС, были крупными, то налоговый орган имеет право передать сведения о неправомерных, с их точки зрения, вычетах в отдел экономической безопасности МВД. После этого возможно назначение тематической проверки предприятия совместными силами ИФНС и МВД.

Поэтому, прежде чем приступать к борьбе, стоит проанализировать все относящиеся к договору документы и учесть репутацию своего контрагента.

Нужно быть готовым к тому, что ИФНС будет с особым пристрастием проверять:

  • реальность сделки;
  • правильность оформления документов на наличие ошибок, несоответствий и прочих недочетов;
  • взаимозависимость и подконтрольность участников операции, то есть покупателя и продавца;
  • наличие косвенных связей между учредителями и/или руководством проверяемых компаний.

Пояснение: доказательством подконтрольности и взаимосвязи контрагентов могут служить наличие общего персонала, единого IP-адреса, счетов в одном банке, обнаружение замкнутой цепочки движения финансовых средств и пр. При отсутствии признаков подконтрольности будет проведена проверка на добросовестность при выборе партнера по бизнесу.

Если компания-покупатель проводила проверку контрагента и проявила достаточный уровень осмотрительности, то претензий со стороны налоговиков быть не может. За исключением тех случаев, когда инспекторы оспаривают сам факт проведения реальной сделки.

Как налоговые инспекторы отрабатывают сложные разрывы?

В Налоговом кодексе Вы не найдете ничего о разрывах по НДС. Налоговики при отработке «сложных» расхождений руководствуются лишь внутренней инструкцией ФНС.

Действуют они по следующему принципу:

Отделы камеральных налоговых проверок расписывают роли, которые играют все участники цепочки. Результатом такой работы является заключение с отражением фирм-однодневок, транзитных организаций и выгодоприобретателей.

Потенциальным выгодоприобретателям направляют уведомление о необходимости явиться на рабочую группу (комиссию). Когда директор или представитель компании является в инспекцию, ему предъявляют контрагентов, которых инспекция считает фирмами-однодневками. После этого предлагают убрать из декларации вычеты по счетам-фактурам, которые выставили данные контрагенты, и добровольно доплатить НДС в бюджет.

Если предприниматель отказывается доплачивать налог, его начинают пугать — угрожают провести выездную тематическую проверку, выписать огромные штрафы, передать материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.

В случае выявления сложного налогового НДС-разрыва компания может получить несколько типов запросов и требований:

  • требование о представлении пояснений;
  • требование о представлении документов (информации);
  • уведомление о вызове налогоплательщика в налоговый орган;
  • информационные письма о факте наличия недобросовестных контрагентов.

Разрыв возникает, если у покупателя и поставщика разные налоги

Чтобы произвести какой-то товар, компания покупает материалы у поставщика, а поставщики обычно платят НДС. Поэтому, когда компания делает закупку, в стоимость материалов уже входит НДС.

Потом компания производит свой товар и продает его. После продажи она считает НДС и платит его в налоговую. Получается, что она платит НДС дважды. Чтобы такого не было, налоговая разрешает вычитать один НДС из другого.

Компания «Ванилька» производит мороженое. Она купила молоко и заплатила 30 000 рублей, в том числе НДС 5000 рублей.

«Ванилька» сделала и продала пломбир на 90 000 рублей, НДС — 15 000 рублей.

Чтобы не платить всю сумму целиком, «Ванилька» уменьшает налог — из 15 000 рублей вычитает 5000 рублей и платит НДС 10 000 рублей.

Чтобы всё получилось, в налоговых декларациях «Ванильки» и поставщика молока должно быть написано: «Продал молоко на 30 000 рублей» и «Купил молоко на 30 000 рублей». Если сделка указана в двух декларациях, сходятся суммы и размер НДС, номера и даты счетов-фактур — значит, всё хорошо.

А вот если «Ванилька» подаст декларацию и заплатит НДС меньше, а поставщик не укажет продажу в своих документах, возникнет разрыв. Налоговая пришлет письмо с требованием объяснить, почему так. Получается, разрыв НДС — это расхождение налогов у компаний.

Налоговый разрыв по НДС: что это

Таким образом, разрывы могут появиться, если один из контрагентов отражает сведения, а второй нет. Это может произойти в результате не только сотрудничества с организациями – однодневками, но и при работе с обычными плательщиками (если есть технические ошибки). При появлении неполадок плательщику формируется запрос, чтобы представить пояснения по нестыковкам.

Обычно в сделке принимают участие два плательщика. Если сделка совершена с участием посредников, могут выявляться сложные разрывы. Налоговиками составляется цепочка действий контрагентов или посредников. Специалистами устанавливается схема работы и этап появления разрыва.

При обработке разрывов, налоговые органы следуют соответствующей внутренней инструкции. Для этого применяется АСК НДС-2. Внедрение позволяет достичь роста поступавших налоговых платежей. При помощи системы выявляются несоответствия в отношениях плательщиков и контрагентов. Система позволяет избежать неправомерных вычетов.

Выявление расхождений осуществляется автоматически. Если декларации присвоен высокий или средний налоговый риск, она проходит наиболее тщательное исследование. Такие отчеты подвергаются усиленному контролю.

Разрыв по НДС – как защититься от налоговой службы

При обнаружении расхождений по НДС налоговый орган направляет в адрес налогоплательщика требование о необходимости представить объяснения. Если покупатель, предъявивший к вычету НДС, сможет документально подтвердить свою правоту, расхождение аннулируется.

Закрытие разрывов по НДС может осуществляться несколькими способами:

налогоплательщик представляет в ИФНС пояснения, которые раскрывают причину расхождений в отчетном периоде;

налогоплательщик убирает из декларации данные по счету-фактуре, в отношении которых у налоговиков возникли вопросы, производит перерасчет обязательств по НДС и доплачивает налог в бюджет;

ИФНС инициирует проверку налогоплательщика, в результате которой ошибка подтверждается или опровергается.

Когда выявлен налоговый разрыв по НДС, пояснения подаются в электронном виде (устные показания и бумажные письма не учитываются, так как декларация, по которой возникли вопросы, представляется через ТКС)

В объяснительной форме может быть акцентировано внимание на том, что конкретная сумма налога была принята к вычету позже, чем прошли начисления у поставщика

Выявлен разрыв НДС – что делать налогоплательщику?

Найти счет-фактуру, по сумме которого у налоговиков возникли вопросы, убедиться в правильности отражения данных в книге покупок и продаж, перепроверить декларацию. Если все данные приведены корректно, составляется пояснительная записка и отправляется в ФНС вместе с копией счета-фактуры.

Если ФНС инициирует встречу налогоплательщика с комиссией по вопросам налоговых расхождений в декларации, явиться на такую встречу может как руководитель предприятия, так и доверенное лицо. Рекомендуется привлекать к общению с фискальными органами юристов, которые смогут оценить, какие требования налоговиков в конкретной ситуации правомерны, а какие нет.

Если компания после получения требований налоговиков о представлении пояснений проведет внутреннюю проверку декларации и первичных документов и выявит ошибку, необходимо сделать перерасчет НДС и составить уточненную декларацию.

https://www.youtube.com/embed/

Как взаимодействовать с налоговой?

Итак, вас вызвали. Что вы можете сделать?

Обратите внимание! Недобросовестные действия контрагентов второго и третьего уровня сами по себе ещё не являются основанием для предъявления претензий к налогоплательщику. Одним словом, отстоять вашу позицию вполне реально

Для этого требуется собрать необходимый пакет первичных документов, которые относятся к конкретным сделкам, а также доказательства должной осмотрительности. Также впечатление производит своевременное привлечение к разбирательствам налогового адвоката

Одним словом, отстоять вашу позицию вполне реально. Для этого требуется собрать необходимый пакет первичных документов, которые относятся к конкретным сделкам, а также доказательства должной осмотрительности. Также впечатление производит своевременное привлечение к разбирательствам налогового адвоката.

Критерии отбора компаний на проверку.

В зависимости от предмета «камералки» претендентами на нее могут стать компании, в декларации по НДС которых:

1) обнаружены ошибки и противоречия сведениям из документов, имеющихся в ИФНС (декларации проходят автоматизированную проверку по контрольным соотношениям – Письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705);

2) заявлены налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Один из самых частых запросов налоговых органов в ходе камеральной налоговой проверки – истребование документов по льготным операциям, отражаемым в налоговой декларации по НДС в разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению». (Напомним, что право на запрос документов в рамках «камералки» в части льготных операций может быть реализовано налоговыми органами в ситуации, когда применяемая льгота предназначена только для определенной категории лиц – п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33, постановления АС УО от 24.02.2015 № Ф09-579/15 по делу № А71-6132/2014, от 17.02.2015 № Ф09-10024/14 по делу № А60-21098/2014, от 23.05.2014 № Ф09-5197/12 по делу № А60-32962/2011);

3) предъявлена сумма НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ, Письмо ФНС России от 16.09.2015 № СД-4-15/16337);

4) выявлены противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению;

5) не приложены обязательные документы, которые должны представляться одновременно с декларацией (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Получив электронное требование либо уведомление из налоговой инспекции, бухгалтер должен отправить в ответ подтверждение. В противном случае у проверяющих появляется законное основание заблокировать банковский счет (п. 1 и 11 ст. 76 НК РФ).

Требование по камеральной проверке налоговики вправе направить в течение трех месяцев со дня представления декларации (расчета), за исключением случаев, когда требование направлено в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (в этом случае налоговики могут направить его и за пределами трехмесячного срока). Компания вправе не исполнять требования налоговиков, направленные за пределами трехмесячного срока камеральной проверки (пп. 11 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 88, п. 1 ст. 93 НК РФ).

Однако компаниям следует иметь в виду, что непредставление пояснений не препятствует продолжению налоговой проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ). При обнаружении налоговым органом налоговых правонарушений составляется акт налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Подать пояснения или внести исправления в представленную декларацию компания должна в течение пяти рабочих дней после даты получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ). А на представление документов компании отводится десять рабочих дней после получения запроса на них из ИФНС.

В случае камеральной проверки декларации по НДС пояснения должны быть представлены в электронной форме по утвержденному ФНС формату (п. 3 ст. 88 НК РФ, Письмо ФНС России от 11.01.2018 № АС-4-15/192@). Если не составить пояснения либо представить их не вовремя, то компанию могут оштрафовать на 5 000 руб., а при повторном нарушении в течение года – на 20 000 руб. (ст. 129.1 НК РФ).

Приведем наиболее популярные требования налоговиков в части запроса документов и пояснений по заявленным вычетам НДС.

Чего стоит опасаться?

Как правило, большинство предпринимателей в настоящее время сначала вызывают чаще всего в налоговую на дачу пояснений по деятельности или «комиссию». Налоговые проверки сразу после обнаружения «разрыва» не назначают, так как это слишком затратно и неэффективно. Да и общая политика в сфере налогового администрирования направлена на сокращение проверок. Именно поэтому вы сначала попадете на комиссию в ИФНС РФ.

При этом, подобные вызовы указывают на риск проведения проверки. Поэтому как только ИФНС вами заинтересовалась, необходимо сразу же начать подготовку. И уже на этой стадии нужно обращаться за профессиональной помощью к юристу, специализирующемуся на решении таких вопросов.

В частности, если к вам поступило Уведомление о явке в налоговый орган для даче пояснений по деятельности компании, Требование о предоставлении документов и информации по тому или иному контрагенту за квартал или более, то наши налоговые адвокаты помогут Вам сориентироваться и правильно выстроить диалог с ИФНС. Мы подскажем, какие документы нужно представить в ИФНС, в том числе, дополнительно к запрошенным.

Судебная практика

Несколько лет назад компания-покупатель в случае предъявления претензий о неправомерном налоговом вычете могла просто заявить, что она не несет ответственности за деятельность третьих лиц (в данном случае – контрагента, не представившего декларацию). Этого было достаточно.

Однако некоторое время назад было введено понятие необоснованной налоговой выгоды. Теперь покупатель должен с особой осмотрительностью выбирать контрагента.

С 2017 года действует статья 54.1 НК РФ, в которой четко указано, что факт неуплаты НДС поставщиком не является прямым основанием для признания вычета у покупателя неправомерным. Однако сокращение налоговых обязательств в результате предоставления ложных сведений о сделках не допускается.

Поэтому при проверках инспекторы стремятся обнаружить умышленное искажение данных в документах налогоплательщика. Примером неправомерных действий покупателя может служить факт подконтрольности участников, вовлеченных в налоговую схему.

На практике суды часто соглашаются с наличием выявленных в ходе проверок схем по уходу от налогов. Причем с момента внедрения автоматической системы «НДС-2» уровень подготовки доказательной базы со стороны налоговиков значительно улучшился. На выездные проверки инспектора являются с четким пониманием того, что именно нужно искать.

Аргументы, которые инспекторы часто приводят во время судебных заседаний:

  • участники схемы действовали согласовано с целью снизить свои налоговые обязательства;
  • выявлена взаимосвязь, подконтрольность между участниками сделки;
  • у поставщика отсутствуют возможности выполнить условия сделки, то есть операция проведена фиктивно;
  • движение финансовых средств носит транзитный характер, после проведения сделки они переведены в наличные;
  • руководство контрагента отрицает проведение спорной сделки;
  • юридический адрес поставщика является адресом массовой регистрации, а ее учредители – собственники большого количества компаний.

Все эти аргументы свидетельствуют о неправомерности действий участников сделки и могут быть приняты судом в качестве доказательств.

Чтобы опровергнуть обвинения в нереальности сделки, налогоплательщик может предъявить суду подтверждения, что контрагент располагал необходимыми ресурсами – у него были работники и технические возможности. Доказательствами могут послужить доверенности сотрудников поставщика, приказы о наделении их полномочиями, пропуска, копии договоров аренды помещений и прочие документы.

Пока в судебной практике оспаривания нереальности сделок ситуация складывается не в пользу налогоплательщиков. Положительные решения, подтверждающие реальность финансовых операций, принимаются редко. Однако случаи благополучного для налогоплательщика разрешения спорной ситуации есть.

Поэтому организациям, уверенным в своей правоте, не стоит опускать рук и отказываться от борьбы. Справиться с возникшей проблемой будет легче, если обратиться к адвокату, имеющему опыт в ведении подобных дел. Юриста рекомендуется привлечь к сотрудничеству еще на этапе общения с представителями ИФНС. Это поможет сразу разобраться с тем, насколько правомерны действия налоговиков и не нарушают ли они права налогоплательщика.

Адвокаты этой категории:

Мелихов Андрей Валерьевич

УГОЛОВНОЕ & ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

К моей специализации относятся практически все вопросы бизнеса, включая вопросы уголовного преследования и защиты экономических прав и интересов клиентов в арбитражном суде и суде общей юрисдикции.

Профиль

Ташланов Владислав Анатольевич

НАЛОГОВОЕ ПРАВО

Налоговые споры с любым субъектным составом на стороне налогоплательщика (от физических лиц до корпораций), участие в налоговых проверках, споры с административными органами, споры в предпринимательской деятельности.

Профиль

 25 Просмотров сегодня

Сложные налоговые разрывы по НДС и углубленная камеральная проверка

В случае, если при возникновения разрыва по результатам отработки направленных системой автотребований проблема не устранена, то возникают так называемые «сложные расхождения». То есть система устанавливает, что на месте разрыва со стороны покупателя и продавца стоят транзитеры — иначе «технические фирмы» или «фирмы-однодневки». Установленные системой АСК НДС сложные расхождения централизованно направляются Межрегиональной инспекцией по камеральному контролю в инспекции, где возник разрыв, для установления в цепочке формальных поставок организаций выгодоприобретателей/выгодополучателей.

При проведении углубленной камеральной проверки налоговыми органами устанавливается, кто при возникновении разрыва в цепочке поставок является транзитером, а кто выгодоприобретателем с учетом сведений:

  • о руководителе и учредителях, в том числе определение признака «массовый руководитель/учредитель»;

  • о среднесписочной численности;

  • о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ в качестве недействующего юридического лица;

  • о наличии в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности информации о руководителе, учредителе, адресе регистрации;

  • о наличии и содержании протоколов допросов руководителей и учредителей;

  • о дисквалифицированных лицах;

  • о наличии расчетных счетов и их количества, сведений о приостановке операций по банковским счетам;

  • об адресах постановки на учет (регистрации), постановке на учет по месту «массовой регистрации»;

  • об активах организации и предоставляется ли декларация по налогу на имущество организаций;

  • о налоговой нагрузке и доле налоговых вычетов;

  • о дате постановки на учет (возрасте организаций);

  • о сопоставлении налоговой базы в декларациях и оборотом денежных средств по расчетным счетам;

  • о наличии задолженности по уплате налогов и обязательных платежей;

  • об оборотах по расчетному счету организаций и назначением, наличие характерных для реальных организаций операций;

  • о способах предоставления деклараций, сведениями об ЭЦП;

  • и т.п. в зависимости от глубины контроля.

Мнение СП про 999

Появилась новая схема — так называемый «массовый подписант», когда один человек, имеющий ключ электронной подписи, подает налоговые декларации за нескольких налогоплательщиков. К примеру, один из таких граждан представил в налоговые органы 1 713 актуальных деклараций по НДС за 1 055 налогоплательщиков. Из этих документов 589 — уточненные декларации с номерами корректировок 99 или 999.

«Сначала подается первичная декларация, в которой заявлен и начислен НДС к уплате. Потом следует уточненная декларация с номером корректировки 99 или 999, которая обнуляет суммы налога, начисленные к уплате. А следующая декларация уже с номером корректировки 1 принимается налоговым органом, но не отражается в лицевом счете налогоплательщика. Поскольку идет не в порядке очередности», — пояснил схему аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин. И добавил, что в соответствии с действующим порядком, установленным ФНС, номер корректирующей декларации не может быть меньше номера предыдущей.

Порядок определения показателей, характеризующих налоговый разрыв

Под суммой фактически уплаченных налогов понимаются суммы, которые были указаны в налоговых декларациях организации и были уплачены налогоплательщиком в бюджет. Чтобы определить суммы налогов, которые теоретически должны быть уплачены организацией — налогоплательщиком в бюджет используются различные расчетные методики.

Один из возможных подходов заключается в оценке уровня налоговой нагрузки отрасли и в последующем сравнении налоговой нагрузки конкретного налогоплательщика с этим показателем. Существенно более низкая налоговая нагрузка конкретного предприятия, по сравнению со среднеотраслевой величиной, может свидетельствовать об уклонении предприятия от уплаты налогов в бюджет.

Проблема налогового разрыва

В марте — апреле 2015 года сотрудники Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее — Управление) произвели расчет налоговых рисков и определили отрасли, имеющие значительный налоговый разрыв. Одной из таких отраслей стало строительство.

На сегодняшний день на учете Управления стоит более 40 тысяч организаций, из них 572 — это организации разных форм собственности, применяющие общий режим налогообложения и осуществляющие деятельность в сфере производства общестроительных работ. Величина налогового разрыва (разница между предполагаемой суммой налогов, которая могла бы поступить в бюджетную систему при условии полного и своевременного исполнения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, и суммой фактически поступивших налогов) в целом по данному виду деятельности самая значительная среди всех отраслей в округе — 5,6 миллиарда рублей. При этом доля выручки организаций, входящих в ОКВЭД 45.21, в общем объеме выручки организаций, осуществляющих деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа, также самая значительная — 14,97%. Такое несоответствие в показателях свидетельствует о присутствии рисков в этом сегменте рынка. Исполнительную власть округа, равно как и налоговые органы, не может не беспокоить данная ситуация, поскольку речь идет о доходах бюджета автономного округа. Налоговая служба осуществляет контроль за надлежащим исполнением налоговых обязательств и пополнением бюджета и должна реагировать на такой разрыв.

В 2014 году налоговые органы округа провели 67 выездных проверок в отношении строителей, в первом квартале текущего года — 22. По результатам этих проверок были установлены причины налогового разрыва — наличие не подлежащих налогообложению объектов (сделок), льгот, затрат, связанных с инвестиционными проектами, которые правомерно заявлены налогоплательщиками. Это объективные причины. Но, кроме этого, выявлены и факты нарушения налогового законодательства:

— ошибки в определении временного промежутка, в котором следует принимать к учету суммы расходов при определении налоговой базы по прибыли или вычеты по налогу на добавленную стоимость;

— привлечение к выполнению работ нелегальной рабочей силы;

— сделки, направленные на занижение налоговой базы в результате взаимодействия с цепочкой контрагентов без экономически обоснованной цели.

Последний фактор нас беспокоит особо. При выявлении такого рода нарушений, то есть сделок с фирмами-однодневками, активизируется взаимодействие налоговых, правоохранительных, следственных и надзорных органов для искоренения подобной хозяйственной практики.

Так, в 2014 году в правоохранительные и следственные органы были переданы материалы 20 выездных проверок в отношении строителей. Было возбуждено четыре уголовных дела на общую сумму неуплаченных, сокрытых налогов и денежных средств в размере 172,9 миллиона рублей. Еще до передачи материалов в суд из указанной суммы поступило в бюджет около 34,7 миллиона рублей.

За пять месяцев 2015 года в следственные органы были переданы материалы по десяти выездным налоговым проверкам организаций строительной отрасли, для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовных дел по статьям 199, 199.1 Уголовного кодекса. Сумма неуплаты налогов по этим делам составила 172,2 миллиона рублей. Нужно сказать, что налоговые органы Югры отстаивают свою позицию и в тех случаях, когда представители бизнеса, реализуя свои гражданские права, инициируют судебные процессы. В 2013–2014 годах принято 15 судебных решений в пользу налоговых органов округа, где рассматривались действия налоговых органов в отношении строителей, два решения — не в пользу налоговиков (судебные решения можно найти на интернет-сайте kad.arbitr.ru).

К сожалению, в ходе проведения контрольных мероприятий представители бизнеса прибегают к разного рода манипуляциям, таким как реорганизация (ликвидация) предприятий, объявление себя банкротом, отчуждение имущества, вывод активов. Однако налоговая служба и в такой ситуации держит руку на пульсе.

По результатам аналитической работы налоговых органов округа в 2015 году налогоплательщиками самостоятельно уточнены налоговые обязательства на сумму 835,7 миллиона рублей. В отношении 17 строителей в 2015 году завершены выездные проверки, дополнительно начислено 86,9 миллиона рублей, из них взыскано 60,7 миллиона рублей.

Устранение расхождений, допущенных по ошибке

Если автоматическая система найдет ошибки и несоответствия в начислениях и вычетах НДС, то у проверяемой организации налоговые инспекторы запросят пояснения. Если будет выяснено, что сумма налога занижена или вычет завышен, проверяемой компании придется представить первичные документы по контракту.

Расхождения, которые выявляет автоматическая система, можно поделить на две группы:

  • операции по налогу отражены у всех участников (у продавца – к оплате, а у продавца – к вычету), но их суммы не совпадают;
  • обнаружен разрыв, то есть покупатель заявил налог к вычету, а продавец не сдал декларацию либо не отразил в ней данную сделку.

При выявлении нарушений проверяемой организации направляется требование, в котором указано, какие именно недочеты и несовпадения были обнаружены. Указывается ошибка в виде кода. Разрыв обозначается кодом «1». Этот код означает, что сделка не отражена в декларации контрагента либо запись выполнена некорректно, и ошибки не позволяют ее идентифицировать.

Субъект предпринимательства, получив такое требование, должен сделать следующее:

  1. Сразу направить в ИФНС квитанцию о получении документа. Оправлять необходимо по каналам телекоммуникации. Сделать это нужно в установленные сроки, так как если в течение 6 рабочих дней квитанция не поступит, то работники ИФНС имеют право арестовать банковские счета налогоплательщика.
  2. В течение 5 рабочих дней нужно представить в ИФНС либо уточненную декларацию по НДС (в которой спорные вычеты будут скорректированы), либо пояснения. Пояснения в утвержденной форме отправляются в электронном виде. К форме пояснения могут быть прикреплены скриншоты первичных документов. Иногда причиной образования разрыва бывает банальная ошибка – неправильно указанный ИНН продавца или неверный код операции.
  3. Связаться со своим контрагентом, который не отразил в своей декларации спорную сумму налогов. Если это было сделано по ошибке, то в интересах контрагента представить в ИФНС уточненную декларацию, в которую включен оспариваемый счет-фактура. Случаются расхождения технического характера: контрагент отразил реализацию данной сделки в предыдущем отчетном периоде, а покупатель – в текущем. В такой ситуации достаточно указать на этот факт в пояснениях.

ИФНС может пригласить налогоплательщика на встречу с комиссией для обсуждения вопросов, возникших из-за выявленных налоговых расхождений. Если такое приглашение получено, ни в коем случае не следует его игнорировать. Компанию может представлять руководитель или назначенное им лицо по доверенности.

Если сделка была реальной и контрагент является добросовестным налогоплательщиком, то после исправления ошибок и приведения документов в порядок ИФНС подтвердит налоговый вычет. Проблема будет решена.

Налоговый разрыв по НДС: что это?

Анализом «разрывов» НДС, наличия схем по неуплате налогов, уровня нагрузки по налогам, иных подобных вопросов в данный момент занимаются несколько информационых ресурсов: АСК НДС (тестируется 4-я версия), аналитических ресурсов ФИР «сведения Банка России», ФИР «трансфертная цена», ФИР ЕГРЮЛ, ФИР «таможня», ПК «ППА Отбор». Иногда применяется информационный ресурс «Супераналитик», изучающий базу банковских выписок.

Особое внимание фискалы уделяют «разрывам» по НДС. Речь идёт о ситуациях, когда у покупателя в книге покупок отражена счёт-фактура, но при этом она же отсутствует в книге продаж у продавца

Это означает, что покупатель получил налоговый вычет, связанный с тем, что отчисления в пользу бюджета должен был сделать продавец. Но вместе с тем продавец ничего не выплатил в казну.

Такие «разрывы» называются «прямыми».

Но самое пристальное внимание налоговики уделяют так называемым «сложным разрывам», когда у налогоплательщика и у его контрагента первого «звена» счета-фактуры и суммы НДС отражаются в отчетности исправно, но «разрыв», а следовательно и неуплата НДС происходит на 3-5 или далее звеньям. Как правило, такие «разрывы» указывают на умышленные «схемы» по неуплате НДС, в которые вовлекаются различные «площадки», управляющие «фирмами-однодневками», а иногда и сотрудники ИФНС и банков

Борьба с такими схемами — один из приоритетов политики ФНС России, поэтому организации со сложными разрывами сразу попадают под особый контроль не только своей инспекции, но и регионального Управления ФНС России.

Упомянутые базы находит несовпадения, после как правило, на уровне регионального Управления ФНС России готовятся списки организаций, у которых выявлены «разрывы» НДС. Эти списки направляются в местные Инспекции, которые формируют Требования о представлении соответствующих документов и вызывают Налогоплательщиков для дачи пояснений.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий