Психолого-педагогическая экспертиза в москве

Что спрашивают на ПМПК?

  • Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
  • Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин,  распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
  • Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
  • Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
  • Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
    • синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
    • антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
    • омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).

А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.

  • Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
  • Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
  • Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.

То есть вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики

Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться

Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.

Когда назначается психологическая экспертиза для суда?

Суд назначает психологическую экспертизу в случаях, когда для прояснения обстоятельств судебного дела нужно выяснить психоэмоциональное состояние лиц, являющихся субъектами правовых отношений.

В уголовном процессе помощь эксперта по психологии необходима при решении широкого спектра задач. В частности, чтобы установить, каким образом состояние обвиняемого повлияло на его действия, не было ли оказано на него воздействие третьих лиц, можно ли доверять показаниям свидетелей, насколько адекватно жертва воспринимает ситуацию.

В гражданских делах психолога привлекают с целью подтвердить или опровергнуть право определенных лиц совершать сделки. При решении семейных споров может потребоваться анализ личности каждого из участников процесса, их взаимоотношений и системы ценностей.

Требования к лицам, проводящим экспертизу

По взаимному согласию законные представители ребенка вправе самостоятельно выбрать специалиста для проведения исследования. Главное условие — наличие профессионального образования. Это может быть сотрудник кафедры педагогики и психологии вуза, школьный психолог или индивидуальный предприниматель, имеющий соответствующий диплом. Но каждый, кто проводит экспертизу, должен быть готов к тому, что его могут пригласить в суд для пояснений результатов обследования или итогового заключения.

Более того, по инициативе одной из сторон или суда документ может быть подвергнут рецензированию специалистом более высокой квалификации. Это накладывает определенную ответственность на того, кто проводит обследование. Для экспертизы требуется использование апробированных методик. Она не может выглядеть как описание консультационного приема с последующими выводами.

Если требуется медико-психологическая экспертиза, например, для уголовного дела, где подросток является обвиняемым или потерпевшим, то проводить его вправе только организации или индивидуальные предприниматели, получившие на это соответствующую лицензию. Так, факт жестокого обращения с ребенком и наличие психологического насилия могут быть подтверждены только имеющим на это право учреждением.

Задачи судебной психолого-педагогической экспертизы по делам, связанным с защитой интересов ребенка

  •  Установление «наилучших интересов ребенка». Понятие «наилучшие интересы ребенка» рассматривается с двух точек зрения: 1) детско-родительских взаимоотношений, 2) качества воспитательных планов каждого из родителей.
  • Экспертная оценка способности к «родительству» каждого из потенциальных опекунов. Под этим понятием понимается функциональная способность каждого из родителей удовлетворять нужды ребенка в настоящем и будущем. Эта задача является комплексной и включает:
  1. анализ психологических нужд и потребностей развития конкретного ребенка;
  2. оценку способности родителя удовлетворять эти нужды и потребности;
  3. оценку качества детско-родительского взаимодействия и стилей воспитания каждого из родителей с заключением, какой из них более предпочтителен для ребенка.
  • Экспертная оценка дисциплинарных методов каждого из родителей и определение, какой из воспитательных подходов лучше помогает ребенку.
  • Экспертная оценка образовательных потребностей ребенка и образовательных планов обоих родителей, а также то, насколько они соответствуют друг другу.
  • Экспертная определение этических и духовных ценностей каждого из родителей и их влияния на ребенка;
  • Экспертная оценка представлений (фокуса) каждого из родителей в отношении истории брака и причин разрыва, восприятия своих отношений с ребенком, уровня чувствительности к специальным нуждам ребенка (особенностям психического развития, состоянию здоровья), сконцентрированности на ребенке или на своих отношениях с супругом (-ой);
  • Характеристика отношений между сиблингами, их эмоциональной близости, взаимной поддержки, возможности разделения сиблингов между родителями, обоснованность такого решения;
  • Экспертная оценка прямых обвинений со стороны одного родителя в адрес другого, признаков психологического индуцирования, формирования негативного образа второго родителя в восприятии ребенка;
  • Экспертная оценка влияния косвенных участников внутрисемейного конфликта (бабушек, дедушек, иных членов семьи) на формирование представления ребенка об особенностях взаимоотношений между родственниками, их психологических характеристиках;
  • Выяснение предпочтений ребенка, с кем из родителей он хотел бы жить;
  • Экспертная оценка «родительства»/родительской компетентности. Описание подкрепляется как клиническим впечатлением эксперта, так и материалами дела, и результатами интервью.

Из цикла адвокатского телевидения «Лучшие эксперты и оценщики Санкт-Петербурга»

Как проводится психолого-психиатрическая экспертиза?

Суд, следственный орган устанавливают причины, по которым нужно провести СППЭ. Порядок действий следующий:

  1. Выдается постановление или определение;
  2. Определяется круг вопросов, на которые должна дать ответ экспертиза;
  3. Информируются все участники процесса о готовящемся исследовании. В рамках следствия могут ставиться вопросы психолого-психиатрической экспертизы, которые определяет суд и участники дела;
  4. Определяется учреждение, в котором будет проводится СППЭ, направляет туда акт вместе с необходимыми документами;
  5. Исследуемый гражданин направляется в выбранное лечебное заведение;
  6. С ним проводится беседа специалистом, собирается как можно большой объем информации, включая состояние исследуемого гражданина, наличие отклонений, их влияние на действия или бездействие в конкретных ситуациях;
  7. По результатам собранной информации специалист готовит заключение, направляет его в следственный орган или суд.

К необходимым документам, которые направляются вместе с постановлением или определением, относятся:

  1. Медицинские документы: карта, анализы, ранее проведенные исследования и полученные заключения, анамнезы и т.п.;
  2. Материалы уголовного или гражданского дела, которые расширяют возможности эксперта объективно ответить на поставленные вопросы.

В последнем случае важное значение имеют показания свидетелей, других лиц. Они прямо или косвенно характеризуют исследуемое лицо, указывают на признаки неадекватности или другое состояние в момент совершения каких-то действий или бездействия

Для пользователей сайта Ekspertizy.org нами был собран (и постоянно пополняется) перечень организаций, которые проводят психолого-психиатрическую экспертизу:

МоскваСанкт-ПетербургАстраханьБарнаулВладивостокВолгоградВоронежЕкатеринбургИжевскИркутск
КазаньКалининградКемеровоКировКраснодарКрасноярскЛипецкМахачкалаНабережные ЧелныНижний Новгород
НовокузнецкНовосибирскОмскОренбургПензаПермьРостов-на-ДонуРязаньСамараСаратов
ТольяттиТомскТулаТюменьУльяновскУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯрославль

Психиатрическая экспертиза — Судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Ходатайство о психологической экспертизе

Когда может понадобиться заявить ходатайство о психологической экспертизе? Как и для назначения любой экспертизы по гражданским делам, для заявления такого ходатайства необходимы веские основания. А именно: доказать те или иные обстоятельства, которые в данном гражданском деле являются значимыми. Что, в свою очередь, обеспечит объективность при вынесении решения.

Задачей психологической экспертизы является установление внутреннего состояния человека в определенный период времени. Если имеются сомнения по вопросу наличия или влияния на принятие решений лицом каких-то психических заболеваний, более правильно обратиться с ходатайством о назначении психиатрической экспертизы. Если речь идет об установлении наличия определенных заболеваний – с ходатайством о назначении медицинской экспертизы.

Психологическая экспертиза – оценка состояния лица в период совершения юридически значимого действия. Востребовано ее проведение в делах о признании сделки недействительной, оспаривании завещаний, расторжении договора, по требованиям, связанным с компенсацией морального вреда, о порядке участия в воспитании ребенка и др.

Виды психолого-лингвистической экспертизы

Психолого-лингвистическая экспертиза бывает следующих видов:

  1. Досудебной или внесудебной. Ее проводят по запросу, который могут сделать физические лица и организации, юристы, учреждения и адвокаты;
  2. Судебная – инициирует орган следствия или суд.

Особенность первого вида – по завершению ее проведения составляется внесудебная или досудебная психолого-лингвистическая экспертиза. Особенность второго – назначается по определению или постановлению следственных органов или суда. Заключение готовится в виде судебной психолого-лингвистической экспертизы.

Как указано выше, среди тех, кем проводится лингвистическая экспертиза, обязательно присутствуют лингвист и психолог. Задача первого – установить смыслы, дать оценку анализируемому тексту. Задача второго – выявить наличие конфликта по исследуемому тексту, его социально-психологическую направленность.

Примеры дел, в которых применяется рассмотренный вид исследований:

  • экстремизм, терроризм, разжигании ненависти, вражды, межнациональной розни, призыв к массовым беспорядкам;
  • взятка и вымогательство;
  • клевета и недостоверная информации;
  • защита чести, достоинства и деловой репутации;
  • изнасилования, педофилия, действиях сексуального характера в отношении несовершеннолетних и малолетних.

Список неполный. Можно продолжать перечнем дел и споров о нарушении авторских прав и интеллектуальной собственности, подделки документов, служебных преступлениях и т.п.

Для пользователей сайта Ekspertizy.org нами был собран (и постоянно пополняется) перечень организаций, которые проводят Психолого-лингвистическую экспертизу:

МоскваСанкт-ПетербургАстраханьБарнаулВладивостокВолгоградВоронежЕкатеринбургИжевскИркутск
КазаньКалининградКемеровоКировКраснодарКрасноярскЛипецкМахачкалаНабережные ЧелныНижний Новгород
НовокузнецкНовосибирскОмскОренбургПензаПермьРостов-на-ДонуРязаньСамараСаратов
ТольяттиТомскТулаТюменьУльяновскУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯрославль

Почему нам доверяют психолого-педагогическую (психологическую) экспертизу?

Все экспертизы компании СИНЭО сертифицированы – ГОСТ Р ИСО 9001-2015

  • СИНЭО имеет большой опыт – мы работаем c 1999 года, это более 20 лет успешной работы
  • Специалисты компании имеют ученые степени и звания, являются кандидатами и докторами психологических наук
  • Наши эксперты являются авторами многочисленных учебных/научных пособий, мы регулярно проводим семинары и публикуемся в прессе
  • Группа компаний СИНЭО занимает лидирующие позиции в области экспертизы и оценки в Санкт-Петербурге и Лен.Области
  • СИНЭО Является действительным Членом Некоммерческого партнерства “Палата судебных экспертов”
  • Имеем подтверждающее письмо из Управления Судебного Департамента Санкт-Петербурга
  • Предоставляем бесплатную консультацию перед проведением экспертизы!
  • Выполняем РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ судебных экспертиз всех экспертных направлений
  • Возможен вызов рецензента в Суд для  дачи пояснений к заключению
  • Работаем с клиентами по всей России  —  Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва, Мурманск, Самара, Петрозаводск, Челябинск, Екатеринбург и т.д.
  • Производим рецензию в сжатые сроки, можем провести исследование по материалам дела
  • Предоставляем полный отчет о проделанной работе, развернутый вывод по экспертизе

Чтобы заказать психолого-педагогическую (психологическую) экспертизу позвоните нам сейчас 340-00-35 или отправьте сообщение

Судебно-психологическая экспертиза ребенка: особенности

Лицензия на осуществление медицинской деятельности

Один из самых частых случаев в психологической экспертной практике — формирование негативного отношения ребенка к одному из родителей.

Такое возможно, если один из членов семьи часто показывает свои негативные эмоции по отношению к супругу в присутствии ребенка

Это может происходить как преднамеренно (с целью создать более тесную связь с ребенком, или отомстить супругу), так и неосознанно (невнимание взрослых к душевному равновесию своих чад — ссоры и ругань при детях, высказывание обид, обвинений)

Тем не менее, отец или мать ранят психику ребенка, на протяжении долгого времени настраивая ребенка против другого родителя.

Как это скажется при проведении психологической экспертизы ребенка?

Исследование детско-родительских отношений проводят специалисты-психологи в несколько этапов. Задача эксперта — определить истинные привязанности и потребности ребенка. Несомненно, долгое навязывание взрослым своего мнения влияет на решения ребенка. Это может привести к неестественному поведению у несовершеннолетних — диссонанс между желаниями и интересами.

Психолог беседует и наблюдает за поведением обоих родителей, за совместной деятельностью ребенка с отцом и с мамой. На основании исследований, эксперт делает выводы о психологических особенностях матери и отца ребенка, об устойчивости психики и отношении ребенка.

Эксперт должен быть не предвзятым, а потому не иметь знакомства с одним из родителей или со всей семьей до проведения экспертизы — это может повлиять на объектность его оценки.

Любое намеренное воздействие родителя на ребенка, с целью повлиять на его решение относительно общения или проживания с родителем, будет выявлено хорошим специалистом. Это будет отражено в экспертном заключении.

Психологическая экспертиза ребенка: предпосылки и последствия развода

Чаще всего уход одного из супругов влечет за собой ухудшение материальных и бытовых условий. В основном остается женщина с детьми. Без мужа женщина берет на себя несвойственные ей обязанности. Это ведет за собой неорганизованность воспитания. Прежде всего, страдают отношения матери и ребенка, они становятся напряженными и невротическими.

Повседневные трудности сопровождаются отрицательной реакцией ребенка: вспышки гнева, раздражительность, повышенная ранимость, чувства изоляции и отчуждения, фобии, соматовегетативные расстройства, чувства вины, беспокойства.

В таких ситуациях мать считает, что вправе наказать ребенка, унижая, оскорбляя, обвиняя его в непонимании. Нередко родитель прибегает к применению физических наказаний.

Когда родители заняты процессом развода и выяснением отношений, дети остаются одни, воспитание становится материальным. В силу своей незрелости, дети остаются психологически заброшенными. Ограничивая общения с ребенком, мать не задумывается, как и где проводит время ребенок. Это проводит к различным формам девиантного поведения: неумение доброжелательно общаться с ровесниками, агрессивность, вредные привычки.

Острое протекание семейных конфликтов особенно проявляется в подростковом периоде, в период кризиса. Подростки становятся неуверенными, пассивными, присутствует самообвинение. Типичное поведение — это мелкие правонарушения, кражи, эпизодическое употребление алкоголя, самовольное оставление учебы, жестокость, эгоизм, отсутствие интереса к окружающим, увлечение крайностями моды (татуировки, пирсинг и т.п.).

Мать и ребенок, находящиеся в системе разрыва семьи, нуждаются в психологической поддержке. Комплекс психокоррекционных занятий, прежде всего, будет направлен на десоциализацию детей и подростков и оказание эмоциональной поддержки оставшегося родителя.

Психологическая экспертиза ребенка по отношению к отцу, к матери, экспертиза обоих родителей — поможет определить степень невротических и поведенческих расстройств, установить привязанности ребенка, определить порядок общения и проживания ребенка. Консультация психолога-эксперта в Санкт-Петербурге: 340-00-35 

  1. Психологическая экспертиза  – от 15 000 руб.
  2. Досудебное психологическое исследование (заключение специалиста) – от 13 000 руб.
  3. Комплексная психолого-педагогическая экспертиза – от 20 000 руб.
  4. Досудебное комплексное психолого-педагогическое исследование (заключение специалистов) – от 17 000 руб.
  5. Психологическое консультирование – от 1000 руб в час.

Правовое обеспечение экспертизы детско-родительских отношений

В статье 31 Гражданского кодекса РФ говорится о том, что опека над несовершеннолетними гражданами осуществляется среди прочего также с воспитательными целями. Опека над несовершеннолетними гражданами осуществляется в случае потери ребенком родителей, лишения родителей их прав на воспитание ребенка, в случаях уклонения родителей от своих обязанностей по воспитанию детей, а также защиты прав и интересов детей.

Статья 69 Семейного кодекса РФ устанавливает условия лишения граждан родительских прав в случае пренебрежения и злоупотребления родительскими правами, при жестоком обращении с детьми, при посягательстве на их половую неприкосновенность, при тяжелых формах болезни наркоманией или алкоголизмом, а также в случае совершения умышленного преступления, направленного против жизни или здоровья членов семьи.

Статья 71 Семейного кодекса РФ дает предписания по действиям, выполняемым после процедуры лишения родителей родительских прав. В том числе пункт 3 статьи 71 сообщает, что вопрос совместного проживания ребенка и родителя, лишенного родительских прав (или обоих родителей), решается строго в судебном порядке.

Место экспертизы в системе психодиагностических методов

В современной психологии и, прежде всего, в практической психологии понятие экспертизы является одним из наиболее употребляемых и одновременно одним из наименее определенных. Его используют в самых различных значениях и словосочетаниях: экспертиза судебно-психологическая и психолого-психиатрическая, экспертиза гуманитарная, психолого-педагогическая и педагогическая, экспертные методы, техники и процедуры оценивания, экспертиза текста и процесса, экспертиза авторских программ, учебников и учебно-методических комплексов, экспертиза инновационной деятельности и результатов опытно-экспериментальной работы, экспертиза педагогической и управленческой деятельности и т.д. (7, 13, 32, 35, 61, 151, 170, 215, 216, 279). Это, безусловно, и требует выявления ее специфики и места в ряду других исследовательских методов психологии. Решение данной задачи предусматривает, прежде всего, сопоставление понятий экспертизы с ближайшим и родовым понятием психодиагностики.

В современной отечественной справочной и учебной литературе по психодиагностике предлагаются различные ее определения. В одних акцент ставится на двойственной природе психодиагностики: она рассматривается и как теоретическая дисциплина и как сфера практической деятельности психолога (162)

В других — основное внимание уделяется представлению психодиагностики как области научного знания и определению предмета ее изучения. Так в «Словаре-справочнике по психологической диагностике» Л

Ф. Бурлачука и С. М. Морозова дается следующее определение: «Психологическая диагностика — область психологической науки, разрабатывающая методы распознания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности» (229, с.114). Развернутое определение, интегрирующее оба указанных подхода, предлагается в одном из недавно изданных учебных пособий по психодиагностике под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой: «Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека. Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики. Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности» (39, с.З).

Для определения предмета психодиагностики Ю. М. Забродин вводит новое понятие «психологическая модель личности» (76). От адекватности этой модели целям конкретного психодиагностического обследования и положениям общей теории психологии зависит валидность применяемых психодиагностических методов и достоверность получаемых с их помощью результатов. Поэтому порядок выбора или разработки подобных моделей является одной из ключевых проблем теории психодиагностики. Опираясь на принципы системности и комплексности исследователь предлагает в качестве обобщающей следующую формулировку: «предмет психодиагностики — это описание конкретного человека в терминах общей (генерализованной) психологической модели, полученное в ходе целенаправленной оценки индивидуальных особенностей психической регуляции деятельности и поведения обследуемого, объединенных в модифицированную модель личности, которая определяет порядок интерпретации указанных оценок, соответствует структуре генерализованной модели, конкретным целям и методам психодиагностического обследования, а также задаче прогнозирования параметров деятельности и поведения субъекта в различных обстоятельствах его жизни и при их изменении» (76, с.36). По оценке Ян тер Лаака (125) в американских справочниках диагностика рассматривается как процесс оказания помощи людям в решении их проблем. При этом выделяются четыре составляющих этого процесса: сбор информации, интерпретация информации, обобщение информации, попытка решения проблемы. В немецкой психологической литературе психодиагностики определяется очень широко: она рассматривается как научная дисциплина, использующая процедуры измерения для оценки характеристик индивидов, групп, организаций, ситуаций и даже объектов. Информация такого рода представляется в форме заключений или рекомендаций. Во многих последних изданиях при определении психодиагностики акцент делается на процессе принятия решения.

Кто может проводить экспертизу детско-родительских отношений?

  1. Эксперт (единолично). Экспертиза проводится одним специалистом в области психологии по запросу суда или по ходатайству любой из сторон. Ходатайствовать о назначении экспертизы может любое заинтересованное лицо или его представитель.
  2. Комиссия экспертов. К комиссионному исследованию прибегают в сложных случаях, когда необходимы мнения различных специалистов из смежных областей. Например, психолога и социолога. Зачастую комиссия экспертов формируется в результате встречных ходатайств о проведении исследования. Если на исследовании настаивают оба родителя, или родители и третьи лица, то эксперты сторон могут работать комиссионно. При согласии экспертов оформляется общее экспертное заключение. В случае, когда мнения экспертов разделяются, оформляется несколько экспертных заключений. Как правило, для каждого отличающегося мнения составляется отдельное заключение.
  3. Эксперт или комиссия экспертов в составе комплексной экспертизы. Бывают случаи, когда помимо психолого-социальной экспертизы детско-родительских отношений назначают и другие виды экспертиз (психиатрическую, судебно-медицинскую и так далее). Тогда эксперт-психолог работает в сотрудничестве с другими специалистами, привлеченными к экспертизе. Комплексная экспертиза применяется в спорных ситуациях, касающихся воспитания психически или физически неполноценных детей, в случае обнаружения подмены детей, в случаях психиатрического освидетельствования родителей.

Когда нужна психолого-лингвистическая экспертиза?

Назначается в том случае, если кто-то из участников процесса отказывается от данных ранее показаний.

Нередко на суде возникает ситуация, когда обвиняемый отказывается от ранее данных показаний. Он утверждает, что они были даны им под психологическим и физическим давлением. Угрозы и избиения, помещение подозреваемого в нечеловеческие условия содержания – все это ломают волю человека, заставляет идти на поводу у следствия. Чтобы это установить, назначается психолого-лингвистическая судебная экспертиза.

Для справки! Рассматриваемый вид исследования назначается в том случае, если кто-то из участников процесса отказывается от данных ранее показаний.

От показаний могут отказываться не только обвиняемые и подсудимые. Это могут сделать и другие участники дела, например, свидетели и потерпевшие. Кроме того, могут проявляться признаки, что они читали или декларировали заученный текст, который им предоставила заинтересованная сторона (например, следствие).

Итак, судебная лингвистическая экспертиза проводится при наличии одновременно следующих оснований:

  1. Сторона процесса отказывается от данных ранее показаний;
  2. Последние даны под диктовку или изложении, ином участии другого лица;
  3. От того факта, что документ написан собственноручно, заявитель не отказывается.

Другие случаи, когда назначается этот вид экспертиз:

  1. Если не понятны значения и происхождения фраз и отдельных слов, а также текста;
  2. Для установления или исключения авторства, в том числе и для подтверждения или опровержения, что разный текст готовил один и тот же человек;
  3. Выявить особые черты характера автора, включая его пол, возраст регион проживания, а также образование и профессиональные навыки, язык, на котором он общается и думает;
  4. Для исследования товарных знаков, их идентичности в спорах о нарушении авторских прав;
  5. Для выявления в работе плагиата.

Медико-социальная экспертиза

Данный вид экспертизы в практике социальной работы занимает особое место. Ранее в нашей стране существовала врачебно-трудовая экспертиза (ВТЭК). Свою деятельность она направляла на оценку трудоспособности человека. Врачебно-трудовая экспертиза не обеспечивала:

  1. Выявление других ограничений сфер жизнедеятельности;
  2. Установление их социальных последствий;
  3. Определение способов преодоления инвалидом нарушенных взаимоотношений с социальной средой.

Исходя из этого, было предусмотрено в соответствии с законом «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995), формирование новой государственной службы медико-социальной экспертизы. Учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы первичного уровня – бюро – были созданы на территории субъектов России. Учреждением высшего уровня является Главное бюро медико-социальной экспертизы субъекта Российской Федерации.

В России в настоящее время создана 3-х уровневая система медико-социальной экспертизы (МСЭ):

  1. Бюро МСЭ;
  2. Главное бюро МСЭ;
  3. Федеральное бюро МСЭ.

Все три уровня МСЭ входят в состав Министерства труда и социальной защиты РФ.

Медико-социальная экспертиза имеет свои основные задачи:

  • Установление группы инвалидности у лиц 18 и старше лет;
  • Установление категории «ребенок-инвалид» лиц моложе 18 лет;
  • Определение причин инвалидности у лиц 18 и старше лет;
  • Установка сроков инвалидности;
  • Определение процента утраты трудоспособности;
  • Разработка программ реабилитации инвалидов;
  • Решение других задач и выполнение функций, предусмотренных действующим законодательством.

Социальная экспертиза

Социально-психологическая экспертиза представляет собой отдельное направление экспертной работы. Как правило, в данном виде экспертизы нуждаются лица, которые испытывают затруднение в социальном общении, лица, склонные к девиантному поведению, к правонарушениям.

Социальная экспертиза проводится тогда, когда решение нормативного характера может положительно или отрицательно сказаться на жизнедеятельности людей. Необходимость её проведения связана с тем, когда у органа, принимающего решение:

Нет достаточной ясности по вопросам:

  1. Возможных масштабов влияния принимаемого решения на жизнедеятельность;
  2. Каковы будут последствия реализации решения в разных социальных группах;
  3. Какое необходимо ресурсное обеспечение;
  4. Недостаток аргументов «за» и «против» подготовленного решения;
  5. Только экспертный путь получения аргументов;

Есть намерение:

  1. Прогнозировать последствия решений;
  2. Противостоять внешнему давлению с помощью аргументов, добиваясь их признания и внесение изменений в названные решения;
  3. В своих действиях использовать авторитет специалистов;

Наличие противоречащих друг другу решений. В этом случае требуется внешний арбитр, чтобы выбрать лучший вариант.

Основная цель социальной экспертизы состоит в том, чтобы установить соответствие деятельности органов государственной власти, социальных институтов интересам граждан и задачам социальной политики.

Безграничными цели и задачи социальной экспертизы быть не могут, потому что в этом случае её проведение теряет практический смысл. Конечным результатом или итогом экспертизы является установление того самого соответствия деятельности государства и социальных институтов.

Поскольку социальные интересы людей обширны, а эксперты рассматривали бы все возможные ситуации, где они затрагиваются, то положение было бы крайне затруднительным. В связи с этим возникает необходимость уточнить цель социальной экспертизы и её конкретные задачи:

  • Ясное аргументированное заключение о соответствии всех нормативных правовых актов и деятельности органов государственной власти, местного самоуправления положениям социальной политики;
  • Выявить документы или факты деятельности, имеющие негативные социальные последствия. Оценить возможные масштабы таких последствий;
  • Проекты нормативных правовых актов, социальные проекты, программы оценить на предмет соответствия законным интересам граждан, и представить вывод о допустимости и целесообразности их реализации;
  • Внесение предложений по решению возникшей социальной проблеме.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий