Примеры психологических игр для студентов и взрослых

Игровая терапия

В качестве одного из методов психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры, выступает игровая терапия. Появление подобного метода связано с огромным влияние игры на процесс развития личности. Впервые данный вид активности стал применяться как психотерапевтическое средство в начале 1920-х гг. Я. Морено использовал игровые инсценировки-драматизации с целью перестройки отношений больного человека. Сейчас игра широко распространена в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге. В частности ее используют в виде определенных упражнений или комплекса заданий.

Замечание 1

Подобное применение становится возможным благодаря тому, что игра формирует создание близких отношений между участниками группы, позволяет снять напряжение, тревожность, повысить самооценку. Человек учится вести себя соответственно ситуации, снимая опасность социально значимых последствий.

Ход игры

«Матрешка» – это одна из психодраматических техник, способствующая самораскрытию и самопознанию членов группы. Как всегда при использовании психодраматических техник, успех упражнения во многом зависит от тренера. Успех этот сопряжен с созданием доверительной и поддерживающей личность атмосферы. Участники должны быть сосредоточены на высказываниях и эмоциях товарищей, избегать всяческих комментариев, насмешек, реакций, которые могут спугнуть откровение, обидеть.

Добровольцу, вышедшему на площадку из числа участников тренинга, дается в руки матрешка и предлагается открывать ее, добираясь до наименьшей куколки. Каждый слой обозначает для нашего героя его сущность, так что под внешней оболочкой – каким видят его окружающие – скрываются более глубокие и тайные уровни.

Игра начинается словами:

– Это я (фамилия и имя участника, каким меня видят окружающие.

Продолжение может быть таким: «Это я – такой, каким меня знают сослуживцы/друзья/семья/любимая/каким я являюсь на самом деле». Можно направить разговор в определенное русло и просить высказываться лишь о лидерских качествах, потенциале, удачах и просчетах, страхах и ожиданиях.

А можно оставить все, как есть, дать рассказу разворачиваться в соответствии с уровнем открытости и рефлексии каждого из игроков, выходящих представлять свою матрешку.

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания и зрительной памяти.

Материал: окружающие предметы, спички.

Необходимое время: 25 минут.

Процедура проведения

Упражнение выполняется в виде игры и имеет несколько вариантов.

А) Дети садятся полукругом. Один из участников становится водящим (в этой роли должны побывать все участники). Остальным участникам игры предлагается занять определенные позы по их желанию и запомнить, как они сидят. Водящий должен постараться запомнить позу каждого участника. После чего водящий отворачивается, участники меняют что-либо в своей позе, – и водящий должен восстановить первоначальные позы каждого из участников. Ошибки водящего участники исправляют после того, как он закончит «восстановление» поз всех участников. Установив истину и указав водящему его промахи, участники меняются ролями.

Б) При успешном выполнении варианта А можно к изменению поз добавить какие-либо изменения в одежде участников

Следует обратить внимание детей на то,что изменения в одежде должны быть незначительными: развязанный – завязанный бантик, расстегнутая — застегнутая верхняя пуговичка рубашки или кофточки, – тогда их труднее заметить и интереснее играть

В) Используются небольшие предметы – от 5 до 9, разложенные определенным образом на столе. Водящий должен запомнить, как расположены предметы, после чего он отворачивается, а взрослый производит 2-3 изменения. Водящий должен восстановить первоначальное расположение предметов. Остальные участники следят за правильностью действий водящего. Подсказки и помощь с их стороны разрешены только после того, как водящий закончит свою работу. Взрослый организует игру по правилам.

Г) Вместо предметов можно использовать спички, из которых строится какая-либо несложная фигура. Количество используемых спичек также от 5 до 9. Сложность конфигурации определяется возможностями участников, то есть экспериментально, определяется психологом во время проведения игры. Целесообразно постепенно увеличивать сложность построений из спичек. Процедура проведения игры аналогична варианту В.

Социально – психологические игры

а) игры первой степени, допустимые в обществе;


б) игры второй степени, не всегда приносящие серьезные проблемы, но игроки которых, вероятнее всего, будут скрывать это от чужих глаз;


в) игры третьей степени, в которые можно сыграть только один раз, и которые обязательно заканчиваются в зале суда, в реанимации или в морге.

В одном действии игры довольно тяжело совместить все элементы, сложно раскрыть весь ее потенциал. Таким образом происходит появление разного типа игровых пространств, которые акцентируются на определенном аспекте игры и ориентируются на ее определенные возможности.

В современной психологии эксперты разделили все игровые пространства на пять разных видов. В реальности они зачастую переплетаются друг с другом, однако, они все же представляют собой отдельные виды деятельности, обладающие своими законами создания, управления и развития.

Игры для двух пар. «Парные» конкурсы, т. е. конкурсы между парами

«Поддакивалка»

Участники разбиваются на пары. Каждую пару сажают друг напротив друга. Один из участников произносит «да», а напарник должен ответить ему тем же словом, но с иной интонацией. И так, произнося одно и то же слово, пара должна менять выражение и интонацию как можно дольше. Смеяться нельзя!!! Выигрывает та пара, которая дольше всех смогла не засмеяться и не повториться.

«Дом моделей»

Реквизит: сундук со старой одеждой, повязки на глаза.

Вариант 1.

Приглашаются два игрока, женщина и мужчина. Им завязывают глаза и подводят к вешалке, на которой находится одежда. За три минуты каждый участник должен одеться. Потом им развязывают глаза и оценивают: чей вид лучше, тот и становится победителем.

Вариант 2.

Одежду раскладывают на две кучи, в одной – женская, в другой – мужская. Затем игроков с завязанными глазами подводят к кучам и предлагают за определенное время одеть друг друга. Причем можно подвести женщину к куче с женской одеждой, чтобы женщина надела ее на своего партнера. И наоборот. Результаты этого варианта игры обычно гораздо веселее, чем первого.

«Золушкина туфелька»

В этой игре оценивается умение мужчины надевать туфельку на изящную женскую ножку. Причем не просто так, а с завязанными глазами, что, согласитесь, непросто сделать, учитывая то, как будет проходить игра. Итак, участницы игры садятся в ряд и снимают по туфельке (с одной и той же ноги). Все туфельки в беспорядке складывают в одном месте.

Участникам игры – мужчинам (их выбирают по числу участниц; каждый участник и участница образуют игровую пару) – завязывают глаза. По команде ведущего участники лихорадочно начинают искать туфельки своих избранниц.

После того как туфелька будет найдена, участник должен найти свою даму и ловко надеть ей на ногу туфельку. Побеждает тот, кто сделает это быстрее всех и при этом с завязанными же глазами обует законную обладательницу туфельки. Без смешных ситуаций здесь просто не обойдешься.

Думаем, что во время игры возникнет немало моментов, когда найденная туфелька будет надета не на ту ногу или на ту ногу наденут не ту туфельку. В заключение игры участникам развязывают глаза, чтобы они смогли полюбоваться на дело рук своих. На основе этой игры можно создать массу своих вариантов. Мы предлагаем следующий.

«Хрустальный башмачок»

Желающим поучаствовать в игре (а их может быть очень много: главное, чтобы потом не получилась свалка) завязывают глаза, после разувают их и сваливают обувь в одну кучу. По команде ведущего игроки должны найти свою пару обуви и вернуть ее на законное место – свои собственные ноги. Сделать это будет в любом случае очень трудно, и если женщины еще смогут определить свои изящные туфельки по фасону, украшениям или просто по стертой набойке, то вот нужную пару мужской обуви (учитывая досадное сходство мужских ботинок) будет найти значительно сложнее. Если хотите, чтобы игра получилась еще интереснее, можно и сжульничать. Например, убрать одну пару обуви или спрятать по одной туфельке или одному ботинку у нескольких участников игры, чтобы они оказались в проигрыше. Еще можно заменить одну пару обуви на другую «взятой напрокат» у одного из гостей, не участвующего в игре. И все же мы надеемся, что несмотря на все эти ухищрения, победителей окажется куда больше, чем проигравших. Но как все-таки поступать с теми, кто проиграет? Придется им заплатить: станцевать босиком самый длинный танец из тех, который есть у вас в фонотеке.

Общие правила

Аудитория

Некоторые игры рассчитаны на двоих человек, в другие можно играть в группе. Иногда проще разбиться на пары или мини-группы.

Выбирайте игры с оглядкой на аудиторию. Некоторые игры будут хорошо работать для людей без опыта, другие больше подойдут тем, у кого хорошая рефлексия и есть опыт участия в подобных мероприятиях

Также важно учитывать количество участников и то, насколько серьезно они настроены. Можно варьировать уровень серьезности подачи, менять правила, делать из двух игр одну и т. п

Тайминг

Ограничение по времени делает большинство игр лучше, добавляя динамики и позволяя большему количеству людей побывать в активной роли

Важно, чтобы был человек, следящий за соблюдением тайминга, иначе игра потеряет структуру и может превратиться в обычный разговор

Где можно поиграть?

Можно предложить игры друзьям на вечеринке или специально собрать компанию из желающих. В Москве организуют специальные мероприятия, посвященные authentic relating games в Москве, их иногда проводит Ольга Шустрякова. Поиграть в ARG на английском можно на занятии клуба английского языка Magic Joy Anticlub в библиотеке им. Достоевского.

При написании статьи использованы материалы сайта Authentic Revolution и переводы и наработки Алисы Кузнецовой и Ольги Шустряковой.

Решение данеток

Наверное, каждый хотел бы почувствовать себя детективом. Но выбирают эту сложную профессию далеко не все. Но вот занять свой досуг раскрытием вымышленного убийства может каждый. Есть и такие психологические задачки. Они проверяют склад ума человека, его логику и темперамент. Название они носят данетки. В чем же суть таких загадок? Человек рассказывает вам о вымышленном преступлении или, вообще, о какой-либо ситуации. Теперь ваша задача — найти ответ. Но вопросы следует строить так, чтобы ведущий мог ответить на них только «да» или «нет». В такие игры интересно играть как двум подросткам, так и большой компании. Во втором случае задача ведущего будет состоять не только в том, чтобы отвечать на вопросы, но и в том, чтобы усмирять расшумевшуюся публику.

Вот пример одной из загадок: в пустыне нашли человека, в руках у него обломанная спичка. Что произошло? Как же будет выглядеть игра? Приблизительно такие вопросы возникают в голове: человека убили? Спичка имеет отношение к делу? Умерший не мог найти выход из пустыни? Труп в пустыне был найден только один? Ответ на эту загадку такой: люди летели на воздушном шаре, его купол прорвало, и летевшие скинули весь балласт, но этого оказалось недостаточно. Люди вытянули жребий на спичках, и тот, кто вытянул обломанную, выпрыгнул из шара.

Психологические игры и упражнения для подростков

Психологические упражнения для подростков должны быть направлены на обретение уверенности в себе, снятие страха публичных выступлений, развитие целеустремленности и совершенствование коммуникативных навыков. Благодаря участию в психологических играх повышается успеваемость подростка, а также происходит формирование лидерских качеств.

Живые зеркала

Организатору потребуется объединить всех присутствующих на тренинге подростков в подгруппы по три человека. После того как включается музыка, один участник каждой группы танцует, а остальные играют роль живых зеркал, копируя все его телодвижения. Когда музыка останавливается ведущие в подгруппах меняются. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не попробуют себя в качестве «проектора». Упражнение позволяет сплотить коллектив и поднять настроение всех присутствующих.

Загадочные рифмы

Ведущий делит всех участников на две команды, после чего вручает одной из сторон листы бумаги, на которых написаны простые и распространенные слова вроде «лицо», «лень» или «мост». Задача первой команды — придумать как можно большее количество рифм и прочесть их второй группе таким образом, чтобы та смогла отгадать оригинальные слова. Нельзя указывать на какие-либо объекты внешнего интерьера или детали одежды. Игра проходит в несколько раундов, в течение которых группы меняются ролями.

Мафия

Психологические игры для взрослых и подростков по популярности в наши дни уверенно возглавляет «Мафия». Создателем этой ролевой игры является студент Московского Университета Дмитрий Давыдов, оформивший основные правила еще в середине восьмидесятых годов двадцатого столетия. Суть их сводится к следующему:

  1. Набирается группа от 7 до 16 участников, каждому из которых в случайном порядке выдаются карты. Именно по ним определяется принадлежность к мирным жителям, шерифу или мафиозной группировке, терроризирующей простых граждан.
  2. В игре происходит смена дня и ночи. За их чередованием внимательно следит заранее избранный из числа присутствующих или путем карточной жеребьевки ведущий. Ночью члены мафии убивают очередную жертву, с наступлением дня все присутствующие выбирают, кто же из них является преступником.
  3. Игра ведется до полной победы, когда убиты все мирные жители, включая шерифа, либо раскрыты личности всех бандитов.

Игра в «Мафию» самым непосредственным образом вовлекает даже малознакомых друг с другом детей и взрослых в оживленные дискуссии и учит находить компромиссы, а также способствует развитию талантов, аналитического мышления, сообразительности и полезных навыков командного взаимодействия. Правила игры настолько просты, что для ознакомления с ними требуется не более нескольких минут. В процессе участникам необходимо вступать в коммуникацию, вести жаркие дебаты и наглядно демонстрировать степень владения дипломатическим мастерством.

Похожи ли мы с тобой?

Организатор разбивает всех присутствующих по парам и объясняет задачу: на протяжении первых трех минут напарники отыскивают у себя как можно больше схожих качеств и черт характера. Следующие три минуты партнеры тратят на поиск различий. Побеждает та команда, которая сумеет похвастать самым внушительным счетом. После окончания игры ведущему необходимо в доступной для подростковой аудитории форме донести мысль о том, что все люди очень разные, но при этом имеют много общего.

Режиссеры

Психологические тренинги для подростков часто заканчивают следующим упражнением: ведущий распределяет игроков в команды по 5–10 участников, после чего в каждой группе случайным образом выбирается режиссер. Остальным ребятам предстоит стать настоящими актерами. В задачу режиссера входит распределение ролей среди своей команды и подготовка непродолжительной театральной постановки, пародирующей популярную кинокартину или книгу. Если режиссер выбрал в качестве конкурсной работы «Алису в стране чудес», он обязан объяснить публике, почему тот или иной член его группы выбран на определенную роль. Побеждает команда, лучше всего справившаяся с поставленной задачей.

Как много мы знаем друг о друге

Эту психологическую игру на сплочение нужно проводить с ребятами, которые уже знают что-то друг о друге. Отлично подойдет забава для проведения ее на классном часу в школе. Подростки часто разбиваются на маленькие компании и общаются по 4-5 человек. И чтобы сделать эти небольшие группки сплоченными, можно провести викторину. Преподаватель, который будет выступать в роли ведущего, должен заготовить по 5 вопросов относительно каждого ученика. А затем следует разбить детей на команды. Делить ребят следует по принципу: кто с кем не общается, тот и попадает в одну команду. А теперь следует провести викторину. Ответ на каждый вопрос команда придумывает сообща. Таким образом, у детей будет шанс сблизиться и побольше узнать о своих одноклассниках. Причем информация, которая будет усвоена таким образом, отложится в памяти намного лучше, чем если бы каждый человек просто делал краткий обзор о себе. Такую викторину можно проводить не только для того, чтобы познакомиться. Вопросы можно задавать из различных областей знаний. Главное — на каждую такую викторину перемешивать ребят в командах. Благодаря этому подростки будут иметь возможность поближе познакомиться со своими одноклассниками.

Трансформационные психологические игры

4. Проектные и деловые игры

Этот еще одна разновидность психологической работы. Такие игры имеют своей целью освоить и осмыслить инструментальные задачи, которые связаны с работой настоящей деятельности, достигнуть конкретные цели, а также структурировать систему делового взаимодействия игроков.

Такие игры могут быть организованы как семинар, а могут иметь довольно несложный сюжетный характер. Как правило, у деловых игр сюжетной линии нет, равно как и заданного эмоционального фона взаимодействия. Игроки либо с самого начала мотивированы на игру, либо мотивация создается и поддерживается в процессе.

Несколько отличаются проектные игры, чья функция заключается в создании проектного мышления у игроков, а также их умение работать с возникшей проблемой. У проектных игр есть сюжет, либо они проводятся на основе реального материала, приуроченные к какому-то мероприятию.

Деловая игра – это направление с очень высокой перспективой. Они помогают научиться налаживать сотрудничество, организовывать свою работу, а также строить коллегиальные отношения.

5. Психологические акции

Эта не игра как таковая, это определенная игровая среда, создаваемая на какое-то время. При этом она совсем не мешает другим видам деятельности, однако у нее есть правила, содержание и намеченный результат. Главная цель такой «акции» — это расширить жизненное пространство игроков за счет появления в их жизни чувственных красок, новых смыслов и культурных значений. Акции могут быть незначительными по времени проведения, по количеству игроков, они также могут быть внезапными и эпизодичными.

Главные особенности таких игр – это необычность и ненавязчивость. Они не мешают привычному ритму жизни тех людей, кто не желает ее замечать, но при этом добавляет новых красок в жизнь тех, кто согласен включиться в нее. На время своей жизни акции создают своеобразный настрой, эмоциональное состояние.

Психологические занятия для подростков

Основная цель психологических игр для подростков — воспитание уверенности в своих силах, избавление от страхов перед выступлениями на публике, Тренинг также воспитывает коммуникативные навыки, необходимые во взрослой жизни. Замечено, что регулярные психологические занятия положительно сказываются на успеваемости в школе и даже развивают лидерские качества.

Ожившие зеркала

Начинается психологическое упражнение для подростков с разделения всех участников на несколько подгрупп (в каждой из них должно быть по три участника). Включается спокойная или зажигательная музыка (на первых этапах занятия предпочтение рекомендуется отдать медленным мелодиям), один из участников подгруппы начинает танцевать. Задача остальных детей из группы — скопировать абсолютно все движения.

После окончания мелодии лидеры меняются и упражнение продолжается. Заканчивается тренинг после того, как все участники испытали себя в роли ведущего. Регулярное проведение упражнения способствует поднятию настроения у всех детей, сплоченности коллектива.

Поиск рифмы — упражнение для индивидуального занятия психолога с подростком

Часто занятия проводятся индивидуально — на помощь здесь приходят психологические игры для двоих. В обязанности ведущего входит заранее подготовить несколько листиков бумаги, на которых написать простые слова из нескольких букв. Одному участнику вручаются один из листов, и задача игрока — подобрать к ним как можно больше рифм, записать их на чистой бумаге. Затем лист с подобранными рифмами отдают второму ребенку, который должен воспользоваться подсказками и разгадать загаданное слово.

В продолжение игры каждый из участников должен побывать игроком как подбирающим рифмы, так и разгадывающим загадку. Опыт показывает, что подобные занятия психолога с подростками способствуют развитию логики, фантазии, аналитического мышления.

Крокодил

Все любят пантомимы. Да, многим больше нравится их отгадывать, чем показывать. Социально-психологическая игра «Крокодил» помогает подросткам раскрепоститься, а также весело скоротать свободное время. Благодаря тому, что приходится выступать перед большим скоплением незнакомого народа, ребенок будет приобретать навыки работы с публикой, а также навыки актерского мастерства. Ведь показать пантомиму довольно сложно. Тем более, что подростки уже не дети, и они могут загадывать своим друзьям такие сложные слова, как атомная электростанция. Показать это понятие без того, чтобы не применить фантазию, просто невозможно. В «Крокодила» можно играть по-разному. Например, все присутствующие могут разбиться на две команды и отгадывать пантомимы на время. А можно играть, когда каждый человек отвечает за себя сам. Во втором случае очки считать не нужно. В первом варианте интереснее будет играть, когда ведущий будет подсчитывать баллы. Обязательно перед началом игры следует озвучить правила. Показывая пантомимы, нельзя использовать голос, а также нельзя показывать пальцем на предметы, находящиеся в комнате.

Сам себе режиссер

Для завершения психологического тренинга психологи предлагают использовать простое упражнение, в котором каждый из участников, независимо от возраста, способен почувствовать себя талантливым актером. Главное условие — учитывать возрастную категорию, для малышей предпочтение рекомендуется отдать простым сказкам, взрослым и подросткам лучше подобрать более серьезную литературу.

Основные правила упражнения:

количество участников тренинга делится на несколько команд, в каждой из них выбирается режиссер (желательно выбирать общительного, раскованного игрока, обладающего остроумием и хорошим чувством юмора);
режиссер раздает роли всем участникам группы (во внимание берется талант, общительность, умение располагать к себе);
участники в продолжение четверти часа проводят репетицию выбранного произведения (текст учить не нужно, достаточно легкой импровизации);
начинается выступление каждой команды из подробного объяснения режиссера, почему он выбрал того или иного игрока на определенную роль, затем участники показывают произведение.

Победу присуждают за лучшее выступление. Если команд несколько, лучше распределить их по местам, соответственно качеству театральной постановки.

Независимо от тренинга, психология игры позволяет в легкой форме развить необходимые навыки — логику, мышление, способность к анализу событий, принятию верных решений. Главное — довериться опытному профессионалу, который учтет индивидуальные особенности каждого участника занятий и подберет наиболее эффективную схему тренинга. Регулярные игры позволят не просто улучшить эмоциональное состояние и повысить самооценку, но и положительно скажутся на психике ребенка или взрослого человека, помогут избавиться от проблем, развивающихся на фоне психических нарушений.

Психологические игры для детей 10–12 лет

Скованные одной цепью

Для того чтобы выполнить упражнение, необходим реквизит в виде тонкой длинной веревки и обыкновенного замочного ключа, который крепится на одном из концов веревки. Участники располагаются по кругу и по очереди пропускают импровизированную цепь таким образом, чтобы она была продета сверху через воротник и выходила внизу ниже уровня пояса. Когда все члены группы оказываются связанными друг с другом, ведущий предлагает им выполнить небольшую физическую нагрузку в виде приседаний, наклонов и других простейших упражнений.

Веселые пантомимы

Перечисляя психологические ролевые игры для детей в возрасте 10–12 лет нельзя обойти вниманием «Веселые пантомимы». Организатор заранее подготавливает реквизит в виде разных предметов вроде детского синтезатора, барабанных палочек, гитары, деревянной лошади, сапогов-скороходов и прочего

Каждому участнику случайным образом выпадает номер предмета, с которым он и обязан исполнить пантомиму с музыкальным сопровождением либо без него.

Правда или ложь

Группа устраивается в удобной обстановке, после чего организатор оглашает условия игры: он зачитывает детям различные занимательные факты, затем они решают, является сказанное правдой или же чистой воды вымыслом. Ребенок, ответивший на вопрос верно, получает 1 балл. За неверный ответ снимается также 1 балл, свою версию предлагает тот, кто первым поднял руку. Выигрывает ребенок, набравший к окончанию игры наибольшее количество баллов.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий