Проверка фас (федеральной антимонопольной службы): что проверяют, этапы проверки и как подготовиться

Содержание

Как себя вести во время выездной проверки ФАС

Во время самой проверки соблюдайте несколько рекомендаций:

  1. Проверьте удостоверения проверяющих, совпадают ли они с приказом о проведении плановой проверки или распоряжением о внеплановой. Желательно сделать со всех документов копии или хотя бы переписать основные данные.
  2. Проверяющих должно быть минимум двое.
  3. Тщательно проверьте изначально предъявленные документы. В приказе (или распоряжении) должно быть правильно указано название вашей организации, дата составления не должна быть будущим числом, должна совпадать дата начала проверки. Обязательно наличие на приказе подписи руководителя антимонопольного органа или его заместителя и оттиска гербовой печати.
  4. Помимо руководителя, необходимо оповестить о начале проверки бухгалтерию, юридическое и производственное подразделение.
  5. Пригласите юристов для защиты своих интересов. Они могут помогать вам проверять документы и обдуманно отвечать на вопросы.
  6. Содействуйте работе проверяющих, не мешайте им получать необходимые данные, но и не переусердствуйте — не стоит предлагать документов больше, чем было запрошено.
  7. Не оставляйте проверяющих без присмотра. Организуйте сопровождение каждому сотруднику инспекции.
  8. Следите за верным составлением актов и протоколов. Требуйте, чтобы любые действия протоколировались, если что-то изымается — обязательно должен быть составлен акт приема-передачи.
  9. Оставляйте себе копии передаваемых инспекции документов.
  10. Записывайте весь ход проверки, даже собственные ответы на вопросы.

Что согласовывать? В каком порядке? Ответы на эти и другие вопросы дадим в настоящей статье.

Сделки, подлежащие контролю:

Федеральный закон «О защите конкуренции» исчерпывающим образом определяет перечень сделок и действий, подлежащих контролю со стороны ФАС (ст. 26.1 – 29). К ним относятся:

  • Сделки по созданию и реорганизации (слияние, присоединение) компаний при определенных условиях.
  • Соглашения между субъектами-конкурентами о совместной деятельности.
  • Сделки с акциями (долями), имуществом (вкладами) коммерческих организаций при определенных условиях.

Отдельные примеры сделок, которые нужно согласовать с ФАС:

  1. Сделки по приобретению лицом (группой лиц) голосующих акций акционерного общества, если количество таких акций в сумме с теми, которыми лицо (группа лиц) уже распоряжалось до заключения сделки, превышает 25, 50 и 75%.
  2. Сделки по приобретению лицом (группой лиц) долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, если количество таких долей в сумме с теми, которыми лицо (группа лиц) уже распоряжалось до заключения сделки, превышает 1/3, 1/2 и 2/3.

Если установленные значения не превышаются, согласия ФАС на её совершение не требуется.

Пример: лицо имеет 40% голосующих акций и приобретает 20% голосующих акций. В результате сделки получает право распоряжаться 60% голосующих акций. Пороговое значение превышается, значит требуется согласие ФАС. Если бы лицо приобретало 8% процентов голосующих акций, согласие бы не требовалось, поскольку в результате сделки общее количество голосующих акций, которыми владеет лицо, не превысило бы 50%.

Особые правила установлены антимонопольным законодательством в отношении сделок, предметом которых являются акции или доли компании, зарегистрированной на территории иностранного государства.

  1. Сделки, в результате которых лицо получает право определять условия осуществления предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа (доверительное управление, передача полномочий управляющей компании).

Так, в холдинговых структурах и группах компаний для удобства управления осуществляется передача функций генерального директора управляющей организации. Такая сделка подлежит контролю со стороны антимонопольной службы.

Какие сведения должна содержать жалоба

В жалобе на действия заказчика в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ должны содержаться все сведения, необходимые для идентификации заявителя и заказчика, а также позволяющие понять суть жалобы. Здесь не должно содержаться недостоверной или ошибочной информации.

При подготовке жалобы в ФАС заявителю следует учесть следующие аспекты:

  1. Определить место подачи жалобы. За рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов отвечает ФАС и ее территориальные подразделения, перечень которых представлен на сайте ФАС (например, при проведении закупки в Липецкой области жалоба подается в Липецкую ФАС).
  2. Выбрать основание для подачи жалобы со ссылкой на нарушенный пункт законодательства. При подаче жалобы заявителю также стоит учесть сложившуюся практику подачи жалоб и принятия решений контрольного органа.
  3. Четко и понятно изложить претензию и доводы в жалобе.
  4. Привести доказательную базу.
  5. Оформить жалобу, согласно требованиям законодательства и в установленные сроки.

По общим правилам в жалобе, которая передается в антимонопольную службу, необходимо указать следующие сведения:

  1. Наименование организатора торгов, его контактные сведения, местонахождение и почтовый адрес.
  2. Сведения о комиссии, действия которой подлежат обжалованию.
  3. Наименование оператора электронной площадки (сведения об ЭТП).
  4. Наименование контролирующей инстанции, в которую подается жалоба, ее местонахождение, контактные сведения.
  5. Сведения о проводимых торгах, если данные о них были размещены в свободном доступе в интернете и адрес сайта, на котором была размещена документация.
  6. Указание на действия (бездействие) заказчика, которые нарушили действующий закон и соответствующие доводы. Например, выявленное несоответствие положений закупочной документации требованиям закона.
  7. Перечень документов, которые прилагаются к жалобе.

В жалобе заявителю следует изложить свои требования. Они могут заключаться в проведении внеплановой проверки, в требовании приостановить ход тендера и пр. Образец жалобы в ФАС на действия заказчика можно скачать здесь.

Заявителю стоит максимально ответственно подойти к сбору доказательной базы при подаче жалобы. В частности, в ней стоит прописать ссылки на нарушенные положения закона или закупочной документации, постановления и приказы, административную практику ФАС по аналогичным делам или судебные акты по таким же ситуациям.

Например, на практике участникам удалось оспорить запрос заказчиком свидетельства СРО при заказе на текущий ремонт, объединение в один лот лицензируемых и нелицензируемых работ, объединение проектных и строительных услуг и пр.

К оформлению жалобы также стоит отнестись ответственно. Ведь при несоответствии документа установленным требованиям его могут вернуть заявителю, а за это время сроки обжалования могут истечь.

К жалобе необходимо приложить все документы, на которые ссылается заявитель в своем обращении. Это все документы по закупке, в которых были отмечены нарушения (стоит отметить, что если эти документы размещены в сети в открытом доступе, то их можно не прикладывать, а просто указать ссылку на них в тексте жалобы).

Дополнительно потребуется доверенность на представление интересов, а также выписка из ЕГРЮЛ и разрешительная документация (при необходимости).

Внеплановая проверка по результатам рассмотрения жалобы

Нередко по результатам рассмотрения поданной жалобы на действия заказчика в отношении такого заказчика назначается внеплановая проверка.

Внеплановая проверка назначается в том случае, если по результатам рассмотрения поданной жалобы были выявлены нарушения в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок тем или иным заказчиком.

Внеплановые проверки бывают двух видов: выездные и невыездные.

Выездные назначаются в тех случаях, когда по результатам рассмотрения жалобы выявлено большое количество совершаемых нарушений в сфере закупок, и они носят систематический характер. В этом случае проверке подлежат выборочно проведенные закупочные процедуры и подписанные контракты для того, чтобы определить систематичность совершения таких нарушений.

Невыездные проверки направлены на выявление нарушений по одной конкретной закупочной процедуре и ограничиваются запросом всех документов по конкретной закупке с целью анализа проведенных мероприятий самим заказчиком при определении потенциального исполнителя по тому или иному контракту.

Максимальный срок внеплановой проверки составляет не более пяти дней, а по окончании такой проверки происходит подписание целого ряда документов, которые направлены на устранение выявленных нарушений.

Нередко по итогам таких внеплановых проверок назначаются и штрафные санкции в отношении должностных лиц, допустивших нарушение тех или иных норм действующего законодательства в сфере государственных закупок.

Решение УФАС, подписанное отсутствующим на заседании лицом, недействительно

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 22 апреля 2019 года по делу № А70-12297/2018

В следующем деле уклонившийся от подписания контракта поставщик оспорил свое включение в РНП. Причиной стало нарушение, допущенное сотрудниками территориального управления Антимонопольный службы.

Победитель закупки уклонился от подписания контракта и был включен в РНП. Однако он с таким решением не согласился и обратился в суд. Причем поводом для этого стал тот факт, что решение УФАС о включении его в Реестр было подписано лицом, которое не могло присутствовать при его вынесении. Дело в том, что в тот самый день и час, когда проходило заседание, этот человек представлял интересы своего Управления в суде. Такая информация была получена из картотеки арбитражных дел.

Управление ФАС апеллировало к тому, что в законодательстве не прописана процедура создания комиссии и рассмотрения вопроса о включении поставщика в РНП. То есть такое решение может быть принято не единогласно, и голос отсутствующего члены комиссии ничего не решал. Но суды указали, что решение, в котором фигурирует подпись отсутствующего в момент его принятия лица, не может быть признано соответствующим законодательству. Поэтому поставщик не попал в РНП, хотя суд пришел к выводу, что он действительно уклонился от подписания контракта.

Федеральная антимонопольная служба как контролирующий орган в сфере государственных закупок и ее полномочия

Федеральная антимонопольная служба после осуществления мероприятий, направленных на усовершенствование существующей контрактной системы, была наделена полномочиями контролирующего органа в данной сфере, на плечи которого легла борьба с возможными нарушениями действующего законодательства, которые допускаются не только заказчиками, но и исполнителями при проведении различных закупочных процедур.

К числу основных полномочий, которыми наделена на сегодняшний день Федеральная антимонопольная служба в сфере государственного заказа, следует отнести:

  • осуществление контрольных мероприятий в период организации и проведения различных закупочных процедур конкурентного и неконкурентного типов;
  • проведение контроля в отношении установления тарифов и цен на определенные виды и типы товаров, которые подлежат обязательному государственному регулированию;
  • приостановка реализации планов закупок, если были выявлены какие-либо нарушения в осуществлении деятельности по их реализации;
  • контроль за соблюдением всех необходимых норм права, в частности, при осуществлении закупок для удовлетворения государственного оборонного заказа;
  • наблюдение за тщательным соблюдением принципов действующего законодательства в части осуществления рекламной деятельности по распространению информации о своих услугах государственным или муниципальным заказчиком;
  • проверка и, при необходимости, разрешение возникающих споров относительно существующих инвестиций иностранного капитала, если такие инвестиции носят стратегический характер и могут оказать влияние на усовершенствование мероприятий по поддержанию безопасности и обороноспособности государства.

Однако чаще всего на плечи сотрудников Федеральной антимонопольной службы ложится обязанность проводить проверку возникающих нарушений при осуществлении государственных и муниципальных закупок. К числу таких нарушений относятся:

  • несоблюдение порядка и срока проведения конкурентных процедур;
  • нарушение норм действующего законодательства в части проведения закупочных процедур относительно использования конкурентных и неконкурентных способов определения потенциального исполнителя;
  • нарушения при составлении закупочной документации, в которой явным образом будут ограничены возможности свободного конкурентного доступа к проводимой процедуре всех потенциальных участников, кроме одного, под соблюдение интересов которого и составлялась документация к закупке.

Порядок и регламент действий Федеральной антимонопольной службы не позволяет ей самостоятельно выявлять подобные нарушения, для чего создан механизм подачи жалоб на действия того или иного заказчика или исполнителя. Все поступившие жалобы сотрудниками ФАС включаются в специальный реестр, ознакомиться с которым можно на сайте zakupki.gov.ru при обращении к специальному разделу.

Главной целью создания такого реестра было формирование возможности для всех заинтересованных участников созданной контрактной системы не только контролировать, каким образом происходит привлечение к ответственности по выявленным нарушениям, но также и в каких случаях проводится внеплановая проверка сотрудниками ФАС деятельности того или иного государственного или муниципального заказчика, а также какие санкции назначаются за выявленные нарушения.

Данный реестр, кроме перечня и содержания всех поданных жалоб, позволяет также и получить максимальный объем информации о том, какие внеплановые и плановые проверки были проведены сотрудниками Федеральной антимонопольной службы для выявления и пресечения возможных нарушений в сфере действующего законодательства о закупках.

Структура ФАС

Структура организации такова:

  • Центральный аппарат, располагающийся в Москве. Состоит из отраслевых управлений.
  • Территориальные органы (на сегодня их 85).
  • При центральном аппарате действует общественно-консультативный совет. Его наполняют представители предпринимательских ассоциаций, некоммерческих объединений. Он проводит мониторинг работы ФАС, вырабатывает рекомендации по совершенствованию антимонопольных законов, дает советы по пресечению его нарушений. Подобные советы действуют и при территориальных подразделениях.
  • Экспертные советы по отдельным векторам работы службы — по рекламе, недобросовестной конкуренции, электроэнергетике, вопросам связи, защите конкуренции на финансовом рынке, по развитию конкуренции в области ЖКХ, агропромышленного комплекса, развитию малого и среднего бизнеса. Экспертами тут выступают участники рыночных отношений, представители от некоммерческих объединений, контролирующих властных органов.

Для чего ищут

На первый взгляд кажется, что пользоваться база решений УФАС поставщику необходимо только при подаче жалобы и отслеживании результата по ней. Однако, этот каталог использую и в таких ситуациях:

Аналитика заказчика. Перед участием в торгах поставщику следует ознакомиться с историей закупок, проводимых конкретным заказчиком. Насколько «проблемны» проводимые им торги. Если большинство заказов проходят с разбирательствами в ФАС, то следует взвесить все плюсы и минусы участия в закупках этого госзаказчика.
Мониторинг аналогичных разбирательств. Прежде чем направить жалобу, участнику целесообразно ознакомиться с текстами заключений, вынесенных по аналогичным проблемным ситуациям

Поставщику легче аргументировать позицию, предоставить доказательную базу со ссылками на нормативные правовые акты и, что немаловажно, сослаться на аналогичные документы. Сведения предоставляют не только по делам управлений антимонопольной службы конкретного округа, но и любого иного региона.
Поиск конкретных документов

Ну и основная функция решения ФАС по жалобам 44-ФЗ — это поиск заключений заинтересованных участников процесса. Все привлеченные к процессу разбирательства лица вправе ознакомиться с результатами проверки.

ВАЖНО!

Если заключение не удовлетворяет требованиям поставщика, он обжалует решения ФАС в судебном порядке.

Судебная практика

Судебная практика относительно соблюдения действующего законодательства в сфере закупок в настоящее время является достаточно обширной. Особенно большое количество дел, рассматриваемых в порядке арбитражного производства, подается на решения, вынесенные Федеральной антимонопольной службой, в том числе о признании незаконными каких-либо действий тех или иных государственных и муниципальных заказчиков.

Пример 1. Так, 11 августа 2015 года было вынесено постановление по итогам рассмотрения дела в апелляционной инстанции Седьмого арбитражного апелляционного суда в г. Томске по спору между Федеральной антимонопольной службой и ООО «ГенСтройПроект». В июне 2015 года в г. Томске проводились закупочные мероприятия в форме электронного аукциона на проектирование объекта строительства. ООО «ГенСтройПроект» подало заявки на участие в данной процедуре и могло стать победителем проведенной закупки, однако, по итогам рассмотрения второй части заявок было отстранено от участия в силу обнаружения в поданных документах несоответствия наименований адресов (была допущена техническая ошибка в виде опечатки в наименовании юридического адреса расположения). Представитель потенциального исполнителя контракта подал жалобу в ФАС о признании действий заказчика необоснованными. Однако поданная жалоба была полностью отклонена, так как была признана необоснованной.

Для защиты своих интересов ООО «ГенСтройПроект» подало исковое заявление в арбитражный суд первой инстанции о признании решения заказчика и ФАС неправомерными. Решение было полностью удовлетворено, а в адрес заказчика и ФАС было вынесено решение о необходимости пересмотра итогов проведенной процедуры.

ФАС приняло решение обжаловать вынесенное решение арбитражного суда в апелляционной инстанции. Однако по итогам рассмотрения апелляции решение первой инстанции было оставлено без изменений.

Пример 2. Другой пример из практики представляет собой абсолютно обратную ситуацию. Так, Арбитражный суд Волго-Вятского округа 12 апреля 2018 года вынес решение в порядке рассмотрения кассационной жалобы об оставлении без удовлетворения заявление, поданное ООО «Диком» по факту признания заключенных контрактов неконкурентным способом (путем закупки у единственного поставщика) неправомерными.

В 2017 году были проведены закупочные процедуры на поставку спортивного инвентаря в общеобразовательную школу. Уполномоченный орган на проведение закупок произвел дробление объектов закупки на основании того, что поставке подлежал разный спортивный инвентарь, а итоговая сумма каждого контракта находилась в диапазоне до ста тысяч рублей. В итоге по результатам проведенной проверки Федеральной антимонопольной службой было принято решение о том, что такое дробление неправомерно, так как речь идет о поставке спортивного инвентаря (то есть одной категории товаров) на один объект (один территориальный адрес и итоговый получатель товара).

Соответственно, заключенные контракты были признаны неправомерными и ограничивающими возможности конкуренции при исполнении этих контрактов, в результате чего и на заказчика – Министерство спорта Республики Марий-Эл, и на исполнителя – ООО «Диком» были наложены штрафные санкции.

Вынесенное решение ФАС было обжаловано в арбитражном суде ООО «Диком», но решение ФАС было оставлено без изменений. Аналогичные решения были вынесены и в процессе апелляционного, а также кассационного обжалования.

В настоящее время для максимального контроля за проведением различных закупочных процедур и мероприятий полномочиями контролирующего органа в сфере закупок наделена Федеральная антимонопольная служба. Если потенциальный исполнитель уверен, что по каким-то причинам его права на участие в той или иной закупочной процедуре, а также на заключение контракта были нарушены заказчиком, он вправе подать жалобу. Однако для того, чтобы такая жалоба была рассмотрена, она должна по своему оформлению и способу подачи соответствовать требованиям, установленным в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок», а также подана с учетом соблюдения всех необходимых сроков.

Если же были выявлены нарушения при подаче такой жалобы, то она может быть оставлена без рассмотрения. В то же время сам подавший жалобу потенциальный исполнитель вправе отозвать ее по своим личным причинам без объяснения причин такого отзыва. В том случае, если решение Федеральной антимонопольной службы по поданной жалобе по каким-то причинам не устраивает автора жалобы, он может обжаловать его путем обращения в Арбитражный суд по месту расположения ответчика, то есть самой ФАС.

Рекомендации по поведению

Итак, если назначена проверка ФАС, то, вполне вероятно, в результате будут выявлены нарушения. Такова статистика. Естественно, этот факт не вселяет оптимизма. Тем не менее есть шансы «снизить градус» негативных последствий, если к проверке подготовиться.

В первую очередь, нужно уведомить о предстоящей ревизии все службы организации, которых она может коснуться. Помимо отдела закупок, контрактной службы (управляющего) и так далее, стоит предупредить юридический отдел, бухгалтерию, канцелярию. Эти подразделения также должны быть готовы к тому, что проверяющие из ФАС захотят с ними пообщаться.

Если с документами у инспекторов все в порядке, им следует обеспечить беспрепятственный доступ в помещение, а также указанные в уведомлении условия работы. Запрещено препятствовать проверяющим — отказывать в предоставлении документов, не идти на контакт и так далее. В то же время не стоит давать им лишнюю информацию и документы. Не нужно пускать их деятельность на самотек, оставлять одних в помещении.

Кстати, рекомендуем снять копии со всех документов, которые передаются проверяющим. В особенности тех, которые будут изъяты и отправлены в ФАС. Не секрет, что в государственных органах бумаги легко теряются.

Инспекторы не должны превышать своих полномочий. В этом плане целесообразно обеспечить в процессе проверки присутствие юриста — он поможет защитить интересы проверяемого лица

Важно следить, чтобы акты и протоколы составлялись проверяющими правильно. Кроме того, специалисты рекомендуют записывать весь ход проверки

Это может помочь в том случае, если впоследствии придется оспаривать ее результаты в суде.

О проверках ФАС по картельным сговорам:

Сроки подачи и рассмотрения

Сроки для обжалования по ч. 10 ст. 3 ФЗ-223 законодательно не установлены. Участник закупки может в любой момент обратиться в ФАС при нарушении заказчиком данных пунктов.

Сроки обжалования действий организатора торгов составляют 10 дней со дня подведения итогов торгов. Если договор не был заключен, то указанные сроки продлеваются до 3 месяцев.

Если обжалованию подлежат действия оператора электронной площадки, которые связаны с аккредитацией участника закупки, то на это отводится 30 дней со дня их совершения.

Сроки рассмотрения жалобы ФАС (формально) и принятие решения о ее перенаправлении в иной орган или о возврате заявителю составляют 3 рабочих дня после ее поступления независимо от того, в рамках какого закона она была подана.

Жалоба по существу по 223-ФЗ рассматривается в течение 7 рабочих дней после ее поступления, а решение контролирующей инстанции направляется заявителю в течение 3 рабочих дней. При необходимости проведения дополнительной проверки ФАС вправе продлить сроки рассмотрения жалобы еще на 7 рабочих дней.

Обжаловать решение о недопуске заявки к участию и о нарушении при определении победителя при закупках по 44-ФЗ можно в течение 10 дней после размещения протокола в ЕИС. Обжалование положений закупочной документации допускается в течение всей закупки до подписания контракта с победителем. Сроки для обжалования действий заказчика по 44-ФЗ прописаны в ч. 3-6 ст. 105 44-ФЗ.

Рассмотрение жалобы по существу по 44-ФЗ в ФАС происходит в течение 5 рабочих дней со дня, который следует за днем поступления жалобы. Под датой поступления понимается дата регистрации документа в уполномоченной инстанции. На отправку решения заявителю у ФАС также есть 3 рабочих дня со дня оглашения резолюции.

Стоит отметить, что указанные выше сроки рассмотрения жалоб применимы только к участникам закупок. Тогда как если заявитель не является участником торгов, то его заявление о нарушении законодательства о контрактной системе подается согласно ФЗ-59 и рассматривается в течение 30 дней.

Также законодательство предусматривает возможность обжалования принятого ФАС решения. На это заявителю отводится три месяца.

Внеплановые проверки

Поскольку оснований для внеплановых проверок множество, то и проводятся они гораздо чаще. Большинство проверок ФАС, которые инициированы жалобами и обращениями, заканчивается выявлением нарушений.

Внеплановая проверка может проводиться как на территории проверяемого субъекта, так и без выезда к нему. Срок внеплановой проверки короче — до 5 дней. В итоге ФАС вынесет предписание, причем оно может последовать как для заказчика, так и для прочих участников закупки.

Что касается предмета внеплановой проверки по 44-ФЗ, то все начинается с обстоятельств, изложенных в жалобе или обращении. Однако этим дело может не ограничиться. В процессе инспекторы могут выявить иные нарушения, что приведет к расширению предмета проверки. Максимально возможная «зона охвата» — вся закупочная деятельность в пределах 3 последних лет.

Видеозапись внеплановой проверки ФАС:

«14) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В связи с этим Правительство РФ вправе в 2020 году установить особенности осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок (контроль, предусмотренный пунктом 14 части 3.1 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ).

В рамках реализации указанных полномочий было издано отдельное Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 (ред. от 22.04.2020) «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 438).

Данное постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 438 в пунктах 1 и 2 устанавливает специальный (исчерпывающий) перечень оснований для проведения плановых и внеплановых проверок в рамках государственного контроля (надзора) в 2020 году, предусмотренного Федеральным законом № 294-ФЗ, а также особый порядок их проведения, предусматривающий, как правило,  согласование таких проверок с органами прокуратуры РФ.

В частности, согласно требованиям пункта 5 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 438 проведение плановых и внеплановых проверок контроля за соблюдением законодательства РФ о контрактной системе  (контроль, указанный в пункте 14 части 3.1  стать 1 Закона № 294-ФЗ) осуществляется  по основаниям, указанным в пункте 1 и 2 данного постановления:

1… проводятся только:

а) внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;

б) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;

в) внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

2…проводятся только:

а) внеплановые проверки, указанные в пункте 1 настоящего постановления;

Ответ очевиден:

Во-первых, при наличии такой нормы, по мнению автора, ставится под сомнение правомерность фактически любых плановых проверок заказчиков, уполномоченных органов и уполномоченных учреждений, контрактных служб и контрактных управляющих.

Во-вторых, это положение законодательства РФ существенно ограничивает проведение внеплановых проверок со стороны контрольных органов в сфере закупок.

ПОЯСНЕНИЕ:

Упомянутый Закон № 294-ФЗ регламентирует особенности осуществления государственного и муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то есть речь идёт в основном о субъектах предпринимательской деятельности.

Между тем, особенностью структуры данного Закона № 294-ФЗ является то, что в нем в частях 3.1 и 4 статьи 1 данного Закона № 294-ФЗ, перечисляются виды государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, на которые не распространяются его положения.

Вся суть проблемы (коллизии) заключается в том, что Правительство РФ (видимо, с целью заботы о здоровье сотрудников контрольных органов и проверяемых организаций, а также препятствованию распространению коронавирусной инфекции) включило эти виды контроля, перечисленные в части 3.1 статьи 1 Закона № 294-ФЗ, в свое постановление.

Конечно, сотрудники ФАС России, отвечающее за правовое обеспечение деятельности ведомства, могут сказать, что автор («Дон заблуждается»).

Однако, проблема в том, что эту возникшую коллизию видит не только автор, но и другие специалисты в сфере закупок («Дон лишь озвучил то, что говорят и пишут другие эксперты»).

Правила ведения

В соответствии со ст. 105 ФЗ № 44 информация об обращении, а также принятых по ним решениях и выданных предписаниях размещаются в ЕИС. Информация о новом возражении публикуется в течение двух рабочих дней с даты его поступления. Публикует сведения должностное лицо контрольного органа, у которого есть полномочиями на размещение подобного рода сведений и цифровая подпись. В случае, если ФАС перенаправляет прерензию другому органу исполнительной власти, то информация об этом публикуются в течение одного рабочего дня.

В целом, ведение подобного перечня позволяет проанализировать жалобы, поданные другими участниками госзакупок, а также принятые по результатам их рассмотрения решения, определить направление практики антимонопольного ведомства по тому или иному вопросу, и не только. Ввиду того, что в реестровую запись включается также информация о судебных актах, принятых по причине обжалования решений контрольного органа, то существует возможность анализа судебной практики по интересующему вопросу.

Этапы проверки

Если разложить по ступенькам все этапы проверки ФАС, то мы получим:

  1. Оповещение. О плановой проверке ФАС обязана проинформировать проверяемого минимум за трое суток до инспекции. Сделать это она может заказным письмом с уведомлением или лично. Внеплановая проверка тоже не приходит без предупреждения. О ней проверяемому обязаны сообщить не позднее чем за сутки. «Внезапной проверкой» будет лишь инспекция на соблюдение запрета на картели (ст.11 Закона о защите конкуренции).
  2. Документарная проверка. Все запрашиваемые инспекцией документы необходимо предоставить в течение 10 дней.
  3. Если в документах обнаружены признаки нарушения законодательства — ФАС приезжает с проверкой на предприятие. Будут осмотрены территория, помещения, взяты образцы и назначены экспертизы.
  4. Когда исследования окончены составляется акт проверки в двух экземплярах. Экземпляр проверяемого вручается ему под расписку. Также к акту прилагаются материалы дела (протоколы действий инспекции, показания и объяснения участников).
  5. Если обнаружены нарушения, инспекторы выдают предписание о его устранении. Серьезные или повторные нарушения могут стать поводом для возбуждения административного дела.
  6. В течение 15 дней после получения заключения проверяемый может подать в ФАС свое возражение в письменном виде.

Проверка длится не более 30 дней.

Продлить ее возможно максимум еще на два месяца, если:

  • Требуется провести экспертизу (например, проверить достоверность рекламы);
  • Необходимо перевести документы;
  • Для вынесения решения нужна дополнительная информация.

Кто в зоне риска? Кого проверяет ФАС?

Проверка может быть проведена в отношении почти любой организации или ИП.

Ваша компания может заинтересовать ФАС, если Вы регулярно участвуете в закупках,  если  условия участия в закупках и порядок исполнения контрактов вызывают подозрение. Также ФАС будет контролировать Вашу деятельность по определению цены товара, в том числе поставляемого в торговые сети, в случае отказа заключить договор, если есть признаки монополии деятельности.

Если Вы размещаете рекламу товара и услуг, то Вы также находитесь в зоне риска проверок.

Особое внимание антимонопольные органы уделяют:

  • деятельности субъектов естественных монополий;
  • участникам исполнения гособоронзаказа;
  • предприятиям в сферах производства и продажи лекарственных препаратов и медицинских изделий;
  • организациям, предоставляющим транспортные и медицинские услуги, услуги связи, жилищно-коммунального хозяйства, транспортировки нефти и нефтепродуктов.

ФАС также проводит проверки деятельности заказчиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ, ГОЗ. Основанием для их проведения чаще всего становятся жалобы участников закупок, содержащие сведения о фактах нарушения антимонопольного законодательства.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий