Производство керамического кирпича: что представляет собой современная технология изготовления?

Изготовление керамики своими руками – хобби для утонченных натур

Только здесь без обмана и фокусов – всё предельно честно, ловкость рук и никакого мошенничества! Нужен лишь гончарный круг, глина, немного воды и терпение.

– Этому может научиться каждый, – уверяет Андрей. – Наблюдайте за работой других мастеров, подражайте и пробуйте лепить сами. Об этом бесполезно говорить, нужно смотреть и делать.

Вот и мы решили испытать себя – вдруг получится? Но ждать этого урока пришлось несколько месяцев. Желающих так много, что в мае мы смогли записаться только на июль. На занятие пришли восемь человек. Все новички, и все чуть ли не с открытыми ртами наблюдают за работой гуру. Андрей Савицкий – гончар опытный, потомственный. Керамикой профессионально занимается уже больше двадцати лет, а глину впервые взял в руки еще в бессознательном детстве. Но даже сам мастер жалуется: она бывает такой капризной, что иногда он ее и в угол на пару дней бросает, «воспитывает». Что уж про нас говорить!

Круг крутится, руки в грязи по локоть, а невзрачный комок так и остается комком, как бы ты его ни вертел. Ничего не получается, глина размякла и расползается. Маникюр погиб: под ногтями такой ужас, будто вскопал без перчаток несколько соток на даче. Но мучением это назвать сложно – работа вызывает приятные ощущения. Может, поэтому так сложно записаться на урок по гончарному ремеслу? Это почти как йога: ты созидаешь, расслабляешься и понимаешь: чтобы чего-то достичь, нужны терпение и старание. Только не нужно напрягать мышцы.

– Главное – почувствовать глину, найти с ней общий язык, – объясняет Савицкий. – Это живое существо, и вы помогаете ей обрести форму, переродиться. Она сама ведет вас. Бывает, собираешься сделать вазу, а получается бутылка.

Спустя час у меня вместо задуманной чайной чашки появляется маленькая ваза. А у моей соседки Марии, большой любительницы кофе, и вовсе получается молочник. Уж не отражает ли глина наши собственные желания?

Андрей хитро улыбается.

– Работа с глиной – это психотерапия, как и любое другое творчество. – говорит он. – Но гончарное ремесло привлекает ещё и тем, что в нём особенно чувствуется связь с предками. Это же одно из древнейших искусств!

Наконец наши изделия готовы – стоят на полочке, готовые к обжигу. Точно такие же лепили люди ещё на заре цивилизации. Может, когда-нибудь, спустя века, и мою вазочку найдут археологи?

Цифра 950 градусов – при такой температуре обжигают в печи готовые изделия из глины

Кстати Как освоить гончарное искусство. Обучение. Сразу несколько школ и музеев обучают гончарному мастерству. Самые популярные: в городе – Центр традиционной народной культуры Среднего Урала, в области – гончарная мастерская в селе Верхние Таволги. Оборудование. Гончарный круг стоит от 15 до 100 тысяч рублей. Многие мастера делают их сами. Технология. Создание глиняной посуды – дело трудоёмкое. Сперва изделие создают на гончарном круге, потом шкурят, затем обжигают, а после раскрашивают. Всё это может занять длительное время – несколько недель.

Идея

Ксюша ремонтировала кухню и пожаловалась подругам Оле и Лене, как сложно найти приличную плитку для фартука.

Художница Оля в то время занималась гипсовой лепниной

Она обратила внимание на то, что технологические процессы производства лепнины и плитки одинаковые. Изготовить плитку ручной работы не очень сложно: нужна глина, глазурь и печь для обжига

Плитке придают форму, высушивают, обжигают в печи, покрывают цветом (это называется глазуровка) и снова обжигают.

Спрос на оригинальную плитку ручной работы есть, потому что в России таких предложений мало. К тому же себестоимость плитки небольшая, а цены на рынке — космические.

Оля предложила подругам запустить свое производство плитки. Момент был подходящий: маркетолог Ксюша вышла из декрета, Лена уволилась с должности исполнительного директора, а Оля искала дело для души. Подруги согласились.

Девушки хотели выйти на рынок с плиткой премиум-класса: нестандартными формами и расцветками, ручным производством и невысокой ценой — выше, чем масс-маркет, но ниже, чем популярная керамика из Испании.

Подруги думали, что единственная сложность — это поиск рецепта для плитки, чтобы она обжигалась без брака. Они планировали подобрать его за пару месяцев, а параллельно арендовать помещение, купить печь и запустить производство.

На деле на подготовку ушло 10 месяцев.

Фартук на кухне Ксюши — один из первых проектов «Мира керамик»

Сушка

Когда будущая чашка, ваза, чайник, тарелка сформованы, их нужно высушить. Исходная влажность сырьевой массы – 22-24%, а после сушки показатель сокращается до 2-4%. Это необходимо для получения прочной продукции, без внутренних трещин и деформации.

Сушка состоит из двух этапов:

  1. Предварительный – заготовки сушат в формах до 15-16% влажности, после чего их вынимают из форм.
  2. Окончательный – заготовки сушат без форм до 2-4% влажности.

Обработка проводится в специальных сушилках, что значительно ускоряет процесс. Высушенные каолиновые изделия зачищают от швов, удаляют загрязнения, пыль и отправляют на обжиг.

Производство керамических изделий

Самый первый этап, с которого начинается производство керамических изделий – это заготовка и обработка сырья. Заготовка обычно происходит вдоль берегов рек и затопленных песчаных карьеров. Добытую глину размельчают, удаляют из неё лишние примеси, а также доводят до равномерного, коллоидного состояния, что поможет избежать трещин и дефектов во время обжига. Технология очистки и подготовки одинакова как для желтой, так и для красной и белой глины.
Современные технологии позволили внести свежие идеи в гончарное ремесло, сделав его более простым и быстрым.

Сегодня, на предприятиях гончарного дела, можно все чаще найти не гончарный круг, а метод литья глины. Для этого используют готовые, герметичные формы, а также специально приготовленную суспензию, концентрация воды в которой варьируется от 30 до 40 процентов. Формы, наполненные глинистым раствором, сохнут в специальном помещении, после чего формы открывают. Затем, мастера цеха доводят заготовки до совершенства. Среди их инструментов присутствуют особо острые лезвия, кисточки, тёплый водный раствор. С помощью этих приспособлений и материалов они срезают с изделий литьевые каналы, лишний слой глины, а также отметки в местах стыка форм, что окончательно подготавливает изделие к обжигу. Кроме того, специальный метод эрозии, обеспечивает гладкую поверхность будущим изделиям. Для этого используют специальную кисточку и водный раствор, который выравнивает поверхность глины.

Затем, наступает самый главный этап – обжиг глиняных изделий, в процессе которого формируется структура будущего изделия, выпаривается лишняя вода, закрепляются элементы, а также удаляются некоторые избыточные примеси, которые не удалось удалить в процессе обработки сырья. Современные пастообразные суспензии позволяют избежать различных примесей, поэтому в современных гончарных мастерских, глина не меняет своего цвета после обжига, что свидетельствовало бы о том, что в глине содержится много минеральных отложений.Обжиг будущих керамических изделий происходит при температуре от 900 до 1450 градусов Цельсия. Температура зависит от типа глины, от её плотности и вязкости, а также от преследуемого результата. К примеру, температура 900 градусов является максимальной для изделий, отличающихся особой хрупкостью, а при температуре 1450 градусов обжигают фарфоровые предметы высочайшего качества, поэтому такую технологию вы не встретите в обыкновенных гончарных мастерских.Процесс обжига изделия задаёт прочность, а также многие другие параметры. Неправильная конструкция печи, а также неравномерное распределение газов в камере, может привести к деформации изделий, появлению трещин, либо к пережогам.
Процесс обжига керамики очень долгий, поэтому на предприятии работают до 15 печей одновременно. Производственные мощности такого предприятия могут выпускать до 100 тонн глиняных изделий в год. Главное правило гончарных мастеров – никакой спешки, иначе результат может оказаться неудовлетворительным. Испорченную в процессе обжига глину, не получится использоваться повторно, поэтому единственный способ – это утилизировать её как шлаковое отложение. Поскольку качественные породы глины встречаются в природе крайне редко, такая ошибка может стоить очень дорого.

Украшение глазурью производят в отдельном цехе. Глазурь не имеет практически ничего схожего с обыкновенной краской, однако химические реактивы, призванные обеспечить химическую нейтральность глазури, а также быструю сушку, превращают глазурь в водоэмульсионный раствор, близкий по своим свойствам к краске. Гончарное изделие окунают в специальную ванну с глазурью несколько раз, чтобы глазурь проникла в мельчайшие отверстия. После этого, поток воздуха сдувает излишки глазури с изделия перед сушкой. Сушка занимает около 20 часов, придавая любому керамическому изделию законченный, товарный вид. Вот так устроено производство керамических изделий, которое объединило в себе не только древнее искусство гончарного дела, но и современные инновации.

Керамическая посуда

Есть веские причины заняться самостоятельным изготовлением керамической посуды:

  • Уникальность – оригинальную посуду, которая нравилась бы и подходила вам по всем параметрам, можно купить под заказ или сделать самому. Вот только самодельные варианты будут стоять в разы дешевле.
  • Качество и экологичность. Не вся покупная керамика радует качеством и долговечностью: появляются трещины, сколы, а рисунок уже через месяц становится не такой яркий и четкий. Некоторые изготовители используют вредные вещества – свинец и кадмий. Свинцовая глазурь смотрится красиво, но экологически безопасной ее не назовешь.
  • Экономия и даже возможность дополнительного заработка. Красивый сервис стоит денег, вы же сможете сделать его своими руками.

Есть разные технологии, простой способ – лепка тарелки или пиалы жгутами. Как показано на фото ниже, жгутами можно вылепить много интересного. 

  • Для начала раскатайте шарик глины. Положите его на ровное и гладкое основание, например, на глазурованную плитку.
  • Для лепки вам потребуется шликер – жидкий глиняный раствор. Консистенция – как у жидкой сметаны.
  • Катается из глины жгут одинаковой толщины. Получается колбаска из глины.
  • На основание будущей пиалы укладываете колбаску, промазываете стык жидким раствором.
  • Повторяете процедуру, укладываете поверх еще один жгут. 

Главное – глина должна быть пластичной, любые трещины замазываются шликером. Надежно приклеивайте фрагменты будущей тарелки друг к другу.

  • После этого пальцами или стекой убираете лишнее, придаете пиале нужную геометрию.
  • Все щели и неровности замазываются шликером.

Материалы и инструменты

В специальных магазинах для ремесленников представлен ассортимент материалов и инструментов для работы с глиной. Начинающему мастеру лучше присмотреться к более простым и недорогим, а практикуясь, обновлять инвентарь в соответствии с новыми требованиями.

Инструменты

Главный инструмент керамиста – это руки. Однако не обойтись и без специальных предметов:

  • гончарный круг – основной инвентарь для изготовления круглых изделий, посуды;
  • струна – необходима для среза готовой работы с гончарного круга;
  • турнетка – вертящаяся металлическая подставка, необходимая для зачистки, выравнивания формы и росписи готового произведения;
  • иглы или шило, скалки, гончарные гребешки и стеки – инструменты для моделирования и придания фактуры предмету.


Набор гончарных инструментов.

Где и какую глину взять

Чаще всего материал для работы покупают в специализированном магазине. Конечно, можно добыть сырьё самостоятельно в овраге или карьере, но такое под силу не каждому, да и глина может оказаться неподходящей для моделирования. Она должна быть пластичной, без примесей, подготовленной к работе руками или на гончарном круге. Как указывалось выше, любое лишнее вкрапление в материале может испортить всю работу: изделие или потрескается в печи или станет неожиданного оттенка.

Как подготовить к работе

Чтобы подготовить глину к работе, следует растворить её в большом количестве воды. Удобнее это делать в эмалированном тазу. Раствор оставляется на некоторое время настаиваться, затем перемешивается и начинается процесс перемятия. Инородные тела, а также появившиеся пустоты можно удалить из материала промятием. Рабочее тесто из глины должно быть эластичным и однородным.

Техника работы с глиной вручную

Превращение глиняной массы в изысканное творение – настоящее искусство. Есть несколько способов, как делают глиняную посуду:

  1. Лепка. Это, пожалуй, самое доступное домашнее творчество из глины. Изделие вылепляют из глиняной массы подобно пластилину, применяя стеки или подручные приспособления.
  2. Гончарное дело. Более серьёзное занятие, требующее специального оборудования, например, гончарного круга. С его помощью можно создать вазу или кухонную утварь.
  3. Отминка. Такой способ представляет собой выкладывание глиняной массы в гипсовую форму. После застывания изделие извлекается и обжигается. Отлично подходит для начинающего керамиста, создания плитки.
  4. Литьё. Способ подобен предыдущему, различие лишь в формах. Полученные заготовки высушивают в формах, после извлечения раскрашивают.

Не важно, каким способом было выполнено творение, завершающим этапом всегда является обжиг. Совершают его в гончарной печи, при температуре более 1000 градусов

Затем можно покрыть предмет акриловой краской или специальной глазурью для керамики. Если изделие прошло обработку глазурью, то обжиг повторяется.

Только отработав технику, можно добиться по-настоящему достойных результатов. Не стоит новичку сразу садиться за гончарный круг. Опытные мастера настоятельно советуют начать практику с более простого, например, с лепки.

Лепка

Лепка известна с давних времён, но мастера постоянно модернизируют имеющиеся приёмы, вносят что-то новое. Так, лепка бывает:

  • ручная из цельного куска глины;
  • ленточно-жгутовая техника;
  • пластиковая (текстильная техника);
  • отминка в готовую форму;
  • отливка в гипсовую форму;
  • вытягивание предмета на гончарном круге.

Ручная лепка не исключает вытягивание на гончарном круге. Многие мастера производят свои изделия только методом ручной лепки. Чтобы понять смысл и принцип работы, можно попробовать мастерить с пластилином.


Лепка посуды из глины.

Гончарный круг

Гончарный круг используется для лепки круглого предмета. Для новичка необязательна покупка такого оборудования.

Круг бывает с ручным, ножным и электрическим управлением.

Электрические считаются самыми удобными и практичными. Именно их обычно и покупают керамисты. Интересный факт: работу на электрическом круге можно освоить за несколько часов. Инструмент с ручным управлением поддаётся мастеру только через месяцы тренировок.

Гончарный круг различается по типу двигателя:

  1. Коллекторный – самый простой и популярный в компактных моделях. Он мягко переключает скорость вращения, работает тихо.
  2. Асинхронный – вращается в обе стороны, меньше шумит. Такой прибор требует определённого навыка для регулировки скорости.
  3. Бесщеточный двигатель постоянного тока предназначен для профессиональной работы. Он надёжен, при работе издаёт тихий звук.


Изготовление посуды с помощью гончарного круга.

Отминка

Отминка пользуется популярностью у начинающих мастеров. Техника проста в понимании и в учебных пособиях подробно иллюстрируется. Гипсовая форма для отминки выбрана неслучайно. Гипс способен впитывать лишнюю влагу, и изделие хорошо застывает.


Процесс отминки глины.

Литьё

Литьё отличается от отминки используемыми формами. В этом случае изделие выполняется с тонкой, изящной стенкой. Прочность поделки возрастает только после обжига.


Литье глиняной посуды.

Преимущества и недостатки посуды из керамики

Основным достоинством керамической посуды является ее абсолютная экологичность.

Никогда ни у кого не возникало вопросов о ее влиянии на человеческое здоровье, в отличие от ее алюминиевых и тефлоновых аналогов.

Полное отсутствие тяжелых металлов, токсичных химических реакций с пищей и выделения вредных веществ при высокой температуре сделали ее самым желанным гостем на нашем столе.

Другим достоинством керамики является ее способность отдавать влагу продуктам во время их приготовления, что объясняется ее пористой структурой. Для этого глиняную посуду на 10 минут помещают в холодную воду, после чего в нее добавляют продукты и начинают готовить. Накопленная до этого влага будет постепенно переходить в пищу.

Но, как известно, достоинства – это продолжение недостатков, что относится и к керамической посуде.

Так, пористая структура является не только ее плюсом, но и минусом, обуславливая низкую устойчивость керамики к высоким температурам, что делает ее более пригодной для хранения продуктов, чем для их приготовления.

Вкусные домашние блюда в глиняных горшочках можно готовить лишь в духовке: на огонь или электрическую печь их ставить нельзя – из-за резкого перепада температур или неравномерного распределения тепла они могут треснуть.

Даже специальную посуду для жарки с керамическим покрытием не следует сразу ставить на сильный огонь: степень ее нагрева нужно увеличивать постепенно, а еще лучше готовить пищу на слабом огне.

Другим минусом керамики является ее способность с легкостью впитывать жиры, что часто затрудняет ее мытье. Кроме того, изделия из глины надолго сохраняют вкус и запах приготовленного в них блюда. Поэтому для каждого вида продуктов лучше использовать отдельную глиняную емкость: только так вы будете уверены, что яблочный пирог не будет отдавать мясом или рыбой.

И, возвращаясь к «плюсам»: в глиняных емкостях, где хранятся крупы или мука, никогда не заведутся зловредные жучки, а кофе или чай в керамическом чайнике не остынут в течение нескольких часов, так же как холодный квас или компот надолго сохранят в нем свою прохладу.

Изделия из фарфора, фаянса и керамики

Керамика оказалась столь практичным материалом, что предметы из разных ее видов весьма обширны. Рассмотрим основные их группы из области декоративно-прикладного искусства.

За изделиями из фарфора скрывается многовековая история от героического изобретения рецептуры до открытия тончайших форм и чистейших красок для росписи. Благодаря труду талантливых мастеров со всего мира на свет родилась в первую очередь поражающая красотой и многообразием фарфоровая посуда. Это роскошные столовые сервизы для царского стола, изысканные чайные наборы и кофейные пары, завораживающие тонкостью рисунка тарелки, кувшины и многое другое.

Вторая группа изделий из фарфора представлена предметами интерьера. Это разнообразные вазы, вазоны, мебель, люстры, иконостасы и прочее. Это статуэтки и фарфоровые пласты.

Статуэтки пользовались успехом во все времена, ведь фарфористам в этом направлении удалось достичь небывалого мастерства. Разглядывая статуэтки, мы вместе с авторами переживаем бодрость молочника, начинающего новый день, радость резвящихся животных, любуемся красотой фарфоровых принцесс или размышляем о жизни при виде жанровых сцен.

Фарфоровые пласты представляют собой живописные картины, панно или вставки, которые никогда не выцветают и не растрескиваются. Яркие и искусно выполненные фарфоровые картины увековечат событие или станут дорогим подарком ценителю живописи.

Третья группа — это предметы быта. Это чернильницы, пресс-папки для бумаг, ножи для разрезания и другие письменные приборы, которые не только украсят помещение, но и принесут пользу в быту.

Изделия из фаянса также весьма разнообразны. Это и многочисленная фаянсовая посуда, и изящные статуэтки, и предметы для быта. Стоят они меньше, чем изделия из фарфора, но и прослужат много меньше фарфоровых собратьев. В уходе фаянс более привередлив (подробнее о свойствах фаянса далее).

Из керамики также делают вазы, кувшины, чайные пары, сахарницы и прочую посуду. Изделия из керамики более толстые и грубые и лучше всего подходят для изготовления крупной посуды или предметов быта.

Свойства керамики

В зависимости от выбранных компонентов и отличий в технологии изготовления конечные свойства керамической посуды могут несколько различаться, но «базовый список» качеств остается неизменным для всех изделий:

  • Они отличаются прочностью, но не переносят ударов и падений.
  • Стенки керамической посуды имеют пористую структуру, из-за чего тепло при нагревании начинает распространяться плавно, равномерно распределяясь по всей поверхности. Это положительно сказывается на вкусе блюд, делая их более сочными и наваристыми, напоминающими супы и рагу из русской печи.
  • Глазурь надежно защищает основу от впитывания влаги и отличается устойчивостью к царапинам.
  • Наличие в покрытии стекла добавляет посуде антипригарные свойства. Даже с минимальным количеством масла продукты в качественной керамике не прилипают и не подгорают при готовке.
  • Материал экологически чист и безопасен.
  • Он не имеет собственного запаха, поэтому не может испортить вкус готового блюда.
  • Диапазон температур для использования керамических изделий очень широк – в них можно готовить в духовке, а также хранить еду в холодильнике. Единственное, чего керамика не переносит – это резких перепадов температур. Из-за резкого расширения воздуха в порах она легко трескается.

Технологическая схема производства

Характеристика керамических материалов говорит о возможности использования глин в различных отраслях промышленности. Это привело к тому, что появился большой спрос, а следовательно, выросло предложение. Заводы по производству в большинстве случаев работают по одной и той же схеме:

  • добыча сырья;
  • подготовка;
  • формирование и сушка;
  • обжиг и выпуск продукта.

Для минимизации затрат обычно фабрики возводят в непосредственной близости от месторождения глины. Добыча осуществляется открытым способом, то есть экскаватором. На следующем этапе выполняется подготовка массы. Сырье обогащается, дробится и перемешивается до однородной массы. Формирование будущего керамического изделия осуществляется мокрым и сухим способами. В первом случае массу увлажняют до 25 %, а во втором – не более 12 %.

Раньше часто использовалась естественная сушка. Однако результат зависел по большей части от погоды. Следовательно, в дождь или холод завод стоит. Поэтому используют специальные сушилки (газовые). Наиболее ответственным этапом является обжиг

Крайне важно соблюдать технологию, которая довольно сложна. Многое зависит и от охлаждения керамики

Не допускается резкий перепад температур, который может привести к искривлению плоскости. Только после этого можно продавать керамические материалы. Технология производства, как вы видите, непростая, состоит из нескольких этапов. Каждый из них должен соблюдаться. Если этого не происходит, то на полках магазина мы можем встретить брак.

Разновидности керамических изделий

Основное различие между разновидностями керамики — состав массы, из которой они изготовляются, и вид глазури. Все изделия керамики делятся на две группы: плотные и пористые.

Плотными называются такие, которые от действия высокой температуры при обжиге сплавились или слились в однородную твёрдую массу; в изломе они похожи на стекло, полупрозрачны, не впитывают в себя воду и при ударе о сталь дают искры. Примером плотных гончарных изделий является фарфор.

Пористые, напротив, в изломе пористы; легко ломаются; пропускают сквозь себя воду, если глазурь удалена. Изделие этого типа — фаянс. Между теми и другими есть переходные. Оба вида гончарных изделий могут быть покрыты глазурью.

Плотные

К плотным гончарным изделиям принадлежат:

  • Твёрдый фарфор. Его масса почти сплавлена, мелкозернистая, полупрозрачная, упругая, однородная, твёрдая, не поддающаяся действию ножа. Он содержит каолин, или фарфоровую глину, полевой шпат, мел и кварц. Глазурь состоит из того же полевого шпата с гипсом, как и сама масса; окислы олова и свинца никогда не вводятся в состав фарфоровой глазури. Фарфор подвергается двойному обжигу: слабому до покрытия глазурью и очень сильному после.
  • Мягкий фарфор. Французский фарфор содержит почти стекловатую массу с прозрачной свинцовой глазурью; масса английского фарфора состоит из каолина, кремнезёма, гипса и пережжённой кости. Глазурь состоит из мела, кремнезёма, буры и окиси свинца, легче плавится, чем сама фарфоровая масса, а потому первый обжиг, наоборот, должен быть более сильный, чем вторичный.
  • Бисквит, то есть твёрдый, неглазурированный фарфор с обычной фарфоровой массой.
  • Париян имеет состав массы, похожий на английский, трудноплавкий, желтоватого цвета, без глазури.
  • Kappapa — средний между парияном и каменными изделиями, слабопрозрачный, белого цвета.
  • Каменные изделия состоят из плотной мелкозернистой массы, белой или окрашенной, издающей звук и по краям излома просвечивающей; они бывают ординарными и нежными (Д. Веджвуд).

Масса ординарных изделий состоит из окрашенной огнеупорной глины, песка и шамотной массы; иногда бывает без глазури; обычно покрыта очень тонким слоем, образующемся от осаждения брошенной во время обжига поваренной соли. Масса нежных изделий состоит из огнеупорной глины, кварца и гипса, иногда подкрашенная и покрытая свинцовой или борной глазурью.

Пористые

К пористым керамическим изделиям относятся:

  • Фаянс нежный — смесь огнеупорной глины с кремнезёмом; покрывается прозрачной глазурью, её масса непрозрачная, незвонкая.
  • Фаянс обыкновенный, называемый иногда майоликой, имеет красновато-жёлтую массу; после обжига глины с добавлением глинистого мергеля покрывается непрозрачной оловянной глазурью.
  • Терракота, или обожженная искусственная каменная масса, состоящая из очищенной глины и перетёртых осколков готовых изделий, без глазури. Употребляется для выделки ваз, архитектурных украшений и прочего.
  • Изделия гончарные обыкновенные, масса изготавливается из глины и глинистого мергеля с непрозрачной свинцовой глазурью.
  • Изделия из обыкновенной и огнепостоянной глины: кирпич, черепица, дренажные трубы и пр.

Что такое керамическая посуда

Под такой посудой подразумеваются изделия, выполненные из керамики, которая состоит из смеси глины с минеральными добавками. При этом не верно разделять утварь на глиняную и керамическую на основании того, что первая не покрыта глазурью, а вторая покрыта. Все кухонные принадлежности, для производства которых использовалась глина, принято называть керамическими, т.е. сюда относится и фаянсовая, и фарфоровая посуда.

Из чего делают

Посуда из керамики российского производства или зарубежного изготавливается посредством спекания глины или смесей глины. Невзирая на большой ассортимент изделий, для производства керамики применяют смесь глины с каолином и с добавкой полевого шпата, кварца. Для придания нужного вида получившейся смеси используют гипсовые формы. Далее из заготовок удаляется воздух, т.к. это необходимо для повышения пластических свойств и общего качества керамической продукции.

Основной этап производства предусматривает спекание при значительном температурном режиме с последующей обработкой, т.е. обжигом, декорированием поверхности. В зависимости от типа конечной продукции термическая обработка производится при высокой температуре – в пределах 900 до 1250°С. В результате податливая глиняная смесь становится твердой, сохранив приданную форму, огнеупорной и приобретает химическую стойкость. Чтобы избежать трещин, которые появляются из-за влажности и резкого перепада температуры, поверхность снаружи покрывается глазурью.

Преимущества и недостатки

Узнав о том, из чего делают керамическую посуду, и ознакомившись с технологией изготовления такой продукции, обратите внимание на имеющие плюсы и минусы. Такая жаропрочная кухонная утварь обладает следующими преимуществами:

  • способность к регулировке влажности, температуры приготавливаемого блюда, т.к. пористая структура керамики способствует впитыванию влаги с последующей ее отдачей;
  • со временем в изделиях не образуется накипь;
  • подходит для хранения продуктов в течение длительного срока;
  • безупречный вкус блюд, т.к. пища, приготовленная в керамической утвари, обладает особым ароматом, насыщенным вкусом – как будто она томилась в печи.
  • является экологически безопасной – это обусловлено отсутствием в составе тяжелых металлов и выделения под воздействием высоких температур токсических веществ.
  • разрушительное воздействие влаги, что является следствием пористости материала;
  • повышенная хрупкость;
  • впитывание жира и его затруднительное отмывание;
  • впитывание, долгое сохранение запаха приготовленной пищи – для каждого блюда лучше иметь отдельную керамическую утварь.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий