Психологический портрет современного руководителя

Жесткое и мягкое лидерство

Основной особенностью современного общества является выбор стиля управления или типа управленческого лидерства. Лидерские задатки и качества составляют основу управленческих навыков. Существует 2 типа управленческого лидерства, в зависимости от подхода к управлению: мягкое и жесткое лидерство.

Мягкое лидерство

Мягкое лидерство предусматривает совпадение интересов сотрудников и руководителя компании. Директор такой компании заинтересован в привлечении кадров, обладающих соответствующими навыками и знаниями, высоким уровнем профессионализма. При таком методе управления формируется эффективная обратная связь и система делегирования полномочий. Важным аспектом выступает уровень удовлетворенности персонала своей работой.

Жесткое лидерство

Жесткое лидерство основано на беспрекословном подчинении руководству. Компания не тратит ресурсы и энергию на привлечение квалифицированных сотрудников, а ведет работу с теми, кто уже трудится в штате. Такая модель предусматривает получение высоких показателей при минимальных затратах сил, времени и финансовых ресурсов.

Лидер, придерживающийся жесткого метода управления, должен быть настойчивым и харизматичным, уметь убеждать, воздействовать и сохранять дистанцию между собой и подчиненными.

Какую роль играть?

Жесткое лидерство чаще применяется в компаниях, чем мягкое. Но мировая практика показала, что достичь более высоких результатов помогает мягкий подход к управлению персоналом. Такие компании имеют больше конкурентных преимуществ. Но выстроить систему управления, основанную на доверии и взаимной поддержке, непросто.

Руководитель — это аккумулятор компании, который должен своей энергией драйвить всю команду

Чтобы поддерживать энергичное состояние, нужна цель — она будет давать стимул для действий. В компании я задал тон соблюдения дисциплины — вся команда думает и действует согласно этому принципу.У меня не бывает одинаковых задач каждый день.Часто у сотрудников возникает вопрос, чем занимается руководитель.

О преимуществах и перспективах

Преимущества топ-менеджера перед предпринимателем в том, что ты не несешь рисков. Я вижу перед собой неограниченные перспективы роста.

Что значит быть руководителем

Руководитель — это тоже профессия, которой нужно учиться.В современном мире руководитель — это человек, который помогает сотрудникам достигать целей компании.

Функции руководителя

Вся совокупность социально-психологических качеств, которым должен соответствовать современный руководитель, представляет собой эталон. Ему осознанно или неосознанно начинают подражать подчиненные.

В процессе осуществления управления руководители осуществляют несколько конкретных функций:

  • Организуют и планируют деятельность и работу коллектива, а также свою собственную работу;
  • Распределяют задания и проводят инструктаж подчиненных, контролируют их;
  • Проверяют и оценивают результаты работы;
  • Знакомятся со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвигают и рассматривают новые идеи и предложения;
  • Решают вопросы, которые выходят за рамки компетенции подчиненных;
  • Знакомятся с текущей корреспонденцией;
  • Отвечают на звонки и принимают посетителей, ведут переговоры, проводят собрания и осуществляют представительство;
  • Заполняют формы отчетности;
  • Повышают свою квалификацию и предоставляют условия подчиненным для ее повышения.

При выполнении своих повседневных обязанностей, руководитель общается с различными категориями людей. В первую очередь, это партнеры, которые иногда могут быть весьма неприятными, выдвигать несуразные требования и даже угрожать. Не смотря на все это, обращаться с ними нужно корректно, не показывать раздражение.

Другая категория лиц, с которыми руководителю часто приходится общаться, — это другие руководители и управленцы различного ранга. В разговорах с ними нужно выражаться четко и недвусмысленно, придерживаясь только фактов или своих собственных соображений, кратко излагая мысли. Если осуществить постановку какой-либо проблемы, то лучше всего сразу предложить вариант ее решения, чтобы босс не занимался ею от начала до конца. И наконец, руководитель непрерывно общается с коллегами, которые представляют собой руководителей других подразделений. Он не способен оказать прямого воздействия на них, поэтому здесь в особой мере необходимо умение вести переговоры, торговаться и обладать даром убеждения.

ПРИМЕР КРАТКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА КАНДИДАТА НА ДОЛЖНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОИЗВОДСТВА:

Интеллект:

Высокий. Мыслительные способности развиты хорошо. Отмечает стремление к саморазвитию, повышению интеллектуального и образовательного уровня, расширению сферы интересов

Коммуникативная сфера:

Любит и умеет производить яркое впечатление, он всегда интересен окружающим. Он оказывают большое влияние на других, как словом, так и делом. В конфликтной ситуации будет бороться до конца, даже в ущерб себе. Умеет оказывать волевое давление методом логического убеждения. Никогда не теряет свою линию.

Эмоционально-волевая сфера:

Средний уровень волевого самоконтроля поведения. Охотно советует и руководит действиями других, но сам приказного тона не выносит и даже может в таких случаях поступать наоборот, так как не терпит, когда ему что-то навязывают, и под действием внутреннего порыва может совершать опрометчивые поступки. Такие люди часто испытывают затруднения при выражении своих чувств, так как самолюбивы и недоверчивы. Фон настроения ровный – положительный. Самоконтроль достаточный.

Самооценка:

Устойчивая, адекватно оценивает свои профессиональные и личностные качества.

Мотивация:

Устойчивая. Ориентирован на качественное выполнение своих должностных обязанностей, достижение конечного положительного результата.

Характерологические особенности:

Высокая работоспособность и стремление к качественному конечному результату в деятельности. Адаптивен, действует адекватно ситуации. Волевой, целеустремленный человек. Мнение окружающих о нем его не волнует. Логик и тактик. Предпочитает действовать согласно тщательно продуманному плану, который заранее логически просчитывает. Умеет и любит брать на себя ответственность. Способен идти на риск. Чем опаснее и экстремальнее ситуация, тем он собраннее и решительнее. Уверен в себе (уровень тревожности низкий).  Достаточно хорошо организован, обычно продумывает деятельность вперед группы, старается предвидеть неблагоприятные обстоятельства. Рабочий процесс, руководимый им, редко дает сбои.Способен оказать коллективу поддержку для того, чтобы подчиненные могли выполнить свою работу и достичь поставленных целей. Заботится об обеспечении подчиненных необходимыми средствами, ресурсами, инструментарием, обучение и т.д. для успешного выполнения работы.

Вывод: адаптация удовлетворительная. Профессиональные качества соответствуют требованиям профессии.

Достоверность  тестирования напрямую зависит от соблюдения правил тестирования и методики обработки тестов! 

Наши специалисты являются профессиональными психологами высшей категории, имеют государственную сертификацию и многолетний опыт работы в подразделениях ФСИН России в качестве экспертов по оценке, проверке и аттестации персонала и сотрудников.

Если вы хотите протестировать кандидата , напишите нам на почту или позвоните по телефону.

Мы гарантируем уважительное и ответственное отношение ко всем нашим Заказчикам исследований и к тестируемым лицам во время нашего сотрудничества!

Основные критерии составления психологической характеристики

Перед тем как составить психологический портрет человека, целесообразно ознакомиться с его составляющими. Ввиду единичности каждой личности присущи основные и направляющие качества. Основные компоненты включают:

  • темперамент;
  • характер;
  • личностные свойства.

К направляющим компонентам относятся:

  • самосознание;
  • интеллект;
  • направленность.

По восприимчивости представители социума классифицируются на несколько категорий:

  1. Ориентация на сегодняшний день. Человек легко вживается в роль, хорошо приспосабливается. Для него типично быстрое принятие решений. Для такого человека подходит руководящая должность.
  2. Ориентация на прошлое. Личность действует в соответствии с принятыми правилами, законами. Хорошо проявляет себя на исполнительной должности.
  3. Ориентация на будущее. Человек сложно входит в коллектив, не признает иерархию. Но такие люди часто выдвигают прогрессивные идеи. Для них подходит самостоятельная работа («сам себе начальник»).

Кроме рассмотренных критериев, перед тем как составить психологический портрет личности, надо определить следующие личностные черты.

Темперамент

Его основа — специфические характеристики нервной системы. От темперамента зависит поведенческая модель личности, его сложно скорректировать. Известны 4 его типа, которые применяет психологический портрет личности:

Тип темперамента Характеристики
Холерик Нестабильность настроения, эмоциональность, тяга к новизне
Сангвиник Уравновешенность, рациональное поведение
Меланхолик Нестабильная психика, пессимизм
Флегматик Завидная уравновешенность, стеснительность

Характер

Это отличительные человеческие качества. Они применяются в общении, в социальной деятельности. Характер определяется набором характеристик, включающих отношением к ряду жизненных аспектов, таких как:

  • работа;
  • окружение;
  • сам человек;
  • материальные ценности.

Способности

Это специфические качества человека. Способности предполагают достижение успеха в определенной деятельности, жизненной сфере. Эти свойства можно развивать посредством обучения, практики.

Целенаправленность

Основа целенаправленности — стимул, мотивация. От этого свойства зависит поведенческая модель личности, его деятельность. В то время как один человек жаждет удовлетворить собственные потребности, создать желаемые условия для своей жизни, иной находит себя в социальных сферах, волонтерстве, воплощает креативные способности.

Эмоциональность

Это свойство не зависит от желания человека, неподвластно его воли. Эмоциональность представляет собой ответ на внешние раздражители

Она показывает важность для него определенного события. Сила личности определяется способностью управлять эмоциями, держать их под контролем, не проявлять чувства

Интеллект

Это показатель образованности человека. Уровень интеллекта предопределяется образованием, текущей деятельностью, возрастом. Он участвует в принятии решений, оценке ситуаций, контроле поведения, приспосабливаемости, создания отношений с окружением. От интеллекта зависит рациональность мышления, действий в соответствии с ситуацией.

Общительность

По психологии, готовый психологический портрет личности включает оценку коммуникабельности — важной отличительной черты характера, раскрывающей единичные качества. При общении передается не только информация, но также мысли, чувства, знания

Самооценка

Самоанализ способствует выработке позиции личности к себе самой. Посредством самоанализа оценивается индивидуальная восприимчивость, место в социуме, достижения.

Волевые свойства

Черты характера, выявляемые при создании психологического портрета личности, предопределяют поступки, прямо воздействуют на жизненный курс человека. Для волевого характера типична способность самостоятельного принятия решений, преодоления жизненных сложностей, он характеризуется упорством, настойчивостью, решительностью. Для людей со слабой волей типична слабохарактерность. Несмотря на наличие качеств, необходимых для достижения успеха, они редко становятся успешными.

Самообладание

Самоконтроль влияет на способность к надлежащему поведению в социуме, воспитанность. Личность, не контролирующая свое поведение, эмоции, не может создать партнерские, дружеские отношения.

Способность к командной деятельности

Каждый человек отличается умением работать в коллективе

Способность к командной деятельности предполагает готовность к компромиссам, принятие во внимание иной точки зрения

Лидер и руководитель

Лидер отличается от руководства тем, что он неформален, а начальники – это официально назначенные на должность люди. Личность с лидерскими качествами вдохновляет и заряжает положительной энергетикой, тогда как руководитель задает направление работы и несет ответственность за действия сотрудников.

Начальник и человек с лидерскими качествами отличаются и подходом к контролю рабочего процесса. Руководитель всегда следит за тем, что и как делают его подчиненные. Лидер же строит доверительные отношения.

Сущность руководителей – опора на свой опыт при принятии решений. Лидеры же могут учитывать и чужие навыки, что помогает им изобретать необычные решения.

Пример и образец написания: как составить психологический портрет личности

Исторические издания, брошюры, учебники, художественная литература наполнены массой сведений о жизни известных персон

Конечно, особое внимание заслуживают их психопортреты. Каждый хочет узнать тонкости натуры и наклонности характера Гитлера, Пушкина, Сталина, Жанны Дарк и других выдающихся людей

Характеристики выявляют причины их поведения, образа жизни, формирования мотивации. Анализ проведен на основе личных дневников, письменных свидетельств очевидцев, расшифрованных архивов. Иногда для детализации данных используют сохранившиеся фото, видеофрагменты. В качестве примера, как писать психологический портрет личности, я опишу персону Наполеона Бонапарта:

  • Это мужчина маленького роста. Страдал от эпилепсии.
  • Согласно плану составлены персональные сведения об исследуемом: император Франции, активный государственный деятель. Два раза вступал в брак.
  • Присутствует любовь к литературе и военному делу. Некоммуникабельный, чрезмерно страдал от издевательств сверстников.
  • Активная и работоспособная личность, целеустремленная, пунктуальная, дисциплинированная, но в меру эгоистичная. Отличный стратег, молниеносно воспринимающий, перерабатывающий новую информацию и также быстро принимающий решения. Антисоциальная персона, испытывающая отвращение к окружающим. Держал себя в руках, даже при наличии внутренних смятений и неприятностей.
  • Основная мотивация – жажда власти.
  • Высокое положение в обществе, занимаемая должность и социальный статус существенно усугубили проблемы, зародившиеся в самом детстве, и породили гнев и презрение к людям.

Это удачный пример из психологии грамотного составления психологического портрета нестандартной личности. Проанализировав юность и условия обитания полководца, становится понятна его агрессия, раздражительность и непринятие общества в будущем.

Качества современного менеджера

Какими же свойствами должен обладать субъект управления? В рамках изучения его как системы рассмотрим подсистему «качества субъекта».

Здесь мы приведем виды и показатели качеств: психологические, интеллектуальные, организаторские, мотивационно-волевые. В практической деятельности это может пригодиться, например, при проведении аттестации, подготовке характеристики, для самооценки.

К позитивным для управленца относятся такие, например, личностные качества:

  1. Сила воли, настойчивость, целеустремленность.
  2. Наблюдательность, внимательность, хорошая память.
  3. Стремление к самопознанию, самосовершенствованию.
  4. Искусство общения, взаимопонимания.
  5. Поведенческая гибкость, хитрость, находчивость.
  6. Трудолюбие, усидчивость.
  7. Ум, логика, рассудительность.
  8. Инициативность.
  9. Смелость, хладнокровие, уверенность в себе.
  10. Честность, справедливость, надежность.
  11. Требовательность, критичность и самокритичность.
  12. Профессионализм, знание дела, образованность.
  13. Доброжелательность, гуманизм.

Назовем и некоторые негативные факторы: высокомерие, нерешительность, равнодушие, непостоянство, импульсивность, чрезмерные склонность к спорам или стремление к одобрению окружающих и саморекламе.

Все личностные качества следует учитывать системно. Суть этого подхода:

  • берем целое — СУ (руководитель, работник, личность и т.д.);
  • мысленно раскладываем его на эти элементы (анализ, применение методов личного наблюдения, экспертных оценок (аттестации), тестирования, оценки результатов работы и т.д.);
  • оцениваем каждый из них (удельный вес, значимость для конкретной работы, возможность развития, совершенствования и т.д.);
  • интегрируем показатели (синтез) и принимаем необходимое решение.

Этот подход универсален и продуктивен для самоанализа и самоменеджмента.

Реализацию такого подхода можно показать на примере аттестационных документов одного из предприятий

Следует обратить внимание на характер и разнообразие вопросов

Субъект управления

Прежде чем начать рассмотрение образа руководителя — субъекта управления, дадим несколько определений. Они, как правило, содержат информацию, которая даст пищу дальнейшим рассуждениям.

Субъект управления (далее — СУ) — это физическое или юридическое лицо, обладающее полномочиями (ответственностью) и осуществляющее свою деятельность (воздействие на объект) по достижению поставленной цели.

Рассмотрим ряд других определений этого термина.

  1. Субъект — 1) человек как носитель каких-либо свойств; 2) действующий самостоятельно, прикладывающий к чему-либо свое воздействие.

СУ — управляющая подсистема, звено, элемент в системе управления, воздействующий на другие элементы.

СУ в зависимости от целей исследования может рассматриваться как объект управления для вышестоящего звена иерархии <1>.

<1> Новый экономический и юридический словарь. М.: Институт новой экономики, 2003. С. 873 — 874.

  1. Субъект (от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе) — носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленный на объект <2>.

<2> Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1985. С. 1278.

  1. Субъект социальный (от лат. subjectus — находящийся внизу, лежащий в основании) — познающий и действующий человек, противостоящий внешнему миру как объекту <3>. Именно на это определение мы будем опираться в данной статье.

<3> Социологическая энциклопедия. Т. 2. М.: Мысль, 2003. С. 611.

Анализ определений позволяет выделить ключевые слова для данного понятия: «носитель свойств», «действующий самостоятельно», «находящийся в основе», «носитель предметно-практической деятельности и познания», «источник активности», «познающий и действующий». Вот эти качества и следует рассмотреть.

Социальный механизм формирования и реализации управления может быть выражен через единичную цепь взаимосвязанных общественных явлений: «Потребности — Интересы — Цели — Решения — Действия — Результаты».

Она раскрывает в определенном социальном аспекте звенья, посредством которых осуществляется участие управляющей (субъект) и управляемой (объект) подсистем в формировании и организации управления.

Субъект влияет на управление посредством выдвижения своих: потребностей — интересов — целей — решений, которые выступают фактором содержания управления.

Объект принимает на себя управляющее воздействие СУ и выражает себя в действиях — результатах.

Сущность СУ (власть), его природа, характер, целевое назначение и структура, другие качества и проявления определяют особенности соответствующего вида социального управления, придают ему определенные свойства и параметры, то есть фактически устанавливают его. СУ является источником и механизмом управляющих воздействий, определяющих их характер и форму.

Таким образом, в системе управления центральное звено — субъект управления: он выявляет общественные потребности; соотносит их с наличными возможностями; принимает решение; доводит его до исполнителей; контролирует результат управляющего воздействия; корректирует механизм управления (при необходимости).

Портрет руководителя

Планирование и
принятие решений

Финансовое
планирование/ анализ
:
сбор, анализ и эффективное использование
финансовых данных; правильные выводы
из анализа финансовой информации;
применение финансовых и/ или бухгалтерских
принципов при составлении и решении
проблем; подготовка реалистических
бюджетов для решения задач организации.

Стратегическое
мышление
:
анализ развития ситуации в долгосрочной
перспективе с учетом всех действующих
факторов; определение потенциального
воздействия внешних сил на деятельность
организации, как например: нововведений
в промышленной отрасли, конкуренции,
изменений законодательства, тенденций
развития международных отношений и
технологического прогресса; формулировка
и оценка альтернатив развития.

Организация

Распределение/
контроль ресурсов
:
обеспечение сотрудников ресурсами и
полномочиями, необходимыми для достижения
намеченных целей; установление минимально
необходимого контроля; контроль за
достигнутыми результатами, сравнение
их с планом.

Организованность/
рациональное использование времени
:
определение личных приоритетов и целей,
соответствующих задачам организации;
разумное распределение рабочего времени;
продуктивная работа с документами и
эффективное решение административных
вопросов; оптимальная обработка
информации, выделение важных моментов
без излишней детализации; способность
работать с большой нагрузкой.

Коммуникация

Внимание:
умение «слушать и слышать» сообщения
и воспринимать информацию. Выступления:
подготовка и проведение заранее
подготовленных или спонтанных выступлений,
соответствующих аудитории и теме и
обеспечивающих достижение желаемых
результатов

Выступления:
подготовка и проведение заранее
подготовленных или спонтанных выступлений,
соответствующих аудитории и теме и
обеспечивающих достижение желаемых
результатов.

Развитие
подчиненных

Развитие
сотрудников
:
развитие соответствующих навыков и
умений у сотрудников в соответствии с
определенными профессиональными
потребностями; постановка сложных
профессиональных задач; создание
ситуаций, способствующих развитию
качеств наставника по отношению к другим
сотрудникам, предоставление сотрудникам
возможности принимать на себя большую
ответственность.

Мотивирование:
создание обстановки, стимулирующей
людей на достижения и развитие собственных
способностей; поощрение в сотрудниках
энергичности, энтузиазма, преданности,
доверия и стремления к совершенству.

Внешние контакты

Управление
деловыми взаимоотношениями
:
развитие и поддержание конструктивных
отношений с клиентами, поставщиками,
общественными и правительственными
представителями; проявление особого
внимания к клиенту, пунктуальность при
поставке продукции и оказании услуг.

Представительство
компании:

представление компании в отношениях с
внешними организациями: правительственными,
политическими, общественными или
промышленными группами; постоянная
забота о репутации компании.

Навыки общения

Общение:
способность эффективно взаимодействовать
с окружающими: способность добиваться
поддержки на любом организационном
уровне.

Управление
конфликтами
:
умение разобраться во множестве точек
зрения, контроль за стрессовыми и
кризисными ситуациями; умение разрешать
конфликты и разногласия.

Лидерство

Качество:
постоянное проявление и поощрение
внимания к качеству работы на всех
уровнях как внутри организации, так и
за ее пределами; критическое отношение
к результатам ниже отличных.

Достижение
результатов
:
достижение поставленных целей; принятие
системы ответственности за результаты
и выполнение работы с чувством
ответственности за производительность
труда.

Управление
переменами
.

Способность
адаптироваться
:
эффективная работа в различных условиях,
при выполнении различных заданий и
различных степенях ответственности;
умение правильно и уверенно решать
профессиональные задачи в условиях
перемен, неизвестности, неблагоприятной
ситуации или при любой другой напряженной
обстановке; проявление необходимой
гибкости для осуществления изменений.

Риск:
умение проводить анализ и выбирать курс
действий, содержащий определенную
степень риска в интересах компании.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий