Основные функции и полномочия налоговых органов

Налоговое администрирование

Налоговое администрирование – это процесс управления налоговым производством, реализуемый налоговыми и иными органами (налоговыми администрациями), обладающими определенными властными полномочиями в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов.

Предмет налогового администрирования — налоговое производство.

Объект налогового администрирования — про­цесс управления налоговым производством.

Субъекты налогового администрирования — налоговые и иные органы (налоговые админист­рации).

Налоговые администрации — это государственные налоговые и иные органы, которым на законо­дательной основе предоставлены определенные властные (административные) полномочия в отноше­нии налогоплательщиков и плательщиков сборов.

    • с органами местного самоуправления;
    • с государственными внебюджетными фондами

Какие госорганы входят

Система налоговых органов РФ включает в себя, согласно :

  • федеральный госорган исполнительной власти, уполномоченный, в соответствии с законодательством, осуществлять контроль в сфере налогообложения и уплаты страховых взносов;
  • территориальные подразделения и отделы.

На основании этого Положения и практики его применения можно выделить следующие уровни иерархии в структуре налоговых органов:

  • федеральный — непосредственно ФНС РФ;
  • региональный — управления ФНС по субъектам РФ, межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, федеральным округам, централизованной обработке данных, ценообразованию для целей налогообложения, камеральному контролю;
  • местный — инспекции по районам в городах, районам, городам без районного деления, ИФНС межрайонного уровня.

В самой ФНС выделяют руководство, центральный аппарат и его структурные подразделения. Как на местах, так и в центральном аппарате также существует деление на отделы. Персонал состоит из:

  • должностных лиц (начальники, инспекторы, специалисты);
  • оперативного состава (сотрудники бухгалтерии, юридического отдела, кадровой службы и т. д.);
  • вспомогательного состава (делопроизводители, водители, секретари и т. д.).

Неправомерные действия и злоупотребления

В Постановлении КС РФ от 16.07.2004 № 14-П сформулирован запрет на неправомерные действия, превышающие полномочия. В этом документе сказано, что если при проведении мероприятий контроля налоговые инспекторы руководствуются принципами, противоречащими правопорядку, то их действия превращаются в инструмент противодействия свободе предпринимательства.

Неправомерными признаются:

  • превышение полномочий должностными лицами, представляющими налоговые органы;
  • процедурные нарушения при сборе доказательств;
  • использование полномочий в целях, противоречащих закону и интересам граждан.

Неисполнение должностным лицом налоговых органов должностных инструкций влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом (ст. 22 НК РФ п. 2). Ответственность закреплена в ст. 330 УК РФ «Самоуправство». Если в действиях должностного лица будут обнаружены признаки личной корыстной заинтересованности, то его могут привлечь к ответственности по статье 285 УК РФ.

Полномочия, функции

Основная функция всей службы — контроль за соблюдением закона в сфере налогообложения. Если конкретнее, то контроль за:

  • правильностью подсчета обязательных сборов и налогов, в том числе, в настоящий момент, страховых взносов;
  • полнотой и своевременностью их внесения в бюджет соответствующего уровня.

Расширенный перечень можно найти в разделе 2 указанного Положения.

В целях выполнения этих функций данные госорганы наделены определенными правами. Полномочия налоговых органов в общем виде (полностью указаны в ) таковы:

  • проверка и истребование от налогоплательщиков документов по предусмотренным законом формам отчетности и предоставления информации;
  • проведение проверок с привлечением специалистов, истребованием и выемкой необходимых документов и т. д.;
  • вызов налогоплательщиков для дачи пояснений;
  • приостановление операций в банках и наложение ареста на имущество в установленном порядке;
  • осмотр объектов, используемых для извлечения доходов;
  • выставление требований об устранении нарушений законодательства;
  • взыскание недоимок;
  • заявление ходатайства об аннулировании лицензий.

В соответствии со , полномочиями налоговых органов обладают также таможенные госорганы при перемещении товаров через границу Таможенного союза в части взимания налогов в соответствии с законодательством Таможенного союза и действующим законодательством РФ.

Права

Полномочия ФНС — права работников налогового органа, которые утверждены на законодательном уровне. Если брать последние годы, возможности инспекторов действительно были расширены, что повышает давление на руководителей компаний, ИП и бухгалтеров в процессе проверки. Главным недостатком взаимного сотрудничества является отсутствие доверия между налоговиками и представителями бизнеса. Но виной тому — не завышенные полномочия налоговых органов, а неумение предпринимателей защищать себя и незнание возможностей ФНС.

К правам сотрудникам налоговой службы можно отнести:

  • Проверка бумаг, применяемых при исчислении и последующем перечислении налоговых и других обязательных выплат.
  • Получение документов и справок, фиксирующих принципы работ компании или ИП, и применяемые для совершения налоговых платежей.
  • Проверка корректности применения ККТ, правильности прохождения процедуры регистрации и использования при проведении наличных вычислений с применением пластиковых карточек. При выявлении нарушений полномочия ФНС позволяют штрафовать нарушителя.
  • Осуществлять проверки налоговой отчетности.
  • Требовать от директоров компаний, а также ИП или граждан вносить правки в документацию и своевременно производить необходимые платежи.
  • Вычислять размер налога, подлежащего погашению, вручную. Такие полномочия налоговых органов актуальны в том случае, когда налогоплательщик закрыл доступ работников ФНС к помещениям и не представляет необходимые бумаги в течение 2-х и более месяцев.
  • Опрашивать в качестве свидетелей лиц, обладающих интересующей информацией (без которой не обойтись при проверке налогоплательщика). Часто при таких проверках привлекаются переводчики и эксперты.

Кроме уже перечисленных полномочий налоговой службы, стоит выделить следующие:

  • Взыскать пени или штрафы, начисленные налогоплательщику за нарушение законодательства.
  • Организовывать заседания о запрете на ведение трудовой деятельности (при выявлении грубых нарушений).
  • Истребовать бумаги, свидетельствующие о снижении или сокрытии дохода.
  • Передавать в судебную инстанцию иски, касающиеся ликвидации компании, прекращения ее работы или признания проведенных операций недействительными. Кроме того, полномочия налоговой службы позволяют ей взыскать приобретенное в результате незаконных действий имущество.
  • Оформлять в компаниях налоговые посты, предназначенные для своевременной выплаты налогов и контроля за этим процессов. Такая процедура актуальна для организаций, имеющих 3-х месячную задолженность и более.

Налоговые органы

Система налоговых органов

Система налоговых органов состоит из трех уровней:

  • первый уровень – Федеральная налоговая служба РФ;
  • второй уровень – региональные и межрегиональные налоговые инспекции;
  • третий уровень – территориальные налоговые инспекции.

Федеральная налоговая служба РФ

Во главе системы налоговых органов стоит Федеральная налоговая служба РФ (ФНС РФ).

До сентября 2004 года ФНС РФ называлась Министерством РФ по налогам и сборам

Региональные и межрегиональные налоговые органы

Федеральной налоговой службе подчиняются региональные управления ФНС (УФНС) и межрегиональные инспекции ФНС (межрегиональные ИФНС).

Региональных управлений должно быть столько же, сколько субъектов в Российской Федерации. Но некоторые регионы сейчас объединяются. Одновременно происходит и преобразование управлений ФНС.

В числе межрегиональных восемь инспекций, курирующих восемь федеральных округов:

  1. Центральный (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области; г. Москва) – центр в Москве;
  2. Северо-Западный (Республика Карелия, Республика Коми; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; г. Санкт-Петербург; Ненецкий автономный округ) – центр в Санкт-Петербурге;
  3. Южный (Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Краснодарский край; Астраханская, Волгоградская и Ростовская области) – центр в Ростове-на-Дону;
  4. Приволжский (Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика – Чаваш республики; Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; Коми-Пермяцкий автономный округ) – центр в Нижнем Новгороде;
  5. Уральский (Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ) – центр в Екатеринбурге;
  6. Сибирский (Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия; Алтайский и Красноярский края; Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская области, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский и Эвенкийский автономные округа) – центр в Новосибирске;
  7. Дальневосточный (Республика Саха (Якутия); Камчатская область, Приморский и Хабаровский края; Амурская, Магаданская и Сахалинская области; Еврейская автономная область; Корякский и Чукотский автономные округа) – центр в Хабаровске;
  8. Северо-Кавказский (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская Республики, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край) – центр в Пятигорске.

Окружные ИФНС контролируют работу региональных управлений, но напрямую ими не руководят. Например, руководителя УФНС назначает и снимает министр, а не начальник межрегиональной инспекции.

Еще две межрегиональные инспекции – это специализированные инспекции:

  • по крупнейшим налогоплательщикам;
  • по централизованной обработке данных.

Территориальные налоговые органы

Региональным управлениям подчиняются территориальные инспекции ФНС (территориальные ИФНС). Это те инспекции, которые непосредственно работают с налогоплательщиками. Налоговые инспекции есть практически во всех городах и районах.

Если город крупный и разделен на районы, то в нем несколько инспекций – по одной на каждый район. Если город или район небольшой, то, наоборот, несколько таких городов или районов могут быть объединены под началом одной межрайонной инспекции.

Существуют также специализированные межрайонные инспекции. Они контролируют какой-то один вид налогоплательщиков. Например, в Москве есть межрайонные инспекции по контролю за иностранными организациями и по контролю за строительной сферой. Во многих регионах есть межрайонные инспекции по контролю за крупными налогоплательщиками.

Как устроена налоговая система России?

Эта статья написана по материалам электронной книги «Налоговая система России». Это и множество других зарекомендовавших себя изданий Вы найдете в нашем каталоге. Посмотреть каталог >>

>Налоговые органы

Полномочия налоговых органов

  1. требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
  2. проводить налоговые проверки;
  3. производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
  4. вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений;
  5. осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
  6. определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ;
  7. требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
  8. взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы;
  9. требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;
  10. привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
  11. вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
  12. предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления):
    • о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения;
    • о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций;
    • в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

Остальные полномочия (контролировать, разъяснять, информировать и т.д.) вытекают из задач и функций налоговых органов.

Полномочия ФНС

Обратите внимание! Полномочия органа складываются
на основании основного закона Российской Федерации – Конституции, указов и постановлений
президента и Правительства, федеральных законов, официальных международных соглашений, локальных
актах Министерства финансов.

Фундамент всей работы ФНС России – Постановление Правительства о создании службы.

ФНС может:

  1. Требовать от физических лиц и организаций
    полный спектр документов, доказывающих предоставление верной информации в налоговую службу.
  2. Вызывать граждан для решения возникших к ним вопросов со стороны налоговой службы.
  3. Проводить проверки по контролю за выполнением налогового законодательства.
  4. Привлекать граждан в качестве свидетелей в судах.
  5. Проводить осмотры частных помещений на предмет сокрытия документов, предметов собственности.
    Оценивать движимое и недвижимое имущество собственников.
  6. Определять размер налогов на основании категории населения налогоплательщика, оценки
    стоимости собственности, информации о его доходах и расходах и т.д.
  7. Приостанавливать действие банковских счетов, контролировать исполнение банками требований о
    подачи сведений о клиентах.
  8. Налагать арест на имущество нарушителей налогового законодательства, а также инициировать
    возбуждение уголовных и административных дел.

ФНС ведёт учётную деятельность по категориям:

  • Реестр юридических лиц.
  • Реестр налогоплательщиков – физических лиц.
  • Учёт физлиц – индивидуальных предпринимателей и фермеров.
  • Учёт организаторов лотерей.
  • Базы данных ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН.

Вопрос полномочий

На межрегиональном уровне сегодня существует семь инспекций межрегионального типа по наиболее крупным налогоплательщикам в следующих областях:

  • разведка, добыча, последующая переработка, транспортировка и продажа природного газа;
  • разведка, последующая добыча, переработка, доставка и продажа нефти, а также нефтепродуктов;
  • оборот и производство этилового спирта и табака, причем из всех известных в настоящее время видов сырья табачной, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
  • электроэнергетика, куда целесообразно включить производство, распределение, передачу и последующую реализацию тепловой и электрической энергии;
  • производство и продажа продуктов металлургической промышленности;
  • осуществление услуг связи;
  • осуществление транспортных услуг.

Полномочия налоговых органов — это не все: есть и обязательства

Важно понимать, что у инспекторов ФНС имеются не только права, позволяющие наказывать или принуждать к чему-либо налогоплательщика. Контролирующие органы имеют и ряд обязательств, которые должны неукоснительно выполняться:

  • Соблюдение закона в отношении сборов и налогов.
  • Проведение госрегистрации компаний и физлиц, ведение их учета и предоставление выписок.
  • Передача формы отчетности и разъяснение правил внесения данных. Возврат или зачет излишне выплаченных или стянутых налоговых платежей.
  • Соблюдение налоговой тайны.
  • Направление информации в следственные органы (при выявлении признаков преступления).
  • Передача налогоплательщику акта ФНС, решений по проверке, а также уведомлений или требований о необходимости выплаты налога.
  • Прочие обязательства.

Налоговые льготы физическим лицам

В НК РФ обозначено, каким физическим лицам предоставляются налоговые льготы, а также представлена их подробная классификация. Для физических лиц — граждан РФ доступны следующие налоговые льготы:

  • стандартные налоговые вычеты;
  • социальные налоговые вычеты;
  • имущественные вычеты;
  • инвестиционный вычет;
  • профессиональный вычет.

Стандартные налоговые вычеты снижают налог на доходы физических лиц. Размер данного вычета зависит от категории, к которой относится физическое лицо, а для родителей и опекунов от количества детей в семье. Для оформления вычета, в данном случае, необходимо обратиться непосредственно к работодателю или в местное отделение налоговой инспекции. В ИФНС вместе с отчетом за прошедший год требуется написать заявление на получение определенной налоговой льготы, при этом, представив документы, которые подтверждают право на ее присвоение.

Социальные налоговые вычеты предоставляются для погашения расходов, понесенных на социальные нужды. К таким льготам относится льгота на получение образования, которая предоставляется родителям или лицам их заменяющих, дети которых до $24$ лет получают образование, или лицам, которые обучаются сами. Размер такого вычета соответствует сумме, непосредственно потраченной на обучение, но не превышает 50000 рублей. Льгота на медицинское обслуживание также относится к социальным вычетам. На данный вид льгот могут претендовать практически все граждане РФ.

Имущественные налоговые вычеты являются наиболее распространенными среди россиян. Право на данную льготу имеют граждане РФ, купившие или построившие жилье на территории России. Размер подобных выплат рассчитывается как $13\%$ от цены жилья на момент его покупки или $13\%$ процентов от суммы ипотечного кредита. При этом выплаты не могут превышать $390000$ рублей.

Кроме вычетов общегосударственного уровня существуют еще региональные налоговые льготы, действующие только в отдельных районах России. К наиболее распространенным из них относятся:

  • льготы на земельный налог, распространяющиеся на инвалидов $I$ и $II$ группы, а также инвалидов детства, на лиц, которым присвоено звание Героев социалистического труда, героев России, кавалера ордена Славы, на ветеранов, инвалидов ВОВ и на чернобыльцев.
  • льготы по уплате транспортного налога, которые предоставляются пенсионерам, ветеранам, инвалидам ВОВ, участникам различных боевых действий, Героям Советского Союза, России, Соц. Труда, инвалидам $I$, $II$ групп и чернобыльцам, чьи машины обладают мощностью двигателя до $150$ лошадиных сил.

Замечание 2

Существуют определенные отличия по реализации программ льготного налогообложения в разных регионах России

В Москве большее внимание уделяется налоговым льготам по налогу на прибыль, в Санкт-Петербурге много внимания уделяется инвестиционным налоговым вычетам с целью привлечь дополнительные инвестиции в развитие города

Полномочия налоговых органов

Налоговые органы обладают широкими полномочиями. Инспекторы могут:

  • проверять документацию на бумажных и электронных носителях, связанную с начислением и внесением налоговых платежей;
  • контролировать порядок использования контрольно-кассовой техники при проведении расчетов платежными картами или наличными;
  • получать различные документы, связанные с хозяйственной деятельностью компании или предпринимателя;
  • назначать и осуществлять налоговые проверки – выездные и камеральные;
  • проводить встречные проверки, то есть, требовать документы у лиц, с которыми связан налогоплательщик, относительно которого назначена проверка;
  • привлекать для проведения проверок понятых, экспертов и переводчиков;
  • осматривать территорию предприятия и помещения, в которых могут находиться документы;
  • изымать бухгалтерскую документацию при условии, что есть угроза ее уничтожения или внесения корректировок в бумаги;
  • изымать документацию, связанную с сокрытием дополнительных источников дохода, подлежащих налогообложению;
  • начислять налоги расчетным путем, если налогоплательщик не ведет учет, ведет его с серьезными нарушениями либо более двух месяцев не предоставляет документацию, необходимую для начисления налогов;
  • требовать у предпринимателей, владельцев и руководства предприятием выполнения требований Налогового кодекса и устранять выявленные нарушения;
  • накладывать арест на счета налогоплательщика;
  • накладывать ограничения на налогоплательщика на право распоряжаться своим имуществом;
  • вызывать руководство компании или граждан для дачи пояснений по вопросам налогообложения;
  • опрашивать в качестве свидетелей граждан, располагающих информацией, необходимой для контроля начисления и уплаты налогов налогоплательщиком;
  • начислять штрафы и пени при выявлении нарушений;
  • выносить решения о привлечении к ответственности за нарушения в сфере начисления налогов.

Налоговые органы имеют право предъявлять иски в арбитражный суд по таким поводам:

  • ликвидация предприятий;
  • признание регистрации предприятий недействительной;
  • признание совершенных коммерческих операций недействительными;
  • взыскание необоснованно полученных доходов.

При осуществлении своих полномочий налоговые органы обязаны строго соблюдать законодательство о налогах и сборах. В круг обязанностей инспекторов входят проведение разъяснительной работы и бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих нормах и их изменениях, а также предоставление форм отчетности и консультирование по их заполнению.

Что делать, если налоговые органы превышают свои полномочия

Если при проведении проверки и иной профессиональной деятельности инспектор нарушает границы закона, то предприниматель или представители компании могут защитить свои права. С нарушениями закона необходимо бороться – помочь в этом сможет грамотная юридическая консультация.

Действия и решения, выходящие за рамки закона, могут быть обжалованы в вышестоящей инстанции или в суде. Шансы выиграть дело намного выше, если воспользоваться юридической помощью. Своевременное обращение к юристу – основной фактор успешного завершения дела.

Незаконные действия фиксируются в процессе проверки, поэтому рекомендуется вызывать юриста перед ее началом. Налоговые инспекторы, работающие под контролем адвоката, будут вести себя осмотрительнее.

Приступить к проверке инспекторы могут только после предъявления постановления и служебных удостоверений (ст. 91 НК РФ). Предъявление только удостоверений не является основанием для проведения проверки.

В постановлении о проведении проверки должна быть указана ее цель и обозначен круг вопросов, подлежащих контролю. Если проверка назначена по НДС, то проверяющие не имеют права требовать доступа к документам, не связанным с этим налогом.

Инспекторы не могут проводить осмотр помещений, которые не имеют отношения к хозяйственной деятельности налогоплательщика. А выемка документов производится только в присутствии незаинтересованных понятых.

Инструкция “Как вести себя при обыске” от наших адвокатов

Доказательства, которые инспекторы в ходе проверки получили с нарушением норм, не могут быть представлены в суде. Чем больше процедурных ошибок допустит инспектор во время проверки, тем выше будут шансы опровергнуть ее результаты. Присутствие юриста во время работы инспекторов поможет грамотно зафиксировать допущенные нарушения.

Если проверка уже прошла, но налогоплательщик считает, что были допущены нарушения, то ему следует:

  • записать должности и фамилии инспекторов, проводивших проверку;
  • потребовать предоставить копию постановления;
  • требовать письменных пояснений по всем проводимым мероприятиям.

Далее предпринимателю потребуются услуги адвоката. Необходимо составить жалобу с подробным перечислением всех нарушений и требованием пересмотра решения. Жалоба направляется в вышестоящий налоговый орган. Если будет получен отказ, то составляется исковое заявление в суд.

Главным аргументом в противодействии превышению служебных полномочий налоговыми органами является подготовленность и осведомленность. Необходимо знать правила проведения проверок и ознакомить с ними своих сотрудников. Желательно иметь под рукой номер адвоката, к которому можно обратиться за юридической помощью.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий