Правила перевозки пассажиров в автобусах

Обязательные требования при перевозке пассажиров на междугородних маршрутах

  • количество пассажиров в автобусе не должно быть большим, чем число мест для сидения (перевозка пассажиров стоя на междугородних линиях категорически запрещена);
  • места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности (э категорически запрещена);
  • наличие подголовников сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации;
  • багаж пассажиров (за исключением ручная клади), если в наличии есть отсеки багажа, размещается в этих отсеках;
  • на маршрутах движения, которые имеют протяженность более 500 км, обязательно присутствие 2-х водителей;
  • запрещено отклоняться от фиксированных маршрутов движения, делать остановки, не предусмотренные графиком;
  • запрещено превышение скорости, установленной режимом движения общественного транспорта;
  • посадка и высадка пассажиров должна производиться только после выполнения полной остановки транспорта;
  • начинать движение водитель имеет право только при закрытых дверях, открывать двери до полной остановки автобуса запрещено.

В автобусах на междугородних линиях должны быть указаны:

  • номера мест;
  • указатели аварийных выходов и правила пользования этими выходами;
  • свод правил для пассажиров о пользовании транспортным средством.

Уважаемые пассажиры! Знайте, что Ваша безопасность зависит и от Вас. Строго соблюдайте правила пользования общественным транспортом.

Особенности перевозок автобусом

Прежде всего, безопасность. Поэтому водитель и должен быть стрессоустойчив, внимателен, иметь высокую степень профессионализма и мастерства.

Количество мест должно соответствовать предполагаемому числу перевозимых людей с учетом обустроенных стоячих мест.

Автобус должен быть оснащен:

  • пожарным оборудованием;
  • медицинскими препаратами для оказания первой помощи в аварийной ситуации;
  • треугольником знака остановки на случай аварии;
  • обеспечивающими безопасность ремнями;
  • противоскользящим покрытием пола.

По городу

Автобус, осуществляющий деятельность в черте города, должен обязательно:

  • следовать по оформленному расписанию, согласованному с администрацией города;
  • соблюдать остановки, персонал должен озвучивать их;
  • в них допускается стоячее положение пассажиров, если внутреннее устройство позволяет проехать стоя в должной мере безопасно (автобус оснащен поручнями, держателями);
  • отклонений от маршрута по городу быть не может.

Пригородным

Автобус, осуществляющий пассажирскую перевозку в пригородные районы, должен обязательно:

  • следовать по расписанию, согласованному с администрацией города;
  • стоячее положение в них также допускается на тех же условиях, что и в автобусах с городскими маршрутами.

Заказным и регулярным

Перевозка осуществляется на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (ст. 29 Федерального закона 259-ФЗ). Маршрут, а также объем и качество ручной клади и багажа прописываются в нем.

На борту транспорта обязательно размещение таблички «Заказной».

Дополнительное условие по обязательным документам к предъявлению водителем в случае остановки и их проверки – наличие тендерной бумаги в рамках утвержденного маршрута.

Экскурсионным

В автобусах, осуществляющих перевозку по таким маршрутам, также должны быть документы по тендеру. Маршруты и схемы должны согласовываться с техническими возможностями транспортного средства и учитывать необходимый режим труда и отдыха водителя.

Автобус должен также соответствовать трассе и климату местности. Отклонение от маршрута и остановки по требованию недопустимы.

Поездки осуществляются исключительно в светлое время суток. На непригодных для безопасной перевозки участках движение прекращается. Если путь дальний, водителей должно быть два.

Служебным

Служебные поездки осуществляются с целью выполнения работниками организации их непосредственных должностных обязанностей. Перевозимые люди в служебном транспорте не имеют статус пассажиров, подобные правам в отношениях договора по оказанию услуг по перевозке.

Так могут доставляться сотрудники к рабочему месту, служащие органов управления в сторонние организации в целях исполнения своей деятельности (юриста – в суд, бухгалтера – в банк и пр.). За такие перевозки плата с них не взимается.

Вахтовым

Перевозить население вахтовым методом можно только по количеству сидячих мест. Транспорт должен быть укомплектован пожарным оборудованием, медицинской аптечкой для оказания первой помощи.

Особые требования предъявляются и к водителям транспорта. Вахтовые перевозки осуществляют доставку работников предприятия в труднодоступные места. Зачастую трасса пересечена участками бездорожья, и прочими экстремальными условиями. Поэтому шофер должен иметь опыт, квалификацию и большой водительский стаж.

Между городами

В автобусах, осуществляющих междугороднюю поездку:

  • стоячее положение допускается, если расстояние между пунктами отправления и назначения не превышает 70 км;
  • отклонение от маршрута допускается только по согласованию с организацией работодателя;
  • багаж должен располагаться в строго отведенных для него местах (над сиденьями и в багажном отделении);
  • при длительности маршрута более 500 км рейс должен осуществляться двумя водителями.

Между странами

При осуществлении перевозки международного сообщения в число обязательных документов к предъявлению при остановке и их проверке входят:

  • полис «Зеленая карта»;
  • международный договор (чаще всего копия) по автострахованию страны посещения;
  • документация по тендеру.

Также существует дополнительное обязательное требование к оснащению автобусов на международные рейсы:

  • должна присутствовать туалетная комната,
  • рейсы осуществляются двумя водителями.

В зимнее время

Дополнительными требованиями к оснащению автобуса, осуществляющего перевозку людей, являются:

  • исправность печного оборудования, способного обеспечить полную видимость следования из салона автобуса;
  • обязательная замена шин на зимнюю модификацию.

Правила оборудования транспортного средства

При каком условии разрешается перевозка людей в кузовах грузовых автомобилей? Согласно пункту 4 Основных положений ПДД, перевозка пассажиров допускается только в специально оборудованном кузове.

Кузов грузовика должен соответствовать следующим требованиям:

  • в кузове устанавливаются прочно зафиксированные сиденья или скамейки, на высоте 30-50 см от пола;
  • высота бортовой платформы должна составлять не менее 30 см, от уровня сидений;
  • на сиденьях, расположенных вдоль заднего и боковых бортов, устанавливаются прочные спинки;
  • расстояние между сиденьями составляет от 60 см;
  • кузов грузового автомобиля оборудуется тентом;
  • под тентом устанавливается освещение;
  • оборудуется кнопка связи с водителем или звуковая сигнализация.

Борта и сиденья должны быть гладкими, без выступающих острых деталей. Для посадки (высадки) людей, кузов оснащается лестницей, которая крепится со стороны заднего борта, с правой стороны относительно хода движения.

Бортовые запоры должны находиться в закрытом состоянии, и дополнительно фиксироваться, для предотвращения случайного открывания, во время движения.

Обязательным требованием является наличие в кузове огнетушителя (емкостью от 2 л) и аптечки первой помощи.

Классификация

Классификация автобусных перевозок может осуществляться по нескольким характеристикам.

В первую очередь, транспортные средства можно разделить исходя из количества пассажиров:

  1. Особо малые («Газель») — до 15 пассажиров.

  2. Малые («ПАЗ-32054») — до 30.

  3. Средние («ЛАЗ-695Н») — до 60.

  4. Большие («Mercedes-О405») – до 100.

  5. Особо большие («ЛиаЗ-6213») – до 150.

Помимо этого следует обратить внимание на принадлежность транспортного средства Министерству транспорта РФ или муниципалитету, ведомственным органам или частным лицам, как физическим, так и юридическим. В случае, если автобус используется в личных целях, дополнительная регистрация не требуется, так же как и лицензия

Однако, перевозить пассажиров с целью получения финансовой выгоды в данном случае запрещено

В случае, если автобус используется в личных целях, дополнительная регистрация не требуется, так же как и лицензия. Однако, перевозить пассажиров с целью получения финансовой выгоды в данном случае запрещено.

Анализ пассажирских перевозок позволяет разделить на следующие категории:

  1. Регулярные городские. Здесь преимущественно используются автобусы малых и средних размеров, следующих по определённому маршруту. Отмечается большая интенсивность пассажиропотока, небольшие интервалы движения и частые остановки.
  2. Пригородные рейсы. Предназначены для осуществления транспортной связи населения пригородных районов, сёл и дачных массивов. Отличие заключается в меньшем пассажиропотоке, увеличивающемся с наступлением весенне-летнего периода. Движение осуществляется по утверждённому расписанию.
  3. Междугородные перевозки организуются при необходимости преодолеть расстояние более 50 км. Среди общего количества рейсов можно выделить внутриобластные и межреспубликанские маршруты.
  4. Международные рейсы происходят с пересечением государственных границ двух или нескольких стран.

В зависимости от назначения можно представить ещё одну классификацию:

  1. Школьные – автобусы, предназначенные для перевозки детей. К данному виду транспорта применяются особые условия, регулирующиеся законодательством.
  2. Регулярные – рейсы, осуществляющиеся согласно утверждённому графику в котором прописан маршрут и остановки.
  3. Служебные – предназначение этой категории заключается в доставке рабочих и служащих одного предприятия от места проживания на работу и обратно.
  4. Экскурсионные поездки связываются с обслуживанием организованных и неорганизованных групп населения с целью ознакомления с достопримечательностями.
  5. Туристические рейсы могут выполняться как ведомственным (служебным) транспортом, так и общественным, применяющимся в другое время на определённом маршруте.

Регламент основных положений для поездок различного характера

Спектр предоставляемых услуг довольно широк. Поэтому стоит обсудить основные требования для осуществления перевозок разного типа.

Перевозка несовершеннолетних пассажиров

Сначала обратим внимание на требования в последней редакции к перевозчику при обслуживании несовершеннолетних граждан:

  • У предоставленного транспорта с года его выпуска не должно пройти больше 10 лет. На автобусе, а, точнее, на стеклах, крепятся знаки в виде квадрата с красной обводкой, обозначающие транспортировку детей.
  • Для преодоления больших расстояний используется автотранспорт с повышенным комфортом.
  • При заказе более двух ТС требуется дополнительное авто в качестве сопровождения.
  • До совершения рейса документы вместе со списками несовершеннолетних подаются в отделение ГИБДД для согласования.
  • Имеют место ограничения для езды в ночное время. После 23:00 ч. разрешается только подвоз детей до вокзала для пересадки на иной транспорт либо для встречного приезда и дальнейшей доставки детей до конечного пункта. Другие варианты ночной езды предполагают преодоление расстояния до 50 км. с последующей остановкой.
  • Закон о перевозке несовершеннолетних пассажиров запрещает водить автобус одному шоферу более 8 часов. При длительных рейсах необходимо управлять двум водителям попеременно, максимум по 8 часов каждому.
  • Долгосрочный маршрут более 12 часов требует наличие медицинского работника.
  • Максимальная скорость движения не должна превышать 60 км/ч. Покидать ТС шаферу и остальным взрослым сопровождающим строго возбраняется. Приоритет езды выпадает на световой день.

Водитель заблаговременно проходит инструктаж о правилах детских перевозок. Водительский стаж не может быть менее 3 лет.

Городской транспорт

Езда в городской черте регламентирует передвижение общественного транспорта в пределах города и пригородных сообщений до 40 км. Распространяется одна тарифная ставка, в перерасчете может происходить небольшая разница.

Покупка билетов происходит во время остановок транспортного средства для посадки и высадки граждан посредством:

  • контрольно-пропускной системы;
  • компостеров;
  • кондукторов.

На уличных остановках вывешивается расписание или номера автобусных маршрутов.

Междугородние и пригородные перевозки

Междугородние сообщения совершаются, когда от начального до конечного пунктов расстояние измеряется от нескольких десятков до нескольких тысяч километров. Рейс берет начало на автостанции перевозчика и заканчивается на конечной точке маршрута.

Автобусы подаются с повышенным комфортом. Они снабжены удобными раскладывающимися креслами, вентиляцией и остальными благами цивилизованного общества.

Пригородные сообщения имеют расписание рейсов в зависимости от времени года. Такие вопросы решаются на местном уровне. Введено правило о наличии тахометра для жизнедеятельности водителей. Теперь начиная с 1 июня 2018 года, тахометр должен быть установлен и на мини-автобусах кат. «В» с пассажирскими местами от 8 шт. и более.

Экскурсии

Для экскурсий составляется договор фрахтования, где прописываются правила поездки. Группа участников экскурсии обозначена в списке, который передается экскурсоводу. Максимальная продолжительность экскурсии с указанным маршрутом возможна с 06:00 до 22:00 часов. Договор оформляется после получения заявки.

Вахтовые сообщения

Вахтовые сообщения происходят в случае извоза работников от дома до предприятия или организации, а также обратно. Пример тому детский автобус, доставляемый ребят до детского учреждения и обратно. Пользуется спросом в поселковых зонах и удаленных работающих предприятиях. Конструкция и дополнительные усовершенствования присущи рабочему автотранспорту, направленному на извоз работников определенной профессии.

Зимний период имеет свои индивидуальные особенности при отправлении транспортных средств. Неисправность отопления должна быть устранена. В противном случае рейсы не могут совершаться. С выпадением снега и наступлением минусовой температуры воздуха средства для перевозки пассажиров «переобувают» в зимние шины. На ТС устанавливается знак «Ш» во избежание штрафа в соответствии с законодательством России.

Служебный транспорт

Служебный транспорт выкупается организациями для транспортировки своих сотрудников. Руководство использует его в случаях, когда необходимо:

  • провести корпоратив;
  • доставить сотрудников на рабочее место и отвезти обратно;
  • отправить работников в командировку;
  • иные нужды.

Однако пользоваться служебным автобусом важно в согласии с общими эксплуатационными требованиями проезда пассажиров

Особенности перевозок

Автомобильный транспорт

Согласно постановлению Правительства РФ, водителю предписывается начинать движение лишь после того, как он удостоверится, что условия безопасности для пассажиров полностью обеспечены. В частности, «стартовать» можно только с закрытыми дверями, а высаживать и «брать на борт» пассажиров разрешается лишь в состоянии полного покоя транспортного средства.

Другим обязательным условием является соблюдение предельно допустимого количества людей, предписанного для данного вида транспорта – в соответствии с Правилами дорожного движения.

Особое внимание уделяется организации перевозок малолетних пассажиров, которые регламентируются отдельными фрахтовыми договорами на основании «Правил…», утвержденных Правительством 17 декабря 2013 года. Они, среди прочего, предусматривают:

  • наличие на автобусах (микроавтобусах) специальных опознавательных знаков;
  • обязательный допуск к управлению транспортом только при наличии соответствующего беспрерывного водительского стажа согласно указанным выше «Правилам»;
  • запрет на перевозку детей в возрасте менее 7 лет, если намеченное время в маршруте следования превышает четыре часа;
  • обязательное присутствие в автобусе сопровождающих совершеннолетних лиц.

Авиационный транспорт

В компетенцию перевозчика помимо обеспечения перелетов входят также:

  • регистрация вылетающих пассажиров, включая транзитных;
  • перевозка из аэровокзального комплекса к воздушному борту и обратный процесс;
  • манипуляции с багажом: погрузка, выгрузка, доставка.

Правила предусматривают также:

  • предоставление пакета услуг на борту самолета (он может отличаться у разных перевозчиков);
  • информирование вылетающих об особенностях полета и соблюдении мер безопасности на воздушном лайнере;
  • раздачу бортового питания и прохладительных напитков;
  • обеспечение неотложной медпомощи.

Отдельными пунктами определяются условия перевозок лиц, не достигших совершеннолетия, «трансфертников», авиапассажиров с ограниченными возможностями.

Железнодорожный транспорт

Аналогичные задачи стоят перед железнодорожниками. В первую очередь необходимо обеспечить безопасность, своевременную доставку в пункт назначения в полном соответствии с тарифами.

Кроме того, законодательство предписывает обеспечение одинакового доступа всех пассажиров к услугам, предоставляемым перевозчиком. Перевозку обеспечивают железнодорожные составы дальнего следования и пригородные электрички; пассажирские, скорые или скоростные поезда.

О любом изменении графика движения поездов пассажирам предоставляется соответствующая информация непосредственно на вокзале. Для этого используется громкая связь, также информация выводится на специальные мониторы электронных информационных стендов.

Водный транспорт

Морские и речные перевозки осуществляются девятью пароходствами Минморфлота РФ. Каждый пассажир имеет право на перевозку одного ребенка, не достигшего двухлетнего возраста без предоставления ему отдельного места. Детям до 12 лет предоставляются билеты по льготным тарифам, составляющим от половины до трех четвертей стоимости взрослого билета – в зависимости от категории каюты.

Для бесплатной перевозки каютного багажа установлены определенные нормы. Соответствующими нормативными актами регулируется также порядок расторжения договора о перевозке с учетом, в том числе, форс-мажорных обстоятельств.

Нужна ли лицензия

Лицензия – это официальное разрешение, документ, подтверждающий перевозку физическими и юридическими лицами для внутренних и международных рейсов.

Ее наличие позволяет обеспечить безопасность пассажиров, профессиональную пригодность водителей и соответствие требованиям ТС. Выдается под личный транспорт или арендуемый сроком на 5 лет.

Документ не нужен тем предприятиям, которые:

  • выполняют нерегулярные пассажирские перевозки в целях собственных нужд (для доставки работников);
  • имеют количество сидячих мест, без учета водительского, меньше восьми по маршрутам внутри страны;
  • сдают автобусы в аренду без водителя.

То есть, если договор фрахтования предусматривает участие водителя, то для заказных рейсов должны быть лицензии, подтверждающие правомерность предоставления услуги.

Оформлять лицензию можно лично или же воспользоваться почтовой пересылкой, отправкой онлайн заявки в Ространснадзор. Для этого требуется собрать документы, требуемые согласно ФЗ № 99 от 04.05.2011 г. ст. 13..

Перечень может меняться, что требует уточнения на момент обращения:

  1. Заявление на открытие лицензии, в котором указывается информация по паспорту.
  2. Документ, подтверждающий официальную регистрацию ИП или ООО.
  3. Идентификационный номер.
  4. Учредительные документы.
  5. Трудовые книжки водителей со стажем вождения более 3 лет.
  6. Справка о прохождении медосмотра.
  7. Данные о наличии помещений для расположения автотранспорта, обслуживания, с сертификатом соответствия установленным нормам.
  8. Сведения о транспортных средствах, праве их использования (купля-продажа или договор аренды), техпаспорта.

После рассмотрения заявки комиссия может выдать разрешение либо отказать по причинам несоответствия указанных данных, ошибок, что можно оспорить в суде.
Если требования не соблюдены, перевозчику придется доказать отсутствие необходимости оформления лицензии.

В противном случае, при остановке инспектором ГИБДД будет оформлен протокол об административной ответственности. Штраф предполагается не только для водителя, но и других ответственных лиц (ст. 14.1.2 КоАП РФ).

Таблица. Штрафы за перевозку пассажиров автобусом без лицензии.

 Виновник  Цена, руб.
 Физическое, должностное лицо  50 000
 Индивидуальные предприниматели  до 100 000
 Юридическое лицо  до 400 000

Кроме штрафов следует опасаться конфискации ТС, приостановки деятельности предприятия на 3 месяца, что также законно.

Минтранс введёт новые требования к оснащению междугородних автобусов и к водителям

Заместитель главы Министерства транспорта РФ Николай Асаул рассказал о том, что планируется введение обязательного лицензирования для всех категорий перевозчиков. Как он отметил в интервью «Известиям», это нововведение позволит гарантировать пассажирам безопасность на всем маршруте.

«Основное отличие лицензирования от действующего сейчас уведомительного порядка в том, что до получения лицензии нужно будет подтвердить соблюдение требований по безопасности. Сейчас зачастую только после ДТП инспекторы Ространснадзора проверяют, как соблюдался режим эксплуатации, а с введением лицензирования мы гарантируем пассажирам, что перевозчик проверен до начала работы», — сказал представитель Минтранса.

Николай Асаул также рассказал о том, что в ведомстве считают целесообразным установить требования к наличию проблескового маячка жёлтого или оранжевого цвета. «Это не дорогостоящая мера, но маячок дисциплинирует участников дорожного движения», — пояснил он.

«Ужесточаются требования к стажу водителя. В действующей редакции требуется стаж работы на автобусе не менее года в течение трёх последних лет. Можно год проработать, год не работать, потом устроиться водителем автобуса, перевозящего детей. В новых правилах водитель обязан иметь непрерывный стаж не менее 12 месяцев за последний год, — продолжил замглавы ведомства. — Эта норма повысит безопасность, потому что перевозка автобусом существенно отличается от перевозки грузовиком, а тем более – легковым автомобилем».

Согласно его словам, в том случае, если пакет поправок будет принят в 2020 году, изменения вступят в силу не раньше середины следующего года. Это позволит всем участникам рынка подготовиться к новым правилам.

Заявления об установлении новых (изменении действующих) межрегиональных маршрутов, а также для регистрации остановочных пунктов в реестре

В соответствии с распоряжением Минтранса России от 31.12.2015г. № МС-202-р ФБУ «Росавтотранс» осуществляет прием заявлений об установлении новых межрегиональных маршрутов (изменении действующих), а также для регистрации остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

Форма заявления об установлении новых (изменении действующих) межрегиональных маршрутов утверждена приказом Минтранса России от 10.11.2015г. №333.

Бланк заявления об установлении нового (изменении действующего) межрегионального маршрута в формате Microsoft RTF для оформления заявления.

Заявление о регистрации остановочного пункта в реестре остановочных пунктов составляется в произвольной форме и должно включать в себя следующие сведения:

  1. место нахождения остановочного пункта и (в случае, если остановочный пункт расположен на территории автовокзала или автостанции) место нахождения автовокзала или автостанции;
  2. наименование владельца остановочного пункта;
  3. пропускная способность остановочного пункта и время перерывов технологического характера в осуществлении отправления транспортных средств из остановочного пункта, определенные в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
  4. количество транспортных средств, отправление которых осуществляется из остановочного пункта согласно установленному расписанию каждый час в течение суток, когда такое отправление осуществляется.

К заявлению о регистрации остановочного пункта прилагается заключение органа государственного транспортного контроля, удостоверяющее выполнение условий, предусмотренных частью 1 статьи 31 Федерального закона.

Оригиналы заявлений об установлении новых межрегиональных маршрутов (изменении действующих), а также для регистрации остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам и копии прилагаемых документов необходимо обязательно направлять по адресу: 125480, г. Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 24. Получатель – ФБУ «Росавтотранс». На первом этаже здания размещен ящик для корреспонденции ФБУ «Росавтотранс».

Просьба также отправлять заявления в электронном виде на адрес bus220@rosavtotransport.ru. Сведения из заявлений об установлении новых (изменении действующих) межрегиональных маршрутов, предусмотренные соответственно пунктами 3 – 9 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 5 Федерального закона, будут размещаться на сайте Минтранса России.

Правила заказных перевозок пассажиров автобусами

Основное требование к перевозчикам, осуществляющим пассажирские рейсы – безопасность всех участников дорожного движения, включая людей и багаж, находящийся в салоне. Это регламентирует законодательство РФ: ФЗ № 196 от 10.12.1995 г. с ред. 26.07.2017 г.

Для организации перевозки на автобусе требуется оформление договора фрахтования в письменной форме соответственно главе 4 статьи 27 ФЗ № 259 08.11.2007 г. с ред. от 03.07.2016 г.

Сами правила перевозки утверждены Постановлением РФ № 112 от 14.02.2009 г. с ред. 28.04.2015 г. Основные требования предъявляются к самому транспортному средству (ТС) и его исправности.

Он должен содержать:

  1. Сведения о заинтересованных сторонах, подписывающих документ.
  2. Тип ТС, их количество.
  3. Маршрут движения и место отправления.
  4. Определение пассажиров для перевозки.
  5. Сроки выполнения услуги.
  6. Сумму для оплаты поездки.
  7. Порядок допуска людей в ТС соответственно кругу лиц.

Если нет необходимости в выполнении систематических рейсов, может быть оформлен заказ-нарядка для перевозки пассажиров и багажа. Форма для оформления не имеет стандартного вида.

Согласно терминологии в соглашении, их значения следующие:

  1. Фрахтовщик – лицо, берущее на себя обязанность выполнения платной услуги , он же перевозчик.
  2. Фрахтователь – лицо, заказывающее услугу перевозки пассажиров, груза.

Правила транспортировки людей в заказных автобусах от проезда в обычных рейсовых отличаются для самих пассажиров только четко спланированным маршрутом под их задачи. Для перевозчика изменяется документальная часть.

В остальном, он должен обеспечить безопасность, что зависит от водителя, состояния транспортного средства, а также требований, которые приведены ниже. Особое отношение для заказных автобусов, перевозящих детей. Здесь правила строже, как и особенности документального оформления, обязательно наличие сопровождающих.

Перечислим главные отличительные черты того, что требуется при перевозке несовершеннолетних:

  1. По новым правилам автобус должен быть не старше 10 лет, а на его стеклах должны крепиться отличительные знаки в красных рамках, указывающие на категорию пассажиров.
  2. В зависимости от расстояния определяется класс автобуса. Для дальних поездок используются ТС повышенной комфортности.
  3. Если поездка организованной группы детей будет длиться больше 12 часов, обязательно должен быть медик.
  4. При наличии 3 автобусов и более заказывается машина сопровождения.
  5. Обязательно подать уведомление в ГИБДД для получения разрешения и согласования маршрута движения. Документы для этого, списки сопровождающих и детей передаются для утверждения заранее.
  6. Существуют ограничения на время проезда и длительность. Так, в ночное время, после 23.00 разрешено ездить только на вокзал для пересадки на другой транспорт или с целью встречи детей по приезду. В крайних случаях расстояние должно быть 50 км, после чего обязательна остановка.
  7. Водитель обязан проходить предрейсовый инструктаж о правилах перевозки несовершеннолетних.
  8. При поездке больше, чем 16 часов требуется 2 водителя, которые обязаны сменять друг друга через 8 часов.
  9. Нельзя оставлять ТС с детьми, превышать скорость 60 км/час. Ехать рекомендовано в светлое время суток.

Перевозки вахтового типа

Перевозки пассажиров могут осуществляться вахтовым методом, который применяется:

  • для доставки рабочих и служащих предприятия, организации или учреждения от их места их проживания к месту работы и обратно. При этом в свободное время автобус в течение рабочего для может быть использован для служебных поездок. Ярким примером является школьный автобус, который собирает учащихся по месту их жительства и отвозит к зданию школы, или задействование автобуса в сельской местности, где существует большой интервал в движении транспорта;
  • для доставки смен рабочих на строительные объекты, в шахты, на нефтяные разработки.

Вахтовый автобус должен иметь достаточно места для размещения багажа, а также инструментов, необходимых для работы, иметь складные лестницы для посадки и высадки рабочих.

Запомните! По своим конструктивным особенностям автобус вахтового типа должен иметь возможность:

  • преодолевать труднодоступные участки движения;
  • устанавливать профессиональное оборудование.

Это является важным для работников нефтяной и энергетической промышленности. Как показывает практика, вахтовые автобусы – это дешевый и незаменимый транспорт.

Все о билетах

Согласно пункту 42 Правил, проезд пассажиров осуществляется на основании приобретенных билетов. В нем должны содержаться обязательные реквизиты, которые указаны в Приложении № 1 к Правилам.

Реализуемые в кассах билеты могут быть как именными, так и неименными. Именные применяются в тех случаях, когда требуется передача данных о пассажирах в АИС персональных данных (пункт 47 Правил).

Именные билеты продают пассажирам на основании документа, с помощью которого можно идентифицировать его личность.

Пункты по продаже билетов на автобусы зависят от вида сообщения:

Вид сообщения Где можно купить билет
Городское или пригородное У кондуктора, водителя автобуса, в кассе автовокзала, автостанции, в специализированной точке продажи билетов
Междугороднее В кассе междугороднего автовокзала

В определенных случаях пассажиру может быть отказано в продаже билета.

Внимание! Это такие случаи:

  • все билеты на сидячие места проданы, а по условиям перевозки перевозить можно только сидячих пассажиров;
  • проданное количество билетов превысило конструктивную вместимость автобуса.

Административная

Водитель, управляющий автобусом, который не прошел техосмотр будет привлечен к административной ответственности в виде штрафа на сумму от 500 до 800 рублей.

А вот фирмам придется заплатить 50 тыс. Если у водителя при себе не будет документов, подтверждающий оформленное право на осуществление деятельности, то размер наказания увеличивается до 5000 рублей, в соответствии с ч. 2.1 ст. 12.3 КоАП.

В кодексе есть отдельная статья, определяющая наказание за неправомерную перевозку пассажиров.

Она определяет меру ответственности за неиспользование ремней безопасности, за несоответствующую правилам организацию перевозки детей, не соответствующую квалификацию водителя и отсутствие необходимых документов.

Водителям придется отдать 3 тыс. рублей, сотрудникам — 25 тыс., а фирмам — 100 тыс. Еще больший штраф, предусмотрен за передвижение автобусов с детьми в ночное время. Водитель, в лучшем случае, может отделаться штрафом в 5000 рублей, нормой предусмотрено также и лишение прав на срок до полугода. Должностные лица заплатят 50 тыс, а юр. фирмы — 200 тыс. рублей.

Ответственность для должностных лиц и фирм за ряд правонарушений в области допуска несоответствующих законодательству транспорта или водителя к работе предусмотрена ст. 12.31—12.32.

Если должностное лицо отправило в рейс неисправное ТС, то его привлекают к административной ответственности в виде штрафа 5000-8000 рублей.

Если эта неисправность представляет собой не соответствующие ГОСТУ световые приборы, установленные спереди, то такие сотрудники заплатят 15-20 тыс. рублей, а фирмы — 50 тыс.

Если сотрудники фирмы, выпустили водителя, который не подходит под требования, предъявляемые законом, то они наказываются штрафом 20 тыс., а юр. фирмы — 100 тыс.

Если на фирме нарушаются правила прохождения водителями осмотра их состояния здоровья, причем, как перед началом пути, так и после его завершения, или правила проверки технического состояния самого ТС, то такое упущение будет наказываться в 30 тыс.

Если не выполняются требования, придерживаться которых необходимо для осуществления безопасных перевозок, то ответственность наступает по ст. 11.15.1 КоАП. Для юридических лиц это штраф до 100 тыс. рублей.

Если фирма будет привлекаться повторно, то платить уже придется 200 тыс., возможно даже приостановление работы на срок до 3 месяцев. А если будет установлено, что данное правонарушение совершено умышленно, то штраф возрастет до 500 тыс. рублей.

Заказные и регулярные перевозки

Пассажирские перевозки могут подразделяться по степени участия пассажира в определении параметров перевоза.

Выделяются перевозки:

1. Заказные. Маршрут, время отправления, места остановок определяет пассажир. Транспорт предоставляется на основе договора фрахтования, с условиями, определяемыми соглашением сторон. При предоставлении услуг легкового такси договор фрахта заключается пассажиром непосредственно с водителем. Легковое такси имеет на крыше оранжевый фонарь и цветографическую схему на кузове. В салоне — информация о фрахтовщике, водителе, контролирующем качество перевозок органе и условиях оплаты услуг легкового такси.

2. Регулярные. Осуществляются по заранее составленному расписанию.

2.1. Остановочные пункты оснащаются:

  • информационными указателями;
  • защитой от атмосферных осадков (при отправлении более 100 пассажиров в сутки);
  • либо размещаются на территории вокзалов, автостанций (при отправлении от 250 человек в сутки и максимальном интервале отправления транспорта по маршрутам более 2 часов).

2.2. Транспорт оснащается указателями номера маршрута, с проставлением начальной и конечной остановки. В салоне должны быть указаны адрес, телефон и наименование перевозчика, контролирующий орган, стоимость проезда, места расположения огнетушителей и кнопок остановки и т. д.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий