Овос: оценка воздействия на окружающую среду

Уполномоченные органы

К ним относят организации и структуры, которые наделяются специальными функциями в рамках проведения оценки влияния на природу или в пределах осуществляемой деятельности в целом. Выделяют три основных направления работы уполномоченных органов:

  1. Контроль над процессом ОВОС. Эту функцию исполняет Минприроды. В его компетенцию входит контроль над соблюдением процедуры и проверка полноты и качества сведений в документации.
  2. Принятие решения по результатам анализа.
  3. Согласование отдельных направлений намеченной деятельности. В этом процессе участвуют специализированные органы, осуществляющие выдачу лицензий, разрешений и пр.

Нарушения правил ОВОС

По закону Российской Федерации «Об охране окружающей среды» заказчик и подрядчик экологической экспертизы несут определенную ответственность. Заказчик обязан организовать проведение ОВОС, предоставить результаты в уполномоченные органы. Он также должен осуществлять финансирование ОВОС, организовывать общественные слушания и связываться с представителями власти. Исполнитель обязан соблюдать установленную процедуру проведения ОВОС, а также несет ответственность за достоверность содержащейся в нем информации.

При строительстве сооружений должны соблюдаться установленные законодательством требования и нормативы, которые должны присутствовать как на этапе проектирования, так и в процессе строительства и последующей эксплуатации сооружения. При нарушении существующих требований предусмотрена административная и уголовная ответственность.

При отсутствии выполнения норм и правил проектирования, эксплуатации объектов, предоставлении недостоверных данных предусмотрены штрафы, которые различны для должностных, физических и юридических лиц. При нарушении закона об экологической экспертизе, повлекшем тяжелые экологические последствия, предусмотрена уголовная ответственность.

При несоблюдении экологических требований на этапе проектирования, строительства и эксплуатации объектов предусмотрены штрафы в размере:

  • 1-2 тысячи рублей для физлиц;
  • 2-5 тысяч рублей для должностных лиц;
  • 20-100 тысяч рублей для юридических лиц.

Определение уровня влияния, анализ значимости

Прогноз воздействий и процесс разработки мероприятий по их снижению выступают в качестве одного из составляющих элементов оценки. В ходе процедуры выявляются те влияния, которые практически не учитываются стандартами и нормами, предусмотренными для отдельных источников и сред. К ним, в первую очередь, относят косвенные воздействия, которые носят социально-экономический характер. Результаты прогноза используются лицами, которые принимают управленческие и прочие значимые решения, и другими сторонами. Опираясь на показатели, территориальные распорядительные и исполнительные органы, представители общественности и иные субъекты могут сделать обоснованный выбор из предложенных вариантов намечаемой работы, в том числе и нулевой (отказ от дальнейшей деятельности).

Требования ОВОС

Важным является соответствие степени детализации ОВОС характеру намечаемой деятельности и ее возможному вреду. Такая степень определяется заказчиком документации.

Участие общественности в процедуре – детализация гарантированных конституционных экологических прав. В судебной практике встречаются случаи, когда суд прямо указывает, что в отношении планируемой экономической деятельности проводится ОВОС. Причем такой род оценки осуществляется независимо от форм собственности субъектов экономической деятельности.

Согласно судебно-процессуальным нормам, сторона, требующая признания факта несогласования с общественностью или непроведения вообще ОВОС, должна представить на этот счет доказательства. Подобные случаи встречаются  практике внесения в суд протест работниками прокуратуры.

Значение негативных влияний

Выявление воздействий, анализ их уровня и существенности выступают ключевыми элементами не только ОВОС. Задача аналогичного характера решается и в других случаях. Например, особое значение эти процедуры имеют при определении экологических аспектов в ходе создания систем эко-менеджмента. Несмотря на некоторое сходство, процессы имеют ряд особенностей. Они обуславливаются масштабом анализа, временными пределами, в которых он выполняется. Воздействие может характеризоваться через изменение показателей состояния окружающей среды на протяжении конкретного периода в границах определенной территории и являться результатом реальной либо предполагаемой деятельности. Его величина может устанавливаться посредством сравнения прогнозируемой или фактической ситуации с такой, которая имела (либо имела бы) место до того, как мероприятия были начаты, или если бы они не проводились вовсе.

Что определяется при составлении ОВОС?

В процессе выполнения проекта ОВОС определяются следующие компоненты:

  • Параметры состояния экологии в зоне расположения предполагаемого объекта.
  • Виды, интенсивность и источники уже существующего воздействия на экологию в исследуемом районе.
  • Объем, характер и интенсивность предполагаемого воздействия в случае реализации заявленного проекта как при его строительстве, так и при эксплуатации.
  • Цели предполагаемой хозяйственной деятельности и альтернативные варианты проекта.

При составлении проекта намечаемой деятельности заказчик должен руководствоваться следующими принципами:

  • Исходить из того, что любая хозяйственная деятельность может нести потенциальный экологический риск.
  • Обязательность рассмотрения альтернативных вариантов для достижения целей предполагаемой деятельности, в том числе вариант отказа от нее (если другие варианты будут неприемлемыми с точки зрения экологии).
  • Необходимость допустить участие общественности в обсуждении планируемой деятельности и результатов ОВОС.
  • Исходить только из научно обоснованных выводов и данных, которые должны быть включены в ОВОС.
  • Исходить из комплексного подхода с рассмотрением взаимосвязи экологических факторов, а также социальных и экономических последствий.
  • Предоставлять всю необходимую информацию без искажения фактов исполнителю ОВОС.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Кем проводится ОВОС – обзор ТОП-3 оценочных компаний

Проведем обзор наиболее авторитетных экспертных компаний, специализирующихся на экологических экспертизах и оценочных мероприятиях.

1) Протос Экспертиза

Протос Экспертиза входит в группу российских компаний «Протос», основанную в 2003 году. За относительно короткий срок работы на рынке компания сумела завоевать лидирующие позиции на рынке оценочных и консалтинговых услуг и сформировать мнение о себе, как об уважаемом и авторитетном эксперте.

Главные принципы компании – компетентность, креативность, ответственность и комплексный подход к каждому клиенту. Специалисты компании имеют опыт проведения работ во всех отраслях промышленности. Список услуг организации постоянно расширяется — «Протос» оказывает услуги не только в сфере промышленной безопасности, но и в области экологического страхования, обучения персонала предприятий.

2) EcoStandard group

Компания работает в своем сегменте рынка с 1997 года. Первой из отечественных компаний получила аккредитацию в международном сообществе U.S. Green Building. Открыты представительства не только в регионах России, но и за рубежом.

EcoStandard group специализируется на оказании услуг по разработки проектной документации, исследованиях и внедрении передовых технологий в области экологии, консультирует клиентов по проблемным вопросам охраны труда.

При необходимости специалисты компании разработают перечень необходимых мероприятий по охране окружающей среды, установят размеры санитарно-защитной зоны. Наличие в штате высококвалифицированных специалистов гарантирует грамотное выполнение работ любого уровня сложности.

3) Эколюкс

Группа компаний «Эколюкс» основана в 2004 году. Основное направление деятельности – оказание услуг в области охраны окружающей среды и оптимизации экологических платежей. За 12 лет работы на рынке услугами компании воспользовалось более 6000 клиентов.

Основные преимущества компании – наличие разрешения на проведение любых типов работ и собственной лаборатории. Специалисты «Эколюкс» готовы предложить своим клиентам услуги по разработке полного пакета разрешительных экологических документов и их быстрое согласование с контролирующими органами.

Читайте подробный материал о независимой оценке.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Внутренние системы международных финансовых структур

К таким организациям относят в первую очередь Всемирный банк и Европейский банк развития и реконструкции. Их внутренние контрольные структуры активно применяют экологические процедуры при отборе инвестиционных проектов в государствах Восточной и Центральной Европы, а также в развивающихся странах. Ими выполняется контроль соблюдения установленных требований и необходимых условий заказчиками (инициаторами), претендующими на получение финансовых средств. Внутренние структуры оценивают качество материалов по ОВОС, составляют заключение о целесообразности инвестирования.

Что еще включают в ОВОС?

В процессе работы над ОВОС попутно выполняются и другие компоненты исследовательского процесса:

  • Дают оценку альтернативным вариантам реализации хозяйственного проекта.
  • Оценивают продолжительность и величину возможного воздействия будущей деятельности.
  • Выясняют объем ресурсного потенциала исследуемой территории и существующего состояния окружающей среды.
  • Проводят мониторинг влияния реализованного проекта на состояние окружающей среды.
  • Разрабатывают мероприятия и меры по уменьшению воздействия планируемой деятельности на состояние окружающей среды.
  • Проводят общественные слушания. Протоколы этих слушаний также включают в тело результатов ОВОС.
  • Подготавливают доклад по результатам ОВОС.

Минприроды отправит экологические права граждан на гильотину

Минприроды в рамках так называемой «регуляторной гильотины» для общественного обсуждения проект постановления Правительства, которым с 1 января 2021 года должно быть отменено Положение об оценке намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (или ОВОС). Это единственный документ, обязывающий государственные и коммерческие организации информировать граждан о том, что собираются построить (проложить, раскопать) около их домов, а также дающий право и возможность гражданам участвовать в общественных обсуждениях этой деятельности.

Инструкция, как проголосовать против отмены ОВОС, — в конце новости.

Оценка воздействия на окружающую среду — единственная юридически закрепленная процедура, которая позволяет гражданам влиять на решения властей и бизнеса по строительству разрушительных для природы объектов.

Она определяет порядок проведения общественных обсуждений, а также процедуру проведения оценки воздействия, включающую в себя обязательные исследования возможного влияния намечаемой деятельностью на природу, с обязательным сравнением альтернативных вариантов, включая «нулевой» (полный отказ от деятельности). Документация должна быть научно обоснованной, достоверной, основанной на нормах закона. Если ее отменить, оценкой воздействия можно будет назвать любую бумажку. А общественным обсуждением — письмо чиновников местной администрации в поддержку проекта.

Граждане и общественные объединения будут лишены возможности реализации предусмотренных Федеральными законами прав, таких как: общественное обсуждение объектов экологической экспертизы, участие в принятии экологически значимых решений. То есть — реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, что является прямым нарушением Конституции.

Конечно, чиновники Минприроды могут сказать, что за год они примут новое положение лучше отменённого. Но верить этому нельзя. То же Минприроды уже несколько лет не может добиться разработанных им поправок в законы «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизе», которые как раз направлены на усиление законодательства об ОВОС. Так что, с большой вероятностью можно предполагать, что ничего нового не появится, или появится документ, который не будет обеспечивать прав граждан.

Чтобы не допустить этого, российское отделение Greenpeace призывает сторонников, волонтёров и всех, кто неравнодушен к судьбе природы России проголосовать против этого постановления.

В последние годы мы с вами не раз предотвращали принятие проектов, опасных для ценных природных уголков, в том числе и с помощью механизма общественного обсуждения.

Если вы не зарегистрированы

  • Пройдите по , перейдите на вкладку «ваши предложения», нажмите «Регистрация».
  • Для регистрации вы вводите данные электронной почты и дважды вводите пароль (он должен состоять и из цифр, и из букв!), имя, фамилию и кодовое число.
  • Вам на указанную почту придёт письмо со ссылкой, по которой надо перейти, чтобы подтвердить регистрацию.
  • Подтвердите свои данные.
  • Вернитесь на и нажмите на красный флажок с опущенным вниз пальцем. Если хотите оставить текстовое предложение, найдите вкладку «ваши предложения», нажмите «добавить» и в открывшимся окне напишите свой или вставьте приведённый нами ниже текст.

Вы можете оставить текст примерно такого содержания

Прошу исключить из текста проекта Перечня отмененных актов федеральных органов исполнительной власти пункт 38 – Приказ Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000 № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации («Российская газета», № 170, 01.09.2000).

Считаю, что отмена указанного приказа:– нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии,– резко снижает возможности граждан на участие в принятии экологически значимых решений,– лишает граждан информации о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности,– ухудшает возможность предупреждения неблагоприятных воздействий намечаемой деятельности на окружающую природную среду и связанных с этим социальных, экономических и иных последствий.

В связи с этим, прошу не отменять указанный Приказ Госкомэкологии № 372 и Положение об ОВОС.

Кто организует общественные обсуждения?

Организаторами общественных обсуждений по отчетам об ОВОС выступают местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы административно-территориальных единиц, на территории которых планируется реализация хозяйственной и иной деятельности и территории которых затрагиваются в результате ее реализации, совместно с заказчиком планируемой хозяйственной и иной деятельности.

То есть организуют общественные обсуждения по отчету об ОВОС:

  • заказчик планируемой хозяйственной и иной деятельности (далее — Заказчик), то есть инициатор планируемой деятельности;
  • территориальный исполнительный комитет (исполком района размещения проектируемого объекта). Если проектируемый объект располагается на территории не одного, а нескольких районов, в общественных обсуждениях принимают участия исполкомы всех районов, на территории которых размещается объект, однако при условии, что проектируемый объект во всех районах подлежит разработке отчета об ОВОС.

Ситуация

Проект предусматривает прокладку газопровода на территории трех районов. На территории двух районов газопровод прокладывается по охранной зоне природоохранной территории, в третьем районе газопровод будет размещен на территории, не являющейся природоохранной территорией или ее охранной зоной.

Согласно п. 1.32 статьи 7 Закона № 399-З для объектов, планируемых к строительству в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, требуется разработка отчета об ОВОС. Следовательно, общественные обсуждения для проектируемого объекта необходимо проводить в двух районах, в которых проектируемый объект размещается на территории охранной зоны природоохранной территории.

Заключение

Оценка воздействия невозможна без анализа показателей функционирования объекта (проектируемого или уже существующего), а также прогнозируемых последствий его работы. После этого необходимо определить величину влияния посредством прогнозирования вероятных изменений и выявление наиболее существенных из них. По возможности, воздействия должны устанавливаться количественно. Задача по выявлению анализу величины и существенности влияния решается с помощью системного анализа. Но в связи с тем, что сам объект оценки представляет определенную сложность, одной этой методики недостаточно. Поэтому на всех стадиях широко применяется экспертный анализ. Заключения специалистов во многих случаях органично дополняют традиционные методы выявления негативных влияний. В некоторых ситуациях знания, профессионализм и опыт экспертов выступают как основной инструмент при выполнении ОВОС.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий