Дистанционное обучение

Методы дистанционного обучения

Изучив опыт 40 000 тысяч клиентов, аналитики iSpring выяснили, что качество программы дистанционного обучения и вовлеченность учеников, зависит от формата контента, который методологи используют в работе. Рассмотрим самые популярные форматы дистанционного обучения, которые стоит добавить в программу.

Рассылка полезных статей

Метод Айзека Питмана актуален до сих пор. Рассылки используют 60% опрошенных корпоративных клиентов iSpring. На основе рассылок онлайн-школы строят целые курсы. 

Курс по продажам с помощью скриптов о «Мегаплан» состоит из 17 писем

Формат рассылки подходит не для каждой задачи. К примеру, научить правилам деловой переписки или основам SEO-продвижения — можно, а ездить на мотоцикле или плавать вряд ли.

Рассылая по почте лекции вы лишаетесь контроля. Нельзя отследить сколько человек прочитали письмо до конца и что усвоили из прочитанного.

Вебинары

Это семинар в онлайн-формате: вы читаете лекцию сотрудникам сразу из десятка регионов, только при этом сидите за компьютером в центральном офисе, кафе или дома.

Вебинар похож на беседу по Skype: вы также можете говорить в микрофон, писать в чат, показывать презентацию или рабочий стол компьютера.

Преимущество формата в том,  что можно транслировать знания тысячам сотрудников одновременно. При этом слушатели могут сразу задать вопрос и получить ответ.

Видеоуроки

Видеоуроки делают обучение максимально наглядным. Формат подходит почти для любой задачи. Главное —  определиться с подачей материала. Это может быть скринкаст — запись с экрана компьютера и закадровым голосом, комментирующим происходящее.

Больше всего скринкаст подходит для того, чтобы научить сотрудника работать в ПО

Для другого курса больше подойдет видео с «говорящей головой» — это когда кроме презентации вы также видите лицо спикера. Такой формат, например, используют в компании «Додо Пицца» для обучения управляющих ресторанами.

Что ещё почитать по теме:

  • Как сделать обучающее видео в офисе или дома;
  • Как записать скринкаст.

Диалоговые тренажеры

Помогают запомнить скрипт и отработать разговорные навыки по разным темам: переговоры с поставщиком, розничная продажа, презентация продукта, обратная связь сотруднику, беседа на иностранном языке.

Обычно диалоговый тренажер — это небольшой бизнес-кейс в формате текстового квеста. Пользователь получает информацию о ситуации и должен правильно провести беседу с виртуальным персонажем, например, проконсультировать клиента банка.

Преимущество формата в том, что пользователь может отработать навыки общения без риска сорвать сделку и потерять клиента.

Тренажеры по работе с ПО

Помогают сотрудникам быстрее освоить компьютерную программу: CRM, 1С:Бухгалтерия, Excel.

Поскольку тренажер детально копирует интерфейс программы, пользователь может отрабатывать здесь основные команды. При этом он не удалит важную информацию и ничего не сломает. Так, например, «Лаборатория Касперского» с этой целью выпустила тренажер по работе с антивирусом.

Электронные курсы

Симбиоз вышеназванных учебных форматов. В курсе вы можете объединить статью или презентацию, добавить дикторскую озвучку или музыку, видео или тест для самопроверки.

К примеру, компания «Балтика» использует этот формат для адаптации новичков. В частности, через электронные курсы новые сотрудники узнают о всех каналах продаж рынка FMCG.

На Новолипецком металлургическом комбинате сотрудников через электронные курсы, в частности,  учат правильно использовать такое сложное оборудование, как пылегазоочистные установки.

А в «Альфа-капитал» для своих менеджеров создали более 120 курсов. И среди них не только уроки по фондовому рынку и личной эффективности. Например, сотрудники изучают историю искусств и личной эффективности.

Шаг 6. Провести внутренний PR дистанционного обучения

Как любому новому проекту, eLearning нужна рекламная поддержка. Если сотрудники заходят на учебный портал лишь по приказу свыше, значит, внедрение провалилось. Как повысить авторитет дистанционного обучения?

Александр Лопарь, eLearning-эксперт

«Сперва подключите к дистанционному обучению руководство. Высшие эшелоны компании должны пройти пару курсов и твердо заявить: «eLearning — это круто!». Если идея электронного обучения приживется среди руководителей, то за ними автоматически последуют и члены команды. В конце концов именно руководитель стимулирует своих сотрудников учиться.

Чтобы проект приносил больше пользы, свяжите eLearning с критически важным для компании проектом: нужно в сжатый срок обучить торговых представителей из 10 филиалов новой линейке продуктов или за месяц «натаскать» менеджеров в работе с недавно установленной CRM.

Не забывайте про внутренний PR: новости, анонсы, трейлеры курсов, видеоприветствия, награды, рейтинги, поздравления.

Собирайте отзывы коллег о пройденных курсах, записывайте интервью — транслируйте, каких высот добились те, кто закончил обучение. Так вы подчеркнете преимущества нового формата обучения.

Отдельное внимание уделите мотивации «студентов». Вовлечь в обучение помогут:

Акцент на пользе. Объясните работникам, в чем польза курса именно для них. Чтобы сохранить мотивацию, сотрудники должны понимать реальную выгоду от электронных курсов, а также использовать полученные знания в «бою».

Сертификаты. Выдавайте грамоты за пройденные курсы: «Жгун месяца — прошел все курсы в СДО», «Золотой мозг компании — набрал 100 баллов в тесте». Исследования показывают, что статус на работе столь же важен для сотрудников, как финансовое вознаграждение

Людям важно чувствовать, что руководство видит их достижения.

Виртуальная доска почета. Составьте рейтинг отличников

Благодаря общественному признанию и одобрению лидеры рейтинга стремятся держать планку, а остальные получают стимул учиться лучше.

Обратная связь. Реагируйте на замечания и пожелания сотрудников: вносите изменения в курсы, создавайте новый контент по заявкам, исправляйте ошибки в СДО».

Типология онлайн-образования

Онлайн-образование является сравнительно молодой отраслью, взрывной рост которой начался в 2011-2012 годах. Уже сейчас существуют десятки различных способов типологизировать онлайн-образование. Основным типом онлайн-образования являются так называемые MOOCS – массовые открытые онлайн-курсы с интерактивным участием, предназначенные для неограниченного количества слушателей. Также можно выделить следующие критерии типологизации игроков в области онлайн-образования:

  • По стоимости: бесплатные, платные и freemium. В рамках последней модели сам процесс обучения является бесплатным, а сдача экзамена или получение сертификата о пройденном курсе – платной услугой.
  • По времени: fixed time и open schedule. В рамках первой модели курс доступен только в определенный период времени (час, день, неделя, месяц), во втором случае курс доступен всегда.
  • По авторству курсов: пользовательские курсы и профессиональные. В рамках пользовательских курсов размещается информация от пользователей (обычно в форме видеороликов). Профессиональная модель предполагает, что весь процесс создания курса, включая видеосъемку, компания берет на себя.
  • По количеству слушателей: без ограничения и с ограничением (обычно, не более 50 слушателей).
  • По процессу обучения: курсы без сопровождения и курсы с сопровождением. В рамках первой модели предлагаются только односторонняя передача информации, вторая модель подразумевает общение преподавателя со студентами, в т.ч. проверку полученных знаний.

Занятия через трансляции видео в ВК

Для тех, кому не нравится описанный выше вариант с Ютубом, есть вариант использования ВК, тем более что он намного проще.

Во Вк легко создать группу из учеников и учителя, после чего получится вещать в закрытом режиме только для них. Такая трансляция бесплатна, а для общения и комментариев есть окно чата.

Для трансляции с гаджета потребуется установить приложение от Вконтакте VK Live. Пользователи ПК могут транслировать видео с ПК, используя интерфейс страницы https://vk.com/video.

Трансляции ВКонтакте имеют интерфейс обычных видео, ими легко поделиться.

Для начала трансляции с ПК потребуется зайти в раздел «Видеозаписи». Затем надо нажать выбрать «Трансляция» в верху страницы, справа и далее следовать рекомендациям на экране.

Подробнее в статье здесь.

Обзор платных сервисов

Образовательные платформы для дистанционного обучения школьников могут работать на платной основе. Родители и преподаватели не отдают предпочтение таким вариантам, но стоит рассмотреть их функционал:

  1. Teachbase – сервис для дистанционного обучения с базовым и понятным функционалом. Есть редактор курсов, тестирование, вебинарная площадка. Тестовый период – 2 недели.
  2. Teachable – сервис для создания учебного процесса. Есть возможность работы с текстом, видео, изображениями.
  3. Emdesell – площадка для дистанционного обучения с курсами, тренингами, добавлением видео и других файлов.
  4. FloraLMS – площадка для размещения и продажи курсов с возможностью дистанционного обучения. Доступно хранилище уроков.
  5. Getcourse.ru – сервис для работы с репетиторами. Но есть возможность проводить школьные уроки.

Платные платформы ориентированы на проведение курсов, тренингов, репетиторских занятий.

Плюсы

Выбор в пользу платного сервиса делают из-за расширенного функционала.

  1. Teachbase – русскоязычный сервис с понятным интерфейсом. Есть библиотека с открытым доступом для отдельных учеников и групп. Есть открытая регистрация, с помощью которой не обязательно приглашать слушателей на курс или урок. Можно грузить готовые курсы. Есть приложение для смартфонов на разных операционных системах.
  2. Teachable – есть возможность работы с разными файлами, встраивания документов с Гугл Диска. Есть форумы, блоги, обратная связь. Можно вести рассылки. Есть бесплатный пробный вариант.
  3. Emdesell – бюджетная платформа для проведения уроков разного типа. Ссылки и копирование защищены. Есть безопасный вход. Преимущество в невысокой цене.
  4. FloraLMS – платформа с простой системой. Есть тесты, уроки, тренажеры, баллы и бейджи. Простое проведение вебинаров через ПК или мобильный телефон. Для оплаты доступно множество сервисов. Есть неограниченное хранилище файлов.
  5. Getcourse.ru – это возможность создания курса по шаблону, простая настройка уроков, тренингов, курсов, работа с вебинарами. Есть рассылки на почту. Порядок работы с системой достаточно простой.

Минусы

Использование платных сервисов имеет свои недостатки помимо оплаты за регистрацию и покупку курса.

  1. Для оплаты часто нужно иметь не только карту, но и электронный кошелек.
  2. По сравнению с бесплатными российскими порталами, платные сервисы для дистанционного обучения не ориентированы на общеобразовательные школы. Они имеют более сложный интерфейс и в основном ненужные инструменты за которые приходится платить.

Важно! Использовать платный ресурс целесообразно при прохождении курса с выдачей сертификата

Тарифы

Платные технологии дистанционного обучения есть в бюджетной и премиум нише. Сколько стоит пользование сервисами:

  1. Самый простой тариф для 30 пользователей на Teachbase стоит 45 160 рублей в год. Чем больше пользователей, тем выше цена. Максимальная оплата 423 000 в год за 300 и более учеников. Использовать этот вариант для школ на время карантина не стоит.
  2. Teachable – англоязычный сервис с ценообразованием в долларах. Самый простой тариф – 29 долларов. Бизнес-план стоит 249 долларов.
  3. Emdesell позволяет разместить один курс за 500 рублей. Это самый дешевый вариант, есть другие тарифы.
  4. FloraLMS – сервис, который просит 103 рубля в месяц за 30 пользователей. За 100 пользователей нужно заплатить 90 рублей. Цены активны при оплате сразу за 3 периода – 90 дней.
  5. Getcourse.ru – за пользование этой платформой нужно заплатить сразу 4 000 рублей, а затем каждый месяц пополнять счет еще на 2 000.

На какой платформе создавать онлайн-школу

На самом деле таких платформ сейчас достаточно много. Но далеко не все подойдут под Ваш проект. Почему? Потому что в идеальной онлайн-школе на мой взгляд должны быть реализованы следующие инструменты:

  • Автоматическая регистрация
  • Автоматическое распределение уровня доступа
  • Автоматический прием платежей
  • Удобный личный кабинет
  • Внятная и удобная система просмотра видео и материалов.
  • Видео можно просмотреть в ускоренном варианте
  • Есть защита материалов от скачивания и самого аккаунта от доступа нескольких пользователей одновременно
  • Есть возможность давать домашние задания и проверять их
  • Автоматическое прохождение обучения (автотренинги) с возможностью ручной корректировки
  • Рассылка уведомлений
  • И…. адекватная цена за систему

И вот с этим-то пунктом, с ценой, все как раз и не очень радужно. Если система бесплатная – то она не подлежит автоматизации. Если платная и есть большинство указанных пунктов… то обычно ооооочень платная. Начинающему инфогуру не понятнуть 🙂 И тем не менее я нашел оптимальный вариант. Для себя. Впрочем о нем ниже. А пока я сделаю небольшой обзор тех платформ для онлайн-школ и вообще для дистанционного обучения, которые я протестировал на данный момент. Не всех. Только тех, которые “юзал” для себя.

На этом пока остановимся,  так как платформ для онлайн обучения и создания онлайн-школ вагон и маленькая тележка. Но у них у всех кроме несомненных плюсов, о которых я написал выше, есть несколько критичных минусов.

  • Абонентская плата, причем весьма недешевая. То есть, у Вас еще нет продаж, а платить нужно каждый месяц. И нехило так платить!
  • Непонятность перспектив. То есть вроде конечно и сайт работает давно. И функционал отличный. И цена устроила. Но никто не гарантирует, что через полгода-год этот сайт останется ” в живых”. И цены не повысит.
  • И еще одно… Ваша база, база Ваших учеников, находится онлайн. На серверах этих обучающих систем. Я конечно ничего не хочу сказать и типа ни о чем таком не намекаю. Но я предпочитаю, когда моя база клиентов находится у меня на компьютере или у меня на хостинге…

Именно поэтому я выбрал Memberlux! Сейчас расскажу почему:

  • Это плагин к Вордпресс, который “разворачивается” в полноценную онлайн-школу.
  • Кстати, его можно развернуть и без вордпресс
  • Эта платформа для онлайн-школы находится на моем хостинге. Вся база соответственно там же..
  • Кстати, я разместил онлайн-школу на поддомене основного сайта, что положительно сказывается на СЕО продвижении
  • У Мемберлюкса масса настроек как по дизайну, так и по механике работы онлайн-школы.. Очень гибкая настройка
  • Мемберлюкс постоянно дорабатывается. За те два года, которые я с ним, Мемберлюкс кардинально доработали и улучшили!
  • Вы покупаете Мемберлюкс всего один раз. И все! Причем цена очень демократичная! Ну конечно потом Вы можете докупать всякие улучшения, но и без них он работает очень неплохо!
  • Здесь есть ВСЕ для полноценного онлайн-обучения. И прием платежей. И разграничение доступа. И защита материалов. И автоматизация процесса обучения. И….

И это НЕ реклама! Вы можете убедиться сами, что я свои курсы как раз размещаю на Мемберлюксе. Детально обзор Мемберлюка Вы можете посмотреть в моем бесплатном обучающем курсе по созданию онлайн-школ. Я публикую этот курс пока у себя на ютуб канале.

Перспективы

По прогнозу аналитической компании Ambient Insight весь рынок онлайн-обучения продолжит расти на 5% в год, постепенно вытесняя офлайновые форматы. Это касается как общеобразовательного, так и корпоративного сектора.

Исследование Орегонского университета уже доказало, что цифровые технологии эффективнее традиционных методов обучения. Для этого ученики  13 американских школ стали использовать на уроках и дома 4 онлайн-учебника с видео, играми, интерактивными тестами.

Фрагмент онлайн-теста, который использовали для обучения американских школьников

Через три года успеваемость школьников в среднем выросла на 15%. В группе, которая занималась по печатным книжкам, средний балл поднялся лишь на 5%.

Согласно прогнозам аналитической компании Greenlight Insights, дистанционное обучение постепенно перейдет в виртуальную реальность. VR уже используют многие крупные компании. К примеру, компания KFC при помощи этой технологии учит новых поваров готовить.

В KFC при помощи VR новых поваров учат готовить

С помощью платформы Medical Realities, начинающие врачи тренируются проводить сложные операции.

Через VR-технологии врачи тренируются проводить сложные операции

На виртуальном тренажере электромеханики РЖД учатся ремонтировать механизм перевода стрелок.

На виртуальном тренажере в РЖД учат ремонтировать механизм перевода стрелок

Одна из основных причин, по которой VR до сих пор не стал главной технологией в обучении, — цена. Разработка качественного виртуального тренажера в России, как правило, стартует от миллиона рублей. Потолка нет — все зависит от сложности и объема задач. Также придется потратить деньги на закупку VR-оборудования. Однако 20 лет назад фантастикой казался и онлайн-звонок по Skype. Вывод — технологии способны удивлять. Возможно, через лет пять все опасения и страхи по поводу VR покажутся наивными.

Типы дистанционного образования

Количество возможностей дистанционного образования в России стремительно растет. Многие учебные заведения активно разрабатывают дистанционные курсы всех видов: от школьного экстерната до высшего образования и МВА.

Сегодня посредством дистанционного образования можно:

  • получить высшее образование;
  • пройти обучение в магистратуре;
  • пройти обучение в аспирантуре;
  • получить второе высшее образование;
  • выучить дистанционно иностранный язык;
  • пройти курс обучения по программам МВА;
  • поучаствовать в Интернет-тренингах;
  • повысить квалификацию на профессиональных курсах;
  • получить школьное и среднее образование.

Преимущества и недостатки дистанционного образования

  • Дистанционное образование незаменимо для удалённых городов, где другие возможность получить желаемое образование зачастую вообще отсутствует.
  • Для обучения не нужно покидать свои дом, семью, друзей, работу, а также нести денежные расходы на дорогу и проживание.
  • Дистанционное образование ведется по индивидуальным учебным планам, благодаря чему обучающийся может задавать вопросы о тех аспектах курса, дисциплины, которые ему интересны.
  • У студента развиваются навыки самостоятельного поиска необходимой информации, а также привычка работать и принимать решения самостоятельно.
  • Дистанционное обучение помогает обойти психологические барьеры, связанные с коммуникативными качествами человека, такими как стеснительность и страх публичных выступлений.
  • Дистанционное обучение мобильно, а значит, студент имеет доступ к актуальным материалам, становится профессионалом, который может на практике применять полученные знания.

Кому подходит дистанционное образование?

  • Тому, кто занят на работе или дома и не имеет возможности посещать занятия и слушать часовые лекции;
  • Тому, кто стремится повысить свою квалификацию, раскрыть таланты и получить новые знания без отрыва от продвижения по карьерной лестнице;
  • Тому, кто любит выбирать (у каждого студента всегда есть выбор: общаться с преподавателями лично, по телефону или посредством Интернета).
  • Тому, кто любит получать от жизни все и никогда не упускает возможности расширить профессиональные связи и кругозор, ведь благодаря дистанционному образованию, можно обучаться на нескольких курсах одновременно.

Насколько эффективно и востребованно дистанционное образование?

Ответ на вопрос о том, насколько котируются на российском рынке труда специалисты, получившие дистанционное образование, очевиден. Всем известно, работодатели ценят опытных специалистов – практиков, которые не прерывают свой трудовой стаж на учебу, а образовываются в свободное от работы время.

Дистанционное обучение позволяет получить высшее образование параллельно с работой, расширяет возможности россиян в обучении за рубежом, получении ученых степеней, признанных международным образовательным сообществом. Ну а какой специалист наиболее востребован на современном рынке труда: практик, получивший образование в форме дистанционного обучения в престижном учебном заведении, или теоретик, окончивший очное отделение неизвестного местного вуза, — каждый решает сам.

Сколько стоит дистанционное образование?

Стоит заметить, что программы дистанционного образования гораздо дешевле, чем аналогичные образовательные курсы, проводимые по традиционной системе. Учебные заведения экономят на арендной плате, электроэнергии и дорогостоящей технике, ведь для обучения не требуются отдельные помещения и компьютеры. Кроме того большую часть времени обучающиеся занимаются самостоятельно, а значит, преподаватели могут одновременно обучать большое число учеников, благодаря чему цена на дистанционное образование остается доступной.

Где получить дистанционное образование?

Лидирующую позицию по соотношению стоимости обучения, количеству специальностей и срокам обучения, занимают сразу 2 участника:

  • 1) Академия «МНЭПУ», которая активно развивает дистанционную форму обучения и реализует на базе дистанционных технологий инновационные программы обучения при поддержке властей столицы и
  • 2) Московский институт экономики и права, ЦДО — проект Московского института экономики, менеджмента и права (МИЭМП). Далее по Рейтингу* размещаются ИЭСО, Институт Коммуникативных Технологий, Институт профессиональных инноваций, МФПА, Институт психологии культур, МЭСИ, Институт дистанционного образования МФЮА, ИПЭБ (Институт Правовой и Экономической Безопасности), Гуманитарно-Экологический Институт.

Как проходит процесс обучения

Процесс обучения максимально удобен для студента

При изучении материала на расстоянии студента обучает такой же живой преподаватель, как и при традиционном образовании. Обучение также производится за счёт самостоятельного изучения соответствующей литературы и выполнения заданий по теме.

Структура курса

Виртуальная аудитория позволяет вести лекции через интернет

Занятия проходят по определённому расписанию.

В таких случаях бывают виртуальные доски, где учитель подробно и наглядно демонстрирует визуальную часть лекции. Обычно, в онлайн аудитории присутствуют сразу несколько студентов, которые выбрали дистанционную форму обучения.

Некоторые вузы преподают способом попроще: студентам выдаётся заранее подготовленный материал, который они должны изучить самостоятельно, а затем пройти тестирование.

Выдача заданий и материалов

Материалы могут подаваться студенту в различной форме

Процесс обучения происходит с помощью учебного сайта, на котором у каждого студента есть своя учётная запись. Получение материалов и заданий может происходить двумя способами:

  • Онлайн материалы. В этом случае студент получает электронные учебники, лекции в текстовом виде, домашние задания и другое. В свою очередь, онлайн материалы делятся на текстовые и в реальном времени, когда происходит живое общение между преподавателем и студентом посредством текстовой переписки, голосовой связи или видеоконференции.
  • Офлайн материалы. Студенту при поступлении может быть выдан целый пакет различных учебников, распечатанных лекций, заданий, программ обучения. В таком случае всё равно необходима интернет-связь с вузом для быстрого улаживания различных вопросов.

Все способы получения материалов при дистанционном обучении могут комбинироваться и изменяться. Более точно об этом расскажут при поступлении.

Обучение в семестре

Обучение может проходить в виде видеоконференций

Каждый студент на дистанционной форме обучения должен придерживаться расписания видеоконференций и вебинаров, но ему необязательно изучать дисциплины в определённом порядке.

Семестр длится столько же, как и для очной формы обучения. Благодаря доступности всех материалов, есть возможность изучить их заранее и быть готовым к экзаменам раньше остальных.

Промежуточные аттестации

Тесты и зачеты сдаются на специальных сайтах

Как только изучена определённая тема по дисциплине, студент закрепляет полученные знания путём промежуточных аттестаций. Они проходят в форме тестов и ограничены по времени.

Студенту урезают лишь время на подготовку перед каждой попыткой.

После проверки результатов преподавателем, в виртуальную зачётную книжку заносятся оценки, которые студент может видеть онлайн.

Лабораторные работы в институте

Лабораторные работы легко проходить с помощью виртуальных лабораторий

Благодаря современным средствам, проведение лабораторных работ в виртуальном виде может даже значительно превосходить их выполнение в живую. Это связано с тем, что даже в вузах не всегда есть возможность провести полноценные опыты и исследования, а с помощью интернет-технологий это стало реально даже для студентов дистанционной формы обучения.

Если проведение такой работы не требует измерений и опытов, она может происходить в текстовом виде.

Итоговые аттестации в вузе

К экзамену стоит относиться также серьезно как и при очном обучении

По завершению обучения каждый студент проходит итоговую аттестацию. Это может быть экзамен, тестирование, практическая или курсовая работа, которая выполняется онлайн. Количество попыток для сдачи может быть ограничено.

Для защиты диплома и сдачи государственных экзаменов студенту необходимо приехать лично в учебное заведение.

Выдача диплома

При успешном завершении обучения выпускнику лично (или по почте ценным письмом) выдаётся диплом государственного образца, в котором дистанционное обучение отмечается, как заочная форма.

Стоит отметить, что диплом выдаётся только после окончания полного платного обучения. Если проходить курсы или другие формы онлайн-образования, может быть выдан только сертификат или другой документ, подтверждающий получение знаний.

Основные сложности при обучении удаленных сотрудников

Казалось бы, что сложного в переходе на удаленное обучение? Достаточно устроить видео-конференцию и перекинуть дополнительные учебные материалы по почте. Однако, у удаленного обучения есть свои особенности, которые нужно учитывать — если вы не хотите потерять в качестве подготовки сотрудников.

Недостаток личного контроля

Недостаток личного контроля можно отнести минусам удаленной работы в целом, но это также слабое место дистанционного обучения, особенно если вы недавно перешли на удаленку и еще не успели адаптировать учебные программы. 

Давайте признаем: многие сотрудники проходят обучение для галочки и слушают инструктора вполуха

За пределами учебной аудитории, тренеру может быть еще сложнее удерживать внимание слушателей. В то же время учащимся, привыкшим к постоянному контролю, может недоставать внутренней мотивации. 

Сложности с доступом к информации

Сотрудники без опыта работы на удаленке могут быть неприятно удивлены тем, сколько времени уходит и сил теперь уходит на элементарные задачи: например, найти нужный файл или получить разъяснение от коллеги. 

В контексте удаленного обучения сложностей не меньше: как найти нужный курс? как получить к нему доступ? что если файл не воспроизводится? кому задавать вопросы по процессу и по учебным материалам? Сотрудники должны знать ответы на все эти вопросы заранее, иначе всю затею с удаленным обучением можно считать провальной.

Социальная изоляция 

Работая дома, сотрудники чаще всего жалуются именно на социальную изоляцию. Другими словами, им не хватает неформального общения в офисе. К счастью, онлайн тренинги могут восполнить этот пробел — если, конечно, правильно их организовать. Групповые сессии должны вовлекать, стимулировать совместную работу учащихся и давать возможность задавать вопросы. 

Если не включить в программу обучения подобные групповые сессии, сотрудники в изоляции будут чувствовать себя оторванными от коллектива, и их вовлеченность упадет. Взаимодействие и инклюзивность — важные составляющие эффективного удаленного обучения. 

Отвлекающие факторы

Знаете этот стереотипный образ удаленного работника: пляж, пальмы, расслабленная поза, в одной руке коктейль, другая лениво тывает по клавишам? Конечно, это миф, и для эффективной удаленной работы нужны совершенно другие условия. В идеале, работодатель должен удостовериться, что у сотрудника есть условия для работы: специальное место (кабинет или хотя бы отдельный рабочий стол) и спокойная атмосфера (дети в саду или с няней). 

Обучение в удаленном формате требует еще большей концентрации

Поэтому важно продумать, как обеспечить 100% внимание сотрудника хотя бы на час — пока идет тренинг. 

Технические сложности 

Даже очные тренинги в специально оборудованных помещениях иногда прерываются из-за технических неполадок. Представьте, сколько заминок может быть при удаленном обучении — особенно на первых порах? Многое может пойти не так: от нестабильного интернета и VPN, до проблем с платформой видеосвязи.  

Застраховаться от технических неполадок невозможно, но есть несколько способов свести их к минимуму. Он этом мы поговорим ниже.

Вывод: эти и другие сложности важно учесть при планировании и организации удаленного обучения. Как это сделать? Сейчас расскажем по шагам: 

Мотивация как метод обучения

Большинство студентов заметили, чем сильнее мотивация, тем легче человек преодолевает различные препятствия.

Для каждого человека мотивирующим фактором может быть что угодно: деньги, карьера, должность, власть.

Для этого еще до поступления в вуз нужно решить, для чего вы это делаете, чего хотите достичь, какая конечная цель получения образования.

Счастлив тот человек, который просто любит учиться и получает от этого удовольствие. Остальным нужно искать в себе заинтересованность, чтобы продолжать учебу.

Бесполезно мотивировать себя, если специальность выбрана неправильно, но бросать учебу или переводиться на другой факультет рекомендуется после того, как человек попробовал работать по данной специальности.

Часто бывает: нравится учиться – не складывается с работой, нравится работа – не нравится разбираться в теории. Поэтому нужно проверить все варианты, а потом уже решать, что делать. 

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Совет 2. Выберите инструменты под свои задачи

Как правило, при внедрении дистанционного обучения используются такие инструменты: вебинары, электронные курсы, видеолекции и тесты. Вы можете собрать программу обучения используя только один инструмент или используя так называемое смешанное обучение — чередовать вебинары, курсы, видеолекции, тесты и даже очные занятия. Для организации смешанного обучения подойдут системы дистанционного обучения (еще называют СДО, Learning Management System, LMS) — они закрывают все задачи: можно назначать электронные курсы и тесты, проводить вебинары, вести календарь очных занятий. Подробнее, что эта за система, читайте в LMS: руководство по использованию.

Рассмотрим подробнее для каких целей лучше использовать каждый из инструментов.

Вебинар

Вебинары нужны в случае, если при проведении занятия нужна обратная связь. Это занятие, которое проводится онлайн, причем спикер может находиться в любом месте, будь то офис компании, кафе или дом. Присутствовать на вебинаре могут одновременно сотрудники из нескольких филиалов, при этом качеств обучения не страдает, а расходы на очные занятия сокращаются.

Читая материал в формате вебинара, вы можете одновременно показывать презентации, включать видеоролики, отправлять участникам ссылки на ресурсы. В свою очередь участники могут пользоваться чатом, задавать вопросы. Лекцию вы сможете записать и отправить сотрудникам для закрепления материала.

Необходимо отметить, что вебинар — не самый экономный вариант обучения. Бизнес-тренеру нужно готовиться к занятию, которое не все ученики смогут посетить в силу занятости. Вебинары подойдут для презентации простых товаров, небольших групповых занятий. Обычно вебинаров достаточно для обучения в компаниях до 100 человек.

Если планируете проводить вебинары, советуем ознакомиться с книгой М. Мердока «Взрыв Обучения: 9 правил эффективного виртуального класса».

Из книги узнаете, как избежать типичных ошибок при проведении вебинара и управлять вниманием слушателей

Система дистанционного обучения (СДО)

Это виртуальный класс, в котором обучение происходит в любой точке мира, пользователям можно назначать учебные курсы, организовать тестирование, провести вебинар.

СДО используют для решения следующих задач:

  1. Создать учебную базу компании. В системе можно электронные курсы, видео, тренажеры, инструкции, книги и тесты. Базой данных сможет пользоваться любой из ваших сотрудников, где бы он ни находился.
  2. Удаленно обучать персонал. Вы сможете назначить отдельный курс для любого из сотрудников или целой группы.
  3. Проверять знания сотрудников. Для вашего удобства в системе есть возможность составить статистику успеваемости, посещаемости и прогресса для каждого из сотрудников.
  4. Организовать обмен опытом. Во внутренних чатах ученики могут обмениваться мнениями по поводу изученного материала, задавать вопросы более опытным работникам и наставникам.

Например, необходимо провести обучение сотрудников отдела продаж. Из теоретического материала оформляется курс обучения, а на вебинаре коуч дает практическое задание и отвечает на вопросы учеников.

Еще один кейс применения систем дистанционного обучения:

Если вы хотите запустить дистанционное обучение побыстрее, оптимальным решением для вас будет выбор облачной платформы. При использовании системы с установкой на сервер вы можете столкнуться с проблемами. Например, вам может потребоваться IT-специалист для ее установки и обслуживания, и если в вашей компании нет такого полезного человека со специальным техническим образованием, дополнительные расходы вам обеспечены. Срок запуска — 3-4 месяца.

Облачные системы не требуют установки на сервер, для работы с ними нужен лишь доступ в интернет. Запустить ее вы сможете за 1-2 дня, а обучение можно начать сразу после регистрации. Управлять ею сможет 1 человек, не обладающий специальными навыками. Если планируете использовать СДО, вам будет полезна статья-обзор популярных систем дистанционного обучения.

Редактор курсов

У некоторых платформ, например Docebo есть встроенный редактор, но он имеет ограниченный функционал, например нельзя создавать тесты после курса. Поэтому сразу советуем приобрести 1 лицензию редактора. Существующие решения можно изучить в статье-обзоре редакторов курсов.

Если вы знакомы с программой PowerPoint, то с легкостью сделаете слайды с текстом и графикой, в которые можно добавить анимацию, записать видео. Вам понадобятся инструменты для создания электронных курсов и тестов. Выбор инструментов играет большую роль на стадии верстки электронного курса. И даже если нет специального образования, то помогут простые в использовании сервисы iSpring Suite.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий