Способы оптимизации процесса грузоперевозок

Николай Лобанов: От Платона до глобального логистического управления страной в тренде «цифровой экономики».

Современная логистика, по моему мнению, возникла в начале 80-х после появления в области ширпотреба персонального компьютера.

Широкие круги Бизнеса, а не только военные озадачились вопросом о том, как использовать новые технологии в виде ПК (персонального компьютера) с наибольшим толком.

Вполне логично, что большинство   отраслей бизнеса   занимается товародвижением, поэтому перед лучшими умами того времени   в виде бизнес-запроса была поставлена задача широкого использования ПК в товародвижении.

Так в 1982 году родилось понятие «цепочка поставок» в виде модели товародвижения, которую   можно было легко автоматизировать средствами информационных технологий с персональными компьютерами.

1982 год можно считать годом рождения логистики в её современном виде!

Это было 36 лет назад и принципиально за это время по сути ничего в логистике не изменилось, как с формулой Вильсона, рождённой в 1913 году и являющейся краеугольным камнем в управлении товарными запасами.

Сегодня 2018 год и у меня есть ощущение, что мы стоим на пороге глобальных изменений, где логистика будет играть одну из первых скрипок вместе с ИТ.

Это была моя вступительная мысль, чтобы перейти к главному, что началось в Мире и нашей стране.

Логистическая служба на предприятии

Логистика на предприятии предполагает управление ее как единой системой. Поэтому необходимо наладить работу специальной службы. Она управляет материальными потоками. Это и оформление договоров с поставщиками и доставка готового товара потребителю.

Основные функции логистической службы:

  1. Контроль выпуска готовой продукции и составление плана процессов транспортировки;
  2. Проектирование информационных процессов;
  3. Наблюдение за бюджетными средствами;
  4. Контроль над деятельностью на складах, в обслуживании производственных дел;
  5. Прогноз спроса на готовую продукцию, сырье, материалы;
  6. Подбор упаковки.

Логистическая служба в виде целого подразделения или в лице одного специалиста выполняет такие задачи:

  • Составление плана с расписание сроков по выпуску готового товара или услуг;
  • Контроль над процессами технологического производства;
  • Поддержка контроля качества, стандартов производства и сервиса;
  • Планирование привоза материалов, сырья;
  • Создание функционирующего склада;
  • Составление прогноза, плана расходования материальных ресурсов;
  • Контроль и налаживание функционирования транспорта внутри производства;
  • Управление и наблюдение за сырьем, материалами, готовой продукцией на всех этапах производства;
  • Обеспечение процессов передачи информации, нужных для управления системами производства.

Соблюдайте информационную гигиену – не все электронные письма одинаково полезны

Для руководителя принципиальное значение имеет умение делегировать задачи. В жизни компании есть множество вещей, которые не то что контролировать, о них и знать не надо. Формализация проведения совещаний, соблюдение регламентов – весьма существенно берегут время. Кстати, есть проверенный метод сокращения продолжительности совещаний – проводить их стоя. Затягивать обсуждения в таких условиях обычно никому не хочется. 
Я сам долгое время страдал от постоянной нехватки времени и был вынужден приезжать на работу по выходным, пока не нашел выход. Благодаря выработанным мной требованиям к документам количество бумаг, которые попадали ко мне на стол, сократилось с пачки толщиной в 30 см до 2–3 см в день. Оказалось, что с большей частью бумаг исполнители вполне могут справиться без моего участия.

Способ пятый. Отказаться от излишней техники

Еще один ресурс, зачастую требующий оптимизации, – средства производства. Это могут быть как компьютеры в офисе, так и станки в цехе. Существует распространенное заблуждение, что чем современнее и производительнее будет оборудование, тем лучше оно будет работать. Сотрудники очень любят писать заявки на приобретение чего-либо новейшего и мощнейшего. Но если возможности средств производства превышают потребности, это приводит только к убыткам. И дело не только в переплате за само оборудование, комплектующие и расходные материалы. Излишняя мощность требует дополнительных энергоресурсов, а недостаточная загрузка вызывает соблазн эту возможность как-то использовать. В результате «про запас» производятся ненужные продукты, которые потом лежат на складе и генерируют новые потери.
Я разработал специальный бланк для заказа новой техники, в котором нужно изложить экономическое и техническое обоснование любого нового приобретения. В том числе провести сравнение покупки, аренды техники и даже передачи выполняемой ей работы на аутсорсинг. Количество заявок сократилось в семь раз. Простой бланк только в одной компании сэкономил порядка трех миллионов в год. 

Распределительные центры мясокомбинатов: особенности проектирования

Николай Лобанов
Лобанов-логист, консалтинговая компания

эксперт по логистике

Основываясь на своем опыте в области логистических аудитов и проектирования складов, я с удовлетворением могу отметить, что после кризиса 2008 года, кроме типичных торговых фирм, предлагающих непродовольственные товары повседневного спроса – FMCG, стало больше заказов от промышленных производственных компаний. Страна начала подниматься из перестроечных руин.

Последние пять лет активизировалась складская логистика продовольственной отрасли со своей спецификой учета продуктов питания по срокам годности.

Уже на протяжении трех лет наблюдается бум на холодные склады и склады замороженных полуфабрикатов (ЗПФ). Склады сегмента HoReCa имеют 4-5 температурных режимов, небольшие сроки годности, весовой товар, много мелкоштучного товара в небольших заказах, жесткие требования к соблюдению холодовых цепей поставок, что вносит серьезную специфику при разработке логистической технологии грузопереработки, хранения и отбора в заказы по FAFO и FEFO, а не только по FIFO.

Температурные склады принципиально имеют планировки, аналогичные складам FMCG, но со своей спецификой, которую накладывает особая технология грузопереработки в условиях соблюдения требований холодовой цепи. В зависимости от типа упаковки и величины партий хранения на холодных складах используется высотное паллетное хранение в 5-7 ярусов на фронтальных паллетных стеллажах. Для «мелкоштучки» применяются стандартные «мезонинные» конструкции полочных стеллажей.

Склады HoReCa работают с различными видами товара: замороженным и охлажденным мясом, ЗПФ (в том числе, пельменями), а также овощами, рыбой, молочной продукцией, поэтому имеют свои особенности проектирования планировки и технологии. Например, учитывается совместимость разных видов товара, требования СанПина, жесткие границы температуры хранения, различный вес упаковок и коробок с товаром.

Понятие реинжиниринга бизнес-процессов

Одна из современных технологий управления бизнесом — это технология реинжиниринга бизнес-процессов.

Его использование на практике позволяет многим компаниям: снизить себестоимость продукта за счет увеличения эффективности управления, повысить качество продукции, уменьшить время обработки заказов своих клиентов, быстро разрабатывать новую продукцию и прочее.

Общая схема реинжиниринга бизнес-процессов:

  1. Разрабатывается модель бизнес-процессов «как есть», т. е. модель существующих на данном предприятии процессов, а также прописывается их технология.
  2. На основе проведенного анализа данной модели составляется модель новых процессов («как должно быть») с разработкой новых технологий.
  3. Модель вместе с технологиями новых процессов подвергаются тщательному анализу на соответствие основным требованиям бизнес-системы, во время которого рассчитываются возможные экономические выгоды.
  4. Модель новых процессов внедряют в практику деятельности предприятия (при условии получения положительных результатов анализа).

Виды аутсорсинга.

В зависимости от места расположения поставщика услуг:

  • внутренний для страны аутсорсинг —оншорный,
  • международный аутсорсинг —оффшорный.

Инсорсинг (Insourcing) – дополнительное использование внутренних ресурсов компании. Инсорсинг позволяет предприятиям снизить издержки неиспользуемой мощности. Примером инсорсинга у предприятия, обладающего зданием, является сдача части здания в аренду по рыночной цене. Примером инсорсинга у предприятия, обладающего собственным складом, является принятие на хранение товаров сторонних лиц на период, когда склад не используется предприятием.

Инсорсинг и аутсорсинг не противопоставлены друг другу, так как выбор состоит не в полном отказе от одного способа обслуживания в пользу другого. Вполне возможно передача сторонним исполнителям только части логистических функций, то есть в определенных условиях оказывается эффективным сочетание инсорсинга и аутсорсинга.

В зависимости от критерия участия в собственности исполнителя аутсорсинг бывает:

  • внутрифирменный
  • аутсорсинг независимых предприятий.

В зависимости от вида передаваемой деятельности аутсорсинг бывает:

  • аутсорсинг физического производства,
  • аутсорсинг услуг,
  • логистический аутсорсинг.

Причины, по которым передаются функции внешним исполнителям:

Основные причины обращения к логистическим посредникам в дистрибьюции, т.е. развития стратегии аутсорсинга, следующие:

  • возможность повышения эффективности собственной деятельности за счет освобождения от вспомогательных неприбыльных для предприятия работ и сосредоточение на основных, наиболее прибыльных видах деятельности;
  • необходимость укрепления конкурентных позиций за счет повышения качества обслуживания потребителей, предоставления им услуг, которые предприятие не может оказывать собственными силами;
  • стремление снизить расходы на выполнение логистических операций, которые выполняются специализированными организациями с более высокой производительностью и точностью за счет их опыта и масштаба деятельности, имеющихся уникальных технологий и оборудования;
  • отсутствие у собственного персонала достаточного опыта и квалификации для выполнения отдельных работ;
  • стремление использовать для повышения собственной конкурентоспособности высокую репутацию или популярную марку поставщика логистических услуг.

Риски, связанные с использованием аутсорсинга в логистике

— утечка коммерческой информации компании, снижение оперативности в предоставлении сведений для управления предприятием;

-отказ предприятия от выполнения некоторых функций может привести к полной зависимости от внешних исполнителей.

-достаточно велик риск убытков из-за низкого качества услуг, если на рынке нет эффективного логистического провайдера;

— неразвитость логистической инфраструктуры страны, что не позволяет внедрять новые технологии.

Производственная логистика

Производственная логистика – это управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства от склада материальной продукции до склада готовой продукции.

Являясь одной из функциональных областей логистики, производственная логистика решает проблемы организации движения материальных ресурсов и управления ими непосредственно между стадиями производственного процесса, включая подачу сырья и материалов на рабочие места. То есть в узком смысле, занимается:

— планированием,

-организацией внутрипроизводственной транспортировки и ее контролем;

— складированием и поддержанием запасов сырья, материалов и т.д.;

— производственных процессов стадий заготовки, обработки и сборки готовой продукции, т.е. в целом представляет собой регулирование производственного процесса.

Актуальность рассмотрения производственной логистики как функциональной области логистики состоит в том, что в последние годы отмечена тенденция к сокращению сферы массового и крупносерийного производства. Расширяется применение универсального оборудования гибких переналаживаемых производственных систем. Производители получают все больше заказов на изготовление небольших партий и даже единичных изделий. При этом, со стороны покупателей все чаще выдвигается требование удовлетворить потребность за минимально короткий срок с высокой степенью качества и различными гарантиями. Другим аспектом актуальности производственной логистики является организация производства в рамках кооперации по выпуску сложных изделий. Цель производственной логистики заключается в обеспечении временного, ритмичного и экономичного движения материальных ресурсов между стадиями основного производства и рабочими местами, в соответствии с планами производства, реализации готовой продукции или заказами потребителей.

Для обеспечения основной цели производственной логистики, необходимо в комплексе решать задачи планирования, организации движения материального потока, оперативного управления не только в основном производстве, но и во вспомогательных обслуживающих производствах. К вспомогательному процессу относят процедуры закупки, производства и подачи на рабочие места технологической оснастки, запасных частей производственного и обслуживающего оборудования; подачу электроэнергии, газа, воды пара, смазывающих материалов и т.д. Обслуживающие процессы связаны в основном с транспортными и складскими операциями.

Взаимосвязанными являются также проблемы организации рабочей силы и управления ее движением, поскольку основная сложность оптимизации затрат на производство заключается в определении компромисса между обеспечением непрерывности загрузки работников, рабочих мест и непрерывностью движения предметов труда в производстве.

Производственная логистика объединяет оперативное планирование и управление материальными потоками как на производстве, так и в снабжении, ив сбыте. Современное понимание производственной логистики сводится не только к методу управления материальными и сопутствующими потоками, но и как к системе рационализации управления потоковыми процессами в промышленной организации, которая предполагает постепенное развитие и формирование интегрированных систем управления, построенных на принципах синхронизации и оптимизации всех производственных этапов.

Современные системы управления позволяют полностью автоматизировать управление на промышленных предприятиях, в том числе:

— интегрировать в этот процесс проектирование новой продукции и управление ее жизненным циклом;

— управлять производственными системами и роботизированными комплексами, материальными потоками в снабжении, производстве и сбыте;

— управлять связами с поставщиками и потребителями в логистических системах более высокого порядка и т.д.

Работа подобных интегрированных систем возможна только в рамках информационной среды, поддерживаемой мощными и производительными компьютерными системами.

Сущность применения производственной логистики в интегрированном управлении предприятием, заключается в создании условий для оптимального, эффективного и результативного протекания производственного процесса в пространстве производственной системы и во времени.

Современная тенденция рынка к индивидуализации выпускаемой продукции выдвигает на первый план вопросы организации и управления единичными типами производств. Соответственно, при описании основных методов производственного планирования, упор сделан на удовлетворение современных потребностей организации производства.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

GEFCO купила испанского оператора

Компания GEFCO приобрела испанскую транспортную компанию GLT, которая специализируется на перевозках между Европой и Марокко. В GEFCO заявляют, что эта покупка укрепит позиции компании в период быстрого роста торговли между Европой и африканской страной в сферах автомобильной промышленности, розничной торговли и моды.
«Приобретение GLT имеет стратегическое значение для расширения нашей сети и профессионального развития, – прокомментировал сделку председатель правления GEFCO Люк Надаль. – Вслед за успешной интеграцией IJS Global в 2015 году покупка GLT также отражает нашу способность ускорить рост рентабельности группы GEFCO в результате выгодных поглощений».  Как пояснил «Гудку» вице-президент Группы GEFCO по продажам и маркетингу Эммануэль Арно, транспортный коридор из Европы в Марокко – это динамично развивающееся направление. «После арабской весны Марокко вышло на рынок экспорта в близлежащие страны и регионы с продукцией автомобилестроения и текстильной промышленности: в период с 2000 по 2016 год темпы роста экспорта Марокко росли ежегодно на 7,5%, в то время как импорт каждый год рос на 8,4%», – уточняет он. 
На работу компании GEFCO в России покупка испанского оператора практически не повлияет, поскольку логистический обмен между Россией и Марокко осуществляется в основном морским путём, а ноу-хау GLT основаны на автомобильных решениях. Тем не менее, как считает Эммануэль Арно, благодаря инициативам Российского экспортного центра российская автомобильная промышленность начинает экспортировать автозапчасти и комплектующие. «В ряде случаев было бы уместно предложить им более быстрое транспортное сообщение по сравнению с морскими перевозками для оптимизации транзитных сроков и ускорения доставки», – полагает он.  По оценке ведущего эксперта по логистике консалтинговой логистической компании «Лобанов-логист» Николая Лобанова, Северная Африка, Марокко, Алжир – это хорошо развивающиеся регионы с темпами роста в 3–5% ВВП. «В этих районах нет войны, дешёвая рабочая сила, поэтому международный капитал хорошо инвестирует свои средства в эти страны, открывая новые производства, например автомобильные. В частности, там хорошо развивается производство французских автомобилей», – говорит эксперт. Он считает, что GEFCO, как международный логистический оператор, работающий более чем в 150 странах, взял на себя перевозку новых автомобилей из Марокко в Европу и данное направление оказалось настолько выгодным и стабильным, что в компании решили в целях снижения доли логистических издержек и повышения контроля и управляемости данного бизнеса приобрести перевозчика с собственным транспортом – испанскую GLT.   «Развитие бизнеса путём слияний и поглощений – норма для западного бизнеса, так как это проще и дешевле, чем создавать собственное бизнес-направление в конкурентной среде, – уверен Николай Лобанов. – GEFCO уже более 3 лет плотно «сидит» в Марокко и Алжире, развивая кроме перевозок автомобилей и другие направления бизнеса, такие как складское хранение автомобилей. GEFCO работает из Северной Африки не только с Европой, но и с Латинской Америкой, Азией, Китаем, поэтому перспективы на этом растущем рынке у GEFCO хорошие по всем товарным группам и видам перевозок, включая морские и авиационные». 

Автоматизация логистики

  1. Увеличивается скорость обработки заявок на доставку грузов. За счет системы оповещений перевозчик может оперативно отреагировать на поступивший заказ, вовремя подать заявку на тендер.
  2. Программа сама выбирает, какие транспортные средства из автопарка перевозчика подходят для доставки конкретного груза. Это очень удобно: сразу можно определить, будет ли в нужное время свободен требуемый транспорт.
  3. Автоматическое заполнение договоров, товарно-транспортных накладных, доверенностей и прочей необходимой документации.
  4. Стоимость грузоперевозки для клиента рассчитывает программа. Заказчик сразу знает, какие расходы его ждут.
  5. Специализированная программа по оптимизации логистики упрощает коммуникацию с клиентами, облегчает жизнь работникам компании и позволяет повысить эффективность работы всего коллектива до максимума.
  • Снижение расходов на обслуживание транспортного средства.
  • Выявление нецелевых поездок, сливов топлива и других случаев нарушения трудовой дисциплины водителями.
  • Контроль за тем, как водитель соблюдает режим рабочего дня и отдыха во время поездки.
  • Экономия на закупке бензина и прочих ГСМ за счет точного подсчета общих расходов на топливо для всего автопарка.
  • Контроль за отклонениями машины от заранее определенного маршрута.
  • Снижение вероятности возникновения аварийных ситуаций.

В качестве способа по оптимизации логистики транспортирования в компании некоторые перевозчики рассматривают полный отказ от системы слежения. Программное обеспечение и специализированное оборудование – это дополнительные расходы. Подобное решение не поможет пережить кризисные времена, а, наоборот, ускорит уход с рынка по причине низкой маржинальности. При отказе от систем мониторинга компания экономит сравнительно небольшую сумму, а теряет много и постоянно. За 2018 год число перевозчиков, заинтересованных в установке системы мониторинга автотранспорта, выросло. И это пример правильного подхода к процессам оптимизации.

Особенности направлений логистики компании

Теперь расскажем кратко о специфике логистики коммерческих предприятий. Тесное взаимодействие всех систем управления и их согласованное функционирование – залог успешной работы компании.

Производственная логистика

Она занимается управлением материальных ресурсов, начиная с поставок сырья и заканчивая выпуском готовой продукции. Производственная логистика преследует цели максимально снизить себестоимость изделий, улучшая его качественные характеристики. В ней не предусмотрены какие-либо товарно-денежные отношения.

Закупочная логистика

Направление рассматривает вопросы, связанные с поиском поставщиков, оптимизацией запасов на складах, сокращением расходов на закупку.

Подразделяется на два вида:

  1. Традиционная. Разовая закупка сырья и материалов на конкретный срок.
  2. Оперативная. Приобретение ТМЦ по мере расходования имеющихся ресурсов.

Она отвечает за бесперебойные поставки сырья и оптимизацию складских запасов.

Логистика запасов

Разновидность управления, нацеленная на рациональное использование запасов на складах. Организация складской логистики позволяет грамотно распределить излишки сырья при заказе больших партий, вовремя приобрести товар до ожидаемого скачка цен и снабдить им конкретный участок производства.

Транспортная логистика

Направление отвечает за снижение издержек на транспортировку ТМЦ. Данное направление логистики на предприятии занимается перевозкой грузов, поставками товаров. Специалисты подбирают необходимый вид транспорта, планируют оптимальные маршруты, связывают все автоперевозки и управляют информационными потоками.

Информационная логистика

Отдел занимается менеджментом внутренних и внешних потоков информации. Его приоритетная задача – управление программным и техническим обеспечением с разработкой новых мероприятий по совершенствованию деятельности фирмы. Оптимизация работы логистического отдела позволяет бесперебойно взаимодействовать всем подразделениям предприятия. Информационная логистика востребована в компаниях с большим товарооборотом, к примеру, на хлебопекарном предприятии. При оформлении оптовых заказов все покупатели должны быть занесены в электронную базу, иначе при доставке товаров произойдет путаница.

Железнодорожная логистика

Грузоперевозки на железнодорожном транспорте – популярный вариант недорогой доставки товаров. Она отвечает за определение оптимальных маршрутов, выбор вида подвижного состава, погрузочно-разгрузочные операции и оформление накладных.

Таможенная логистика

Направление, используемое в международных компаниях для организации поставок сырья и товаров между государствами. Специалисты занимаются документацией и организацией грузоперевозок.

Проверенный метод сокращения продолжительности совещаний – проводить их стоя

Стоит помнить, что существует множество компьютерных программ, позволяющих автоматизировать управление проектами, – например, очень популярный в среде айтишников Trello

А если это покажется сложным, всегда можно воспользоваться инструментом производственной системы Toyota (TPS), так называемой «канбан-доской» – обычной магнитно-маркерной офисной доской, на которой отражается перемещение задачи между исполнителями или стадиями работы.
Очень важно соблюдать информационную гигиену – не все электронные письма одинаково полезны. И, как это ни смешно, огромное значение имеет соблюдение порядка на рабочем месте

Когда в рабочей зоне отсутствует лишнее, а все нужное лежит на своих местах, это экономит время и снижает утомляемость. И если руководитель хочет, чтобы на столах работников был порядок, его стол должен служить образцом.

Оплата труда: KPI или большой оклад?

Оплата труда составляет заметную часть расходов. Как сохранить доверие команды и сделать зарплату оптимальной, чтобы она устраивала и работника, и работодателя?

Лидеры сферы транспортных перевозок, как правило, привязывают выплаты к результатам сотрудников. Если речь идёт о водителях, то показателями эффективности могут стать: 

  • расход топлива;
  • пройденный километраж; 
  • отсутствие штрафов и опозданий; 
  • количество выполненных рейсов или доставок. 

Серьёзной мотивирующей частью при этом становится выплата премий (например, за экономию определенного количества топлива). Если зарплата водителя будет состоять не из фиксированной суммы, а из вознаграждения по формуле «оклад + премия за выполненную работу + бонусы за экономию топлива и бережливое отношение к автомобилю», расходы на оплату труда вырастут.

Но при этом появится заметный положительный эффект: увеличение количества выполненных рейсов (что позволит не расширять штат водителей), снижение потребности привлечения наёмного транспорта, сокращение затрат на топливо (в среднем на 5%) и ремонт автомобилей (в среднем на 4%).

Правила построения службы логистики

Организация логистики на предприятии во многом зависит от направления деятельности компании, ее размеров и мощностей, ежемесячного товарооборота, количества поставщиков и потребителей. В зависимости от указанных внутренних и внешних показателей, на производстве устанавливается определенная иерархия. Каждая выделенная структура делится на несколько уровней развития логистики, подотчётных управляющему:

Первый уровень Общее управление Вице-президент по логистике
Второй уровень Программное управление Руководители групп
Третий уровень Оперативное управление Менеджеры

Первый уровень выполняет следующее:

  • контроль деятельности логического отдела;
  • корректировка планов и направлений;
  • разработка стратегий, долгосрочное и краткосрочное планирование;
  • оценка работы системы;
  • координация служб доставки;
  • контроль и согласование бюджета.

Деятельность системы базируется на имеющихся показателях производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Первый уровень службы логистики взаимодействует со всеми нижестоящими подразделениями.

Функции второго уровня:

  • оформление и обработка поступающих заказов;
  • контроль закупок;
  • организация транспортного и складского хозяйства;
  • реализация плана работ;
  • контроль за деятельностью подчиненных;
  • устранение ошибок, несоответствий;
  • отчет перед руководством компании.

Участниками второй ступени считаются руководители-менеджеры отделов снабжение, сбыта, складского хозяйства и т. д., инженеры, контролеры и аналитики. Благодаря их совместным действиям, все проблемы разрешаются своевременно и без осложнений.

В обязанности третьего уровня логистики торгового предприятия входит:

  • управление передвижением ТМЦ;
  • взаимодействие с поставщиками при просрочке дедлайнов;
  • передача менеджерам информации о зафиксированных нарушениях;
  • управление подсистемами программного уровня;
  • отчет перед вышестоящим руководством.

Методы оптимизации логистики на предприятии

Высокая конкуренция вынуждает предприятия значительно сокращать свои расходы в каждом подразделении логистической системы, что отрицательно сказывается на ситуации в целом. Для примера рассмотрим нерациональное сокращение издержек.

Логистический отдел бумажной компании, чтобы сократить расходы на арендную плату, решил перенести распределительный центр за пределы городской черты. Принимая решение, никто из управляющих не учитывал транспортное обеспечение, месторасположение потребителей и поставщиков, объемы поставок. Вследствие необдуманных действий, компания за первый квартал работы потеряла порядка 185 тыс. рублей в связи с увеличением затрат на грузоперевозки. В итоге расходы на транспорт превысили экономию, которую удалось получить за счет снижения арендной платы на помещение в центре города.

Для того чтобы рационально оптимизировать деятельность логистического отдела, важно своевременно внедрять мероприятия по снижению затрат на каждом этапе производства

Сегменты логистики Варианты оптимизации Эффективность мероприятия
Закупки Внедрение системы управления запасами Затраты снижаются на 30 %, неликвиды не накапливаются
Использование системы анализа финансовой устойчивости поставщиков Риски при закупках сырья снижаются
Склад Внедрение системы ЛТ Оптимизируются издержки на хранение ТМЦ
Расположение складского помещения Снижаются расходы на перевозки до 30 %
Изменение внутренней технологии Эффективность склада увеличивается до 40 %
Транспорт Рассмотрение возможности приобретения и аренды транспорта Себестоимость грузоперевозок снижается до 40 %
Использование систем маршрутизации Снижаются издержки до 40 %

Сформировать универсальный план оптимизации логистики невозможно, т. к. уровень управления производством и подход к снижению издержек у всех компаний разный.

Начать совершенствование экономики и системы управления на предприятии следует с планирования продаж. Для начала необходимо исследовать ассортимент и выявить наиболее сильные и высокодоходные позиции. Для этого применяется система ABC-анализа: следует разделить все позиции на группы по востребованности, от наиболее популярных к наименее рентабельным.

XYZ-анализ поможет оценить регулярность сбыта той или иной товарной группы. Объединив полученные результаты, можно оптимизировать ассортимент, сократить число выпускаемых позиций и снизить издержки на закупки.

Далее следует составить рейтинг поставщиков по заданным критериям:

  • надежность;
  • стоимость;
  • качество сырья;
  • условия оплаты;
  • финансовое состояние подрядчика.

Затем оценить каждого контрагента по десятибалльной шкале и подвести итоги.

Важно определить эффективную модель складской логистики. Если компания имеет постоянный высокий спрос на продукцию, то использование своих помещений вполне оправданно

При нестабильном показателе и низком товарообороте, лучше воспользоваться предложениями логистических операторов

Выбирая местоположение хранилищ, особое внимание нужно уделить не только цене, но и удаленности от основных поставщиков/потребителей, это поможет сократить издержки на транспортировку грузов

Огромную роль в оптимизации логистики играет и человеческий фактор. Поэтому для улучшения эффективности работы сотрудников необходимо пересмотреть мотивационную модель оплаты труда. Для каждой категории работников разработать уникальные системы вознаграждений и взысканий.

Особое внимание следует уделить транспортникам. Оптимизация грузоперевозок поможет снизить издержки на доставку сырья, время обслуживания потребителей, благодаря увеличению, например, вместимости транспорта или сокращения точек получателей

Важный вопрос, который необходимо решить в ходе совершенствования транспортной логистики: использовать свой автопарк или привлекать экспедиционную компанию?

Если выбрать сторонних автоперевозчиков, то себестоимость транспортировок снижается на 40 %, а вот приобретение собственных машин позволит не зависеть от тарифов посредников и значительно повысит качество оказываемых услуг. В обоих случаях для улучшения эффективности логистики необходимо прокладывать оптимальные маршруты грузоперевозок, которые сократят неоправданные холостые пробеги. Контроль за расходом топлива и передвижением автотранспорта можно отслеживать в реальном времени через систему GSM или Глонасс, это сократит издержки до 40 %.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий