Регистрация общественной организации в россии

Что за лица скрываются под наименованием «НКО»

Главное отличие некоммерческих организаций от всех прочих кроется в самом их названии: они не преследуют коммерческих целей, не создаются для извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют эту прибыль между участниками. В Гражданском кодексе РФ деятельности НКО посвящен отдельный раздел. А в данной статье мы рассмотрим открытие некоммерческой организации; пошаговая инструкция 2020 поможет првоести регистрацию без ошибок.

Основные положения создания и деятельности НКО регулируются нормами . Более конкретно все, что необходимо для открытия НКО, и каковы этапы «жизни» отдельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, сформулировано в специальных законах:

1 сентября 2014 года в были введены новые формулировки норм, регулирующих основные положения создания и деятельности некоммерческих организаций и поясняющие, что нужно для открытия НКО. Теперь все некоммерческие организации подразделяются на две группы: некоммерческие корпоративные и некоммерческие унитарные. Каждая из этих групп объединяет различные организационно-правовые формы. К некоммерческим корпоративным относятся:

  • потребительские кооперативы;
  • общественные организации;
  • ассоциации (союзы);
  • товарищества собственников недвижимости;
  • казачьи общества;
  • адвокатские образования.

К некоммерческим унитарным относятся фонды, учреждения и религиозные организации.

В связи с этим, прежде чем начать непосредственную подготовку к регистрации, необходимо определиться с ее организационно-правовой формой. Только после ее выбора учредителями можно приступать к созданию НКО. После этого вам пригодится пошаговая инструкция по открытию общественной организации, которая дана в статье (инструкция общая и подойдет для любой выбранной формы).

Общественный фонд

Общественный
фонд — это один из видов некоммерческих
фондов, представляет собой не имеющее
членства общественное объединение,
цель которого заключается в формировании
имущества на основе добровольных
взносов, иных не запрещенных законом
поступлений и использовании данного
имущества на общественно полезные цели.
Учредители и управляющие имуществом
общественного фонда не вправе использовать
указанное имущество в собственных
интересах.

Общественное
учреждение

Общественное
учреждение — это не имеющее членства
общественное объединение, ставящее
своей целью оказание конкретного вида
услуг.

Орган
общественной самодеятельности

Орган
общественной самодеятельности — это
не имеющее членства общественное
объединение, целью которого является
совместное решение различных социальных
проблем, возникающих у граждан по месту
жительства, работы или учебы, направленное
на удовлетворение потребностей
неограниченного круга лиц.

Политическая
партия

Политическая
партия — это общественное объединение,
созданное в целях участия граждан
Российской Федерации в политической
жизни общества посредством формирования
и выражения их политической воли, участия
в общественных и политических акциях,
в выборах и референдумах, а также в целях
представления интересов граждан в
органах государственной власти и органах
местного самоуправления.

23.
Политические партии: понятие, порядок
создания, права и

обязанности.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА (ПС) РФ: ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПРАВОВОЙ СТАТУС
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

Субъекты
ПС

– граждане, обладающие политическими
правами, общественные объединения
(прежде всего политические партии),
государство.

Конституционно
закреплены такие принципы регулирования
ПС, как идеологическое многообразие
(ч. 1 и 2 ст. 13 Конституции РФ), политический
плюрализм (ч. 3 ст. 13 Конституции РФ),
равенство общественных объединений
перед законом (ч. 4 ст. 13 Конституции
РФ), запрет на создание и деятельность
опасных для общества и государства
общественных объединений (ч. 5 ст. 13
Конституции РФ).

Более
подробно правовой статус политических
партий определяется ФЗ «О политических
партиях».

Отдельно
среди общественных объединений выделяются
политические партии, создаваемые в
целях участия граждан РФ в политической
жизни общества посредством формирования
и выражения их политической воли, участия
в общественных и политических акциях,
выборах и референдумах, представления
интересов граждан в органах государственной
власти и местного самоуправления.
Основные
требования, предъявляемые к политической
партии:

региональные отделения более чем в
половине субъектов РФ; не менее 50 тыс.
членов. Запрет на создание региональных
партий и ограничение минимальной
численности членов партии были признаны
соответствующими Конституции РФ
постановлением Конституционного Суда
РФ от 1 февраля 2005 г.

Деятельность
политических партий строится на принципах
добровольности, равноправия, самоуправления,
законности и гласности.

Политическая
партия создается свободно, подлежит
государственной регистрации в качестве
юридического лица (общественного
объединения). Помимо устава политическая
партия должна иметь программу, определяющую
принципы деятельности политической
партии, ее цели и задачи, методы реализации
целей и решения задач.

Членами
политической партии могут быть только
дееспособные граждане РФ, достигшие
18-летнего возраста.

В
случае успешного выступления политической
партии на выборах (набрали не менее 3 %
на выборах депутатов Государственной
Думы по общефедеральному избирательному
округу, либо избрано не менее 12 депутатов
по одномандатным округам в Государственную
Думу, либо выдвинутый партией кандидат
в Президенты РФ набрал не менее 3 %
голосов) политическая партия имеет
право на получение государственной
финансовой поддержки (из федерального
бюджета).

Только
политическая партия (из всех видов
общественных объединений) вправе
самостоятельно выдвигать кандидатов
(списки кандидатов) в депутаты и на иные
выборные должности в органах государственной
власти (эта норма вступила в силу с лета
2003 г.).

Политическая
партия может быть ликвидирована по
решению высшего руководящего органа
либо (в некоторых случаях) по решению
Верховного Суда РФ.

Название организации

Некоммерческая форма организаций, к которым относятся общественные организации, обладает рядом специфических особенностей, дающих ей возможность успешно действовать в условиях современной России.

Благодаря хорошо развитой системе по привлечению финансирования, возможности использования труда добровольцев и гибкой организационно-управленческой структуре, общественные организации способны достигать наибольшей эффективности и высокой степени адресности своих программ, которые, как правило, изначально отражаются в наименовании общественной организации.

Наименование общественно организации одно из самых важных аспектов при ее создании, как говорят «Как корабль назовешь так он и поплывет».

Наименование общественной организации для успешной ее деятельности должно содержать способность общественных организаций мотивировать личность к добровольческой и иной альтруистической деятельности для удовлетворения духовных потребностей граждан.

Также можно смело сказать, что наименование любой организации влияет на степень активности и влияет на многочисленные внешние и внутренние факторы, в частности, степень информированности населения, источники финансирования и социально-экономическое благополучие.

В соответствии с Гражданским кодексом и Федеральным законом об общественных объединениях наименование общественной организации должно содержать указание на организационно-правовую форму, характер ее деятельн6ости и территориальную сферу деятельности.

Согласно закону общественные организации выступают в гражданском обороте под собственным наименованием и имеют исключительное право на его использование.

Наименование общественных организаций не может заключать в себе информацию (понятия), оскорбляющую нравственные, религиозные и национальные чувства граждан.

Для примера мы приведем ряд наименований уже зарегистрированных нами организаций, успешно, осуществляющих свою деятельность:

  • Общественная организация содействия развитию пчеловодства «Общество пчеловодов Ззарайского района»
  • Региональная общественная организация защита прав и законных интересов граждан «Закон»
  • Московская областная общественная организация по защите прав потребителей «Общественный контроль»
  • Межрегиональная спортивная общественная организация «Федерация гольфа»
  • Общероссийская общественная организация «Объедение врачей  Российской Федерации»
  • Всероссийская общественная организация нефрологических и трансплантированных больных «Право на Жизнь»

Наименование общественной организации напрямую влияет на достижение поставленных организацией целей, вовлекая и объединяя активных лиц, для успешного взаимодействия с гражданами, организациями и с властями различных уровней.

Контроль и надзор за деятельностью общественных объединений

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации. Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений — Министерство юстиции Российской Федерации (и его управления в субъектах Российской Федерации), осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Указанный орган вправе:

  • запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;
  • направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;
  • не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
  • запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
  • в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное этим органом, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд. Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения.

5 этапов для создания общественной организации

Для создания понадобятся три или более физических лица. Интересен и тот факт, что в роли учредителя может выступать не только физическое, но и юридическое лицо, причем, даже не одно.

Процесс создания общественной организации можно разделить на 5 последовательных этапов:

  1. Консультация по всем юридическим и организационным вопросам с юристом.
  2. Подготовка и сбор документации.
  3. Оплата пошлины в размере около 4000 рублей.
  4. Ожидание подтверждения регистрации.
  5. Постановка на учет в налоговой службе.

Список необходимых документов:

  • заявление о регистрации;
  • информация о руководстве;
  • документы и сведенья обо всех учредителях;
  • протокол с собрания учредителей;
  • уставные документы;
  • квитанция про уплату налога (сбора) за регистрацию (примерно 4000 рублей).

Все вышеперечисленные документы должны быть предоставлены в двух экземплярах.

Помимо основного набора документов, необходимо будет также предоставить такие бумаги:

  • решение о создании организации;
  • решение про утверждение устава;
  • решение про выбор органов.

Как было сказано выше, деятельность общественных организаций регулируется законом, а более подробно ознакомиться с нормами, которые ее регулируют можно при помощи таких документов:

  • Конституция;
  • Гражданский кодекс;
  • Закон «Об общественных объединениях».

В случае создания любого общественного некоммерческого союза придется плотно поработать с данными законодательными актами.

При этом желательно обратить внимание на такие моменты:

Каждый человек, который достиг определенного возраста и имеет гражданство, или группа людей имеют полное законное право на объединение с той целью, чтобы защитить их общие убеждения и интересы.
А также, свобода дальнейших действий подобной организации гарантируется, что указано статьей № 30 в Конституции Российской Федерации (www.constitution.ru)

Не обязательно общественные организации должны быть официально зарегистрированы, а также нет необходимости предварительно получать разрешение на то, чтобы создать общественную организацию, у местных органов управления и регулировки деятельности, что сказано в 3 и 21 статьях Федерального Закона (ozpp.ru/zknd/obsh)

Важно знать: в том случае, если выбранная правовая форма объединения не зарегистрирована официально, она лишена не только обязанностей, но и прав юридического лица.
Тем не менее, при необходимости ее можно зарегистрировать в любой момент.

1) Кто может создать общественную организацию?

Стать создателем или же членом общественной организации может:

  • совершеннолетний (не младше 18 лет);
  • гражданин РФ, а также иностранец, который законно проживает на территории России;
  • лица, которые не привлекались к ответственности за отмывание денежных средств и за спонсирование терроризма;
  • лица, которые находятся в тюремном заключении по решению суда.

Учредители, которые участвуют в создании организации, являются ее членами.

2) Из чего должен состоять Устав?

Официальный уставной документ общественной организации, точно так, как и в случае с уставом предприятия, должен состоять из таких элементов:

  • полное название;
  • основная цель (цели, если их несколько), интересы и основной род деятельности;
  • органы управления и руководства;
  • определенные территории, в границах которых она действует;
  • условия, при которых можно получить или потерять членство;
  • срок, на который руководящие полномочия будут предоставляться, порядок получения и потери;
  • то, в каком порядке будут вноситься изменения или пополнения устава;
  • основной источник средств, предоставленного имущества и способ их контроля;
  • порядок того, как ликвидируется и реорганизуется.

Зависимо от особенностей, тематики и цели, устав может также содержать дополнительные пункты.

Некоторые молодежные объединения допускают детей от 14 лет, а детские от 8.

После утверждения устав необходимо предоставить в трех экземплярах, два из которых прошивают, подписывают и нумеруют страницы.

Вместе с уставом предоставляют протоколы того, как выбирался руководитель и создавалась организация.

3) Возможности организации как юридического лица

После регистрации, организация получает полноценные права, что подразумевает:

  • сбор и контроль денежных средств;
  • наличие счета в банке;
  • заключение договоров.

Исходя из того, как расширяется сфера возможностей и деятельности при получении официального статуса, можно прийти к выводу, что данная процедура актуальна лишь в случае с денежными операциями.

В любом другом случае — это не имеет такой важности или смысла

Для чего создают Ассоциации. Основные отличия от других некоммерческих организаций

Потребность в объединении и во вступлении в ассоциацию, как правило, диктуется требованием закона. Особенно это актуально в тех сферах общественной жизни, где закон обязывает лиц быть членами каких-либо аккредитованных саморегулируемых организаций в качестве обязательного условия для допуска к выполнению особо сложных или ответственных работ (оказанию услуг).

Пример:

  • СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
  • СРО в области архитектурно-строительного проектирования;
  • СРО в области инженерных изысканий;
  • СРО арбитражных управляющих;
  • СРО оценщиков;
  • СРО аудиторов;
  • СРО управляющих компаний;
  • СРО коллекторов;
  • СРО в сфере кадастровой деятельности.

Без членства в профильном СРО такие лица просто не смогут законно вести свою основную профессиональную деятельность, например в сфере выполнения кадастровых работ.

Подобные саморегулируемые организации как раз и создаются на базе такой организационно-правовой формы юридических лиц, как «ассоциации».

Иной случай — когда необходимо создать некоммерческое объединение, которое может принимать в свой состав любые юридические лица, в том числе коммерческие (ООО, АО), и индивидуальных предпринимателей, т.е. объединять субъектов предпринимательской деятельности.

Из всех предусмотренных законом форм некоммерческих организаций (НКО) ассоциация — единственная, которая обеспечивает членство для коммерческих организаций.

Так, например членами общественной организации могут быть только граждане (физические лица) или другие общественные организации.

Ассоциация же — это почти та же общественная организация, только (если судить по статусу членов) более коммерчески и профессионально ориентированная.

Кто-то может возразить, что ведь существует еще некоммерческие партнерства. Однако они перестали существовать как отдельный вид НКО. Можете проверить — в последней редакции ст. 50 Гражданского кодекса РФ все некоммерческие партнерства отныне закреплены как подвид ассоциаций:

Как видно из норм закона, форма ассоциации охватывает большое семейство подвидов юридических лиц

И в этом отношении не важно как они называются. Юридически на них все распространяются нормы о деятельности ассоциаций

Плюс ассоциации еще и в том, что его могут учредить всего два физических или юридических лица (лично регистрировал с 2-мя учредителями — физ. лицами, но не уверен, что так можно во всех регионах). С общественными организациями хуже — по закону требуется минимум 3 лица (а в некоторых регионах могут потребовать даже 5).

Так как ассоциация — корпоративное юридическое лицо, на него распространяются по аналогии многие положения законодательства об обществах с ограниченной ответственностью и акционерных обществах, в части процедур корпоративного управления и компетенции органов.

Кроме того ассоциация обладает легальным правом собирать взносы со своих членов в качестве основного источника финансирования своей деятельности. Взносы могут быть вступительными, членскими, целевыми, а также других видов.

Помимо этого ассоциации не запрещено оказывать за плату услуги для своих членов, например образовательного характера. На практике деятельность многих ассоциаций строится как раз на организации различных профессиональных форумов, семинаров и круглых столов

Это позволяет привлечь внимание к её деятельности у участников какого-либо рынка и служит рекламой для пополнения рядов своих членов

Для этой цели ассоциации привлекают экспертов в своей области, проводят обучение своих членов и иных лиц, разрабатывают стандарты деятельности, правила профессиональной этики и иные документы.

Еще одна особенность именно формы ассоциации — учредители могут при желании установить субсидиарную ответственность членов по долгам ассоциации (применяется редко).

Учредителей ассоциации можно менять (вводить и выводить). При желании ассоциацию можно полностью переписать на других лиц, а также изменить направление её деятельности.

Отсюда можно сделать основные выводы:

  • Ассоциация — это юридическое лицо, основанное на членстве. Членство должно быть документально оформлено и зафиксировано (как это делать учредители вольны определять самостоятельно).
  • Лица объединяются в ассоциацию чаще всего по признаку схожести профессиональной деятельности в целях её координации и отстаивания общих интересов, либо для выполнения требования закона, как условия для допуска к определенному роду деятельности. На практике это проявляется в отраслевой специализации, которая должна быть отражена в наименовании и учредительном документе. Создать одну универсальную (занимающуюся всем) ассоциацию не получится.

Составление протокола

Потребность объединяться, вести дело сообща, постоянный обмен мнениями, взаимопомощь заложены в самой природе человека как существа общественного и  социального.

Развитая система общественных организаций — неотъемлемый элемент гражданского общества. С помощью общественной организации  люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, культуры, искусства, права, науки, образования, спорта, т.е. во всех областях общественной жизни. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и в то же время ограждать от их необоснованного вмешательства в общественную жизнь.

Государство предоставляет право  каждому человеку на объединение, (включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов), гарантируя  им свободу деятельности.

Особенность создания общественной организации — согласно закону, учредителей должно быть не менее трех человек, однако ими могут не только физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства), но и юридические – общественные организации. Учредителями должны быть лица, достигшие 18-летия.

Решение о создании общественной организации принимается инициативной группой, состоящей минимум из трех вышеуказанных лиц, которое принимается на собрании учредителей и закрепляется в протоколе.

При создании общественной организации, и в дальнейшем, при осуществлении деятельности общественной организации протокол является таким же важным документом, как и устав, поскольку в нем отражаются все важные решения, принятые общественной организацией.

Также,  принятые решения собраний общественной организации, отраженные в протоколе закон связывает гражданско-правовые последствия, порождающее правовые последствия, на которые решения общего собрания было направлено, для всех лиц, которые имели право участвовать в собрании общественной организации.

Как любой документ, протокол имеет свою структуру и должен содержать обязательные требования, определенные к его ведению и оформлению, без учета которых он не может считаться оформленным в надлежащем порядке, и соответственно при регистрации общественной организации он не пройдет правовую экспертизу.

В протоколе общественной организации должно содержаться:

  • Место проведения заседания;
  • Дата проведения заседания;
  • Форма проведения заседания;
  • Председатель и  секретарь заседания;
  • Ответственное лицо за подсчет голосов;
  • Наименование общественной организации;
  • Формирование всех органов управления общественной организации;
  • Определения места нахождения (адреса) общественной организации;
  • Определение размера имущества общественной организации;
  • Порядок совместной деятельности учредителей по созданию общественной организации;
  • Лица, ответственные за проведение необходимых действий при государственной регистрации общественной организации;
  • Подсчет голосов по каждому вопросу повестки дня;
  • Подписи лиц, учувствовавших в заседании.
  • При создании общественной организации решения считаются принятыми если за них проголосовали единогласно.

Если организация уже осуществляет свою деятельность, решения считаются принятыми в соответствии с положениями устава организации, но как правило это при проголосовавших «ЗА» более половины членов общественной организации или при квалифицированном большинстве голосов.

О принятии решения протокол составляется в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.

Отметим, что согласно требованиям к регистрации общественных организаций каждый документ, в том числе и протокол, содержащий более 1 листа, должен представляться в прошитом, пронумерованном виде, и количество листов подтверждено подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа документа на месте его прошивки.

Классификация общественных объединений

Помимо союзов, которые отличаются правовой формой, есть ещё и другие особенности их классификации. Основные виды общественных организаций были указаны выше. Сейчас будут рассмотрены иные типы и формы такого рода организаций. Виды общественных организаций, объединений в соответствии со степенью участия в борьбе за власть:

  • имеющие неполитическую направленность, т. е. не ставят цель являться участником борьбы за власть и не пытаются внести изменения в политические отношения в стране;
  • имеющие политическую направленность, т. е. те объединения, которые являются активными участниками борьбы за власть и используют для этого определённые средства.

В соответствии отношения объединений к настоящему строю:

  • консервативные;
  • реформистские;
  • революционные;
  • контрреволюционные.

Виды общественных организаций РФ по методам действия:

  • легальные;
  • нелегальные;
  • формальные;
  • неформальные.

И, наконец, по масштабам деятельности выделяют следующие объединения:

  • международные;
  • региональные;
  • локального характера.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий