Федеральный закон «о лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 n 99-фз (ред. от 31.07.2020)

Порядок предоставления заявления и документов

Говоря о лицензировании отдельных видов деятельности, необходимо разъяснить правила, в соответствии с которыми составляется заявка на получение разрешения. В ней, в частности, должны присутствовать обязательные сведения. Для организаций:

  1. Полное и сокращенное название (фирменное наименование в том числе).
  2. Адрес расположения.
  3. Организационно-правовой статус.
  4. Адреса мест, в которых будут осуществляться лицензируемые виды деятельности.
  5. Регистрационный госномер записи об образовании юрлица.
  6. Данные документа, которым удостоверяется факт внесения информации об организации в ЕГРЮЛ. При этом указывается адрес и наименование органа, осуществившего регистрацию, его номера телефонов и адреса эл. почты.

Для предпринимателей:

  1. ФИО.
  2. Адрес проживания.
  3. Территория, на которой предполагается осуществление деятельности, подлежащей лицензированию.
  4. Сведения документа, удостоверяющего личность.
  5. Регистрационный госномер записи о регистрации субъекта в качестве ИП.
  6. Информация о документе, удостоверяющем факт внесения данных о предпринимателе в ЕГРИП. Как и организациям, субъекту необходимо указать адрес, название и контакты службы, осуществившей регистрацию.

Кроме этого, в заявке должны присутствовать:

  1. ИНН, данные документа, которым подтверждается факт постановки на налоговый учет соискателя.
  2. Деятельность, которую субъект намерен осуществлять. При этом описываются услуги и работы, включенные в нее.

В заявлении о предоставлении разрешения соискатель может указать просьбу направить ему разъяснения о лицензировании отдельных видов деятельности.

Лицензионные требования

Соблюдение лицензионных требований при ведении деятельности, подлежащей лицензированию, является неотъемлемым условием для организаций и индивидуальных предпринимателей. 

Лицензионные требования устанавливаются статьей 8 Закона и включают в себя следующие требования: 

  1. соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, в том числе отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами и размера уставного капитала;
  2. наличие у соискателя и лицензиата помещений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств и оборудования, принадлежащих им на законном основании и соответствующих установленным требованиям;
  3. наличие у соискателя и лицензиата работников, с которыми заключен трудовой договор, имеющих профессиональное образование и обладающих соответствующей квалификацией, необходимой для осуществления деятельности;
  4. наличие у соискателя и лицензиата системы производственного контроля;
  5. иные требования, предусмотренные законом. 

При осуществлении деятельности, указанной в пункте 6 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельности, также предусмотрено требование о соблюдении режима охраны помещений, используемых для осуществления такой деятельности.

Сфера применения закона о лицензировании отдельных видов деятельности

Статья 1 Закона устанавливает сферу его применения. Нормативный акт регулирует отношения, возникающие между организациями, индивидуальными предпринимателями и федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов РФ в связи реализации отдельных видов деятельности требующих лицензирования. Сегодня лицензированию подлежат свыше 50 видов работ и услуг, вот некоторые из них: 

  • услуги в сфере образования;
  • тушение пожаров;
  • частная охранная деятельность;
  • услуги связи;
  • реализация и проектирование авиационной техники;
  • утилизация химического оружия;
  • производство и установка медицинской техники;
  • фармацевтическая деятельность;
  • производство и испытание огнестрельного оружия, военной техники;
  • перевозка пассажиров и другие услуги и работы в иных сферах. 

Полный перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, представлен в статье 12 Закона. Однако положения нормативного акта четко разграничивают виды деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с ним и с другими законами. Так, положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования: 

  • деятельности, непосредственно связанной с защитой государственной тайны (Закон РФ № 5485-I от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»);
  • использования атомной энергии (Федеральный закон № 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии»);
  • деятельности кредитных организаций (Федеральный закон № 395-I от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности»);
  • производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Федеральный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»);
  • видов деятельности на рынке ценных бумаг и репозитарной деятельности (Федеральный закон № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг»);
  • деятельность по проведению организованных торгов (Федеральный закон № 325-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об организованных торгах»);
  • деятельности депозитариев и паевых инвестиционных фондов, а также аукционных инвестиционных фондов (Федеральный закон № 156-ФЗ от 29 ноября 2001 г. «Об инвестиционных фондах»);
  • деятельности негосударственных пенсионных фондов, в том числе, по пенсионному обеспечению и страхованию (Федеральный закон № 75-ФЗ от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах»);
  • страховой деятельности (Закон РФ № 4015-I от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);
  • клиринговой деятельности (Федеральный закон № 7-ФЗ от 7 февраля 2011 г. «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»);
  • космической деятельности (Закон РФ № 5663-I от 20 августа 1993 г. «О космической деятельности»);
  • энергосбытовой деятельности ( Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

Лицензирование указанных видов деятельности производится в порядке, предусмотренном законодательными актами, регулирующими отношения в соответствующей сфере. 
Кроме того, особенности лицензирования, в части касающейся срока действия лицензии, порядка продления срока действия и принятия решения о ее предоставлении, аннулировании или возобновлении действия, могут регулироваться отдельными законодательными актами по следующим видам деятельности: 

  1. оказание услуг связи, теле- и радиовещания (Федеральный закон. № 126-ФЗ от 7 июля 2003 г. «О связи», Закон РФ № 2124-I от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»;
  2. частная охранная и детективная деятельность (Закон РФ № 2487-I от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»);
  3. образовательная деятельность (исключение – частная организация, расположенная на территории центра «Сколково») (Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»);
  4. частная деятельность по управлению многоквартирными домами (ст.ст 192-202 Жилищный кодекс РФ);
  5. сбор, обработка, транспортировка, утилизация и размещение отходов 1-4 класса опасности (Федеральный закон № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления»). 

Общие положения ФЗ 99

ФЗ-99 “О лицензировании отдельных видов деятельности” был принят Государственной Думой в третьем чтении 22 апреля 2011 года и одобрен Советом Федерации 27 апреля 2011 года. Закон вступил в силу после того, как его подписал президент РФ 2 мая 2011 года.

Федеральный закон о лицензировании регламентирует отношения, которые возникают между лицензирующими органами и лицензиатами при выдаче лицензий на осуществление определённых видов деятельности.

Целью лицензирования является предупреждение нарушений прав, интересов и здоровья граждан и окружающей среды, а также нанесение вреда культурным памятникам и безопасности государства в целом.

Задачей лицензирования отдельных видов деятельности является предостережение, обнаружение и предотвращение нарушений требований настоящего законодательства получателями лицензии (физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также их представителями). Соискатели лицензии должны соответствовать предъявленным текущим ФЗ требованиям и обязаны соблюдать их при осуществлении своей деятельности.

Лицензирование осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • гарантия единого экономического пространства на территории РФ;
  • лицензирование видов деятельности только в соответствии с федеральным законом;
  • единый порядок лицензирования;
  • установка конкретных требований для каждого вида лицензируемой деятельности;
  • открытое предоставление информации о лицензировании;
  • запрет на взимание платы за предоставление лицензии, кроме государственной пошлины, установленной российским законодательством;
  • обеспечение правомерности лицензирования.

Помимо частных требований к каждому отдельному виду деятельности, ФЗ-99 предъявляет общие требования для всех типов занятий:

  • Требования к лицензированию обязывают создание юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и их деятельности в соответствующей сфере согласно законодательным и правовым нормативам Российской Федерации.
  • В соответствии с особенностями лицензируемой деятельности, перечень требований к соискателям лицензии состоит из следующих положений:
    • соискатель лицензии и лицензиат обязан иметь в наличии (собственности или долгосрочной аренде) здания, помещения и другие объекты, необходимые для осуществления его вида деятельности (выполнение работ, оказание услуг), включая необходимое оборудование и документацию к нему;
    • у соискателя лицензии и у лицензиата должен быть штат работников, заключивших с ним трудовые договоры, и имеющих соответствующую квалификацию и опыт работы, для выполнения необходимой деятельности;
    • наличие производственной системы контроля;
    • соискатель лицензии и лицензиат должен соответствовать установленным федеральным законом требованиям, согласно его организационно-правовой формы, а также объёма уставного капитала и отсутствие долгов перед третьими лицами;
    • другие требования, предусмотренные законодательством.
  • К лицензионным требованиям нельзя относить соблюдение законодательства РФ в соответствующей области лицензирования и в целом, потому что это является обязательным для всех лиц, находящихся на территории РФ.

ФЗ 116 в новой редакции здесь:

Срок выдачи лицензии по закону

В соответствии со статьёй 9 частью 4 настоящего законодательства о лицензировании, лицензия на осуществление отдельного вида деятельности действует бессрочно. Лицензия вступает в силу со дня присвоения ей регистрационного номера и внесения её в реестр лицензий, одновременно с изданием приказа о её выдаче и регистрации.

Обладатель лицензии имеет право осуществлять соответствующий вид деятельности на всей территории Российской Федерации и на землях, находящихся под её юрисдикцией, согласно федеральному законодательству и международному договору.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий