Виды налоговых льгот

Формы и виды налоговых льгот

Преимущества при налогообложении осуществляются в нижеупомянутой форме:

  • Налоговое освобождение от проплаты отдельных разновидностей налогов пожизненно;
  • Изымание – на один из объектов, подлегающим налоговым сборам, не распространяются правила обложения. В то время как на все остальные действует в стандартной форме;
  • Послабление в налогах – предоставляется снижение по налоговой ставке. В большинстве случаев, применяется в отношении юридических лиц, нежели физических;
  • Отсрочка по выплате – это предоставления возможностей уплатить налоговую ставку в более поздние сроки, нежели обычно. Все сроки по отсрочке обложения хранит Налоговый Кодекс РФ;
  • Налоговая поблажка – представление тем, кто просрочил выплату по налогам без законных на то оснований. В таком случае, можно произвести оплату без штрафных санкций и пени.

Все вышеупомянутые разновидности льготного обложения налогами могут осуществляться только в случае, когда гражданин:

  • Попадает под категорию населения, кто имеет льготное налогообложение;
  • Получает прибыль, что можно не относит к облагаемой налогами;
  • Имеет имущественный объект, не облагающийся налогами по особым обстоятельствам;
  • Тратит материальные средства на предусмотренные цели, с которых ему возмещается налог.

Помимо этого, предоставляемые льготные преимущества являются:

  • Государственными – льготы на федеральные налоги;
  • Региональными – скидки на региональные налогообложения;
  • Местными – льготные программы на местные налоговые ставки.


Снижение оплаты налогов, установленных вышестоящими органами, не может производиться властями, которые по рангу ниже.

В таблице ниже представлена характеристика специальных режимов обложения налогами.

Система обложения налогами Сборы, подлежащие оплате (исключая обязательные взносы в государственные фонды вне бюджета) Объект обложения Ставка по сбору
ЕНВД (Единый налог на временный доход) НДФЛ, удерживаемый из заработной платы сотрудников Зарплата сотрудников Тринадцать процентов для граждан РФ и тридцать процентов для иностранцев
Единый налог, выплачиваемый из-за использования системы ЕНДВ Фиксированная законодательством сумма дохода для отдельных видов деятельности Пятнадцать процентов
ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог) НДФЛ, что удерживается из заработной платы сотрудников Зарплата сотрудников Тринадцать процентов для граждан РФ и тридцать процентов для иностранцев
Единый налог, выплачиваемый из-за использования системы ЕСХН Прибыль, сокращенная на количество расходов Шесть процентов
УСН (Упрощенная система налогообложения) НДФЛ, что удерживается из заработной платы сотрудников Зарплата сотрудников Тринадцать процентов для граждан РФ и тридцать процентов для иностранцев
Единый налог, выплачиваемый из-за использования системы УСН Прибыль Шесть процентов
Прибыль, сокращенная на количество расходов Пятнадцать процентов
Патент (установленный законодательством объём прибыли от определенного вида деятельности) Шесть процентов
ПСН (Патентная система налогообложения) Выплата по патенту Потенциальная прибыль по деятельности, на которую выдается патент Шесть процентов

Какую систему налогообложения выбрать для ИП

Законно платить минимально возможную сумму налогов – это право налогоплательщика. Чтобы им воспользоваться, нужно учесть ряд критериев.

ОСНО можно применять в любой деятельности. Для УСН спектр сужается – нельзя производить подакцизные товары, кроме винограда и виноматериалов, заниматься банковской, страховой деятельностью – полный список можно найти в ст. 346.12 НК РФ. Для ЕНВД список разрешенных занятий для бизнесмена есть в ст. 346.26 НК РФ: в основном это услуги населению и торговля в магазинах с площадью менее 150 кв. м. ЕНВД есть не в каждом регионе – в столице вмененку отменили, а по всей России этот налоговый режим должен прекратить свою деятельность с 2021 года.

Патентное налогообложение для ИП: виды деятельности у этого спецрежима близки к ЕНВД – торговля и услуги (смотрите ст. 346.43 НК РФ). Отличие в том, что у ПСН меньше сфера применения. Еще один недостаток – для каждого вида деятельности нужно брать отдельный патент, а если вы решите перенести бизнес в другой субъект РФ – то патент там будет недействителен.

ЕСХН могут применять именно производители сельхозпродукции, а не обрабатывающие производства. При этом сельхозпроизводство должно быть основным видом деятельности предпринимателя и приносить больше 70% дохода.

НПД — это новый налоговый режим, который с 2020 года действует во многих регионах РФ. Здесь самая низкая налоговая ставка на доходы — от 4%, кроме того, на этом режиме не надо платить взносы за пенсионное страхование ИП. Однако и ограничений здесь очень много, главные из которых — лимит годового дохода в 2,4 млн рублей, запрет на наём работников и возможность заниматься только некоторыми видами деятельности.

На всех специальных налоговых режимах, кроме ЕСХН, платить НДС не надо, кроме налога при ввозе товаров в РФ. С одной стороны, это плюс для предпринимателя: НДС один из самых сложных для расчета и уплаты налогов. С другой стороны, крупные заказчики не станут работать с предпринимателем, который не выставляет НДС в цене покупки, что является в какой-то мере ограничением для расширения бизнеса.

В 2020 году продолжает действовать нулевая ставка для некоторых предпринимателей, так называемые налоговые каникулы. Налогообложение ИП на УСН и ПСН может производиться по нулевой ставке в течение двух лет при выполнении следующих условий:

  • предприниматель впервые зарегистрировался после принятия соответствующего регионального закона;
  • работать будет в производственной, социальной или научной сфере.

Однако деятельность в рамках налоговых каникул не освобождает бизнесмена от уплаты страховых взносов за себя и сотрудников во внебюджетные фонды.

Вы не обязаны ограничиваться одним налоговым режимом для всех видов деятельности – законодательство разрешает совмещать системы налогообложения. Например, у вас есть крупное производство продуктов питания и сеть магазинов по региону

Тогда производство может работать на ОСНО (поскольку оптовым покупателям важно выставлять НДС в цене приобретения к возмещению), а розничная торговля в магазинах – на ЕНВД. А вдруг вы еще и сдаете квартиру или по вечерам готовите школьников к ГИА или ЕГЭ? Тогда вдобавок к ОСНО и ЕНВД вы можете задействовать патентную систему налогообложения для ИП

Итак, как узнать систему налогообложения ИП с минимальной налоговой нагрузкой? Невозможно дать однозначный ответ – нужно учитывать не только специфику будущего бизнеса, но и учитывать изменения в законодательстве и установленные на федеральном и региональном уровне льготы.

Мы готовы помочь вам в этих расчетах и предлагаем бесплатную консультацию по налогообложению ИП: специалисты 1С:БО проведут всесторонний анализ данных о регионе работы будущего бизнесмена и видах деятельности и предложат самый выгодный налоговый режим.

Особенности передвижения товаров в рамках ТС

Россия, Беларусь и Казахстан образуют особую межгосударственную зону. Называется она Таможенным союзом. Правительства стран разработали комплекс правил и мероприятий для улучшения циркуляции на всем пространстве:

  • продукции;
  • ресурсов;
  • рабочей силы.

Целью ТС является опережающее развитие внутреннего рынка, а также внедрение новых методов и технологий для улучшения экономического климата. Разработкой правил занимается специальная комиссия ТС — надгосударственный орган, замещающий собой правительство.

Комиссия разработала классификатор послаблений, включающий:

  • многообразные льготы;
  • разноуровневые преференции;
  • облегчение процедур оформления.

Подсказка: введением правил ТС в РФ занимается Правительство. Оно принимает специальные постановления, регулирующие деятельность таможенников в том или ином случае.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Выгоды ТС

Правила предоставления преференций внутри пространства ТС определяются тремя сторонами. Они зависят от развития страны в той или иной отрасли. Чтобы поднять уровень товаропроизводителей наиболее слабый контрагент пользуется скидкой до 75% по тарифам. Кроме того, освобождаются от внесения обязательной платы предприятия, не выдерживающие конкуренции с партнерами в той же отрасли из союзных государств.

Существует целый ряд процедур, облегчающий пересечение кордонов внутри ТС:

  1. Временный допуск импортируемых материалов. Он предполагает использование грузов в течение определенного периода (решение Комиссии ТС № 331).
  2. Ряд товаров транспортируется через границы на особых условиях (№ 329).
  3. Выделяются особые экономические зоны для совместного развития, где преференции увеличиваются.
  4. В некоторых случаях применяются условия нетарифного регулирования.

Для сведения: ряд физических лиц освобождается от уплаты взносов внутри ТС. Скачать для просмотра и печати:

Как происходит оформление

На границе необходимо предоставить документы, подтверждающие право на конкретное послабление. Перечень зависит от вида объекта, статуса перевозящего, страны ввоза и иного. Например, такие:

  • наследство необходимо подтвердить сертификатом;
  • личное имущество должно сопровождаться документами, доказывающими дату приобретения и стоимость (чеками);
  • если оборудование является долей уставного капитала нужны учредительные документы;
  • для неуплаты акциза достаточно декларации;
  • беженцы предоставляют соответствующий документ;
  • производители — сертификат и так далее.

Внимание: гражданам Украины с 2015 года преференции при пересечении межгосударственной границы не предоставляются. Дорогие читатели!. Дорогие читатели!

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Кто имеет право на федеральные налоговые льготы?

  • Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • инвалиды I и II групп инвалидности;
  • инвалиды с детства, дети-инвалиды;
  • участники гражданской войны и Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;
  • лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
  • лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  • военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  • лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
  • пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
  • физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (с 01.01.2019 года);
  • граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
  • физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
  • родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
  • физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, — в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования;
  • физические лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Понятие налоговой системы и ее функции

Обеспечение государственного аппарата управления в любой стране производится за счет развитой системы налогообложения. Само государство не имеет возможности создавать и реализовывать продукцию или услуги, с целью самообеспечения. У него другие функции, которые зачастую исключают любую коммерческую деятельность. Финансирование аппарата управления осуществляется благодаря уплате налогов и сборов.

Инструментом взаимоотношения между государством и субъектами хозяйствования разного уровня организации выступает налог. Он представляет собой определенную сумму, уплачиваемую в пользу государственных и социальных нужд общества, гражданами и объектами хозяйствования.

Определение 1

Система отношений по взиманию налоговых выплат называется налоговой системой.

Важно отметить, что суть налогообложения заключается в безвозвратной выплате части имущества в пользу власти. При этом плательщик должен признавать эту власть, пользоваться ее услугами и защитой на территории, к которой он себя относит

Налоговая система является важнейшим звеном экономики. Она выполняет ряд функций, обеспечивающих развитие экономической системы страны в целом. К таким функциям относят:

  • бюджетную, обеспечивающую доходы государства;
  • макроэкономическую, регулирующую показатели экономики страны;
  • распределительную, представляющую собой сложный механизм перетока денежных средств между населением, отраслями экономики, регионами, доходами, процентами, ценами, динамикой курсов валют и ценных бумаг;
  • социальную, проявляющуюся через предоставление определенных преимущество отдельным категориям граждан;
  • микроэкономическую, стимулирующую экономические процессы через специальные налоговые механизмы;
  • защитную или контрольную функцию, реализующую обязательность выплат, а так же защищенность бюджета от недополучения налоговых платежей.

Разные страны имеют свою специфику, используемой налоговой системы. Однако, при реформировании процессов в ней, руководство страны должно стремиться к выполнению принципов построения идеального налогообложения. То есть, при введении новых законов необходимо помнить о том, что обе стороны должны получить выгоду от сотрудничества.

Замечание 1

Налоги должны взиматься справедливо, равномерно. Сам механизм сбора должен быть прост, доступен и удобен. Расходы на осуществление взимания налогов должны быть соизмеримы их размеру. При соблюдении этих принципов государства могут внедрять изменения, которые повысят эффективность налоговой системы.

Подробности

Физлица

Льготы для физических лиц

Налоговые преимущества для физических лиц включают в себя:

  1. Освобождение от уплаты налогов полностью.
  2. Освобождение от уплаты налогов частичное, которое производится способом неудержания налогов.

Полное освобождение

Некоторые виды доходов не подлежат налоговым вычетам. К ним относятся:

  1. Разнообразные пособия от государства, к примеру по безработице.
  1. Пенсии и другие накопления из пенсионных средств.
  2. Средства на оплату жилья, где живет человек, или коммунальных услуг в этом жилье.
  3. Компенсации различных финансовых издержек, полученных работником организации при исполнении обязанностей.
  4. Вознаграждения за предоставление официальной оплачиваемой помощи.
  5. Алименты.
  6. Пособие, которые выплачивается не больше одного года и составляет сумму в 50000 рублей, которое выплачивается работнику за рождение ребенка.
  7. Чистая прибыль, полученная от продажи недвижимости, которой человек владел более трех лет.
  8. Капиталы для многодетных семей.
  9. Выплаты из бюджета, которые предоставляются государством на покупку или строительство жилья.

Частичное освобождение

В законе о льготном налогообложении сказано, что доходы граждан России облагаются налогом со ставкой в 13 процентов. Сократить ее может любой гражданин, если воспользуется помощью налоговых вычетов.

В РФ законодательством прописаны три вида удержания налогов:

  1. Стандартные вычеты.
  2. Социальные вычеты.
  3. Имущественные вычеты.

Стандартные вычеты

Такие льготы в льготный период положены определенным гражданам и детям до 14 лет. Физические лица могут платить меньше за счет данных налоговых удержаний, но они действуют, только если человек является:

— инвалидом;

— участников военных действий;

— ветераном Великой Отечественной войны;

— Героем РФ;

— пострадавшим при крупных авариях типа Чернобыльской АЭС.

Размер вычета составляет 3000 рублей в месяц.

СПРАВКА! Если физическое лицо имеет право одновременно применить разные виды льгот, то итоговая сумма вычета будет равна максимально принятой сумме.

Социальные вычеты

Величина социальных вычетов эквивалентна величине затрат, понесенных налогоплательщиком, но она не может составлять более 120 тысяч в год.

Имущественные вычеты

Такие предусмотрены для следующих случаев:

  1. Продажа недвижимости (земли, домов, квартир).

ВАЖНО! Гражданин должен иметь эту недвижимость в собственности не меньше трех лет для того, чтобы продать ее

  1. Продажи другого имущества, которым человек обладает меньше трех лет. Максимум сумма может составлять 250000 рублей в год.
  2. Продажа части или доли, которая взыскивается с основного капитала организации.
  3. Изъятие для муниципального или государственного применения налогоплательщика недвижимости. Здесь размер налогового вычета соответствует цене, заявленной в ходе осуществления выкупа.
  4. Покупка всего жилья или доли от него, а также земли для застройки. В таком случае не может быть удержано более двух миллионов рублей.
  5. Выплата процентов, предусмотренных займом на покупку или строительство недвижимости или рефинансирование займов. Эта выплата положена всего один раз на приобретение недвижимости.

СПРАВКА! Недвижимость или транспорт, необходимые предприятию для работы, не подлежат льготному налогообложению.

Объекты, которые подлежат льготам в производстве

Получение льгот для организаций предусмотрено только тем гражданам, работа предприятий которых обладает неоспоримой общественной значимостью. Обычно для этих предприятий определены очень серьезные требования, при выполнении которых можно получить льготы по выплатам.

Юрлица

Преференции для юридических лиц

Предприятия имеют право рассчитывать на получение льготы по налогам в случаях, когда с их стороны происходит оплата:

— налога на полученную прибыль во время работы;

— налога на имущество, находящееся у предприятия;

— НДС.

Освобождение от налога на прибыль

Организации могут не платить налог на прибыль в исключительных случаях:

— если штат фирмы больше чем наполовину состоит из инвалидов, которые осуществляют рабочую деятельность;

— если это юридическое лицо было создано на вложениях от определенных обществ и числится как их официальная недвижимость.

Имущественный налог

В мире

С давнего времени государство развивало интересные ему сферы деятельности, стимулируя их или притормаживая введением преференций. Так, в США используют пролонгацию налогов, направленную на прирост инвестиций. В РФ главной задачей не является понижение бремени налогов. Приоритетная задача в стране – воздействовать на ряд процессов, происходящих в стране путем введения тех или иных мер

Важно стимулировать ВВП, особенно выделяя ряд отраслей. И здесь большую роль играют налоговые преференции

Они предполагаются для определенных групп налогоплательщиков, где действуют особые порядки расчета.

Выделают ряд методов введения преференций. Среди них выделяют вычет после начала эксплуатации объектов, вычет до эксплуатации. Первый способ проявляется в отнесении на вычет изначальной стоимости объектов преференций в первые 3 налоговых периода эксплуатации либо одномоментно в налоговом периоде, в котором объект начинал функционировать.

Второй способ проявляется в отнесении на вычет расходов на возведение, производство продукции, трат на совершенствование построек, аппаратуры до начала их использования в отчетном периоде, в котором производятся затраты.

Аннулируются льготы в момент начала их использования посредством понижения вычетов в каждом отчетном периоде, кратных сумме преференций, в котором они применялись.

Учитываются объекты преференций, траты на воссоздание, совершенствование построек, значимых на производстве, аппаратуру, раздельно от установленных активов на протяжении 3 отчетных периодов налогоплательщиками.

В изначальную стоимость объектов преференций, которые являются главными средствами, включают расходы, которые несут налогоплательщики до момента начала использования этого объекта. Сюда входят расходы на покупку объектов, их формирование, установку, иные расходы, которые повышают их цену.

Инвестиционные преференции являются льготами, предоставляющими освобождение от выплаты подоходных налогов. Хотя налоговые преференции считаются неким послаблением от государства, чтобы их получить, нужна целая стопка документов. Поначалу для их получения нужно было заключить соглашение с Комитетом по инвестициям.

Государство поддерживает путем инвестиционных налоговых преференций мотивы в политике, которая направлена на развитие производства.

В рамках налогового бремени на предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность в специальных экономических зонах, используются особые процедуры по расчету с бюджетом.

Юридические лица, занимающиеся деятельностью в особых экономических зонах, обязательно отвечают ряду требований. Так, они должны пройти регистрацию как налогоплательщики по месту своего нахождения в налоговых органах в специальной экономической зоне. Также они должны быть участниками специальной экономической зоны в соответствии с законом. Они не должны обладать структурными подразделениями, находящимися не в специальной экономической зоне. Юридические лица – участники специальной экономической зоны – должны обладать не меньше чем 70 % в доходах, которые подлежат получению от реализации своих товаров и услуг.

Особенности применения налоговых льгот. Их признаки

Регулирование налоговой системы часто осуществляется за счет предоставления льгот отдельным группам налогоплательщиков. Льгота по сути является преимуществом субъекта в уплате налогов перед другими субъектами.

В зарубежной практике предоставление льгот часто решает конкретные узкие задачи в социальной сфере. Кроме того, они позволяют стимулировать отдельные отрасли народного хозяйства и повышать экономическую активность. В России применение налоговых льгот неструктурированно. Оно ведет лишь к снижению суммы к уплате, не выполняя своих функций. То есть не стимулирует плательщиков к определенным действиям, а так же не компенсирует разницы между объектами предпринимательства, либо гражданами с разными факторами влияния.

Замечание 1

Если механизм льготного налогообложения достаточно гибкий, то он дает возможность государству влиять на конечный финансовый результат производственного сектора экономики. Что в свою очередь может повысить привлекательность определенной отрасли, и создать условия для ее развития и инвестирования в нее.

Льготы могут влиять на развитие научно – технического прогресса, например, через применение инвестиционного налогового кредита. Проведение научных изысканий на базе предприятий обычно не прибыльно. Если государство предоставит льготы по уплате налогов, при условии продолжения научных исследований, то в конечном итоге предпринимателю будет выгодно заниматься недоходным делом.

То есть, государство может влиять на процессы внутри коммерческой деятельности, которые являются социально и экономически значимыми для общества в целом.

Применение налоговых льгот позволяет направлять отраслевые процессы, не только стимулируя их к росту, но и сдерживая некоторые их них. Создание благоприятных условий для развития бизнеса через механизм налоговых преимуществ ведет к стабильному пополнению бюджета в долгосрочной перспективе, и к росту макроэкономических показателей в целом по стране.
Для обеспечения задач по стимулированию процессов в обществе, налоговые льготы должны отвечать ряду признаков. Среди них можно выделить законность и обоснованность применения налоговых льгот. Нельзя допускать индивидуального или дискриминационного подхода к их назначении.

Льготы должны использоваться на добровольных началах. Если плательщик узнал о нововведениях в области применения налоговых преимуществ, он может ими воспользоваться без оповещения соответствующих исполнительных органов власти.

Кроме того, плательщик по собственному желанию может приостановить использование льгот, либо полностью отказаться от них.

Льготы всегда должны создавать преимущества для плательщика.

Налоговые льготы: понятие, порядок установления и отмены

Понятие льготы в действующем налоговом законодательстве введено пунктом 1 статьи 56 НК РФ.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Региональное и местное налоговое законодательство представлено законами и иными нормативными правовыми актами о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с НК РФ. Действие регионального законодательства, в отличие от федерального, применяемого на всей территории РФ, распространяется только на субъект федерации, а местного — в границах местного территориального образования. При этом нормативные правовые акты о налогах и сборах применимы только в части, не противоречащей НК РФ.

В систему законодательства о налогах и сборах не входят нормативные правовые акты органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов. Эти органы в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Государственный таможенный комитет Российской Федерации при издании указанных актов руководствуется также таможенным законодательством Российской Федерации.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Министерство финансов Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, а значит не могут устанавливать, равно как и отменять, — налоговые льготы (ст. 4 НК РФ).

В силу того, что НК РФ продолжает разрабатываться и до момента введения в действие отдельных глав части второй кодекса, при судебном решении налоговых споров суды руководствуются принятыми в установленном порядке нормами закона, касающимися налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения. Этот порядок закреплен пунктом 15 постановления ВАС от 28 февраля 2001 г. N 5.

Налоговые льготы устанавливаются и отменяются:

  • 1. По федеральным налогам — федеральными законами РФ;
  • 2. По региональным налогам — законодательством субъекта РФ;
  • 3. По местным налогам — актами органов местного самоуправления, причем в последних двух случаях положения документов, устанавливающих льготы, не должны противоречить НК РФ. Так, статьей 56 НК РФ определено, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Если индивидуальные льготы были предоставлены представительными органами власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления в период с 1 января 1999 года до 12 августа того же года (до дня вступления в силу Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ), они действуют в течение того срока, на который были предоставлены. Если при установлении индивидуальных налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого эти льготы могут использоваться, такие льготы прекратили свое действие с 1 января 2000 года.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Виды налогов приведены в таблице 1.2.1.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий