Медведев подписал стратегию развития малого и среднего бизнеса до 2030 г

Категорию бизнеса будут определять по доходу

Чиновники изменили критерий отнесения предпринимателей к МСБ. Это должно помочь сформировать новый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также усовершенствовать механизм предоставления им госпомощи.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства от 4 апреля 2016 г. № 265, предусматривающее предельные значения доходов от предпринимательской деятельности для представителей малого и среднего бизнеса (МСБ).

Из документа следует, что к микропредприятиям можно будет отнести тех хозяйствующих субъектов, которые за предшествующий календарный год по всем осуществляемым видам деятельности получили доход в размере до 120 миллионов рублей. Предельно допустимый доход для малых предприятий составит 800 миллионов рублей, а для средних – 2 миллиарда рублей.

Новый критерий отнесения предпринимателей к категории малого и среднего бизнеса заработает с 1 августа 2016 года. С этого дня утратит силу Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Напомним, в этом документе фигурируют те же числовые значения, но они касаются не дохода, а предпринимательской выручки от реализации товаров, работ и услуг по итогам прошлого календарного года.

Как уточняет пресс-служба правительства, постановление было разработано в связи с поправками в Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ, подписанными в декабре 2015 года. Они же предусматривают формирование с 1 июля 2016 года специального реестра субъектов малого и среднего бизнеса, который будет вести Федеральная налоговая служба. С учетом нового критерия определения категории хозяйствующих субъектов – дохода за предыдущий календарный год – решение о внесении предприятия в этот реестр будет приниматься в автоматическом режиме. Ведь, все налогоплательщики по итогам года отчитываются в ФНС именно о годовом доходе, а не выручке.

Чиновники уверяют, что доступ к помощи, гарантированной государством малому и среднему бизнесу, теперь упростится. Поскольку предпринимателям больше не понадобится представлять документы и совершать какие-либо действия, чтобы подтвердить свой статус.

Отметим, действующее законодательство предусматривает множество мер оказания поддержки малому и среднему предпринимательству. Ежегодно этой категории хозяйствующих субъектов выделяются из бюджета прямые субсидии, предоставляются поручительства по обязательствам, проводится информационно-консультационная работа. По данным Министерства экономического развития, в этом году на прямые субсидии МСБ будет выделено из госказны более 10 миллиардов рублей. На софинансирование капитальных вложений в объекты госсобственности, предназначенные для развития малого и среднего предпринимательства, планируется предоставить еще 1,5 миллиарда рублей.

Впрочем, нет гарантии, что получать государственную помощь после того, как сформируется реестр субъектов МСБ, станет проще. Как раньше отмечали сами предприниматели, пользоваться бюджетными деньгами им мешает слишком сложная отчетность, недостаточность знаний для подачи «правильной» заявки, желание пользоваться «живыми» деньгами, а не в виде гарантий и иных косвенных мер поддержки.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

Изменения, которые вносились в закон

Закон подвергался изменению 32 раза. Это было связано как с общим экономическим положением государства, так и ситуацией в малом бизнесе. Последние поправки были приняты в прошлом году и вступили в силу в начале 2020 года. Соответствующее уведомление было сделано в прессе, после публикации на официальном портале окончательная последняя версия закона начала действовать на территории страны.

Список последних корректировок:

  • В ст 4. Поправки коснулись части 1 этой статьи. В нее были добавлены положения, касающиеся обществ инвалидов.
  • В ст 4.1. Была изменена часть 7, добавлена часть 6.5, касающаяся вновь созданных юридических лиц.

Поправки в акт вносились 32 раза

Другие законодательные акты, которые перекликаются с законом о поддержке малого бизнеса

Для руководителей и сотрудников малых предприятий, бухгалтеров, юристов, экономистов, а также лиц, ответственных за их поддержку, будет нелишним ознакомиться также со следующими документами:

  • Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство». В нем говорится о оланируемой поддерже, госкредитах, их суммах, порядке выделения.
  • Федеральный закон 294 о защите предпринимателей при проведении контроля надзорными органами.
  • Закон 159 об отчуждении недвижимости, арендуемой малыми и средними предприятиями у государственных и муниципальных структур.
  • Постановление Верховного суда от 2018 года о применении судебными органами законодательства, касающегося прав работников, занятых в малом и среднем бизнесе.
  • Постановление Правительства о порядке предоставления имущества предприятиям малого и среднего типа, в редакции 2019 года.
  • Постановление Минфина о рекомендуемой форме подачи информации о доходах в Реестр малых предприятий в электронном виде. Пока в силу не вступил, так как принят в 2020 году, 25 февраля и др.

Деятельность ИП регулирует множество правовых актов

Конкретный перечень сильно зависит от специфики деятельности предприятия, муниципального законодательства. Само взаимодействие государства и малых предприятий в значительной мере возложено на местные органы власти, поэтому их законы здесь часто оказываются очень важны, ведь, например, даже лицензирование отдельных видов бизнеса в отдельных регионах имеет различный характер.

Обратите внимание! Ознакомление с ФЗ 209 будет необходимо не только частным предпринимателям. Многие юридические лица приравниваются к ним в этом законе и имеют право на получение поддержки от государства

Так как малые и средние предприятия очень широко представлены в России, то они вполне могут претендовать на нее.

Обязателен 209 ФЗ о развитии малого и среднего предпринимательства для изучения государственными чиновниками исполнительной власти, чтобы помощь этим формам бизнеса оказывалась в соответствии с его нормами. Те, кто планирует стартап, скорее всего тоже попадут под определение малого бизнеса. Поэтому можно рекомендовать данный закон для ознакомления всем, кто хочет сделать в предпринимательстве первые шаги и уже составляет бизнес-план.

Стратегия роста.

     Стратегия роста – это стратегия, предполагающая динамичное развитии бизнеса, освоение новых технологий, структурные изменения бизнеса, создание или приобретение новых производств и подразделений. Стратегию роста, также можно разделить, на несколько типов стратегий бизнеса.

                                  Стратегия интегрированного роста.

    Это стратегия, которая предусматривает развитие бизнеса при помощи наращивания его структуры. Для этой стратегии характерно появление новых производств и создание новых подразделений. Укрупнение структуры бизнеса может происходить как за счет внутреннего развития бизнеса, так и за счет поглощения других бизнесов, приобретения новых готовых структур. Эта стратегия может развиваться в двух направлениях.

     Первое направление предусматривает развитие бизнеса за счет поглощения или приобретения бизнесов — поставщиков сырья, материалов и комплектующих. Это позволяет уменьшить издержки бизнеса, сосредоточить все финансовые потоки в одних руках. При реализации этой стратегии очень часто источники сырья, поставщики материалов, которые были главными источниками расходов, становятся, наоборот, источниками дополнительной прибыли. Такая стратегия называется стратегией обратной вертикальной интеграции.

     Второе направление предусматривает развитие бизнеса за счет поглощения или приобретения бизнесов – потребителей и распространителей его продукции.

Контроль над потребителями продукции может повысить уровень маркетинга, улучшить координацию продаж и приносить дополнительную прибыль. Такая стратегия получила название вперёд идущей вертикальной интеграцией.

                             Стратегия диверсифицированного роста.

     Эта стратегия используется в случае, когда рынок переполняется, рыночная ниша исчерпала свой потенциал и больше не потребляет продукцию бизнеса. Стратегия эта подразумевает расширение ассортимента выпускаемой продукции и поиск новых возможностей на рынке. Такая стратегия развития подходит для растущего малого бизнеса, стремящегося к расширению. Эта стратегия может развиваться в нескольких направлениях.

     Первое направление предусматривает производство абсолютно новых товаров и услуг, основанных на уже имеющихся производственных процессах и существующих технологиях. Производство существующей продукции не прекращается и используется в качестве базы для расширения ассортимента. Такая стратегия называется стратегией центрированной диверсификации. 

     Второе направление предполагает производство новой продукции с освоением совершенно новых технологий. Эта стратегия предполагает обучения персонала или приглашение новых сотрудников, которые компетентны в области новых технологий. Такая стратегия называется стратегией горизонтальной диверсификации. 

     Третье направление основано на расширении бизнеса за счет ввода в эксплуатацию новых производств. Причем продукция, которая будет производиться, может быть не связана с той, которую уже производит бизнес и предназначена для новых ниш на рынке. Такая стратегия называется стратегией конгломератной диверсификации. Реализация этой стратегии должна привести к входу в новые рынки.

Лучшая помощь малому бизнесу — не мешать ему

Можно констатировать, что, несмотря на все усилия, помощь государства малому бизнесу явно недостаточна, а проблемы, характерные для МСБ, по сути, за тридцать лет остались теми же. И это неудивительно при подходе к решению любых проблем методом «дать им денег». Государство не должно и не может раздавать деньги всем подряд. Главная, по моему мнению, задача государства — устранить те самые причины, которые мешают развитию. Наиболее важный вопрос — это вопрос доверия. Действия государства никогда не должны расходиться с программами и заявлениями. Любые начинания должны сначала быть исследованы с точки зрения их воздействия на предпринимательскую среду в целом. Далее — защита прав предпринимателей, невозможность внесудебного изъятия собственности. Следующий шаг — ослабление административно-налоговой удавки, прекращение порочной практики определения рентабельности бизнеса исходя из потребностей государства по сбору налогов, исправление перекосов в налоговом законодательстве — сейчас выгоднее потреблять, а не производить, снижение налоговой нагрузки. Развитие конкуренции. Для легализации теневого малого бизнеса — не запугивание, а реальное мотивирование, причем не кратковременными льготами, а вполне реальными преимуществами легального существования. Конечно, все эти меры потребуют и времени, и значительных расходов, и скоординированных усилий различных ведомств. И результат таких мер не может быть получен незамедлительно. Но другого пути попросту нет.

Есть ли стратегии в небольших компаниях?

Как я писал выше, если целью компании является только быстрая прибыль, то стратегия не нужна.

Простые вопросы диагностики:

  • Какая моя цель?
  • Почему я делаю то, что делаю?

В случае реальных долгосрочных перспектив стратегия тоже не нужна, по крайней мере, не всегда.

Почему малый бизнес банкротится?

Компании банкротятся на третий/пятый год работы, почему?

  • Потому что они не знают, куда они идут,
  • Потому что прибыль не появилась, по крайней мере, такой большой, как надеялись собственники.

Однако есть те собственники, кто начинает с точного определения того куда они идут в долгосрочной перспективе и это стратегия малого бизнеса — просто и эффективно:

  • Они подробно описывают эту цель и способ ее достижения.
  • В то же время они также являются потребителями, поэтому они думают как потребители, а не как бизнес.

У небольших компаний рынок сознательно заставляют определять эту стратегию или иную стратегию и время от времени проверяет её, потому что стратегия малого бизнеса не является чем-то жестким.

Как работать со стратегией?

90% небольших компаний на рынке терпят поражение.

Бизнес конечно идет, но это как лодка без руля во время шторма, он идет «хорошо», потому что к берегу.

Аналогия понятна…

90% компаний не заботятся о таких «мелких вещах», как стратегия, и банкротятся через несколько лет после того, как они появились на рынке.

Как Минпромторг планирует развивать малые торговые форматы?

Проект стратегии был опубликован Минпромторгом в сентябре этого года. В целом стратегия развития торговли до 2025 года направлена на создание комфортной среды для граждан и предпринимателей через развитие торговли разных форматов. В проекте рассматриваются возможности для развития малого бизнеса, нестационарной, мобильной торговли, рынков, ярмарок, интернет-торговли и прочих.

Презентуя стратегию, директор департамента внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов отметил, что 60% малого бизнеса в России занято в торговле, а если прибавить к нему бытовые услуги и общепит, то можно сказать, что малый бизнес — это и есть торговля:

«Если мы стремимся развивать малый бизнес, нужно поддерживать развитие торговли разных форматов. Сейчас необходимо максимально освободить торговлю от административного гнета. Малый бизнес — ключевой элемент комфортной потребительской среды — просто «погребен» под административным давлением. Понятно, что у торговли всех форматов общие проблемы, но для малого бизнеса они стоят особенно остро». 

В числе прочего стратегия предусматривает возрождение уличной торговли или стрит-ритейла. Поскольку жилая застройка в российских городах плохо для этого подходит, в стратегии предлагается создание пешеходных торговых улиц и возведение торговых галерей. Мипромторг выпустил на этот счет специальные методические рекомендации для региональных властей о том, как наполнить торговлей улицы городов и как регулировать этот сектор.

«Малый бизнес — важнейшее звено нашей экономики. Хочется, чтобы наконец, был принят многострадальный закон о регулировании нестационарной и развозной торговли, но нам еще предстоит вести работу в этом направлении, — прокомментировал стратегию Виктор Евтухов, замминистра торговли и промышленности РФ. — Однако благодаря тому, что мы много «раскачиваем» эту тему, проблема была сдвинута с мертвой точки, ситуация с малой торговлей и мелкой неформатной розницей меняется. Во многих регионах были приняты новые законы, которые способствуют развитию предпринимательства».  

сети ярмарочных комплексов

Представители Минпромторга на форуме отметили, что крупные розничные сети поддерживают проекты по развитию малоформатной розницы, понимая, что это формирует здоровую конкурентную среду и готовы оказывать посильную поддержку. «Да, крупным компаниям легче справляться с регуляторной нагрузкой, чем мелким, но все предприятия торговли очень зависят от законодательных изменений, мы все в одной лодке — отметил Сергей Беляков, председатель президиума Ассоциаций компаний розничной торговли (АКОРТ), выступая на форуме. — Стратегия развития торговли до 2025 года нам нравится, но хочется, чтобы в документе были отражены конкретные меры по снижению регуляторной нагрузки

И важно, чтобы в дальнейшем законодательные акты принимались в соответствии со стратегией, а не наоборот. Чтобы через два года стратегия не стала неактуальной, повторив судьбу многих других аналогичных стратегий».

Современный этап развития

На современном этапе развития предпринимательства быстро складывается самоорганизующийся корпоративный сектор экономики, субъектами которого являются такие формы объединений как ФПГ, ассоциации и др. Этот факт свидетельствует о новом повороте и переходе на иные социально-экономические и политические отношения в начале XXI века.

Рисунок 1.

Правовой фундамент предпринимательства в России в настоящее время составляют:

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 г., которая гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
  2. Гражданский кодекс РФ (ч. I принята 21.10.94, ч. II – 26.01.1996) – это своего рода «конституция» предпринимательства, так как в нем унифицировано правовое регулирование рыночных отношений, закреплены основные принципы гражданско-правового регулирования, обеспечены неприкосновенность и равенство защиты всех форм собственности, гарантировано развитие не противоречащих закону видов предпринимательской деятельности.
  3. Федеральные законы Российской Федерации специального назначения: «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. №202-ФЗ; «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. №7-ФЗ; «О производственных кооперативах» от 8.05.1996 г. № 41-ФЗ; «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8.02.1998 г. № 14-ФЗ.
  4. Федеральные законы Российской Федерации общего назначения: «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 12.05.1995 г.; «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 г.; «Об инвестиционной деятельности» от 26.06.1991 г.; «Об иностранных инвестициях» от 04.07.1991 г.; другие федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных и местных органов власти.
    Не рассматривая критически сущность этих документов, отметим, что к настоящему времени в России создана современная, достаточная и полная нормативно-правовая база для предпринимательской деятельности.

Элементы стратегии бизнеса

Осуществляя определённые действия, которые закреплены в основных постулатах стратегического планирования бизнеса, компания опирается как на внутренние резервы, так и на возможности, предоставляемые внешними факторами. Кроме того, многие действия бизнеса часто продиктованы воздействием внешних раздражителей.

Эффективность реализации стратегии определяется качественным наполнением её отдельных элементов. Девять основных элементов стратегии бизнеса являются лучшим индикатором использования компанией возможностей достижения поставленной цели, реализации корпоративной миссии:

  1.  Миссия бизнеса — набор ценностей, определяющие цель деятельности компании, причину существования, стратегические цели и набор тактик по их осуществлению.
  2.  Организационная структура — способ делегирования полномочий, основанный на дифференциации производимых товаров и методах разделения труда. Деление компании на более мелкие подразделения часто является индикатором качественного развития управленческой структуры, ширины охватываемого рынка и сегментов выпускаемых товаров.
  3.  Конкурентные преимущества — качественные показатели бизнеса, за счёт которых компания осуществляет противостояние с соперниками, борясь за рынки сбыта, доступ к материальным, финансовым и интеллектуальным ресурсам. Получение конкурентных преимуществ является одним из главных методов достижения целей компании по удовлетворению спроса со стороны потребителей.
  4.  Продукция компании — товары и услуга, производимые компанией, реализация которых является основной текущей целью бизнеса. Соответствие качества продукции запросам потребителей является основным фактором успешности компании. Выпуск товаров и оказание услуг компанией является основным действием в бизнесе, поэтому большинство элементов стратегии, в конечном счёте, направлены на увеличение объёма продукции и улучшения её качества.
  5.  Рынки сбыта — сфера товарно-денежного обмена между потребителями производимой продукции и её изготовителями и продавцами. Границы сбыта определяются географическими ограничениями и социально-экономическими ограничениями между целевыми аудиториями потребителей.
  6.  Ресурсный потенциал — набор материальных и нематериальных ресурсов, с помощью которых компания изготавливает конечный продукт. Потенциал материальных ресурсов характеризуется возможностью доступа бизнеса к тем либо иным материалам или полуфабрикатам, которые служат сырьём для изготовления продукции. Нематериальный потенциал — возможности бизнеса на привлечение инвестиций для осуществления стратегии предприятия, финансирования развития, удовлетворения ценностных, интеллектуальных потребностей бизнеса. Оценка ресурсов необходима, чтобы была правильно реализована стратегия финансирования в бизнес плане.
  7.  Слияния и поглощения — готовность компании ликвидации неэффективных структурных подразделений, продаже некоторых своих производств, а также к покупке предприятий с целью развития рынков сбыта и увеличения ассортимента продукции, характеризует стремление бизнеса к скорейшему совершенствованию в ходе осуществления стратегического управления.
  8.  Тактика развития — набор действий, направленных на рост компании, увеличение присутствия на новых рынках сбыта, расширение ассортимента продукции. Планирование и реализация набора тактических действий является следствием увеличения спроса, возникновением новых технологий. Любая тактика является частью общей стратегии развития бизнеса.
  9.  Корпоративная культура — система ценностей, присущих персоналу компании. Соответствие личных качеств и поведенческой структуры сотрудников стратегическим целям и тактическим методам предприятие характеризует способность действующей команды к достижению поставленных перед ней целей, которые сформированы инвесторами и закреплены в стратегии развития.

Обратная сторона регулирования

В то же время некоторые законодательные инициативы, направленные на борьбу с нелегальным бизнесом, вполне могут нанести сокрушительный удар по честному малому бизнесу. Так, в первом чтении уже принят законопроект об ограничении продаж алкогольной продукции в точках общепита, расположенных в многоквартирных жилых домах (МКЖД). Его цель — избавить граждан от псевдо-общепита, так называемых «наливаек», в которых по ночам продают алкоголь. Однако положения законопроекта могут затронуть огромное число легальных предпринимателей, работающих в тех же жилых домах, а значит, спровоцировать еще большее развитие нелегальной торговли. Участников рынка также очень обеспокоило предложение наделить региональные власти правом вводить ограничения на продажи в объектах общепита в МКЖД, которое может повлечь избыточные ограничения и коррупционные риски.

Присутствующие на форуме представители региональных властей, кстати, согласились, что иногда в регионах тема торговли, особенно алкоголем, приобретает популистский характер и спекулируется политическими движениями в ущерб интересам бизнеса.

Наконец на форуме обсудили проблемы регулирования полки. Новое требование размещать отдельно молочную продукцию с содержанием молочного жира и без уже повлекло массовые проверки Роспотребнадзора и штрафы, а также ударило по небольшим производителям. Новый законопроект, предусматривающий обязательное выделение на полке российских вин также крайне негативно встречен бизнес-сообществом и раскритикован Минпромторгом

Исполнительный директор
АКОРТ
Евгений Адашев призвал участников форума совместно работать над оценкой фактического воздействия этих инициатив и делиться информацией, которая поможет привлечь внимание к возникающим проблемам и изменить ситуацию.

«Устранять барьеры и не создавать новые — вот, что нужно для развития торговли, малого и среднего бизнеса в стране, это должно стать приоритетом в работе общественных организаций и власти» — резюме форума, конечно, звучит оптимистично, но насколько реально могут помочь публичные обсуждения и стратегии?

«Через стратегии происходит продвижение нужных подходов

Это очень важно, — подытожил Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли, вице-президент «НП „ОПОРА“. — Начиная с 2014 года, когда проблемами малого бизнеса начала заниматься команда замминистра Виктора Евтухова, многое изменилось

Раньше на встречах в рамках Недели российского ритейла вставали руководители из регионов и отчитывались о том, как они «душили, душили» мелкую торговлю. Теперь таких уже нет, пришли люди с другим взглядом и пониманием. И все больше появляется руководителей в регионах, которые понимают, что малую торговлю нужно развивать. Это все результат в том числе разработки, обсуждений и продвижения таких стратегий. Главное — не останавливаться».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий