Что такое бизнес-класс в «сапсане»?

Посадка на Сапсан

Посадка на «Сапсан» начинается за 1 час до отправления. На вокзалах под высокоскоростные поезда выделены отдельные платформы, перед посадкой вы проходите через рамку металлоискателя, а ваш багаж досматривают, как в аэропортах. Если у вас электронный билет с электронной регистрацией, при себе нужно иметь только паспорт и распечатанный электронный билет.

Посадка непосредственно в поезд начинается за 40-45 минут до отправления. Проводнику нужно будет предъявить паспорт и билет. Не повредите штрих-код на билете – его проводник считывает электронным устройством. Потом, когда поезд уже отправится, проводник соберет билеты для проверки. Электронный билет остается у вас.

Между вагонами широкие проходы, по которым легко провезти багаж. Багаж вы можете оставить в специально отведенных для этого местах в начале и конце вагона, а также в гардеробе в середине вагона. В гардеробе мест немного. Посадка и высадка часто производятся из соседних вагонов.

В Сапсане

Законодательство России

Антитабачный закон запрещает использование сигарет в общественных местах. Но электронные испарители и нагреватели табака типа айкос под него не попадают. Можно было считать это лазейкой в законе и курить его в поездах. Учитывая специфику iqos, который выделяет мало дыма и практически не имеет запаха.

Учитывая эти обстоятельства, в 2019 году компания РЖД выпустила свой «внутренний приказ» о запрете курения электронных сигарет (в том числе и айкос) в вагонах своих поездов.

Получается, что использовать айкос в общественных местах сейчас можно, но на поезда это не распространяется. Хотя курить айкос на пироне во время стоянок можно, а сигареты нельзя.

На уровне лучших авиакомпаний мира

2 февраля возвращалась из Петербурга в Москву, поезд 757. Ехали с подругой в сьюте вагона бизнес-класса. К слову, в Петербург накануне ехали в старом составе, но в первом классе. Так что есть с чем сравнивать.

Впечатления от нового состава.

1. Я не знаю, набрали ли под новые «Сапсаны» новые бригады, но обслуживание просто на запредельно высоком уровне. Вежливость и внимательность проводников и организацию питания можно сравнить с сервисом лучших мировых авиакомпаний.

Даже трудно описать, в чем это выражается, вроде бы обычный диалог: проверка билетов, особенности купе, система управления креслами и развлекательной системой, выбор питания по меню, напитки-закуски, пледы-тапочки-дорожные наборы, но само общение, корректность, вежливость, тактичность… В общем, совершенно другой уровень.

2. Сам сьют оказался очень удобным изобретением. Полная автономность от остальных пассажиров, дверь полностью закрывается, и хотя перегородка не до потолка, но звуки из коридора практически не слышны. 

Удобные кресла (они уже, чем в первом классе и не раскладываются в горизонталь, но очень хорошая эргономика, сидеть комфортно). Мне нравится сидеть с собеседником друг напротив друга через столик, так удобнее вести диалог. Расстояние достаточное, чтобы вытянуть ноги и не мешать друг другу.

Столик-трансформер. Интересная идея с дополнительной поверхностью: крылья столика утоплены вниз и раскладываются, если потянуть их на себя. Поверхности столика достаточно для комфортной еды, работы за ноутбуком или планшетом и общения. Столики здесь намного удобнее, чем в первом классе (там они сделаны по примеру самолетных и раскладываются из спинки впереди стоящего сиденья).

3. В купе есть два больших экрана друг напротив друга, управление ими осуществляется через планшет.

Единственный минус – централизованная регулировка громкости через консоль на стене. А так, из медиа – подборка фильмов, музыки, игр… обычный набор.

4. На столике место для беспроводной зарядки смартфонов – классное решение. Кроме того у каждого кресла – отдельная розетка и usb-разъем.

5. Забавная фишка – регулировка интенсивности света и несколько режимов подсветки от красного до зеленого. 

6. Из минусов я бы отметила недостаток мест для багажа: полки вверху отсутствуют, а внизу и сбоку могут поместиться только небольшие ручные сумки. То есть багаж даже размера cabin size придется размещать в основном салоне вагона.

7. Всего в вагоне сьютов два, но продают один. Второй держат как резерв.

8. Новая цветовая гамма: коричневый с бежевым мне лично показался лучше, приятней глазу. Кстати, дорожные наборы и в старом, и в новом составе уже раздают в новой расцветке.

За первый класс мы платили около 11 000 рублей за место, а за сьют – порядка 15 000 рублей за двоих. В масштабах галактики дорого, конечно. СВ на ту же «Стрелу» стоит дешевле. Но с учетом комфорта и скорости, на мой взгляд, не запредельная цена.

Билеты на «Сапсан»

Купить билет на «Сапсан» можно разными способами: — по старинке: в кассах дальнего следования или в турфирме; — на сайте ОАО «РЖД»; — через мобильное приложение «РЖД пассажирам». — на сайте

Билеты на «Сапсан» начинают продаваться за 90 суток до отправления.

Цена на них формируется динамическим образом: компьютерная программа оценивает текущий спрос на билеты конкретного класса, количество оставшихся до поездки дней и регулирует на основании этих данных стоимость. Общее правило такое: чем раньше вы покупаете билет на «Сапсан», тем дешевле он обходится. Отсюда простой вывод – самые дешевые билеты на нужную вам дату выпадают в самом старте продаж.

Ориентировочное время открытия продаж приходится на 9 утра по Москве. Так что ловите удачу, ибо цена может измениться в течение нескольких минут.

Цены на билеты на «Сапсан»

Для того, чтобы вы представляли себе порядок цен на билеты на «Сапсан», мы посмотрели тарифы на две даты на самый ранний рейс. Первая – через 90 дней, вторая – через неделю

Обратите внимание, что там, где 90 дней, есть тариф «Базовый». Во втором случае (через 7 дней) его нет, ибо на момент нашего «отправления» он еще не был введен

Напоминаем, что в тариф вагона-бистро включена еда на сумму до 2 тыс. рублей.

Вы можете спросить, почему в нашем случае не подтвердился тезис о том, что «чем раньше, тем дешевле»? Все просто: поездка через 7 дней выпадала на 1 мая, видимо, не самый популярный день.

При бронировании за 90 дней

Тариф

Цена билета (рубли)

«Базовый» (с 01.07.2018)

от 1906

«Эконом»

от 2005

«Эконом +»

от 2436

«Вагон-бистро»

от 4005

«Бизнес»

от 4173

«Первый»

от 6970

«Купе-переговорная»

от 19 363

При бронировании за 7 дней

Тариф

Цена билета (рубли)

«Эконом»

от 2000

«Эконом +»

от 2431

«Вагон-бистро»

от 4000

«Бизнес»

от 4294

«Первый»

от 8125

«Купе-переговорная»

от 23 983

Еще раз повторим, это ориентировочные цены. Реальные могут отличаться.

Важно: окончательная стоимость вашего билета высвечивается во время покупки (если на сайте или в мобильном приложении) после того, как вы зарезервировали место и перешли в раздел «Проверка заказа». Все цены, которые вы до этого момента, носят справочный характер

У «Сапсана» есть несколько специальных тарифных планов и акций, которые позволяют прилично сэкономить.

Где расположены первоклассные места

Первый высокоскоростной поезд немецкого производства, адаптированный под российский климат, «вылетел» на невероятной скорости из Москвы в Питер в 2019 г. За способность разгоняться до 250 км/ч на прямых участках он получил название «Сапсан».

Справка! Сапсан – хищная птица из семейства соколиных, признана самой быстрой в мире, так как в стремительном пикирующем полёте развивает скорость больше 322 км/ч

В 2016 г. курсировало уже 16 составов. Расстояние до Питера такой поезд преодолевает за 3,45–4,10 часа. Теперь в расписании «Сапсана» добавился конечный пункт Нижний Новгород.

В стандартном поезде 10 вагонов, первый из которых отведен под места First Class. При следовании из столицы первоклассный отсек находится в голове состава, на обратном пути, соответственно, в хвосте. Вагон не изолирован, так как имеет сквозной проход с соседним отсеком бизнес-класса.

В период высокого спроса к стандартному составу добавляют аналогичный. В этом случае вагонов первого класса становится два: первый и одиннадцатый.

Рис. 1. Сквозной проход между вагонами

Всего в первом классе предусмотрено 23 места для пассажиров, распределенных следующим образом:

  • 1–2; 5–6; 17–18 – сдвоенные сидения;
  • 9–10; 13–14 – места, расположенные друг против друга;
  • 23–24 – сдвоенные кресла за гардеробной;
  • 3, 7, 11, 15, 19, 21, 25 – одинарные кресла;
  • 27–30 – купе-переговорная, расположенная сразу за кабиной машиниста.

Рис. 2. Расположение мест в вагоне №1

Кроме этого, здесь расположены отделение для багажа, гардеробная и туалетная комната.

Рис. 3. Заполненный вагон

В билетах первоклассные места обозначаются 1В.

Это интересно! First Class в самолетах разных компаний

Как выглядит 1-й класс в скоростном поезде

Главное преимущество элитного переезда – комфорт и дополнительные услуги. Прежде всего, это кресла – удобные кожаные сидения с поясничной поддержкой и удобным подголовником.

Рис. 4. Расположение мест в первом классе

Каждое сидение расположено на достаточном расстоянии от соседнего, что дает возможность свободно вытянуть ноги. Спинка кресла раскладывается до 127 градусов, то есть принимает практически горизонтальное положение.

Рис. 5. Схема раскладывания сидений

Электропривод позволяет одновременно со спинкой отрегулировать подножку.

Рис. 6. В итоге кресло приобретает вид комфортного места для отдыха и сна

У каждого пассажира есть индивидуальный столик и освещение. Кроме этого, имеются сенсорные видеомониторы, розетки.

Рис. 7. Индивидуальный монитор и регулировка кресла

Каждому взрослому пассажиру выдается свежая пресса и дорожный набор, в который входит расческа, тапочки, беруши и маска для сна, зубная щекта, рожок и губка для обуви, плед и подушка.

Рис. 8. Стандартный дорожный набор

Для детей предусмотрены специальные наборы в игровой форме при условии приобретения детского билета.

Главное – на пути всего следования пассажирам 1-го класса доступен бесплатный Wi-Fi и индивидуальная розетка, где можно подзарядить электронные устройства.

Рис. 9. Детский дорожный набор

Материал в тему! Бизнес-класс в самолете: фото и стоимость в разных авиакомпаниях

Можно ли курить iqos, электронные сигареты, вейп?

Обратите внимание, что официально в документах не содержится правок, касающихся электронных устройств, будь то вейп, iQOS или электронные сигареты, поэтому курильщик может использовать приспособления в любом из общественных транспортов. При этом необходимо учитывать, что в 2018 году планируется рассмотрение дела, связанного с внесением дополнений, касающихся использования современных курительных приборов

Что касается вейпа, то некоторые устройства способны взрываться при сильном нагревании, поэтому не рекомендуется использовать их в закрытых помещениях, особенно в вагонах, так как это может нарушить правила пожарной безопасности.

Компенсация за опоздание «Сапсана»

Пассажиры, которым не посчастливилось приехать на «Сапсане» вовремя и к тому с большим опозданием, имеют право на компенсацию хорошей такой части за проезд. Особенно повезло командировочным, если у них, конечно, не сорвалась какая-нибудь важная встреча.

Уточним, что компенсация не выплачивается, если «Сапсан» задержался или вовсе не доехал до пункта назначения из-за обстоятельств непреодолимой силы или не по вине «Российских железных дорог».

Размер компенсации зависит от времени опоздания и не распространяется на сервисный и комиссионный сборы: — 25% от стоимости проезда, если «Сапсан» задержался 60 – 119 минут (включительно); — 50% компенсируется при опоздании свыше 120 минут (включительно);

Что делать, чтобы получить компенсацию от «РЖД»?

1. Заполнить заявление: либо прямо в поезде, либо скачать вот этот файл. 2. В период 45 дней со дня прибытия «Сапсана» отправить «Почтой России» заявление и оригинал проездного документа по адресу: 196641, г. Санкт-Петербург, поселок Металлострой, участок ж. д. «Река Славянка-ЛЭП», а/я 53 3. В течение 30 дней с момента получения вашего заявления РЖД его рассматривает и принимает решение. 4. Если решение положительное, то компенсация направляется одним из двух способов, который вы укажете в заявлении: — банковский перевод; — почтовый перевод.

Важно: с полученной компенсации вычитается подоходный налог в 13%

Правила этикета в «Сапсане»

Среди пассажиров за уже почти десятилетие работы «Сапсана» сложился определенный негласный этикет. Ну, по крайней мере, список того, что категорически неприемлемо, точно хорошо известен на основании многочисленных отзывов, которые мы собрали.

1. Не разговаривайте громко с попутчиками или по мобильному телефону. Едва ли остальным пассажирам будет интересно знать детали ваших переговоров с подрядчиком или состояние здоровье тети Розы.

2. Кинофильмами, видосиками из ютуба и игрушками лучше наслаждаться в наушниках.

3. Из этой же серии: отключите звуковые уведомления у смартфона. Особенно если у вас активная переписка в чатиках в вотсапе и подписка на 100500 каналов в Телеграме.

4. Лапшу класса «доширак» и прочую еду с резким запахом лучше съесть дома. Тоже самое относится к избытку парфюма – будьте поскромнее. На всякий случай. Видели, как иногда протекает аллергия? И мы тоже думаем, что лучше бы не надо.

5. В экономклассах расстояние между креслами, к сожалению, невелико, поэтому есть риск того, чтобы вы будете регулярно пинать сиденье соседа впереди. Рекомендуем воздержаться. Не пинайте, да непинаемы будете.

6. Когда находитесь за приятной трапезой, соблюдайте нормы этикета. Ну или хотя бы не чавкайте. Это жутко бесит, а мысленные проклятия от соседей могут магическим образом сбыться, причем еще до прибытия на конечную станцию.

7. Проводники и стюарды – тоже люди. Пассажиров много, а они одни. Бывает, что-то могут забыть или не успеть оперативно выполнить вашу просьбу, особенно когда половина вагона состоит из китайцев. Вежливое напоминание будет выглядеть более респектабельно, чем бесконечное фырканье по поводу того, что «молодежь совсем разучилась работать».

Расписание «Сапсан» Москва – Санкт-Петербург

Номер состава Остановки
Москва Тверь Вышний Волочек Бологое Угловка Окуловка Чудово СПб
752 05:45 09:15
754 06:50 07:54-07:55 08:51-08:52 10:45
756 (сдвоенный) 07:00 08:04-08:05 08:46-08:47 09:21-09:22 09:32-09:33 10:13-10:14 11:04
758 09:18 10:29-10:30 11:44-11:45 12:26-12:27 13:20
760 09:40 11:20-11:21 11:38-11:39 11:58-11:59 13:30
762 (только по выходным) 11:30 13:22-13:23 14:23-14:24 15:16
764 (по выходным) 11:40 12:41-12:42 13:51-13:52 15:26
766 13:30 14:34-14:35 15:31-15:32 17:25
768 (сдвоенный) 15:30 17:22-17:23 18:23-18:24 19:16
770 15:40 16:41-16:42 17:22-17:23 17:57-17:58 19:28
772 17:30 19:25-19:26 20:26-20:27 21:16
774 17:40 18:44-18:45 19:41-19:42 21:35
776 19:30 20:34-20:35 21:31-21:32 23:25
778 19:40 20:44-20:45 21:28-21:29 22:03-22:04 22:14-22:15 22:56-22:57 23:44
780 (сдвоенный) 21:00 22:00-22:01 00:35

Что грозит за это?

Наказание за нарушение «внутреннего закона РЖД» строго обозначено. Это штраф в размере 500-3000 рублей.

Размер штрафа зависит от количества нарушений:

  1. 500 рублей за первый раз;
  2. 1500 за повторное попадание;
  3. 3000 за систематическое нарушение или курение с несовершеннолетними лицами.

Однако здесь еще нужно доказать вашу причастность. Если вы вышли из туалета, а там остался небольшой табачный запах, почему именно вы виноваты. Возможно перед вами покурил другой пассажир.

В итоге

Чтобы покурить в поезде, особенно нагреватель айкос, существует множество вариантов. Не используйте рискованные места, тогда вы без мучений проедите долгий путь (можно выбрать Сапсан конечно) и избежите шрафа. Вообще в РЖД нужно сделать специальный вагон для курящих людей, в котором будут приспособленные для этого зоны.

Можно ли употреблять сигареты в поезде?

Еще четыре года назад нельзя было дымить только в салоне и в уборных комнатах. Но с внесением поправок условия были ужесточены. Теперь в поездах как ближнего, так и дальнего следования не разрешено употреблять табачные изделия. Запрет также действует на электрички.

На данный момент времени выделяют следующие места, в которых не разрешено употребление сигарет в поезде:

  • тамбур;
  • туалет;
  • салон вагона;
  • вагон-ресторан;
  • платформа или перрон;
  • вокзал;
  • привокзальная площадь.

Не желательно пытаться покурить на территории между вагонами, так как это достаточно травмоопасное действие. В среднем современные поезда движутся со скоростью 160 км в час, некоторые высокоскоростные модели способны разгоняться до 200-300 км в час, поэтому сцепка достаточно подвижна, если быть невнимательным, то можно сильно удариться или случайно выпасть из транспортного средства. Курение между вагонами также подлежит штрафу.

Видео взято с канала: 

Обратите внимание, что в метро также нельзя употреблять табачные изделия, так как это нарушает Федеральный закон №15. При этом нельзя курить находясь на платформе, а также в самом вагоне

Многих курящих пассажиров интересует, что будет за курение в поезде? При несоблюдении законодательного акта, человек, согласно КоАП Российской Федерации наказывается возложением штрафа в размере от 500 до 3000 рублей, в зависимости от количества правонарушений.

Разрешено курить только в специально отведенных вагонах для курения. К сожалению, не все поезда оборудованы подобными помещениями.

Согласно статье Федерального закона курильщики имеют право на употребление табачных изделий на расстоянии пятнадцати метров от железнодорожного вокзала. Поэтому при необходимости можно дождаться ближайшей остановки. Количество остановок и их длительность зависят от маршрута, обычно проводники сообщают об этом заранее, поэтому можно рассчитать успеете ли вы выйти покурить или нет.

Что включено в бизнес-класс в «Сапсане»: мой опыт

Здравствуйте! Бизнес-класс в «Сапсане» оставил неоднозначные впечатления: при первой поездке ахнула от восторга, при второй решила, что сервис так себе, а при последней заметила недостатки. Согласно информации на сайте, в вагонах этого типа обслуживания предоставляются дополнительные услуги:

  1. Главное преимущество заключается в том, что вам доступны розетки (правда, они есть и в эконом-плюс). В результате вам не придется через 4 часа оказаться в чужом городе с разряженным телефоном.
  2. В бизнес-классе «Сапсана» доступен Интернет без дополнительной оплаты. Но Wi-Fi не всегда работает; впрочем, на протяжении пути неплохо ловил 3G от «Билайна».
  3. Вам предоставят также дорожные наборы, плед и подушку. Для малышей предусмотрены детские наборы, хотя они довольно скромные: ребенку дают малопрезентабельный мешочек с карандашами, маленькой раскраской и пластиковой головоломкой.

  4. Есть автомат для чистки обуви, благодаря чему вы сможете отправиться на деловую встречу в презентабельном виде.
  5. Вам предложат свежую прессу; также можно посмотреть фильмы на ЖК-экранах, которые расположены чаще, чем в остальных вагонах.
  6. Предоставляется гарантированное питание, причем вы предварительно выберете меню.
  7. За дополнительную оплату вы закажете такси, забронируете экскурсии, купите билеты на поезд или самолет, воспользуетесь услугами бара или бистро.

Что входит в бизнес-класс в «Сапсане»? Кресла здесь обтянуты кожей, а не тканью, а главное, что они немного удобнее. До этого ездила в «Экономе», и путешествие стало испытанием: через 3—4 часа боль в спине становилась невыносимой. В «Бизнесе» другая конструкция, и расстояние между рядами чуть больше. Порой включают кондиционер слишком сильно, можно простудиться: особенно отличается на крайних местах в начале вагона.

Цена билетов в бизнес-класс поезда «Сапсан»

Что касается обслуживания, то я получала его по принципу «как повезет». Проблемы возникают из-за алкоголя, поскольку пассажирам полагается 1 порция (о качестве помолчу). Проводники его не предлагают, если самим не требовать. А хуже всего, что дополнительный алкоголь не дают: надо идти в вагон-бистро. В последний раз со мной ехала группа японских туристов, и было жалко смотреть, как переводчица пытается им объяснить, что в бизнес-классе за немалые деньги полагается 1 банка пива, а за добавкой надо идти самостоятельно.

Что включено в цену билета в бизнес-класс «Сапсана»: детский набор, который выдают в поездке

Питание в 1С гораздо лучше: подают комплексный обед, как на авиалиниях, с салатом, горячим и каким-нибудь десертом. В основном мясо или рыба с овощами, можно выбрать из 3 или 4 вариантов. Но фактически доступных блюд мало, хотя в меню их гораздо больше; при этом не особо играет роль, что вы указывали в личном кабинете при оформлении билета. Я получила галантин, вкусную овсяную кашу, блины с мягким сыром и красной рыбой, напиток.

Фото меню в бизнес-классе «Сапсана»

Чай и кофе можно брать в течение всей поездки, хотя я считаю, что в цену билета в бизнес-класс «Сапсана» должно входить что-то более приличное, чем поданные нам сорта. Ребенку дали закуску из карбоната, сыра и овощей, горячий картофель, курицу и сок. В целом ездить достаточно комфортно, хотя отечественный сервис дает о себе знать.

2

Уважаемые пассажиры!
Вы можете ознакомиться с расписанием поездов, наличием и ценой жд билетов

Разрешено ли употреблять айкос в ж/д транспорте

В соответствии с общими
положениями антитабачного закона курение в общественном транспорте, в том числе
и в железнодорожных поездах, не разрешено. Руководством РЖД было установлено,
что использование табачной продукции в замкнутых вагонах может навредить
здоровью других людей.

Курить iqos в поезде или нет –
решать самому пользователю. Многие лица, использующие устройства, отмечают его
преимущества перед сигаретами:

  • отсутствие продуктов горения в дыме.
    Данный довод является основным в их речи, касающиеся необходимости выделения
    стиков в отдельную категорию и применение к ней более мягких требований;
  • относительно небольшая задымленность;
  • запах от использования устройства
    намного приятнее.

И все же в соответствии с
приказом РЖД айкос приравнивается к обычным и электронным сигаретам. Несмотря
на результаты исследований, по которым использование стиков на 90% несет меньше
опасности, задымление и возможная аллергия других людей на добавки
способствовали разработке такого решения. Поэтому любителям айкос, решивших
курить в поезде и использовать свои доводы в полемике с работником Российских
железных дорог, стоит быть готовым к штрафным мерам.

На перроне

Железнодорожные платформы
общепринято считаются подходящим местом для курения. Пассажиры, зависимые от
никотина, но соблюдающие законодательство, опасаются прибегать к удовлетворению
собственных потребности в поезде – все же штраф оплачивать мало кто желает.
Поэтому при многочисленных остановках они могут закурить на перроне, выйдя из
вагона.

На практике отсутствуют случаи,
когда гражданин, вознамерившийся покурить на перроне, вдруг получил наказание в
виде штрафа. Поэтому лицам, использующим айкос, также не стоит бояться
взыскательных мер со стороны правоохранительных органов. Однако данный вариант
не всегда подходит. Если человек не отличается большой волей и часто идет на
поводу у своей зависимости, время между остановки может показаться ему слишком
длительным.

В тамбуре

В соответствии с
законодательством в части, касающейся антитабачных норм, предусмотрены
ограничения в употреблении никотиновой продукции, которые распространяются на
весь подвижный состав. То есть по закону в тамбуре курить нельзя.

Однако на практике дела обстоят
немного по-другому. Зачастую заядлые курильщики используют данное помещение для
удовлетворения своей зависимости. Они понимают, что действуют с нарушением
норм, поэтому всегда рискуют попасться на глаза проводников

Сотрудники РЖД
уделяют тамбуру отдельное внимание, в связи с этим вряд ли удастся беспроблемно
выполнить задуманное

Курить сигареты в нем точно не
следует. Что касается айкоса, его дым рассеивается быстро, запах не
сохраняется, поэтому сотрудникам правоохранительных органов можно заявить об
отсутствии факта курения. И все же рисковать таким образом не рекомендуется.

В туалете

Один из допустимых вариантов с
меньшими рисками – покурить в туалете. В вагонах образца РЖД в таких помещениях
имеется мощная вытяжка. При этом можно запереться изнутри, тем самым
избавившись от внимания проводников. Но есть один неприятный недостаток,
который связан с неэстетичностью данного метода. Мало кому захочется курить в
комнате, которая предназначена совсем не для этого.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий