Временная приостановка проверок бизнеса и отсрочка переоформления лицензий

Информация Министерства экономического развития РФ от 11 сентября 2020 г. «Минэкономразвития предлагает продлить мораторий на плановые проверки малого бизнеса до конца 2021 года»

24 сентября 2020

Соответствующие положения содержатся в проекте закона-«спутника», разработанном Минэкономразвития, к Федеральному закону N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Документ предполагает продление моратория для малого бизнеса на весь 2021 год.

«В марте этого года Правительство объявило мораторий на плановые проверки, кроме того, были существенно ограничены основания внеплановых проверок. За счет этого объемы контрольно-надзорной деятельности существенно сократились: в первом полугодии 2020 года было проведено на 46% меньше проверок, чем за аналогичный период 2019 года. В первые месяцы мораторий количество проверок достигло исторического минимума. Сейчас мы видим стабилизацию ситуации. На следующий год мы планируем поддержать бизнес в логике ранее принятых решений Правительства», — рассказал статс-секретарь — заместитель министра экономического развития Алексей Херсонцев.

Кроме того, проектом закона-«спутника» вносятся в более чем в 100 отраслевых законов по видам контроля (надзора). В их числе Федеральный закон N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и многие другие законы, регламентирующие осуществление отдельных видов контроля (надзора).

Поправками в них закрепляются наименование вида контроля (надзора) и определяется уровень публичной власти на котором он осуществляется (федеральный, региональный и муниципальный). Также устанавливается предмет контроля. Это необходимо для того, чтобы положения отраслевых законов соответствовали закону N 248-ФЗ, который вступает в силу 1 июля 2021 года. По словам Алексея Херсонцева, закон-«спутник» закладывает основу для дальнейшей регламентации видов контроля (надзора). «На основании закона-«спутника» и тех изменений, которые вносятся в отраслевые законы по видам контроля, далее будет вестись подготовка положений о видах контроля. Всего будет подготовлено более 200 таких положений. Это ключевые документы, которыми будут руководствоваться инспекторы при проведении контрольно-надзорных мероприятий», — рассказал замглавы Минэкономразвития.

Помимо норм в области контроля (надзора), проект закона-«спутника» также упрощает процедуры лицензирования, предусмотренные Федеральным закон N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Последний распространяется на 52 вида лицензирования. Наиболее массовыми из них являются образовательная деятельность (120 тыс. лицензий), медицинская деятельность (103,5 тыс. лицензий), перевозки пассажиров автомобильным транспортом (64,8 тыс. лицензий) и фармацевтическая деятельность (55,4 тыс. лицензий).

В частности, предусматривается сокращение сроков выдачи лицензий до 15-30 рабочих дней для отдельных видов лицензирования (их перечень будет утвержден Правительством).

Закрепляется возможность приостанавливать действие лицензии не полностью, а в части в случае обнаружении контролирующим органом нарушений при выполнении отдельных работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. Также, если при предоставлении лицензии будет выявлено несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям в отношении части заявляемых им работ, услуг, предусматривается предоставление лицензии на те работы и услуги, в отношении которых несоответствия не выявлялись.

Наконец, в развитие перехода к реестровой модели в сфере лицензирования предусматривается оптимизация документооборота лицензирующих органов. «Все принимаемые лицензируемым органом решения и лицензионные дела переводятся полностью в электронный формат. Это существенно сократит документооборот и ускорит принятие решений. Речь идет более чем о 600 тысячах лицензий», — рассказал Алексей Херсонцев.

Запрет не для всех

В марте 2020 года правительство ввело запрет на проведение проверок малого, а также среднего бизнеса. Это было сделано в качестве антикризисной меры в связи с пандемией коронавируса. Мораторий предполагает, что до конца года контролеры должны отменить плановые ревизии, за исключением тех, которые проводятся на объектах высокого и чрезвычайно высокого риска. Внеплановые проверки разрешены только при факте причинения вреда людям, либо по распоряжению президента или правительства.

За счет этого объемы контрольно-надзорной деятельности существенно сократились, сообщил «Известиям» замминистра экономического развития Алексей Херсонцев.

— За полгода 2020-го было проведено на 46% меньше проверок, чем за аналогичный период 2019-го. Если в первые месяцы моратория количество проверок и вовсе достигло исторического минимума, то сейчас мы видим стабилизацию ситуации. На следующий год планируем поддержать бизнес в логике ранее принятых решений, — заявил он.

Однако нововведение распространится только на малый бизнес — то есть фирмы с доходом до 800 млн рублей в год и количеством занятых до 100 человек. Средним и крупным предприятиям рассчитывать на поблажки не придется. При этом инициатива Минэка согласована с аппаратом правительства, и именно по его настоянию послабление не охватит весь сектор МСП, констатировал источник «Известий» в финансово-экономическом блоке кабмина. В пресс-службе правительства не прокомментировали эту информацию по запросу «Известий».

Положение о продлении моратория только для малого бизнеса указано в тексте законопроекта-«спутника» к ФЗ «О госконтроле», который был принят в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, или «регуляторной гильотины». Это механизм, направленный на устранение и актуализацию избыточных и устаревших требований, влияющих на деловой климат. О его запуске объявил бывший премьер-министр Дмитрий Медведев в начале 2019 года, а первые акты были отменены в феврале 2020-го.

Другие приоритетные направления

Также Белоусов отметил важность поддержки субъектов МСБ, занимающихся экспортом. По его словам, большая роль здесь отводится различным цифровым платформам и маркетплейсам

«Важно обеспечить склейку трех ключевых структур. «А» — это маркетплейс, «Б» — это логистическая инфраструктура, обеспечивающая доставку товара покупателям, и «В» — Система быстрых платежей. Мы рассматриваем несколько технологических партнеров в этом плане — это Wildberries, «Почта России» и ряд других компаний. И могу сказать, что большой интерес к созданию логистической инфраструктуры проявляют РЖД», — сообщил он.

Важным направлением работы первый вице-премьер считает также реформирование контрольной и надзорной деятельности.

Среди приоритетных направлений Белоусов назвал и создание реестра получателей господдержки. По его словам, в настоящее время для получения информации приходится обращаться к различным субъектам, ведущим реестры МСБ. «20 декабря 2020 года состоится, как мы надеемся, первое размещение сведений, содержащихся в реестре получателей поддержки, в сети интернет на сайте Федеральной налоговой службы», — сказал он и добавил, что создание такого реестра позволит увеличить прозрачность и адресность поддержки.

Не менее важным Белоусов считает также развитие новых финансовых инструментов — факторинга и краудфандинга, которые позволят получать финансирование субъектам МСБ.

В новость были внесены изменения (14:56 мск) — добавлена информация по тексту. 

Зачем нужны налоговые проверки и что такое мораторий

С налоговыми проверками сталкиваются практически все представители бизнеса. Даже если в компанию или к ИП налоговики не пришли лично во время выездной проверки (для осмотра имущества, проверки документации и др.), то избежать камеральной проверки (контроля правильности деклараций и иных документов) не удается никому. Эти 2 вида налогового контроля предусмотрены ст. 87 НК.

Подробнее об указанных видах проверок см. материалы раздела «Налоговые проверки».

Государство строго следит за тем, чтобы казна страны пополнялась вовремя и в полном объеме, а также неукоснительно соблюдалось налоговое законодательство. Эта государственная задача решается столетиями, начиная с государственного контроля Российской империи и до наших современных контролеров.

Сейчас налоговики по-новому подходят к решению задач налогового контроля, в том числе изобретая для него новые методы. К примеру, с 2016 года действует новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг, который является добровольным и доступен только для крупных компаний.

О тонкостях налогового мониторинга см. в материале «Проверка отчетности ИФНС онлайн — мониторинг по-новому».

Мораторий на налоговые проверки – это ограничение, налагаемое законодателями на виды и сроки проводимого контроля, целью которого является поддержка бизнеса (в основном малых и микропредприятий), снижение госрасходов и др.

На нашем форуме разбираем много интересных моментов в бухгалтерском и налоговом законодательстве. Например, в этой ветке можно выясняем, когда правомерна повторная выездная налоговая проверка.

Обзор документа

Минэкономразвития сообщает о готовящихся законодательных поправках в сфере лицензирования и проверок бизнеса.

Мораторий на плановые проверки малого бизнеса предлагается продлить до конца 2021 г. Будут уточнены виды контроля. Планируется сократить сроки выдачи лицензий до 15-30 рабочих дней для отдельных видов деятельности (их перечень будет утвержден Правительством РФ). Будет оптимизирован документооборот лицензирующих органов.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Чем чреват мораторий

Для продления введенного ранее моратория чиновникам придется изменить более 90 отраслевых актов, в результате чего должно быть отменено не менее 300 тыс. проверок в отношении разных частных предприятий.

При этом в законе не оговаривается, что речь идет только о контроле соблюдения предпринимателями действующих нормативно-правовых актов налогового, валютного и многих других законодательств. Получается, что нормы эпидемиологической, пожарной и санитарной безопасности также не будут контролироваться? Это прекрасная лазейка для недобросовестных предпринимателей и большая угроза для нас, рядовых потребителей.

Проще говоря, нас ждет тотальный бесконтроль практически во всех сферах деятельности, со всеми вытекающими отсюда последствиями. А уж что он нам даст, и как подобные меры защитят население от коронавирусной пандемии, пока только остается догадываться.

На какие проверки распространяется мораторий и сколько он будет действовать?

Мораторий на проверки на срок с 1 апреля по 31 декабря текущего года установлен Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438.

Распространяется он на все виды проверок, которые проводятся в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294). Для налоговых, валютных и таможенных проверок запрет на проведение наложен на основании других постановлений, о чем будет сказано ниже.

Мораторий распространяется на следующие виды проверок:

Вид проверки

Надзорный орган

Лицензионный контроль

Орган, выдавший лицензию

Экспортный контроль

ФСТЭК России

Миграционный контроль

Управление по вопросам миграции МВД России

Транспортный надзор

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

Контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси

Госавтоинспекция

Надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Федеральная трудовая инспекция

Государственный пожарный надзор

МЧС России

Строительный надзор

Федеральная служба по экологическому, технологическому и

атомному надзору и другие – в зависимости от объекта строительства

Жилищный надзор, контроль

Госжилнадзор, соответствующий орган местного самоуправления, например в Нижнем Новгороде таким органом является городская администрация

Земельный надзор, контроль

Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии и другие (земельный надзор), соответствующие органы местного самоуправления, например в Нижнем Новгороде данная функция возложена на Управление административно-технического и муниципального контроля администрации города

Надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Роспотребнадзор

Также мораторий распространяется на иные проверки, исключенные из сферы применения Закона № 294 (ч. 3, 3.1 ст. 1):

Срок действия надзорных каникул

Первоначально срок НК был установлен на трехлетней планке и включал в себя 2016-й, 2017-й и 2018 годы. Именно в течение этих лет контролеры не имеют права включать в план своих проверок объекты МБ.
Однако, опыт применения НК был признан успешным и в Правительстве РФ весной 2018 г. сформировалась позиция о необходимости продления их срока еще на 3 года, то есть до 1 января 2022 года.

Для этого планировалось внести соответствующие уточнения в проект закона № 37666-7, внесенный Правительством в Госдуму 29 января 2018 года, после принятия его в первом чтении. Однако, на момент подготовки материала этот проект завис в профильном комитете, где отлеживается с 30.01.2018 г. уже больше полугода, несмотря на то, что был включен в программу рассмотрения на апрель.

Соответственно, никакие поправки в него до настоящего времени не внесены. Будем надеяться, что до конца 2018 года срок НК продлить успеют.

Что делать, если надзорный орган вышел с проверкой, невзирая на запрет?

На надзорные органы возложена обязанность по корректировке ежегодных планов проверок в связи с действием моратория (п. 3 Постановления № 438), поэтому результаты такой проверки могут быть обжалованы на основании ч. 1 ст. 20 Закона № 294 как полученные с грубым нарушением закона (п. 7 ч. 2 ст. 20 Закона № 294).

Результаты проверки могут быть обжалованы:

  • в соответствующий орган контроля в течение 15 дней с даты получения акта проверки (ч. 12 ст. 16 Закона № 294);
  • в прокуратуру;
  • в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня получения документа (ч. 4 ст. 198 АПК РФ); но в суд эффективнее обжаловать предписание, а не акт проверки.

Если проверка еще не закончена, то в указанные органы может быть обжаловано распоряжение (приказ) надзорного органа, которое вручается под роспись проверяемому лицу (ч. 3 ст. 14 Закона № 294).

Риск-ориентированная реформа

Минэкономразвития и Генпрокуратура в течение двух недель после принятия законопроекта в первом чтении должны представить в правительство проект поправок, предусматривающих введение моратория на период 2019-2022 годов на проведение плановых проверок в отношении предприятий малого и среднего бизнеса, проводимых без применения риск-ориентированного подхода, говорится в поручении Приходько. Риск-ориентированный подход пока применяется не по всем видам контроля и надзора, и продление моратория нужно, чтобы не ухудшалось положение предпринимателей.

«Эта мера позволит не только сохранить общий положительный эффект от моратория, но и ещё больше снизить административную нагрузку на бизнес начиная с 2019 года. Таким образом, будет сделан ещё один важный шаг к улучшению положения предпринимателей, который дополнит проводимую с 2016 года по поручению главы государства комплексную реформу контрольно-надзорной деятельности», – рассказал РБК Михаил Абызов

Важно, что планируется распространить действие «надзорных каникул» и на средний бизнес, считает вице-президент «Опоры России» Марина Блудян, после введения моратория в 2016 году именно на них фактически пришёлся основной «удар» со стороны надзорных органов. Некоторые надзорные органы, по словам Блудян, уже отказались от плановых проверок и теперь реагируют только на факты нарушений

Объем льготных кредитов на поддержку МСБ

По словам Белоусова, правительство рассчитывает, что в 2021 году будет выдано не менее 700 млрд рублей льготных кредитов на поддержку субъектов МСБ по ставке 7% годовых.

«Второй приоритет, развитие программы предоставления льготных кредитов по пониженной ставке. С учетом снижения ключевой ставки Банка России планируется снизить максимальную ставку по программе для конечных заемщиков с текущих 8,5% до 7%. По этой ставке рассчитываем выдать в 2021 году не менее 700 млрд рублей», — сказал он, добавив что 7% — это максимальная ставка и предполагается снизить ставку больше.

Белоусов отметил, что в настоящее время стоимость кредитов для субъектов МСП вне льготной программ составляет около 10% годовых.

Ранее сообщалось, что с начала 2020 года было выдано более 774 млрд рублей кредитов по ставке 8,5% годовых. 

Исключения для надзорных каникул

Конечно, поскольку не бывает меда без ложки дегтя, то и в НК предусмотрены исключения.
Их существует несколько категорий. К первой категории можно отнести типы проверок, распределенные по органам. Так, надзорные каникулы не охватывают проверки, которые проводят:

  • Центробанком (в части надзора за финансовыми рынками, национальной платежной системой, клиринговой деятельностью, страхового, валютного и банковского надзора);
  • ФНС (в части налогового контроля и контроля за уплатой сборов в различные фонды);
  • ФТС (в рамках таможенного контроля);
  • капитаны морских портов (в части портового контроля);
  • Росфинмониторингом (в части контроля за легализацией преступных средств и финансирования терроризма);
  • ФАС (в части контроля за государственными и муниципальными закупками);
  • Роскомнадзором (в части контроля за сетью «Интернет» и персональными данными).

Всего существует 23 позиции видов проверок этой категории.

Ко второй категории исключений относятся проверки, проводимые по определенным формам, например:

  • мероприятия прокурорского надзора;
  • ОРМ, следственные действия;
  • производство по нарушениям антимонопольного законодательства;
  • расследования при авариях, катастрофах, несчастных случаях, массовых заболеваний и т.п.

Всего предусмотрено 9 таких категорий.

К третьей группе можно отнести исключения по отрасли деятельности предприятия. Не освобождаются от проверок фирмы, работающие в сферах:

  • медицины;
  • обучения;
  • социального обслуживания;
  • электроэнергетики;
  • энергоэффективности;
  • теплоснабжения.

Для фирм, работающих в таких отраслях, установлены особые сроки осуществления плановых проверочных мероприятий и надзорные каникулы фактически сокращены.
К примеру, поликлиники могут проверяться на соблюдение лицензионных требований ежегодно, а на соблюдение противопожарных и санитарно-эпидемиологических норм – 1 раз в два года.

Медучреждения стационарного типа и станции СМП подлежат проверке каждые 2 года. Детские лагеря проверяется пожарными службами до каникул и каждую смену санитарными службами.

К четвертой группе относятся исключения по типу госнадзора. Не применимы надзорные каникулы к надзору в области:

  • промышленной и пожарной безопасности (только 1 и 2 классов);
  • безопасности гидросооружений (только 1 и 2 классов);
  • использования ядерной энергии, а равно обеспечения радиационной безопасности;
  • эксплуатации сооружений с негативным воздействием на внешнюю среду 1 и 2 категорий;
  • контроля за аудиторскими компаниями;
  • контроля за управляющими компаниями.

К пятой группе относятся исключения по наличию нарушений. Сюда относятся предприятия, по которым на протяжении 3-х предыдущих лет:

  • приостанавливалась или отзывалась лицензия;
  • назначалось административное наказание по наиболее грубым составам;
  • применялась дисквалификация (или административное приостановление работы).

К шестой группе относятся исключения по очередности. Поскольку закон предусматривает мораторий только на плановые контрольные мероприятия, то внеплановые никто не отменял. Внеочередная проверка может быть назначена по следующим основаниям:

  1. Обращение компании с просьбой о выдаче какой-либо лицензии, присвоении специального статуса, когда контроль предусматривается перед выдачей такого документа.
  2. Выявление следующих фактов:
    • опасность причинения ущерба людям (памятникам, животным, растениям), а равно состоявшееся причинение такого вреда;
    • угроза возникновения ЧС, а равно уже возникшая ситуация;
    • обращение потребителя с заявлением о нарушении его прав, если добровольно его требования не были удовлетворены.
  3. Закончился срок, отведенный на выполнение требований по ранее выданному предписанию об устранении нарушений.
  4. Обнаружено отклонение параметров функционирования фирмы от стандартных, предусмотренное индикаторами риска;
  5. Получено поручение Президента (Правительства РФ, прокурора) об организации контрольно-надзорных мероприятий вне плана.

Об утверждении Методических рекомендаций по применению норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, Приказ Роспотребнадзора от 24 марта 2010 года №103

В целях единообразного применения должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора) норм Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”

приказываю:

1.

Утвердить методические рекомендации по применению норм Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора) (далее – Методические рекомендации) (приложение).

2. Руководителям органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечить исполнение положений Методических рекомендаций при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Н.В.Шестопалова.

РуководительГ.Г.Онищенко

ПриложениеУТВЕРЖДЕНЫприказомФедеральной службы по надзорув сфере защиты прав потребителейи благополучия человека

от 24 марта 2010 года N 103

Настоящие Методические рекомендации по применению норм Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст.6249; 2009, N 18, ст.2140; N 29, ст.3601; N 48, ст.5711; N 52 (1 ч.), ст.6441) должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора) (далее – Методические рекомендации) разработаны в целях обеспечения единообразного применения положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” и предназначены для использования должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов (далее – должностные лица Роспотребнадзора либо должностные лица) при исполнении своих служебных обязанностей при проведении государственного контроля (надзора).

1. Общие положения

1.

1. Должностные лица Роспотребнадзора при проведении проверок, административных процессуальных действий и иных мероприятий при проведении государственного контроля (надзора) в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка должны строго соблюдать права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учитывая презумпцию их добросовестности, а при выявлении нарушений – обеспечить всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечить исполнение вынесенного постановления (предписания), а также выявить причины и условия, способствующие совершению правонарушений, с последующим принятием своевременных, эффективных и оптимальных мер, направленных на их устранение.

1.

2. Требования к порядку организации проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержатся в Федеральном законе от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон N 294-ФЗ).

Полномочия прокурора

В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 настоящего Закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

При этом в соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре:

  • требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1);
  • статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно (п. 2);
  • неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой ответственность, установленную ст. 17.7 КоАП РФ и ст. 294 Уголовного кодекса РФ (п. 3).

Обратите внимание!

Если Федеральным законом № 294-ФЗ все необходимые сроки для проверки юридических лиц и предпринимателей контролирующими органами установлены, в Законе о прокуратуре они не регламентированы. Это означает, что прокурор в порядке надзора может потребовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов в течение очень короткого срока.

Именно такой случай разбирался Конституционным Судом РФ (Постановление от 17.02.2015 № 2-П; далее — Постановление КС РФ № 2-П): в ходе проверки в адрес некоммерческой организации прокуратурой был направлен запрос от 21.03.2014 с требованием в срок до 25 марта того же года представить тексты ряда документов на русском языке, в том числе соглашений с иностранными организациями о пожертвованиях на реализацию соответствующих проектов и отчетов об их реализации за период 2013–2014 гг.

Но если организация достаточно крупная, выполнить это требование за 3 дня затруднительно.

Результатом судебного разбирательства с прокуратурой стало то, что Конституционный суд РФ взаимосвязанные положения п. 1 ст. 22 и п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре признал частично не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в нарушение требования формальной определенности закона не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований.

К сведению

В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (в ред. от 14.12.2015) акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

В связи с этим Конституционный суд обязал Генеральную прокуратуру РФ внести соответствующие изменения, в том числе определить предельные сроки проведения проверочных мероприятий и сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора, вытекающих из его полномочий, о представлении необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (п. 4 Постановления КС РФ № 2-П).

До внесения в действующее законодательство надлежащих изменений разумность этих сроков подтверждается либо опровергается при рассмотрении соответствующих споров судами, имея в виду, что бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий