Что такое лейбл в музыке? шоу-бизнес изнутри

Введение и основы

Хотите открыть собственный лейбл? Многие из лейблов начинали свою историю, когда кто-то говорил: «Отлично, у меня собственный лейбл!» Иногда это действительно НАСТОЛЬКО просто

Тем не менее, если вы действительно хотите предоставить себе все шансы на успех, важно пройти через процесс организации, не говоря уже о защите ваших вложений.
Прежде чем начать, давайте убедимся, что вы все тщательно обдумали. Запуск инди-лейбла — это весело, но это накладывает обязательства и требует кучу денег

Важно, чтобы вы знали все ключевые моменты. Обдумайте их:

  • Если вы запускаете лейбл с целью издания собственной музыки (см. «Стоит ли мне выпускать альбом?»), имейте в виду, что быть одновременно и артистом, и владельцем лейбла непросто — это налагает некоторые ограничения. Даже лейбл, запущенный с самыми добрыми намерениями, рискует прослыть проектом тщеславия. Это значит, что часть дистрибьюторов воздержится от работы с вами, а некоторые источники финансирования не будут спешить с инвестициями. Если вы планируете заниматься продвижением самостоятельно, помните, что другим может быть неудобен тот факт, что вы будете вызывать журналистов и спрашивать их мнение об альбоме. Это не значит, что вы не должны открывать лейбл для выпуска собственной музыке. Это лишь значит, что вы должны быть готовы к таким трудностям, с которыми другие лейблы не сталкиваются.
  • Вам придется работать на лейбле каждый день, даже если у вас есть полноценная работа. Есть ли у вас столько свободного времени?
  • Какой бы бюджет не выделили на лейбл, потребуется больше. Сможете ли вы оплатить все счета?

Вы все еще здесь? Отлично! Давайте сделаем это. Все еще не уверены? Прочтите «Перед запуском лейбла».

Поиск талантов

Что такое лейбл в музыке? На этот вопрос можно ответить следующим образом: это компания, которая занимается поиском талантливых исполнителей и авторов, руководством их творческой деятельности. В некоторых крупных лейблах существует специальные отделы под названием A&R (артисты и репертуар). Их деятельность заключается в поиске талантливых творческих людей и составлении прогноза развития нового исполнителя или композитора.

Они выступают в качестве посредника между музыкантами и звукозаписывающими лейблами или издательствами. Любая деятельность, способствующая подготовке записи альбома и его выпуску входит в компетенцию отдела «Эй Энд А».

Обязанности сотрудников состоят в анализе современного музыкального рынка, изучении вкусов, присущих массовой аудитории в данный момент. Это помогает им найти артистов, которые в дальнейшем будут пользоваться коммерческим успехом. Поэтому сотрудники таких отделов звукозаписывающих лейблов обычно достаточно молоды и многие из них являются музыкантами, критиками или продюсерами.

Идея создания лейбла

Стиль музыки, артисты, специфика лейбла.

Я давно задумывался над созданием своего лейбла. Мне хотелось, чтобы мой лейбл выражал этно-звучание в рамках Deep, techno, minimal, dark. Так как музыка — это такое же творчество, как и другие виды искусства, то я решил назвать свой лейбл «Vernissage». На текущий момент лейбл в некоторой степени приватный. Мне интересно самому искать
для себя артистов, но не исключен тот факт, что любой желающий может прислать мне demo и попытаться заинтересовать меня своим творчеством.
P.S. DEMO принимаю на moonadra@mail.ru

Какие первые шаги при создания лейбла, подводные камни

На что стоит обратить внимание

Для начала нужно придумать концепцию своего лейбла. Нужно точно знать, в каком формате будет работать площадка и, самое главное, в чем «фишка лейбла». «Фишка лейбла» может выражаться в стиле, в каверах, в детальном звучании треков. Лейбл может представлять из себя как сборную солянку, так и площадку с зацикленной аудиторией. Желательно, чтобы лейбл имел свой логотип. Ну, и нужно всегда помнить, что, несмотря на то, что лейблов много, надо пытаться сделать что-то такое, что может зацепить будущих и настоящих музыкантов.

Зарегистрирован ли лейбл, если да, то где, как и сколько это стоит.

Да. Любой лейбл должен быть зарегистрирован. Без регистрации трудно назвать лейбл официальным, законным. Для себя я выбрал Proton SoundSystem. Данный дистрибьютор меня заинтересовал тем, что на данный момент это один из лучших и оптимальных систем в создании и продвижении лейбла. Чтобы создать свой лейбл на системе Рroton, нужно написать сообщение на почту info@protonradio.com или же написать в личку Джейсону.
Данный дистрибьютор в качестве оплаты берет процент с проданных релизов. Создание лейбла бесплатно. Проще говоря, вы не тратите свои финансы на создание лейбла и его существование.

Каким образом приглашаются артисты, музыканты, композиторы для работы с лейблом.

Тут все очень разнообразно и обширно. Можно ждать хорошее demo от новичков на почту или же издавать только знакомых, с которыми вы уже работаете, или же самостоятельно искать для себя интересных артистов и пытаться с ними завязать сотрудничество. У меня есть ребята, которые хотели бы издаваться у меня, но на текущий момент мне интересно самому находить для себя таланты и пытаться с ними наладить контакт.

Каким образом лейбл занимается продвижением и раскруткой своих «продуктов».

В наше время все упрощается в разы и не составляет особого труда. Можно делать огромную рассылку материала по почте, а можно воспользоваться функциями PROMO рассылки. Большое количество лейблов используют VIP Ultima. Так
же можно сотрудничать с разными радиостанциями для ротации материала.

Facebook

Используется как основной инструмент для нетворкинга и продвижения. Тут зависают практически все: ключевые артисты, коллега из Венгрии, отвечающий за распространение твердых носителей и мерча, мастеринг-инженер, дизайнеры и слушатели. В моей ситуации нет прямого контакта со сценой: я живу где-то на задворках Сибири, поэтому Facebook — немаловажный индикатор «жизни» проекта.

Пример публикации с boost post с бюджетом $10.

Спросил у подписчиков, кто хочет издать трек на Harder & Louder. Для справки: после этого релиз укомплектовали за сутки.

Позитивный фидбэк от артистов — один из приятных моментов скромного музыкального бизнеса.

Я делаю ставку именно на Facebook, поскольку здесь в основном сидят платежеспособные слушатели. Twitter и VK тоже ведутся, но скорее для галочки: если первый показывает предельно скромную активность фолловеров, то во втором гораздо быстрее работают пиратские сообщества.

AWAL

Мой дистрибьютор, название которого расшифровывается не иначе как «artists without a label» (артисты без лейбла). Через него распространяют свою музыку Die Antwoord и Yung Lean. У AWAL для клиентов сделан отличный портал, через который загружаешь релизы для последующей отправки в магазины и смотришь статистику стриминговых сервисов и продаж. После оформления релиза он уходит в магазины за неделю, однако дистрибьютор предупреждает что релиз будет рассмотрен в течение 30 дней

Нам важно отправить материал на ключевые доходные площадки: iTunes, Beatport, Juno Download, Google Play

Digital Tracker — смотрим и сравниваем Apple Music со Spotify. Последний сервис хотя и недоступен в России, показывает очень даже хороший для нашей ниши результат.

Статистика доступна в двух режимах: Digital Tracker в режиме мониторинга отслеживает, как обстоят дела с Apple Music, Spotify и YouTube, а в разделе Income Analysis можно сегментировать статистику по геолокации, артистам и релизам в нескольких режимах. Этой статистики более чем достаточно для понимания, какие страны являются приоритетными для таргетинга boost post и насколько коммерчески выгоден определенный артист или релиз.

Income Analysis: я отсортировал площадки по уровню продаж. На первом месте специализированный диджейский магазин Beatport — все верно, мы продаем электронную музыку для рейва. В 7 пункте — дань с видеоблогеров за использование нашей музыки на YouTube.

Дистрибьютор ежемесячно подводит статистику продаж за месяц и высылает роялти, забирая комиссию в 15%. Это один из самых выгодных режимов в отличие от, к примеру, сервиса Tunecore, который требует единовременного взноса за факт доставки релиза в магазины.

2 месяца назад AWAL выкатили приложение, с которым жить стало еще круче: теперь за статистикой стриминга и за уровнем роялти, которые получу в этом месяце, я смотрю с телефона.

Гендерная статистика по исполнителю BSA (Португалия) в мобильном приложении AWAL.

Чего делать не нужно:

  • Не отсылайте CD, Wav’ки или MP3 демки без предварительного 1-го предпрослушивания. Soundcloud — идеальный способ прослушать ваш трек и избавить A&R-менеджеров лейбла от ненужных действий скачать/удалить.
  • Не отправляйте более 2-3 треков. Не надо отсылать для знакомства с вашим творчеством всю свою бесчисленную коллекцию не изданного материала, накопленную с начала 2000-х. Такие письма либо удаляются сразу (особенно если они без превью на Soundcloud), либо менеджер лейбла слушает первый трек. Возьмите 1 свой лучший трек и попытайте свою удачу.
  • Не упоминайте, что трек еще не закончен. Присылайте финальные или близкие к финалу версии. Никто не станет выпускать черновик. Не тратьте чужое время впустую.
  • Не делайте массовую email рассылку. Запомните правило: 1 лейбл = 1 приватная ссылка на Soundcloud. В противном случае попадете в черный список.
  • Не извиняйтесь перед лейблом за то, что трек без мастеринга. Ваш трек должен быть отмастерен перед отправкой. Мастеринг — это просто и быстро. Lightmuzik Mastering — идеально подойдет для этой цели.
  • Не упоминайте свой возраст. Особенно, если вам 38 лет
  • Не отправляйте ремиксы/каверы на чужие композиции. Вероятность того, что лейбл решил заняться очисткой прав на оригинал сводится к 0.
  • Не рассказывайте слишком много в первом письме. Сохраните пару тайн на потом.

Soundcloud

Самый наглядный и удобный способ разместить музыкальное портфолио — стриминговая социальная сеть, которая вызывает массу споров. Неудобное и кривое мобильное приложение, абонентская плата 15 евро/месяц, частые претензии по поводу копирайта. Из хорошего: удобный embed-плеер, развернутая статистика по геолокации слушателей и подписчиков, безлимитная возможность закачки аудиоматериалов.

Плачу абонентку уже три года, за это время композиции и подкасты со страницы слушали 500 000 раз. Статистика позволяет отследить не только геолокацию слушателей и источники трафика, но и самых преданных фанатов. Один из пользователей в правой колонке, к примеру, дослушался до того, что начал сам писать музыку и в итоге стал артистом лейбла.

Статистика на Soundcloud выглядит так: слева наблюдаем самые успешные треки, справа — самых преданных фанатов. Void Stalker — тот самый слушатель, который стал у нас издаваться.

Основы

Если говорить о музыкальном проекте как продукте, главная цель — продвигать музыканта для слушателей. В этой статье будем рассматривать продвижение музыки в интернете именно в аспекте продвижения собственной музыки, не затрагивая работу продюсеров, которые пишут музыку под заказ или продают через сервисы вроде Audiojungle — об этом мы рассказывали в другом нашем материале.

Стратегия и бренд

Любая музыка найдет своих слушателей — вопрос в том, сколько их будет. Здесь важен стиль. Он во многом определяется стандартными маркетинговыми вещами: целевой аудиторией, каналами продвижения, географией. Рэп и поп-музыка больше востребованы у молодежи, поэтому такой материал нужно продвигать на одних площадках, для джаза с его более возрастной аудиторией каналы будут другими. Другой пример: в США больше востребован EDM на грани попсы, в Европе присутствует сильные техно- и хаус-сцены. Плюс имеет значение язык, на котором поют в песне. Так определяется общая стратегия: где, каким образом и как продвигать свою музыку.

Группа или исполнитель — это бренд. Соответственно, у них есть такие же составляющие бренда, как и в любом бизнесе. Бренд музыканта точно так же нужно развивать, повышать узнаваемость и авторитетность. К примеру, визуальная айдентика должна соответствовать стилю и отзываться у аудитории, поэтому у металлистов обычно мрачные логотипы, а у поп-артистов — яркие и приятные. Сюда же входит и внешний вид: будет странно увидеть, как группа на сцене рубит хардкор, но при этом участники одеты в строгие костюмы.

В качестве торговой марки выступает имя исполнителя или название коллектива. Иногда на концерт группы фанаты идут даже после того, как полностью сменился состав — это и есть сила бренда. Всему этому можно научиться на общих курсах по брендингу: например, такой есть у Нетологии.

Koloah, резидент лейбла «Гиперболоид Рекордс»

Киевский электронщик, известный своими сетами на Boiler Room. Активно экспериментирует с хаусом, космическими мотивами и увесистой басовой частью.

Моя музыка — это саундтреки космических одиссей, ностальгические мотивы и трагические истории с других планет. Мой первый релиз на «Гиперболоиде» вышел в 2011 году, и это было одно из немногих верных решений, которое можно было принять на тот момент. В 2013-м был еще один релиз, и вот сейчас, спустя три года, будет второй. Но все равно в последние пару лет я нахожусь в вольном плавании, так как сосредоточился на локальной киевской сцене, которая развивается очень активно. 

До «Гиперболоида» я выпускался на лейблах Soulection, Cut, Raw Records. Но поскольку я живу далеко от внутряковых движух лейблов, плотной работы ни с кем не было. Ты как бы присутствуешь в команде, но не до конца. К примеру, выпускаешь релизы, но в туры с лейблом не ездишь. Твои треки берут в компиляции лейбла, но выступлений тебе это не добавляет. Я ровно отношусь к этому. Все же лейбл оказал большое влияние на мою музыку, равно как и мое творчество на него — это такой двусторонний обмен.

Зачем нужны лейблы?

Вторая точка зрения гласит, что лейблы доживают последние дни и рано или поздно их совсем не станет. Артисты могут обойтись совсем без них и строить свою карьеру самостоятельно. Безусловно, доля истинны в этом есть. Лейблы действительно потеряли часть своих позиций. Однако, всё зависит от ваших амбиций. На крупных лейблах работают люди, которые не первый год в музыкальном бизнесе. Они знают эту кухню изнутри, знают кратчайший путь к популярности и успеху. То, что у вас может занять 5 лет работы, проб и ошибок, профессионал может сделать за месяц. У него есть опят и связи. Он это уже делал.

К тому же, если вы уже более-менее серьезный артист, у вас возникнет множество проблем, которые будут требовать вашего внимания. Хорошо, если вы умеете собирать хорошую команду. Иначе только подготовка и съемка хорошего клипа у вас может занять от 3-х недель до нескольких месяцев.

Что ещё делает лейбл? Вот только часть функций: создание сайтов, организация интервью, съемка и монтаж видео, дизайн всей продукции, выпуск мерча (и его дизайн), организация ротаций клипов на ТВ и песен на радио, грамотное управление интеллектуальной собственностью, решение бухгалтерских и юридических вопросов, организация производства и дестрибьюции CD, продажи цифрового контента и т.д. Согласитесь, список внушительный. Конечно, можно заниматься всем самому (и такие примеры есть), но это не для всех.

Все о распространении

Когда вы открыли лейбл, поиск музыки для релиза и каналов распространения — это как загадка про курицу и яйцо. Дистрибьюторы захотят знать, что у вас уже готовы записи, перед тем, как согласятся работать с вами. Но музыканты захотят быть уверены, что вы наладили каналы распространения их записей. Иногда малоизвестные музыканты согласятся записываться у вас еще до того, как вы найдете дистрибьютора.

Но это в лучшем случае. Если у вас не получится прийти к такому соглашению, с этим ничего не поделаешь. Но вы можете попытаться извернуться и получить одобрение. Вот несколько советов:
Гораздо легче найти канал цифровой дистрибьюции, нежели физической. Сервисы вроде Tunecore, поместят вашу музыку на сайты iTunes, Amazon и т.д. Вы можете в любой момент запустить этот сервис, так что вам не придется ждать, пока у вас на руках не появятся качественные релизы.

Некоторые дистрибьюторы будут работать с любым лейблом, но в идеале вам следует найти компанию, которая не сотрудничает с кем попало. Такие компании будут принимать активное участие в продаже вашего релиза и будут часто помогать с рекламой

Компаниям такого рода будет важно знать, что ваш график выпуска релизов забит до предела: они не любят работать с лейблами, у которого есть всего один релиз

Распространители иногда оплачивают производство, а деньги получают с продаж. Это может вам помочь с наличностью, но такие предложения в последнее время — большая редкость.

Продумывание рекламы

Раскрутка будет иметь решающее значение в продаже ваших релизов. Существует несколько различных вариантов продвижения, которыми вам нужно будет воспользоваться — или которые вам как минимум стоит рассмотреть, тут уже все зависит от бюджета:

  • Радио — эфирное, спутниковое, интернет-радио
  • Печатные издания
  • Интернет-СМИ
  • Клубы
  • Реклама — плакаты, постеры, объявления в интернете и, если вы можете позволить себе такую роскошь, реклама на телевидении

Первым делом вам придется решить, будете вы заниматься продвижением самостоятельно или же наймете специалиста.
Обратите внимание на то, что большинство PR-компаний специализируются на какой-то одной сфере. Их деятельность может охватывать, например, рекламирование на коммерческих и студенческих радиостанциях, или публикации в печатных СМИ, или еще что-нибудь подобное

Другими словами, если вы решите нанять кого-то, вам, скорее всего, придется рассмотреть идею оплаты услуг нескольких разных компаний. Хоть вам и захочется сохранить для дальнейших релизов большую часть бюджета, выделенного на продвижение, у начинающих инди-лейблов вряд ли найдется достаточное количество денег, чтобы нанять пиарщиков для каждой сферы PR-компании.
Существует несколько решений на случай жестких ограничений в бюджете:

  • Продвигайте лейбл самостоятельно. Если вы никогда раньше не занимались раскруткой, для начала вам придется подготовить почву для дальнейших действий, например, составить базу данных с информацией о различных изданиях.
  • Наймите пиарщиков для отдельных этапов рекламной кампании. Если вам кажется, что с плакатами и интернет-рекламой вы способны справиться сами, а вот, скажем, с радио могут возникнуть трудности — отлично, вы знаете, в каком направлении двигаться дальше.

Mega.nz

Детище веселого толстяка Кима Доткома. Но интересует нас другое: 50 GB каждому зарегистрированному пользователю. Для меня этот ресурс является еще одним зеркалом для бэкапов. Остальные три: iCloud, в котором находятся текущие рабочие проекты, Google Drive для оперативной закачки файлов и внешний жесткий диск MyPassport на 1 TB. Когда меня просят скинуть треки, я просто даю ссылку на 17-гигабайтный каталог на Mega.nz с удобной навигацией.

С помощью этих инструментов я держу руку на пульсе, слежу за прогрессом лейбла и увеличиваю доход. Думаю, в будущем я продолжу рассказывать о других аспектах жизни проекта: здесь масса интересных кейсов, будь то совершившийся запуск никому не известного артиста в мир больших гастролей или конфликт с американским бизнесменом, подписавшим на Harder & Louder чужие композиции.

Надеюсь на отзывы, было бы приятно получить пищу для ума и послушать мнения действующих специалистов: я постоянно нахожусь в поиске новых механизмов и способов для продвижения своего дела.

Советы по дальнейшему развитию

  • Об этом уже говорилось ранее, но: руководить лейблом — значит постоянно учиться. Приняв решение о запуске своего лейбла, будьте готовы ко взлетам и падениям. Иногда все разваливается, даже если вы все делаете правильно. Суть в том, чтобы не дать этим разочарованиям повлиять на общую картину. Это может прозвучать банально, но позитивный настрой и способность очень пригодятся вам в долгосрочной перспективе.
  • Не стоит себя переоценивать и лезть в сферы, в которых вы ничего не смыслите. Если у вас нет большого опыта работы в музыкальной индустрии и вам приходится схватывать все на лету, реалистичный взгляд на вещи и способность задавать вопросы, а также честное признание своих слабых сторон — это единственная возможность во всем разобраться.
  • Будьте честными перед исполнителями, говоря о том, что вы им можете дать, а что — нет. При возникновении каких-либо проблем также в открытую скажите об этом. Плохую репутацию в этой индустрии обычно зарабатывают именно из-за недобросовестности.
  • Даже если изначально у вас достаточно денег, запуск лейбла, вероятнее всего, поначалу вынудит вас залезть в долги. Вы можете смягчить удар по кошельку, если будете грамотно распоряжаться финансами. Другими словами — затраты на рекламу? Это инвестиции в будущее. Спустить деньги на выпуск желтых десятидюймовых виниловых пластинок? Плохая затея.
  • Не пытайтесь угнаться за трендами. Сосредоточьтесь на выпуске и продвижении качественной музыки, увеличении количества собственных поклонников и сохранении хороших отношений с исполнителями.
  • Проявите креативность. Дешевые, но удачные решения в сфере оформления чаще положительно сказываются на продажах, нежели наоборот. Суть не в показухе или глянце — суть в качественной музыке.
  • Относитесь к своему лейблу как к одному из своих музыкантов. Продвигайте его имя и создавайте узнаваемый образ.
  • Это все делается ради удовольствия, помните? Так наслаждайтесь!

Alexey Orlov, резидент лейбла Slowdance

Один из самых заметных московских диджеев, регулярно выежающий на гастроли в разные города России. Как правило, использует в своих композициях традиции хауса и минимала.

Мое первое знакомство с командой Slowdance произошло летом 2012 года. Я получил приглашение на фестиваль «Казантип» и там познакомился с ребятами. К ним случайно попала моя музыка, и они пригласили меня играть на свой шоукейс. С того момента мы вместе занимаемся всей работой. 

Это мой первый лейбл, но я воспринимаю его скорее как семью, которая занимается коллекционированием и выпуском музыки, организацией вечеринок и общением с людьми через формы искусства

Для меня важно работать с единомышленниками. У меня есть любимые российские лейблы, но вместо того, чтоб их называть, мне хочется подчеркнуть, что лейбл, который заботится о качестве звука и о качестве носителя, на котором музыка будет издана, становится для меня более примечательным

Издательство, уделяющее внимание концепции, подаче и селекции материала, быстрее всех заинтересовывает. Радует, что такие лейблы в нашей стране есть

Я с удовольствием покупаю и коллекционирую их пластинки.

Эдуард Чайка и Маша Романович создатели Sination:

Наш лейбл появился чуть больше года назад. Время от времени мы занимались привозами артистов, так что подумали — почему бы не запустить собственный проект? Просто для того, чтобы издавать любимую музыку. Мы не жалуем CD, поэтому в основном издаем музыку на кассетах и не против попробовать частично перейти на винил. 

Наша команда давно ведет несколько музыкальных сообществ во «ВКонтакте» и пристально следит за различными сценами, а также дружит со многими музыкантами, так что влиться в индустрию было совсем легко. Жанровых рамок мы перед собой не ставим, но долговременное ведение конкретных музыкальных блогов до сих пор сильно влияет на выбор издаваемой нами музыки. Сейчас у нашего лейбла постпанк- и синтпоп-направленность, но мы не собираемся останавливаться на этих жанрах и уже пару раз от них отходили. Например, нашим первым виниловым тиражом был альбом экспериментальной группы «4 Позиции Бруно». 

Мы независимый лейбл, поэтому занимаемся этим просто из любви к музыке — издаем релизы на физических носителях и помогаем продвигать своих артистов. Но знаем, что другие лейблы активно организовывают события со своими резидентами. Мы тоже порой устраиваем вечеринки и концерты, но не так часто, поскольку лейбл Sination довольно молодой, а наши музыканты разбросаны по всему земному шару. Тем не менее нам удалось сделать концерты большинству резидентов и зарубежным музыкантам, которых финансово реально привезти в Россию. Например, в прошлом году мы привозили Lust For Youth, Minuit Machine, Cold Comfort и Caerulea.

Наша команда состоит из двух человек плюс пара товарищей-дизайнеров — Никита Торопчин и Владислав Сонтос. Время от времени они помогают оформлять вечеринки и релизы за символическую плату. Наши музыканты, как правило, записывают музыку у себя дома, потому что у Sination нет тиражей в тысячи пластинок, а группы не выступают в «Олимпийском». Хотя это, конечно, к лучшему. 

Наша работа спонтанна и хаотична — бывают периоды как активной деятельности, так и затишья. Мы не можем знать, когда и что нас сподвигнет на издание или привоз. Сейчас у нас есть кое-какие запланированные проекты, но они рассчитаны не на самое ближайшее время. Мы такие, знаете, спокойные ребята — никуда не спешим, ведь наш лейбл просто для души. Мы никогда особо не стремились его раскрутить. 

На данный момент у нас всего семь резидентов, но, конечно, хочется расти. Работает это так: знакомимся с музыкантом, видим материал, который нам близок и который нас впечатлил, а потом предлагаем его издать. Поэтому ни о каких письменных или устных контрактах не может быть и речи, ведь мы не гонимся за количеством и никого не принуждаем. Музыканты всегда могут прислать свои демо нам на почту, во «ВКонтакте» и на фейсбуке. Мы ни в коем случае не берем только знакомых. Подавляющее большинство изданных у нас музыкантов нашли нас сами. То есть сначала сотрудничество, а потом дружба, но не наоборот. Русские лейблы в последние годы стали пользоваться каким-то нездоровым спросом не только в России, но и на Западе.

Особенно идущие по вектору экспериментальной и танцевальной электроники. Наибольшую популярность снискали те, что специализируются на техно, роу-хаусе и синт-эмбиенте. Нам нравятся Perfect Aesthetics, Full Of Nothing, Klammklang, «ГОСТ Звук» — все они взращивают очень самобытных и интересных музыкантов. 

Промоушен

Промоушен играет важную роль; активная жизнь в соцсетях – один из гарантов успеха. Ведь сейчас именно интернет дает возможность быстрого обмена, как информацией, так и товарами, главное – найти правильный подход. Обязательно нужно договориться о сотрудничестве с прессой, радио и ТВ, нужно использовать по максимуму все ресурсы, где есть возможность заявить о своем новом лейбле.

К этому времени когда начнут поступать первые предложения,  у вас уже должен быть договор, в котором ясно и понятно будут описаны все условия работы с лейблом, а именно прописана степень авторских прав и эксклюзивность на конкретные материалы, а также размер процентов и правила выплат.

Не ленитесь слушать много музыки, только так, придерживаясь рамок, заданных форматом вашего лейбла, можно найти поистине качественный и эксклюзивный материал.

Менеджер

Менеджер или агент — это человек, который профессионально занимается всей «закулисной» работой проекта. Он знает, как продвинуть песню, организовать гастроли, провести переговоры с лейблом.

Обычно менеджеры работают за процент от гонораров за выступления и продаж. Процент варьируется в зависимости от функционала: менеджеры берут за организацию концертов в среднем 10%, а за полный цикл — 20-40%. При этом последний обычно собирает и содержит за свой счет команду, которая обеспечивает таргетинг, дизайн, фотографии, видео, ведение соцсетей. Если за проектом нет мощного лейбла, ему также нужен будет тур-менеджер, который будет сопровождать команду на выездах и помогать с организацией. Иногда эту функцию на себя берут концертные менеджеры, иногда нанимают отдельного человека.

Искать менеджера стоит, когда у артиста есть уровень популярности, обеспечивающий хотя бы 10-20 концертов в год. Менеджер вряд ли возьмётся за работу с совсем «зелёным» исполнителем, поэтому сначала придётся добиваться признания своими силами.

Найти агента можно в тематических сообществах, на форумах, конференциях или просто разместив вакансию. Либо можно обратиться в промоагентство, которое занимается продвижением артистов. Почти всегда они специализируются на определенных нишах: классическая музыка, поп, рок, электроника, молодые исполнители. В России продвижением музыкантов занимаются Invisible Management и некоммерческий проект RUSH.

Составление письма

Тело письма должно содержать краткую информацию о вас вашем треке/проекте и ссылки. Ниже следует указать контактную информацию. Будьте лаконичными, укажите только самую важную информацию.

Тема: Demo — track by …

Сообщение:
Hello. My name is ___________
I want to introduce you my track.
Creative pseudonym : __________
Title: _____________
Genre: ____________

Подсказка. Для подобных рассылок самый удобный почтовый сервис mailchimp.com
В нем можно сконструировать презентабельное письмо с оформленным текстом, вставками картинок и ссылок. Так же есть очень удобная функция отслеживания активности прочтения письма.

И последний пункт в данной статье будет посвящен еще одному способу связи с лейблом. Более длительный, но в то же время весьма эффективный.

Делайте следующее:

  • Кратко описывайте свою композицию. Не надо писать 3-х страничный рассказ о своем детстве. 2-3 строки помогут менеджерам узнать, как вы видите свой трек и к чему стремитесь.
  • Когда дело доходит до визуального представления вашего трека — покажите всю свою творческую страсть. Изобразите настроение трека в виде обложки к нему. Это поможет дополнить повествование о треке и сделать его прослушивание незабываемым.
  • Наличие снятого видео может помочь выглядеть вашей работе более завершенной, но с другой стороны безвкусное видео может испортить всё впечатление от прослушивания даже хорошего трека.
  • Используйте предпрослушку треков через Soundcloud — это лучший вариант.
  • Если вы не уверены в качестве своего трека (баланс, громкость, эквализация и т.д), то LightmuZik Mastering помогут вам сделать профессионально звучащий трек.
  • Лесть от чистого сердца вполне может помочь. Покажите, что вы реально знаете и любите этот лейбл и что его отказ в выпуске ваших треков причинит вам глубокую моральную боль. =)
  • Если вы получали поддержку от крупных имен или выступали на крупных фестивалях, определенно стоит об этом упомянуть.
  • Вполне хорошо будет, если Вы упомянете 2-3 чужих трека, которые вдохновляют вас как артиста. Вполне вероятно, что A&R менеджер лейбла разделит ваши вкусы к музыке и охотнее послушает ваш трек.

Indiegogo

В прошлом году я увлекся краудфандингом, вдохновившись активностью аудитории. Первый проект, CD с участием разных музыкантов, был успешно отбит вложениями слушателей: он вышел в меру бюджетным, т.к. мне удалось изрядно сэкономить при подготовке альбома.

Второй проект я провалил: твердого носителя не вышло, но альбом собрал отличные стриминговые показатели и дал хороший доход. Третий проект находится в процессе: он встретил ряд трудностей, т.к. площадка отказалась от PayPal, а наша целевая аудитория очень вяло пользуется кредитными картами. В будущем хочу попробовать другие площадки, будь то Kickstarter или специализированные музыкальные сервисы.

Независимая музыка

Звукозаписывающие компании или музыкальные издательства, которые не находятся под контролем так называемой «большой тройки» (список крупнейших фирм был приведен выше) считаются независимыми, даже если они представляют собой большие корпорации со сложной структурой.

Термин «инди» иногда используется только по отношению к тем компаниям, которые действительно являются небольшими. Но часто этим словом обозначаются фирмы, занимающиеся записью музыки некоммерческих направлений независимо от их структуры и размеров. Инди-лейблы обычно отличаются более дружелюбным отношением к артистам.

Процесс звукозаписи

Сотрудники лейблов также следят за течением процесса создания диска. Такая работа включает в себя помощь артистам в выборе продюсера для конкретного альбома и составление графика работы в студии, а также контроль над всеми аспектами производства высококачественной записи. Они выступают в качестве экспертов, которые помогают исполнителям и авторам выбрать песни, которые лучше всего подходят для данного альбома. Для тех музыкантов, которые не пишут собственных произведений, представители лейбла находят композиторов и авторов текстов.

Когда работа над альбомом подходит к завершению, специалисты прослушивают весь материал. Иногда в результате такого анализа некоторые песни исключаются из альбома.

Часто эксперты рекомендуют музыкантам включить в диск еще несколько треков или переписать уже существующие.

Один из главных вопросов на этом этапе работы — будут ли некоторые песни изданы в качестве синглов, предшествующих выпуску альбома? Такие записи нужны для продвижения будущего диска на радио и телевидении, а также для того, чтобы поклонники смогли заранее ознакомиться с фрагментами пластинки.

Итог: как продвигать свою музыку

Просуммируем всё сказанное:

  • В первую очередь продумайте продукт. Выберите стиль, целевую аудиторию, начните строить бренд. На этом будет основана стратегия продвижения музыки в интернете и за её пределами: площадки, каналы, лейблы.
  • Первое время придётся работать над продвижением самостоятельно. После достижения определённого уровня популярности можно (и нужно) формировать команду: менеджера, SMM-специалиста, дизайнера.
  • Занимайтесь сайд-проектами: подкастами, мероприятиями. Это принесёт дополнительный доход и поможет с раскруткой.

И самое главное: пишите крутую музыку. Чем лучше материал, тем проще его продавать. Просто писать музыку недостаточно, но это фундамент, без которого попытки раскрутить проект не будут иметь смысла.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий