Как сменить конкурсного управляющего в деле о банкротстве юрлица и на каких основаниях это возможно?

Список источников

  • https://nsovetnik.ru/bankrotstvo/arbitrazhnyj_upravlyayuwij_v_dele_o_bankrotstve/
  • https://rusjurist.ru/bankrotstvo/arbitrazhnyj_upravlyayuwij_v_dele_o_bankrotstve/
  • https://bankrotstvoved.ru/arbitrazhnyj-upravlyayusshij
  • https://probankrotov.ru/fizicheskih-lic/24-arbitrazhnyy-upravlyayuschiy-bankrotstvo-fizicheskih-lic.html
  • http://zataskaem.ru/arbitrazhnye-upravljajushhie-po-bankrotstvu-juridicheskih-lic/
  • https://bankrothelp.ru/fiz-lica/polnomochiya-arbitrazhnogo-upravlyayushheg.html
  • https://sixsotok.ru/%EF%BB%BF%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9-%D0%B2-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5-%D0%BE-%D0%B1%D0%B0%D0%BD.html

Подпишитесь на свежие новости

Основания для смены арбитражного или конкурсного управляющего

Основная задача управляющего состоит в соблюдении баланса интересов между кредиторами и должником. При смещении баланса в пользу одной из сторон эффективность работы существенно снижается.

Бездействие управляющего или неэффективная работа могут привести к чрезмерному затягиванию процедуры банкротства и снижению показателей погашения кредиторских требований. В результате процесс может длиться бесконечно.

Именно поэтому вокруг процедуры назначения конкурсного управляющего нередко ведутся конфликты и возникают ситуации, когда перед участниками процесса остро стоит необходимость смены управляющего.

Если одной из сторон конфликта был проигран процесс по назначению управляющего, либо она слишком поздно узнала о возбуждении дела о банкротстве в отношении должника, то перед ней может стоять задача о замене управляющего на более лояльного.

Считается, что самый простой способ добиться замены конкурсного управляющего – получить большинство голосов на собрании кредиторов. Но даже наличие такого большинства голосов еще не приводит к автоматическому смещению управляющего.

Конкурсный управляющий хоть и выступает формально руководителем должника на этапе конкурсного производства, но назначить и сместить его не так просто как единоличный исполнительный орган на основании ФЗ «Об акционерных обществах» или ФЗ «Об ООО». Положения данных законов в рассматриваемом случае не действуют. Отстранение конкурсного управляющего происходит на основании норм 127-ФЗ.

Причин, по которым отстранить конкурсного управляющего от процесса весьма непросто, несколько:

  1. Все вопросы, которые связаны с назначением, освобождением или отстранением управляющего, находятся в ведении арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве.
  2. В компетенцию собрания кредиторов не входит отстранение управляющего от работы. Они вправе только принять решение о том, чтобы выступить с ходатайством перед арбитражным судом об отстранении управляющего. При этом финальное решение будет за судом.
  3. Для отстранения конкурсного управляющего требуется наличие веских оснований, мотивов и их доказательства. Одного ходатайства будет недостаточно.

Среди оснований для снятия с должности арбитражного или конкурсного управляющего можно выделить:

  1. Собственное желание управляющего или его самоотвод.
  2. Исключение арбитражного управляющего из СРО или выход из ее состава (некоторые кредиторы пытаются добиться принудительного исключения управляющего, чтобы обзавестись веским основанием для его отстранения от должности, но сделать это опять же не так просто).
  3. Отстранение управляющего на основании судебного решения, которое вынесено по результатам рассмотрения жалобы кредитора на действия или бездействие управляющего.
  4. Отстранение управляющего на основании ходатайства собрания конкурсных кредиторов о нарушении их прав и законных интересов из-за злоупотребления управляющим своим положением, его бездействия и пр.
  5. Смена процедуры банкротства. Например, допускается использовать предусмотренный в ст. 146 127-ФЗ переход от конкурсного производства к внешнему управлению. Тогда управляющий должен быть смещен, и должна быть назначена другая фигура – внешний управляющий.
  6. Обнаружение обстоятельств, которые препятствуют назначению управляющего арбитражным судом, при вынесении соответствующего постановления (например, у управляющего отсутствовал допуск к гостайне, хотя он был ему необходим; предприятие относится к категории стратегически важных, или управляющий выступает заинтересованным лицом в деле о банкротстве по отношению к должнику или кредиторам).
  7. Дисквалификация управляющего в качестве должностного лица в деле о банкротстве (она допускается на основании различных норм КоАП и применяется на период от 6 месяцев до 3 лет).
  8. Получение управляющим судимости за совершение преступления, назначение наказания в виде лишения права занятия определенных должностей либо лишение права заниматься определенной деятельностью.
  9. Отмена судебного акта о назначении управляющего. Для назначения нового управляющего должно быть получено соответствующее решение собрания кредиторов.

Основания для отстранения управляющего приведены в ст. 20.4, 20.5 Закона о банкротстве 127-ФЗ. Возможности подачи жалобы на действия управляющего комитетом кредиторов или должником содержатся в п. 3 ст. 17 127-ФЗ, п. 3 ст. 60. Пункт 1 ст. 22 127-ФЗ позволяет СРО обращаться в суд с ходатайством об отстранении конкурсного управляющего.

Кто такие арбитражные управляющие

В соответствии с положениями статьи 20 указанного Федерального закона под арбитражным управляющим понимается гражданин Российской Федерации, который осуществляет предусмотренную действующим законодательством деятельность, направленную на удовлетворение требований кредиторов об уплате долга.

В соответствии с положениями указанной статьи арбитражный управляющий обязан состоять в специализированной саморегулирующейся организации арбитражных управляющих, но в целях осуществления своей деятельности состоять он имеет право только в одной организации. При этом ему не запрещено законом заниматься частной практикой, а также осуществлять иную деятельность, не противоречащую требованиям действующего законодательства, но только при соблюдении требования, что такая его деятельность не будет мешать исполнению им своих непосредственных обязанностей, установленных Федеральным законом №127-ФЗ.

Для того чтобы получить статус арбитражного управляющего, гражданин Российской Федерации при вступлении в состав специализированной саморегулирующейся организации должен подтвердить свое соответствие следующим требованиям:

  • обладание высшим образованием в его оконченной форме (подтверждается документом об образовании);
  • опыт работы на каких-либо руководящих должностях (вне зависимости от того, идет речь о государственном учреждении или частной организации), который может быть подтвержден с помощью специальных документов, например, копией трудовой книжки или выпиской из приказа о назначении на руководящую должность;
  • прохождение стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в течение не менее двух лет до даты подачи документов на вступление в саморегулирующуюся организацию (подтверждается специальным протоколом прохождения стажировки или иным документом, который выдается руководителем стажировки – действующим арбитражным управляющим);
  • прохождение теоретического экзамена в части владения курсом программы подготовки арбитражных управляющих (сдается при вступлении в саморегулирующуюся организацию, если другие варианты проверки уровня профессиональной подготовки не оговорены в нормативных документах такой организации);
  • у кандидата не должно быть наказания в виде дисквалификации по административным правонарушениям либо наказания в виде запрета на занятие определенных должностей за совершение преступлений, характеризуемых как умышленные (подтверждается справками из правоохранительных органов либо из судебных органов);
  • также у кандидата на вступление в саморегулирующуюся организацию не должно быть судимостей за преступления умышленного типа;
  • в течение трех лет, предшествующих подаче заявления на вступление в ряды арбитражных управляющих, кандидат не должен быть исключен из таких саморегулирующихся организаций за совершение нарушений действующего федерального законодательства. При этом такие нарушения, за которые было осуществлено исключение из такой организации, определяются как неустранимые либо неустраненные в срок, установленный организацией при выявлении этих нарушений.

Если арбитражный управляющий, являющийся членом саморегулирующейся организации, допустит нарушение действующего федерального законодательства, в отношении него может быть использован рычаг воздействия в виде исключения из числа членов саморегулирующейся организации в течение одного месяца с даты выявления такого нарушения.

Если такое исключение было осуществлено, кандидатура такого арбитражного управляющего не может быть представлена в арбитражный суд для участия в деле о банкротстве.

Как подать жалобу на действия управленца

Если кто-либо из действующих в банкротстве лиц считает, что действия конкурсного уполномоченного имеют незаконный характер, нарушают права, или же выбранный управленец и вовсе бездействует — то тут есть возможность обжаловать его действия. Для подачи жалобы имеется несколько способов:

  1. Прокуратура. Подается заявление о нарушении прав. Если прокуратура посчитает, что есть законные основания и доказательств достаточно — правонарушитель будет наказан.
  2. Ходатайство в арбитражный суд. Большие шансы, что судья вынесет предупреждение управленцу на основании вашей жалобы, если, конечно, будут законные основания.
  3. Подать жалобу прямо в СРО. Этот орган контролирует действия управленцев.
  4. Можно подать жалобу в ФНС РФ.

Стоит помнить, что жалоба будет удовлетворена, если будут весомые основания для такого действия. Возможно не помешает помощь юриста в составлении такого документа. Утверждения на словах о нарушении прав лица — это еще не доказательства. Квалифицированный юрист разберется, где было нарушение прав, а где нет.

○ Конкурсное управление.

Конкурсное управление – единственная процедура, которая применяется при упрощенном порядке признания ООО банкротом.

«Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов»
(абз. 16 ст. 2 Закона № 127-ФЗ).

Кто инициирует?

Конкурсное производство начинается после объявления должника банкротом.

«Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства»
(п. 1 ст. 124 Закона № 127-ФЗ).

Последствия начала процедуры:

  • Суд назначает конкурсного управляющего. Руководство предприятия прекращает функционировать, ведение дел передается внешнему специалисту. 
  • Наступает срок исполнения денежных обязательств.
  • Прекращают начисляться штрафные санкции.
  • Прекращается исполнительное производство в ФССП, документы передаются конкурсному управляющему.
  • Снимаются аресты с имущества.

Конкурсное производство оканчивается после удовлетворения притязаний кредиторов или вследствие распределения всего имущества между ними.

Если имущества оказалось недостаточно для погашения долгов, банкрот подлежит ликвидации.

Сроки конкурсного производства.

«Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев»
(п. 2 ст. 124 Закона № 127-ФЗ).

На практике процедура проходит 4-12 месяцев.

Конкурсный управляющий.

«Конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий, или государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», осуществляющая указанные полномочия в случаях, установленных настоящим Федеральным законом»
(абз. 28 ст. 2 Закона № 127-ФЗ).

Конкурсный управляющий – центральная фигура в конкурсном производстве. Именно он занимается ликвидацией предприятия.

«При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано»
(п. 1 ст. 127 Закона № 127).

Определение суда направляется в СРО арбитражных управляющих. Саморегулируемая организация должна на протяжении 9 дней предоставить информацию в суд, кредиторам или заявителям о соответствии выбранной кандидатуры законным требованиям. На основании этих сведений суд утверждает управляющего или отказывает в утверждении. В последнем случае СРО предлагает свою кандидатуру.

Обязанности конкурсного управляющего:

  • В трехмесячный срок с начала конкурсного производства провести инвентаризацию.
  • Привлечь эксперта по оценке.
  • Принять меры по выявлению иного имущества.
  • Уведомить персонал об увольнении.
  • Принять меры для истребования дебиторской задолженности.
  • Заявлять возражения кредиторам.
  • Включать необходимые сведения в Единый реестр сведений о банкротстве.

В рамках упрощенного производства:

  • Уведомить кредиторов отсутствующего должника о процедуре банкротства.
  • При обнаружении собственности у должника ходатайствовать в суд о переходе к полной процедуре банкротства.

Конкурсная масса.

«Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу»
(п. 1 ст. 131 Закона № 127-ФЗ).

Конкурсная масса подлежит реализации на торгах. Вырученные деньги идут на уплату текущих платежей и погашение долгов.

Расчёт с кредиторами.

Расчеты осуществляет конкурсный управляющий в пределах требований, заявленных кредиторами. Распределение средств осуществляется таким образом: сперва оплачиваются текущие расходы (судебные издержки, оплата труда управляющего и оценщика, коммунальные платежи), затем деньги выделяются кредиторам в порядке очереди:

  • В первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям.
  • Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
  • В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.
    (п. 4 ст. 134 Закона № 127-ФЗ).

Поиск финуправляющего ЕФРСБ

Существует специальная БД, в которой указаны все должники: ЮЛ и граждане. Это субъекты, которые более не способны удовлетворять финансовые требования кредиторов, они признаны банкротами. В реестре можно получить сведения, которые касаются несостоятельной организации или гражданина, уведомления о получении требований со стороны кредитора, сообщения кредиторов и иные данные.

ЕФРСБ входит в состав еще одной БД, которая более обширна по наличию в ней информации. Это единый реестр федерального уровня сведений о работе ЮЛ, ИП, а также других субъектов хозяйственной деятельности. Сокращенно БД – ЕФРСФДЮЛ.

Если предприниматель понимает, что он больше не в состоянии удовлетворять требования кредиторов, накопил долги, по которым не может расплатиться, он признается банкротом. Для этого необходимо написать исковое заявление. Рассмотрением этого вопроса занимается АС РФ. Истцом выступает не только кредитор, но и сам должник.

В случае, если суд решит, что предприятие может быть объявлено несостоятельным, оно может лишиться имущества, которое реализуется на аукционах с целью погашения долгов перед кредиторами.

В 2011 году был создан реестр ЕФРСБ. БД содержит сведения о должнике, о банкротстве, а также о том, кто ведет конкурсное производство.

Реестр создан в табличной форме. Сообщения о ЮЛ, гражданах постоянно обновляются. В них можно почерпнуть сведения о дате сообщения, его типе, наименовании банкрота, адресе, фамилии, имени, отчестве арбитражного управляющего. А также данные о том, кто публикует объявление.

В реестре у каждого из участников процедуры банкротства есть карточки. Из них можно узнать обо всех данных о гражданине. Например, там указывается фамилия, имя, отчество, место и год рождения, в каком регионе рассматривается дело о несостоятельности, статус должника. Иными словами, карточка позволяет проследить от начала до конца историю должника. Реестр выполняет функцию поиска информации и должника.

Отчет конкурсного управляющего

По ст.57 Арбитражный управляющий обязан сформировать и передать отчет в АС РФ. В нем подводятся итоги конкурсного производства.

Кроме того, этот документ представляется общему собранию кредиторов либо их комитету (в случае образования этого органа). Простыми словами – в отчете содержится информация о том, чем занимался гражданин в процессе управления банкротством. В частности, в документе содержатся сведения:

  • данные о финансовом состоянии предприятия;
  • данные о наличии имущества на день открытия конкурсного производства;
  • иная информация.

Отчет кредиторам предоставляется один раз в месяц. Но при условии, что эти лица не установили для управляющего иные, более продолжительные сроки.

После предоставления итогового отчета он направляется в ЦБ РФ.

По ст. 147 закона о банкротстве:

  1. Список кредиторов, требования которых остались неудовлетворенными из-за того, что не осталось денег после продажи имущества предприятия.
  2. Документ, который доказывает, что в ПФР были предоставлены сведения об учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Полномочия и обязанности

В полномочия управляющего входит сбор любых сведений, актуальных в рамках проведения процедуры. В обязанности должника входит предоставление должностному лицу любой интересующей его информации по теме банкротства. Это могут быть данные о местонахождении имущества предприятия, его оценочной стоимости, наличие кредитных соглашений, общей суммы задолженности и т.д.

Статус арбитражного управляющего позволяет:

  • признать сделку должника недействительной (в расчет принимаются последние 3 года), если соглашение покажется ему подозрительным;
  • приносить возражения на требования кредиторов;
  • передавать в кредитные учреждения запросы о состоянии счета должника;
  • запрашивать информацию из государственных органов об имуществе организации;
  • узнавать кредитную историю должника в БКИ.

Контроль его деятельности

Контроль над работой СРО, следовательно – Арбитражных управляющих, осуществляет Росреестр. Этими полномочиями регистрирующий орган наделило российское постановление.

Росреестр имеет специальный регламент, согласно которому проводятся проверки СРО с его стороны. Проверки делятся на два вида: плановые или неплановые. Последние осуществляются по обращениям (жалобам) от населения.

Права и обязанности

Права и обязанности, которыми наделяется арбитражный управляющий в процессе проведения дела о банкротстве, зафиксированы в статье 20.3 Федерального закона №127-ФЗ.

К числу основных прав арбитражного управляющего относятся:

  • созывы собраний и комитетов кредиторов с целью определения направления действий при удовлетворении их требований;
  • выступления в судебных заседаниях, а также личное обращение в суды с ходатайствами в тех случаях, когда такие действия необходимы для полноценного ведения дела о банкротстве организации-должника (например, если для полного удовлетворения выставленных требований кредиторов недостаточно имеющейся конкурсной массы, возможно выступление арбитражного управляющего с ходатайством о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, признаваемых в качестве контролирующих должника, с целью взыскания с них суммы причиненного кредиторам ущерба);
  • получение вознаграждения за осуществление своей деятельности в том порядке и в том размере, которые установлены действующим федеральным законодательством;
  • привлечение для исполнения своих непосредственных обязанностей в деле о банкротстве тех лиц, которые позволят проводить процедуру банкротства без значительных потерь для всех ее участников. Такое привлечение происходит на договорной основе, если другие варианты не были предусмотрены действующим федеральным законодательством;
  • направление запросов в уполномоченные государственные органы для получения исчерпывающей информации о руководителях организации-должника, ее учредителях и иных лицах, которые в силу своего положения могут оказывать влияние на финансовое положение дел в организации. При этом арбитражный управляющий может получить любые виды информации, в том числе относимые к государственной тайне;
  • подача в арбитражный суд, который назначил такого арбитражного управляющего, заявления о его освобождении от участия в определенном деле (в том числе в случае возникновения обстоятельств, которые могут быть истолкованы судом как обстоятельства личной заинтересованности).

Что касается обязанностей, то их список выглядит следующим образом:

  • принятие мер, которые имеют своей главной целью защиту имущества должника, в том числе от вероятного расхищения, что может существенным образом оказать негативное влияние на существующую конкурсную массу;
  • проведение анализа финансового положения организации-должника, а также тех действий, которые были осуществлены, в том числе для выявления вероятного фиктивного банкротства;
  • ведение и предоставление заинтересованным лицам реестра требований кредиторов, в том числе для ознакомления, а также созыв собраний кредиторов в случаях, когда был затребован такой реестр;
  • предоставление кредиторам сведений, которые позволяют оценить осуществленные организацией-должником действия, в том числе с точки зрения возникновения ответственности третьих лиц, не привлеченных изначально к участию в деле о банкротстве;
  • направление информации в уполномоченные государственные органы в тех случаях, когда были выявлены обстоятельства, которые могут быть признаны административными правонарушениями или уголовными преступлениями с целью проведения всестороннего расследования таких обстоятельств;
  • в случае выявления признаков, которые позволяют говорить о фиктивности банкротства – направление данных о выявленных обстоятельствах в уполномоченные государственные органы с целью выявления возможных фактов нарушения действующего законодательства;
  • привлечение лиц на договорной основе, которые своими действиями, предусмотренными действующим законодательством о банкротстве, позволят арбитражному управляющему исполнить возложенные на него обязанности;
  • выявление фактов нарушения подачи заявления о собственном банкротстве организацией-должником в лице ее руководителя или учредителя в судебные органы, а также сообщение о таком нарушении в уполномоченные органы для составления соответствующего протокола.

Данный перечень прав и обязанностей может быть расширен судом в ходе назначения арбитражного управляющего в конкретное дело, но только при условии, что такого расширения требуют сами обстоятельства дела.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий