Шпаргалка для экономиста: оптимизация численности рабочих

Фактическая численность работников

Определение фактической численности происходит по табелю рабочего времени, который ведется на предприятии, поэтому нужно учесть дату выхода на работу каждого сотрудника.

Для отчета перед Росстатом введено понятие «среднесписочная численность». Согласно п. 77 Приказа Федеральной службы государственной статистики №428, для учета берутся списочные сотрудники предприятия, внешние совместители, работники по договорам гражданско-правового характера. Рассчитывается такая численность путем выяснения среднего количества сотрудников, работающих полный рабочий день, относительно каждого календарного месяца. Отдельно считается количество сотрудников, которые работают на полставки.

Часто случается так, что фактическая численность на предприятии больше штатной. Связано это с привлечением временных сотрудников, работа которых нужна лишь периодически. Превышение штатной численности недопустимо лишь предпринимателям, которые работают на упрощенной системе налогообложения (УСН) или патенте (ПСН). На УСН количество работников не должно превысить 100, а на патенте – 15.

Численность работников организации определяет эффективность коммерческой деятельности. Нужно серьезно подходить к установлению штатного расписания. Кроме планируемых людей в штате, руководитель должен учесть и тех, которые будут на него работать по факту. Превышение работников в штате или, наоборот, их недобор говорит о том, что свое штатное расписание вам необходимо пересмотреть.

Чтобы проанализировать эффективность деятельности наемного персонала и отчитаться перед контролирующими структурами, организациям и ИП нужно знать, сколько сотрудников они привлекают для выполнения тех или иных задач. Списочная численность работников – это количество специалистов в штате юридического лица на конкретную дату. Это отправная точка для исчисления других показателей – средней и среднесписочной численности.

2.16. Организация ремонтно-эксплуатационного обслуживания оборудования и сооружений

Примерный перечень выполняемых работ:

Осуществление руководства производственно-хозяйственной деятельностью цеха
(службы, участка) по ремонту и наладке оборудования, зданий и сооружений
предприятия.

Внедрение систем комплексного регламентированного обслуживания,
обеспечивающих своевременную наладку и ремонт оборудования. Обеспечение
ритмичной работы и выполнения плановых заданий в установленные сроки, повышения
производительности труда ремонтных рабочих, снижения стоимости ремонта при
высоком качестве ремонтных работ, эффективного использования основных и
оборотных средств.

Разработка и доведение до исполнителей плановых заданий и графиков
ремонта, контроль за проведением ремонтных работ и испытанием оборудования.

Проведение работы по совершенствованию организации труда и ремонтного
производства, его технологии, механизации и автоматизации производственных
процессов. Внедрение стандартов, технических условий и других нормативных
материалов по ремонту и наладке.

Обеспечение выполнения графиков ремонта и мероприятий по наладке
оборудования. Участие в работе по планированию технического развития
производства и модернизации оборудования, в расследовании причин повышенного
износа оборудования.

Организация и выполнение работы по наладке и испытаниям всех видов
оборудования в соответствии с методическими нормативными материалами по
организации пусконаладочных работ.

Обеспечение рационального расходования сырья и материалов и обеспечение
хода технологического процесса в период пусконаладочных работ. Инструктаж
эксплуатационного персонала по правилам эксплуатации налаживаемого оборудования
и систем. Обеспечение деятельности подразделения при аварийных и чрезвычайных
ситуациях.

Определение потребности в материалах и запасных частях для ремонта
оборудования и сооружений. Осуществление контроля за деятельностью
подразделений предприятия, участвующих в проведении ремонтных работ и
испытаниях оборудования.

Участие в работе по планированию технического развития производства,
капитального ремонта и модернизации основных фондов. Участие в работе по
проведению паспортизации оборудования и сооружений, внесение в паспорта
изменений после их ремонта, составление необходимой технической документации и
установленной отчетности.

Примерный перечень должностей: начальник службы (участка, цеха), инженер,
техник.

Таблица 19

Количество видов ЖКУ, оказываемых потребителям

Среднесписочная численность рабочих производственного подразделения,
чел.

до 50

51-100

101-150

свыше 150

Нормативная численность, чел.

1

2

3

4

5

до
5

1-2

2-3

3-4

4-5

5-10

2-3

3-4

4-5

5-6

свыше
10

3-4

4-5

5-6

6-7

Состав персонала

Под структурой понимают объединение ее сотрудников в группы и функционирующие единицы по различным признакам. Выделяют следующие группы по составу, отраженные в таблице ниже.

Группы

Характеристика

Этап классификации

Характеристика

Непромышленный

Те работники, которые непосредственно не участвуют в процессе производства продукции. Труженики социального сегмента

_ _

Промышленно-производственный

Те сотрудники, которые заняты в производственном процессе

Руководители компании

-низовой уровень (мастера);

-средний (управляющие структурными подразделениями);

-высший (генеральный директор, замы)

_ _

Служащие

Секретарь, кассир, табельщик, экспедитор. Все сотрудники по оформлению документации, финансово-расчетной работе

_ _

Специалисты

Инженеры, экономисты, юристы, технологи, кадровики, бухгалтера и т.д. Выполнение административных, экономических, инженерно- экономических и юридических задач

_ _

Рабочие

Те, кто непосредственно создает продукцию фирмы, производит конечный товар, оказывает услуги.

На структуру и численность персонала могут оказывать влияние следующие факторы:

  • Автоматизация и компьютеризация производства.
  • Использование современных технологий.
  • Применение новейших материалов.
  • Организация производства.

Расчет норм труда в организациях системы ЖКХ

Наниматель обязан устанавливать нормы труда, обеспечивать их замену и пересмотр с участием профсоюза (ст. 87 ТК). Для однородных работ разрабатываются и утверждаются в установленном порядке межотраслевые, отраслевые и иные нормы труда. Об установлении, замене и пересмотре норм труда работники должны быть письменно извещены не позднее, чем за 1 месяц.

В случаях, когда значение натурального показателя, для которого разрабатывается норма труда, находится в интервале значений, приведенных в таблицах разработанных нормативных сборников, в организациях системы Минжилкомхоза (далее – организации ЖКХ) рекомендовано применять метод интерполяции, утвержденный приказом № 69.

Таким образом, метод интерполяции применяется в тех случаях, когда в нормах труда имеется диапазон значений.

Справочно:интерполяция – способ нахождения промежуточных значений величины по имеющемуся дискретному набору известных значений.

При применении метода интерполяции норма труда определяется по следующей формуле:

Нб = Нмин + ((Нмакс – Нмин) / (Хмакс – Хмин)) × (Хф – Хмин),

где Нб – базовая норма;

Нмин – величина базового норматива для минимального значения натурального показателя интервала;

Нмакс – величина базового норматива для максимального значения натурального показателя интервала;

Хмакс – максимальное значение натурального показателя интервала;

Хмин – минимальное значение натурального показателя интервала;

Хф – фактическое значение натурального показателя.

Рассмотрим примеры расчета (условные) с применением метода интерполяции:

3.2. Нормативы предельной численности работников бухгалтерий

Состав работ, выполняемых бухгалтерией:

контроль и учет финансово-экономических
операций;

анализ финансово-хозяйственной
деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности;

составление бухгалтерского отчета;

расчет заработной платы работников
центрального аппарата;

учет основных фондов, материалов,
денежных средств и других ценностей;

контроль за правильной постановкой
бухгалтерского учета территориальных органов подразделений, служб федеральных
органов исполнительной власти;

методическая помощь подведомственным организациям
по вопросам бухгалтерского учета и отчетности;

хранение бухгалтерских документов и дел
до передачи в архив;

контроль за своевременным проведением
инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей;

контроль за расходованием фонда оплаты
труда;

контроль за соблюдением штатных
расписаний, рациональным использованием административно-хозяйственных средств и
других расходов;

контроль за списанием с бухгалтерского
баланса недостач, потерь, дебиторской задолженности и других средств;

контроль за правильным списанием
товарно-материальных ценностей;

учет распорядителей средств федерального
бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;

ведение сводного реестра федеральных
внебюджетных средств;

сбор, обработка и анализ информации о состоянии
бюджетных средств территориальных органов федеральных органов исполнительной
власти;

подготовка отчетов об использовании
доходов и расходов федерального бюджета;

разработка методических и инструктивных документов о
порядке ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции
бухгалтерии;

ведение сводного реестра распорядителей
средств федерального бюджета;

ведение лицевых счетов подведомственных
территориальных органов.

Таблица 2


п.п.

Численность работников федеральных органов
исполнительной власти, до

Количество подведомственных организаций, имеющих
самостоятельный баланс

5

25

50

75

100

1

2

3

4

5

6

7

1

100

7,0

2

150

7,5

3

200

8,0

4

250

8,6

5

300

9,2

6

350

9,7

10,5

7

400

10,3

11,1

8

450

10,9

11,7

9

500

11,5

12,3

10

550

12,0

12,8

13,8

11

600

12,6

13,4

14,4

12

650

13,2

14,0

15,0

15,8

13

700

13,7

14,5

15,5

16,3

14

750

14,3

15,1

16,1

16,9

15

800

14,9

15,7

16,7

17,5

18,7

16

850

15,4

16,2

17,2

18,0

19,2

17

900

16,0

16,8

17,8

18,6

19,8

18

950

16,6

17,4

18,4

19,2

20,4

19

1000

17,1

17,9

18,9

19,7

20,9

20

1050

17,7

18,5

19,5

20,3

21,5

21

1100

18,3

19,1

20,1

20,9

22,1

22

1150

18,8

19,6

20,6

21,4

22,6

23

1200

19,4

20,2

21,2

22,0

23,2

24

1250

20,0

20,8

21,8

22,6

23,8

25

1300

20,5

21,3

22,3

23,1

24,3

26

1350

21,1

21,9

22,9

23,7

24,9

27

1400

21,7

22,5

23,5

24,3

25,5

28

1450

22,2

23,0

24,0

24,8

26,0

29

1500

22,8

23,6

24,6

25,4

26,6

30

1550

23,4

24,2

25,2

26,0

27,2

31

1600

23,9

24,7

25,7

26,5

27,7

32

1650

24,5

25,3

26,3

27,1

28,3

33

1700

25,1

25,9

26,9

27,7

28,8

34

1750

25,6

26,4

27,4

28,2

29,4

35

1800

26,2

27,0

28,0

28,8

30,0

36

1850

26,7

27,5

28,5

29,3

30,5

37

1900

27,3

28,1

29,1

29,9

31,1

38

1950

27,9

28,7

29,7

30,5

31,7

39

2000

28,4

29,2

30,2

31,0

32,2

40

2050

29,0

29,8

30,8

31,6

32,8

41

2100

29,6

30,4

31,4

32,2

33,4

42

2150

30,1

30,9

31,9

32,7

33,9

43

2200

30,7

31,5

32,5

33,3

34,5

44

2250

31,3

32,1

33,1

33,9

35,1

45

2300

31,8

32,6

33,6

34,4

35,6

46

2350

32,4

33,2

34,2

35,0

36,2

47

2400

33,0

33,8

34,8

35,6

36,8

48

2450

33,5

34,3

35,3

36,1

37,3

49

2500

34,1

34,9

35,9

36,7

37,9

50

2550

34,7

35,5

36,5

37,3

38,5

51

2600

35,2

36,0

37,0

37,8

39,0

52

2650

35,8

36,6

37,6

38,4

39,6

53

2700

36,4

37,2

38,2

39,0

40,2

54

2750

36,9

37,7

38,7

39,5

40,7

55

2800

37,5

38,3

39,3

40,1

41,3

56

2850

38,1

38,9

39,9

40,7

41,9

57

2900

38,6

39,4

40,4

41,2

42,4

58

2950

39,2

40,0

41,0

41,8

43,0

59

3000

39,8

40,6

41,6

42,4

43,6

60

3050

40,3

41,1

42,1

42,9

44,1

61

3100

40,9

41,7

42,7

43,5

44,7

62

3150

41,5

42,3

43,3

44,1

45,3

Приложение

Пример расчета нормативной численности работников кадровой
службы
и бухгалтерии федерального органа исполнительной власти


п/п

Наименование подразделений

Наименование факторов

Единица измерения фактора

Числовые значения факторов

Номер таблицы

Номер строки

Норматив численности

1.

Кадровая служба

Численность работников федерального органа
исполнительной власти.

чел

800

1

15 (по вертикале)

13,2

Количество подведомственных организаций
федерального органа исполнительной власти

Ед.

5

1

3 (по вертикали)

2.

Бухгалтерия

Численность работников федерального органа
исполнительной власти

чел

800

2

15 (по вертикали)

14,9

Количество подведомственных организаций
федерального органа исполнительной власти

Ед.

5

2

3 (по вертикали)

Итого:

28,1

Расчет фактической загрузки персонала на предприятии в формула

Определяют размеры непроизводительных затрат времени (простои работников) в периоды, когда требуемое количество трудовых ресурсов мень­ше фактической численности РСС.

В результате фактическая продолжительность рабочего дня меньше нормативной; • Перегрузки персонала, чел.-ч.

Устанавливают размеры неэффективного использования трудовых ресурсов в периоды, когда требуемое количество трудовых ресурсов больше факти­ческой численности РСС.

Характери­зует степень приближения к идеальной загрузке, равной еди­нице, когда суммарные потери рабочего времени и перегрузки РСС приближаются к нулю.

Расчет производственной мощности промышленного предприятия

п. Производственная мощность предприятия не постоянная, она меняется во времени, поэтому ее рассчитывают на определенную календарную дату. Как правило, мощность рассчитывают на 1 января планового года и 1 января следующего за плановым периодом года.

Производственная мощность на 1 января планового года — это входная мощность; мощность предприятия на 1 января следующего за плановым годом — выходная мощность.

Рассчитывается также показатель среднегодовой мощности, который используется для сопоставления с планом и отчетом о выпуске продукции.

В самом общем виде для расчета производственной мощности используются формулы: Мп = Поб × Фоб, (1) или Мп = Фоб / Т, (2) где Мп — производственная мощность предприятия; Поб — производительность оборудования в единицу времени, выраженная в штуках изделий (деталей); Фоб — действительный (рабочий) фонд времени работы оборудования, единиц времени;

5 ключевых кадровых коэффициентов.

Нормативы, формулы расчета

В соответствии с такой постановкой проблемы имеет смысл решить следующие задачи:

  1. анализ полученной информации и разработка мероприятий по усовершенствованию кадровой политики;
  2. выявление первостепенных и второстепенных коэффициентов, требующих анализа;
  3. разработка системы главных показателей и их расчет на основе имеющейся первичной информации;
  4. выявление факторов, в большей степени влияющих на возникновение рисков в кадровой политике.

(пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книгЧто касается основных кадровых коэффициентов, то среди них можно выделить наиболее значимые, а именно:КоэффициентОписаниеНазначениеКоэффициент стабильности кадровСодержит информацию о том, какова доля сотрудников, стабильно работающих в организации длительное времяИспользуется для того, чтобы выявить процент сотрудников, длительное время принимающих участие

9.2. Формулы для расчета основных показателей кадровой деятельности

Важную методологическую роль в проведении аудита и при­нятии обоснованных решений играет мониторинг в области пер­сонала— научнообоснованная система периодического сбора, обоб­щения и анализа кадровой информации и представления получен­ных данных для принятия стратегических и тактических решений руководством организации.

Основными источниками информации, используемой для про­ведения аудита персонала, являются законы и инструкции в об­ласти управления трудом и трудовыми отношениями, трудовые показатели организации, результаты анкетирования и интервью­ирования работников. Таблица 8.

Основные параметры аудита по функциям управления персоналом Основные функции управления персоналом аудита 1 2 Формирование кадровой политики организации Оценка текущего состояния кадровой политики, степени ее согласования с целями организации, стратегией ее развития; оценка степени связи кад­ровой политики со спецификой организации и внешними условиями Продолжение таблицы

Определяем, насколько загружена бухгалтерия

Каковы же могут быть наглядные аргументы, свидетельствующие о нехватке или переизбытке сотрудников, и как подсчитать оптимальное количество человек для того или иного отдела? Рассмотрим этот вопрос на примере работы бухгалтерии.

Одним из инструментов оценки эффективности работы отдела, является нормирование.

Для начала попробуем разобраться, может ли бухгалтерия являться объектом нормирования. Процесс бухучета не является уникальным и состоит из нескольких основных компонентов, которыми обладает любой стандартный процесс:

  1. исполнители;
  2. входящая информация (то есть первичная документация);
  3. сложившаяся практика;
  4. результат (отчетность).
  5. правила и регламенты (положения по бухгалтерскому учету, Налоговый кодекс);

Если мы знаем количество входящих данных и количество человеко-часов, необходимое для обработки единицы таких данных, то, перемножив эти показатели, мы получим нормативные трудозатраты.

Численность и среднесписочная численность: в чем разница

Для начала хочется заметить, что списочная и среднесписочная численность работников это два взаимодополняющих фактора, которые учитывают количество всех категорий сотрудников на предприятии. В такое количество включают

  • Административный персонал, в том числе с аппаратом управления, официально принятого в штат компании;
  • Работников производственного труда, вне зависимости от профессии и образования;
  • Обслуживающий персонал, который работает в сфере обслуживания и поддержания основной деятельности;
  • Высококвалифицированных специалистов и служащих, например, бухгалтеров, инженеров и т.д.
  • Другие сотрудников, которые имеют отношения к деятельности учреждения.

Но главное: чем отличается средняя численность от среднесписочной численности в том, что при определении средней учитываются все без исключения люди, работающие в пределах организации. Сюда относятся те, кто трудятся по трудовым договорам, по гражданско-правовым, по контрактам и т.д., при этом нет разницы: является ли для таких работников работа основной или нет. При определении простого среднего количества бухгалтер должен учесть даже совместителей, которые не предоставляют в отдел кадров свою трудовую книжку.

Если же речь идет о расчете исключительно среднесписочного состава, то тогда здесь учитываются только основные работники, зачисленные в штат компании. Именно в таком нюансе и заключается такой момент как чем отличается численность от среднесписочной численности.

Разница в расчете

Говоря о том, какие средняя и среднесписочная численность отличия, нельзя не упомянуть о разнице в расчете такого показателя. Следует отметить, что сама списочная включает в себя среднесписочную, и без последней никак нельзя произвести расчет первой.

По утвержденной методике Росстата среднее количество сотрудников включает в себя три главных составляющих:

  1. Среднесписочное количество;
  2. Среднее количество лиц, работающих по совмещению;
  3. Количество среднее людей, оформленных в организацию по гражданско-правовым договорам.

Таким образом, самое главное понять: как рассчитывается такая среднесписочная. По представленным рекомендациям лицу, которое производит расчет, необходимо сложить общую численность трудящихся на основном месте работы за каждый день календарного месяца, учитывая, как выходные, так и праздничные дни. Потом получившееся число разделить на количество календарных дней в отчетном периоде.

При этом необходимо знать, что при расчете такого показателя очень важно знать, что в количество сотрудников нельзя учитывать некоторые категории работников, которые сейчас не находятся на работе. К такой категории, например, относятся те, кто находятся в декрете и отпуске по уходу за ребенком

По такой же методике рассчитываются и два других показателя. Разница только в категории работников, по которым считаются такие календарные дни. В одном случае определяется количество тех, кто является совместителем, в другом – тех, кто допущен к работе по подписанному гражданско-правовому договору.

Когда все три критерия будут рассчитаны, они все суммируются, и получается такой всеобщий показатель как среднее количество.

Помимо того, очень важно знать, что при расчете те люди, которые оформлены в штат не на полный день, например, на 0,5 ставки, учитываются в состав не в качестве одной штатной единицы, а только в такой пропорции, на какую ставку они приняли. Таким образом, средняя численность и среднесписочная численность разница заключается в том, что первая учитывает всех трудящихся без исключения и является итоговым статистическим показателем

Среднесписочная же основывается исключительно на штатном расписании, то есть с учетом тех ставок и профессий, на которые люди оформлены по основному месту работы. Все остальные категории специалистов учитываются в показателях, рассчитанных на основании гражданско-правовых договорах и документах совмещения

Таким образом, средняя численность и среднесписочная численность разница заключается в том, что первая учитывает всех трудящихся без исключения и является итоговым статистическим показателем. Среднесписочная же основывается исключительно на штатном расписании, то есть с учетом тех ставок и профессий, на которые люди оформлены по основному месту работы. Все остальные категории специалистов учитываются в показателях, рассчитанных на основании гражданско-правовых договорах и документах совмещения.

Нормативная численность работников службы бухгалтерии

Для начала необходимо отметить, что сейчас каждое предприятие имеет право самостоятельно в зависимости от своих потребностей формировать штат специалистов, не придерживаясь никаких регламентов и рекомендаций. Исключения составляют бюджетные учреждения, финансируемые из федерального и регионального бюджетов, и соответственно имеющие ограничение по финансам.

Если речь идет о службе бухгалтерии, то здесь есть установленные межотраслевые нормы времени для работников бухгалтерии, где прописаны нормы на провидение каждого вида бухгалтерских работ с учетом участка учета. В этом документе есть 9 разделов, каждый их которых посвящен учету основных средств, заработной платы и т.д., вплоть до составления отчётной документации

Зная такие нормы и беря их во внимание, можно рассчитать и количество необходимых бухгалтеров

Использовать можно следующую формулу:

Ч нормативная = (ТЗо/Фр)*Кн,

где :

Ч нормативная – это то количество сотрудников бухгалтерии, которое необходимо рассчитать;

ТЗо – это те затраты времени в общем, которые необходимы на весь объем выполнения работ службой бухгалтерии;

Фр – это фонд рабочего времени одного сотрудника;

Кн – это запланированный в штатном расписании коэффициент невыходов на работу каждого работника.

Если говорить о ТЗо, затратах времени, которые необходимы для выполнения работ, то здесь есть два варианта:

  1. Использовать при нормативе расчета штатной численности бухгалтеров те нормативы трудозатрат, которые прописаны документально на каждый вид работ;
  2. Использовать не установленные нормы трудозатрат, а самостоятельно их определять с помощью фотографирования рабочего дня, и потом определить уже норматив численности работников.

И тот и другой вариант имеет место быть, поскольку может использоваться на разных стадиях работы компании. Так, если компания только начинает свою деятельность и еще невозможно провести фотографирование рабочего дня сотрудника на весь расчетный период, то тогда используются прописанные нормативы. Если же организация уже работает, и необходимо оптимизировать штатный состав, то тогда используют второй вариант.

Это происходит примерно так: анализируются сведения о численности и заработной плате работников, например, сколько времени необходимо бухгалтеру для начисления заработной платы на 1 сотрудника. Умножают это время на количество сотрудников, а потом еще на периодичность выполняемых работ. Например, на 1 сотрудника необходимо 10 минут для начисления заработной платы, значит на 10 сотрудников трудозатраты составят 100 минут. Зарплата начисляется два раза в месяц: аванс и выплата остатка, то есть бухгалтеру необходимо в месяц 200 минут, за год это время составляет 2400 минут или 40 часов, или 5 рабочих дней при пятидневной рабочей неделе.

Так может подсчитываться трудозатраты за каждым видом работ, которые осуществляются бухгалтером. Напомним, что время установлено и межотраслевыми нормативами (его всегда можно уточнить).

Главная задача после определения трудозатрат определить фонд рабочего времени одного сотрудника, то есть найти Фр. Для этого необходимо определить рабочий график такого сотрудника, определить продолжительность его отпуска, а также график его работы. И потом с учетом производственного календаря произвести такой расчет, не учитывая выходные и праздничные дни.

Последнее, что необходимо сделать при расчете норматива численности персонала такого вида, это определить Кн. Он рассчитывается по следующей формуле:

Кн = 1+Вр/(Фс*Чср), где:

Вр – это то время, которое сотрудник или группа сотрудников внепланово не отработала в организации. Может рассчитываться как на основании всех категорий, так и с учетом только отдела бухгалтерии;

Фс – фонд рабочего времени, который запланирован на одного работника;

Чср – среднесписочная численность работников за период расчета.

Следует отметить, что не всегда такой коэффициент возможно посчитать, поскольку на начальном этапе работы не всегда можно реально оценить количество невыходов персонала. Тогда такой коэффициент автоматически равен 0. Когда все данные известны, тогда норматив численности работников бухгалтерии возможно рассчитать.

Напомним, что если организация бюджетная, то тогда используются утвержденные нормативы как времени на работу, так и межотраслевые нормативы количества персонала.

Кто входит в списочную численность работников

Чтобы точно определить, кто включается в списочный состав работников, нужно иметь в виду, что учитываются как фактически явившиеся на места занятости лица, так и временно отсутствующие по различным основаниям. При этом берутся сотрудники, оформленные на условиях постоянной работы, а также временной, сезонной со сроком приема от одного дня с момента официального зачисления в штат. Из сказанного в списочную численность персонала включаются следующие лица.

Списочный состав работников предприятия включает:

  • По факту явившиеся на места работы лица.
  • Отправленные в рабочие командировки, включая зарубежные краткосрочные, при условии сохранения за специалистами средней зарплаты.
  • Отсутствующие по причине нетрудоспособности.
  • Отсутствующие по причине исполнения общественных или государственных обязанностей.
  • Принятые в штат на условиях неполного времени работы, на полставки и т.д. При этом при расчете такие лица указываются как целые единицы. Исключение из этой группы – несовершеннолетние лица; сотрудники, занятые во вредных трудовых условиях; кормящие женщины.
  • Работающие на дому или на испытательном сроке.
  • Нанятые в штат временно, то есть для замещения основных сотрудников.
  • Отправленные в отпуска различного характера – основные, дополнительные, без сохранения заработка и т.д.
  • Учащиеся в ПТУ, состоящих на балансе организации.
  • Привлекаемые временно на сельхозработы (при условии сохранения заработка на основных местах).
  • Направленные на повышение квалификации из других предприятий при условии несохранения заработка на основных местах.
  • Работающие вахтенным методом или по нарядам.
  • Имеющие специальные звания.
  • Находящиеся в отпуске по БиР (беременности и родам).
  • Пенсионеры по возрасту.
  • Работающие в российских компаниях иностранные подданные.
  • Находящиеся в допотпуске для ухода за малолетними детьми до 1,5 лет.
  • Находящиеся под следствием до вынесения судебного решения.
  • Иные лица по нормативно-правовым документам.

Как видно из приведенного обширного списка, практически все лица должны включаться в списочный состав уже с первого дня законного оформления на должность. Рассмотрим некоторые категории персонала более подробно.

Внешние совместители – входят ли в списочный состав?

При подсчете показателя бухгалтера или кадровики нередко задаются вопросом: Входят ли в списочную численность внешние совместители? Ведь основным местом занятости для таких лиц будет не работодатель-совместитель, а другое предприятие. Согласно положениями приведенных выше статистических правовых документов при расчете значения списочного состава учитываются как целая единица только совместители внутреннего характера. Таким образом, нельзя ответить, что в списочную численность входят внешние совместители, так как это утверждение не верно.

Входят ли декретники в списочную численность?

А входят ли декретницы в списочный состав? Указанные лица продолжают числиться у работодателя, хотя фактически не выходят на места, не выполняют свои обязанности, а находятся дома. Однако поскольку предоставление декрета по сути – это государственная социальная гарантия, за женщинами в декрете должны сохраняться рабочие места. А значит ответ на вопрос: Входят ли в списочную численность декретницы? будет положительным.

Входят ли лица, занятые по ГПД, в списочную численность?

Подсчет списочного персонала подразумевает определение числа сотрудников организации. А лица, привлеченные по договорам ГПХ, не состоят в трудовых отношениях с компанией-работодателем и выполняют обозначенные услуги (работы) согласно нормам гражданского, а не трудового законодательства РФ. Следовательно, такие граждане не учитываются при вычислении списочного показателя.

Потери рабочего времени — I

Август 26, 2011, 21:55

Потери рабочего времени — I. В статье рассмотрены расчет потерь рабочего времени в связи с невыходами на работу по уважительным причинам.

Количество нерабочих дней в году Дн, определяется в расчете на одного работника и используется при планировании списочной численности работающих, фонда рабочего времени, коэффициента списочного состава и т. д. Общее количество регламентированных законодательством нерабочих дней по уважительным причинам (сверх праздничных и выходных) по предприятию за год рассчитывается по формуле:

Дноб+Б+Дгкм

где До — количество дней очередного и дополнительного отпуска;

Дб — количество дней отпуска в связи с беременностью и родами (определяется на основе средних данных отчета за истекший год);

Б — количество нерабочих дней по болезни (определяется по отчетным данным за истекший год);

Дг — количество дней, связанных с выполнением государственных и общественных обязанностей (определяется на основе данных за истекший год или специальным);

Дкм — количество дней, не отработанных в связи с сокращением рабочей недели для учащихся и невыходами, связанными с отпусками на учебу и сдачу экзаменов.

Общий (плановый) процент невыходов на работу определяется отношением суммы планируемых на данном предприятии невыходов по уважительным причинам (в процентах) к максимально возможному эффективному фонду рабочего времени.

Процент невыходов рабочих на работу в связи с использованием основных очередных и дополнительных отпусков Цо определяется следующим расчетом (в процентах):

Цо=100*(Рфо1+…+Рnоn)/(Ря*Д)

где Рi — число рабочих i-й группы, имеющих одинаковую продолжительность отпуска, чел.;

Доi — число дней отпуска i-й группы рабочих;

Ря — общее явочное число рабочих, чел.;

Д — число дней в планируемом периоде;

n — число i-х групп рабочих, имеющих соответствующую продолжительность отпуска.

Аналогичным образом рассчитывается процент невыходов, связанных с льготами, предоставленными рабочим, обучающимся в заочных и вечерних учебных заведениях.

Целодневные (планируемые) невыходы рабочих на работу Дг в связи с выполнением государственных и общественных обязанностей определяются по следующей формуле (в %):

Дг=100*(Рфг1+…+Рnгn)/(Ря*Д)

где Рi — число рабочих, которые в планируемом периоде должны выполнять одни и те же государственные обязанности i-го вида, чел.;

Дгi — среднее число дней, необходимое рабочему для выполнения государственных обязанностей i-го вида;

Ря — общее явочное число рабочих, чел.;

Д — число дней в планируемом периоде;

n — число i-х видов государственных обязанностей, которые должны выполнять рабочие.

При определении этого показателя учитываются невыходы по следующим причинам: участие в заседаниях государственных, общественных и судебных органов, прохождение военных сборов, выполнение депутатских обязанностей и т. д.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий