Как снять первый фильм с минимальными затратами

8.Подумай о стабилизации

Управление сосредоточено на экране телефона, поэтому твои руки все время там. Если у тебя портретник и тебе нужно переводить фокус с героя на героя или с переднего плана на дальний план, то все начинает ходить ходуном. Нужно использовать стабилизатор. Есть вариант стабилизаторов Osmo, но с объективом его нельзя использовать. Есть Freefly Movi с набором грузов, но ему нужна долгая настройка, огромная рама, из-за чего мобильное кино перестает быть таким уж мобильным. Поэтому главный стабилизатор — это нежные руки и прямые ноги оператора. Еще стабилизатором вполне может быть обычная селфи-палка.

Продвижение

Напоследок стоит рассказать о таком специалисте, как линейный продюсер. Это – тот человек, который должен знать, и как снять хорошее кино, и как сделать так, чтобы оно стало популярным. Он идёт рука об руку с режиссёром и сценаристом. Именно линейный продюсер осуществляет творческую подготовку к съёмкам (начиная написанием сценария, заканчивая дизайном специального реквизита). Он занимается финансовыми вопросами, ищет спонсоров и средства на кинопроизводство

Ему важно быть в курсе всего – начиная с того, на каком этапе находится процесс пошива костюмов и заканчивая вопросом о том, выдали ли зарплату участникам съёмочной группы

Кстати, этот специалист подчиняется главному продюсеру. Который, в свою очередь, продвигает проект и даёт рекомендации всей съёмочной группе касательно того, что и как надо сделать для увеличения потенциального рейтинга фильмов.

Что ж, как можно видеть, кинопроизводство является ответственным и сложным процессом, достойное воплощение в жизнь которого доступно лишь профессиональным студиям. Впрочем, и результат соответствующий. Фильмы, к процессу создания которых подошли серьёзно и ответственно, радуют сборами, исчисляемыми десятками, а то и сотнями миллионов долларов.

Другие специалисты

Выше была перечислена далеко не вся съемочная техника и профессионалы, задействованные в процессе создания кино. На площадке может работать не одна сотня людей. Ассистент оператора, установщик реквизита, координатор-оформитель, дизайнер по костюмам, портной, директор по кастингу, менеджер по выбору натуры, технический консультант, техник по спецэффектам, художник по специальному гриму, постановщик трюков… эти и многие другие люди входят в состав съёмочной группы. И каждый из них по-своему важен.

Ещё есть режиссёр массовок, дублёры, каскадёры, парикмахеры, инженеры звукозаписи, операторы микрофонов, кабельщики, механики, дольщики, помощники по наведению фокуса, фотографы, осветители, колористы, дизайнеры графики. Последние лучше всех остальных знают, как снимают спецэффекты в кино. Именно они занимаются наложением изображений с последующие компиляцией и корректировкой изображения.

Шаг 1: Идея и сценарий

В России уже есть довольно полезные курсы, которые знакомят с азами мастерства режиссуры. Но нельзя познакомиться с искусством, не увидев хотя бы полусотни шедевров. «Я не ходил в киношколу. Я ходил в кино», — частенько напоминает Квентин Тарантино в своих интервью. Все эти мысли о том, что современные фильмы лишь берут опыт предыдущих, не совсем правильны. Они отличаются, и в этом уже их превосходство, развитие. Тебе же нужно понять, что идея для сюжета может быть уникальной, только если ты знаешь, что этого больше нигде не было. Так что смотри, вникай, записывай.

Сценарному мастерству посвящены целые книги, и уместить это знание в пару абзацев, конечно, невозможно, но мы постараемся.

Главное, о чем забывают, начиная писать сценарий, — это не книга, а история. Печатая слово за словом, ты должен изначально видеть, как это будет выглядеть на экране.

Даже сценарий с минимальным количеством диалогов может потребовать кучу времени, которое ты потратишь на понимание и выстраивание визуальной части. Чтобы облегчить эту задачу, можешь делать зарисовки сцен в специальной тетрадке или альбоме.

Альфред Хичкок не зря говорил, что для великого фильма нужны три вещи: сценарий, сценарий и сценарий. Умный учится на ошибках, поэтому просто вспомним, на чем спотыкаются начинающие сценаристы. Во-первых, фразы, которые никак не характеризуют персонажа. Диалог может быть гениальнейшим, но если дворник высказывает свое мнение словами академика — зритель сразу поймет, что что-то не так. Во-вторых, одни слова мало что значат. Прописывай буквально каждое действие героя, каждый жест. Фантастический фильм «Пекло» понравился многим именно тем, что местные диалоги строились не только на словах, но и на «говорящем» молчании и еле уловимых движениях. В-третьих, хорошее творчество – спланированное творчество. Ни один хороший сценарий не рождался хаотично, поэтому заранее спланируй, как твоя история начнется, что будет происходить по ходу, и чем всё закончится. Хотя в идеале не стоит мыслить такой трехэтапной структурой.

Съемки на iPhone

Благодаря использованию iPhone 5s и анаморфных адаптеров, режиссер-оператор Шон Бейкер и оператор-постановщик Рэдиум Чунг смогли снять фильм максимально мобильно, с уникальным эффектом картинки и гораздо незаметнее, чем было бы с настоящими большими камерами. Анаморфные адаптеры обеспечили большую часть успеха, безусловно, помогая получить кадры совершенно нового уровня в сравнении с обычным мобильным видео.
Используя приложение FiLMiC Pro они смогли избежать постоянной смены настроек экспозиции, обычной для съемок на сотовый телефон (хотя временами в фильме фокус не зафиксирован). Совершенно точно стоит посмотреть фильм на большом экране, не только потому что он смешной и захватывающий (а это хороший фильм),  но и для того, чтобы посмотреть, на что способны современные технологии. 
Вот инструменты, которые использовались для съемки:

  • Анаморфный адаптер Moondog Labs 1.33x для iPhone 5s (что дало соотношение 2.40:1 в замен оригинального 16:9)
  • Приложение FiLMiC Pro (помогает блокировать экспозицию, фокусировку, баланс белого, а также предоставляет лучшее сжатие отснятого материала)
  • Steadicam Smoothee для iPhone 5/5s


Анаморфное изображение необходимо развернуть на поспродакшне (хотя новые версии приложения могут сразу показывать правильное изображение непосредственно в камере). Необходимость смотреть на сжатое до 16:9 изображение казалось слишком сложным по началу, но в конечном счете операторы привыкли к неправильному изображению и снимали актеров, рассчитывая на дальнейшее разворачивание изображения на постпродакшне.

Монтаж

Для этих целей можно использовать программу VideoPad VideoEditor, она достаточно простая. Спецэффекты создаются при помощи Adobe AfterEffects. В Интернете имеется много информации о том, как снимают фильмы. Видео об этом процессе в сети тоже достаточно. На YouTube размещено большое количество  видеоуроков о том, как пользоваться необходимыми программами по монтажу фильма и созданию спецэффектов.

После монтажа можно отправлять фильм на всяческие фестивали, устраивать показы в местном кинотеатре, пиарить свое творчество. Может со временем вам и удастся стать известным на весь мир культовым режиссером. И может быть ваше желание, «хочу снять фильм на настоящей киностудии», сбудется.

Теперь вы знаете все тонкости и нюансы создания собственного фильма. Желаем вам удачи!

Этап второй: выбрать кинофестиваль и заявить о себе миру

Выберите кинофестиваль

Теперь, когда ваше видео – идеально, можно помечтать и о мировой известности. Попробуйте отправить его на какой-нибудь конкурс. В мире проходит огромное число фестивалей любительского кино, а также – кинофестивалей, посвященных определенной теме или проблеме. Например, фестиваль фильмов о гончарном ремесле или фестиваль эко-фильмов и масса других.

Подготовьте картину к показу

Определите, какую нишу может занять ваша работа, и принимайтесь готовить субтитры. Да, без качественных английских субтитров вам не обойтись. Некоторые режиссеры присылают фильмы и без них, но на что вы сможете рассчитывать, если никто не поймет, о чем говорят герои вашего кино? Смело отправляйте своё видео на десять или даже пятнадцать фестивалей. А может, только шестнадцатая попытка окажется успешной!

Уважайте правила

Помните, что у каждого фестиваля – свои правила, и не пренебрегайте ими. Согласитесь, обидно будет, если окажется, что получить первый приз вам мешает лишь какая-то неверно оформленная бумажка. Соблюдайте формат: никто не станет смотреть ваш документальный фильм на фестивале игрового кино, даже если он очень хорош. Точно так же вашу заявку не будут рассматривать, если вместо объявленных в правилах пятнадцати минут, ваш фильм длится тридцать. Некоторые фестивали, например, Венецианский, требуют премьерности. Это значит, что ваш фильм не сможет участвовать, если вы уже показали его на другом мероприятии.

Предусмотрите расходы

Помните, что подача заявок на фестиваль не бесплатна. В среднем заявка стоит от 15 до 70 евро. Кроме того, вам придётся потратиться на DVD-копии фильма, печатные материалы, CD с кадрами из фильма в высоком разрешении, упаковку, почтовую пересылку.

Используйте опыт профессионалов

Если самому разобраться в многообразии площадок для показа вашего дебютного фильма не получается, обратитесь за консультацией к фестивальным агентам вроде «Фестагент»

Небольшая консультация поможет вам учесть все тонкости, на которые стоит обратить внимание. На сайте этого агентства можно найти также каталог фестивалей самых разных стран

Будьте смелым

Не опускайте руки, даже если ваша работа не попала пока что ни на один фестиваль. Самый классный фильм может не подойти фестивалю, потому что не вписывается в общий контекст и выбивается из ряда других представленных картин. Вы попробуете себя в следующем году, а пока – смотрите кино. Вам нужна база, насмотренность, опыт, знание киноязыка и вдохновение – ведь для того, чтобы выработать собственный почерк, нужно сначала изучить искусство других талантливых авторов. Снимайте дальше – так, как чувствуете, и не повторяйте за мэтрами большого кино. Эксперимент рождает открытия, поэтому бунтуйте и верьте в успех.

После съемок — дезинфекция

Если съемки проходят в помещении, абсолютно вся группа носит маски. Актеры снимают их, только когда работают в кадре.

На улице использовать средства индивидуальной защиты необязательно, но большинство сотрудников не рискует и продолжает носить их на протяжении всего дня. А если присмотреться к служебным машинам, где находится оборудование и работают технические службы, можно разглядеть таблички «Носите маски и перчатки», «Соблюдайте дистанцию».

«Стало сложнее находить места для съемок. Бывает, нужно арендовать квартиру, но далеко не все владельцы хотят пускать так много людей. То же самое касается и ресторанов или кафе. Там, где нам все-таки удается договориться, мы показываем результаты тестирования всей группы, включая артистов, продюсеров, режиссера и массовки. После того как мы покидаем какой-то объект, обязательно все дезинфицируем, даже если нас об этом не просят», — добавляет Левон Бароян.

Все индивидуальное

Если заглянуть в гримерку, то там стерильно, почти как в больничной палате. Гример работает в маске и перчатках, иногда надевает еще и защитный экран. Для каждого артиста свой набор кисточек, уборка с дезинфицирующими средствами проходит после каждого съемочного дня. Масштабную дезинфекцию проводят транспортные компании, которые предоставляют вагончики. По словам Анны Шалашиной, к вопросу соблюдения санитарных мер они относятся серьезно. Ведь никто не хочет, чтобы съемочный процесс прерывался.

Изменилась и организация питания: теперь нет больших кастрюль и казанов, все заранее разложено по индивидуальным контейнерам, выдают воду, морс в бутылках или соки в пакетах.

Количество людей на съемочной площадке пытаются минимизировать, насколько это возможно. Например, число актеров массовых сцен сократилось, их приглашают только в случае необходимости.

«Но все же не хочется, чтобы драматургия фильма стала подстраиваться под особенности времени, — признается продюсер. — Сейчас сложнее снимать не только из-за необходимости соблюдения всех норм, но и с эмоциональной точки зрения. Все очень переживают, следят за здоровьем. Ведь мы все зависим друг от друга».

Администраторская работа

Её тоже подразумевает процесс кинопроизводства. Вообще, найти хорошего администратора съёмочной группы (так правильно называется данная профессия) очень сложно. Поскольку он является ответственным за организацию всего процесса. Как снять хорошее кино? Не без помощи администратора.

Именно этот человек должен знать, где подключить световые приборы в местности, в которой даже понятие «электричество» никогда не звучало, откуда достать снег в 30-градусную жару, у кого можно арендовать кенгуру с доставкой. Также эти специалисты выбирают места для проведения съёмок по «заказу» режиссёра, добывают разрешения на работу там, где оно необходимо, согласовывают работу различных отделов киностудии.

Обязанности администраторов многочисленны. Они заняты работой по планированию, координации, запуску и реализации кинопроекта, контролированием пунктуальности участников бригады и сопровождением их во время съёмок, проведением инструктажа, оплатой работы. Также они занимаются документацией – договорами, ведомостями, согласием на использование авторских изображений или музыки.

У администратора всегда есть работа. И её очень много. Именно поэтому для администраторов нанимают ассистентов – для помощи. Они, в свою очередь, занимаются своевременной доставкой реквизита, обеспечением продовольствием и водой.

«Лекарство от бессонницы»

Одна из песен Тиммиса

Здесь важны предпосылки. В юности Джон Хенри Тиммис IV воровал, занимался проституцией и сбегал из дома. Недовольная мамаша отправила сыночка в психушку. Но Тиммис пережил занудные сеансы групповой терапии и преисполнился желанием творить. Сначала стал невоспетой легендой глэм-панка, а после снял фильм. На 87 часов. 

Портрет Л.Д. Гробана

Все это время в кадре находился кореш режиссера – художник, поэт и хиппарь Л.Д. Гробан. Он читал «Лекарство от бессонницы» – 4080-страничную поэму собственного сочинения. А чтобы зрителям было сложнее уснуть, повествование прерывалось сочным хэви-металом и странными порнороликами. Посмотреть эту дичь, к сожалению, не удастся: все копии шедевра были утеряны. 

Съёмки. Дубль раз — настройка камеры

А теперь берём в руки камеру и примеряем на себя роль оператора. Конечно, от свойств камеры будет зависеть качество финальной картинки, но и на фотоаппарат-мыльницу можно снять настоящий шедевр, тогда как профессиональная экшен-камера может испортить любой сюжет. Но вникнем в процесс съёмки глубже.

Для начала необходимо запомнить, что, до того как снимать кино, нужно потренироваться работать с камерой. И дело тут не только в изучении многочисленных режимов-настроек

Важно понять, на какие действия аппарат будет реагировать, а на какие — нет. Профессиональная техника без труда будет снимать в любых условиях, тогда как камеры низкого класса и фотоаппараты отзовутся на малейшее дрожание рук

Лучше всего, если есть такая возможность, использовать какие-то подставки под локти, на которые можно опереться, чтобы руки (особенно после часа-двух съёмки) не так заметно дрожали.

Подготовительный этап

  • Прежде всего, выбрасывайте из головы все мысли по поводу того, что для съемок фильма необходимо много денег. А еще желательно иметь связи с Люком Бессоном. Все это бред, который выдуман простым народом, не имеющим ни малейшего представления о том, как снять свой фильм.
  • Далее следует определиться, о чем будет фильм. Каков его жанр. Художественный или документальный. Документальный фильм снимается без актеров. Его можно снять о природе, о памятнике архитектуры и т.д. В художественном фильме должна быть рассказана какая-то история, которая повествует о главных героях. Она должна описывать некий знаменательный в их жизни этап.
  • Камера. Она может быть любой. Основное здесь – это умение снимать. Зрителя можно заинтересовать красивыми, яркими, динамичными кадрами. В кино много разговоров. И это зрителю зачастую наскучивает. Поэтому нужно продумывать для персонажей действия, которые они будут совершать во время бесед. Они могут, например, общаться за чашкой чая. Это значительно интереснее, нежели бы они стояли на улице просто по стойке смирно.
  • Главные герои, как и все персонажи, должны быть интересными и яркими. Необходимо продумать их внешность и ее особенности, черты характера. Каждого героя желательно наделить, так называемой, «catchphrase2. Так называют коронную фразу какого-нибудь персонажа.

Картинка

В журнале ASC также рассказывается как была придумана картинка, которая своей красочностью усиливает энергетику фильма:«Это было во время подготовительного этапа, когда Бейкер придумал важный компонент картинки фильма: резко усиленные цвета. И снова это был полный разворот. «Фильмы, которые я снимаю, ближе к городскому социальному реализму, – рассказывает Бейкер. – Обычно я приглушаю цвета, так как от этого картинка неожиданно кажется реалистичнее». Но после обработки проб в Final Cut Pro он задумался о других вариантах. «Поскольку женщины были настолько яркими, я решил пойти другим путем, решив выкрутить насыщенность на полную. Это тут же окупилось. Один кинокритик называл это «pop vérité» , что и было той комбинацией, которую я искал».
Вот еще пара видеофрагментов, чтобы прочувствовать картинку:

Также упоминается, что во время постпродакшна в весь фильм было добавлено зерно, чтобы придать кадрам настолько киношный вид, насколько это было возможно.

Программа для редактирования видео

Итак, отснято несколько часов «сырого» материала, но теперь его надо превратить в собственный фильм. Профессиональный софт для работы с видео стоит баснословно дорого. Недешевы и программы для домашнего использования от известных брендов. Но на другом полюсе существуют недорогие средства для редактирования фильмов, и даже можно скачать бесплатные программы.

Относительно бюджетным вариантом для Windows являются программы Sony Vegas. Существуют относительно дешевые версии этой линейки, позволяющие сделать довольно много

Если вы не привыкли тратить деньги на софт, то обратите внимание на LightWorks. Может быть, вы тут не найдете некоторых функций и инструментов, а к интерфейсу придется привыкнуть, но зато эту программу для редактирования видео можно бесплатно скачать на свой компьютер

У пользователей OS X уже имеется iMovie. Интерфейс этой программы придется по вкусу не каждому, но она имеет богатый набор функций. Если же вы привыкли работать с традиционной временной линейкой, то установите Screencasting.

Освещение

В журнале ASC немного рассказывается об оборудовании для освещения, использованном во время съемок фильма, которого было совсем немного:«На 22-й день съемок Чунг принес три светильника Rosco LitePads с питанием от батарей и размерами: 1×1 фут, 6×12 дюймов и 3×12 дюймов. «Только чтобы добавить немного блеска в глазах то тут, то там», – сказал он. Разные штуки, которые могли потребоваться, были приобретены в магазине «Все за доллар». «У нас не было специальных стоек, не было привычного киношного освещения, – поясняет Чунг. – Мы снимали наших актеров при том освещении, что уже было на площадке, где-то я выборочно включал и выключал освещение по необходимости».
Разумно выбирая места съемок, в большей части удалось избежать использования традиционного освещения, что не только позволило снимать быстрее, но и привлекало меньше внимания, когда съемки велись в публичных местах – не было достаточного бюджета, чтобы перекрывать тротуары. Единственная сцена, в которой использовалось традиционное освещение, снималась в баре, но Чунг просто использовал софиты, которые уже были подвешены наверху, и просто сфокусировал их.

На площадку — только здоровым

Ранее воскресное утро, детский сад в центре Москвы. Казалось бы, в выходной там должно быть безлюдно, но только не в этот раз. Дети играют на площадке, родители о чем-то беседуют, а вот мужчина выходит из дорогого автомобиля и, вероятно, направляется за своим ребенком. Но, войдя через калитку, неожиданно останавливается.

«Стоп, этот кадр снят», — командует режиссер.

На территории одного из детских садов снимали комедийный сериал. Работы продолжались почти 12 часов, все запланированные сцены были сняты.

Сериал начали снимать уже во время пандемии, поэтому с первого дня на площадке находится врач. Он и проводит экспресс-тестирование.

Самоделки для видеосъемки

Оборудование даже небольшой киностудии стоит десятки тысяч долларов. Но, на самом деле, хороший результат можно получить и воспользовавшись тем, что есть под рукой, сняв весьма бюджетный фильм, не выходя из своего дома. Вот несколько советов.

Штатив из бутылки с водой. Не сомневаюсь, что вы уже подбираете штатив для своей домашней киностудии. Но если будет использоваться легкая камера,
то попробуйте использовать бутылку, наполненную водой, в качестве штатива.

Стабилизатор из веревки. Если видео снимается в движении, а денег на приличный стабилизатор нет, то попробуйте зафиксировать камеру веревкой к своей ноге.

Самодельный зеленый экран. Хотите наложить другой фон на отснятый видеоряд. Понадобится так называемый зеленый экран. Его не сложно сделать с помощью штанги и шторы соответствующего оттенка. Только позаботьтесь о ее хорошем и равномерном освещении.

Ролики от мебели для динамичных сцен. Установите свой штатив на ролики от мебели и перемещайте его по комнате во время съемки. Таким образом можно получить потрясающие эффекты. Конечно, идеальный результат получится лишь на гладком полу.

Это всего лишь ничтожная часть из того, что придумали любители съемки фильмов в домашних условиях. С помощью Google, Yandex или того же YouTube вы сможете найти множество бесплатных приемов.

Как минимизировать расходы на производство

Какие можно совершить комбинации, чтобы выжить в этой ситуации? Самый большой расход связан с техникой, без которой не обойтись. Когда уже совсем становится плохо, я звоню производителям и говорю: ребята, ну всех уже перетряс, все перекопал, уже дно, дайте, пожалуйста, камеру. И вы знаете, процентах в ста они идут навстречу, потому что истории, в которые я ввязываюсь, как правило, интересные. Есть три компании, которые идут на контакт: ARRI, Canon и RED. А еще есть то, что я называю «студенческим комплектом». Когда человек приходит и говорит: «Мне нужно вот что», – и вываливает огромный список оборудования. Если у тебя в основном диалоговые сцены, то зачем тебе RED Epic? Я понимаю, что это круто, но мы никого не удивим техническими фишками. Вы можете удивить только одним: своей историей. На что вы ее будете снимать, по большому счету, не так принципиально. Не попадите в это студенческое бедствие, когда «я хочу все и сразу, правда, не знаю, как это все работает, но нужно, чтобы было побогаче».
Но все равно какие-то расходы на технику нужны. Производитель хоть и заинтересован дать камеру и представить это, как собственную победу, но найти бесплатно риги или плейбэк практически нереально. Кадр из фильма «Мама – Святой Себастьян» (2015)
И тут наступает время для второго контакта. Рентал-компании Москвы тоже заинтересованы в сотрудничестве с интересными режиссерами. Существует две компании, которые ввязываются в такие проекты. Они, конечно, попытаются взять с вас хоть какие-то деньги, но здесь возникает проблема договоренности. И тут рождается вопрос: кто вы в этом проекте? Вы режиссер? Вы тянете все на себе? Тогда, повторюсь, лучше не ввязываться. Потому что ваша работа – это ваше лицо. И если вы будете сосредоточены на том, когда привезут туалеты, кто доставит камеру, кто напился, то вы не будете заниматься тем, чем надо. Режиссер должен работать с актерами, завести всю группу, взбудоражить. Все должны поверить в него, в эту авантюру, это ваш режиссерский талант. 
Найдите себе хорошего директора, но не продюсера. Продюсер сосредоточен на деньгах. А вот если найти молодого директора, который возьмет на себя всю административную часть, то вы будете заниматься своим делом. Сейчас Роднянский набрал курс в Московской школе кино, и там есть человек пять хороших будущих продюсеров и директоров. Режиссер должен приходить на свою площадку как на чужую, осматриваться и восхищаться: надо же, как круто! Все остальное должно происходить без него. Если он будет заниматься административной и хозяйственной работой, то упустит самое главное. Если человек говорит, что делает все, это сразу вызывает у меня подозрение, это значит, что ничего не делает.
Если же вы продюсер, то вы в отчаянии занимаете у друзей деньги, закладываете машины, преследуете и обещаете вступить в сексуальную связь с теми, кто может вам хоть чем-то помочь. Я также знаю операторов, которые были локомотивами короткого метра. Хороший оператор – на вес золота в отличие от хорошего режиссера. Мне кажется, что в нашей стране операторы более конкурентоспособные, чем в остальном мире. 
 

Съёмки. Дубль четыре — точка съёмки и свет

Вообще, подбор ракурса и освещения – одна из основных трудностей, с которыми сталкиваются практически все начинающие операторы. Одним достаточно будет почитать статьи в интернете насчёт искажений, которые происходят с изменением точки съёмки (например, то, что мы сниманием снизу, кажется более массивным, а запечатлённое сверху, наоборот, ощущается крохотным), другие же предпочтут всё испробовать самостоятельно – лучше всего сделать это заранее, чтобы потом не создавать задержки в процессе съёмок.

Насчёт освещения также можно найти огромное количество информации. О том, что оно играет действительно очень важную роль в процессе съёмки, знают все. С помощью правильно подобранного света старушку можно сделать очаровательной женщиной в самом расцвете сил, а юную девушку превратить в каргу. Здесь снова либо предварительная подготовка и чтение теории, либо метод проб и ошибок — решайте сами.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий