Как вернуть переплату по налогам или сделать зачет, какие документы нужны, сроки

Причины образования переплаты

Переплата в личном кабинете налогоплательщика появляется по трем основным причинам. Причем тип сбора не играет роли, что означает – все факторы актуальны как для физических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей.

№1. Налог еще не «списан»

После начисления средств у плательщика, как правило, есть определенный срок для оплаты бюджетных отчислений. В этот период задолженность фактически отсутствует и образуется только при нарушении сроков. Переводя средства в это время, за физлицом или ИП образуется так называемая «переплата», потому что дата платежа еще не наступила и, значит, плательщик ничего не должен.

№2. ИФНС ведет проверку документов

Это касается как ИП, так и физических лиц. Плательщик своевременно производит оплату, ее срок проходит, но ИФНС еще проверяет декларацию. Законодательно это может занять 3 – 6 месяцев, в зависимости от типа налогового отчета (3-НДФЛ, декларация УСН, ЕНДВ).

№3. Сбор списан в полной мере, а на балансе числится излишний остаток («излишняя уплата»)

Существует несколько причин излишней оплаты бюджетных начислений:

  • Ошибка в реквизитах. Если в платежном поручении или квитанции неправильно указан КБК, то деньги направляются в счет оплаты совершенно другого сбора. При этом по первичному налогу появляется недоимка (долг). В этом случае в ИФНС можно подать заявление на уточнение суммы и указать правильный КБК, тогда взаиморасчеты станут верными.
  • Подачи уточненной декларации либо сведений о праве на льготы после оплаты. После перерасчета сумма к оплате может быть снижена, из-за чего на счете остается излишек.
  • Некорректная оплата в пользу бюджета. Простая ситуация, когда плательщик ошибочно завысил сумму и перечислил больше, чем требовалось.

Что за постановление Конституционного суда

У жительницы Алтайского края был дом. За 2015 год налог на него составил 47 572 Р. ИФНС посчитала его по инвентаризационной стоимости: Алтайский край на тот момент еще не перешел на расчет по кадастровой стоимости.

Женщина не согласилась с размером налога. По ее мнению, налог на дом ИФНС должна была считать по кадастровой стоимости по ставке 0,1%, а не по ставке 1,5% исходя из инвентаризационной стоимости. При этом инвентаризационная стоимость дома составляет 3 171 466 Р, а кадастровая — 2 873 674 Р. Если бы ИФНС посчитала налог по меньшей ставке исходя из кадастровой стоимости, он бы составил всего 2874 Р — это в 16,5 раз меньше.

Именно эту сумму налога жительница Алтайского края считала справедливой, поэтому в марте 2017 года обратилась в суд. Она просила признать недействительными требования ИФНС и обязать ее пересчитать сумму налога на дом.

Сначала суды вообще не хотели принимать у женщины исковое заявление. А когда суд наконец рассмотрел иск, то отказался удовлетворить ее требования. Вторая инстанция поддержала решение.

Параллельно налоговая два раза пыталась взыскать с женщины задолженность в суде, и оба раза ИФНС это не удалось: сначала суд отменил приказ о взыскании денег, а потом отказал налоговой из-за истечения срока исковой давности.

Битва в судах между жительницей Алтайского края и налоговой длилась около года. В итоге в 2018 году женщина решила, что статья 402 налогового кодекса о применении кадастровой и инвентаризационной стоимости не соответствует Конституции: она нарушает принцип равенства налогообложения и возлагает на граждан непосильную налоговую нагрузку. Поэтому она подала жалобу в Конституционный суд.

В феврале 2019 года Конституционный суд постановил, что статья 402 НК РФ не нарушает Конституцию, так как не запрещает налогоплательщику в индивидуальном порядке требовать, чтобы и во время переходного периода налог на имущество рассчитывали исходя из кадастровой стоимости, а не инвентаризационной.

При этом Конституционный суд указал, что недопустимо, чтобы у кого-то из налогоплательщиков были более выгодные условия, чем у других. Налогообложение должно быть соразмерным: нельзя допускать существенных — в два и более раза — различий в размере налога на имущество в зависимости от способа его расчета.

Если для конкретного объекта недвижимости уже установлена кадастровая стоимость, но для целей налогообложения еще официально не используется, то по ней все равно можно считать налог на имущество физлиц.

А если кадастровая стоимость недвижимости еще не определена, то ее можно применять для расчета налога по решению налоговой или суда. В этом случае необходимо оценить имущество.

Таким образом, Конституционный суд дал возможность всем гражданам требовать пересчитать налог на имущество, если сумма налога по инвентаризационной стоимости для них в два и более раза превышает сумму налога по кадастровой стоимости.

ФНС даже выпустила отдельное письмо, в котором обязала налоговые службы всех субъектов РФ изучить и применить постановление КС. Минфин России, ссылаясь на КС, также неоднократно указывал, что гражданин вправе в индивидуальном порядке требовать применить кадастровую стоимость для расчета налога на имущество.

Перерасчет налога не происходит автоматически: для этого гражданин должен подать в налоговую заявление в свободной форме.

Вернуть излишне уплаченный налог можно только за три предыдущих года. Например, если подать заявление на перерасчет суммы в 2020 году, то налог пересчитают за 2019, 2018 и 2017 годы.

Если при перерасчете окажется, что налог по кадастровой стоимости больше, чем по инвентаризационной, требовать доплаты не станут.

На сайтах судов мне не удалось найти информацию о том, что жительница Алтайского края обращалась в суд для пересмотра решения по своему делу на основании постановления Конституционного суда. Думаю, это связано с тем, что налоговая все равно уже никогда не сможет взыскать с женщины задолженность — даже в судебном порядке.

Зато благодаря постановлению КС другие граждане, которые платят налог на имущество физлиц, могут пересчитать и вернуть излишне уплаченные деньги. Этим правом я и воспользовался.

Можно не ждать вступления в силу решения

Описанная ситуация с исполнением решений налоговых органов может существенно измениться с принятием Президиумом ВАС РФ Постановления от 24.04.2012 N 16551/11. В этом Постановлении в качестве излишне взысканных квалифицированы суммы налога, уплаченные налогоплательщиком на основании еще не вступившего в силу решения налогового органа, которое впоследствии признано судом незаконным.

Данный позитивный вывод суда для многих стал неожиданным.

Дело в том, что еще в Постановлении от 29.03.2005 N 13592/04 Президиум ВАС РФ высказывал свою позицию относительно взыскания налога, определив момент начала процедуры взыскания. В частности, в названном Постановлении сделаны следующие выводы:

  • взыскание налога — длящийся процесс. На первом этапе налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате. С момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога;
  • на втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные ст. ст. 46, 47 НК РФ (обращение взыскания на денежные средства, иное имущество).

Налоговый орган, учитывая выводы Постановления N 13592/04, полагал, что налог, уплаченный на основании решения инспекции, но до его вступления в законную силу, не может рассматриваться в качестве излишне взысканного, поскольку не производилось взыскание доначисленного налога. Кроме того, инспекторы ссылались на следующие обстоятельства:

  • налогоплательщик самостоятельно исполнил не вступившее в силу решение, которое могло быть отменено вышестоящим налоговым органом;
  • не вступившее в силу решение не нарушает права налогоплательщика, поскольку процедура взыскания налога по такому решению не может быть инициирована.

Однако описанная позиция налогового органа имеет существенный недостаток, который учли судьи при принятии Постановления от 24.04.2012 N 16551/11. Побуждением к уплате определенной суммы дополнительного налога, т.е. основанием для исполнения налоговой обязанности стало принятие налоговым органом решения по результатам проверки, которым были определены налоговые обязательства налогоплательщика. Такие решения автоматически вступают в силу по истечении 10 дней со дня их принятия, если налогоплательщик не подает апелляционную жалобу.

Таким образом, налогоплательщик уплатил налог в сумме, которую налоговый орган счел подлежащей уплате.

Риск применения обеспечительных мер

Ссылка налогового органа на то, что не вступившее в силу решение не нарушает права налогоплательщика, является ошибочной.

Этот вывод становится очевидным, если обратиться к п. 10 ст. 101 НК РФ, согласно которому после вынесения решения по результатам проверки налоговый орган вправе применить обеспечительные меры в качестве обеспечения исполнения налогоплательщиком принятого решения.

В качестве обеспечительных мер в таком случае могу быть применены:

  • запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества;
  • приостановление операций по счетам в банке.

Очевидно, что такие действия налогового органа могут не просто повлиять, но и исключить возможность ведения налогоплательщиком предпринимательской деятельности.

Правда, стоит заметить, что приостановление операций по счетам в банке может быть применено лишь после установления запрета на отчуждение имущества и при условии, что совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы доначислений.

Кроме того, операции могут быть приостановлены лишь в отношении той части средств на счете, которая соответствует величине доначислений.

При этом сумма средств, которая «замораживается» на счете, уменьшается на стоимость имущества, которое налоговый орган запретил отчуждать

На наличие возможности применения обеспечительных мер обратил внимание и Президиум ВАС РФ в Постановлении от 24.04.2012 N 16551/11. Тем самым суд признал, что не вступившее в силу решение может нарушать права и интересы налогоплательщика

Заметим также, что указание в Постановлении N 16551/11 на возможность применения обеспечительных мер сняло еще один спорный вопрос: допустимо ли установление обеспечительных мер до вступления решения инспекции в силу.

Ответ в данном случае утвердительный.

Стоит отметить, что Минфин России придерживается аналогичной точки зрения. В частности, в Письме от 16.11.2011 N 03-02-07/1-394 финансисты разъясняют следующее.

Из положений п. 10 ст. 101 НК РФ следует, что обеспечительные меры могут быть приняты до вступления в силу решения по проверке.

Срок возврата налога на доходы по декларации

Закон предусматривает следующие этапы возврата:

  • проверка декларации, где указан налоговый вычет и сумма к возврату;
  • принятие решения о возврате;
  • возврат налога на основании заявления о возврате.

Проверка декларации

Если вы заявили вычет возврат налога возможен только после того, как налоговики проверят вашу декларацию. Эту проверку называют камеральной. По сути, инспектор сверяет данные вашей декларацией с теми документами, которые у него есть. Он должен проверить, что все суммы в документе указаны верно. Например, ваши доходы, расходы на покупку квартиры и уплату процентов по ипотеке и т. д. Сроки такой проверки установлены статьей 88 (пункт 2) Налогового кодекса. Цитата:

То есть с того момента когда налоговикам сдана декларация и документы, которые к ней прилагаются, начинается отсчет 3-х месячного срока на проверку. Если вы отсылали декларацию почтой, то этот срок отсчитывается с момента передачи документов почтовому работнику для отправки.

Пример
Вы заявили имущественный налоговый вычет по покупке квартиры и сдали налоговикам декларацию 3-НДФЛ. Началась проверка декларации.

Ситуация 1
Декларация была передана в налоговую инспекцию лично. На ней поставлен штамп о приемке. Дата приемки — 22 марта 2020 года. Срок камеральной проверки декларации заканчивается 22 июня 2020 года.

Ситуация 2
Декларация была отправлена в налоговую инспекцию почтой. Дата ее передачи почтовому работнику — 15 апреля 2020 года. Срок камеральной проверки декларации заканчивается 15 июля 2020 года.

Решение о возврате налога

Если проверка не выявила нарушений, то налоговики обязаны принять решение о возврате. Его принимают не позднее 10 дней с момента окончания камеральной проверки. Это установлено статьей 78 (пункт 8.1) Налогового кодекса. Цитата:

Таким образом, после проверки декларации налоговикам дается 10 рабочих дней, чтобы принять решение о возврате

Не важно закончилась проверка или нет. Через 3 месяца с момента сдачи декларации в налоговую инспекцию, начинает отсчитываться 10-ти дневный срок на решение о возврате. 

Пример
Вы заявили имущественный налоговый вычет по покупке квартиры и сдали налоговикам декларацию 3-НДФЛ 14 апреля 2020 года. Началась проверка декларации. 

Ситуация 1
Проверка закончилась 18 июня 2020 года. Решение о возврате должно быть принято через 10 рабочих дней от этой даты.

Ситуация 2
Вы не знаете когда закончилась проверка. Но налоговики обязаны ее закончить не позднее 14 июля 2020 года.  Решение о возврате должно быть принято через 10 рабочих дней после этой даты.

Итоговые сроки возврата

Итак, вам обязаны вернуть налог по окончании срока:

  • камеральной проверки декларации (3 месяца);
  • оформления решение о возврате (10 рабочих дней);
  • процедуры возврата по заявлению (1 месяц).

Итого — 4 месяца и 10 рабочих дней. Это максимально возможный период. Конечно при условии, что проверка не выявила ошибок и вы подали заявление о возврате вовремя. Например, до окончания сроков проверки.

Пример
Вы заявили имущественный налоговый вычет на покупку недвижимости и сдали налоговикам декларацию 3-НДФЛ. Декларация и документы, подтверждающие ваши расходы на покупку, были предоставлены 16 марта 2020 года.

Срок на проверку декларации закончится 16 июня 2020 года. Отсчитываем 10 рабочих дней. Это 30 июня 2020 года. На эту дату должно быть принято решение о возврате. Отсчитываем 1 месяц. Получаем 30 июля 2020 года. Это крайний срок для возврата налога на доходы.

Если налог будет возвращен позже этой даты без видимых на то причин, налоговики обязаны заплатить проценты за каждый день просрочки.

Как ускорить возврат

Максимально рано подать декларацию о доходах и документы, подтверждающие ваше право на налоговый вычет

Важно не забыть сразу приложить к документам и заявление на возврат. То есть оно должно быть сдано вместе с декларацией

Тогда у налоговиков не будет формального повода утверждать, что срыв срока возврата связан с отсутствием заявления. Поэтому они не знают на какой банковский счет перечислить вам деньги.

Кстати в большинстве случаев налоговая пытается отказать в приеме заявления. Они утверждают, что документ подается «только после окончания проверки». Это ложь. Вы вправе подать любой документ в те сроки, которые считаете для себя приемлемыми

А заявление это, договор или письмо руководителю инспекции — совершенно не важно. Они ОБЯЗАНЫ принять любой документ, который вы сдаете в инспекцию

В том числе и заявление на возврат налога. Если вам все же отказали не расстраивайтесь. Отправляете заявление почтой (ценным письмом с описью вложений). В этой ситуации будет считаться, что документ передан налоговикам. 

Почему возникает переплата

Переплата — это результат ошибки, допущенной:

  • ИФНС;
  • бухгалтерией фирмы.

Например, в ситуации, когда фирма имеет задолженность по какому-либо налогу, при этом сроки уплаты пропущены, налоговая принимает решение о принудительном снятии суммы с расчетного счета должника. Фирма может иметь несколько расчетных счетов. Во исполнение решения работники банков могут одновременно снять сумму задолженности, пеней, штрафов с разных расчетных счетов и перечислить их ИФНС. Если работники налоговой не возвращают излишне уплаченную сумму, образуется переплата. Ответственность за нее несет ИФНС. Или в ситуации, когда налог (НДС) исчислен к возмещению, камеральная проверка завершилась успешно, но деньги фирма не получила.

Переплата может возникнуть и по вине налогоплательщика. Причин может быть несколько:

  • бухгалтер внес ошибочную сумму в платежное поручение;
  • подавалась уточненная декларация с меньшей суммой налога к уплате, а платеж был осуществлен по предыдущему расчету;
  • руководитель дал указание внести сумму, превышающую расчетную, авансом, но в следующем периоде пересчет бухгалтерией осуществлен не был.

В последнем случае имеется в виду именно избыток средств, а не авансовый платеж по налогу, предусмотренный законодательством.

В документах налоговой и авансовые платежи (нормальная, текущая переплата), и переплаты действительные будут иметь вид излишне уплаченных сумм. Возвращать на расчетный счет или путем зачета нужно только действительную переплату.

На заметку! Вместо акта сверки в целях оперативного контроля бизнесмен может заказать в ИФНС справку по расчетам с бюджетом. И в том, и в другом случае необходимо заявление от налогоплательщика в произвольной форме. Справка предоставляется в течение 5 рабочих дней, акт сверки — 10-15 рабочих дней.

Почему появляются переплаты по налогам

Переплата может возникнуть по разным причинам. Например, если налоговая по ошибке начислила налог за чужое имущество, а вы уже оплатили квитанцию. Или вы могли поздно узнать о причитающейся льготе — пенсионеры, например, на часть имущества, — подаете заявление на льготу и просите пересчитать налог с момента появления права на эту льготу. В обоих случаях после перерасчета появится переплата.

Когда продаете подаренную квартиру, где даритель — дальний родственник или просто знакомый, можно неправильно рассчитать облагаемую налогом сумму: вычесть можно не 1 млн рублей, а больше, если уже заплатили налог на эту сумму в момент дарения. Другой вариант: подарил близкий родственник, а вы сразу заплатили налог, хотя подарки от близких родственников не облагаются налогом.

НДФЛ могут переплатить бывшие нерезиденты. Если к концу года окажется, что сотрудник более полугода был нерезидентом, а работодатель не смог вернуть всю переплату, нужно подавать декларацию.

Есть и более простые случаи переплаты. При уплате налогов онлайн с банковской карты сумма списывается копейка в копейку и переплаты не будет. А если для этого использовать терминал с приемом наличных, уплатить 135 Р без сдачи не получится. Поэтому придется заплатить минимум 150 Р двумя купюрами. Иногда у терминала есть «сдача» — остаток платежа переводится на счет мобильного телефона, но не всегда есть такая опция.

Еще одна причина — опечатка при вводе. Некоторые системы просят ввести сумму вручную или предлагают ее скорректировать, чтобы уплатить больше или меньше. Если случайно ввести не ту цифру, сумма изменится и может возникнуть переплата.

Иногда одни и те же налоги уплачивают дважды. Такое может произойти, если два интернет-банка одновременно настроены на автоматическую уплату налогов. Или муж с женой случайно каждый сам по себе оплатили одну и ту же квитанцию онлайн или через терминал. Двойной оплаты точно не будет, если делать это в отделении банка через операциониста. В этом случае на платежке будет информация об уплате — и повторно оплатить ту же квитанцию не получится.

Если с момента уплаты налога прошло более трех лет

Налоговым законодательством не регламентирован порядок восстановления пропущенного срока давности, установленного НК РФ, для возврата налоговой переплаты. В этом случае налогоплательщик может обратиться в суд для защиты своих прав в пределах общего срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ. В таком случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности (см. письма Минфина РФ от 08.11.2019 № 03-02-08/86022, от 04.11.2019 № 03-02-07/2/87318).

Существенный момент.

Прежде чем обратиться с заявлением о возврате налоговой переплаты в суд, организация должна сначала подать такое заявление в налоговую инспекцию по месту своего учета. Это следует из НК РФ и п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (далее – Постановление № 57).

Итак, суды исчисляют трехгодичный срок не с момента уплаты налога, а с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о переплате (см. определения КС РФ от 26.03.2019 № 815-О, от 29.05.2019 № 1436-О, Письмо Минфина РФ от 08.11.2019 № 03-02-08/86022). То есть суды сдвигают дату, с которой начинается отсчет трехлетнего срока (определенного НК РФ).

При этом именно налогоплательщик должен обосновать суду причины (обстоятельства), по которым не может узнать о возникшей переплате по налогу раньше (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08 по делу № А65-28187/2007-СА1-56).

Если же в суде будет доказано, что налогоплательщик был осведомлен об имеющейся у него переплате по налогу, то пропущенный срок для подачи заявления о ее возврате ему не восстановят (см. постановления АС ЗСО 20.02.2020 № Ф04-7773/2020 по делу № А45-15810/2019, АС МО от 13.11.2019 № Ф05-19502/2019 по делу № А40-15012/2019, АС УО от 19.12.2019 № Ф09-8054/19 по делу № А07-3550/2019).

Обобщим сказанное. Само по себе обращение в суд с требованием восстановить трехлетний срок для возврата налоговой переплаты не является гарантией того, что этот срок в конечном итоге будет восстановлен. В статье 205 ГК РФ сказано, что срок исковой давности может быть восстановлен в исключительных случаях и при наличии уважительных причин его пропуска (см., например, Постановление АС ЗСО от 01.06.2018 № Ф04-2152/2017 по делу № А27-18872/2016).

Приведем несколько примеров из практики.

Заполняем заявление о возврате из бюджета налога

На этом примере мы попробуем заполнить необходимую форму документа (заявления) о возврате налога, состоящую из 3-х страниц, которую нужно сдать в налоговую.

ФНС России скорректировала применяемый бланк заявления о возврате/зачете переплаты налогов своим приказом от 30.11.2018 N ММВ-7-8/670@.

Процесс заполнения такого заявления сводится к последовательности следующих действий: оформляем титульный лист (лист 001 формы), лист 002 и лист 003 (при необходимости).

Сначала заполняем титульный лист бланка

Мнение эксперта
Волков Георгий Тарасович
Консультант в области права с 10-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Член коллегии адвокатов.

В 2-х верхних строках формы указываются ИНН, КПП и номер п/п страницы (001). В приведенном примере заявление составляется от организации, значит в поле ИНН вписываем 10 цифр, а в поле КПП — 9 цифр: соответственно, данные ООО «Вымпел».

Затем в строке «Номер заявления» ставим его номер (если оно первое, то это «1») в этом году. Рядом пишем код налогового органа, в который его адресуем.

Далее расположены строки для указания полного названия организации (ФИО физлица), у нас в примере это общество с ограниченной ответственностью «Вымпел».

В строке «Статус налогоплательщика» выбираем соответствующий однозначный код из предложенных в форме. Все свободные клетки полей бланка необходимо заполнять прочерками.

В строке «На основании статьи» следует указать № статьи в НК РФ, служащей основанием предстоящего возврата переплаченного платежа. При возврате переплаченного налога, взноса это ст. 78 НК РФ, при возврате госпошлины — ст. 333.40 НК РФ, ошибочно взыскала налоговая — ст. 79 НК РФ, возмещаете НДС — ст. 176 НК РФ и др.

В нашем примере это ст. 78 НК, так как требуется возврат переплаченного налога на прибыль.

Ниже, в расположенных друг под другом двух клетках, указываем сведения о том, какая именно переплата и по какому виду платежа, и выбираем соответствующие однозначные коды для данных полей из предложенных в форме. Например, «1» — излишне уплаченный, и «1» — налог.

«МС» — если платеж месячный;

«КВ» — если квартальный;

«ПЛ» — если переплата за полугодие;

После точки уточняется выбранный и указанный отчетный период, т.е. проставляется порядковый номер месяца, квартала или полугодия, а для годового платежа здесь ставим «00».

Непосредственно тот год, в котором возникла переплата, указываем после следующей точки в четырех свободных клетках.

В нашем примере: «ГД.00.2018».

Рядом следует указать код ОКТМО, который можно уточнить на официальном сайте ФНС.

Для заполнения заявления о возврате переплаты налога организации могут взять код региона (ОКТМО) из представленной налоговой декларации (в примере это декларация по прибыли), а физлица — указать регион, где платился данный налог: если речь о имущественном налоге, ОКТМО берется по местонахождению этого имущества, транспортный налог — по месту, где прописан владелец автомобиля, НДФЛ — из справки о доходах с работы.

В строке ниже — «Код бюджетной классификации» — заполняется 20-тизначный КБК переплаченного платежа. В нашем примере это КБК налога на прибыль в федеральный бюджет.

Далее записываем количество страниц и приложений в подаваемом заявлении. Помним, что все пустые клетки полей бланка прочеркиваем.

Снизу слева на титульном листе формы предусмотрена часть страницы для отражения информации о заявителе (плательщик/его представитель): ФИО, номер телефона, подпись и дата. Если заявление подается представителем, следует указать реквизиты подтверждающего его полномочия документа и приложить его копию к заявлению.

В ряде ситуаций у гражданина возникает право на возврат налога с доходов, удержанного и уплаченного в бюджет. Для этого необходимо заполнить заявление о возврате излишне уплаченного налога физическим лицом.

Установление факта переплаты по итогам «декларационной кампании»

В соответствие с по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с  (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. «Прекращенная» камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно если <…> налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном . При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки – при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как «нарушение законодательства о налогах и сборах» (хотя и является «нештатной» ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило – уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 «Сумма налога к уменьшению за налоговый период».

Налоговый орган после окончания камеральной налоговой проверки переносит сумму переплаты из проверенной (и подтвержденной) налоговой декларации сначала в информационный ресурс «Камеральная налоговая проверка», а уже из него – в карточку РСБ (если быть более точным, то сумма переплаты в КРСБ формируется автоматически после ввода данных из декларации). После чего у налогового органа возникает обязанность в срок 10 рабочих дней направить налогоплательщику Сообщение по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/182@. К слову, в августе в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция «Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)».

Рис. 2. Фрагмент страницы в личном кабинете налогоплательщика ИП на официальном сайте ФНС России nalog.ru

Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий