Русская народная игрушка

Абашевская русская народная игрушка

Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В XIX–XX вв. в селе Абашево проживали лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценились по всей России. В Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали делать в середине XIX века для детских игр. Но спустя время игрушкам стали придавать сатирический характер, с целью высмеивания лжецов и тех, кто наживается на ближних.

Пик развития абашевской игрушки пришелся на XX век, когда многие умельцы по изготовлению посуды из глины уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Как раз в этот период большинство мастеров занялось изготовлением свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у детей. Одним из знаменитых мастеров того периода являлся Тимофей Зоткин. Его работы оказали немалое влияние на последующие поколения.

Абашевская русская народная игрушка

Сюжеты абашевской игрушки разнообразны, среди основных — животные и птицы, главная особенность которых — чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз. По виду они напоминают фантастических кентавров, которым присуща некоторая сатиричность. Абашевская игрушка призвана высмеивать человеческие пороки, в особенности сребролюбие и обман. Именно поэтому вместе с необычными фигурками животных можно увидеть нарядную барышню, лихого всадника и князя в образе барана с человеческим лицом.

При изготовлении игрушки мастер применяет глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После изделие обжигают и расписывают. Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Тематика росписи — это прежде всего природа и окружающий мир, не лишенные символизма. В абашевской игрушке преобладают красный, зеленый и синий цвета.

Матрешка

Во всем мире известна и любима русская матрешка. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера. Изобретение русской матрешки датируется сравнительно недавно — конец XIX века. В этот период знаменитый токарь В.П. Звездочкин, который занимался изготовлением деревянных игрушек, по просьбе художника С.В. Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вложил такие же раскрывающиеся заготовки, но различные по размеру.

Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела русских красавиц. Матрешка состояла из 8 деревянных кукол. Позже число кукол варьировалось и доходило даже до 48 деревянных барынь. Матрешки производили в артели С.И. Мамонтова в Сергиевом Посаде. Русская матрешка выставлялась на выставках в Париже

Эта удивительная игрушка привлекала внимание иностранцев, которые стали делать заказы русским умельцам

Русская матрешка

В основном были распространены матрешки, которые состояли из 3, 8 и 12 кукол. Чем больше было кукол, тем ценнее становилась матрешка. Основным сюжетом матрешек был быт. Чаще всего изображали домашние занятия барынь. Девиц изображали в традиционных нарядах и обязательно в платке. Девицы держали в руках серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины ягод. Позднее на матрешках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Однажды пытались изменить форму матрешек, например, возникали конусообразные куклы, которые вставлялись одна в другую. Но подобная форма не была популярна среди народа, поэтому мастера вернулись к прежней.

Матрешки различались и по росписи. В настоящее время выделяют следующие виды росписи:

  • Загорские (яркие, насыщенные цвета и множество мелких, четко прорисованных элементов);
  • Мериновские (крупные цветы);
  • Семеновские (строгая симметричная роспись);
  • Полховские (изображение цветов шиповника);
  • Вятские (барышня-северянка).

Для изготовления матрешки применяют липу, которую после окрашивания покрывают прозрачным лаком на масляной основе. Сперва мастер вытачивает самую маленькую цельную фигурку. Затем делает нижнюю часть следующей фигурки. После обработки этот элемент хорошо высушивает, и только затем проводит подгонку верхней части фигурки. По этой схеме заготавливаются все составные части матрешки. Высушенные детали в обязательном порядке обрабатывают крахмальным клеем, который служит основой для росписи. После того, как изделие высохнет, приступают к росписи матрешек.

Матрешка

Сначала мастер рисует лицо. Голову матрешки изображают прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его дополняет передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами. После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрешку от воздействия влаги и сколов.

История производства детских игрушек в СССР

Перед молодой советской властью стояли не только экономические, но и идеологические задачи. В первые годы СССР было попросту не до того, чтобы заниматься детскими игрушками. А нарком просвещения Луначарский и вовсе считал их буржуазным пережитком. Поэтому игрушки делали только артельные производства, мастера-кустари и сами родители. Это были тряпичные или опилочные куклы, деревянные лошадки и другие животные, картонные или бумажные фигурки. Фиксированных цен тогда не существовало.

Советские игрушки 1920-х — это в основном кустарное, а не массовое производство

И только в 30-е годы дело встало на промышленные рельсы. В 1934 году был утверждён список игрушек, которые разрешались к производству. Они были призваны развивать личность нового типа с самого детства. Идеологически правильные игрушки должны были:

  • Быть классово правильными и готовить к трудовой жизни. Куклы — это представители разных профессий, рабочие и крестьяне. А упитанные и жизнерадостные пупсы говорили о благополучии советского народа.
  • Развивать смекалку и навыки сотрудничества в коллективе (настольные игры, снаряжение для командных развлечений).
  • Воспитывать патриотизм в советском духе. «Оборонные игрушки» — это моряки и красноармейцы, военная техника и оружие.
  • Быть реалистичными. Никаких драконов, синих птиц и животных в человеческой одежде.

Всё делалось добротно и из натуральных материалов — тканей, дерева, металла, смолы. Синтетики в те времена ещё не было. Но позволить себе покупать игрушки детям могли далеко не все семьи. Во-первых, их было мало, во-вторых — дорого.

Реалистичность и нацеленность на воспитание нового трудового поколения — вот основные признаки советской игрушки 1930-х годов

Война приостановила развитие производства, зато потом трофейное оборудование позволило наладить массовый выпуск велосипедов и механических игрушек. Требования к изделиям были высокие, а цена не всегда доступной. Поэтому дети играли чем придётся, особенно в деревнях.

Самый большой специализированный магазин — московский «Детский мир» — был открыт в 1957 году и стал мечтой большинства советских детей

Удешевление производства привело к тому, что игрушек стало много, но их ассортимент сократился, а к качеству стали относиться менее требовательно. К 1956 году артели прекратили своё существование, а массовая штамповка стала приметой конца 1960 – 70-х годов. Однообразие разбавляли тематические серии, например, куклы-космонавты или выходцы из мультфильмов.

В позднем СССР игрушки становятся более условными

Ошибки и сложности в купле-продаже советских игрушек

Новичку сложнее всего выставить правильную цену. Завышенная оттолкнёт покупателей, а слишком низкая заставит сожалеть об упущенном. Вот несколько советов, которые помогут сориентироваться:

  • Сходите в антикварный салон за консультацией. Даже если там захотят купить игрушку, соглашаться вы не обязаны.
  • Не соглашайтесь на предложение, если покупатель сбивает цену, убеждает, что дороже продать не получится, и торопит со сделкой. Все эти признаки одновременно выдают перекупщика.
  • Посоветуйтесь с коллекционерами, реставраторами и любителями старины в интернете.
  • Посмотрите цены на похожие товары.

Антиквары и специалисты по винтажу не советуют чинить игрушки самостоятельно — неумелые действия могут испортить ценный экземпляр. А переделки опытному оценщику всегда заметны. Результатом будет не повышение цены, риск отказа от сделки. Здесь есть два варианта — продавать как есть или заплатить профессиональному реставратору.

С винтажными и антикварными вещами не работает принцип нахваливания товара. Даже если сопроводить объявление пометкой «Редкость!!!», это не будет аргументом для покупателя. Гораздо важнее дать реальные характеристики игрушки: год выпуска, состояние, особенности, а иногда и историю. И всё это дополнить несколькими фотографиями с деталями и в разных ракурсах.

Видео: как определить, что игрушечную машинку можно дорого продать

Советские игрушки ценятся своей самобытностью, памятью о детстве и тем, что они отражают историю страны. Таких больше никогда не будет. Поэтому редкие и интересные вещи в цене не упадут. А вот ширпотреб родом из СССР обязан своей популярностью временной моде. Вполне возможно, что через несколько лет он будет интересовать только узкий круг специалистов.

Автор статьи: Александр Бережнов

Предприниматель, маркетолог, автор и владелец сайта «ХитёрБобёр.ru» (до 2019 г.)

Закончил социально-психологический и лингвистический факультет Северо-Кавказского социального института в Ставрополе. Создал и с нуля развил портал о бизнесе и личной эффективности «ХитёрБобёр.ru».

Бизнес-консультант, который профессионально занимается продвижением сайтов и контент-маркетингом. Проводит семинары от Министерства экономического развития Северного Кавказа на темы интернет-рекламы.

Лауреат конкурса «Молодой предприниматель России-2016» (номинация «Открытие года»), молодежного форума Северного Кавказа «Машук-2011”.

Потешки, куклы, миниатюры

Исконно русская игрушка чаще всего была резной и напоминала маленькую деревянную скульптуру. Навыки по ее созданию передавались из поколения в поколение – так формировался народный промысел. Первые потешки появились на Руси еще в IX веке. Их изготавливали как для собственных детей, так и на продажу. Популярная потешка «Наковальня» тоже пришла из Древней Руси. Многие и сейчас знают, как она выглядит: на концах бревна сидят деревянные фигурки кузнеца и медведя, их можно заставить поочередно стучат молотками, перемещая основу игрушки.

Другой вид динамичной русской игрушки – «дергунчик». Выражаясь современным языком, это тряпичная или картонная кукла с веревочками вместо рук. Разные части тела тоже соединялись нитками, благодаря чему их можно было приводить в движение. Сегодня по принципу «дергунчиков» создаются куклы для детских театров – марионетки. Иногда куклы использовались и в качестве оберегов. Так, например, было с «крупеничками» – маленькими куколками, наполненными овсом или гречихой, и со «стригушками» – наряженными в сарафаны и платки куклами, туловище которых создавалось из обычной соломы.

При Петре Первом в Россию стали завозить миниатюрные предметы для забавы: посуду, предметы гардероба, украшения. Очень быстро они приобрели статус игрушек, поскольку в обыденном сознании все маленькое ассоциируется с детством. Казалось бы, такое отношение к миниатюрным предметам пришло в нашу страну через пресловутое «окно в Европу», однако история свидетельствует о другом. На Руси издревле было принято расплачиваться с покупателем маленькими предметами, если у торговца на базаре не находилось сдачи. Чаще всего заменой деньгам выступала детская посуда: игрушечные горшочки, миски, ложки.

Во второй половине XVIII – начале XIX веков русская культура высшего света находилась под французским влиянием. Помимо традиционных игрушек появляются фарфоровые куклы, одетые в пышные наряды эпохи Старого порядка или сдержанные платья в стиле ампир, копирующие античные облачения. Затем на смену всему французскому пришло все немецкое: крупные города наводнили фабричные игрушки из Германии. Качество некоторых из них оставляло желать лучшего – это была уже не ручная работа, а производство, поставленное на поток. К счастью, создание отечественных детских игрушек, в число которых входили и куклы, не прекратилось. В 1890 году в Петербурге состоялась первая русская выставка игрушек.

Герои мультфильмов и телепередач

1 сентября 1964 года в эфир советского телевидения впервые вышла десятиминутная детская программа «Спокойной ночи, малыши!». Ее героями стали плюшевые куклы-игрушки: пес Филя, заяц Степашка, ворона Каркуша и поросенок Хрюша. От их лица ведущие разыгрывали поучительные сценки, а после демонстрировались мультфильмы. В начале 1980-х годов телепередача находилась под угрозой закрытия, но благодаря письмам маленьких зрителей продолжила свое существование и даже вышла за пределы студии: некоторые выпуски с участием любимых героев были сняты в кукольном театре С. В. Образцова, цирке на Цветном бульваре и даже в Московском зоопарке. В годы перестройки состоялся телемост между героем передачи Хрюшей и персонажами детского Маппет-шоу из США.

Однако классической плюшевой игрушкой советского ребенка, без сомнения, был бурый мишка. Его образ сложился еще в 1930-40-х годах. Косолапых шили из фланели, байки, меха и, естественно, из плюша. У некоторых игрушек вращались лапы, другие при перевороте издавали рев (как, например, медвежонок одной из героинь комедии 1965 года «Операция ‘’Ы’’ и другие приключения Шурика»). Образом такой игрушки вдохновлялся писатель Эдуард Успенский, придумавший Чебурашку, отдаленно напоминающего бракованного плюшевого мишку. Среди прочей «живности» любовь детей заслужили зайцы и волки, за что стоит поблагодарить создателей остроумного мультсериала «Ну, погоди!». Любопытно, что по опросам общественного мнения, именно этот шедевр советской мультипликации до сих пор является самым любимым у большинства жителей нашей страны.

Обложка: https://pinterest.com

Настольные игры

Безусловно, предназначение хорошей игрушки заключается не только в том, чтобы развлечь ребенка, но и дать ему возможность познавать мир, размышлять и развиваться. Этим требованиям отвечают некоторые настольные игры – как прошлых лет, так и современные.

Известно, что у детей Николая II была целая коллекция настольных игр разной тематики. Это «Историческое лото» – портретная галерея правителей России с кратким описанием их деятельности, «Пифагорово лото» – игра для запоминания таблицы умножения. Играли наследники и в бумажный театр «Жизнь за царя» по мотивам одноименной оперы М. И. Глинки, набор состоял из 30 деталей (сцена, кулисы, декорации и герои). Знакомиться со своей страной дети начинали с помощью красочной настольной игры «Путешествие по России», появившейся в 1885 году. На ней изображены главные достопримечательности крупных городов, проиллюстрированы важные исторические события. Кстати, в наши дни подобную игру в разных вариациях можно приобрести почти в любом детском магазине.

Игра «Путешествие по России»

Елочные игрушки

Пришедшая из Германии традиция наряжать рождественскую елку укрепилась в России во второй четверти XIX века, в годы правления Николая I. По елочным игрушкам можно изучать историю страны – настолько они соответствуют духу того периода, в который были созданы и использовались. Дореволюционные игрушки нетрудно разделить на два типа. Первый – все, что связано с религиозной тематикой: свечи, ангелы, верхушки в виде Вифлеемской звезды. Второй – съедобные игрушки: яблоки, конфеты, пряники, которые детям разрешалось снимать с елки. Очевидно, играть елочными украшениями в привычном смысле этого слова было невозможно. Оттого они еще больше ценились и оберегались детьми как предметы, доступные лишь по особому случаю.

В СССР рождественская елка стала новогодней, а игрушки – не только украшением, но и отражением некоторых событий, происходивших в стране. Особенно нравились детям фигурки солдат Красной Армии, спортсменов, полярников, летчиков. В 1950-х годах в период сельскохозяйственных реформ Н.С. Хрущева на советских елках сверкали игрушки в виде овощей и фруктов. Редкая елка обходилась без стеклянной «царицы полей» – кукурузы. После запуска искусственного спутника и космического полета Юрия Гагарина дары полей на советских елках были вытеснены миниатюрными ракетами и фигурками космонавтов. В большинстве своем игрушки выглядели весьма реалистично и нескучно. Это касается, к примеру, фигурок автомобилей, автобусов, самолетов, а также зверей и птиц.

Солдаты и лошади

Пожалуй, наиболее распространенной игрушкой с древних времен являлся конь. Это неудивительно: лошади всегда были в числе самых любимых домашних животных в России. Их воспринимали и как помощников в тяжелой работе, и как боевых товарищей. Помимо простых деревянных лошадок создавались и настоящие произведения искусства: кони, расписанные краской, украшенные гривой, атласом и кожей, в боевом и парадном снаряжении, были и целые тройки с ямщиком на облучке. Многочисленные игрушки отличались и по материалу: их делали из глины, гипса, папье-маше. К самим фигуркам добавляли новые элементы (например, колесики).

В 1630 году первый правитель из династии Романовых Михаил Федорович подарил своему наследнику, будущему царю Алексею Михайловичу, игрушечного коня в человеческий рост. Интересно, что подобная традиция существовала и у Рюриковичей, считалась продолжением древнерусского княжеского обычая. На Руси мальчика по достижении двух лет сажали на настоящего коня. Традиция прижилась настолько, что стала распространенной не только у правителей и их потомков, но и в среде казачества и крестьянства.

Спустя полтора века Екатерина Вторая преподнесла сыну Павлу коня-качалку. Игрушка Павла Петровича передавалась из поколения в поколение каждому наследнику российского престола. Последним ее владельцем стал царевич Алексей – сын последнего императора Николая II.

Отечественная война 1812 года обратила внимание всей России на ее армию. Патриотический подъем охватил все сферы общественной жизни, а герои войны сделались кумирами представителей каждого сословия: от дворян до крестьян

После победы над Наполеоном образ русского солдата и офицера приобрел особое значение, и под общее увлечение военным делом попала детская игрушка. Именно в XIX веке небывалую популярность приобрели деревянные солдатики: конные и пешие, большие и маленькие, они продавались поодиночке или целыми взводами. Мастера игрушек создавали миниатюрных барабанщиков с инструментами, часовых, стоящих возле полосатых будок, а также орудия – пушки, стреляющие деревянной пулькой на ниточке. Интерес к военной тематике детских игрушек не угас и после 1917 года: советские мальчики с удовольствием играли в солдатиков уже другой, Красной Армии.

Барышня и гусар

Птица счастья

Птица счастья — игрушка, выполненная с использованием особой техники из дерева. Происходит она из Архангельской губернии. Изначально игрушку называли «Поморским голубком». В середине XX века искусство изготовления этой игрушки было практически утрачено. Возрождать ремесло принялся мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище Лешуконского района Архангельской области. Птицу счастья обыкновенно подвешивали под потолком в переднем углу деревенской парадной комнаты, где располагался стол с лавками. Когда на стол помещали кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно начинала вращаться вокруг оси.

Птица счастья

Знаменитый исследователь-этнограф С.В. Максимов сообщает, что в XIX веке подвешенная к потолку щепная птичка была обязательным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники:

М.М. Пришвин в своем рассказе «По Маймаксе» упоминает птицу, описывая старика-помора:

Из приведенной цитаты следует, что такого голубя олицетворяли со Святым Духом. Но и это не народные символы, поскольку и в Евангелии голубь олицетворяет Святого Духа. В 1920-е годы XX века этнограф Нина Гаген-Торн в рассказе «Путь к Северу» упоминает птицу:

Птица счастья

Изготовляли птиц счастья из двух цельных брусков, щепки, без использования клея и креплений. Противоположные концы одного брусочка тонко нарезаются вдоль. Самые кончики вырезают фигурно. На втором бруске с одного конца вырезается голова птички, с другого — продольные разрезы для хвоста. В середине каждого из двух брусков делаются вырезы для последующего соединения. Соединяются они так, что образуется крест. Концы щепок особым образом расщепляют, наподобие веера. В итоге получаются крылья и хвост. Щепные перья иногда скрепляют нитями. 

Птица счастья

Делается птица обычно из карельской сосны, ели, пихты или сибирского кедра. Изначально изделие светлое, но со временем древесина приобретает золотистый оттенок. В старину на Руси голубков не было принято раскрашивать. В наши дни популярными стали в том числе и раскрашенные птички.

Дымковская русская народная игрушка

Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая также делается из глины. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России.

Дымковская народная игрушка «Девушка с самоваром»

В те времена в год изготовлялось более 100 тысяч игрушек, которые поступали на продажу, в том числе и в столицу и в Оренбургскую губернию. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Самыми известными мастерами были Кошкины и Никулины. В начале XX века дымковские игрушки потеряли былую популярность, хотя уже в 1930-е годы в Кирове начал возрождаться дымковский промысел. Дымковская игрушка традиционно выполняется в форме барыни, всадников, гусаров, фантастических птиц и животных, а также существуют многофигурные сюжетные композиции.

Процесс изготовления дымковской игрушки состоит из двух этапов: лепки изделия и росписи его. В создании формы игрушки и в оформлении существуют свои традиции, выражающиеся прежде всего в статичности, пышности форм и яркости росписи. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Эта же статичность присутствует в игрушках, изображающих птиц и животных.

Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки:

  • Индюк — красочный, словно павлин.
  • Барыня — это и изящная городская особа, и традиционная крестьянская женщина в кокошнике. Рядом с ней могут изображаться ребятишки.
  • Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отметим, что они всегда позолоченные. Барашков изображают обычными или в нарядной одежде.
  • Лошадь — традиционно в  ярко-голубых тонах.
  • Мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского кавалера.
  • Свинки, птицы, колокольчики. Изображаются в разных вариациях и тонах.

Дымковская русская народная игрушка

Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из круглого куска глины лепится тело, на которое прикрепляются остальные части игрушки. Далее изделие несколько суток сушится на открытом воздухе. Затем обжигается на огне. На Руси для этого использовали печь. Сегодня это муфельная печь, где температура достигает 1000 °С. Когда фигурка остывает, ее подвергают отбеливанию. На Руси для этого использовали в том числе и молоко.

Следующий этап — раскрашивание. В давние года для этого использовали натуральные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. В наши дни чаще всего применяют акриловые краски. Хвосты птиц, рога животных, одежда людей покрываются медной поталью (тонкой фольгой). Для дымковской игрушки характерно использование красного, синего, желтого, изумрудного, голубого, зеленого и оранжевого цветов. Белая и черная краска применяется в небольшом количестве. Каждый цвет, которым окрашена игрушка, имеет свое значение: белый — символ чистоты; черный — лжи; зеленый — природа; красный — силы, здоровья; синий — неба.

Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы. Например, солнце и луна — символ зарождения жизни; ромбы — знак плодородия; волны — знак неба и влаги. Заключительным моментом росписи является нанесение сусального золота. В настоящее время дымковская игрушка развивается, возникают новые технологии, появляются свежие идеи, но традиции изготовления остаются неизменными.

Где продают и покупают детские игрушки, произведённые в СССР

Варианты с местными барахолками лучше изначально не рассматривать. Щедрые покупатели туда не заглядывают, зато часто промышляют мошенники и перекупщики. Частично это верно и с бесплатными досками объявлений. Продать там можно, но не факт, что по хорошей цене.

Если игрушка не очень редкая, можно обратиться в антикварные салоны. Идти к скупщикам лично имеет смысл только жителям мегаполисов — в провинции выбор ограничен, поэтому и цена не будет высокой. Именитые организации могут оценить и выкупить игрушку удалённо. Главное — сделать достаточно подробные и качественные фотографии. Плюс такого способа в том, что сразу же можно договориться о продаже и получить деньги. Минус — цена, ведь салоны выступают посредниками, а конечному покупателю продадут вещь с наценкой.

Лучший способ продажи — интернет-аукционы, особенно если игрушка редкая и интересная. Там можно выставить твёрдую цену или надеяться на повышение ставок. Последний вариант оптимален для раритетов. Аукционные предложения часто просматривают коллекционеры, поэтому шансы на сделку выше, а цена может взлететь за считаные дни. Минус способа в том, что большинство площадок берёт плату за размещение лота — фиксированную или в процентах от стоимости.

Интернет-аукцион — игра с непредсказуемым результатом

Вот несколько популярных сайтов-аукционов:

  • eBay;
  • Мешок;
  • Старина.ру;
  • Newmolot;
  • Antikwariat.ru.

Как оценивают советские детские игрушки

Выбор цены всегда остаётся на усмотрение продавца. Другое дело, удастся ли найти покупателя. На рынке старых игрушек уже давно установились правила, по которым их оценивают и продают. Основных факторов три: год производства, степень сохранности и тираж. Решение о цене принимают по совокупности.

Казалось бы, чем старше вещь, тем дороже её можно продать. Такая закономерность есть, но работает она далеко не всегда. Дело в том, что очень старые и кустарные игрушки сложно датировать, особенно если они плохо сохранились. Клеймо или штамп производителя позволяют правильно идентифицировать предмет.

Со временем производства косвенно связан и материал. Металл, целлулоид и прессованные опилки ценятся выше пластмассы, тем более резины. Игрушки из хорошего материала можно продать дороже, даже если они выпущены в одно и то же время с менее качественными аналогами. Но как правило, это более ранняя дата производства.

Дороже ценятся игрушки в идеальном состоянии, особенно в оригинальной упаковке. А вот недостатки, которые снижают цену:

отломанные детали, сколы и трещины;
неработающая механика;
некомплектность (например, с куклами важно, чтобы у них была оригинальная, а не самодельная одежда);
ржавчина;
плесень;
несмываемые пятна;
запах затхлости или табака, что особенно актуально для опилочных и мягких игрушек.

Самые дорогие и редкие советские игрушки

Наиболее дорогими оказываются далеко не самые красивые вещи. Главное — ценность для коллекционеров и хорошая сохранность. Интересно, что мальчишеские игрушки традиционно ценятся выше девчачьих.

На переднем плане — самая дорогая их советских педальных машин — Москвич-2141

Среди уменьшенных копий советских автомобилей самые ценные — номерные модели в заводской упаковке. Цена взлетает, если они были выпущены лимитированной серией или сняты с производства в короткий срок. Ещё важны качество, детализация, надёжный материал, а они наблюдаются у более старых моделей. Цена интересных для коллекционеров машинок начинается от 2 – 5 тысяч. Редкие, но не эксклюзивные можно продать за 10 тысяч и дороже.

А вот несколько примеров реально купленной очень дорогой детской техники:

  • Электрическая железная дорога 1969 года выпуска в полной комплектации и хорошем состоянии — 100 021 руб.
  • Уменьшенная модель скорой помощи ГАЗ-24–02 «Волга» — 90 000 руб.
  • Бронепоезд 1970-х годов производства — 85 155 руб. Это пластмасса, но здесь интересен способ производства: модель не отштампована, а выдута по форме (примерно так сейчас производят пластиковые бутылки). Поэтому игрушка получила неформальное название «дутыш».
  • Металлический экскаватор 1967 года выпуска. Продан на eBay за 750$ (примерно 50 000 руб.).

В кукольном мире тоже больше всего ценятся игрушки фабричного производства ограниченного тиража

Важно, чтобы у них было клеймо. Хорошо, если тело из целлулоида, ещё лучше — из прессованных опилок

Волосы — паричковые (приклеенные), а не прошитые. А аккуратная и красивая роспись лица повышает цену. За хорошие, но не эксклюзивные экземпляры можно запросить от 2 000 до 15 000 руб.

На старинную советскую куклу можно ставить ценник от 3 000, она не будет единственной в своём роде, но если понравится коллекционерам, вырастет в цене

Приведём подборку дорогих советских кукол, проданных за последний год:

Среди остальных игрушек больше ценятся механические, чем мягкие. Но и они не всегда пользуются стабильным спросом. Многое будет зависеть от тематики, эксклюзивности и удачного стечения обстоятельств.

Антикварная педальная лошадка выставлена на eBay за 2 000$, но пока не продана; в России аналоги покупают редко и намного дешевле

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий