Постановление правительства рф от 09.04.2016 n 284

Ответственность субъекта РОП (уплата экологического сбора)

Экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров группы 40 в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.

В отношении упаковки товаров для товаров группы 40 экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке. То есть производители товаров группы 40 уплачивают экосбор за упаковку, которую они используют для своих товаров.

Экологический сбор не уплачивается в отношении количества товаров, упаковки товаров, которые вывозятся из РФ.

Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории РФ, и на норматив утилизации (%).

Ставки экологического сбора группе товаров 40, а также групп упаковки товаров установлены постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 No284 (ред. от 31.10.2018) «Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)».

2423 руб. за тонну — группа №40 «Провода и кабели электронные и электрические прочие» (это ставка 2018 года).

В настоящее время в соответствии с п.2 постановления Правительства РФ No284 от 09.04.2016 г. Минприроды ежегодно, не позднее 1 сентября, должно представлять в Правительство Российской Федерации согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложения о ставках, утвержденных настоящим постановлением, на очередной календарный год. На 2019 год предложения были поданы, но приняты не были.

Соответственно если их не примут (новые предложения) до даты уплаты экосбора, то будут применяться ставки 2018 года.

Законодательная база по экологическому сбору

При расчете экологического сбора нужно руководствоваться следующими законами:

  • Постановлением №2491 от 1 декабря 2015 года (нормативы).
  • Постановлением Правительства №284 от 9 апреля 2016 года (ставка).

Норматив – это процент от объема товаров, выпущенных предприятием за год. На его размеры и размеры ставки влияют следующие факторы:

  • Экономическое положение страны.
  • Класс опасности отходов.
  • Сложность утилизации.

Правительство планирует постепенно увеличивать нормативы вплоть до 2020 года.

Ставки

Рассмотрим некоторые из ставок ЭС:

  • Текстильная продукция и ковры – 16 304.
  • Одежда – 11 791.
  • Товары из дерева – 3 066.
  • Бумага (в том числе, упаковки из нее) – 2 378.
  • Канцелярские и хозяйственные товары – 2 378.
  • Нефть и нефтепродукты – 3 431.
  • Товары из резины – 8 965.
  • Товары из пластика – 3 844.
  • Жалюзи, товары из строительного пластика, рамы – 4 701.
  • Товары из стекла – 2 858.
  • Полые стеклянные изделия (к примеру, бутылки) – 2 564.
  • Металлическая тара – 2 423.
  • ПК, оргтехника, бытовая техника, фото- и видеоаппаратура – 26 469.
  • Приборы для освещения – 9 956.
  • Шины и покрышки – 7 109.
  • Ручной инструмент – 26 469.
  • Газеты и журналы – 2 378.

Ставка указана в рублях за тонну продукции.

Ставка и утилизационные нормативы 2020

Номер группы

Наименование группы товаров

Норматив утилизационный, %

Ставка сбора, руб. за 1 тонну

2018

2019

2020

1

Изделия текстильные готовые (кроме одежды)

5

10

16 304

2

Ковры и ковровые изделия

5

10

16 304

3

Спецодежда

5

10

11 791

4

Одежда верхняя прочая

5

10

11 791

5

Белье нательное

5

10

11 791

6

Одежда прочая и аксессуары

5

10

11 791

7

Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие

5

10

11 791

8

Изделия деревянные строительные и столярные прочие

5

10

15

3066

9

Тара деревянная

10

15

20

3066

10

Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона

25

35

45

2378

11

Мешки и сумки бумажные

10

15

20

2378

12

Тара, упаковка бумажная и картонная прочая

10

15

20

2378

13

Изделия хозяйственные из бумаги или картона

10

15

20

2378

14

Принадлежности канцелярские бумажные

10

15

20

2378

15

Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона

5

10

2378

16

Издательская продукция печатная

10

15

20

2378

17

Нефтепродукты

15

20

25

3431

18

Шины, покрышки и камеры резиновые

20

25

30

7109

19

Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины

5

10

8965

20

Изделия из резины прочие

20

25

30

8965

21

Изделия пластмассовые упаковочные

10

15

20

3844

22

Изделия пластмассовые строительные

5

10

15

4701

23

Блоки дверные и оконные, пороги для дверей, ставни, жалюзи и аналогичные изделия пластмассовые

5

10

4701

24

Изделия пластмассовые прочие

5

10

15

4156

25

Стекло листовое гнутое и обработанное

15

20

25

2858

26

Зеркала стеклянные

5

10

2858

27

Изделия из стекла изолирующие многослойные

5

10

15

2858

28

Стекло полое

15

20

25

2564

29

Бочки и аналогичные емкости из черных металлов

15

20

30

2423

30

Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов

15

20

30

2423

31

Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия

10

15

20

2423

32

Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование

5

10

15

26 469

33

Мониторы, приемники телевизионные

5

10

15

26 469

34

Оборудование коммуникационное

5

10

15

26 469

35

Техника бытовая электронная

5

10

15

26 469

36

Приборы оптические и фотографическое оборудование

5

10

15

26 469

37

Элементы первичные и батареи первичных элементов

10

20

33 476

38

Аккумуляторы свинцовые

15

18

20

2025

39

Батареи аккумуляторные

15

18

20

33 476

40

Провода и кабели электронные и электрические прочие

5

10

2423

41

Оборудование электрическое осветительное

5

10

15

9956

42

Приборы бытовые электрические

5

10

15

26 469

43

Приборы бытовые неэлектрические

5

10

15

26 469

44

Инструменты ручные с механизированным приводом

5

10

15

26 469

45

Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное

5

10

15

26 469

46

Фильтры для двигателей внутреннего сгорания

5

10

15

3037

47

Упаковка металлическая из стали

15

20

30

2423

48

Упаковка металлическая из алюминия

10

15

20

2423

49

Упаковка полимерная

10

15

20

3844

50

Упаковка из гофрированного картона

25

35

45

2378

51

Упаковка из бумаги и негофрированного картона

10

15

20

2378

52

Упаковка стеклянная

15

20

25

2564

53

Упаковка деревянная и пробковая

10

15

20

3066

54

Упаковка из текстильных материалов

5

10

16 304

Рейтинг 5 часто задаваемых вопросов по экологическому сбору

Вопрос №1. Нужно ли уплачивать экологический сбор индивидуальным предпринимателям?

Экологический сбор обязаны платить все предприятия, не зависимо от формы собственности, если они импортируют или производят продукцию, входящую в утвержденный Перечень товаров и упаковки, подлежащих обязательной утилизации после утери эксплуатационных свойств. Если ИП самостоятельно утилизируют эту продукцию, то им платить не нужно.

Вопрос №2.Когда нужно заплатить первый сбор?

Отчетным периодом считается календарный год.Впервые предприятия заплатят ЭС в 2017 году, до 15.04.2017 за 2016 год. Отчетность нужно будет подать в территориальную Федеральную службу до 01.04.2017.

Вопрос №3.Можно ли сдавать отчетность в электронном виде?

Вопрос №4.Что будет, если не заплатить экологический сбор?

Федеральная служба по надзору природопользования направит уведомление о просьбе погасить долг. Если в течение 30 дней сбор не будет уплачен, то Служба обратится в суд.

Вопрос №5.Нужно ли предприятию, выпускающую одежду платить ЭС за 2016 год?

Нет, не нужно, так как норма утилизации на одежду за 2016, 2017 года составляет 0%.

Порядок и срок уплаты ЭС

Порядок сдачи отчетности зависит от того, кем является плательщик:

  • Если вы производитель товара или упаковки: перечисления в бюджет направляются на счет территориального органа Росприроднадзора по месту государственной регистрации;
  • Если вы импортер товаров или упаковки (или производитель и импортер): средства перечисляются в центральный аппарат Росприроднадзора в Москве.

Коды, реквизиты на оплату, формы платежных поручений представлены на сайтах территориальных органов Росприроднадзора и центрального аппарата Росприроднадзора в разделе «Реквизиты».

Оплата производится в валюте Российской Федерации.

Допускается подача отчетности в бумажной и электронной форме в формате XML (через приемный шлюз РПН или систему для сдачи отчетности). Если отчетность подается в бумажном варианте, документ заверяется печатью, страницы сшиваются и нумируются. К документу должна прилагаться опись. К декларации копия на цифровом носителе. Документы подаются в единственном экземпляре лично или почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Отметкой о получении служит дата принятия документа в надзорном органе или день почтового отправления.

Сроки подачи отчетности и уплаты экосбора:

  • До 1 апреля года: декларация об объеме выпущенного товара и отчет о соблюдении нормативов утилизации;
  • До 15 апреля года: расчет суммы сбора и уплата взноса.

Примечание: годом подачи считается год, который следует за отчетным. Иными словами, декларацию и отчетность за 2018 год необходимо предоставить до 1 апреля 2019.

Ответственность субъекта РОП (самостоятельная утилизация)

Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно (п.3 ст.24.2 Закона No89-ФЗ), а именно:

  • путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров
  • путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов)
  • путем заключения договора поручения на выполнение нормативов утилизации ППК РЭО (публично-правовая компания Российский экологический оператор) или ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации (далее — ассоциация)

Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации может быть исполнена на территории РФ вне зависимости от того, в каком субъекте РФ осуществляется деятельность данных производителя, импортера товаров (п.8 ст.24.2 Закона No89-ФЗ).

Выполнение нормативов утилизации подтверждается:

  • договорами с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, российским экологическим оператором, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации – договора поручения ассоциации;
  • актами утилизации отходов от использования товаров.

Что представляет собой платёж за экологию

На промышленных предприятиях, которые занимаются производством различной продукции, естественным способом происходит образование отходов. Законодатель установил, что ответственность за порядок утилизации товаров, теряющих с течением времени потребительские свойства, возлагается согласно закону №89-ФЗ на производителей и импортёров. Такая утилизация может осуществляться двумя путями:

  1. Непосредственно на предприятии, или силами специализированной фирмы-утилизатора. Для этого оборудуются специализированные объекты.
  2. Путём уплаты в денежном выражении специального сбора.

Под экологическим сбором понимается процесс взимания средств, освобождающий юридические лица от обязательной утилизации отходов. Большинство руководителей предприятий предпочитают уплату сбора, так как утилизация отходов – исключительно сложный и трудоёмкий технологический процесс. Правила переработки различных видов отходов не имеют чётко определённой государством регламентации. Во избежание уплаты серьёзных штрафных санкций, бывает лучше выбрать второй вариант расчёта с государством.

Если фирма самостоятельно утилизирует часть отходов, расчёт и уплата экологического сбора осуществляется за долю, которая не подверглась переработке. Кроме того, учитывается в качестве отходов 100% упаковки.

Экологический сбор не следует путать с фискальным платежом, который называется сбор за негативное воздействие на окружающую природную среду (НВОС). Кроме того, экологический сбор не относится к категории налоговых платежей. Экологический сбор уплачивается субъектами в случае, если они не выполняют обязанности по утилизации отходов.

Как рассчитать сумму экосбора

В рамках отчетности по экосбору учитывается только количество выпущенных в обращение товаров и упаковки: не общее количество произведенного или импортированного товара, а именно реализованного на территории Российской Федерации. Это прописано в ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 25.12.2018; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ):

• обязанность выполнять нормативы утилизации распространяется на производителей товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении:

– товаров, произведенных на территории Российской Федерации;

– упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации;

• обязанность выполнять нормативы утилизации распространяется на импортеров товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении:

– товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции;

– товаров, ввезенных из государств — членов Евразийского экономического союза;

– упаковки товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции;

– упаковки товаров, ввезенных из государств — членов Евразийского экономического союза.

Федеральным законом № 89-ФЗ предусмотрены три способа выполнения нормативов утилизации:

1) предприятие может утилизировать товары и упаковку самостоятельно, получив предварительно лицензию на деятельность по обращению с отходами I–IV классов опасности, при этом для утилизации отходов V класса опасности (например, керамики, бумаги, золы и др.) лицензия не нужна;

2) можно заключить договор со специализированной организацией, у которой есть лицензия на утилизацию отходов I–IV классов опасности, и затем прикладывать к отчетности о выполнении нормативов утилизации указанный договор, копию лицензии (при необходимости) и акт об утилизации;

3) можно вступить в ассоциацию или союз производителей и импортеров. При этом если ассоциация в течение отчетного года не выполнит нормативы утилизации или выполнит их не в полном объеме, ответственность несет производитель или импортер товаров или упаковки.

Актуальные нормативные правовые акты, которыми необходимо руководствоваться при расчете суммы экосбора:

• нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2018–2020 годы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р (в ред. от 16.06.2018).

Напомним, что норматив утилизации представляет собой процент от общего количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров и упаковки, выраженный в единицах массы товаров и упаковки или единицах товаров. Нормативы утилизации устанавливаются по каждой группе товаров и упаковки;

Например, предприятие произвело и реализовало на территории Российской Федерации за 2017 г. 100 т газовых бытовых плит. Согласно Перечню плиты относятся к группе № 43, на 2018 г. для них установлен норматив утилизации 5 %, значит, предприятие за 2018 г. должно утилизировать 5 т плит либо заплатить за это количество экосбор.

• ставки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 № 284 (в ред. от 31.10.2018).

Формула для расчета суммы экосбора:

Сумма экосбора = Ставка экосбора ×× Масса выпущенного в обращение на территории Российской Федерации товара (упаковки), реализованного для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду (количество единиц товара в зависимости от вида товара) ×× Норматив утилизации, установленный на отчетный период и выраженный в относительных единицах.

Обратите внимание: при расчете экосбора за 2018 г. нужно брать массу выпуска товара (упаковки) в обращение за 2017 г

Например, целлюлозно-бумажный комбинат выпустил и реализовал на территории Российской Федерации за 2017 г. 100 т школьных тетрадей. Норматив утилизации тетрадей на 2018 г. составляет 10 %. Утилизация тетрадей в 2017 и 2018 гг. не производилась. Ставка экологического сбора за 2018 г. в отношении принадлежностей канцелярских бумажных равна 2378 руб./т. Сумма экологического сбора за 2018 г. составит: 2378 руб./т × 100 т × 10 % = 23 780 руб.

Уточнен порядок уплаты экологического сбора и сдачи отчетности

В соответствии с поправками экологический сбор необходимо перечислять на счет (п. 4, 4.1 Правил):

  • территориального органа Росприроднадзора по месту госрегистрации организации или предпринимателя, если плательщик сбора является производителем товара и (или) упаковки;
  • центрального аппарата Росприроднадзора, если плательщик является импортером товаров и (или) упаковки либо одновременно производителем и импортером.

Коды и реквизиты платежей, образцы платежных поручений для уплаты экологического сбора представлены:

  • производителями — на сайтах территориальных органов Росприроднадзора (например,  в разделе «Реквизиты»);
  • импортерами и производителями-импортерами — .

Экологический сбор перечисляется ежегодно в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ). Соответственно, платеж, исчисленный по обновленным Правилам, нужно заплатить по итогам 2018 года до 15.04.2019.

Одновременно с уплатой экологического сбора в соответствующий орган ведомства (территориальное отделение либо центральный аппарат) необходимо представить расчет сбора (п. 10 Правил). Его форма утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488.

Ведомство еще до внесения изменений указывало на такой алгоритм уплаты сбора и подачи расчета (несмотря на то, что Правила предусматривали единый порядок перечисления платежей и сдачи отчетности для всех категорий плательщиков — по реквизитам территориальных органов Росприродназора, см. подробнее об этом в ).

В решениях «1С:Предприятия 8» форма расчета суммы экологического сбора реализована. Отправить Расчет суммы экологического сбора в Росприроднадзор, а также отследить состояние прохождения отчета можно с помощью сервиса 1С-Отчетность.

Как отчитываться за экологический сбор в 2019?

В январе 2019 г. Минприроды выпустило письмо с разъяснениями по вопросу формирования отчётности и уплаты сбора за 2018 год. В данном письме было, в частности, сказано, Отчетность, декларация и расчет суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) в 2018 году подавались за 2017 отчетный год (с применением нормативов утилизации, установленных на 2017 год распоряжением Правительства Российской Федерации 4 декабря 2015 г. N 2491-р). При подаче в 2019 году декларации за отчетный 2018 год в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2018 год. В 2019 году за отчетный 2018 год отчетность составляется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, и нормативов утилизации, установленных на 2018 год распоряжением N 2971-р. В 2019 году за отчетный 2018 год расчет суммы экологического сбора формируется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, с применением нормативов утилизации, установленных на 2018 год распоряжением N 2971-р, и ставок экологического сбора, утвержденных Постановлением N 284 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1293). Отмечаем, что новый подход по использованию в отчетности и в расчете суммы экологического сбора данных о товарах (упаковке товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской за год, предшествующий отчетному периоду, применяется с отчетного периода за 2018 год. Использование для расчета суммы экологического сбора и за 2017 год, и за 2018 год одних и те же значений массы товара, массы упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 год, и уплата экологического сбора за 2017 год не освобождают производителей товаров, импортеров товаров от обязанности уплатить в 2019 году экологический сбор за 2018 год при невыполнении ими в течение 2018 года нормативов утилизации. Таким образом, при подготовке производителями и импортерами товаров, ассоциациями отчетности за 2018 отчетный год, а также расчета суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) необходимо использовать данные из декларации за 2017 год и нормативы утилизации на 2018 год, установленные распоряжением N 2971-р.

Письмо от 22/02/2019 г. подтвердило данную трактовку положений нормативных актов:

В соответствии с пунктом 9 Постановления № 1417 и пунктом 9 Правил № 1342 отчетным периодом для представления декларации и отчетности признается календарный год. На основании п.5 ст.2 Федерального закона от 03.06.2011 № 107 «Об исчислении времени» календарным годом считается период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью триста шестьдесят пять либо триста шестьдесят шесть (високосный год) календарных дней. Согласно п.10 Постановления № 1417 декларация представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом. Правила взимания экологического сбора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора». Таким образом, в 2019 году импортеры и производители товаров, отчитываясь за 2018 год, указывают в декларации, отчетности, расчете экологического сбора количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров в 2017 году, применяя нормативы утилизации отходов от использования товаров 2018 года, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2971-р.

Таким образом, из-за «нового подхода» к формированию отчётности совсем не понятно, как отчитываться в апреле 2019 года. Если производитель/импортер отчитался в прошлом апреле за товары, выпущенные в 2017 оду и отходы от них, утилизированные в том же 2017 году, значит ли это, что придется вновь учитывать эти показатели и платить дважды за одно и то же? Ждем дополнительных разъяснений по данному вопросу от Росприроднадзора или Минприроды.

Какие налоги можно отнести к экологическим

С учетом ранее рассмотренного понятия экологического налога разберемся в перечне налогов, уплата которых возникает в связи с использованием объектов природы:

  • Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами — необходимость исчисления этого налога представляет собой компенсацию за причиненный природе урон в результате охоты и ловли животных или водных обитателей (например, рыбы или раков), сокращающий их численность.
  • Водный налог — платится за забор воды и использование водных объектов, что также вносит дисбаланс в экологическую обстановку в связи с ограниченностью водных ресурсов.
  • Налог на добычу полезных ископаемых — уплачивается за осуществление добычи природных ресурсов, например, нефти и угля, которые являются исчерпаемыми.
  • Транспортный налог — исчисляется за пользование транспортными средствами, наносящими вред окружающей среде.

О том, что планируется усовершенствовать в транспортном налоге, чтобы повысить его экологическую составляющую, подробно рассказывается здесь.

Земельный налог — уплачивается за пользование земельными объектами, на которых расположены различные постройки, наносящие вред поверхностным почвам.

Каждый из вышеуказанных налогов отражает плату за воздействие человека или организации на окружающую среду, которое наносит экологический вред природе, и может косвенно считаться экологическим налогом.

Ставки и сроки уплаты каждого из перечисленных налогов за 2018 год приведены в таблице:

Бухгалтерский и налоговый учет

Экологический сбор уплачивается в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом. Но начислять сбор нужно в отчетном году, поскольку он относится к именно к этому периоду (п. 18 ПБУ 10/99, абз. 5 п. 5 ПБУ 1/2008).

В бухгалтерском учете производственной компании экологический сбор можно отражать двумя способами.

Способ первый — единовременно по состоянию на 31 декабря текущего года в составе прочих расходов:

Дебет 91 Кредит 76 — начислен экологический сбор за товары, выпущенные за отчетный год.

Применять для единовременного начисления счет 20 «Основное производство» мы не рекомендуем, поскольку это приведет к скачку себестоимости продукции последнего месяца.

Способ второй — равномерно (ежемесячно) в течение года в качестве оценочного обязательства (на счете 96 «Резервы предстоящих платежей») исходя из плановых показателей в сумме 1/12 от предполагаемого платежа. Основание — ПБУ 8/2010 (подп. «а» п. 4, п. 5, 8).

Ведь избежать обязанности по уплате сбора не удастся. При этом суммы резерва целесообразно отнести на себестоимость соответствующих товаров:

Дебет 20 Кредит 96 — сумма резерва включена в затраты на производство товаров.

В последний день отчетного периода — 31 декабря — начисляем экологический сбор и выполняем корректировку резерва в целях закрытия счета 96 (п. 23 ПБУ 8/2010):

  • Дебет 96 Кредит 76 — признано обязательство по уплате экологического сбора (за счет резерва);
  • Дебет 20 Кредит 96 — доначислен резерв

либо

Дебет 96 Кредит 91-1 — списан излишне начисленный резерв.

Напомним, что организации, применяющие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, признавать оценочные обязательства не обязаны (п. 3 ПБУ 8/2010).

Импортер отнесет экологический сбор на расходы на продажу:

  1. Дебет 44 Кредит 76 — начислен экологический сбор.
  2. Дебет 76 Кредит 51 — оплачен экологический сбор.

В целях налогообложения прибыли экологический сбор удовлетворяет критериям п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ, поэтому может быть отнесен к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). А вот компании, применяющие «упрощенку», принять экологический сбор в расходы не вправе. Ведь п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ такой расход прямо не предусмотрен.

Как определить, нужно ли платить эко сбор

Для того чтобы понять, нужно ли уплачивать эко сбор, требуется в первую очередь определить, относится ли компания к тем, кто платит этот платеж в обязательном порядке. Оплату вносят организации, которые:

  • ввозят в Россию или производят продукты, входящие в установленный Правительством перечень;
  • приобретают упаковку, облагаемую сбором, чтобы упаковывать свою продукцию;
  • импортируют товар в упаковке, входящей в список, закрепленный Правительством.

Если компания относится к одной из указанных категорий, то следующий шаг – это определить, занимается ли она самостоятельной утилизацией и если да, то выполняет ли нормативы. Если организация не утилизирует сама или утилизирует, но в недостаточном объеме, то платеж внести придется. Если же фирма самостоятельно справляется с уничтожением продукции, тогда ей нужно будет только отчитаться об этом.

Скачать перечень товаров, подлежащих утилизации

Меры ответственности за уклонение от уплаты экологического сбора

Согласно обновленным Правилам взимания экологического сбора при выявлении ошибок в расчете, искажении данных, уклонении от уплаты взноса или факте переплаты, контролирующий орган направляет плательщику акт контроля с запросом на разъяснение касательно установленных неточностей и расхождений с последующим изменением в расчетах и предоставлением отчетности повторно.

Сроки обжалования акта контроля: 10 рабочих дней с даты получения.

Если в процессе проверки контролирующий орган установил факт переплаты, плательщику предлагается зачет излишков в счет следующего отчетного периода или возврат средств. Пакет необходимых документов для получения зачета или возврата приведен в Правилах взимания экологического сбора (п. 15.10, 17, 18, 19).

Если пояснения не сформированы, орган Росприроднадзора вправе взыскать экологический сбор в рамках судебного процесса.

В настоящий момент факт задолженности по ЭС и уклонение от предоставления экологической отчетности законодательством Российской Федерации не нормируется (ожидаются поправки с ужесточением степени ответственности, вплоть до приостановления деятельности компании), однако из сведений, опубликованных на официальных сайтах региональных управлений Росприроднадзора, неплательщикам могут вменить административную ответственность:

  • По статье 8.5 КоАП РФ «Сокрытие или искажение экологической информации»: должностные лица и ИП – 3-6 тыс. рублей; юридические лица – 20-80 тысяч рублей;
  • По статье 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)»: должностные лица и ИП: 300-500 рублей, юридические лица: 3-5 тысяч рублей.

Интересно: министерство финансов России готовит поправки, в рамках которых с 01.01.2020 вступит в силу экологический налог. Он распространится на все разновидности вредного воздействия на окружающую среду. Следите за обновлениями.

Как отчитаться

Существует несколько способов подготовить и сдать отчетность по экосбору:

• на бумаге.

Разрешается отчитываться на бумаге, если у организации нет технической возможности подключиться к Интернету. Тем не менее в этом случае все равно необходимо сдать электронную версию отчета в формате xml (например, на диске или флешке);

• с использованием бесплатных сервисов Росприроднадзора.

Можно сформировать отчет в Модуле природопользователя или в Личном кабинете природопользователя (под учетной записью юридического лица) и отправить его из Личного кабинета природопользователя. Перед отправкой необходимо подписать отчет квалифицированной электронной подписью;

• через программные решения оператора электронного документооборота.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий