Производственный экологический контроль

Содержание

Порядок проведения производственного контроля в области обращения с отходами

Надзорные мероприятия осуществляются в несколько этапов:

осмотр локаций временного нахождения отходов – здесь внимание уделяется физическому состоянию этих точек (проверяют герметичность мусорных контейнеров, целостность покрытия площадок размещения отходов, наличие огнетушителей вблизи пунктов хранения легковоспламеняющихся отходов и т.д.), срокам вывоза загрязнений, соблюдению нормативных актов касающихся отходов, их сортировке и классификации;
оформление выводов по итогам проверки (если выявляются нарушения – составляются предписания для их устранения в скором будущем);
информирование (устно или письменно) руководства об итогах проверки.

Также на каждом предприятии целесообразно установить периодичность плановых генеральных проверок. Частота их может варьироваться в зависимости от количества находящихся на балансе опасных элементов и их особенностей. Оптимальный вариант – раз в 2-3 месяца.

При этом время от времени в организации должны быть инициированы внеплановые проверки (с целью получения информации об исполнении предписаний, например). И, конечно, осмотр отдельных элементов «опасных» объектов проводится регулярно и по мере необходимости.

Предоставление отчета о проведении программы ПЭК

ПЭК контролируется на государственном уровне. Это предполагает обязанность для организаций, эксплуатирующих оказывающие НВОС элементы, регулярно отчитываться по ним в надзорные структуры.

Кому представить отчет о проведении ПЭК

Адрес направления отчета зависит от категории объекта и подходящего ей уровня экологического госконтроля. Правила отнесения корпоративных структур к тому или иному типу прописаны в Постановлении правительства от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов…».

В территориальное отделение Росприроднадзора по месту функционирования юрлица предоставляются итоговые документы по всем элементам I класса, а также по производственным структурам II и III классов, контролируемых на Федеральном уровне.

В ответственный за осуществление государственного экологического надзора орган исполнительной власти субъекта РФ отчитываются по подконтрольным региональным органам объектам II и III классов. 

У руководителя остается второй экземпляр документа для организации системы внутреннего учета.

Как сдать отчет в электронной форме

Отправить государственному контролеру отчет можно и в электронном варианте. При этом документ должен быть удостоверен электронной подписью (в исполнение пунктов закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»).  

Форма отчета по ПЭК с комментариями

alt:Отчет по ПЭК.pdfОтчет по ПЭК.pdf

Отчет по ПЭК вы моете сдать через личный кабинет природопользователя.

Если нет информации о применяемой наилучшей доступной технологии (НДТ), то  в табл.1.2 ставятся прочерки.По табл.1.3Для проведения производственного контроля на источниках выбросов вредных загрязняющих веществ и сбросов вредных веществ  предприятие либо имеют свою лабораторию, либо привлекают стороннюю

Это неважно — важно чтобы лаборатория была обязательно аккредитована!

Табл.2.1. заполняется по план-графику контроля на источниках выбросов загрязняющих веществ, который в обязательном порядке имеется в проекте ПДВ предприятия.

Графы 2-7 табл. 2.2. заполняются по данным проекта ПДВ.Графы 8, 10 заполняются на основании протоколов КХА производственного контроля на источниках предприятия. Смотрите периодичность контроля в план-графике, если записано по конкретному источнику и загрязняющему веществу проведение ежеквартальных замеров, то соответственно должно быть 4 записи в одной строке.Графа 11 — надеюсь понятно, что таких случаев быть просто не должно. Иначе вас могут заставить пересматривать утвержденные нормативы ПДВ (ВСВ)и наказать за превышение, соответственно.

Фактический выброс рассчитывается по формуле:

G=V*C/1000, г/сгде: V- объем отходящих газов, куб.м/с,С — концентрация пыли, поступающей на очистку, мг/куб.м.

По заполнению таблицы 2.2. появился комментарий в письме Минприроды от 7 ноября 2019 г.: 12-44/27613, письмо выложено в конце этой статьи:

Т. е. получается дата отбора проб — 1 раз в 5 лет, отбор проб произвели в 2018 году — таблицу 2.2. заполнять нужно по данным 2018 года ( дата отбора ставится — ****2018 год).

Табл.2.3. заполняется по план-графику контроля СЗЗ, если предприятие находится достаточно удалено от жилого сектора, в проекте ПДВ данного графика не будет.

Аналогично заполнению табл.2.2.

Данные таблички заполняются аналогично, с той лишь разницей, что данные берутся из проекта НДС и протоколов КХА сточных вод. Здесь также применяются данные из журнала учета объема сточных вод.

Данный раздел заполняется только для объектов размещения отходов!

Какие виды экологического контроля существуют

В России существуют такие виды проверок, как:

  • производственные;
  • государственные;
  • муниципальные.

Содержание ПЭК зависит, в первую очередь, от специфики предприятия. Экологический контроль проводит директор бюджетной организации, начальники функциональных служб (главный инженер, энергетик, технолог, механик и другие) и структурных отделов. На практике наиболее рациональным может быть контроль, производимый экологическими службами.

Федеральный закон от 09.01.1996 №3 «О радиационной безопасности населения» установил более строгие требования к проверке того, как обеспечивается радиационная безопасность. Алгоритм проведения этой процедуры определяется для каждой организации с учетом специфики и требований выполняемых ею работ и согласовывается со структурами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, надзор и мониторинг в сфере обеспечения радиационной безопасности (ст. 11 3-ФЗ).

Государственный и общественный экологический контроль

Цели экологической политики государства:

  • обеспечение экологической безопасности;
  • снижение неблагоприятного воздействия на окружающую среду;
  • внедрение в производство экологических технологий;
  • восстановление нарушенных экосистем;
  • формирование экологической культуры граждан.

Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется правительством РФ и специальными органами федеральной исполнительной власти, основным из которых является министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Полномочия органов федеральной исполнительной власти: осуществляет государственное управление в сфере изучения, использования и охраны природных ресурсов; координирует деятельность других федеральных органов в этой сфере; обеспечивает организацию государственной экологической экспертизы.

Важное значение для охраны окружающей среды и осуществления экологического контроля имеют негосударственные, некоммерческие органы самоуправления граждан, которые неравнодушны к экологическим проблемам страны и мира. Участники общественного экологического надзора имеют право сообщать в государственные органы о причинении вреда окружающей природе тем или иным физическим лицом, руководствуясь различными нормативно-правовыми актами

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12.07.2017 № 403 дает право гражданам, после сдачи соответствующих экзаменов, стать общественным инспектором экологического движения, который не только выявляет нарушителей и вредителей природы, но и обучает население грамотным подходам к решению того или иного вопроса по охране окружающей среды.

Замечание 1

Благодаря общественному экологическому движению граждане реализуют свое право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду. Каждый житель страны может сообщить о правонарушении в области экологии по телефонам горячей линии, по электронной почте и т. д.

Почему разработку ПЭК лучше доверить сторонней организации

Больше шанс выполнить все требования законодательства

Специалисты экологических организаций, специализирующихся на такой работе, находятся в курсе новых положений, законов и поправок, вступивших в силу недавно. При обнаружении недостающих данных: проектов ПДВ, НДС и прочее, наши сотрудники расскажут, как их можно рассчитать, измерить и утвердить.

Предсказуемые сроки

У сотрудников ЭкоПромЦентра большой опыт согласования документов в контролирующих органах. Это во многих случаях позволяет ускорить прохождение утверждения документации, снижает количество замечаний

Время важно, если программа утверждается для новой площадки, которую нужно ввести в эксплуатацию как можно быстрее

Получение рекомендаций по экологической эффективности

При подготовке программы ПЭК для предприятий наши сотрудники могут сделать ряд рекомендаций, позволяющий оптимизировать процедуры контроля. В некоторых случаях это позволяет снизить трудоемкость операций, разгрузить специалистов экологической службы организации, повысить точность измерений. Такая оптимизация положительно воспринимается при проверке контролирующими органами.

Разгрузка своих экологов

Собственные сотрудники экологической службы загружены текущей деятельностью. Разработка ПЭК для них дополнительная нагрузка. В режиме цейтнота легко допустить ошибку, которая может грозить получением штрафа.

Узнать цену, сроки и стоимость разработки ППЭК можно по телефону ЭкоПромЦентра — +7 (812) 425-61-45. Мы работаем в Санкт-Петербурге и по всей России.

Общие сведения об организации и результатах производственного экологического контроля

Начнем с таблицы 1.1 (общие сведения):

  • Во второй строке указываем наименование субъекта РФ, а также адрес и почтовый индекс юр. лица, место жительства ИП;
  • Третья строка заполняется только юр. лицами!
  • Информация в графах 8–10 указывается согласно свидетельству о постановке на гос. учет объекта, оказывающего НВОС.

Важные аспекты заполнения таблицы 1.2:

  • Таблицу 1.2 заполняют объекты 1 категории;
  • В пятой графе уточняется соответствие/несоответствие применяемой объектом технологии на соответствие НДТ (наилучшей доступной технологии);
  • Перечень НДТ содержится в Распоряжении Правительства РФ от 24.12.2014 № 2674-р (в ред. от 24.05.2018).

В четвертую графу таблицы 1.3 вписываем реквизиты аттестата аккредитации, а именно: номер и дату выдачи, наименование национального органа аккредитации, выдавшего аттестат аккредитации.

Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды

Государственные
инспектора в области охраны окружающей
средыпри исполнении своих должностных
обязанностей в пределах своих полномочий
имеют право в установленном порядке:

посещать
в целях проверки организации, объекты
хозяйственной и иной деятельности
знакомиться с необходимыми для
осуществления государственного
экологического контроля материалами;

проверять
соблюдение нормативов, государственных
стандартов и иных нормативных документов
в области охраны окружающей среды.

проверять
соблюдение требований экол закон-ва в
том числе заключение экологической
экспертизы

-выдавать
предписания юридическим и физическим
лицам об устранении нарушения
экологического законодательства

-привлекать
к административной ответственности за
нарушение экологического законодательства

Государственные
инспектора в области охраны окружающей
среды обязаны:

предупреждать,
выявлять и пресекать нарушение
законодательства в области охраны
окружающей среды;

разъяснять
нарушителям законодательства в области
охраны окружающей среды их права и
обязанности;

соблюдать
требования законодательства.

Что понимается под материальной ответственностью за экологические правонарушения?

Материальнаяответственностьза экологические правонарушения — это
иму­щественная ответственность в
соответствии с трудовым (а не гражданским)
зако­нодательством должностных лиц
и иных работников, по вине которых
предпри­ятие, учреждение, организация
понесли расходы по возмещению вреда,
причиненного экологическим правонарушением.

Эта ответственность носит регрессивный
характер и имеет целью возмещение
предприятиям, учреждениям и организациям
понесенных имущественных по­терь по
вине неправомерных действий их работников.

Трудовое законодательство подробно
регламентирует порядок и условия
ма­териальной ответственности рабочих
и служащих. Они, согласно статье 118 КЗоТ,
несут такую ответственность лишь при
условии, что причиненный ими ущерб
произошел при исполнении ими своих
трудовых обязанностей и по их ви­не.
Другой особенностью этой ответственности,
отличающей ее от имуществен­ной
ответственности по гражданскому
законодательству, является то, что она
но­сит, как правило, ограниченный
характер. Ее размеры лимитируются как
правило, определенной частью заработка,
тогда как имущественная ответствен­ность
по ГК возмещается обычно в полном объеме,
включая упущенную выгоду.

Статьей 118 КЗоТ предусматривается, что
при определении ущерба, причинен­ного
рабочим и служащим при исполнении их
трудовых обязанностей, учитывает­ся
только прямой ущерб, а не полученные
доходы (т.е. упущенная выгода). Не
до­пускается возложение на рабочего
или служащего ответственности за такой
ущерб, который может быть отнесен к
категории нормального производственного
риска. При этом на администрацию
предприятия, учреждения, организации
возлагается обязанность создать рабочим
и служащим условия, необходимее для
нормальной работы и обеспечения полной
сохранности вверенного им имущества.

Рабочий или служащий, причинивший ущерб
предприятию, учреждению, ор­ганизации,
может добровольно возместить его
полностью или частично. С согла­сия
администрации он вправе передать для
возмещения ущерба равноценное имущество
или исправить повреждение.

По действующему законодательству
рабочие и служащие несут материальную
от­ветственность в
размере действительного ущерба, но
не свыше среднего месячного заработка.Случаи полного возмещения ущербапредусмотрены статьей 121 КЗоТ:

когда ущерб причинен преступными
действиями работника, установленными
приговором суда;

когда в соответствии с законодательством
на работника возлагается полная
материальная ответственность;

когда между работником и администрацией
заключен договор о полной мате­риальной
ответственности за необеспечение
сохранности имущества и других ценностей,
переданных ему для хранения или других
целей;

когда ущерб причинен не при исполнении
трудовых обязанностей;

когда ущерб причинен работником,
находившимся в нетрезвом состоянии, и
др.

Кто уполномочен проверять, и ответственность за нарушения

Экологический контроль в организации осуществляют лично директор и начальники функциональных служб. А вот надзорные функции лежат на экологических службах и территориальных органах Росприроднадзора. Если какие-либо параметры остались не охвачены или не соблюдаются предприятием, это может привести к штрафным санкциям или даже приостановлению работы всей фирмы. Регламентируется ответственность за такое нарушение статьей 14.43 КоАП, штрафы по ней достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции, а также деятельность предприятия может быть полностью остановлена на срок до 90 дней. Кроме того, без утвержденной ПЭК компания не может получить заключение от СЭС на осуществление видов деятельности.

Наказания статья 14.43 КоАП предусматривает и такие, как конфискация всей продукции, а также предметов административного правонарушения, причем этот термин может трактоваться достаточно широко. При доказывании факта повторного нарушения наказания ужесточаются, сумма штрафов может достигать миллиона рублей. В целом законодатель идет по пути постоянного увеличения ответственности за подобные правонарушения.

Отсутствие внутреннего регламентирующего документа об экоконтроле может стать причиной невозможности исполнения всех требований СанПиН, что может существенно затруднить хозяйственную деятельность предприятия. При разработке документации во избежание ошибок и последующего привлечения к административной ответственности рекомендуется обратиться к специалистам, предоставив достоверную и точную информацию о предприятии.

Нормативно-правовые основания проведения производственного экологического контроля (мониторинга)

На основании данных о характере воздействия проектируемых объектов на окружающую среду можно сделать вывод о том, что в период строительства и последующей эксплуатации объектов будет происходить антропогенное воздействие и изменение состояния различных компонентов природной среды.

Для обеспечения экологической безопасности в соответствии с российским природоохранным законодательством и действующими нормативно-правовыми документами (Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Правительства №87 от 16.02.2008 «О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию», СТО Газпром 12-3-002-2013 «Проектирование систем производственного экологического мониторинга») в зоне возможного влияния объектов Амурского ГПЗ в период строительства и эксплуатации должен осуществляться производственный экологический контроль (мониторинг).

Осуществление производственно экологического контроля (мониторинга) (ПЭМ) позволит контролировать воздействие инженерных сооружений на компоненты природной среды и на этой основе осуществлять природоохранные мероприятия.

Общими требованиями к подготовке и организации ПЭК(М) в период строительства являются:

  • соответствие требованиям нормативно-методических документов,
  • выполнение наблюдений в зоне размещения эксплуатируемых объектов,
  • ведение мониторинга в зависимости от условий природной среды и особенностей проектируемого инженерного объекта,
  • сбор фактических данных о состоянии природной среды осуществляется путем выполнения инженерно-экологических исследований и наблюдений,
  • обработка полученной информации осуществляется путем проведения камеральных работ, лабораторных химико-аналитических исследований с компьютерной обработкой и моделированием процессов взаимосвязи производственных объектов и компонентов природной среды.

Проведение ПЭК(М) базируется на сборе измерительной и наблюдательной информации, на обработке этой информации и представлении данных мониторинга должностным лицам для оценки ситуации и принятия управленческих решений.

В зависимости от этапа строительства объём производственного экологического мониторинга различается.

Производственный экологический мониторинг в соответствии с проектной документацией организует генеральный подрядчик строительства Амурского газоперерабатывающего завода АО «НИПИгазпереработка».

Непосредственно выполняет производственный экологический мониторинг Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу» — Центр лабораторного анализа и технических измерений по Амурской области. Подведомственная организация Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Привлечение государственного учреждения для осуществления производственного экологического мониторинга гарантирует соблюдение принципов честности, открытости, компетентности.

Представитель ФГБУ «ЦЛАТИ по БФО» — ЦЛАТИ по Амурской области на подъездной автодороге

Цели, задачи и объекты ПЭК(М)

Целью ПЭК(М) в период строительства объектов Амурского ГПЗ является получение достоверной информации об экологическом состоянии окружающей среды в зоне влияния строительных работ путем сбора измерительных данных, их интегрированной обработки и анализа, распределения результатов мониторинга между пользователями.

В задачи ПЭК(М) входит:

  • осуществление наблюдений за техногенным воздействием производственного объекта на компоненты природной среды;
  • осуществление наблюдений за состоянием компонентов природной среды и оценка их изменения;
  • анализ и обработка полученных в процессе мониторинга данных.

Организация пункта наблюдения в фоновой точке

Результаты ПЭК(М) используются в целях контроля соответствия состояния окружающей среды санитарно-гигиеническим и экологическим нормативам.

Объектами ПЭК(М) являются:

1. виды воздействия на окружающую среду:

  • образование сточных вод;
  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферу;
  • образование отходов производства и потребления;
  • физические факторы (шумовое воздействие);
  • потребление воды на хозяйственно-питьевые и производственные нужды.

2.компоненты природной среды:

  • атмосферный воздух;
  • почвенный покров;
  • геологическая среда, в том числе потенциально опасные геологические процессы.

Ответственность за отсутствие

Составление и принятие документа осуществляется учредителем компании. Руководители нанимают для разработки программы сторонних специалистов, т. к. сложность учета параметров ведет к пропуску отдельных из них. Такое положение обеспечивает начисление санкций, иногда влечет остановку производства. За нарушение предусмотрена административная, имущественная и уголовная ответственность.

Предприятия, которые не разработали программу экологического контроля, сталкиваются с определенными трудностями. Для них в п. 8. 1 КоАП России предусматриваются меры наказания:

  • налагается штраф 100−250 тыс. рублей или работа на объекте останавливается на 90 суток;
  • ответственное лицо штрафуется в размере 10−30 тыс. руб.;
  • индивидуальные предприниматели платят штраф 30−50 тыс. рублей, их закрывают на 90 суток;
  • при нарушениях пищевой отрасли размер штрафа достигает 600 тыс. руб. с конфискацией произведенного товара в соответствии со статьей № 14. 43 КоАП РФ;
  • на предприятии отсутствует возможность соблюдения норм СанПиНов;
  • без разработанной и утвержденной программы СЭС не выдаст заключения на вид деятельности.

Разрешение споров и необходимость возмещения

Спорные вопросы решаются в суде согласно законам РФ. Лица, действия которых ведут к уничтожению природной среды по причине загрязнения, нерационального применения и порчи, обязуются законом к восстановлению природных ландшафтов и экологических систем в полном объеме.

Размер вреда определяется в соответствии с установленными нормами тарифами и способами исчисления объема вреда. При отсутствии аналогичных утвержденных методик исходят из фактического размера вреда и применяют санкции, требующие восстановления нарушенной природной среды с учетом реальных причиненных убытков и упущенной фактической выгоды.

Постановка на учет в государственном реестре

Форма заявки о принятии на учет с информацией для внесения в реестр предприятий, негативно воздействующих на прилегающие территории, утверждается государственными органами контроля. Разрешается подача в электронной форме с подписью руководителя.

Исполнительный орган или исполком субъекта России, уполномоченный правительством РФ, в течение 10 суток с момента получения заявления ставит на учет искомый объект. Компании с вредным воздействием на окружающую среду присваивается код, категория, и владельцу вручается свидетельство учета в государственном реестре.

Порядок выдачи кодов разрабатывается и утверждается федеральным исполнительным органом. В связи с предоставлением владельцами компаний обновленной информации, сведения в реестре подлежат обновлению. Это происходит в случае:

  • замены собственника организации, негативно воздействующей на прилегающую территорию;
  • изменения расположения объекта;
  • модернизации технологических процессов;
  • разработки ПЭК на предприятии;
  • изменения характеристик вредных выбросов и технических параметров обеззараживающих и очистительных установок на заводе.

Снятие с регистрации

Собственнику организации, снимаемой с учета, выдается свидетельство о прекращении регистрации в течение 10 дней. Постановка, снятие с учета и выдача соответствующих свидетельств выполняется бесплатно для владельцев фирм разных видов собственности.

Ответственность за отсутствие

В наши дни в результате либерализации законов после принятия ФЗ № 294, увеличившего время между проверками Росприроднадзора, особенно возросло значение ПЭК и ответственность организаций по ее выполнению. По ФЗ №195 КоАП РФ ЮЛ и ИП отвечают за несоблюдение требований ст. 67 и 73 ФЗ №7. Это относится:

  • к территориальному проектированию заводов и фабрик;
  • строительству сооружений;
  • реконструкции и капитальному ремонту;
  • вводу в эксплуатацию.

Законы

Размер административных санкций*:

  • гражданам – от 1000 до 2000 рублей;
  • должностным лицам – 2-5 тысяч руб.;
  • юридическим лицам – от 20 до 100 тыс. руб.

За преднамеренную фальсификацию сведений о вредном воздействии и источниках загрязнения внешней среды, утаивание их либо несвоевременную или недостоверную информацию по ст. 8.5 КоАП РФ на лиц, обязанных принимать меры по устранению нарушений, накладываются штрафы:

  • на граждан – 500-1000 руб.;
  • на должностных лиц – 3-6 тысяч руб.;
  • ЮЛ – от 20 до 30 тыс. руб.

Обратите внимание! Существует тенденция постепенного увеличения размера штрафов

4.1. Сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности

Код по ФККО

Наименование отхода

Класс опасности

Лимит на разме­щение отхода, т/год

Факти­чески образо­валось, т/год

Утилизи­ровано или передано на утилиза­цию, т/год

Обезвре­жено или передано на обезвре­живание, т/год

Разме­щено на собствен­ных ОРО, т/год

Передано на размещение, т/год

всего

в т.ч. ТКО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

47110101521

лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства

1

0.562

0.562

40211001624

спецодежда из хлопчатобумажного и смешанных волокон, утратившая потребительские свойства, незагрязненная

4

5,2

2,173

2,173

40518201605

отходы упаковочной бумаги незагрязненные

5

2,04

0,186

0,186

73310001724

мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)

4

19,8

8,276

8,276

8,276

. . .

. . .

. . .

. . .

. . .

. . .

. . .

. . .

. . .

. . .

Всего по объекту:

448,479

395,761

199,614

10,513

185,634

56,384

Задачи экологического права

Экологическое право преследует ряд задач:

  • формирование эффективной системы управления при обеспечении экологической безопасности и в области охраны окружающей среды;
  • совершенствование нормативно-правового обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды;
  • снижение и предотвращение негативного воздействия на окружающую среду;
  • обеспечение безопасного и экологического обращения с отходами;
  • восстановление нарушенных экологических естественных систем;
  • сохранение природной среды, экологических естественных систем, объектов флоры и фауны;
  • совершенствование системы мониторинга окружающей среды, прогнозирования ситуаций техногенного и природного характера, изменений климата;
  • информационно-аналитическое и научное обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды;
  • развитие в области экологической безопасности и охраны среды международного сотрудничества.

Особой отраслью экологического права выступает промышленная экология, которая изучает: экономико-экологические и технологические системы; взаимосвязь биологических объектов и промышленного производства со средой обитания; рациональное использование природных ресурсов; взаимосвязь материального производства с основными законами природы.

Приоритетным направлением является создание мало- и безотходных технологических систем. При этом должно учитываться, что малоотходное производство минимально воздействует на окружающую среду, а безотходное — не нарушает нормальное функционирование окружающей среды.

Задачи промышленной экологии:

  • системная и рациональная организация производства;
  • обезвреживание и переработка отходов;
  • геотехнические методы разработки месторождений;
  • создание биоразлагаемой продукции;
  • замена первичных ресурсов вторичными;
  • замена высокотоксичных материалов на нетоксичные.

Мировое научное сообщество пришло к неутешительному выводу, что конфликт человека и природы уже достиг своей критической точки и отныне угрожает существованию всего живого на планете. Использование ископаемого топлива, масштабная вырубка тайги и тропических лесов, крупное промышленное производство привели к критическому содержанию на планете двуокиси углерода и метана. Результат – потепление климата и масштабное таяние ледников. С начала ХХ столетия температура на планете Земля выросла на 0,74 градуса. Согласно прогнозам экспертов, величина возможного роста температуры к концу ХХI века может составить больше 6 градусов Цельсия. Поэтому необходимо более тщательно подходить к вопросам использования объектов охраны окружающей среды.

Методы промышленной экологии: инвентаризация всех материальных и энергетических ресурсов; оценка всех возможных путей уменьшения вредного воздействия материальных и энергетических потоков; планирование и проектирование с учетом экологических ограничений и последствий; системный подход к принятию решений.

Что такое производственный экологический контроль

Надзор за экологией на производстве является одним из наиболее важных мероприятий для промышленного учреждения. В результате этого процесса определяется уровень влияния учреждения на окружающую природу, и степень соответствия учреждения нормативам РФ.

Закон РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г в п. 1 ст. 26. «Об отходах…» (изменения от 25.11.2013 г.) обязывает юридические лица осуществлять необходимые меры по выбросу вредных веществ, организовывать и обеспечивать наблюдение за выполнением требований отображенных в законодательстве РФ в данном сегменте.

С 1.01.2015 года на основании ФЗ № 7 от 01.01.2015 года (п. 2 ст. 67) и ФЗ № 219 с изменениями от 28.12.2017 года учреждениями и ИП, занимающимися хозяйственным функционированием на объектах I, II и III категорий, обязательно оформляются планы ПЭК.

План ПЭК представляет собой подробное отображение производственных процессов промышленного учреждения с целью обнаружения негатива, оказываемого на природу.

При оформлении плана ПЭК необходимо отобразить:

  1. Информацию об учреждении с отображением структурных подразделений, производственных и админ-зданий, гаражей, с размещенным транспортом, амбаров, складов и т. д.
  2. Отходы, образуемые в учреждении.
  3. Территории, на которых сохраняются отходы до их утилизации или вывозу.
  4. Обязанности и зоны наблюдения инженером-экологом учреждения.
  5. План проверок всех зданий в учреждении.
  6. Предпринимаемые учреждением меры для недопущения аварий и ликвидация последствий аварий, в случае их состава.
  7. Ответственность учреждения за сверхнормативные выбросы отходов, данные о прочих природоохранных документах (планы СЗЗ, ПДВ, измерения выбросов на границах с жилыми массивами и т. д.).

Для полного знакомства со структурой оформления программы ПЭК, можно .

Ориентировочные изменения, которые начнут действовать с 1.01.2020 года:

  1. Существенных корректировок в программе ПЭК не планируется. К нормативам, на базе которых разрабатывается ПЭК, относятся:
  • ГОСТ Р 56062-2014.
  • ГОСТ Р 56061-2014.
  1. К более значительным изменениям подвергнутся объекты 1-й категории, которые являются наиболее опасными по загрязнению экологии. К ним относятся:
  • Металлургические предприятия.
  • Текстильные учреждения.
  • Кожевенное производство
  • Энергетические объекты
  • Мясокомбинаты
  • Предприятия химической отрасли и т. д.

Для них вводятся новые нормативы, требующие оснащения автоматическими измерительными приборами, определяющими количество выбрасываемых отходов.

Кем и когда разрабатываются

ПЭК выполняется службой, созданной руководством учреждения во главе с главным инженером. Программа ПЭК разрабатывается ежегодно и утверждается руководителем учреждения.

В программе обязаны содержаться следующие разделы:

  1. Инвентаризация выбросов отходов в атмосферу и их источники.
  2. Инвентаризация сбросов отходов наружу и их источники.
  3. Инвентаризация отходов от производства и место их вывоза.
  4. Работники, отвечающие за соблюдением ПЭК.
  5. Наличие исследовательских лабораторий, соответствующих законодательству РФ.
  6. Периодичность, способы и места взятия проб и виды замеров.

Требования к программе

Росприроднадзор, своим письмом № ВС-03-01-32/14309 с 01.01.2015 года отменил процедуру согласования составленного плана ПЭК с федеральными исполкомами власти РФ.

При этом, необходимо помнить, что ст. 26 ФЗ № 89 регламентирует, что учреждения, работающие с выбросами, формируют контрольное подразделение, являющееся частью производственного процесса за соблюдением экологии.

Кроме того, ст. 67 ФЗ № 7 обязывает учреждения и ИП, которые работают с выбросами на объектах I, II и III категорий, создавать план ПЭК и отчитываются перед соответствующими службами РФ об итогах выполнения ПЭК.

Согласно Положению о ФС, осуществляющей надзор в области природопользования, принятого Правительством РФ № 400, в п. 5.5.8 говорится, что отчетность об итогах выполнения ПЭК принимает Росприроднадзор.

Основные правила к разработке плана ПЭК, наблюдению за выбросами, сбросами отходов, документов, отображающих информацию об итогах выполнения ПЭК, определены ст. 67 ФЗ № 7.

Что такое производственный экологический контроль

Вопрос экологии актуален во всем мире. Потому что время технического прогресса, увы, стало временем интенсивного уничтожения природных богатств. Процесс этот настолько глобальный, что возникла необходимость в контроле за безопасностью промышленности и иных действиях, направленных на защиту природы.

Система экологического контроля — это сочетание трех элементов: государственного, производственного и общественного экологического контроля.

Обозначим эти понятия.

У каждого предприятия должен быть экологический паспорт. Он нужен для фиксирования экологических показателей промышленности и разумного использования предприятиями природных богатств.

По ГОСТу 17.0.0.04-90 экологический паспорт составляется в виде таблиц:

Разделы
1 Общая информация о предприятии
2 Природно-климатическая обстановка местности, где находится предприятие
3 Общее описание технологических процессов производства и выпускаемой продукции
4 Сведения, касающиеся эксплуатации земли
5 Сведения о том, какое сырье используется при производстве
6 Описание водопотребления и водоотведения
7 Сведения о том, какие выбросы и в каком количестве производятся в атмосферу
8 Информация о количестве и качестве отходов
9 Сведения о том, как восстанавливаются нарушенные участки земли
10 Данные о транспортных средствах, используемых в производстве
11 Характеристика функционирования предприятия в эколого-экономической сфере

Бывают случаи, когда для предприятия не обязателен контроль состояния окружающей природы.

Перечислим их:

  1. Результаты контроля не имеют значения в принятии оперативных решений управления.
  2. Результаты контроля не требуются для отчетности в госорганы.
  3. В отчет не включаются документы, предписывающие нормы разрешенного воздействия на окружающий мир.

Если производство предприятия нарушает нормы экологичности, руководство несет за это дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную, административную ответственность.

Не исключена и уголовная ответственность. К таковым относится массовое разрушение экосистем, уничтожение редких представителей флоры и фауны, отравление водоемов или воздуха и другие нарушения норм охраны природы, ведущие к экологическим катастрофам.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий