Что такое должная осмотрительность? десять простых правил избежать претензий от фнс

Суть понятия осмотрительности

В основе принципа осмотрительности заложена осторожность, которая выставляет компанию беднее, чем в реальности, перед пользователями бухгалтерской отчетности. Подтверждение заключается в следующих критериях оценки:

  • отражение активов по наименьшей стоимости, обязательств – по наибольшей;
  • показание расходов насколько возможно ранее по времени, а доходов – позднее.

Сущность принципа заключается в недопущении искажения финансового результата в сторону увеличения прибыли и уменьшения убытков.

Например, если рыночная цена на числящиеся на складе запасы снизилась, то предприятие должно отразить падение путем уценки и списания разницы на расходы текущего периода.

Методы проверки контрагентов

Компания может проверить контрагентов несколькими способами, к которым относятся такие:

Запросить юридически значимые документы непосредственно у контрагента.

Как правило, к ним относятся устав, ОГРН и ИНН, копии которых могут предоставляться при заключении договора. Кроме того, имеет смысл попросить выписку из ЕГРЮЛ, а также справку об отсутствии задолженности перед бюджетом по налогам, взносам и сборам.

 

Рис 1. Финансовый анализ предприятия контрагента в 1С:Контрагент

Если намечается достаточно крупная сделка, можно также попросить предоставить сведения о штатной численности контрагента, его имущественном положении, стоимости основных средств, репутации в бизнес-среде, опыте функционирования на рынке. Такие сведения помогут подтвердить, что компания проявила должную осмотрительность и заранее проверила своего контрагента. Отметим, что данные документы не являются обязательными к предоставлению, однако позволят подтвердить серьезность намерений по проводимой сделке.

Первая группа документов позволяет установить, как в общем ведется деятельность у контрагента и есть ли у него какие-то серьезные проблемы по взаимодействию с государством. Вторая группа документов предназначена скорее для того, чтобы можно было удостовериться в возможности контрагента исполнять обязательства по заключенному договору.

Совет! При получении выписки из ЕГРЮЛ от самого контрагента целесообразно проверить информацию по ней, размещенную на сайте ФНС. Недобросовестные бизнесмены могут подделывать этот документ.

Воспользоваться сервисом ФНС.

При использовании онлайн сервисов ФНС можно получить такую информацию:

  • выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • о ликвидации или банкротстве организации;
  • об исключении недействующей компании;
  • об отсутствии в составе исполнительного органа компании дисквалифицированных лиц;
  • о несоответствии юридического и фактического адресов контрагента.

Важно! Несовпадение юридического и фактического адресов контрагента не является причиной для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов. Однако такое несовпадение, а также массовость юридического адреса могут стать основанием для исключения контрагента из ЕГРЮЛ

Проверить картотеку арбитражных дел.

Такое действие позволит узнать, участвует ли контрагент в каких-либо судебных разбирательствах. Эта информация дает возможность определить, как часто компания является истцом или ответчиком в суде, а также какова суть исковых претензий.

Узнать, не проходит ли контрагент процедуру банкротства.

Если контрагент находится на стадии банкротства, то, естественно, ни о каком сотрудничестве с ним не может быть и речи.

Проверить наличие действующей лицензии.

Если деятельность осуществляется контрагентом без действующей лицензии, то она считается незаконной, а сама компания — недобросовестной.

Изучить годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность контрагента.

Эту документацию можно получить как от самого контрагента, так и из Росстата. Отчетность позволит ознакомиться с показателями деятельности компании и определить ее финансовые возможности по исполнению условий договора.

Eсть элементарные вопросы о контрагенте, на которые надо дать четкий и исчерпывающий ответ.

Предположим ситуацию:

Не дай бог, вас вызывают в налоговую на допрос и задают вопросы о контрагенте. Вы должны отвечать на поставленные вопросы, иначе налоговикам покажется странным,  что вы все время говорите: “не помню”, “не знаю”. Это поставит под сомнение вашу деятельность и может сыграть  негативную роль при  дальнейших разбирательствах. Как вы работаете, если вы ничего не знаете и не помните? А не номинал ли вы?  Итак, какие вопросы любят задавать налоговики о контрагенте на допросах?

  1. Как был найден контрагент? Рассматривали ли вы альтернативные предложения от других компаний при выборе контрагента?
  2. Как проводили проверку контрагента?
  3. Какие документы запрашивали?
  4. Какими  сервисами пользовались  при проверке контрагентов?
  5. Как происходило подписание договора: при личной встрече или иными способами?
  6. Проверяли ли вы доверенности уполномоченных лиц при подписании документов?
  7. Как осуществляется обмен документами?
  8. Как происходит взаимодействие при формировании заявок на поставку: телефон, электронная почта и т.д?
  9. Как контрагент выполнял свои обязательства? Было ли у него необходимое количество ресурсов: работники, оборудование, транспорт и т.д?

И в заключении,

Причины проверки контрагентов на добросовестность

Принимая решение о сотрудничестве с новым контрагентом, достаточно часто руководство организации задается вопросами о надежности контрагента (выполнит ли контрагент работу после ее оплаты) и рисках, связанных с возможными вопросами со стороны налоговых органов.

Можно исходить из общего принципа и не проводить проверок при заключении договора с новым партнером. Но разумнее и безопаснее поступить осмотрительно и позаботиться об успешности своего бизнеса.

  • Налоговое законодательствл обязывает стороны заключаемого договора проверять добросовестность контрагента по договору. К примеру, организации заключили договор оказания услуг по уборке офиса. Исполнитель направил заказчику акт приемки-передачи услуг и счет-фактуру. Налоговый орган по результатам проведения камеральной проверки может отказать в вычете НДС по следующим причинам:
  • у исполнителя нет работников в штате (значит, никто физически не мог производить уборку);

  • исполнитель не находится по , не платит , не сдает (следовательно, исполнитель является недобросовестным);

  • документы от исполнителя были подписаны не уполномоченным лицом (не , следовательно, они недействительны).

Следовательно, получить вычет по ним не получится.

Такую проверку лучше проводить еще и потому, что на это обращают пристальное внимание и налоговые инспекторы при проведении налоговых проверок, которые тщательным образом проверяют всех контрагентов организации на наличие признаков «однодневок». Основной аргумент — организация должна выбирать клиентов с должной осмотрительностью

Суды считают, что организация должна выбирать таких контрагентов, связь с которыми не повлечет для нее дополнительных налоговых начислений. Если инспекторы заявляют об использовании схемы минимизации налогов, то в общем случае суды проверяют следующие обстоятельства:

  • проявил ли налогоплательщик ;

  • есть ли у контрагента расходы на ведение хозяйственной деятельности;

  • носят ли платежи, проходящие через эту компанию, транзитный характер;

  • поступили ли денежные средства реальному производителю товаров (работ, услуг) либо вернулись тому, от кого ушли;

  • соответствует ли размер цены на товар, приобретенный налогоплательщиком, средним ценам, сложившимся на рынке;

  • целесообразны ли сделки с экономической точки зрения.

Налогоплательщик считается добросовестным, пока не доказано обратное.

Как налогоплательщику проявить должную осмотрительность

При заключении сделок налогоплательщик должен убедиться в том, что его контрагент является добросовестным. Для этого ФНС на сегодняшний день предлагает большое количество способов и методов проявления должной осмотрительности. Рассмотрим их более подробно:

Проверка регистрации в ЕГРЮЛ. Данные о регистрации контрагента можно проверить на сайте ФНС России в разделе «Сведения о государственной регистрации юридических лиц». С помощью данного раздела можно получить сведения о регистрационных данных своего контрагента: ОГРН, ИНН, юридический адрес, Ф.И.О. руководителя, учредителей, вид деятельности по ОКВЭД). В журнале «Вестник государственной регистрации» можно посмотреть информацию о предстоящей ликвидации контрагента. Можно воспользоваться давно проверенным способом проверки контрагента, просто заказать выписку из ЕГРЮЛ в отношении интересующей Вас организации, тем более что сегодня ее можно сформировать на сайте ФНС России самостоятельно с помощью сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа» (см. п. 1 ст. 7 Закона № 129-ФЗ, письмо ФНС России от 11.08.2015г. № ГД-4-14/14094@). Но для этого необходимо иметь либо регистрацию на сайте ФНС России, либо иметь доступ к личному кабинету налогоплательщика.

Единственным минусом такого способа проверки контрагента как получение выписки из ЕГРЮЛ в отношении него, так это то, что одна лишь полученная на контрагента выписка из ЕГРЮЛ доказательством проявления налогоплательщиком должной осмотрительности не является (см. Постановление Четырнадцатого арбитражного суда от 27.10.2014 по делу № А05-3286/14).

Проверка иной информации. Также возможно получение иной информации о контрагенте с помощью специальных сервисов, размещенных на сайте ФНС России: «Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке»; «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года».

Проверка учредительных документов. Чтобы удостовериться в добросовестности своего контрагента, можно запросить у него заверенные копии следующих документов:

         — свидетельство о государственной регистрации организации;

         — свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе;

         — решение об избрании (назначении) руководителя организации;

        — вторую и третью страницы паспорта руководителя организации (действительность паспорта можно также самостоятельно проверить с помощью сервиса «Проверка по списку недействительных паспортов», размещенного на официальном сайте УФМС России).

Проверка полномочий представителей контрагента. Для этого можно запросить у контрагента доверенность на представителя, намеревающегося подписать с Вами какой-либо договор или контракт, счета-фактуры, отгрузочные, товарораспорядительные документы (накладные, акты и пр.). Также необходимо запросить заверенную копию паспорта такого представителя.

Проверка задолженности перед бюджетом, наличие неоплаченных долгов перед кредиторами. Дополнительно можно на дату заключения договора с контрагентом проверить информацию о наличии к нему претензий со стороны налоговой, имеются ли неисполненные исполнительные производства, есть ли денежные требования других компаний (кредиторов). Такую информацию можно получить на сайтах ФНС России, Арбитражного суда (или судов обшей юрисдикции), Управления Федеральной службы судебных приставов (УФССП). Порой такого рода проверки достаточно для доказывания налогоплательщиком проведенной в отношении контрагента должной осмотрительности (см. Постановление АС Северо-Кавказского округа от 10.06.2016г. № А32-31419/2015).

Любая предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск, и законодатель на налоговые органы не возлагает ответственность за последствия выбора налогоплательщиком недобросовестного контрагента. Поэтому, при возникновении неблагоприятных последствий в результате сотрудничества с такими контрагентами, решать такие проблемы, скорее всего, придется в судебном порядке. Даже несмотря на то, что существуют общие правила доказывания (ч.1 ст.65, ч.5 ст.200 АПК РФ, ст.56 ГПК РФ), доказывать в суде проявление должной осмотрительности при выборе каждого контрагента в отдельности налогоплательщику придется самостоятельно.

Сущность должной осмотрительности: в чем выражалась раньше и в чем заключается сегодня

Как уже отмечалось выше, понятие «должная осмотрительность» впервые было введено в налоговую практику Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. Однако сама природа должной осмотрительности так развернуто как сегодня нигде не указывалась

Пунктом 10 указанного постановления указывалось, что «налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом…» (выдержка из п.10 Постановления № 53)

Пленум ВАС обращал внимание лишь на то, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязательств самостоятельным доказательством получения им налоговой выгоды не является. На практике же, «должная осмотрительность» воспринималась как использование компанией налогоплательщиком всех методов и способов по получению информации о контрагенте, предусмотренные законом.   

В июне 2016 года  ФНС России снова напомнила налогоплательщикам о необходимости проявления должной осмотрительности и способах проверки добросовестности контрагентов, утвердив Письмо ФНС России от 24.06.2016 № ЕД-19-15/104.  И на сегодняшний день основными фактами, подтверждающими бездействие налогоплательщика по проявлению должной осмотрительности, для налоговиков могут стать:

  • отсутствие государственной регистрации контрагента или регистрация по утерянному паспорту, на недееспособное лицо;
  • отсутствие контрагента по указанному юридическому адресу;
  • сдача контрагентом нулевой отчетности, в том числе ее непредставление в налоговую инспекцию; 
  • подписание документов по сделкам и хозяйственным операциям не установленными лицами.

Кроме этого, теперь налоговики стали обращать внимание на длительность взаимоотношений с контрагентами, аффилированность компаний, выступающих в качестве контрагентов компании налогоплательщика, являются ли они взаимозависимыми лицами. Сегодня налоговые органы, основываясь на п

12 Приложения № 2 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, Письма ФНС России от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@, от 16.03.2015 № ЕД-4-2/4124, от 11.02.2010 № 3-7-07/84, Минфина России от 16.10.2015 № 03-02-07/1/59422, от 06.07.2009 № 03-02-07/1-340, рекомендуют запрашивать у контрагентов по сделкам заверенные копии следующих стандартных документов:

  • устав юридического лица;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • свидетельство о постановке юридического лица на налоговый учет;
  • решение об избрании (назначении) руководителя юридического лица (директора, генерального директора и т.п.);
  • паспорт руководителя юридического лица (стр.2,3);
  • лицензия на осуществления деятельности (если деятельность контрагента подлежит лицензированию);
  • бухгалтерская отчетность за год, предшествующий году заключения договора (совершения сделки).

Все вышеперечисленные документы необходимо запрашивать у контрагентов, и даже если Ваш контрагент медлит с их предоставлением, налогоплательщик сможет получить информацию о контрагенте самостоятельно, так как с 1 июня 2016 года в России все сведения о компаниях, которые не составляют налоговую тайну, стали общедоступной информацией (изм. внесены Федеральным законом РФ от 01.05.2016 № 134-ФЗ). А это значит, что налоговые органы публикуют открытые данные о юридических лицах, и эти публикации планируются вплоть до 01 июля 2017 года. Теперь приведем открытые данные сегодня можно получить о юридическом лице на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru:

  • среднесписочная численность работников (за календарный год);
  • доходы, расходы юридического лица;
  • уплаченные юридическим лицом налоги и сборы;
  • имеющиеся у юридического лица недоимки по налогам, задолженности, штрафы, пени.

ФНС России также подготовила ряд писем о проведении налоговыми органами работы по проверке контрагентов на проявление ими должной осмотрительности, в отношении всех компаний, зарегистрированных до 01 августа 2016 года, это:

  • Письмо ФНС России от 03.08.2016г. № ГД-4-14/14127@;
  • Письмо ФНС России от 24.06.2016г. № ЕД-19-15/104;
  • Письмо ФНС России от 24.07.2015г. № ЕД-4-2/13005@;
  • Письмо ФНС России от 16.03.2015г. № ЕД-4-2/4124.

Министерством финансов РФ также были приняты соответствующие письма: от 12.07.2016г. № 03-01-10/41099, от 17.06.2016г. № 03-02-07/1/35452. Однако, основным методическим документов по должной осмотрительности по-прежнему остается Приказ ФНС России от 30.05.2007г. № ММ-3-06/333@.

Распределение бремени доказывания должной осмотрительности.

На ком – налогоплательщике или проверяющих – лежит бремя доказывания должной осмотрительности, также зависит от обстоятельств дела.

Если налоговый орган установит, что экономический источник вычета (возмещения) НДС не создан, а поставщик (исполнитель) в период взаимодействия с налогоплательщиком-покупателем не имел экономических ресурсов (материальных, финансовых, трудовых и т. п.), необходимых для исполнения заключенного с покупателем договора, в связи с чем сделка в действительности была исполнена иными лицами, которым обязательство по ее исполнению поставщик не мог передать в силу своей номинальности, данные обстоятельства могут указывать на то, что налогоплательщик не проявил должной осмотрительности при выборе контрагента, пока иное не будет доказано налогоплательщиком.

Напротив, вступление в отношения с контрагентом, обладающим экономическими ресурсами, достаточными для исполнения сделки самостоятельно либо с привлечением третьих лиц, представление таким субъектом бухгалтерской и налоговой отчетности, в которой отражено наличие таких ресурсов, дает разумно действующему налогоплательщику-покупателю основания ожидать, что сделка этим контрагентом будет исполнена надлежащим образом, а налоги при ее совершении – уплачены в бюджет. В подобной ситуации предполагается, что выбор контрагента отвечал условиям делового оборота, пока иное не будет доказано налоговым органом.

При рассмотрении дела налогоплательщик приводил доводы о том, что его контрагент был реальным субъектом экономической деятельности, имеющим в своем пользовании склад в г. Мурманске, нес издержки по оплате транспортных услуг различных экспедиторских организаций, аренды помещения. Генеральный директор контрагента при допросе в качестве свидетеля также подтвердил, что деятельность возглавляемой им организацией осуществлялась. Сделка с налогоплательщиком была исполнена именно избранным обществом поставщиком с привлечением третьих лиц (экспедиторов) на основании заключенных между ними и контрагентом общества договоров.

Данные доводы налогоплательщика налоговый орган не опроверг, а судьи признали обоснованными, но не приняли их во внимание при оценке того, допустимо ли возложение на налогоплательщика-покупателя негативных последствий возможных нарушений, допущенных его контрагентом

Автоматизация контроля уплаты НДС

Заметная часть налоговых нарушений по НДС связана с необоснованным возмещением налога из бюджета по счетам-фактурам, выставленным фирмами-«однодневками». Однако в настоящее время у налоговых органов резко повысился уровень осведомленности в отношении каналов утечки денежных средств, которые при условии легальной схемы оборота причитались бы к уплате в бюджет в виде НДС. Налоговикам помогают в этом современные программные продукты, такие как «СУР АСК НДС» и «СУР АСК НДС-2» (Приказ ФНС России от 14.08.2015 N СА-7-15/358@ «О проведении пилотного проекта по апробации программного обеспечения, реализующего функции задачи системы управления рисками при оценке налогоплательщиков НДС». Приказами ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-15/113@ и от 20.06.2016 N ММВ-7-15/367@ срок пилотного проекта продлен до 30.12.2016). С помощью данных систем контролеры могут обрабатывать все счета-фактуры, выставляемые налогоплательщиками страны, выявлять нарушения в цепочке входящих и исходящих счетов-фактур и на основании полученных сведений направлять налогоплательщикам требования о представлении пояснений (Письмо ФНС России от 06.11.2015 N ЕД-4-15/19395). Кроме того, система «СУР АСК НДС-2» в автоматическом режиме распределяет налогоплательщиков — юридических лиц, представивших декларации по НДС, по трем группам налогового риска: высокий, средний, низкий (Письмо ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@).

Классификация налогоплательщиков по уровню налогового риска

Риск налогоплательщика

Характеристика налогоплательщика

Низкий налоговый риск

Налогоплательщик ведет реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняет свои налоговые обязательства перед бюджетом. Он обладает соответствующими ресурсами (активами), а его деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем

Высокий налоговый риск

Налогоплательщик, обладающий признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе третьими лицами. Он не обладает достаточными ресурсами (активами) для ведения соответствующей деятельности, не исполняет свои налоговые обязательства (исполняет в минимальном размере)

Средний налоговый риск

Налогоплательщики, которые не включены в группы с высоким или низким налоговым риском

Как можно предположить из вышепредставленной классификации, проблема добросовестности при выборе контрагента возникает при выставлении счетов-фактур налогоплательщиками с высоким налоговым риском в адрес налогоплательщиков с низким и средним налоговым риском

Налогоплательщики с высоким налоговым риском, а также часть налогоплательщиков со средним налоговым риском, которые участвуют в цепочке незаконной оптимизации НДС, осуществляют свою деятельность до того момента, пока не привлекут внимание «СУР АСК НДС» и «СУР АСК НДС-2». Данные фирмы могут казаться добросовестными контрагентами, легендируя свою деятельность, но они не могут уплатить причитающийся НДС в бюджет, иначе потеряют источник для обналичивания средств

Что же касается налогоплательщиков с низким налоговым риском, то им следует иметь в виду, что вычислит их неблагополучных контрагентов беспристрастный робот, одновременно он вооружит налоговиков конкретными фактами, которые намного труднее опровергнуть, чем субъективные суждения о надлежащей или ненадлежащей осмотрительности.

Результаты анализа информации в «СУР АСК НДС» и «СУР АСК НДС-2» используются налоговыми органами по трем основным направлениям налогового контроля уплаты НДС: во-первых, при камеральной проверке деклараций по НДС к возмещению, во-вторых, при обнаружении расхождений в декларациях по НДС к уплате и, в-третьих, при выявлении цепочек незаконной налоговой оптимизации.

Как видно, контроль носит практически тотальный характер, избежать пристального внимания к вашей организации помогут только исключение из числа поставщиков фирм-«однодневок» и тщательная проверка контрагентов на предмет их добросовестности.

Что грозит за НЕОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ

Понятие должная осмотрительность введено постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, однако точное определение понятия в нем отсутствует.

В п

10 постановления № 53 лишь указывалось, что «налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом…»

Пленум также обратил внимание на то, что факт нарушения контрагентом фирмы его налоговых обязанностей сам по себе еще не является доказательством получения фирмой необоснованной налоговой выгоды. Кроме того, Пленум указал, что, представив в инспекцию «все надлежащим образом оформленные документы» в целях получения налоговой выгоды, компания имеет все основания для ее получения

Если, конечно, инспекторы не докажут, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны или противоречивы.

Должная осмотрительность и осторожность — это означает, что фирма использовала все установленные законодательством возможности для получения информации о контрагенте. Итак, если налоговая инспекция придет к выводу, что компания не проявила должной осмотрительности при заключении сделки, она может обвинить фирму в получении необоснованной налоговой выгоды, сочтя ее затраты документально не подтвержденными, НДС-вычет и расходы в составе затрат при расчете налога на прибыль неправомерны

Как этому противостоять? Разобраться в проблеме поможет эта статья

Итак, если налоговая инспекция придет к выводу, что компания не проявила должной осмотрительности при заключении сделки, она может обвинить фирму в получении необоснованной налоговой выгоды, сочтя ее затраты документально не подтвержденными, НДС-вычет и расходы в составе затрат при расчете налога на прибыль неправомерны. Как этому противостоять? Разобраться в проблеме поможет эта статья.

Осмотрительность и осторожность в предпринимательстве

Должная осмотрительность при выборе контрагента по общему правилу не вменяется законодательством в обязанность при ведении коммерческой или хозяйственной деятельности. Тем не менее напомним, что согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) под предпринимательской понимается осуществляемая на свой риск деятельность, целью которой выступает извлечение прибыли. То есть, не проявляя осмотрительности, предприниматель рискует своими деньгами.

Осмотрительность в выборе контрагента имеет для хозяйствующего субъекта существенное значение в следующих ситуациях:

  1. При приобретении товаров или работ/услуг плательщиками НДС. Покупатель (заказчик), перечисляя денежные средства контрагенту, одновременно перечисляет ему сумму налога на добавленную стоимость, которую тот обязан в дальнейшем перечислить в бюджет. При неисполнении этой обязанности продавцом (исполнителем) покупатель (заказчик), уменьшая налогооблагаемую базу (производя зачет налога), фактически имеет необоснованную налоговую выгоду.
  2. Продаже товаров или оказании услуг / выполнении работ. Продавец (исполнитель) имеет риск неоплаты или неполной оплаты в том случае, если договором предусмотрена полная или частичная рассрочка оплаты или оплата после передачи товара или приемки работы/услуги.
  3. Заключении сделки во исполнение договора комиссии. Ст. 993 ГК РФ возлагает ответственность на комиссионера, не проявившего необходимую осмотрительность, за неисполнение обязательств третьим лицом.
  4. Действии в чужом интересе. В этом случае ст. 980 ГК РФ прямо предписывается проявление заботливости и осмотрительности.

Выводы Судебной коллегии ВС РФ.

Приведенные доводы были услышаны: ВС РФ в Определении от 26.03.2020 № 307‑ЭС19-27597 посчитал их достаточным основанием для передачи кассационной жалобы для рассмотрения Судебной коллегией по экономическим спорам.

Приведем основные выводы Судебной коллегии, озвученные в Определении от 14.05.2020 № 307‑ЭС19-27597.

За действия контрагента налогоплательщик не в ответе…

С одной стороны, Конституционный суд еще в 2004 году указывал, что отказ в праве на налоговый вычет может иметь место, если процесс реализации товаров (работ, услуг) не сопровождается соблюдением корреспондирующей этому праву обязанности по уплате НДС в бюджет в денежной форме (Определение от 04.11.2004 № 324‑О).

Однако этот же суд неоднократно подчеркивал: налогоплательщик не должен отвечать за действия всех участников процесса перечисления налогов в бюджет. Право налогоплательщика на налоговый вычет не может быть обусловлено исполнением непосредственными контрагентами (продавцами, поставщиками) и предшествующими им лицами своей обязанности по уплате НДС, а также финансово-экономическим положением и поведением третьих лиц (Постановление от 19.12.2019 № 41‑П, определения от 16.10.2003 № 329‑О, от 10.11.2016 № 2561‑О, от 26.11.2018 № 3054‑О и др.).

Следовательно, если налогоплательщик не преследовал цели уклониться от уплаты налогов, согласовав свои действия с другими, а также не знал и не должен был знать о нарушениях контрагента, лишать его права на вычет нельзя. Иначе это становится ответственностью налогоплательщика за неуплату налогов, допущенную не им, а иными лицами, в том числе при искажении теми фактов своей хозяйственной деятельности.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий