Коллегиальность

Функции коллегий

Каждая из образованных коллегий исполняла разные функции, иногда на некоторое время они ликвидировались и восстанавливались заново.

Название

Годы существования и президенты

Итоги

Военная

1719-1802

А. Д. Меншиков

А. И. Репин

М. М. Галицин

Г. А. Потемкин

и др.

Общая численность — 530 человек. Подразделялось на

1.    Армейское.

2.    Артиллерийское.

3.    Гарнизонное.

Прекратило функции, передав полномочия министерству.

Адмиралтейская

1717-1827,

Ф. А. Апраксин,

Н. Ф. Головин.

Управляло военным и гражданским флотом. Подразделялось на: адмиралтейскую, цейхмейстерскую, комиссариатскую, подрядную, провиантскую, казначейскую, цалмейстерскую, контролерскую, мундирскую, обер-сарваерскую, вальдмейстерскую, московскую. В 19 веке носило только совещательный характер.

Иностранная

1718-1832,

Г. И. Головкин

А. И. Остерман,

А. П. Бестужен-Рюмин

Н. И. Панин

В ее ведомстве находились все вопросы, связанные с взаимоотношениями с иностранными государствами. Свои функции утратила в 1802 году после создания министерства.

Берг

1719-1807

Б. Я. Вилимович

А. И. Корсаков

В ее ведомстве находилась горнодобывающая (тяжелая) промышленность, основная цель — увеличение количества предприятий. Основные центры находились в Сибири и на Урале. Определенный период времени была объединена с мануфактур-коллегией, работала с перерывами.

Мануфактур

1719-1805

Я. В. Брюс

В. Я. Новосильцев

Основная цель – создание мануфактур, развитие легкой промышленности.

Не работала в период 1727-1742 и 1779-1796

Коммерц-коллегия

1718-1801

П. М. Апраксин

П. А. Толстой

И. Ф. Бутурлин

Основная задача – решение торговых вопросов. В 1730 гг. выполняла функции берг, мануфактур-коллегий и главного магистрата. С 1801 г. существовала при министерстве финансов, но с ограниченными полномочиями.

Камер

1718-1801

Д. И. Голицын

Г. И. Кошелев

А. Л. Плещеев

С. Д. Голицын

Отвечала за налоги, ей больше всего внимания уделял Петр I. Также контролировала часть государственного хозяйства (земледелие и скотоводство) Не работала в 1785-1797 г.

Штатс-контор-коллегия

1717-1780

И. А. Мусин-Пушкин.

Контролировала государственные расходы: выделение средств государственным структурам и должностным лицам. В 1723 г перешла в управление Сената и только в 1730 вновь стала независимой.

Ревизион-коллегия

1717-1788

Я. Ф. Долгоруков

И.И. Бибиков

Основная функция — контроль над финансами. Некоторое время работала в Москве, был переведен под контроль Сената.

Юстиц-коллегия

1718-1780

А. А. Матвеев

П. М. Апраксин

Представлял собой Верховный суд России и отвечал за работу всех остальных судов страны. Позднее под ее управление передались «крепостная контора» и сыскной приказ.

Вотчинная

1721-1786

Регулировала все земельные вопросы. Изначально находилась в Москве. Специальный регламент для нее так и не был издан. Подразделялась на присутствие, канцелярия, архив.

Главный магистрат

1720-1796

Ю. Ю. Трубецкой

А. Г. Долгоруков

Орган, управляющий магистратами всей империи. Кроме того утверждал гражданские и уголовные решение суда в городах и контролировал сбор налогов. В 1727-43 назывался Ратушей и находился в Москве.

Государственное управление

Коллегиальные органы государственного управления — самостоятельная часть госаппарата, имеющая определенную область влияния, наделенная публичной формой власти. В первую очередь это политическая организация, обязательно обладающая государственно-властными полномочиями. Она обладает правом издавать законные акты, обязательные к исполнению тем, кому эти акты адресованы. Но при этом орган государственного аппарата не наделен правом выходить за пределы своей четко ограниченной компетенции

Немаловажно и то, что данный коллегиальный орган должен и обязан требовать исполнения своих решений, осуществлять надзор за их исполнением. При несоблюдении он имеет право использовать меры принуждения к нарушителям

Таким образом, основные черты органа госуправления таковы:

  • он обязательно является частью государственного аппарата;
  • осуществляет от имени государства его функции, цели и задачи;
  • обладает полномочиями государственной власти;
  • это обязательно определенно оформленная ячейка человеческого общества;
  • он образован в порядке, строго прописанном законом;
  • имеет строго разграниченную структуру и степень компетенции;
  • несет ответственность за свою деятельность перед государством;
  • является исполнительно-распорядительным органом власти;
  • осуществляет специфическую форму государственной деятельности — управление.

Теоретическое оформление камералистских идей в работе И.Т. Посошкова «О скудости и богатстве»

Как известно, вехой в распространении в российском обществе европейского быта, системы образования и, разумеется, европейской науки стала эпоха правления Петра Первого (1682-1725 гг.). Именно в период петровских реформ начала формироваться новая экономическая наука, имевшая направленность на практическую реализацию поставленных государством экономических целей и задач . На рубеже XVII-XVIII вв. в России, как и в большинстве германских княжеств, доминировало натуральное хозяйство и не был развит интенсивный товарооборот с другими европейскими странами, что объясняло схожесть российских и немецких принципов формирования идейных экономических представлений, в том числе и учений камералистов, одним из которым можно считать воззрения русского мыслителя И.Т. Посошкова, изложенные им в книге «О скудости и богатстве» (1724 г.).

И.Т. Посошков интересен для текущего исследования, прежде всего, тем, что его взгляды на российское государственное устройство крайне специфичны и самобытны, но в то же время они частично совпадают с идеями германских камералистов. Это может быть объяснено единой логикой развития централизованных государств на данном этапе европейской истории . В девяти главах книги «О скудости и богатстве» И.Т. Посошков высказывает мысли, близкие по своему сущностному содержанию к идеям камералистов. Так, русский экономист выступает сторонником развития отечественного производства и стимулирования экспорта за счёт осуществления политики протекционизма. Помимо всего прочего, автор размышляет о сокращении покупок иностранных товаров и излагает камералистскую идею всеобщей регламентации и подчинения людей государственной власти .

Тем не менее, взгляды И.Т. Посошкова во многих аспектах расходятся с европейскими экономическими представлениями. Например, он закрепляет приоритетность не за внешней торговлей, как меркантилисты, а за внутренним рынком страны, её ремеслом и сельским хозяйством. От идей немецкого камерализма И.Т. Посошков отходит в рассуждениях о необходимости развития частной инициативы среди крестьян, выполнивших свою основную работу и способных направить свои физические усилия на другие виды деятельности по найму . Кроме того, русский экономист гораздо шире, чем европейские меркантилисты, трактует понятие «богатство», включая в него помимо драгоценных металлов ещё и природные богатства: «Понеже не то царственное богатство, еже в царской казне лежащие казны много…то самое царственное богатство, еже бы весь народ по мерностям своим богат был самыми домовыми внутренними своими богатствы…» .

Таким образом, исходя из вышеописанных положений экономического учения И.Т. Посошкова, я могу охарактеризовать его как «самобытного камералиста», выступающего за стимулирование развития единого общероссийского рынка и регламентацию общественной жизни, но в то же время защищающего проявление незначительной частной инициативы в крестьянской среде. Если рассматривать меркантилизм как раннюю форму «экономического национализма», когда интересы своей нации достигаются за счёт интересов более слабых наций, то в этом случае учение И.Т. Посошкова можно отнести к среднеевропейскому «защищающемуся экономическому национализму», нежели к «английскому, наступательному», т.к. Россия на тот момент входила во второй эшелон развития мирового капитализма .

Каковы организационно-правовые формы организаций?

Согласно
ст. 50 ГК РФ предусматриваются следующие
формы орга­низаций:

1- Коммерческие:

  • хозяйственные
    товарищества и общества;

  • производственные
    кооперативы;

  • государственные
    и муниципальные унитарные предприятия.

2. Некоммерческие:

  • потребительские
    кооперативы;

  • общественные или
    религиозные организации (объединения);

  • благотворительные
    и другие фонды;

  • учреждения.

Допускается
создание объединений коммерческих и
(или) некоммерческих
организаций в форме ассоциаций и союзов.
Юридическим
лицом признается организация, которая:

  • зарегистрирована
    в установленном порядке;

  • имеет
    расчетный счет в банке;

  • имеет
    в собственности, хозяйственном ведении
    или оперативном
    управлении
    обособленное имущество;

  • отвечает по своим
    обязательствам этим имуществом;

  • может
    от своего имени приобретать и осуществлять
    имуществен­ные
    и личные неимущественные права;

  • выполняет
    возложенные обязанности;

  • имеет самостоятельный
    баланс или смету;

  • может быть истцом
    и ответчиком в суде.

Неюридическим
лицом признается организация, которая
в отличие

от юридического
лица не имеет или не выполнят каких-либо
пунктов, перечисленных для юридического
лица.

К хозяйственным
товариществам и обществам относятся:

  • полное товарищество;

  • товарищество на
    вере (коммандитное товарищество);

  • акционерные
    общества (закрытые и открытые);

  • общества с
    ограниченной или дополнительной
    ответственностью;

  • зависимые и
    дочерние общества.

Хозяйственные
товарищества и общества реализуются в
следующих организационных
формах: ассоциация, картель, банк, биржа,
венчур, джоббер,
комбинат, компания, конгломерат,
кондоминиум, консорциум, концерн,
концессия, кооператив, корнер, корпорация,
общество, объеди­нение,
предприятие, пул, синдикат, тендер,
товарищество, траст, трест,
финансово-промышленная
группа, фирма, фонд, франчайз, холдинг.

Любая
форма собственности характеризуется
отношениями субъек­та
и объекта договора к собственности.
Различают отношения владе­ния,
пользования, распоряжения и ответственности.

Владение
это
фактическое обладание вещью. Владение
может быть законным (титульным) или
незаконным, т. е. не имеющим право­вого
обоснования. Законным владельцем может
быть и не собственник вещи
(например, арендатор, залогодержатель).

Пользование
это
право определить юридическую судьбу
вещи. Лицо,
наделенное правом распоряжения, может
совершать сделки даре­ния, продажи,
сдачи в наем, уничтожения и т. д. Лишение
данного пра­ва
означает лишение права собственности.

Ответственность
гражданская (бремя собственности)

это
обя­занность возмещения убытков,
уплаты неустойки за причиненный
собственнику
ущерб. Ответственность может быть
долевой, солидарной и субсидиарной.
Долевая возникает при наличии нескольких
должников вытекающего
из договора порядка их ответственности.
Солидарная также
определяется договором и существует
при неделимости предмета обязательства.
При этом требования об ответственности
могут быть предъявлены как ко всем
должникам совместно, так и к любому из
них в отдельности. Субсидиарная определяет
дополнительную ответствен­ность
третьих лиц за надлежащее исполнение
обязательств, например, организаций
или физических лиц — гарантов по договору.
Отношения субъекта
и объекта к собственности должны быть
обязательно отраже­ны
в договоре.

Коллегиальность как необходимый принцип деятельности органов управления

Коллегиальная форма принятия управленческих решений давно известна истории государственно-правового развития. Возникновение и закрепление в сфере публичного управления коллегиальной формы принятия управленческих решений связано со следующими причинами государственно-правового развития:

  • необходимость учреждения органов законодательной власти;
  • необходимость учреждения органов судебной власти;
  • необходимость выстраивания системы сдержек от произвола должностных лиц, реализующих исполнительную функцию государственной власти;
  • стремление к исключению разных ошибок в процессе принятия управленческих решений отдельными ветвями власти, отдельными отраслевыми органами власти и пр.;
  • необходимость согласования интересов всех субъектов управленческого воздействия на общественные отношения для целей эффективного развития государства и др.

Фактически коллегиальность выступает инструментом защиты от субъективности в принятии управленческих решений, имеющих важное социальное значение, которое могло бы иметь место, если бы решение принималось отдельным чиновником. Так, например, нормативно-правовые акты высшего уровня всех развитых стран, регулирующие наиболее важные общественные отношения, принимаются посредством широкого многоступенчатого коллегиального рассмотрения в парламентах

В судебной системе коллегиальное принятие решений используется как инструмент системы обжалования в апелляционной и надзорных инстанциях, где рассмотрение поступивших жалоб реализуется судьями коллегиально. Кроме того, органы высшего управления система обеспечения правосудия такие, как совет судей, квалификационная коллегия судей, также при принятии решения используют принцип коллегиальности

Так, например, нормативно-правовые акты высшего уровня всех развитых стран, регулирующие наиболее важные общественные отношения, принимаются посредством широкого многоступенчатого коллегиального рассмотрения в парламентах. В судебной системе коллегиальное принятие решений используется как инструмент системы обжалования в апелляционной и надзорных инстанциях, где рассмотрение поступивших жалоб реализуется судьями коллегиально. Кроме того, органы высшего управления система обеспечения правосудия такие, как совет судей, квалификационная коллегия судей, также при принятии решения используют принцип коллегиальности.

Принцип коллегиальности широко используется в исполнительных органах власти. Так, высшие органы управления развитых стран сегодня представляет собой коллегиальные органы – правительство, кабинет министров, совет министров и др.

Коллегиальные органы управления действует и на международном уровне: практически все международные организации, определяющие основные направления международной кооперации государств, действует коллегиально.

Принцип коллегиальности действует на более низких уровнях, в частности, в системе образования функционируют педагогические, научно-технические советы, которые осуществляют коллегиальное управление организацией обучением и деятельности конкретной организации образования.

Изменение системы престолонаследия

В феврале 1722 г. Петром I был подписан Указ о престолонаследии. Он отменял древний обычай передавать престол прямым потомкам по мужской линии и предусматривал назначение престолонаследника по воле монарха. Указ о престолонаследии появился в связи с борьбой Петра I с сыном, царевичем Алексеем, который группировал вокруг себя оппозицию. После гибели царевича Алексея (1718 г.) Пётр не хотел передавать власть внуку Петру Алексеевичу, т.к. опасался, что к власти придут противники реформ, надеясь решить вопрос о престолонаследии в духе абсолютизма. С этим указом Петра связана обстановка борьбы за престол и в дальнейшем дворцовых переворотов.

Указ о престолонаследии был отменён императором Павлом I в 1797 г.

Ко всем петровским реформам нет однозначного отношения, особенно это касается административных реформ. Историк В.Я. Уланов пишет: «Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим… не только не вели население к материальному и нравственному преуспеянию,  но были гнетом, мало чем уступавшим  войне  петровского времени».

Упразднение Боярской думы

Но стиль и методы управления постепенно менялись: вместо Боярской думы решения стала принимать команда, составленная из ближайших сподвижников Петра I. Сначала главным советником Петра был князь Федор Ромодановский, которого современники характеризовали как «злого тирана, пьяного по вся дни».

В 1699 г. было создано особое ведомство городов. Указами было введено   самоуправление для городского купечества, а также для населения поморских городов. Власть воевод отменялась — судом и сбором налогов стали ведать выборные бурмистры. Во главе новых органов была поставлена  Московская ратуша, которую выбирали купцы Москвы. В ведении Ратуши  находились поступления государственных доходов с городов и общий   надзор за действиями органов самоуправления. Возглавлял Ратушу обер-инспектор ратушного правления (первым стал в этой должности бывший  дворецкий  Шереметева Алексей Курбатов). Но вскоре Петр утрачивает доверие к Ратуше и приходит к решению перенести большую часть управления на места, т.к. «человеку трудно за очи все разуметь и править».

Петр Первый

1707 год – начало новой реформы: создаются губернии, которые делятся на провинции. Всего образовано 8 губерний: Московская, Ингерманландская (позже Санкт-Петербургская), Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская и Сибирская. Во главе пограничных губерний назначались генерал-губернаторы, а во главе остальных — губернаторы. Во главе провинций стояли воеводы. При губернаторах и воеводах состояли земские канцелярии. С 1710 г. воеводы стали называться уездными комендантами.

Губернаторы имели в помощниках заместителя (вице-губернатора), ландрихтера (судебного служащего), провиантмейстера и др. чиновников.

В 1710 г. проводится подворная перепись населения и устанавливается особая платежная единица, обеспечивающая одну «долю» средств для   покрытия военных расходов.

Но эта реформа не оправдала ожиданий: Северная война затягивалась, денег не хватало, а это всегда создает благодатную почву для махинаций. Кроме того, создалось непонятное положение со столицей: Петербург ею еще не стал, а Москва уже перестала ею быть, а власть по-прежнему была сосредоточена в руках петровской команды, которую он называл то ближней канцелярией, то «консилией министров».

2018

Версия для работы в Sailfish Mobile OS RUS

29 июня 2018 года компания «Диджитал Дизайн» объявила о релизе версии мобильного решения «Информационная система коллегиальных органов «Ареопад» (ИСКО «Ареопад») для работы в Sailfish Mobile OS RUS.

Информационная система коллегиальных органов «Ареопад»

С января 2019 года, согласно постановлению правительства РФ от 07.03.2018 № 234, офисные приложения из реестра российского ПО должны работать под управлением мобильной операционной системы из этого реестра. На 29 июня 2018 года ОС, отвечающей этим требованиям, является Sailfish Mobile OS Rus. Система разработана на базе ядра Linux и технологий с открытым исходным кодом компанией «Открытая мобильная платформа».

ИТ-компания «Диджитал Дизайн» запустила проект по адаптации собственных решений под отечественную мобильную ОС.

Система предназначена для подготовки заседаний, проведения голосований коллегиальных органов, различных общественных советов, коллегий и комиссий. Решение предоставляет возможность участия в заседаниях удаленно – в любое время и из любой точки мира. «Ареопад» автоматизирует процесс совещаний, начиная от формирования повестки, заканчивая формированием протокола и контролем исполнения поручений по итогам заседания. Кроме того, в системе реализована комплексная защита информации от несанкционированного доступа в соответствии с ГОСТ.

Проведенные испытания на отечественном смартфоне Inoi R7 – устройстве, работающем на операционной системе Sailfish Mobile OS Rus, – подтвердили работоспособность системы.

Особенности. Функциональные возможности

«Ареопад» — приложение для корпоративных секретарей, высшего менеджмента крупных организаций, членов советов директоров и комитетов при них. Подходит в том числе и для органов государственной власти. Система обеспечивает защиту передаваемых данных в соответствии с требованиями регуляторов.

Решение:

  • помогает секретарям и участникам коллегиальных органов в проведении совещаний в удаленном доступе и очных заседаний;
  • позволяет организовать юридически значимый процесс принятия решений в удаленном формате при помощи мобильных устройств;
  • обеспечивает контроль исполнения протоколов и решений совещаний.

Особенности

  • Доступ к материалам и возможность участия в заседаниях удаленно в любое время.
  • Полная защита информации от несанкционированного доступа в соответствии с ГОСТ (отечественными стандартами криптографии). Используемый крипто-провайдер — КриптоПро CSP.
  • Возможность полного отказа от печатных документов. Как следствие, сокращение трудозатрат на печать документации к совещанию и дальнейшее уничтожение бумажных копий.
  • Отсутствие избыточного функционала. Фокус системы на нужной бизнес-функции оперативного принятия решений.
  • Качественный UX. Интуитивно понятный пользовательский интерфейс приложения для управления совещаниями.
  • Высокая скорость внедрения. Система управления и автоматизации совещаний и заседаний вводится в эксплуатацию в срок от 1 месяца.
  • Возможность предоставления информации и материалов на нескольких языках. Английская локализация мобильного клиента для иностранных коллег.
  • Версия приложения для Sailfish Mobile OS RUS.

Функциональные возможности

  • Планирование заседаний и наполнение материалами вопросов повестки, отображение информации о предстоящих заседаниях в специально разработанном календаре для секретарей.
  • Получение, просмотр и рецензирование материалов по вопросам заседаний на планшете.
  • Система электронного голосования по вопросам повестки с возможностью оставить комментарий-особое мнение.
  • Автоматическое формирование протокола заседания из веб-интерфейса секретаря.
  • Интеграция с корпоративными информационными системами (AD, почтовая система, документооборот).

При подключении модуля документооборота также реализуются функции:

  • Предварительного согласования документации по перенастроенным маршрутам в зависимости от типа вопроса.
  • Согласования проекта протокола.
  • Создания и контроля исполнения поручений по итогам заседаний.

Архитектура ИСКО «Ареопад»

Обязательные коллегиальные органы управления образовательной организации

Педагогический совет

Педсовет как постоянно функционирующий обязательный коллегиальный орган управления создается для решения основных вопросов в воспитательной и учебной работе образовательной организации. Деятельность его регламентируется уставом и положением о педагогическом совете. В состав педсовета входят только педагогические работники ОО и руководитель. Представители родителей и учредителя могут быть приглашены на заседание педсовета и участвовать в нем по какому-то отдельному вопросу, их голос носит рекомендательный характер.

Основные задачи и направления работы педсовета:

  • разработка и утверждение основных направлений педагогической работы организации;
  • утверждение основного нормативного документа – устава организации;
  • определение организационной структуры коллектива;
  • рассмотрение и утверждение основных направлений образовательного процесса;
  • внедрение и разработка новых методик образования;
  • распределение функциональных и должностных обязанностей между администрацией и педагогами в соответствии с уставом;
  • выборы и утверждение состава методического совета;
  • обеспечение взаимодействия между коллегиальными органами управления образовательной организации и администрацией.

Решения педсовета, утвержденные приказом по образовательной организации, подлежат обязательному исполнению. Если на заседании педсовета присутствуют более половины его членов, то вынесенные им решения считаются правомочными.

Общее собрание трудового коллектива

Основной формой участия работников в управлении образовательной организацией является общее собрание. Как было сказано выше, эта форма коллегиального органа управления обязательна. По умолчанию членами общего собрания является весь коллектив сотрудников. В организациях среднего профессионального и высшего образования в состав общего собрания также входят учащиеся или студенты. Функционирует общее собрание в рамках устава и положения об общем собрании. Основные функции общего собрания:

  • рассмотрение устава организации и локальных актов;
  • внесение изменений и дополнений в нормативные акты организации;
  • рассмотрение основных вопросов функционирования трудового коллектива;
  • разработка и утверждение коллективного договора и правил внутреннего распорядка;
  • контроль над соблюдением правил коллективного договора;
  • утверждение комиссии по распределению средств для стимулирующих выплат и надбавок сотрудникам;
  • утверждение перечня социальных льготных выплат сотрудникам из собственных средств;
  • формирование состава первичной профсоюзной ячейки.

Общее собрание работников образовательной организации (для ссузов и вузов – конференция) оказывает содействие полноценному развитию и функционированию коллектива. Орган действует бессрочно, на постоянной основе.

Исполнительный коллегиальный орган

Основополагающие моменты деятельности исполнительного коллегиального органа (КИО):

  • Во главе КИО стоит председатель.
  • Только физическое лицо (не юридическое) может быть членом коллегиально исполнительного органа. Причем если он не является участником компании, то может принимать участие в собрании, имея право лишь совещательного голоса.
  • Принятие решений и организация работы происходят на усмотрение членов коллегиального органа.
  • Все решения принимаются большинством голосов, а в случае их равенства решающий голос принадлежит председателю.

  • Каждый член обладает правом одного голоса.
  • При необходимости из числа членов коллегиального исполнительного органа могут быть образованы комитеты, которые займутся решением конкретных проблем.
  • В Совете директоров члены КИО не должны по численности составлять большинство.
  • Определение количества членов коллегиального исполнительного органа находится в зависимости от общей численности сотрудников компании: например, при штате в 30-40 человек коллегиальный орган насчитывает до 5 человек.
  • ИНН коллегиального органа включает в себя ИНН всех членов-учредителей. Это значит, что только после того, как каждый из учредителей получил свой индивидуальный ИНН, можно составить полный ИНН организации.
  • Продолжительность существования такого органа составляет 1-5 лет. По истечении этого срока полномочия могут быть продлены либо на совещании совета директоров, либо на общем собрании. В это же самое время может пройти и процедура утверждения нового состава.

Совет директоров

Структура органов управления ООО включает в себя такую единицу, как совет директоров. Учредители при создании устава его образуют. Также в этом документе оговаривается порядок назначения исполнителей на представленную должность.

Учредители оговаривают круг полномочий и порядок действий наблюдательного совета. Основными из них являются принятие решений о дальнейшем направлении работы компании, принятие и утверждение внутренних документов, заключение сделок, в которых заинтересована по законодательству вверенная им компания.

Также наблюдательный совет организовывает очередное или внеочередное собрание, решает вопросы о его проведении и созыве участников. Совет директоров готовит документацию, которая предоставляется учредителям. На собрании этот орган может участвовать в обсуждении основных вопросов с совещательным правом голоса.

Необходимость в коллегиальности

Исторически коллегиальность внедрялась в систему государственной власти в связи со следующими факторами:

  • необходимость в органах законодательной власти;
  • необходимость в органах судебной власти;
  • необходимость сдерживания произвола и самоуправства со стороны представителей исполнительной власти;
  • исключение случайности и различных ошибок в принимаемых решениях всеми ветвями властей;
  • учёт интересов всех заинтересованных сторон общества;
  • внедрение опыта и передовых знаний.

По существу коллегиальность используется в первую очередь как противовес единоначалию, как механизм предохранения от человеческого фактора, который мог проявиться у чиновника (сановника).
К одному из первых исторических законодательно утверждённых коллегиальных органов можно отнести институт магистратов в Римской империи возникший в IV веке до н. э.. При магистратах законодательно были основаны децемвиры (лат. decem viri «десять мужей») — коллегиальный орган из десяти человек, выполнявший функции законодательной власти. Данный институт власти возник как компромисс учитывающий интересы всех сословий, в первую очередь решавший конфликт интересов плебеев и патрициев.
В политике КПСС принцип коллегиальности связывали с принципом единоличной ответственности.В. И. Ленин утверждал что коллегиальность в сочетании с единоличной ответственностью являлась гарантом использование знаний и опыта многих членов партии, предотвращающим ошибочный субъективный подход и обезличивание ответственных лиц принимающих решение и участвующих в их исполнении.
По мнению В. И. Ленина коллегиальность должна была чётко оговаривать ответственность всех лиц, участвующих в исполнении обсуждаемого решения:

Каким образом вырабатывают окончательное решение

Общее решение вырабатывают путем длительных дискуссий, в ходе которых все приходят к единому мнению (то есть окончательное решение принимают простым большинством голосов). Стратегия большинства хороша тем, что она довольно проста и очевидна. К минусу можно отнести тот факт, что меньшинство остается неуслышанным.

Документально оформленное общее решение состоит из двух частей:

  • Первая часть представляет собой констатацию факта существования определенного вопроса, а также анализ сложившейся в связи с этим ситуации.
  • Вторая часть включает в себя перечень мер, которые необходимо осуществить для разрешения сложившихся проблем, с обязательным указанием ответственных и сроков их выполнения.

Проект окончательного решения может быть написан заблаговременно, откорректирован в процессе дискуссии, а затем принят на собрании в целом. Принятое решение отражают в нормативном документе (например, в приказе или распоряжении).

Плюсы такого способа управления

Коллегиальный орган — это достаточно распространенный способ управления различными компаниями или государственными учреждениями. К плюсам применения этого метода относится то, что работает совместно несколько специалистов, что позволяет принимать действительно правильные и рациональные решения.

Следует разобраться не только в том, что такое коллегиальный орган, но и какие его виды существуют, а также какими особенностями они обладают.

Наиболее эффективным такой метод управления считается в случае, если члены такой организации обладают одинаковым образованием, схожим мышлением и они приблизительно одного возраста. Поэтому объединяются в группы экономисты и управленцы, а также работники разных служб, имеющие соответствующий опыт работы.

Нередко, наоборот, формируется коллегиальный орган, в основе которого лежит объединение людей, обладающих разной точкой зрения в отношении того или иного вопроса. Это приводит к возникновению споров, на основании которых могут приниматься наиболее верные и действенные решения.

Существует несколько видов таких советов, причем все они имеют свое предназначение и особенности.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий