На каких товарах сделали состояния челночники 90-х

Турция – популярное место для челночного бизнеса

Турция всегда была самым популярным местом для челночного бизнеса.

Кроме простоты пересечения границы, страна привлекает возможностью прекрасно отдохнуть, параллельно занимаясь работой.

Продукцию для перепродажи челночники разыскивают на местных колоритных рынках, торговых лавках, но также и в бутиках.

Особо популярностью у туристов-бизнесменов пользуется Стамбул.

Для продажи челноки приобретают в стране вышитые коврики ручной работы, изделия из замши, керамическую посуду, различную одежду – этническую и современную, изделия из меди, различные украшения.

А вот о покупке антиквариата опытные люди настоятельно рекомендуют забыть!

Прежде всего, потому что вывести его из страны практически невозможно. Вам потребуются особые документы, оплата пошлины.

Многие вещи, вообще, категорически запрещено импортировать.

Еще одна веская причина: большинство старых на вид вещей у турецких продавцов – это самая обычная подделка.

Так что если вы не эксперт в этом вопросе, лучше заниматься другими категориями товаров.

На свой страх и риск

Впрочем, кажущейся романтики в профессии «челнока» не было вовсе. Люди должны были раздобыть деньги на поездку и покупку товаров (чаще всего занимали у знакомых), тащить тонны сумок на себе, а затем торговать на открытом рынке в любую погоду. Прибыль же могла быть копеечной.

Люди с багажом на Комсомольской площади в Москве. Начало 2000-х. — Владимир Федоренко/Sputnik

В 90-х еще действовали ограничения на вывоз валюты из бывших советских республик (например, из России разрешалось вывозить не более 700 долларов), поэтому «челноки» вывозили вещи, которые можно было продать за рубежом (советские фотоаппараты, украшения, спирт), а уже на вырученные средства покупали иностранные товары.

«Челноки», 1993 год. — Леонид Свердлов/TASS

«Многие из нас возили в Китай советские шляпы. Стоила каждая семь рублей, а две шляпы китайцы охотно меняли на пару ботинок, которые в Лужниках можно было продать за две тысячи, — вспоминает бывший «челнок» Андрей. — Идешь через таможню, надев одну на другую семь шляп и три пальто. Таможенник злится, а ты ему объясняешь: мне холодно. Сделать он ничего не может».

Около Ярославского вокзала, начало 2000-х. — Игорь Михалев/Sputnik

Другие брали с собой помощников, чтобы вывезти больше валюты.

Сбывали вещи на рынках — в каждом крупном городе был один, а то и несколько торговых рядов, где можно было найти что угодно. В Москве самыми известными были Лужники (все трибуны под спортивным стадионом были превращены в торговые точки), Черкизовский — и еще десяток поменьше.

Черкизовский рынок в начале 2000-х и в наши дни. — Григорий Сысоев/ТАСС; Moskva agency

Сюда приезжали не только обычные покупатели, но и перекупщики из других регионов страны, которым было выгоднее не ездить за границу, а привезти товары из столицы. Сюда же в середине 90-х стали массово приезжать мигранты из азиатских республик со своими товарами.

Силы света, силы тьмы

Без живых организмов многие осадочные породы не образовались бы вовсе. Минералог Роберт Хейзен, сравнивший разнообразие минералов на Луне (150 видов), Марсе (500) и нашей планете (более 5000), сделал вывод, что появление тысяч земных минералов прямо или косвенно связано с деятельностью ее биосферы. Осадочные породы накапливались на дне водоемов.

Опускаясь на глубину, за миллионы и сотни миллионов лет останки организмов образовали мощные отложения, которые оставалось выдавить на поверхность в виде горных хребтов. Это происходит за счет перемещения и столкновения огромных тектонических плит. Но и сама тектоника не была бы возможной без разделения горных пород на своего рода «темную» и «светлую материю».

Первую представляют, например, базальты, где преобладают минералы темных тонов — пироксены, оливины, основные плагиоклазы, а среди элементов — магний и железо. Вторые, такие как граниты, сложены минералами светлых оттенков — кварцем, калиевыми полевыми шпатами, альбитовыми плагиоклазами, богатыми железом, алюминием и кремнием.

Темные породы плотнее светлых (в среднем 2,9 г/см3 против 2,5−2,7 г/см3) и образуют океанические плиты. При столкновении с менее плотными, «светлыми» континентальными плитами океанские погружаются под них и переплавляются в недрах планеты.

Яркая полосчатость железных руд отражает сезонное чередование темных кремниевых слоев и красных железистых.

Древнейшие минералы указывают, что первой появилась именно «темная материя». Однако эти плотные породы не могли погружаться сами в себя, чтобы привести плиты в движение. Для этого понадобилась «светлая сторона» — минералы, которые в неподвижной коре Марса и Луны как раз оказываются в дефиците.

Недаром Роберт Хейзен считает, что именно живые организмы Земли, преобразуя одни породы в другие, в конечном счете привели к накоплению «светлой материи» плит. Конечно, такой сверхзадачи эти существа — по большей части одноклеточные актиномицеты и другие бактерии — себе не ставили. Их цель, как и всегда, заключалась в поисках пропитания.

Драгоценные микробы

Возможно, что и крупные месторождения золота не появились бы без участия анаэробных, не нуждающихся в кислороде бактерий. Основные залежи драгоценного металла (в том числе и в Витватерсранде на юге Африки, где разведанные запасы составляют около 81 тыс. т) сформировались 3,8−2,5 млрд лет назад.

Традиционно считалось, что здешние золотые руды образовались при переносе и перемывании золотых частиц реками. Однако изучение золота Витватерсранда открывает совсем иную картину: металл «добыли» древние бактерии.

Странные углеродные столбики, обрамленные частицами чистого золота, Дитер Хальбауэр описал еще в 1978 году. Долгое время его открытие не привлекало большого внимания, пока микроскопический и изотопный анализ рудных образцов, моделирование рудообразования колониями современных микробов и другие расчеты не подтвердили правоту геолога.

По‑видимому, около 2,6 млрд лет назад, когда вулканы насыщали атмосферу сероводородом, серной кислотой и сернистым газом с парами воды, кислотные дожди размывали породы, содержавшие рассеянное золото, и выносили растворы на мелководье. Однако сам драгоценный металл поступал туда в виде опаснейших для любых живых существ соединений, подобных цианиду.

Отводя угрозу, микробы «обеззараживали» воду, восстанавливая токсичные соли золота до органометаллических комплексов или даже до чистого металла. Сверкающие частицы оседали на бактериальные поселения, формируя слепки многоклеточных цепочек, которые сегодня можно рассмотреть с помощью сканирующего электронного микроскопа. Микробы продолжают осаждать золото и сейчас — этот процесс наблюдается, например, в горячих источниках Новой Зеландии, хотя и в весьма скромных масштабах.

И Витватерсранд, и, вероятно, другие месторождения того же возраста стали итогом жизнедеятельности бактериальных сообществ в бескислородной атмосфере. Курская магнитная аномалия и близкие ей железорудные месторождения были сложены в начале кислородной эпохи. Однако больше месторождения такого масштаба не появлялись и вряд ли когда-нибудь начнут складываться снова: состав атмосферы, горных пород и вод океана с тех пор многократно изменился.

Но за это время сменились и бесчисленные поколения живых организмов, и каждое из них успело поучаствовать в глобальной эволюции Земли. Исчезли заросли морских губок и древовидных хвощей суши, даже стада мамонтов ушли в прошлое, оставив след в геологии. Настало время других существ и новых перемен всех оболочек нашей планеты — водной, воздушной и каменной.

Андрей Журавлев

Рыночные отношения

«Моя мама в СССР была инженером со стабильным доходом и понятными планами на жизнь, — рассказывает интернет-пользователь из России на форуме. — А потом начались 90-е, которые она пережила вполне среднестатестически: потеря работы, «челночество»,  возвращение к обычной жизни. Она 90-е вспоминает как первые годы, когда вздохнула свободно и стала строить планы на будущее. Хоть и не все ее знакомые пережили это время».

Вещевой рынок «Лужники», 1996 год. — Валерий Христофоров/TASS

После распада СССР многие действительно остались без работы: на госпредприятиях было просто нечем платить зарплату или ее платили своей же продукцией. Учитывая огромное количество градообразующих заводов и фабрик в стране, масштаб бедствия был огромным. Вчерашние учителя, врачи и инженеры были вынуждены искать новые способы заработка. Таким способом оказалась торговля на рынке зарубежными вещами.

Проще всего было, конечно, жителям приграничных территорий: из Украины, Беларуси и западной части России ездили в Польшу, Германию, Чехословакию и далее по всей Европе. Из Ленинградской области — в Финляндию. Жители Дальнего Востока скупали вещи в китайских городах.

Китай. Суйфэньхэ. Российские «челноки» с покупками возвращаются из Китая домой. — Владимир Саяпин/TASS

Но настоящей «челночной» меккой для россиян была Турция. Качество турецких вещей в 1990-х было на очень высоком уровне: ткани, обувь, косметика служили долгие годы, а цены при этом были невысоки.

1995. По пути из Турции в Россию. — Виктор Клюшкин/TASS

Везли столько, сколько могли — о перевесе никто не думал, да и не было таких строгих правил у авиаперевозчиков. В багажное отделение сумки не влезали, поэтому забивали баулами даже проход самолета. Экипажи относились к ситуации с пониманием, а кто-то даже сам «челночил».

Челноки в салоне Ту–134, 1992 год.

Некоторые граждане занимались непосредственно организацией таких «путешествий» — они устраивали так называемые «шоп-туры» на паромах, поездах или автобусах в приграничных районах. Группу «челноков» возили по складам, фабрикам или магазинам, чтобы они могли закупиться оптом всем необходимым, а затем развозили по домам.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Продукт перестройки

Финальный этап перестройки запомнился пустыми прилавками продовольственных магазинов и практически полным отсутствием качественной одежды и обуви. У советских людей были деньги, но они не могли приобрести того, чего бы им хотелось, а существовавшая долгие годы уголовная ответственность за спекуляцию камнем висела на шее предприимчивых граждан.

Однако, в самом конце 80-х «железный занавес» немного приподнялся, и у советских людей появилась возможность ездить за границу.

Первой остановкой на пути «челноков»в 1989 году оказалась Польша, в которой был дичайший спрос на советскую электротехнику и предметы ширпотреба.

Классические клетчатые сумки стали характерным признаком «челноков». Кадр из сериала «Челночницы»

Много позже выяснится, что предприимчивые поляки к тому времени вывезли почти все свои товары в Германию, но для советских людей это не имело никакого значения. В сторону Польши потянулись первые «челноки».

Памятник «челноку» в Благовещенске, Россия. Фото: Александр Соломин

Поезда дальнего следования были забиты телевизорами, радиоприемниками и советскими магнитофонами, а также огромными сумками с игрушками и предметами ширпотреба.

Обратно челночники ехали налегке с хорошо спрятанными долларами и немецкими марками, которые обменивали на рубли и закупали новые партии товара.

[править] Прочие альтернативы ремесла

В связи с пресловутым падением железного занавеса, а также объединением ФРГ и ГДР, популярным ремеслом стал перегон машин из Японии и ФРГ, реже — наших машин из Эстонии и Литвы. Пошлины тогда были нищебродские (а на «Жигули» до 92 года их не было вовсе), и если во Владивостоке новый тазик стоил $12000, то, например, пятилетний Ниссан или Хонду можно было взять в пределах $800-1000, более надёжные Тойоты стоили от 2000 вечнозелёных, а приобрести что-то спортивное, наподобие Хонды Интегры, стоило $24000, что равнялось стоимости двух зубил. Другими центрами перегоночного бизнеса в Рашке были Калининград и Поребрик-сити; там специализировались на машинах из Германии и Скандинавии, соответственно. Нередко основной целью поездки были и запчасти, коих в Рашке был дефицит. Ремесло отличалось крайне высокой степенью опасности. Это обуславливалось полнейшим отсутствием вменяемых дорог, рэкетом, возможностью купить угнанную в буржуйском мире машину и т. п. Сцена сабжа раскрыта в перестроечном боевике «Риск без контракта».

Памятники челнокам

Домодедовский рынок, 1990-е. — zalivnoy/pastvu.com

Постепенно такая торговля становилась все менее выгодной: государства вводили новые таможенные правила, авиакомпании ограничивали вес багажа, а рыночную торговлю власти городов пытались взять под контроль — там процветал криминал и антисанитария.

ТЦ Домодедовский, 2019. — Google maps

К тому же, в 1998 году на фоне экономического кризиса произошел обвал рубля, и многие предприниматели, имевшие долги в долларах, разорились. В начале 2000-х в российских городах стали появляться торговые центры, в том числе, крупных иностранных сетей, место «челноков» заняли торговые компании, а рынки постепенно стали сносить.

Памятник «челнокам» возле торгового центра в Екатеринбурге. — Павел Лисицын/Sputnik

Оценить объем теневой «челночной» экономики довольно сложно — по некоторым оценкам, в середине 90-х на нее приходилось до трети импорта в страну, однако точного учета, конечно, никто не вел. Занято было в этой сфере до 10 млн граждан России, по примерным подсчетам экономистов.

Памятник амурскому «челноку» в Благовещенске. — Виталий Аньков/Sputnik

Этот небольшой, но важный период современной истории нашел отражение в монументальном искусстве. В нескольких городах России памятники челнокам стали народными достопримечательностями. Стоят они, разумеется, у торговых центров — бывших рынков из «лихих 90-х».

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

[править] Кто

В челноки шли не от хорошей жизни, да и сама работа была не из простых. Люди собирали последние гроши ради билета и визы, простаивали в очередях в посольстве. Челноков грабили, убивали, отбирали товар, да и просто кидали на деньги. Но что поделать? Неприятности были повсюду: на вокзале могли обобрать, наебать с товаром. А по возвращении на родину начинался пиздец. Каждый день после полудня приезжали чёткие ребята на восьмёрке, устраивали разборки и вымогали немалые деньги — порядка 40% от выручки, а нередко рэкетирами были члены КПСС. В то время как средняя зарплата рабочего составляла 150 руб. (пока ее платили), челнок наваривал от 3000 до 10000 руб. за рейс. Челноки везли столько, что даже в багажное отделение самолёта всё не влезало и часть приходилось переваливать в салон, отчего нередко начиналось бурление говн а-ля «а где же моя». Дело пошло дальше, в 90-х жадные авиакомпании выкидывали из Ил-86 кресла и набивали в салон раза так в полтора больше народа (с баулами, естественно), чем положено РЛЭ. Заканчивалось все это не авиакатастрофой, а всего-то гнутыми стойками шасси, которые с матюгами правились на Воронежском авиазаводе.

Челноки на территории бывшего СССР

Развал постсоветской экономики начала 1990-х годов привел к резкому ухудшению экономической ситуации в бывших советских республиках. Вместе с тем у населения появилась возможность заниматься легальным индивидуальным предпринимательством и беспрепятственно выезжать за границу. Сохранившийся после распада СССР дефицит товаров широкого потребления и низкий уровень жизни способствовал вовлечению широких слоев населения в массовую неупорядоченную торговлю ширпотребом.

Труд челнока был рискован и нелегок. Зачастую автобусы с челноками подвергались разбойным нападениям. Предпринимателей грабили, иногда убивали..
При реализации товаров в розницу также происходили конфликты с другими предпринимателями, преступными элементами, проверяющими органами.

С конца 1990-х данный сегмент рынка стал преобразовываться. Постепенно стало невыгодно самостоятельно осуществлять перевозку товаров, и количество челноков начало стремительно сокращаться. Особую роль сыграло то, что уровень жизни населения начал повышаться, и заниматься таким рискованным видом деятельности было готово все меньшее число населения. На данном этапе в крупных городах рыночная торговля приобрела более упорядоченный характер и челноков в них осталось ничтожно мало. Но в менее развитых регионах этот вид бизнеса распространен и сейчас.

Элитные авиа-челноки

Элитой челночного бизнеса считались те, кто самолетом привозил товар из Стамбула, где расположен самый большой рынок Европы.

Для путешествия в Турцию требовалось приобрести далеко не дешевую туристическую путевку. Зато оттуда можно было привезти прекрасные греческие шубы (мечта любой российской женщины) и турецкие золотые изделия.

И пускай турецкое золото по качеству значительно уступало отечественному, но их изделия отличались модным дизайном и привлекали покупателей. Как правило, привезенный из Турции товар даже не доходил до рынка, а реализовывался среди знакомых и их друзей.

Транспортные затраты и взятки таможенникам (турецким и российским) были очень велики, поэтому позволить себе заниматься таким бизнесом мог не каждый. Зато за один рейс челночник мог заработать от 500 до нескольких тысяч долларов.

Окупаемость челночного бизнеса

И эти товары покупали на раз-два, а продавцы зарабатывали состояние.

Но сегодня ситуация изменилась, и среднестатистическая наценка составляет около 50%.

Срок окупаемости челночного бизнеса будет определяться размером и целью начального капиталовложения.

Если большая часть капитала будет уходить на закупку товара, вложения «отобьются» относительно быстро.

Но если вы будете также вкладываться в аренду торгового места и наймете на работу продавца, срок окупаемости растянется на 6-12 месяцев.

Сами челноки считают, что челночный бизнес ждут не самые радужные перспективы.

Есть фактор высокой конкурентности со стороны самих китайских и турецких брендов.

Также внесли свою лепту и отечественные современные производители.

Но те, кто занимается бизнесом не первый год, не собираются так легко сдаваться.

Так что челночная торговля еще обязательно будет существовать, но уже не так процветать, как в годы перестройки.

Сейчас мы можем наблюдать постепенную интеграцию челночного бизнеса в сторону традиционной инфраструктуры торговли.

Изобретательный народ

В 90-е годы обесценилось все: человеческая жизнь, образование, опыт работы, профессионализм и даже талант. Пришла эпоха господства денег. Но изобретательный народ там, где привычные методы зарабатывания денег перестают действовать, придумывает новые. Именно в 90-е годы граждане изобрели новые способы заработка и с гордостью назвали их «бизнесом». Они везли за границу прищепки, линейки, ручные миксеры, будильники, настенные часы, ложки и вилки, сепараторы для переработки молока и надувные шарики. А обратно привозили импорт и валюту. Люди шли на разные ухищрения на таможне: шубы прятали в резиновые мячи, купюры под стельки и даже высверливали в каблуках емкости для хранения валюты. Люди делали все, чтобы заработать деньги.

[править] Где обитали

Начиналось всё, разумеется, отнюдь не с рынков, кои были всегда, но торговать на них чем-либо, кроме еды, никто не додумывался. Первые челноки, как уже упомянуто, были академиками и превращали крупные площади в стихийные рынки. А по выходным власти городов перекрывали трамвайные пути. Известны случаи, когда в качестве рынков использовали и школы. В таких случаях люди туда приходили задолго до прибытия торгашей, а поскольку концентрация быдла была запредельно высокой, часто случались драки. Разъярённые толпы крушили весь товар. Однако только здесь можно было хоть что-то достать. А тем, кто умудрился достать, не факт что удавалось донести это до дома — налеты из-за угла были нередки. Алсо на т. н. рынках нередки были бартерные сделки: люди обменивались талонами и прочим барахлом.

Крупнейшими обителями челноков в Москве являются Черкизон и Лужники. Первый был построен в начале 1990-х на месте огромного пустыря. Сразу же к нему начали стекаться челноки. А разгадка одна: возвращаясь, пиздодельный герой истекал по́том под тяжестью n ≥ 1 здоровенных баулов. Если челнок ехал в Турцию, Китай и вообще куда подальше, то из аэропорта его привозило такси. А при поездках в Польшу всё было по-другому: на поезде доезжали до Бреста, а оттуда уже автобусом или поездом в Варшаву или другие города. На обратном пути из Бреста стекались тысячи автобусов на тот самый Черкизон.

[править] См. также

  • Фарцовка — идейный предшественник сабжа
  • Made in China
  • Адидас
  • Дефицит
  • 90-е

Челноки — неотъемлемая часть Советского Союза.

Мета  In Soviet Russia ★ Восьмидесятые ★ Клюква ★ Коммунизм ★ Сверхдержава ★ Совок (Совкосрач) ★ СССР
Вожди  Ленин ★ Сталин ★ Хрущёв ★ Брежнев ★ Горбачёв
Ум, честь и совесть эпохи  Булгаков ★ Высоцкий ★ Гагарин ★ Гоблин ★ Гутник ★ Жуков ★ Калашников ★ Кола Бельды ★ Космодемьянская ★ Кукрыниксы ★ Летов ★ Лысенко ★ Павлик Морозов ★ Панфиловцы ★ Стаханов ★ Хиль ★ Циолковский ★ Цой ★ Чапаев
Враги народа  Бандеровцы ★ Берия ★ Власовцы ★ Ежов ★ Диссиденты ★ Лоза ★ Мао ★ НАТО ★ Николай II ★ Новодворская (Vnovodvorskaya) ★ Пассажиры корейского Боинга ★ Резун ★ Солженицын ★ Тальков ★ Тонька-пулеметчица ★ Троцкий ★ Тухачевский ★ Ходжа ★ Чикатило ★ И примкнувший к ним Шепилов
Культурно-развлекательные мероприятия  Red Alert ★ Алкоголизм (Слеза комсомолки и прочий самогон) ★ Баня ★ Бесконечное лето ★ В мире животных ★ Детский лагерь ★ Закручивать гайки ★ Из спичек и желудей ★ ★ Космическая гонка ★ Ламбада ★ Мессинг ★ Московская Олимпиада ★ Неуловимые мстители ★ Ритмическая гимнастика ★ Советские игрушки ★ Советское кино (Иван Васильевич меняет профессию ★ Ирония судьбы ★ Кин-дза-дза ★ Бриллиантовая рука) ★ Марш авиаторов ★ Советская мультипликация (Винни-Пух ★ Черкасский ★ Ёжик в тумане ★ Карлсон ★ Ну, погоди! ★ Падал прошлогодний снег) ★ Советские плакаты (Не болтай! ★ Нет! ★ Родина-мать ★ Ты записался добровольцем?) ★ Херлуф Бидструп
Героические страницы  Гражданская война в России ★ Советско-японские войны ★ Советско-финская война ★ Великая Отечественная война ★ Партизанская война ★ Холодная война (Афганская война)
Достижения науки и техники  S-90 ★ АК-47 ★ Беломор ★ Брежневка ★ Варёнки ★ Гитара «Урал» ★ Дембельский альбом ★ Дирижабль Киров ★ Дотянулся проклятый Сталин ★ Ковёр ★ КТ315 ★ Кузькина мать ★ Мавзолей ★ Ми-24 ★ Миллиард расстрелянных лично Сталиным ★ Мирный советский трактор ★ Мотоцикл Урал ★ Общепит ★ Освоение Антарктиды ★ Отечественный автопром ★ Отечественный производитель ★ Полет Леваневского ★ Посадка Ту-124 на Неву ★ Почтовый ящик ★ ППШ ★ Противогаз ★ Т-34 ★ Т-35 ★ Терменвокс ★ Ту-154 ★ Ту-160 ★ Хрущёвка ★ Чернобыль ★ Членовоз ★ Чугуний ★ Шишига
Несущественные недостатки  101-й километр ★ Аэрофлотовская курица ★ В СССР секса нет ★ Вражеские голоса ★ Дефицит ★ Добровольно-принудительно ★ Железный занавес ★ Квадратно-гнездовой способ мышления ★ Колыма ★ Комбинат «Маяк» ★ Нет, Молотов! ★ Очередь ★ Пакт Молотова-Риббентропа ★ Плановое отключение ★ Политрук ★ Пропаганда ★ Прописка
Мемы  3,62 ★ 1000 мелочей ★ Ведро компрессии ★ Вентиляторный завод ★ Ветеран Куликовской битвы ★ Всё прогрессивное человечество ★ Вписка ★ Генеральная линия партии ★ Глобус Украины ★ Дважды еврей Советского Союза ★ До чего Сталин страну довёл ★ Жить стало лучше, жить стало веселее ★ Загнивающий капитализм ★ Зато мы делаем ракеты ★ Звёздочка ★ Игрушки, прибитые к полу ★ Как я провёл лето ★ Книга о вкусной и здоровой пище ★ Ковёр ★ Маленький мальчик… ★ Не имеющий аналогов в мире ★ Обработать напильником ★ Первый и последний не предлагать ★ По многочисленным просьбам трудящихся ★ Победа вопреки ★ Предыдущий оратор ★ Приковать к пулемёту ★ Продажная девка империализма ★ Советский Союз — самый советский союз в мире! ★ Советские мемы ★ С точки зрения банальной эрудиции… ★ Фарцовка ★ Челноки ★ Человек и пароход ★ Чувство глубокого удовлетворения
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий