Музей «собрание» давида якобашвили

Преимущества и недостатки открытия музея

Каждый бизнес имеет положительные и негативные стороны, с которыми непременно сталкивается предприниматель – простота и сложность организации, конкуренция, окупаемость и пр.

Преимущества музейного бизнеса:

  1. Не требует лицензирования. Чтобы открыть такой бизнес, не нужно получать лицензию на осуществление деятельности. К примеру, чтобы создать журнал, необходима лицензия Минпечати. Для музейного предприятия такие документы не требуются.
  2. Актуальность идеи. Музеи всегда привлекают туристов и любителей древности. Среди них крупные коллекционеры, которые предпочитают заказывать частные экскурсии.
  3. Простота организации. Нет необходимости содержать большой штат сотрудников.
  4. Быстрая окупаемость.

Недостатки:

Зависимость от расположения. Если музей расположен далеко от культурного центра города, туристам он будет неинтересен.
Сезонность. Большая часть посетителей – это туристы из других городов и стран. Обычно они путешествуют летом. В межсезонье большого потока посетителей не будет.
Наличие специальных знаний

Важно грамотно расставить предметы по экспозициям – чтобы они дополняли друг друга и создавали единую композицию. Кроме того, для каждого экспоната должны быть созданы специальные условия хранения – температурный и влажностный режим, а для письменных источников и картин – специальное освещение.
Необходима надежная охрана – даже самые крупные музеи грабят, если в них есть ценные для коллекционеров предметы.

Центр Вознесенского

Кратко: искусство оттепели в контексте современностиСколько стоит: 150—300 РАдрес: ул. Большая Ордынка, 46с3Подробнее: на сайте

В 2017 году вдова и сын поэта-шестидесятника Андрея Вознесенского создали культурный центр, посвященный жизни родственника.

Литературную программу Центра курирует издатель Илья Данишевский, а поэты Андрей Родионов и Екатерина Троепольская заведуют молодежной поэтической студией. Еще здесь устраивают кинопоказы и перформансы.

Постоянной экспозиции у Центра нет, но об эпохе оттепели напоминает «черный кабинет» Андрея Вознесенского — фантазийное пространство, воссоздающее атмосферу дачи поэта в Переделкине.

Любопытный экспонат: кабинет поэта — весь черный, с белыми креслом-качалкой, печатной машинкой и чемоданом с надписью «Не махнуть ли нам на море». Пространство полностью придумано: Вознесенский писал «на ногах», не дома.

Организация бизнеса

Регистрация

Любой бизнес необходимо регистрировать.

Есть два варианта регистрации:

  • юридическое лицо;
  • индивидуальный предприниматель.

Большинство частных музеев России зарегистрированы как ИП. Нет надобности оформлять статус юридического лица.

Чтобы получить ИП, необходимы следующие документы:

  1. Копия паспорта.
  2. Квитанция об уплате госпошлины.
  3. Заявление по форме Р21001.
  4. Заявление в налоговую инспекцию.

Для регистрации ИП нужно:

  1. Подать заявление. Есть два способа – по месту жительства и через интернет. Второй вариант наиболее распространен.
  2. Выбрать ОКВЭД-код. Этот код сообщает властям о том, как вид предпринимательской деятельности регистрируется.
  3. Написать заявление (форма Р21001).
  4. Оплатить государственную пошлину в размере 800 рублей.
  5. Зарегистрироваться в налоговой.

ВНИМАНИЕ: предпринимателям-новичкам рекомендуется использовать упрощенную систему налогообложения (УСН). Известны примеры регистрации частных музеев как некоммерческие объединения

Такой статус не запрещает предпринимателю извлекать коммерческую выгоду от своей деятельности и дает ему возможность получать финансовую поддержку от государства

Известны примеры регистрации частных музеев как некоммерческие объединения. Такой статус не запрещает предпринимателю извлекать коммерческую выгоду от своей деятельности и дает ему возможность получать финансовую поддержку от государства.

Расположение и поиск помещения

Идеальное место – это культурный или исторический центр города. Основной поток посетителей – туристы. Большинство из них не будет искать музей в другом конце города, особенно если он только открылся и еще не обрел массовой популярности.

Плюсы открытия музея в центре города:

  • удобная транспортная развязка;
  • более высокий поток посетителей.
  • высокая арендная плата – придется конкурировать с крупными офисами и предприятиями, для которых высокая стоимость аренды – не проблема;
  • плотная застройка центра города создает сложности для организации места отдыха туриста – это дополнительные траты на аренду.

Музеи, которые не могут себе позволить аренду в центре города, тоже находят выход – они открываются в заброшенных промышленных и исторических объектах – заводах, мастерских, военных госпиталях, казармах, библиотеках, галереях, домах, в которых жили выдающиеся личности.

Если нет денег на аренду или покупку помещения, экспозиции можно показывать в других музеях. Они заберут себе часть прибыли, зато самостоятельно решат все организационные вопросы.

Экспонаты

Экспозиции приватных музеев формируются за счет:

  • частных коллекций;
  • аренды отдельных экспонатов или целых коллекций в других музеях.

СПРАВКА: Первые музеи в России формировались на базе приватных коллекций. Так, возникший в 1764 году Эрмитаж первое время пополнялся только частными коллекциями. К примеру, знаменитая Сибирская коллекция золотых украшений сначала принадлежала Петру Первому и только во второй половине 18 века была передана из Кунсткамеры в Эрмитаж, где и хранится до сих пор.

Подбор персонала

Подбор персонала – важный и ответственный момент. Персонал – лицо музея. От того, насколько он качественно выполняет свою работу, зависит успех или неудача этого бизнеса.

Для организации музея понадобится:

  1. Экскурсовод. Он должен идеально знать экспозиции, находить связь между экспонатами и понимать исторический контекст находок. В идеале это профессиональный историк или музейщик. Кроме этого, он должен владеть иностранными языками – чтобы устраивать экскурсии зарубежным туристам.
  2. Реставратор. Большинство археологических находок необходимо реставрировать. К примеру, керамическая посуда обычно поступает в музеи разбитой – ее нужно восстанавливать. Это под силу только профессиональному реставратору.
  3. Охранник. Без надлежащей охраны открывать музей нет смысла – его могут быстро ограбить.
  4. Кассир-бухгалтер. В маленьких музеях должность бухгалтера обычно закреплена за кассиром. Это позволяет экономить на содержании сотрудников.
  5. Оценщик. Коллекции необходимо регулярно пополнять. Покупать экспонаты без профессионального оценщика невозможно – есть риск переплатить или наткнуться на подделку.

Что хранится в фондах музея

Музей В.И.Ленина хранит в своих фондах десятки тысяч экспонатов, среди них письма, фотографии, плакаты, картины, работы народных мастеров из нескольких десятков стран.

Здесь хранится своеобразная летопись советской истории, огромное количество информации по индустриализации, коллективизации.

Собраны практически все рукописные работы В.И. Ленина, редкие издания книг, написанные лично им. Хранятся газеты с ленинскими статьями. Лично Лениным написанные листовки, декреты Советской власти и постановления Совета Народных Комиссаров, которые он также лично написал и подписал.

Проблемы гигиены ставят крест на тестерах в магазине

Некоторые русские имена вызывают у иностранцев странные ассоциации

Когда вода придёт: как повышение уровня моря в Сенегале разрушает целые города

Вся эта коллекция формировалась в течение нескольких десятков лет, в ней собраны предметы, связанные с жизнью Ленина, с историей Коммунистической партии и Советского государства.

В 1993 году музей Ленина был закрыт, все экспонаты перешли в фонды Главного исторического музея.

Практическая информация

Двери музея всегда гостеприимно распахнуты для гостей. Групповые экскурсии проводятся по предварительному заказу.

Адрес, как добраться

Музей археологии Москвы расположен по адресу: Москва, Манежная площадь, 1А.

Как доехать на общественном транспорте:

  1. Метро: проезд до станций «Охотный Ряд», «Театральная», «Площадь Революции». Далее пешком. Вход в музей находится на Манежной площади, рядом с углом здания гостиницы Four Seasons Hotel Moscow, напротив памятника маршалу Жукову.
  2. Наземным транспортом: автобусами №№ Н1, Н2, Н11, М2, М3, М10, М27, 101, 144, 904 до остановки «Манежная площадь», далее пешком.


Расположение музея на карте.

Режим работы

Рабочие дни: вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье с 10:00 до 20:00, кассы – до 19:00. В четверг посетителей ждут с 11:00 до 21:00, кассы открыты до 20:00.

Выходной день – понедельник.

Стоимость билетов

Входные билеты продаются на месте – в кассах музея – и на официальном сайте.

Категории билетов:

  • полный – 300 руб.;
  • льготный – 150 руб.;
  • семейный (3 человека) – 700 руб.

Право на льготный билет имеют:

  • дети от 7 до 17 лет;
  • студенты техникумов и колледжей;
  • многодетные семьи;
  • лица пенсионного возраста;
  • инвалиды второй и третьей групп.

Входят бесплатно:

  • герои Советского Союза и Российской Федерации;
  • ветераны ВОВ;
  • военнослужащие по призыву;
  • лица, пережившие блокаду;
  • узники концлагерей;
  • дети до 6 лет;
  • студенты очных отделений российских вузов;
  • обладатели студенческой карты ISIC;
  • инвалиды первой группы;
  • работники государственных музеев России и государств СНГ.

По третьим воскресеньям месяца вход в музей бесплатный.

Контакты

Связаться с администрацией можно по телефону: +7 (495) 692-0020.

Электронная почта: muzarhmos@mosmuseum.ru.

Цена вопроса

Расходы на создание музея зависят от масштаба проекта, количества и типа используемого оборудования, декоративных материалов. Кроме того, необходимо учитывать, что он должен постоянно развиваться, пополняться новыми экспонатами и инсталляциями. А это тоже требует затрат. Поэтому многие специалисты рекомендуют открывать полноценные музеи крупным компаниям, которые смогут нести расходы без ущерба для бюджета. Но это не значит, что другим организациям остаётся только смотреть на своих конкурентов. Ведь всегда можно создать экспозиционный ансамбль прямо в офисе, выделив для него пару квадратных метров.

История появления

Первоначально коллекция находилась в одном из залов БЦ «Верейская Плаза» на западе Москвы. Появилась она в мае 2006 года и называлась «Частный музей русской иконы». Тогда же был учрежден благотворительный фонд с тем же названием. Параллельно шла реконструкция двух особняков XIX — начала XX века на Гончарной улице для последующего экспонирования и хранения произведений.

25 января 2011 года состоялось торжественное открытие музея Русской иконы, на котором присутствовал в том числе и министр культуры РФ. На сегодняшний день музей заслужил широкое общественное и профессиональное признание, постоянно расширяет и пополняет свою коллекцию, а также стал первым русским частным собранием, принятым в Международный совет музеев при ЮНЕСКО.

Музей русской иконы

Не посчитали

Музейная отрасль сильно пострадала из-за пандемии. Но если государственные институции смогли прожить карантинные месяцы на бюджетном финансировании, то частным заведениям рассчитывать было не на что. В конце мая в Ассоциации частных музеев России «Известиям» сообщили, что из примерно тысячи организаций около 600 не смогут пережить текущую ситуацию, если не получат господдержку.

Власти призыв услышали: в том же месяце была создана рабочая группа для «подготовки дополнительных предложений по поддержке организаций культуры, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции». Адресатами этой помощи должны были стать как раз частные музеи и театры. В письме (имеется в распоряжении «Известий») на имя заместителя Ассоциации частных музеев России Алексея Харюткина врио директора департамента музеев Минкультуры Алексей Мудров сообщил, что идет разработка комплексной программы продвижения и поддержки частных институций.

Однако, как оказалось, у государства просто не хватает информации о том, какие музеи действуют в стране и что они собой представляют.

к1

Музей рубанка в Енисейске

Фото: РИА Новости/Илья Наймушин

— Закон о музейной деятельности — 54-ФЗ — есть, а собственно списка частных учреждений, подпадающих под его действие, — нет, — рассказал «Известиям» глава Ассоциации частных музеев Алексей Шабуров. — В базе Союза музеев значится 34 частных организации. В реальности их в десятки раз больше. Поэтому основная цель сейчас — получить представление о том, что у нас в этой сфере имеется в «сухом остатке». А уже потом, на выставках «Интермузей» или «Частные музеи России», Министерство культуры совместно с нашей ассоциацией смогут убедиться в соответствии этих заведений федеральному закону.

Плюсы и минусы

Прежде чем приступать к осуществлению задумки, необходимо оценить преимущества и недостатки проекта по открытию выставочного зала:



Плюсы

Минусы

1 Деятельность не лицензируется, не нужны специальные разрешения и согласования. Дорогостоящее удачное расположение помещения. Если место арендуется, то возникает риск расторжения договора и перемещения коллекции, придется начинать все сначала.
2 Предприниматель способен самостоятельно выполнять всю работу. Обширный штат персонала требуется только в крупных музеях. Бизнес обычно имеет сезонность и сдвиг основной массы посещений в сторону выходных дней.
3 Если начинающий бизнесмен обладает редкими и необыкновенными объектами, то это повышает вероятность успешного развития дела. Чтобы адекватно оценить значимость коллекции, необходимо обладать специальными знаниями и умениями.

При реализации бизнес-идеи нужно обращать внимание на критические моменты. Например, составлять график работы музея так, чтобы люди имели возможность посетить заведение в субботу и воскресенье, а также в поздние вечерние часы

Обидеть может каждый

Опрошенные «Известиями» представители частных музеев признают: идея о реестре в принципе хорошая. Но вопросов пока больше, чем ответов.

Информации о принципах дальнейшего функционирования реестра еще слишком мало, поэтому непонятно, насколько полезен он окажется на практике, считает гендиректор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова. К тому же не всё зависит от государства.

— Если благодаря реестру частным и государственным организациям станет проще выстраивать взаимоотношения, то это, безусловно, хорошо. При этом способствовать сотрудничеству госсектора с частными учреждениями должен не столько сам реестр, сколько качественно высокий уровень частных институций, — отметила Юлия Петрова в комментарии «Известиям».

Говорить об этом уровне надо очень осторожно и деликатно, предупреждает Сергей Кузнецов. Услышать от представителей государства, что коллекция не имеет ценности, — сильный удар для энтузиаста, который, может, даже не имея значительных финансовых ресурсов, многие годы собирал экспонаты, тратил на это свою зарплату или пенсию и однажды решил представить накопленное публике

В конечном счете, таким людям важна даже не материальная поддержка, а внимание и признание их заслуг по сохранению корневой культуры страны. Это и будет главным стимулом работать дальше

к5

Музейно-выставочный центр «Апатит» в Кировске

Фото: Музейно-выставочный центр КФ АО «Апатит»/mvc-apatit.ru

«Момент истины» для частных музеев настанет в августе. Во второй половине месяца статс-секретарь – заместитель министра культуры Алла Манилова проведет онлайн-конференцию с представителями Ассоциации и входящих в нее организаций со всей страны, и до конца лета первая версия реестра будет сформирована. По оценке Алексея Шабурова, на данном этапе в нее попадут 400–500 музеев. Но в перспективе перечень может быть расширен.

Затраты частного музея

Первоначальные инвестиционные затраты на открытие частного музея

1200 000 руб. (мебель

стеллажи 100 000 руб., витрины

100 000 руб., отделка и ремонт помещения

400 000 руб., приточно-вытяжная вентиляция

Самые большие затраты музея на составление/покупку экземпляров коллекции!

Ключевые постоянные затраты после открытия музея: аренда помещения, включая коммунальные платежи, заработная плата, издержки по содержанию коллекции, продвижению и рекламе в интернете, текущие затраты на типографию и прочие страховые расходы с ПФР, ФСС и ФОМС. Основные затраты приходятся на аренду помещения, поэтому для снижения издержек рекомендуется задействовать: промышленные объекты, цокольные этажи, полуподвальные помещения в центре города. Так же рекомендуется создать резервный фонд на оплату ключевых затрат (аренда и заработная плата сотрудникам) на один год вперед, это позволит функционировать даже при неблагоприятных изменений рынка и убытках.

Людям нужна вся история

Люди старшего поколения помнят, что когда-то посещение ленинского музея было событием. Сергей Михалков про это написал стихотворение, которое в СССР знал каждый школьник:

Историческое наследие — не пустая фраза. Не может быть народного единства, примирения и согласия, когда из истории страны выбрасывается целый век. Такое впечатление, что в умах молодежи остался расстрел царской семьи и после этого в 1991 году появился первый президент России.

Знакомый из Сочи был на даче Сталина, она сейчас кем-то выкуплена, но частные экскурсии проходят. Он рассказал, что там хранилось более 5000 книг с его пометками. Их начали растаскивать еще в советское время и сейчас не осталось ничего.

Использовали ткань в качестве обоев: результат вполне достойный (фото)

Семейная пара построила под Петербургом уменьшенную копию пирамиды Хеопса

Выщипывание – простейшая операция, если вы хотите вырастить сочные помидоры

В открытых источниках пишут, что в фондах филиала Исторического музея хранятся экспонаты, связанные и с деятельностью И.В. Сталина. В ходе кампании по разоблачению «культа личности» было дано указание их уничтожить, но каким-то чудом они сохранились. Однако до сих пор не включены в активный научный оборот.

Бесценный груз

Алексей Шабуров рассчитывает, что Минкультуры в некоторых случаях согласится на включение в реестр музеев с «неправильным» правовым статусом, если у них есть ценная коллекция. Впрочем, определить это — задача не из легких. Ведь многие собрания состоят не из предметов антиквариата и искусства, а из вещей, которые сами по себе, может, и не уникальны, но вместе неординарно раскрывают определенную тему. Например, в России существуют Музей козла и Музей яблока. Поэтому к экспертизе планируется привлечь государственные учреждения тех регионов, где функционируют частные институции, претендующие на включение в реестр.

В Минкультуры признают: главная сложность — отделить малые частные заведения, формирующие региональную культурную среду, от тех, которые пользуются вывеской «музей», но по своей сути скорее относятся к коммерческим организациям.

Однако не факт, что сами музеи будут стремиться попасть в реестр. Слишком мало пока информации о том, в какой конкретно форме будет оказываться поддержка включенным в список организациям, а вероятность дополнительного контроля со стороны государства — настораживает.

к4

Музей «Традиционные лодки Белозерского края» в Вологодской области

Фото: официальный портал о туризме Вологодской области/vologdatourinfo.ru

— Может оказаться так, что я как владелец небольшого частного музея ничего не выиграю от включения в этот реестр, только получу новые обязанности. Будет приходить масса запросов — «дайте вот такой отчет, заполните такую таблицу…», — беспокоится Сергей Кузнецов. — Помимо меня в музее работает только один человек: он и экскурсовод, и хранитель, и полы может помыть, когда надо. Малые учреждения в регионах не дают того оборота, который позволяет держать большой штат. Как правило, это два-три человека персонала. Когда они будут заниматься обработкой подобных запросов?

Юбилейный проект ММОМА и «Уланова»

Открывается и Московский музей современного искусства. «Мы будем возвращаться к привычному режиму работы в несколько этапов и начнем с открытия для посетителей всех площадок, продления нашей юбилейной выставки и ключевых проектов 2020 года, открытия библиотеки, книжного магазина и кафе», — сообщили в пресс-службе.

Гости смогут увидеть выставку «Воспоминания об АРТART», посвященную одному из знаковых явлений советского андеграунда, она продлена до 23 августа, а также выставку «Татьяна Назаренко. Будущее в прошлом», которая будет доступна до 16 августа. Начнет работать постоянная экспозиция Музея-мастерской Зураба Церетели.

Будет открыт и масштабный юбилейный проект «ММОМА 99/19», он продлен до 13 сентября. Выставка открылась для публики 19 декабря и заняла все здание MMOMA на Петровке, 25. Пространство музея разделили на тематические залы, в каждом из которых свой куратор. В их числе президент Российской академии художеств Зураб Церетели, телеведущий и журналист Андрей Малахов, режиссер Кирилл Серебренников, Директор Центра Помпиду (Париж) Бернар Блистен, журналист Алена Долецкая, путешественник Федор Конюхов, кардиохирург Михаил Алшибая и другие эксперты.

Открывается для посетителей и Театральный музей им. Бахрушина и все его филиалы. «Выход в офлайн обеспечен соблюдением предписанных норм и правил безопасности как для посетителей музея, так и его сотрудников», — подчеркнули в его пресс-службе. Первой премьерой музея после карантина станет вернисаж выставки «Дневники фронтовых бригад», созданной при поддержке фонда «История Отечества». Открытие запланировано на 23 июня в Театральной галерее Дома-музея Островского. Выставка приурочена к 75-летию Победы.

С учетом временного закрытия всех экспозиций и текущих выставок продлен срок проведения юбилейной выставки «Уланова» до 12 июля. Выставка, которая открылась в январе к 110-летию со дня рождения балерины, стала одной из самых посещаемых в Бахрушинском музее за последние три года. Организаторы говорят, что выставка показывает Уланову не только как балерину и педагога, но и «как красивую и элегантную женщину — представительницу советской элиты, которую отличал изысканный вкус». Среди экспонатов — принадлежавшие Улановой драгоценности, одежда и обувь. Их выставляют впервые. Экспозицию сопровождают кинопоказы — гости музея смогут больше узнать об Улановой через фильмы-балеты с ее участием, а также через документальные кинокартины.

Концепция

В музейном бизнесе важно определиться с форматом и тематикой заведения. Вкусы людей быстро меняются, поэтому выбираются универсальные и непреходящие ценности, либо, наоборот, нечто эпатажное

Например, в музей эротики или орудий пыток ходит масса любителей острых ощущений.

В городах с изначально туристической направленностью проще — люди приезжают отдыхать, стараются получить новые впечатления и расширить кругозор. Такой контингент сам придет в музей, задача владельцев — ярко обозначить свое присутствие на картах, в справочниках, путеводителях. Чтобы привлечь аудиторию и создать место паломничества в обычный, ничем не примечательный пункт, прилагается немало усилий.

Музеи обычно бывают 2 типов:

  • в помещении;
  • под открытым небом.

Также различают моно-музеи и микс из различных тематик, объединенных под одной крышей.

Удачным решением будет соединить развлекательную и познавательную функции, например, как это сделано в музее Дарвина, с элементами шоу-программы, цветомузыкой, демонстрацией киноматериалов. Еще одна ниша в бизнесе — ориентация на узкий спектр интересов объемной аудитории.

Такой путь выбрал музей НЛО, бокса, ретро-автомобилей. Поклонники в этих сферах исчисляются тысячами, при постоянном обновлении экспонатов обеспечен стабильный поток клиентов.

Традиционной считается художественная направленность — галереи и пассажи с картинами, фотографиями, инсталляциями. Обязательно предоставляется возможность посетителям приобрести понравившиеся работы.

Любой частный музей, созданный не ради чистого искусства, а для извлечения финансовой выгоды, существенную часть дохода получает от реализации дополнительных услуг, продажи оригинальных экспонатов или копий. Часто плата взимается за разрешение вести кино- и фотосъемку на территории выставки.

До того как открыть свой музей, важно убедиться, что аналогичное заведение не функционирует в городе и окрестностях. Иначе затея обречена на провал — посетители будут ехать в известное и раскрученное место

Даже если максимально использовать рекламные средства, оттянуть и так немногочисленную аудиторию у конкурентов обойдется слишком дорого и нерентабельно.

Финансовый план

Вложения на старте и текущие расходы

Начальные вложения:

  • покупка или аренда помещения – от 50 тыс. рублей;
  • покупка мебели для экспозиций – 200 тыс. рублей;
  • покупка оборудования для поддержки температурно-влажностного режима – 100 тыс. рублей;
  • уплата государственной пошлины – 800 рублей;
  • реклама – 60 тыс. рублей;
  • заработная плата сотрудников – 150 тыс. рублей;
  • покупка экспонатов – от 100 тыс. рублей.

Доходы

Доходность такого предприятия зависит от:

  • туристической привлекательности города;
  • расположения музея;
  • сезонности;
  • представленных экспозиций и интереса к ним общественности.

Средняя стоимость входного билета – 200 рублей. Дополнительная прибыль – услуги экскурсовода и платное разрешение на фотосъемку экспонатов.

Услуги экскурсовода – 1000 рублей. Плата за использование фотоаппарата – 100 рублей.

Ежемесячный заработок – 400 тыс. рублей.

Подсчёт прибыли

Каждый месяц доход от работы музея составляет 400 тыс. рублей. Из этой суммы вычитаются налоги, плата за коммуналку, а также заработные платы сотрудников.

Чистая прибыль – 200 тыс. рублей.

Окупаемость – от 1 года.

Музейный бизнес – не новый, но до сих пор актуальный вид предпринимательской деятельности. Большинство отечественных музеев формировались из частных коллекций. На этом можно зарабатывать и сегодня. Экспонаты можно покупать абсолютно законно – без участи черных археологов и других охотников за древностями.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий