Инициативный аудит как форма экспертной независимой оценки третьей стороной

Баймуратов Ильгиз Юсупович

Вице-президент международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza,

Заместитель генерального директора ООО «ФинЭкспертиза»

Образование

  • Российский Университет Дружбы народов, специальность — экономика;
  • Высшая школа экономики. Специальность — бухгалтерский учет и аудит;
  • Кандидат экономических наук;
  • Квалификационный аттестат аудитора;
  • Сертифицированный общественный бухгалтер США (CPA).

Профессиональный опыт

  • В ФинЭкспертизе – с 2015 года. До этого в течение последних трех лет успешно осуществлял руководство финансовой службой крупнейшего машиностроительного холдинга, принимал активное участие в его формировании с начального этапа как в части привлечения и структурирования внешнего финансирования, проведения сделок, так и в области постановки функций финансового, бухгалтерского, налогового учета, казначейства и контроллинга;
  • Опыт руководства проектами по оказанию аудиторских и сопутствующих услуг для предприятий энергетики, металлургии, машиностроения и нефтегазовой отрасли в компаниях Большой Четверки составляет более 14 лет;
  • Осуществлял сопровождение сделок крупнейших российских производственных холдингов по размещению долговых и долевых ценных бумаг на российском и зарубежных рынках капиталов.

Чем руководствоваться при осуществлении закупки?

В силу ст. 1 Закона о контрактной системе обозначенный закон направлен на регулирование отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности ведения таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в данной сфере.

Исходя из п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о контрактной системе названный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со ст. 5 Федерального закона № 307-ФЗ. Таким образом, при заключении договора на проведение инициативного аудита бюджетное учреждение обязано руководствоваться положениями Закона о контрактной системе.

Напомним, что бюджетные учреждения обязаны осуществлять закупки за счет средств субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств согласно требованиям Закона о контрактной системе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 15 данного закона, когда бюджетное учреждение осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Напомним: чтобы бюджетные учреждения могли не применять Закон о контрактной системе в перечисленных случаях, им нужно разработать положение о закупках и разместить его до начала года на официальном сайте РФ в Интернет для публикации информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или производят закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений.

Учреждение выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

* * *

В заключение отметим, что бюджетное учреждение может привлечь для проверки состояния своего бухгалтерского учета и отчетности аудиторскую организацию либо индивидуального аудитора, убедившись, что они являются членами саморегулируемой организации аудиторов. При этом следует учитывать, что привлечение аудиторской организации (индивидуального аудитора) для проверки достоверности своей отчетности не освободит названное учреждение от возможных проверок как со стороны органов государственного (муниципального) финансового контроля, так и со стороны учредителя.  

Какие виды аудита бухгалтерской отчетности существуют?

Обязательный аудит

Обязательный аудит является наиболее прозрачной и понятной процедурой анализа финансового состояния с точки зрения механики его проведения. Цели такой проверки определяются международным стандартом МСА 200, который применяется с 2017 года, а также Приказом Минфина №192н от 24 октября 2016 года.

Обязательный аудит бухгалтерской отчетности является своего рода ревизией и грозит далеко не всем компаниям. Процедура возможна по отношению к тем фирмам, стоимость активов которых за прошлый год составила более 60 000 000 ₽, а балансовый объем выручки — 400 000 000 ₽. Также под прицел аудиторов попадают компании, ценные бумаги которых допущены к торгам, или же организация представляет и/или раскрывает консолидированную отчетность.

Кроме того, статья 5 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определяет перечень организаций, которые должны проходить данную процедуру. Среди них:

  • акционерные общества,

  • госкомпании, корпорации и ФГУП,

  • публично-правовые компании,

  • ряд организаций из коммерческой сферы (банки, кредитные организации, БКИ, МФО, НПФ, участники рынка ценных бумаг, УК инвестиционных фондов),

  • политические партии.

Инициативный аудит

Инициативный или добровольный аудит бухгалтерской отчетности заказывает руководитель или владелец компании. Часто проверку заказывают на аутсорсинге бухгалтерских и юридических услуг. Таким аудитом могут воспользоваться даже небольшое ООО на УСН.

Процедура может быть как внутренней (силами специалистов компании), так и внешней (привлеченными экспертами). Конечно, только внешняя проверка является объективной и независимой. Поэтому, если целью компании является получение кредита или привлечение инвестора, необходимо воспользоваться услугами внешнего аудитора, не аффилированного с компанией и не являющегося партнером, родственником или знакомым руководителя.

Банкам

Для организаций, работающих в банковском секторе, мы готовы предложить любые из перечисленных выше видов аудиторских услуг, поскольку мы знаем о том, что именно организации банковской сферы являются потребителями наших продуктов на постоянной основе. Абсолютно все вопросы, связанные с деятельностью вашей организации — анализ отчетности, проверку уставных документов, контроль финансовых операций и общего положения бизнеса — вы можете решить с нашей профессиональной помощью в любое удобное для вас время. Мы гарантируем получение вами качественного, своевременного и профессионального результата работ.

Обзор документа

Минфин утвердил федеральный стандарт, определяющий термины, принципы и задачи внутреннего финансового аудита. В частности, обозначены такие принципы, как законность, функциональная независимость, объективность, компетентность, профессиональный скептицизм, системность, эффективность, ответственность и стандартизация. Среди задач — выявление избыточных (дублирующих) операций, подготовка предложений по совершенствованию бюджетной процедуры.

Приказ вступает в силу с 1 января 2020 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Аудиторская проверка

Перед началом проверки попросите аудиторов прислать перечень необходимых при проверке документов, чтобы ваши бухгалтеры могли успеть все вовремя приготовить, запросить из архива. Также ваши сотрудники, занимающиеся обслуживанием информационных систем, должны организовать предоставление аудиторам либо архива бухгалтерской базы для последующей установки ее на ноутбуки аудиторов, либо доступа к вашей бухгалтерской базе (ее копии). При этом следует установить для аудиторов ограничения в виде невозможности изменять данные бухгалтерской базы.

Затем лучше назначить сотрудника, ответственного за предоставление аудиторам информации и документов, и сообщить аудиторам его контактные данные, адрес электронной почты для отправки запросов.

Аудиторская проверка обычно занимает от недели (для небольших проверяемых фирм) до месяца. При этом аудиторы запрашивают необходимые им документы –акты, накладные, кадровые документы, счета-фактуры, договоры, учетную политику, налоговую отчетность, акты сверки с контрагентами, налоговыми и таможенными органами,  различные пояснения у ваших сотрудников, как письменные, так и устные.

Проверяются все разделы бухгалтерского учета, аудиторы участвуют в проведении инвентаризации имущества фирмы, если его стоимость является существенной, проверяют правильность расчета налогов, взносов, соответствие ваших данных о состоянии расчетов с бюджетом и данных вашего лицевого счета в налоговой инспекции, данных вашего учета расчетов с поставщиками и покупателями и данных о состоянии расчетов, полученных у ваших контрагентов, проверяется правильность составления бухгалтерской и налоговой отчетности, соблюдение налогового, валютного, кассового, частично трудового и гражданского законодательства.

По итогам аудита  аудиторы в своем офисе пишут  отчет о выявленных нарушениях, ошибках и налоговых рисках. В нем подробно все эти вещи описываются и даются рекомендации по их исправлению/уменьшению.

Также, когда составлена и подписана бухгалтерская отчетность вашей компании,  оформляется аудиторское заключение: это небольшой документ (3-4 страницы) с официальными формулировками, предписанными аудиторскими стандартами, в котором приводится мнение аудиторской организации о бухгалтерской отчетности клиента. Мнение именно о бухгалтерской отчетности — о том, насколько она достоверно отражает имущественное положение предприятия на 31 декабря проверяемого года, его финансовые результаты, движение его денежных средств за проверяемый год.

В аудиторском заключении может быть указано как положительное мнение аудиторов: бухгалтерская отчетность достоверна, так и отрицательное мнение или мнение с оговоркой – что отчетность недостоверна по такой-то причине, или достоверна за исключением таких-то показателей. Также аудиторы, проведя аудит, могут отказаться от  выражения своего мнения. Это происходит в очень редких случаях, когда аудиторам не были предоставлены все необходимые им документы, бухгалтерские регистры, пояснения, так что аудиторы оказываются не в состоянии оценить достоверность бухгалтерской отчетности  не по своей вине, а по вине заказчика аудита.

Подписанное аудиторское заключение аудиторы сшивают с вашей бухгалтерской отчетностью, и Вы в случае проведения обязательного аудита должны предоставить этот комплект до конца марта, следующего за отчетным годом, в государственные органы статистики. Также аудиторское заключение можно  предоставить при необходимости в банк, своим партнерам и т.д.  Отчет по итогам проверки является конфиденциальным, никому из сторонних лиц предоставляться не должен.

Аудит отчетности специального назначения

Эта аудиторская услуга является разновидностью инициативного аудита. Вам она может потребоваться, если помимо стандартизированной и установленной государственными нормами отчетности, вы формируете другую отчетность, установленную какими-либо правилами (например, определенными в договоре с контрагентом). При этом вам необходимо подтверждение независимого аудитора о том что, отчетность сформирована в соответствии с предъявляемыми требованиями. Более того, во многих договорах условие проведения аудита специальной отчетности третьими, независимыми лицами, прописано напрямую. Нашей компанией разработаны внутрифирменные методики по проверке отчетности специального назначения, наши специалисты имеют большой опыт оказания подобных аудиторских услуг, мы гарантируем качественный и индивидуальный подход и всегда готовы помочь вам в этом вопросе. 

Какова цель

Основная задача аудита состоит в том, чтобы повысить степень уверенности пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности в том, что, отчетность подготовлена во всех существенных аспектах в соответствии с правилами составления бухгалтерской отчетности, установленными в Российской Федерации. Эта задача решается путем формулирования аудитором мнения относительно соответствующей бухгалтерской отчетности.

В ходе аудиторской проверки аудитор несет ответственность за обеспечение разумной уверенности в том, что бухгалтерская отчетность в целом не содержит существенного искажения как вследствие недобросовестных действий, так и вследствие ошибки.

Результатом услуги по проведению проверки является аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемого лица, содержащее выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

В аудиторском заключении может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности. Модифицированное мнение может быть выражено в форме мнения с оговоркой, отрицательного мнения, отказа от выражения мнения.

Форма, содержание, критерии выдачи аудиторского заключения, основания для включения в него оговорок, выражения отрицательного мнения или отказа от выражения мнения четко регламентированы федеральным законом об аудиторской деятельности и стандартами аудита.

Если предприятие по итогам аудиторской проверки получает немодифицированное аудиторское заключение, то оно в конкретных обстоятельствах может повлиять на повышение привлекательности организации в сфере бизнеса и партнерства, так как предоставит ее пользователям возможность сделать вывод о добросовестности и платежеспособности аудируемого лица, Для собственников бизнеса наличие немодифицированного заключения является признаком того, что финансовая отчетность составлена без существенных нарушений.

Аудитор проверяет качество ведения бухгалтерского и налогового учета, правильность составления и подготовки отчетов, проверяет на соответствие нормативным актам существенные операции хозяйственной жизни организации, учитывая применимую нормативно-правовую базу. По результатам аудита, аудитор фиксирует выявленные замечания и сигнализирует о незаконных действиях в отчете. В  отчете так же отмечаются существенные искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности, возникшие вследствие несоблюдения компанией законов и нормативных актов.

В ходе проведения услуги аудиторской проверки вы можете рассчитывать на получение качественных разъяснений по вопросам, возникающим в течение ее проведения. Результатом являются:

  • аудиторское заключение, которое вы предоставите соответствующим законодательным структурам и иным пользователям;
  • отчет о результатах аудита, который предназначен для внутреннего использования и, мы надеемся, будет полезен руководителю, финансистам, бухгалтерам и иным заинтересованным лицам с целью внесения в учет соответствующих поправок и исправлений.

Мы рекомендуем вам контролировать показатели деятельности вашего предприятия с целью своевременного обращения к аудиторам. Призываем вас при заключении договоров на услугу проведения обязательного аудита выбирать проверенные и надежные компании. Наша организация более 20 лет занимается аудитом, мы имеем положительные отзывы наших клиентов, многие из которых на протяжении достаточно долгого времени сотрудничают с нами, так как ценят качество, оперативность, индивидуальный подход и профессионализм наших специалистов.

Виды аудита предприятия

В зависимости от специфики деятельности или желания руководителей, аудит предприятия может быть одним из следующих видов:

  1. Аудит бухгалтерской отчетности. Данный вид аудита предусматривает проверку всех финансовых отчетов, которые составляет бухгалтер на предприятии. В рамках данного аудита, проверяют:

    • Сопоставимость данных отчетности учетным данным.
    • Соответствие отражения показателей отчетности нормативному законодательству и учетной политике предприятия.
  2. Налоговый аудит. При таком аудите проверяют:

    • Соответствие определения налоговой базы нормам законодательства и учетной политике
    • Правильность определения и отражения на счетах учета налоговой базы
    • Правильность составления налоговой отчетности.
    • Своевременность перечисления налогов в бюджет.
  3. Аудит ценообразования. При данном аудите осуществляют проверку обоснованности цен на выполнение заказов предприятия.

    Замечание 1

    Такой аудит, чаще всего осуществляют на предприятиях, которые выполняют государственные заказы, например на строительство бюджетных объектов.

  4. Аудит хозяйственной деятельности. Данный вид аудита наиболее распространенный, так как охватывает все объекты учета на предприятии. Это может быть аудит:

    • запасов;
    • основных средств;
    • собственного капитала и т. д.

    Замечание 2

    Для каждого объекта аудита хозяйственной деятельности, существует своя специфика его проведения.

  5. Специальный аудит. Такой вид аудита осуществляют на предприятиях в определенной спецификой деятельности. Это может быть:

    • Экологический аудит.
    • Аудит выполнения специальных норм и требований в деятельности предприятия.
  6. Управленческий аудит. Данный вид аудита направлен на проверку деятельности управленческих структур на предприятии

Что такое аудиторская проверка

Аудиторская проверка является независимой и включает в себя сбор, оценку и анализ данных, которые указывают на функционирование и финансовое положение государственного, коммерческого или частного предприятия (аудируемого лица).

Полученные результаты дают возможность сделать окончательные выводы (заключение) того, насколько правильно ведется бухгалтерский учет, является правдивой и достоверной финансовая отчетность.

Независимой проверкой предусмотрен всего лишь контроль над тем, как соблюдаются законы и нормы хозяйственного права и нет ли нарушений в налоговом законодательстве.

Полностью отсутствует целенаправленное выявление ошибок в работе бухгалтеров (финансистов).

2.3. Методика аудита финансово-хозяйственной деятельности ООО «Оценка»

      Предмет
аудита финансово-хозяйственной деятельности
— финансовые отношения предприятия, его
экономический потенциал (ресурсы, выражаемые
в терминах финансов и источники их формирования)
и результаты использования.

      Целью
аудита ООО «Оценка» в общем виде является
получение объективной, полной и точной
картины текущего финансового положения
предприятия и оценка возможностей его
изменения в краткосрочной и долгосрочной
перспективе. В зависимости от вида отношений
предприятия с каждым конкретным контрагентом
(инвестиционные, кредиторские, прочие)
конкретные цели анализа финансового
состояния будут различны. Для кредитора
эта цель — определение кредитоспособности,
для инвестора — инвестиционной привлекательности
и т.п. Различие целей анализа предопределяет
различия в его информационной базе и
методике проведения.

Основные 
методы анализа ООО «Оценка» для целей
аудита:

  • горизонтальный
    (временной) — сравнение каждой позиции
    отчетности с предыдущим периодом;
  • вертикальный
    (структурный) — определение структуры
    итоговых показателей с выявлением влияния
    каждой позиции отчетности на результат
    в целом;
  • трендовый
    (является разновидностью горизонтального
    анализа) — каждая позиция отчетности сравнивается
    с рядом показателей предыдущих периодов
    и определяется основная тенденция развития
    показателя (тренд), очищенная от случайных
    влияний и особенностей функционирования
    организации конкретном периоде;
  • анализ финансовых
    коэффициентов (расчет относительных
    показателей на базе абсолютных) — финансовые
    коэффициенты позволяют сопоставить результаты
    деятельности различных организаций,
    независимо от масштаба абсолютных показателей,
    а также во временном разрезе. Они характеризуют:
  1. неплатежеспособность
    – через коэффициенты ликвидности и платежеспособности;
  1. финансовую
    зависимость или финансовую автономию
    – через долю собственного капитала в
    валюте баланса;
  2. деловую активность
    – через коэффициенты оборачиваемости;
  3. эффективность
    работы — через коэффициенты рентабельности.
    На их базе проводится факторный анализ.

сравнительный
анализ – производится при сравнении
отдельных показателей отчетности фирмы
с показателями дочерних фирм, подразделений,
цехов, с показателями конкурентов, со
среднеотраслевыми и средними общеэкономическими,
с соответствующими показателями прошлых
периодов.

     Эти
методы используются на всех этапах анализа,
который сопровождает формирование
обобщающих показателей финансового состояния
организации.

     Чтобы
получить полную и точную картину финансового
состояния организации, в ходе анализа
должны быть рассчитаны следующие группы
индикаторов.
   
 

Рис.
5. Классификация индикаторов
финансового состояния.

     Такой
подробный анализ проводится обычно
финансовыми менеджерами предприятия
периодически, чтобы быть в курсе всех
изменений в финансовом состоянии и оперативно
реагировать на них.

     Когда
анализ проводится контрагентами предприятия,
набор показателей значительно сужается
в зависимости от того, какая из характеристик
финансового состояния их интересует.

Перечислим 
основные этапы проведения аудита финансово-хозяйственной
деятельности ООО «Оценка»:

1. Анализ
имущества предприятия и источников его
финансирования.

2. Анализ 
ликвидности и платежеспособности
предприятия.

3. Анализ 
финансовой устойчивости и оценка 
потенциального банкротства предприятия.

4. Оценка 
деловой активности и результативности 
деятельности предприятия.

    
Полученные в результате анализа 
показатели оцениваются при помощи 
следующей последовательности аналитических 
процедур:

  • сравнение
    показателя с его величиной в прошлом
    периоде, с данными плана и прогноза, с
    нормативной величиной, со среднеотраслевыми
    значениями,
  • выявление
    факторов, повлиявших на величину показателя,
    и расчет возможных изменений показателя
    при динамике того или иного фактора
  • прогнозирование
    необходимой величины показателя на перспективу
    и установление способов достижения этой
    величины
  • выявление
    взаимозависимости показателей финансового
    состояния с целью обеспечения их целенаправленного
    воздействия на повышение эффективности
    деятельности организации
  • обоснование
    гипотез динамики финансового состояния
    при изменении условий деятельности предприятия.

Глава
3. Регламентация критериев
оценки результатов
финансово-хозяйственной
деятельности ООО «Оценка»

Бюджетные нарушения.

В статье 306.2 БК РФ говорится, что бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения может применяться не только финансовыми органами и органами Федерального казначейства, но и органами управления государственными внебюджетными фондами. Напомним, что бюджетная мера принуждения применяется на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Законопроектом уточнено, что под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, содержащий основания для применения к объекту контроля бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления и использования (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или с нарушением обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении средств из бюджета, либо суммы средств, использованных не по целевому назначению, по каждому основанию для применения бюджетных мер принуждения.

Согласно новой редакции ст. 306.3 БК РФ финансовые органы, органы управления государственными внебюджетными фондами принимают решения о применении бюджетных мер принуждения, решения об их изменении, их отмене или решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения в случаях и порядке, установленных Правительством РФ, а также направляют решения о применении бюджетных мер принуждения, решения об их изменении (отмене) Федеральному казначейству (финансовым органам субъектов РФ или муниципальных образований), копии соответствующих решений органам государственного (муниципального) финансового контроля и объектам контроля.

Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований) исполняет решение о применении бюджетных мер принуждения (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), в установленном финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом порядке исполнения решений о применении бюджетных мер принуждения.

Уточнения коснулись и отдельных положений ст. 306.4, 306.8 БК РФ. 

Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193. 

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий