Антимонопольная политика государства

Понятие хозяйствующего субъекта

Монополист выступает в качестве важнейшего элемента в системе регулирования. В отечественной юридической практике количественные критерии и содержание субъекта выражено понятием «доминирующее положение». Это определение является центральным в Законе о конкуренции.

Согласно нормативным актам, доминирующая позиция представлена в качестве исключительного положения одного либо нескольких субъектов хозяйствования на рынке конкретного товара, позволяющего ему (им) оказывать решающее воздействие на общие условия его оборота либо затруднять доступ к нему прочим субъектам. В РФ монополистом признается предприятие, доля которого по определенной продукции составляет 65% и более. В некоторых случаях, по решению контролирующей организации, доминирующее положение признается за субъектом, чья доля не превышает 35%.

Зачем правительству России бороться с монополиями?

В России монополистическая деятельность сопровождается достаточно большим списком трудностей и негативных последствий для экономики страны в целом. Это не только недостаточные объемы производства, но и завышенные цены, низкая эффективность предприятий. Клиенты компаний-монополистов вынуждены принимать высокую стоимость товаров или услуг. Без альтернатив остается согласие с низким качеством продукции либо с ее устарелостью.

Нельзя не отметить замедление технического прогресса, отсутствие высокого сервиса и прочих факторов, которые свидетельствуют о пренебрежении потребностями и интересами потребителя. На фоне огромного букета негативных моментов наиболее существенным остается полная блокировка монополиями механизмов саморегулирования рынка. Монополисты являются в какой-то степени всевластными. Другие участники рыка не могут оказать влияния на сложившуюся ситуацию. Только сознательная антимонопольная политика РФ и прямое вмешательство в ситуацию правительства могут расставить приоритеты.

Современная антимонопольная политика: сущность, виды

Есть 2 вида государственной антимонопольной политики:

  1. Политика в отношении естественных монополий.
  2. Антимонопольная политика по отношению к искусственным монополиям.

В современной экономике принято считать, что эффективность можно обеспечить путем создания конкурентоспособного рынка. Однако в некоторых сферах это невозможно или неэффективно. В таких случаях речь идет о естественных монополиях, когда всего 1 предприятие имеет возможность обеспечить товарами весь рынок, имея при этом самые низкие затраты по сравнению с теми, которые могли бы быть у конкурентов. Это может быть крупная компания на широком рынке и небольшая, если рынок узок (например, оказывающая услуги по подаче вагонов по ж/д ветке необщего пользования для соседних с этой веткой предприятий).

Зачастую такую монопольную организацию отличают технологические особенности или наличие сетевых структур, таких как:

  • линии электропередач;
  • трубопроводы;
  • системы водоснабжения;
  • железнодорожные пути.

Антимонопольная политика в отношении таких предприятий заключается:

  1. В установлении уровня цен.
  2. Регулировке объемов производства.
  3. Регулировании, а при необходимости смене формы собственности.

Под искусственной монополией принято понимать компанию или группу компаний, которые объединяются с целью подавления других предприятий в этой же сфере и получения большой прибыли.

Политика в отношении искусственных монополий следующая:

  1. Противодействие их формированию.
  2. Разрушение уже сложившихся компаний путем запрета слияния крупных фирм, принудительное раздробление на несколько независимых предприятий. 

Техническое регулирование и предпринимательство

Техническое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется прежде всего законом № 184-ФЗ. Согласно п. 1 ст. 1 указанного закона он регулирует:

  • отношения, связанные с требованиями к самой продукции;
  • отношения, связанные с требованиями к сопутствующим процессам, как то: изготовление, хранение, утилизация продукции и прочее. 

Установление технических регламентов не признается ограничением ПД или иной экономической деятельности (определение ВС РФ от 31.01.2018 по делу № 302-КГ17-13396, А33-16286/2016).

Особенностью техрегулирования является то, что иные нормативные акты, прямо или косвенно связанные со сферой применения закона № 184-ФЗ, осуществлением госконтроля в данной сфере, применяются только в части, не противоречащей данному закону (п. 2 ст. 4 закона № 184-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ст. 4 закона № 184-ФЗ федеральные органы исполнительной власти принимают только рекомендательные акты в рассматриваемой сфере. Указанное правило также распространяется на акты госкорпорации «Роскосмос». Исключения для госорганов, заключающиеся в возможности принятия ими обязательных актов, сделаны только для следующих случаев:

  • госзаказы, гостайна, вопросы, связанные с атомной энергией (ст. 5 закона № 184-ФЗ);
  • принятие техрегламентов (ст. 9.1 закона № 184-ФЗ).

Меры антимонопольной государственной политики

Меры антимонопольной государственной политики закреплены на уровне законодательства. Эти меры призваны пресечь и предупредить монопольную деятельность, недобросовестную конкуренцию, ограничения, недопущения и иные препятствия на пути развития конкуренции.

Антимонопольная политика государства включает в себя систему мер, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства, системы налогообложения, приватизации и разгосударствления собственности, создание условий для развития малого бизнеса, денационализации и так далее.

Система мер государственного антимонопольного регулирования экономики включает:

  • во-первых, административные меры, к числу которых относятся квотирование, лицензирование, контроль качества, контроль цен;
  • во-вторых, правовые меры, к числу которых относятся законодательные акты, нормативные акты, включающие в себя инструкции, правила и прочее;
  • в-третьих, косвенные методы экономического регулирования, к числу которых относятся дотации, субсидии, кредитование на льготных условиях, льготы по налогам, пособия;
  • в-четвертых, прямые методы экономического регулирования, к числу которых относят меры кредитно-денежного регулирования, налогового и бюджетного регулирования, тарифного регулирования и так далее.

Осуществление государственной антимонопольной политики возложено на Федеральную антимонопольную службу, которая стремится к созданию условий, обеспечивающих развитие конкуренции и выработку единой политики государства в сфере поддержания конкуренции. Антимонопольная политика в России характеризуется достаточно неактивным характером, выражающимся в осуществлении фиксации случаев нарушения антимонопольного законодательства.

Антимонопольная государственная политика пользуется следующими инструментами:

  • во-первых, повышение налогов для монополиста, обеспечивающее уменьшение их прибыльности;
  • во-вторых, сдерживание уровня инфляции;
  • в-третьих, создание системы регулирования ценовой политики на товары и услуги за счет жесткого ценового контроля;
  • в-четвертых, сохранение естественных монополий в рамках государственной собственности;
  • в-пятых, осуществление контрольно-надзорной деятельности в отношении производства со стороны государства и так далее.

Современная антимонопольная политика российского государства характеризуется достаточно низким уровнем применения активных мер антимонопольного регулирования экономики страны. Антимонопольная политика носит позитивный характер, выражающийся в формировании правовых основ развития конкуренции, но редко пользующийся практическими инструментами поддержания этой политики.

Законодательное обеспечение ограничения монополистической деятельности

Характерной
чертой современной экономики стала ее
демонополизация. Правовой основой этого
процесса является антимонопольное
законодательство. Закон РФ «О
конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках»
определил юридические правила конкуренции,
т.е. состязательности предпринимателей
на товарных рынках. Именно конкуренция
ограничивает возможности каждого
отдельного предпринимателя негативно
воздействовать на общие условия товарного
рынка, стимулирует производство тех
товаров и услуг, которые требуются
потребителю.

Антипод
конкуренции — монополистическая
деятельность, т.е. действия (бездействие)
хозяйствующих субъектов, направленные
на ограничение или устранение конкуренции,
повышение цен.

Закон
определяет доминирующее положение как
исключительное положение хозяйствующего
субъекта на рынке определенного товара,
дающее ему возможность оказывать
решающее влияние на конкуренцию,
затруднять доступ на рынок другим
хозяйствующим субъектам или иным образом
ограничивать свободу их экономической
деятельности. Доминирующим признается
положение хозяйствующего субъекта,
доля которого на рынке определенного
товара превышает предельную величину,
устанавливаемую ежегодно Антимонопольным
комитетом.

Закон
установил, что не может быть признано
доминирующим положение хозяйствующего
субъекта, доля которого на рынке
определенного товара не превышает 35
процентов. Однако с июля 1994 г. Антимонопольным
комитетом этот уровень установлен в
пределах 65% или от 35 до 65%, если он доказан
территориальными органами ГКАП.

Действующее
законодательство Российской федерации
устанавливает для предприятий-монополистов
целый ряд ограничений и неблагоприятных
последствий, в том числе регулирование
цен на их продукцию и ее сбыта. Предприятие
признается монополистом с момента
включения его в Государственный реестр
предприятий-монополистов, составление,
утверждение и ведение которого поручено
антимонопольному комитету Постановлением
Правительства РФ «О государственном
регулировании деятельности
предприятий-монополистов».

Закон
об антимонопольной деятельности не
определил порядок и критерий включения
в Госреестр предприятий. Этот порядок
определен Положением «О государственном
реестре РФ объединений и
предприятий-монополистов, действующих
на товарном рынке», утвержденным
Антимонопольным комитетом Российской
Федерации. За критерий отнесения
предприятий к предприятиям-монополистам
принято лишь доминирующее положение
предприятия на республиканском или
местном товарном рынке. Под местным
товарным рынком понимается территория
(сфера обращения товаров) республики в
составе РФ, автономных образований,
края, области либо группа населенных
пунктов, где есть возможность приобрести
тот или иной товар (услуги, работы).

Представляется,
что одного критерия — доминирующего
положения предприятия на товарном рынке
— для включения в реестр монополистов
недостаточно. Предприятие может занимать
доминирующее положение на соответствующем
товарном рынке, но не злоупотреблять
им. Законом запрещаются действия
хозяйствующего субъекта, занимающего
доминирующее положение, которые имеют
или могут иметь своим результатом
существенное ограничение конкуренции
и (или) ущемление интересов других
хозяйствующих субъектов или граждан.
В числе таких действий закон называет:
изъятие товаров из обращения с целью
создания или поддержания дефицита на
рынке либо повышения цен; навязывание
контрагенту условий договора, не выгодных
для него или не относящихся к предмету
договора (необоснованные требования
передачи финансовых средств, в том числе
в иностранной валюте, сырья, материалов,
изделий, жилых домов, квартир, рабочей
силы контрагента и др.); включение в
договор дискриминирующих условий,
которые ставят контрагента в неравное
положение по сравнению с другими
хозяйствующими субъектами; согласие
заключить договор лишь при условии
внесения в него положений, касающихся
товаров, в которых контрагент (потребитель)
не заинтересован; создание препятствий
доступу на рынок (выходу с рынка) другим
хозяйствующим субъектам; нарушение
установленного нормативными актами
порядка ценообразования. Если эти
действия предприятием, занимающим
доминирующее положение на рынке, не
осуществляются, то оно и не может быть
признано монополистом.

Методы антимонопольного регулирования экономики

Государство обладает достаточно широким спектром методов антимонопольного регулирования экономики. Всю совокупность этих методов можно условно разделить на три группы, к числу которых относятся:

  1. Методы административного регулирования, призванные формировать конкурентную среду за счет создания антимонопольного законодательства, противодействующего формированию и укреплению монополий. Данный вид методов реализуется через систему антимонопольного законодательства и органов государственного управления законодательного, исполнительного и судебного характера. Антимонопольное законодательство противодействует недобросовестной конкуренции, монополизации рынка за счет издания нормативно-правовых актов и контроля их соблюдения со стороны органов государственного управления. Антимонопольное законодательство отражает национальные особенности государства, однако имеет общие черты во всех странах. В частности, она устанавливает государственный контроль в отношении слияния различных компаний, устанавливает запрет на разговоры и соглашения между предпринимателями, препятствует недобросовестной конкуренции. В настоящее время практически во всех странах действует антимонопольное законодательство. Поддержка конкуренции осуществляется посредством заключения межправительственных соглашений, документов Организации Объединенных Наций и других экономических международных организаций;
  2. Государственное регулирование доступа на рынок и контроль рыночной концентрации. Монополия на рынке устанавливает препятствия для проникновения в отрасль новых экономических субъектов. Стремление к монополизации рынка объясняется рядом факторов, к числу которых можно отнести экономию на издержках при расширении масштабов производства, наличие патентов на технологии, контроль сырьевых рынков за счет вертикальной интеграции предприятий, необходимость крупных вложений для получения доступа на рынок, устойчивость потребительского выбора. Власти большинства стран ведут регулярный мониторинг рынков, имеющих трудности с доступом на них, посредством расчета и публикации индексов рыночной концентрации. Некоторые страны применяют пороговые значения долей рынка, устанавливающие доминирующее положение на нем. В разных странах эти показатели существенно разнятся. К примеру, Германия признает доминирующим положением субъекта рынка при контроле им 1/3 рынка, в Японии речь идет о 50% рынка, во Франции и Великобритании – о 25%, в России более 35%;
  3. Нормативно-ориентирующие методы воздействия на рыночную экономику. К числу таких методов относят налоги, процентные ставки, государственные субсидии, государственные закупки. Посредством этих рычагов государство влияет на интенсивность конкуренции в различных отраслях и сегментах рынка;
  4. Антимонопольный контроль. Формирование конкуренции обеспечивается осуществлением государственного контроля за долей рынка отдельных хозяйствующих субъектов за счет формирования специального реестра, включающего в себя организации, доля на рынке которых приближается к 35%. Включение данных организаций в соответствующий реестр обеспечивает им пристальный государственный контроль за деятельностью в разрезе различных показателей, к числу которых относятся объем производства, качество продукции, цены на товары и так далее.

Антимонопольная политика РФ

Антимонопольная политика — это целый комплекс административных, экономических, законодательных мер, направленных на обеспечение эффективности функционирования конкурентоспособного рынка, а также оптимизацию рыночной структуры и ограничение власти монополий.

Основная цель антимонопольной политики — недопущение ограничения конкуренции, а также пресечение монополистической деятельности компаний.

Среди основных мер, осуществляемых в рамках государственной антимонопольной политики, принято выделять следующие:

  1. Прямое регулирование цен. Например, государство обладает правом установления цен или их предельных уровней на следующие виды товаров и услуг:
    • газ;
    • электроэнергию;
    • железнодорожные перевозки;
    • транспортировку нефти;
    • коммунальные услуги;
    • иные виды товаров.

    Как правило, цены на указанные категории товаров определяются на федеральном или региональном уровне.

  2. Установление степени эффективности использования материальных, денежных и трудовых ресурсов для производителей, контролирующих более 35% рынка.
  3. Недопущение создания и формирования новых монополий. Антимонопольный орган контролирует слияние крупных компаний, пресекает возможность ограничения конкуренции.
  4. Контроль с целью недопущения ограничения конкуренции со стороны местных властей.

Подробнее цели и направления антимонопольной политики в РФ изложены в «Национальном плане развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 годы», утв. Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». 

Собственные акты стратегического характера разрабатывает и непосредственно ФАС России:

Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013–2024 годов», утв. президиумом ФАС России 03.07.2013;
  • Приказ ФАС России от 06.07.2015 № 557/15 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 — 2024 гг. (II этап — 2016 — 2020 годы)».

Список литературы

  1. Борисевич М. М. Антимонопольное регулирование. // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. — 2014. — № 5-6.
  2. Завязочникова М. В. Правила для бизнеса. — Уроки судебных дел: Сборник / сост.; под ред. С. Г.Пепеляева-Москва:, 2013. – 512 с.
  3. Комаров А. В., Пилюк К. А. Антимонопольная политика РФ на современном этапе: проблемы и пути их разрешения // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LX междунар. науч.-практ. конф. № 4(58). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 46-53.
  4. Косинов В. А. Влияние кризиса на развитие конкуренции в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1266–1270.
  5. Тагирова А. В. Государственное регулирование конкуренции в РФ // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XLIV междунар. науч.-практ. конф. № 12(44). – Новосибирск: СибАК, 2014.
  6. Шишкин М. В., Смирнов А. В: Антимонопольное регулирование. / Под ред. Полиевктова Е. В. — Экономика, 2013 г., 159 с.

Источники антимонопольного законодательства

В основе антимонопольного законодательства, как и других отраслей права, заложены нормы Конституции РФ, которые определяют сущность конкуренции, единое экономическое пространство и единый рынок. Конституция также устанавливает тот факт, что любой антимонопольный закон относится по своей сущности к числу федеральных.

Помимо положений Конституции, в основе антимонопольного законодательства лежат нормы Гражданского кодекса России.

В гражданском законодательстве признается равенство участников регулируемых отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость какого-либо постороннего вмешательства в частные дела, необходимость беспрепятственной реализации гражданских прав, а также обеспечение судебной защиты и восстановления прав в случае их нарушения. Юридические и физические лица могут приобретать и осуществлять свои права, исходя из своей воли и своего интереса, они свободно устанавливают свои права и обязанности в договорах. Гражданский Кодекс устанавливает, что никто не может получать преимущества из собственного недобросовестного или незаконного поведения. Кроме того, определено свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории страны.

В числе федеральных законов, связанных с антимонопольным законодательством, можно назвать Кодекс об административных правонарушениях, поскольку нормы, которые регламентируют ответственность за нарушение антимонопольного законодательства, довольно значимы. Действующее российское законодательство отделяет такие нормы от поведенческих и запретительных норм антимонопольного законодательства. Кодекс об административных правонарушениях определяет ответственность за несоблюдение антимонопольного законодательства, а также порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях уполномоченными на это антимонопольными органами. Кроме того, Кодекс об административных правонарушениях регулирует следующие правонарушения в сфере антимонопольного законодательства:

  • заключение ограничивающих конкуренцию соглашений, а также осуществление согласованных действий, которые направлены на ограничение конкуренции и координация деятельности экономических субъектов;
  • поведение, имеющие признаки недобросовестной конкуренции.

В Уголовном кодексе РФ, как и ряде других кодифицированных нормативно-правовых актов, предусмотрена уголовная ответственность в связи с нарушением антимонопольного законодательства. Так, предусмотрена ответственность за заключения хозяйствующими субъектами (конкурентами) соглашения, направленного на ограничение конкуренции. В случае, если такие действия принесли крупный ущерб гражданину, организации или даже государству, либо же позволили извлечь доход в крупном размере.

Закон «О защите конкуренции» закрепляет правовые и организационные принципы защиты конкуренции, включая предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности. В Законе определены меры, которые призваны не допускать, ограничивать и устранять конкуренцию. Пресечение этих мер относится к сфере полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов и органов местного самоуправления.

Основная цель Закона о защите конкуренции связана с обеспечением единого экономического пространства, свободой перемещения товаров и экономической деятельности в стране, а также с защитой конкуренции и созданием условий для эффективного развития рынка.

Федеральный закон «О естественных монополиях» относится к антимонопольному законодательству, ранее в нем было предусмотрено создание самостоятельного органа, регулирующего отношения в отдельных естественных монополиях. В настоящее время образованные первоначально органы упразднены, тогда как их функционал передан антимонопольным органам.

Особенности монополии

Определение 2

Монополия – это рыночная структура, в которой предложение осуществляется одним продавцом, обладающим рыночной властью.

Продавец может самостоятельно регулировать объем выпуска, а так же устанавливать цену. Отличительными особенностями монополии можно назвать существование одного продавца, у которого вынуждены покупать потребители. Монополист не нуждается в рекламе, способен диктовать цены, манипулировать качеством и количеством готовой продукции. Барьеры выхода на рынок монополии практически не преодолимы.

Выделяют естественные, экономические, административные монополии. Естественные складываются под воздействием спроса на продукцию, которую способна предоставить лишь одна компания. Для естественных монополий характерны условно-постоянные издержки, экономия на масштабах, низкая эластичность спроса и отсутствие любой конкуренции. Административные монополии складываются под влиянием государственных органов власти. Государство может предоставлять исключительные права на выполнение определенной хозяйственной деятельности, либо организовывать структуры, находящиеся в прямом подчинении органов власти.

Самой распространенной формой является экономическая монополия. Она складывается в случае успешного развития компании, ее постоянного роста и увеличения масштабов за счет концентрации капитала. Так же происходит централизация капитала за счет добровольного объединения или поглощения.

Экономисты рассматривают формирование монополий, как естественный процесс. Считается, что монополии не возникают случайным образом, а становятся логическим продолжением четко выстроенной стратегии компании. Основной причиной появления монополий считается преимущество крупных предприятий над малым и средним бизнесом.

Замечание 1

Монополии могут влиять на рынок, и для того, чтобы сохранить приемлемый уровень цен и объем выпуска, способный удовлетворить потребности рынка необходимо государственное вмешательство. С этой целью создаются антимонопольные службы.

Ранее консультировали в России и за рубежом

Bayer AG

в ходе согласования сделки с ФАС России по приобретению за $66 млрд компании Monsanto, включая обжалование решения ФАС России в суде.

Samsung

в рамках внеплановой проверки ФАС России и дела о нарушении антимонопольного законодательства, выразившегося в координации экономической деятельности реселлеров.

Uber International Inc.

в связи с созданием совместного предприятия с Yandex NV и согласованием сделки с ФАС России. Сделка стала крупнейшим слиянием на рынке агрегаторов такси в России.

Praxair Inc. в ходе её объединения с Linde AG.

Это слияние приведет к созданию крупнейшего в мире производителя промышленных газов с капитализацией более $75 млрд.

Blackstone Group L.P.

во время согласования с ФАС России сделки по приобретению подразделения Thomson Reuters Corporation, специализирующегося на финансовых рисках, стоимость которого оценивается в $20 млрд.

Diebold Inc.

в ФАС России при согласовании сделки по приобретению Wincor Nixdorf AG. Для России эта сделка означала слияние производителей банкоматов, занимающих второе и третье место на местном рынке.

LG Electronics Inc.

в ходе внезапных проверок ФАС России и последующего рассмотрения антимонопольного дела по координации экономической деятельности реселлеров смартфонов LG.

Andreas STIHL

при рассмотрении в ФАС России дела по координации экономической деятельности дистрибьюторов компании. Расследование было прекращено в связи с отсутствием нарушения.

AGC Glass

по различным вопросам антимонопольного регулирования, в том числе, недобросовестной конкуренции, картельным и иным антиконкурентным соглашениям, доминирующего положения, тарифного регулирования и др.

ВымпелКом

в ФАС России во время расследования по обвинению в сговоре на рынке смартфонов и законодательству об иностранных инвестициях в стратегические отрасли.

Nabors Industries Ltd.

по двум взаимосвязанным искам против ФАС России, оспаривающих решения антимонопольного регулятора и имеющих целью разрешение проблемных вопросов в связи с применением законодательства о стратегических инвестициях.

Антимонопольный комплаенс

Необходимость формирования конкурентной среды

Одним из столпов существования свободной рыночной экономики является конкуренция, которая выступает средством противодействия монополизации рынка отдельными экономическими субъектами, желающими диктовать этому рынку свои законы.

В современной рыночной экономике государству отводится роль ограничителя монополий с целью оказания влияния на их поведение на рынке.

Конкуренция обладает следующими преимуществами:

  • во-первых, обеспечивает эффективное использование ресурсов, применяемых для производства требующихся обществу товаров и услуг;
  • во-вторых, обеспечивает формирование гибкой реакции и быстрой адаптации хозяйствующих субъектов к динамичным условиям производства;
  • в-третьих, формирует условия оптимального использования достижений научно-технического характера для создания новых технологий, товаров, техники, совершенствования методов управления и организации производства;
  • в-четвертых, предоставляет потребителям и производителям свободу действий и выбора;
  • в-пятых, ориентирует производителей на повышение качества услуг и товаров с целью максимального удовлетворения потребностей потребителей.

Замечание 1

Основная задача конкурентной среды состоит в противодействии монополизации экономики, которая способна оказывать негативное влияние на развитие государства.

Отрицательное воздействие монополии на рыночную экономику проявляется в:

  • завышенной стоимости товаров и услуг. В условиях отсутствия конкуренции монополист обладает возможностью диктовать рынку цены товаров и услуг независимо от каких-либо объективных факторов, к примеру, уровня затрат на их производство. Монопольный товар при условии его необходимости пользуется спросом при любой цене. Это обеспечивает монополисту извлечение сверхприбыли, но ведет к дополнительным расходам для потребителей;
  • снижении качества товаров и услуг. Обладая уникальным продуктом, монополист не стремится улучшать его качество, а зачастую даже и сохранять. В условиях отсутствия конкуренции некому предложить замену данного товара, что позволяет монополисту не работать над его совершенствованием;
  • уменьшении количества производимых товаров. Стремление к продаже товара по максимальной цене выражается в уменьшении объемов производства, направленного на стимулирование сбыта за счет дефицитности товара. В этих условиях монополист обладает неограниченными возможностями манипуляции с ценой товара или услуги;
  • отсутствии желания развиваться. Монополист, которого не подстегивают конкуренты, не стремится к совершенствованию технологии, продукта, управления и так далее.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий