Сколько зарабатывают таксисты на арендованной и на своей машине: размер дохода в москве и провинции + как увеличить заработок

Варианты работы

  1. На личном автомобиле, в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). Для этого нужно зарегистрировать ИП, оформить лицензию.
  2. На личном автомобиле без ИП. Согласно закону №69-ФЗ от 21.04.2011 г., оформить разрешение такси можно на арендованную машину, или используемую по доверенности. Владелец передает свое транспортное средство таксопарку, тот получает лицензию, и берет владельца на работу. Стоимость такой операции 10-15 тыс.р.
  3. Аренда такси. Машина полностью укомплектована, застрахована, имеет лицензию. Чаще всего желтого цвета с желтыми номерами, что дает преимущество при движении по выделенной полосе, предназначенной для общественного транспорта. В центре Москвы имеются специальные парковки для такси, где машина с желтыми номерами может находиться бесплатно.

Агрегаторы заказов – службы, собирающие заказы пассажиров, и передающие их водителям. Самые популярные в Москве: Яндекс.такси, Убер, Gett, Ситимобил, Везет. Менее популярные: 2412, 1331, Командир и.др.

У каждого агрегатора есть требования к состоянию транспортного средства. Как правило, это иномарка, не ниже среднего класса, до пяти лет. Без следов аварий, коррозии, с ухоженным салоном.

Имеются и требования к водителю. Знание русского языка, умение ориентироваться в городе, опрятный внешний вид. Для подключения к Gett и Ситимобил, необходимо сдать экзамен.

Что можно сделать таксисту, чтобы улучшить свой тариф?

Арсену надо оперативно менять тариф, это факт. Но не вслепую, потому что его случай специфический. Большие траты на звонки за рубеж и высокий спрос на интернет – сложное комбо.

Я уже делал подробный обзор Тинькофф Мобайл, нового молодого российского оператора. У него есть фичи, которые идеально подойдут в ситуации Арсена.

1. Попробовать 16 гигабайт, безлимитные мессенджеры и YouTube за 363 рубля

С учётом частого использования WhatsApp и Ютуба, Арсену надо просто выбрать пару галочек в Тинькофф Мобайле, чтобы перестать платить за трафик по целому ряду приложений. 59 руб. будут стоить безлимитные мессенджеры, 159 руб. – видеосервисы.

Плюс на этом тоже можно сэкономить. С недавнего времени работает новая фишка: взяв 16 ГБ предпоплаченного трафика за 359 руб., ты получаешь все услуги безлимитных сервисов (мессенджеры, видео, социальные сети, музыкальные сервисы) всего за 1 рубль/каждый вместо стандартной цены.

Получается, за 363 рубля — практически безлимит!

Наконец, если захочется полной свободы, только у Тинькофф Мобайл можно подключить настоящий полноценный безлимит за 999 рублей. В 2018 году такого не найти на публично доступных тарифах.

2. Найди прозрачный международный роуминг

Если Арсен поедет домой в Армению, его условия в роуминге будут предельно понятны. 19,9 ₽/минута — звонки в Россию, а за 79 рублей в день можно подключить безлимит на мессенджеры: пользоваться тем же WhatsApp сколько угодно, включая голосовые звонки!

Оператор работает так, что нельзя уйти в минус при просмотре какого-нибудь сериала и остаться должным кучу денег — если пакеты закончились, то останешься на нуле, пока не пополнишь баланс.

Специально для международного роуминга был сделан сайт, где отображаются актуальные тарифы на звонки, SMS и интернет-трафик, а также дополнительные услуги. Посмотреть можете сами.

Внутри России еще круче. Оформил симку в Москве, приехал в Саратов и звонишь в Хабаровск — стоимость минуты будет такой же, как если звонить с московского номера на московский”.

Само приложение Тинькофф Мобайла, где отображается тариф, баланс и услуги, будет всегда открываться и работать бесплатно, не расходуя трафик.

Выбрать легковой автомобиль для такси – это непросто!

Рено такси или такси Лада – теория трудного выбора

— Как вы подбирали автомобили для работы? Какие критерии были основными?

— Выбирали из четырех вариантов: Рено Логан, Лада Гранта, Киа Рио и Шкода Октавия. Две последних модели в тот момент были недоступны по стоимости, мы не могли себе их позволить. Поэтому, решили оставить их на лучшие времена и основный выбор делали между Рено и Ладой.

В основном, делали выводы по собственным впечатлениям. В компании я работал на Рено Логан, у моего совладельца в такси лада гранта была. Поделившись впечатлениями и обсудив варианты, решили, что Логан — лучший авто для такси.

Конечно, подойдет и Лада Гранта в такси, отзывы водителей о ней тоже положительные. Но эти машины довольно часто ломаются, а стоимость ремонта далеко не дешевая. Рено Логан более надежен, стоимость этого авто немного выше, но недорогое обслуживание быстро компенсирует разницу, к тому же Логаны ломаются не так часто.

Также Рено хорош для эксплуатации зимой, машины обладают хорошей проходимостью и отлично справляются с движением по дворам или снежным улицам. Именно поэтому, начать бизнес в такси мы решили с десяти автомобилей Рено Логан.

Жизнь и бизнес частного таксиста полна неожиданностей и комических историй. Первая история которую мы предлагаем вашему вниманию: «Эротическая история из жизни частного таксиста»! Историю как таксисты становятся «папами» читайте здесь >>>

Заработки в Яндекс.Такси по тарифу эконом, с чего начать?

Всем, кто готов вечером потратить минут 10 драгоценного времени на протяжении трех недель, милости прошу на мой блог. Кто не готов, не обижусь. Да!!! Именно три недели, чуть больше, до конца мая 2019-го года, я буду каждый день показывать свои заработки в яндекс.такси на машине эконом класса, и естественно на АРЕНДЕ!!! (так будет интереснее и кроме того, я из этого преследую свою цель) Больше нет смысла, потому что это всем надоест читать, а самое главное, мне надоест писать.

Считаю, что будет просто не правильно рассказать про средние заработки в месяц, в неделю или в день. Я имел в виду общими суммами. Например так: заработок в день в яндекс такси 5000 рублей, или в месяц 100 000. Пусть это будет, как небольшой ежедневник. Тем более, что заработки всегда разные, и зависят от дня недели и даже от месяца. Но забегая вперед, скажу, что в месяц можно заработать и 100 000 рублей на экономе на арендном автомобиле. Но поверьте, если Вам кто-то из таксистов ссыт в уши про то, что он зарабатывает каждый месяц по 100 000 чистыми на аренде в экономе, он либо спит по 4 часа в сутки, либо просто п…..бол!!! Попросите его показать заработки в таксометре, и он уйдет от ответа. Начнет рассказывать, что он всю неделю был в отпуске, или просто возил своих пассажиров, которых у каждого таксиста «как грязи»))).

Какие мои действия?

  • Завтра, 06.05.2019г. иду в таксопарк Семь Холмов(находится в Люберцах). Пойду примерно часам к 11-00, не позже, а-то как всегда, пока выберешь машину, пока договор, пока кто-то тупит, очередь, вскроются как обычно мелкие поломки, долбанный фотоконтроль, еще разная херня по мелочи. В итоге только после обеда на линию, знаем, опыт есть, поэтому долго сиськи мять не будем.
  • Автомобиль беру солярис, года 2015-16. Чем старше — тем дешевле. Еще и на механике. Разница в аренде будет 300-400 рублей в сутки с солярисом 2017-18 года на автомате. Поверьте, понты колотить не стоит, от коробки автомат тарифы выше не станут. Будете возить свою жопу за эту разницу и работать примерно на один час в день больше. Действую примерно так, а там как получится, смотря что будет в наличии. Но сиды не рассматриваются однозначно, потому что эта машина за 2000 в сутки для лохов, или для понтов (чуть позже стало интересно, ситуацию поправил, результаты здесь).
  • Автомобиль арендую по возможности без бренда, что бы гетт и ситимобил были как докатка, если понадобится. Последние месяцев 8-9 я так и работал, без бренда.
  • И последнее!!! Работаю в графике 6/1 до конца мая. Обязательно расскажу, стану я отдыхать в этот законный один выходной в неделю, или использую тачку в целях «наживы». Нет, работать останусь и дальше, просто рассказывать буду Вам что и как до конца мая, я думаю этого будет достаточно. Рассказать хочу все: сколько времени работал, про конские подачи и отмены заказов, сколько проехал, в каких местах побывал, сколько пьяни и ёб….х яжматерей перевез. Показывать так же буду (ну это самое главное) скриншоты заработков. Скриншоты естественно как за весь день целиком, так и отдельных заказов, про которые есть что интересного рассказать.

P.S.  Сразу скажу, не факт, что все будет именно так. Но постараюсь придерживаться именно этого плана. Сами знаете, случиться может все что угодно. Это же Москва.

И так…Работаю на солярке, в среднем 8 часов в день. Постараюсь не меньше и не на много больше. Самое главное на дешёвой, можно покоцаной, лишь бы ездила. Примерно на такой:

Мою автомобиль только на самомое, с бюджетом не более 150 рублей, и не чаще трех раз в неделю. Обеды в расходы не включаю.

Все друзья, увидимся завтра тут. Все нюансы и подробности походу дела.

Оцени статью

Заработок в такси

Наверняка вы догадываетесь в чем суть заработка в такси. Клиенту необходима услуга, вы ее представляете и получаете за это денежное вознаграждение. Так что рассматривать такси, как бизнес, в котором можно много зарабатывать, вполне логично.

Начать зарабатывать

Как правильно начать? Секреты больших заработков

Опытные таксисты с удовольствием «посвящают» новичков, как правильно вести себя в этом бизнесе. А теперь приготовьтесь записывать секреты большого заработка в такси.

Чистота снаружи и внутри

Неважно на чьей машине вы работаете – своей или фирмы. «Карета» всегда должна быть чистой, опрятной и комфортной в первую очередь для клиента

Поставьте себя на его место. Было бы вам приятно садиться на грязное сиденье в прокуренный салон?

Опрятный внешний вид

Даже если вы работаете сутками напролет, помните золотое правило: «Внешний вид — визитная карточка». Найдите время привести себя и свою одежду в порядок. И не забывайте об улыбке и доброжелательности. К грязному, злому и плохо пахнущему водителю клиенты не возвращаются.

Вождение

Опытные таксисты никогда «не гонят на пожар», не делают резких движений и всегда едут плавно на средней скорости.

Во-первых, таким образом сокращаются издержки на обслуживание. Автомобиль «живет дольше», а значит, приносит больше денег. Во-вторых, мало кому нравится быть «поленом», перекатывающимся и дергающимся в процессе езды. Помните, комфорт клиента превыше всего. Если вас просят ехать быстрее, не забывайте о правилах. Они созданы для защиты всех участников дорожного движения.

«Реальный клев»

В этом бизнесе только новички работают до потери сознания 24/7. Опытные таксисты, как рыбаки, выжидают подходящее время, дергают удочку и вылавливают «жирную рыбку».

Как? Работая в лучшее время суток, когда можно зарабатывать больше денег, а именно:

  • Ранним утром в будние дни. Люди спешат на работу. Многие «белые воротнички» (и не только) просыпают, опаздывают и вынуждены пользоваться такси. Машин в городах (особенно в крупных) не хватает. Заказы сыпятся, как из рога изобилия.
  • Вечер будней. Те же люди возвращаются с работы. И снова ажиотаж. Но тут нужно быть дальновидным и просчитывать маршрут заранее, так как пробки в мегаполисах – это обычное явление.
  • Пятничные и субботние вечера и ночи. Тут все понятно. Люди отдыхают. Ночная жизнь течет полным ходом. Много заказов. Машин не хватает. Можно получить больше обычного.
  • Понедельник. После бурных выходных для многих понедельник – день тяжелый. Чем больше вы будете в этот день трудиться, тем выше будет заработок.
  • А вот с 11 и до 16 часов таксовать невыгодно. Все на рабочих или учебных местах. В это время пассажирский поток уменьшается и такси «оккупируют» пожилые люди. На них много не заработаешь и обслуживая их, нужно быть лояльным и толерантным. Ведь пожилой человек, не желая этого, может доставить вам неудобства: финансовые (повредить порог или поцарапать дверь), моральные.

Опыт

Конечно, он приходит только в процессе работы, и не через одну тысячу километров. Доскональное знание улиц позволяет эффективно использовать ресурсы, сокращать издержки и больше зарабатывать.

Согласитесь, водитель, знающий где и в какое время пробки, как лучше их объехать без потери времени и нервов, быстро находящий ваш дом в спальном районе на окраине города, на вес золота. Чтобы достичь такого мастерства новичкам следует выполнять как можно больше заказов.

Визитки

Не поленитесь сделать себе визитки, указав в них имя и контакты. Ведь чем больше ваша «клиентская база», тем выше ваш доход.

Закон Парето

Став частью этого бизнеса, запомните важную вещь: 20% ваших клиентов – это 80% прибыли. Это значит, что 20% «элитных клиентов» дадут вам столько же, сколько и 80% «проблемных и назойливых» пассажиров. Но не стоит принимать все буквально. Чтобы выявить эту самую элиту, вам придется потрудиться. Но ваш труд окупится сполна.

От чего зависит заработок таксиста

Прежде чем водитель примет решение выбрать такси в качестве основной работы или средства дополнительного заработка, ему стоит учесть массу нюансов. Заработок таксиста — это очень абстрактное явление, которое зависит от множества факторов:

  • работает водитель самостоятельно, «на точках» или через компанию-агрегатор заказов;
  • на личном или арендованном автомобиле;
  • полный рабочий день (8-12 часов) или в свободном графике (допустим, только в час пик);
  • регион работы и даже конкретный населённый пункт;
  • заправка автомобиля, плановые ТО, замена масла, ремонт — в 90% случаев это также ложится на плечи самого таксиста.

Комиссия компании — это важная строка расходов, которую стоит учитывать тем, кто задумывается о карьере в такси. У разных компаний комиссионные варьируются от 10 до 30 %.

Например, водитель службы «Убер» платит компании 10-15 % в зависимости от условий договора, а водитель обычного таксопарка — 30 % от общего дохода. То есть прибыль водителя чистыми сокращается минимум на 10-30 % с учетом комиссии.

Технические расходы на автомобиль тоже уменьшают цифру чистого дохода:

  • заправка топливом;
  • замена масла;
  • плановые ТО;
  • внеплановые ремонты;
  • прочие траты.

Некоторые компании частично берут подобные расходы на себя, но это большая редкость. Чаще всего такие льготы предоставляются только на топливо и в виде корпоративных скидок компании на заправках, с которыми она заключает договор, а не в виде полной компенсации трат на бензин или газ.

Работа водителя на свободном графике иногда может приносить ему больше денег, чем на посменном — по 8 или 12 часов. Таксист может сам распоряжаться своим рабочим временем. Если он работает исключительно в часы высокого спроса — с 7 до 11 и с 17 до 21, то может зарабатывать в 1,5-2 раза больше, чем если бы работал целый день.

Работа в морозы, выходные и праздничные дни также удваивает или даже утраивает доход, особенно новогодняя ночь, по утверждениям самих таксистов — иногда удаётся заработать до 20 000 рублей за смену.

Если желание работать в такси велико, а личного автомобиля нет — многие компании предоставляют водителям автомобили из собственного автопарка, но за отдельную арендную плату. Это еще 20-30 % расходов от общего заработка. Итого — водитель получает на руки только 30-40 % процентов дохода, после вычета комиссии и арендной платы.

После трудоустройства на работу в компанию, доход водителя автоматически облагается налогом, что делает его ещё более нестабильным. Кроме того, все таксисты должны иметь лицензию.

Некоторые предпочитают работать на себя, но для этого необходимо зарегистрироваться как ИП. С 1.01.2019 года согласно новому закону в четырёх регионах страны (Калужская область, Татарстан, Москва и Московская область) можно оформиться в качестве самозанятого.

Кроме того, некоторые водители устраиваются на «точки» возле вокзалов, клубов и ресторанов. Но даже в такой работе на «чёрном рынке такси», есть свои необходимые траты и риски. Самые основные из них — это высокий уровень конкуренции с компаниями-агрегаторами, из-за которых количество таких водителей сократилось с 80 до 25 %.

Пассажиры не желают платить в 2-4 раза больше водителю с бордюра, чем за поездку, заказанную, например, через «Убер» или «Яндекс.Такси», которые, кстати, недавно заключили партнерство.

Что влияет на заработок водителя Яндекс Такси

С помощью простой формулы получится посчитать, сколько можно зарабатывать в Яндекс Такси. Она выглядит следующим образом: Sд = Sз – Кят – Кт. Отсюда исходит, что сумма чистого дохода (Sд) получается, если из всего дневного заработка (Sз) отнять деньги, которые причитаются в качестве комиссии Яндекс Такси (Кят) и таксопарку (Кт). Нужно учитывать комиссии при переводе денег. Еще с каждого заказа списывается оплата за использование программы (5,5 руб. без НДС) и НДС

Также важно учитывать разные условия работы: как индивидуальный предприниматель, как самозанятый или через таксопарк

Посмотрим, что влияет на заработок водителя и как его повысить.

Фактор влияния
Советы и лайфхаки от водителей
Тарифы
Нужно смотреть на состояние и класс автомобиля, т.к. это влияет на выбор действующего тарифа для работы. Немаловажным дополнением будет детское сидение, кондиционер, багажник на крыше авто для транспортировки велосипедов.
Комиссии
Комиссий Яндекс Такси фиксированы для каждого города, но таксопарки берут с водителей по-разному

Поэтому вдумчиво выбирайте официального партнера, обращайте внимание на его рейтинг в системе агрегатора и внимательно читайте условия договора.
Процент Яндекс Такси не изменяется в зависимости от стоимости поездки, а зависит только от тарифа, по которому выполнялся заказ. Для Москвы показатели следующие:
тариф Эконом, Комфорт, Минивэн, Детский — 18%;
тариф Комфорт+, Бизнес — 20,47%;
тарифы Премиум и Элит — 16%.
Размеры комиссии таксопарка лучше уточнять у диспетчера, т.к

сервис Яндекс Такси не влияет на это. Обычно снимается от 2 до 30%.

Количество заказов
Чем больше заявок, тем выше сумма зарплаты за день. Чтобы было больше заказов, нужно повышать рейтинг, постоянно работать, а не стоять в ожидании, выбирать оптимальное время и место.
Рейтинг
Чем он выше, тем больше и чаще можно получать заказы. На показатель рейтинга влияет каждая оценка, которую поставит клиент анонимно в течение последних двух месяцев.
Активность
Чем больше было поездок, тем показатель выше. От него зависят бонусы и получение новых заказов. Если у водителя хорошие показатели, то можно не волноваться, но если параметр снижается, то теряются бонусы, а вместе с ними и привилегии.
Активность измеряется в баллах. Их сумма не уменьшается, если отказываться от далеких поездок. Зато если успешно выполнить этот заказ, то она увеличится на сумму больше, чем обслуживание клиента, который находится вблизи. Сильнее всего активность страдает из-за отмены принятого задания.

Расходы на топливо
Лучше выбирать для работы машину с низким расходом топлива. Можно установить ГБО для снижения затрат. Рекомендуется сразу заполнить весь бак, чтобы потом не тратить время каждый раз в поисках АЗС.
Расходы на химчистку
Получить компенсацию за химчистку от Яндекс Такси сложно, но возможно. Для этого нужно обратиться в техподдержку. Компенсация расходов на химчистку работает в повышенных классах (к примеру, тарифы Премиум и Ультима в Москве, тариф Бизнес в Екатеринбурге). Но и водители массовых тарифов могут обратиться в службу поддержки, предоставить чеки по выполненной химчистке в салоне. Предоставляется либо промокод на смену без комиссии, либо эти средства компенсируются.
Сумму компенсации не всегда возмещают на баланс с первого обращения. Но если проявить настойчивость и написать в техподдержку 2-3 раза, то это достижимо, утверждают опытные водители.

Аренда машины
Если задействован арендованный автомобиль, то, соответственно, из заработка таксиста высчитывают еще и оплату для компании, которая предоставляет транспортное средство. Сумма начинается от 800 руб. Как арендовать автомобиль, читайте в специальной статье.
Чаевые
Также нужно помнить и о чаевых. Они не запрещаются. Их выдает клиент по желанию, если понравился сервис Яндекс Такси. В этом помогают ненавязчивость водителя, быстрая доставка в указанное место, а также такие небольшие хитрости, как салфетки, жевательные резинки, ручки, стикеры для клиентов и прочая мелочь, которая в любой момент может понадобиться. Благодаря чаевым получается заработать небольшую прибавку к чистому доходу.

Это интересно!
Водители Яндекс Такси зарабатывают по-разному, и конкретной цифры по зарплате нет, т.к. на это влияет множество факторов. Можно работать круглосуточно и получать приличные суммы, а можно выходить только пару раз в неделю и брать минимум заказов по пути на работу и домой.

Но если воспользоваться советами опытных таксистов, которые рассказывают, как заработать в Яндекс Такси больше, то можно существенно улучшить свой доход.

Советы, как увеличить заработок в Яндекс Такси

О работе на своем авто

Почти каждый желающий может устроиться в службу такси на собственном транспорте, но для этого необходимо узнать о нескольких важных тонкостях, которые могут повлиять на уровень дохода.

Критерии для водителей

Чтобы устроиться в Яндекс Такси на своей машине, вы должны удовлетворять определенным требованиям, в список которых попадают следующие:

  • возраст старше 23 лет;
  • наличие гражданства РФ;
  • знание официального языка;
  • водительский стаж в категории В не менее двух лет;
  • наличие официальной лицензии.

Отметим, что лицензия потребуется при работе на собственном автомобиле как самозанятый водитель.

Требования к машине

К транспортным средствам, принимаемым на службу в Яндекс Такси, предъявляются не менее жесткие требования.

К основным критериям отбора относятся следующие параметры:

  • возраст авто не больше 10-12 лет (точный параметр зависит от выбранного тарифа и модели автомобиля);
  • стоимость авто от 150 тыс. рублей для тарифа Старт и от 400 тыс. рублей для Эконом (наиболее востребованный);
  • наличие страховки ОСАГО;
  • хорошее техническое состояние ТС;
  • чистый салон;
  • кузов без механических повреждений;
  • отсутствие на кузове рекламных надписей или наклеек.

Работа в Яндекс Такси на своем авто подразумевает, что собственник самостоятельно поддерживает автомобиль в исправном техническом состоянии и содержит салон в чистоте. В противном случае он может быть отстранен до исправления несоответствий.

Можно нанести на авто специальные наклейки, в этом случае вы будете иметь приоритет и получите больше заказов. Пример ниже:

Особые требования к классам:

  1. Старт. В этом тарифе присутствуют машины с рыночной стоимостью более 150 тыс. рублей от 2003 года выпуска, в зависимости от марки. Наиболее распространены Форд Фокус, шевроле Авео, Ниссан Альмера, Лада Веста и Рено Логан.
  2. Эконом. Рыночная цена авто – выше 400 тыс. рублей. Обязательным условием является airbag водителя, а год выпуска транспортного средства должен быть от 2008. Распространенные модели – Хундая Соларис, Киа Рио, Форд Фокус, Киа Сид, Шкода Октавиа, Форд Гэлэкси.
  3. Комфорт. Для этого тарифа подходят машины от 2013-2015 годов выпуска с подушкой для водителя и кондиционером: Тойота Камри, Киа Оптима, Ниссан Теана, Шкода Октавиа, Хундая i
  4. Минивэн. Для работы в данном тарифе требуется авто стоимостью от 1 млн. рублей и от 2012-2014 года выпуска. Подходят такие автомобили, как Форд Гэлэкси, Фольксваген Кадди и Ситроен Пикассо.

Узнать полный перечень требований к транспортным средствам и список подходящих марок и моделей с указанием годов выпуска вы можете в нашей статье — Какие машины берут в Яндекс Такси.

Знакомьтесь с таксистом Москвы

Меня зовут Арсен. Мне 38 лет, из них последние 8 лет работаю в такси. Начинал в десятом году как личный водитель, затем работал в таксопарках, этим и занимаюсь сегодня.

Из систем такси использую Яндекс.Такси и Gett. Год назад был ещё Uber, но отказался от него, как оказалось – очень вовремя.

За 8 лет я работал в нескольких категориях. Если взять за пример Яндекс.Такси, то начал как все с Эконома, потом Комфорт, некоторое время был в Бизнесе. Из-за нескольких инцидентов с пассажирами рейтинг понизился, и я ушёл обратно на Комфорт уже в другом таксопарке. Так езжу последние полтора года.

В день я совершаю от 5 до 15 заказов в зависимости от длительности поездок. Летом предпочитаю работать вечером и ночью в центре, а зимой – с утра на юге и юго-востоке.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий