Сколько стоит акцизная марка на алкоголь в 2020 году

Экономический смысл

Бытует мнение, что акцизами облагаются самые популярные товары массового потребления. То есть якобы государство руководствуется логикой «вот этот товар потребляют в большом количестве – обложим его акцизом и получим много поступлений в бюджет». Акцизные товары действительно приносят бюджету много денег, но логика здесь совершенно иная. Изначально акцизами облагаются вредные товары, которые в будущем принесут государству дополнительные проблемы и расходы.

Рассмотрим на примере алкоголя. Допустим, в государстве не будет акцизов на алкоголь и спиртные напитки станут в разы дешевле и доступнее. Это приведёт к тому, что граждане, которые воздерживались от их употребления по причине дороговизны, станут пить больше. Участятся случаи возникновения алкогольной зависимости.

Казалось бы, это личная проблема каждого. Все понимают, что алкоголизм грозит букетом болезней. Однако для государства потенциальные алкоголики – это множество расходов:

  • если человек от алкоголизма заболеет и оформит больничный, государству придётся оплачивать больничный лист (3 дня за счёт работодателя, а потом за счёт ФСС);
  • если человек потеряет работу и встанет на учёт в службе занятости, государство будет выплачивать ему пособие по безработице;
  • если человек приобретёт серьёзное заболевание и утратит трудоспособность не временно, а постоянно, государство будет выплачивать ему пенсию по инвалидности;
  • если человек умрёт в результате приобретённого заболевания, и у него останутся несовершеннолетние дети, то государству придётся выплачивать пенсию по потере кормильца, содержание в детдоме, пособия опекунам.

Таким образом, алкогольная зависимость граждан может обернуться для государства огромными расходами. Поэтому логично, что правительство через повышение акцизов на алкоголь пытается сделать спиртные напитки менее доступными, чтобы граждане меньше пили и не пристращались к алкоголю.

Но есть и обратная сторона монеты. Всегда существуют люди, которые уже имеют алкогольную зависимость и не в состоянии отказаться от пагубной привычки даже тогда, когда их уровень дохода не позволяет приобретать нормальный алкоголь. В таком случае они переключаются на алкоголь содержащие вещества, которые изначально не предназначены для употребления внутрь. Это оборачивается для государства ещё большими проблемами, а также вызывает широкий общественный резонанс.

Яркий тому пример – массовое отравление метанолом в Иркутске, которое случилось в декабре 2016 года. 76 человек погибли из-за того, что выпили концентрат для ванн «Боярышник», в составе которого ранее был этиловый спирт, но тут в продажу поступила партия с метанолом и антифризом в составе

Тот случай в очередной раз привлёк внимание общественности к минусам повышения акцизов на алкоголь – все больше зависимых людей начинают употреблять спиртосодержащие жидкости, не пригодные для питья

Поэтому государство в акцизной политике должно балансировать между двумя крайностями – акцизы должны быть достаточно высокими, чтобы не допускать массового возникновения алкоголизма, но в то же время нельзя поднимать акцизы абсолютно на все, иначе люди с алкогольной зависимостью начинают переходить на подобные суррогаты.

Порядок торговли

В 2020 году заниматься реализацией табачных изделиях можно на площади, отвечающей определенным требованиям, а именно:

  1. Реализация сигарет в магазине. Магазином принято считать помещение с наличием бытовой и подсобной комнаты, а также выделение отельного места для реализации табачных изделий.
  2. Реализация табачных изделий в павильоне. Павильоном принято считать строение, в котором есть торговый зал и возможность обустроить рабочие места.

Действующим законодательством категорически запрещается реализация табачных изделий в других местах, однако допускается возможность продажи развозным способом.

Кроме того, категорически запрещается реализация табачных изделий:

  • на общественных вокзалах (железнодорожных, авиа, авто и так далее);
  • на станциях метрополитена;
  • в гостиницах.

  • запрещена реализация продукции гражданам несовершеннолетнего возраста;
  • реализация только тех сигарет, пачка которых не содержит более 20 штук;
  • категорически запрещается продажа сигарет поштучно;
  • что касается перечня продукции, то он одинаковый для всех: шрифт одинаковый крупный, фон черно-белый, формат А4 с указанием себестоимости.

Важно помнить, что под запретом находится не только реализация табачных изделий в непредусмотренных местах, но и попытка рекламировать свой товар в СМИ, в форме растяжек либо баннеров. Что касается электронных сигарет, то согласно законам РФ допускается возможность их рекламы только в том случае, если она не будет совпадать с внешним видом товара

… зато пивзавод ТСП может втащить Татарстан в топ-5 регионов по производству пива

С другой стороны, однако и это тоже идет в разрез с общероссийской динамикой, в Татарстане с каждым годом растет сбор пивных акцизов: с 2015 года они увеличились здесь на 34%, и даже в 2017 году, когда в среднем по стране сбор пивных акцизов упал, в РТ они выросли на 5,8%, до 7,7 млрд рублей. И «Татспиртпром» тоже делает ставку на пиво, начав в августе продажи собственного пива с завода «Белый кремль», построенного в Чистополе за 5,6 млрд рублей, собираясь до конца 2018 года удвоить мощности до 20 млн дал, а впоследствии занять треть регионального рынка, встав в ряд с крупнейшими производителями пива «Булгарпиво» и филиалом АО «Пивоварня Москва-Эфес» в Казани. Впрочем, 20 млн дал — это лишь 5,5% всего производимого в РТ пива, общий объем которого по итогам 2017 года составил 367 млн дал. К слову, это отчасти свидетельствует о стагнации — рост составил всего 0,3%.

Пока РТ как по производству пива, так и по сбору пивных акцизов занимает лишь 6-е место, но вместе с объемами «Татспиртпрома» по итогам 2018 года она может перебраться на 5-е, опередив Новосибирскую область. Если говорить о топ-5, то лишь в двух регионах произошел рост сбора пивных акцизов — на фоне роста же производства: в Московской области (на 5% выросло производство пива, на 11% — акцизные сборы) и Ульяновской области (на 14,5% выросло производство, на 20,4% — акцизные сборы). Московская область по итогам 2017 года опередила Самарскую, перечислив в бюджет 11,1 млрд рублей акцизных сборов на пиво и вырвавшись на 1-е место, следом идут Санкт-Петербург (9 млрд) и собственно Самара (8,7 млрд рублей). Возможно, пивоварням Московской области помогло решение местных властей по освобождению их от налоговых выплат на имущество в течение 2018—2019 годов «для упрощения работы бизнеса, а также повышения инвестиционной привлекательности региона». И в Питере, и в Самаре упало как производство пива, так и сбор пивных акцизов.

Объем пива и начисление акцизов на пиво

Регион Литры Сумма акциза, тыс.руб.
2017 2016 2015 2017/2015 2017 2016
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 6.824.568.902 7.572.158.663 7.428.284.277 -8% 141.463.166
Московская область 534.821.180 508.409.398 517.143.451 3% 11.128.212
город Санкт-Петербург 449.584.014 507.996.113 519.329.596 -13% 8.943.830
Самарская область 427.132.842 526.710.861 549.426.212 -22% 8.771.662
Ульяновская область 397.184.973 346.976.406 158.747.880 150% 8.320.202
Новосибирская область 378.690.961 405.139.350 367.425.028 3% 7.917.973
Республика Татарстан 366.988.496 365.715.965 318.296.733 15% 7.679.031
Нижегородская область 302.863.040 276.467.928 284.516.288 6% 6.300.123

Акциз

Акциз, согласно подп. 18 п. 1 ст. 4 ТК ТС, относится к налогам: «налоги — налог на добавленную стоимость и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза». В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 70 ТК ТС акциз — вид таможенного платежа: «К таможенным платежам относятся… акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза…».

В ст. 181 части второй НК РФ говорится, что подакцизным товаром признается табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания (подп. 17 п. 1 введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ).

Введение исчисления и уплаты акциза в отношении табака (табачных изделий), предназначенного для потребления путем нагревания, установлено с 01.01.2017. При ввозе товаров на территорию РФ до 01.01.2017, согласно налоговому законодательству РФ и праву ЕАЭС (право Союза), не существовало обязанности по исчислению и уплате акциза в отношении табака (табачных изделий), предназначенного для потребления путем нагревания.

С 01.01.2017 подакцизными товарами признаются «табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания» (п. 1 ст. 181 части второй НК РФ). Налогообложение в отношении вышеуказанных подакцизных товаров с 01.01.2017 осуществляется с применением ставок акциза, установленных ст. 193 части второй НК РФ.

Обязанность по исчислению и уплате акциза в отношении табака (табачных изделий), предназначенного для потребления путем нагревания, для ввоза установлена с вступлением в силу изменений, внесенных в п. 1 ст. 181 части второй НК РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ). Статьей 193 части второй НК РФ определено, что налогообложение подакцизных товаров с 01.01.2017 осуществляется по налоговым ставкам, представленным в таблице.

Таблица

Налоговые ставки

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка (в процентах и (или) рублях за единицу измерения)

с 01.01.2017 по 31.12.2017 включительно

с 01.01.2017 по 31.12.2018 включительно

с 01.01 по 31.12.2019 включительно

Табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания

4 800 руб/кг

5 280 руб/кг

5 808 руб/кг

Если товар — табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания, который ввезен на территорию РФ до 01.01.2017, реализуется на территории РФ после 01.01.2017, то он становится объектом налогообложения согласно подп. 1 п. 1 ст. 182 части второй НК РФ. В этом случае обязательство по уплате акциза возникает при реализации данного товара.

Подпункт 35 п. 1 ст. 4 ТК ТС гласит: «товар — любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств — членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу». Соответственно, табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания, будучи помещенным под процедуру выпуска товара для внутреннего потребления, является товаром.

Примечание. Выпуск товаров — действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ТС помещению под таможенные процедуры.

Подпункт 37 п. 1 ст. 4 ТК ТС определяет, что является товаром Таможенного союза. Так, к товарам Таможенного союза следует отнести «товары… ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза…». Следовательно, табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания, после выпуска в соответствии с таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления» становится товаром Таможенного союза (ЕАЭС).

Акциз взимается с табака (табачных изделий), предназначенного для потребления путем нагревания, как внутренний налог с реализуемого товара. Подпункт 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» гласит, что внутренние налоги — это «налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории Российской Федерации».

Контрафакт на бою

Дробиз соглашается с экспертом: рост ставок на вино и винные напитки, которые состоят минимум на 50% из виноматериалов, вызовет рост на рынке подпольного виноделия. Страна страдает от «кустарной» водки и нелегальной розницы. Если цены на винные напитки и натуральные вина сравняются, то на «черном рынке» появится огромный объём нелегальных продуктов. Только цена на них будет 80 — 100 рублей.

Фото: tuapsevesti.ru

Изменения противоречат идее Минздрава — сократить потребление алкоголя и перейти на менее крепкие напитки. Дробиз уверен, что сегодня в стране не пьют меньше крепких напитков в пользу вина. Жители России потребят 3,5 л вина на человека и 7,5 л — винодельческой продукции. А вот крепкого алкоголя — 15—16 литров. Президент «Опоры России» Александр Калинин заявил, что повышение цен и акцизов выгодно только производителям водки и других крепких напитков. Но Минфин посчитал, что нужно в принципе пить меньше.

Единая государственная автоматизированная информационная система

Последним нововведением есть обязательное подключение к единой информационной ЕГАИС всем, кто желает продавать крепкие напитки. И не имеет значения в розницу или на разлив. Именно благодаря этой системе стало возможным осуществлять строгий контроль каждой из единиц товара. Поэтому, начиная с 2018 года, запрещено продавать акцизный продукт без подключения к этой базе данных. Пойманные на таком нарушении будут обязаны оплатить немалые суммы в виде штрафов.

Как работает ЕГАИС

Эта система контроля позволяет также молниеносно определять данные ввезенного поступления: когда и кем был ввезен в страну, показатели состава, крепости и место реализации. С помощью ЕГАИС стало возможным избегать контрабандного товара. Чтобы алкогольный бизнес процветал нужно:

  • приобрести новые акцизы на алкоголь;
  • подключится к ЕГАИС;
  • получить лицензию. И не имеет значения, каким видом занимается предприниматель. Лицензионное разрешение есть обязательным для всех без исключения.

Для выдачи последней существует Федеральная служба по регулированию алкогольных продуктов. У нее есть филиалы в Москве и других крупных городах страны. Это наделяет ее преимуществом, поскольку дает контроль над изготовителями и покупателями даже на местных рынках. Прежде чем обращаться в службу за разрешением, всем юридическим особам нужно собрать соответствующие документы и заполнить заявление на ее приобретение.

Исключение: частные предприниматели, продающие пиво и напитки могут делать это без разрешения, при условии имеющегося постоянного торгового места.

Эксперты федеральной службы рассматривают запрос на протяжении месяца. После чего, вправе и отказать в лицензии, если на это есть причины. Если же было принято положительное решение, то документ выдается максимум на пять лет.

Ставки акциза на алкоголь

Далее рассмотрим размер акцизов на алкогольную продукцию, представив информацию в виде таблицы. А затем проведем небольшой сравнительный анализ.

Акцизы на алкоголь в 2018 году:

Вид продукции

Размер налоговой ставки

2018 год

Размер налоговой ставки

2016 год

Размер налоговой ставки 2017 год (с 01.01.)

Этил. спирт, который реализуют компании, занимающиеся производством космет. или парфюм. продукции

1 литр / 0 руб. 1 литр / 0 руб.

1 литр / 0 руб.

Этил. спирт, который реализуют компании, не уплачивающие авансовые платежи по акцизу

1 литр – 107 руб. 1 литр – 102 руб.

1 литр – 107 руб.

Алкоголь, в котором более чем 9% спирта (без учета пива и игристого вина)

1 литр – 523 руб. 1 литр – 500 руб.

1 литр – 523 руб.

Алкоголь, в котором менее чем 9% спирта (без учета пива и игристого вина)

1 литр – 418 руб. 1 литр – 400 руб.

1 литр – 418 руб.

Вино, без учета игристого

1 литр – 5 руб. 1 литр – 5 руб.

1 литр – 5 руб.

Вино игристое

1 литр – 36 руб. 1 литр – 26 руб.

1 литр – 27 руб.

Пиво, в котором до 0,5% спирта

1 литр – 0 руб. 1 литр – 0 руб.

1 литр – 0 руб.

Пиво, в котором от 0,5% до 8,6 % спирта

1 литр – 21 руб. 1 литр – 20 руб.

1 литр – 21 руб.

Пиво, в котором более 8,6%

1 литр – 39 руб. 1 литр – 37 руб.

1 литр – 39 руб.

Акцизный сбор на алкоголь – приносит государству самый высокий доход, если сравнивать с другими сборами. А налоговые ставки на водку гораздо выше чем на другой алкоголь. Это аргумент в пользу снижения производства такого напитка.

Этиловый спирт – основной источник прибыли от применения акцизных сборов.Акцизный сбор на алкоголь – приносит государству самый высокий доход, если сравнивать с другими сборами. А налоговые ставки на водку гораздо выше чем на другой алкоголь. Это аргумент в пользу снижения производства такого напитка.

Сравнивая ставки за несколько лет, мы видим, что в 2018 году они остались практически на уровне 2017 г. Повысились лишь на вино игристое.

Как это отразилось на ценах на алкоголь в различных торговых сетях, посмотрим ниже.

Кто платит акциз на пиво

Плательщиками акциза на пиво выступают организации, предприниматели или частные лица. В каких случаях возникает обязательство оплаты налога? Во-первых, если работа компании связана с подакцизным товаром. Это любые действия, совершаемые с пивом. К ним относятся: дарение, покупка, перемещение, продажа, производство и разлив.

Во-вторых, при изготовлении и сбыте напитка частная пивоварня и пивоваренный завод обязаны платить акциз на напиток. И предприниматель, купивший готовые солодовые сорта для дальнейшей реализации, покупает акциз. Разлив пива в тару признан законом частью производственного процесса, поэтому продавец обязан платить налог. В третьих, акцизное обязательство возникает при таможенных операциях с пивом. Импорт и экспорт хмельного напитка облагается налогом.

Потери в бюджете

Власти Нижегородской области ожидают потери в региональном бюджете в связи с законодательными изменениями. «По оценке министерства финансов Нижегородской области, в 2019 году от перераспределения акцизов на крепкий алкоголь в областной бюджет дополнительно поступит 1,1-1,2 млрд рублей. Потери бюджета области в связи с исключением движимого имущества из объектов налогообложения прогнозируются в объеме 2,4 млрд рублей», — сообщили ТАСС в региональном Минфине. Вместе с тем, бюджет на следующий год сформирован в регионе бездефицитным.

Кроме того, в связи с выпадающими доходами в области ожидают помощь из федерального бюджета. «В настоящее время рассматривается вопрос о предоставлении регионам финансовой помощи из федерального бюджета в целях компенсации снижения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с исключением движимого имущества из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций», — отметили в Минфине региона.

В Кировской области за счет увеличения нормативов отчисления по акцизам ожидают в 2019 году дополнительные поступления в бюджет в размере около 228 млн рублей. Как отметила министр финансов региона Лариса Маковеева во время первого чтения проекта бюджета, это позволит частично компенсировать недополученные доходы от налога на имущество организации: объем поступлений в консолидированный бюджет снизится по этой причине на 1 млрд рублей (в целом доходы прогнозируются в размере 51,5 млрд рублей).

В Ульяновской области, как сообщили ТАСС в министерстве финансов региона, общая сумма выпадающих доходов областного бюджета на 2019 год оценивается в размере 1,5 млрд рублей. «Повышение норматива отчислений (акцизов — прим. ТАСС) не компенсирует в полном объеме выпадающие доходы. Сумма дополнительных поступлений по акцизам на крепкий алкоголь составит 200 млн рублей», — уточнила министр финансов области Екатерина Буцкая.

В будущем году в Ульяновской области планируется увеличить доходную часть бюджета на 10 млрд рублей, сообщила ТАСС зампредседателя правительства региона Марина Алексеева. В числе мер — снижение неформальной занятости, укрепление дисциплины оплаты труда, увеличение налогооблагаемой базы и повышение уровня собираемости налоговых и неналоговых поступлений, снижение размера убытка убыточных организаций и переход их в раздел прибыльных, уточнила она.

В Татарстане объем выпадающих доходов в связи с исключением движимого имущества из объектов налогообложения оценивается в 10,2 млрд рублей. «В качестве частичной компенсации бюджету будут переданы акцизы на алкоголь в объеме 1,9 млрд рублей. Кроме того, в целях компенсации планируется передача на федеральный уровень расходов на лекарственное обеспечение пациентов, больных орфанными заболеваниями, и предоставление дотаций на сбалансированность — вместе в объеме 4 млрд рублей. Таким образом, по расчетам Минфина России будет компенсировано 5,9 млрд рублей, что не покроет общей суммы выпадающих доходов в 2019 году», — сказала заместитель руководителя пресс-службы президента Татарстана Лилия Галимова. По ее словам, также в следующем году негативное влияние на расходы бюджета окажет рост налоговой ставки по НДС — дополнительные расходы оцениваются порядка 2 млрд рублей.

Проверка акцизной марки

Понимая, как проверить акцизную марку на алкоголе, можно не бояться покупки контрафактной продукции. Это своеобразный способ защиты потребителей от опасных для здоровья веществ, которые используют при изготовлении поддельного товара. Выполняется сверка через специальное приложение на телефоне или на сайте онлайн. Программа предложит сканировать акцизную марку, затем пользователь получает полные сведения о продукции.

Проверка через приложение

Современный смартфон оборудован камерой достаточного разрешения, чтобы проверить спиртное по акцизной марке через приложение. Заказчиком разработки была государственная служба, регулирующая движение этой продукции на рынке страны. Преимуществом такого способа выделяют комфорт работы с сервисом и понятность интерфейса. Применяется в любом месте только после выполнения предварительного скачивания. Алгоритм проведения проверки алкогольной продукции через приложение:

  1. Зайти в Google Play, найти программу под названием «Антиконтрафактинфо» и скачать.
  2. После полной загрузки, открыть и определить свое точное положение.
  3. На карте представлены легальные точки продажи. Тут не сложно найти ближайший магазин, покупку делать лучше там.
  4. В нижней области найти подкатегорию, с названием «Сканировать». При открытии задействуется основная камера телефона.
  5. Навести фокус на акциз, определив в указанные границы QR-код. Представлен не только на бутылке, но и квитанции.

Дождаться считывания и появления сведений. Приложение полезно тем, что позволяет проверить водку по акцизной марке онлайн бесплатно. При обнаружении фальсификата, составляется автоматическое уведомление правоохранительных органов о нарушении. Пользователю подтверждает отправку, добавляя комментарий

Сообщение крайне важно для пресечения противоправных действий со стороны злоумышленников

Проверка онлайн

Проверка алкоголя на подлинность по акцизной марке доступна также через интернет. Для этого федеральный орган представляет специальный сервис. Преимуществом выделяют актуальность информации на момент отправки запроса. Но воспользоваться обычному покупателю нельзя, доступ предоставляется только контролирующим органам и производителям. Проверяется водка по акцизной марке онлайн следующим образом:

  1. Зайти на интернет-портал fsrar.ru.
  2. Услуга предоставляется юр.лицам, получивших лицензию и контролирующим органам.
  3. Перейти раздел «Электронный услуги для организаций».
  4. Ввести пароль и ИНН для входа в сервис.
  5. Выбрать подкатегорию «Проверка марок».

После сканирования информации отчет можно распечатать. Подключение к платформе пользователя выполняет Федеральная служба. Для получения доступа обращаются с письменным заявлением. После этого назначается конкретный сотрудник, выполняющий работу в базе. Право входа предоставляется, только если в заявке будет аргументация необходимости получения сведений.

Экспертиза

Проверка акциза также доступна в виде выполнения экспертизы. К нему прибегают близкие родственники пострадавшего от употребления поддельной алкогольной продукции. Назначается экспертиза дополнительно правоохранительными органами для наказания нарушителя или Центром досудебных расследований. Это требуется для установления точной причины отравления. Эксперты оценивают качество, наличие защитной полоски, определяют наличие в составе токсичных веществ. Полученное заключение – часть доказательной базы в случае судебного разбирательства. Без необходимости экспертиза не проводится, так как способ затратный.

Проверка акцизной марки на спиртном доступна пользователям в виде приложения. Удобнее найти его в магазине приложений, доступ бесплатный. Компании могут её провести через сервис, размещенный в интернете. Предварительно получают к нему логин и пароль для входа в федеральном органе на основании обращения.

Стать автором

Стать экспертом

Налоговая база

В соответствии со ст. 187 НК РФ налоговая база по табачным изделиям, в отношении которых установлены специфические ставки акциза, определяется как объем реализованной или переданной продукции в натуральном выражении. Таким образом, при реализации произведенного табака, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции, налоговая база устанавливается как количество реализованной продукции в килограммах, при реализации сигар — как количество реализованной продукции в штуках, а при реализации сигарилл — как количество реализованной продукции в тысячах штук.

С 1 января 2007 г. изменился порядок определения налоговой базы на сигареты с фильтром, сигареты без фильтра и папиросы. В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 134-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» п. 2 ст. 187 НК РФ дополнен пп. 4, согласно которому налоговая база при реализации (передаче) вышеуказанных товаров, произведенных налогоплательщиком, определяется как объем реализованных (переданных) сигарет и папирос в натуральном выражении (в тысячах штук) и как расчетная стоимость этих товаров, исчисленная исходя из максимальных розничных цен (а не из отпускных цен за вычетом НДС и акциза, как это было в 2006 г.).

Одновременно гл. 22 НК РФ дополнена ст. 187.1, согласно которой расчетная стоимость табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные ставки, определяется как произведение максимальной розничной цены, указанной на упаковке (пачке), и количества реализованных в отчетном налоговом периоде упаковок (пачек) сигарет или папирос.

Максимальная розничная цена табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, устанавливается как цена, выше которой пачка сигарет (папирос) не может быть реализована конечному потребителю, то есть это верхний предел цены, по которой сигареты и папиросы могут продаваться в розничной торговле. Начиная с 1 января 2007 г. производители должны наносить на каждую пачку сигарет и папирос максимальную розничную цену. Предположим, на пачке сигарет указана цена 25 руб. Это означает, что в торговле (включая сеть общественного питания) фактический размер цены на сигареты может быть любым, но не выше 25 руб. Исходя именно из этого уровня розничной цены должна определяться налоговая база при исчислении акцизов. Никаких других функций максимальная розничная цена не выполняет.

Максимальная розничная цена устанавливается за каждую пачку сигарет (папирос) отдельно по каждой марке.

Согласно ст. 187.1 НК РФ на Минфин России возложена обязанность по утверждению форм уведомлений о максимальных розничных ценах. В настоящее время действуют формы уведомлений, утвержденные Приказом Минфина России от 25.08.2006 N 108н. Исходя из заявленных в уведомлении максимальных розничных цен налогоплательщик и должен исчислять налоговую базу, соответствующую адвалорной составляющей комбинированной ставки акциза. Согласно этому Приказу Минфина России уведомление должно подаваться налогоплательщиком в свой налоговый орган по каждой марке сигарет (папирос) не позднее чем за 10 календарных дней до начала календарного месяца, начиная с которого будут применяться эти цены. При этом предусмотрено, что заявленный уровень розничной цены должен соблюдаться в течение срока действия уведомления. Первый раз уведомление могло быть представлено налогоплательщиком 15 декабря 2006 г.

Как предусмотрено ст. 187.1 НК РФ, если в течение одного налогового периода налогоплательщик реализует табачные изделия одного наименования с разными максимальными розничными ценами, то расчетная стоимость табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные ставки, определяется как произведение каждой максимальной розничной цены и количества реализованных пачек сигарет (папирос), на которых указана соответствующая максимальная розничная цена.

В соответствии со ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены административные штрафы за завышение максимальной розничной цены на сигареты и папиросы для юридических и физических лиц, осуществляющих розничную торговлю. В то же время установлено, что производители не несут ответственности за завышение максимальных розничных цен в оптовой или розничной торговле. При этом обязанность по контролю за соблюдением максимальных розничных цен на налоговые органы не возложена.

Новые акцизные марки на алкоголь

Контролирует количество проданных бутылок спиртных напитков Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). По акцизной марке, приклеенной на бутылку, государство ведет учет налогов и товаров. Марка акциза на алкоголе – это отчетный документ. ЕГАИС тестируется с 2005 года и до 1 января 2019 года изготовители закупали акцизы старого образца. Марки учитывались сериями, не было привязки к количеству бутылок и по одной марке проводилось 2 и 3 покупки. Новые акцизные марки на алкоголь в 2018 году запустили в работу с 1 января 2019.

Купить марки старого образца уже нельзя. Изготовители вправе пользоваться закупленными ранее марками пока они не закончатся. Новые акцизы содержат уникальный штрих код, который позволяет учитывать бутылки помарочно. После покупки алкоголя с маркой нового образца информация автоматически загружается в ЕГАИС. Провести повторную покупку по такой марке не получится.

Магазин при приеме алкоголя от поставщика учитывает каждую бутылку и фиксирует в базе. Если опустить процедуру приема, ЕГАИС заблокирует товар и оштрафует продавца за попытку нелегальной продажи бутылки, которая не зафиксирована в списке учета. Такой контроль введен для борьбы с контрафактной алкогольной продукцией. Нелегальный оборот приводит не только к штрафам, но и к угрозе здоровья потребителей. Тотальный учет помогает справиться с двумя задачами одновременно.

С чего начинается история акцизы на табаки

Покупая табак в специализированных магазинах, Вы могли сталкиваться с акцизными марками (плотные наклейки на упаковке). Эти марки являются доказательством законной реализации продукта на территории нашей страны. До 2018-го года большая часть импортных табаков, а в особенности дешевый сегмент, продавались без акцизной марки и найти их не составляло особого труда. Сейчас же некоторые известные многим табачные бренды стали выходить из продажи, и причина заключается как раз в злополучной наклейке.

Чтобы понять, в чём заключается нынешняя проблема дешёвого сегмента табаков, следует побольше узнать о законе об акцизах. Полный перечень подакцизной продукции указан в статье 193 Налогового кодекса РФ. Акцизная марка служит доказательством того, что продукт реализовывается легально. Производитель или импортёр платит налог государству за возможность продавать табачную продукцию.

Предлагаем ознакомиться: Польза и вред табака для организма человека, химический состав

Ярославская область «выстрелила» благодаря арабским инвесторам

По показателю годового прироста Татарстан обогнала Самарская область с 12,2 млн рублей акцизов (годом ранее была всего 1 тысяча). Также впереди Ярославская область, чьи прошлогодние 10,7 млн в этом году увеличились аж в 147 раз, до 1,58 млрд; Свердловская область, показавшая рост в 52 раза, со 410 тысяч до 21,5 млн рублей. Кроме того, с нуля выросли показатели Томской области (пусть и до скромных 1,18 млн) и Владимирской области (до 520 тысяч).

Самые заметные успехи, принадлежащие Ярославской области, похоже, можно связать с введением в октябре прошлого года завода ООО «Гулбахар Рус» в Ростове Великом. Первая очередь завода, как сообщали СМИ год назад, состоит из трех линий и рассчитана на выпуск 300, 350 и 400 пачек сигарет в час. «Гулбахар Рус» производит сигареты под брендами Milano и Cavallo. «Оригинальная» компания Gulbahar — родом из ОАЭ, помимо перечисленных брендов, выпускает сигареты Mond и Momento.

Это не первый опыт крупного производства сигарет в области: до 2017 года в Ярославле существовала старейшая в России табачная фабрика «Балканская звезда», основанная еще в 1850 году, которая выпускала одноименные сигареты, а также изделия под названиями «Прима» и «Искра». В 2004 году фабрика была продана испанской Altadis, которая спустя 3 года перешла к Imperial Tobacco. В 2017 году фабрику закрыли из-за падения рынка сигарет и роста акцизов.

Акцизы на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, на 1.09.2020

Территория На 1.09.2020, тыс. руб. На 1.09.2019, ТЫС. РУБ. На 1.09.2018, ТЫС. РУБ. На 1.09.2017, ТЫС. РУБ. На 1.09.2016, ТЫС. РУБ. Изменение за 12 последних месяцев, раз
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 371.961.508 325.504.286 362.043.139 360.861.532 307.880.613 1,14
Санкт-Петербург 202.155.728 171.068.806 167.636.511 166.620.060 127.087.961 1,18
Ленинградская область 63.543.439 58.687.693 66.076.355 72.933.419 61.077.108 1,08
Волгоградская область 31.353.544 24.542.570 27.968.011 18.795.512 13.289.848 1,28
Ростовская область 30.101.320 21.610.078 33.649.679 27.162.818 25.081.643 1,39
Краснодарский край 19.660.380 16.293.755 20.576.170 20.247.725 22.240.766 1,21
Саратовская область 8.405.132 17.779.965 31.285.338 33.819.867 26.171.019 0,47
Калининградская область 5.496.523 6.777.034 6.563.639 6.700.653 5.192.373 0,81
Калужская область 5.147.657 3.528.001 5.895.853 4.579.295 1.960.388 1,46
Республика Крым 2.491.955 1.870.803 972.912 569.696 614.478 1,33
Ярославская область 1.579.987 10.741 377.908 8.346.441 9.429.427 147
Брянская область 867.084 1.286.344 279.312 393.350 990.680 0,67
Московская область 460.885 56.120 4.174 9.685 806 8,21
Липецкая область 299.519 1.299.815 390.697 425.723 240.973 0,23
Нижегородская область 169.525 611.164 326.513 108.510 42.048 0,28
Республика Северная Осетия — Алания 74.719 7.673 1.682 3.606 2.789 9,74
Омская область 40.719 19.006 6.480 9.046 21.661 2,14
Москва 32.330 7.716 8.517 104.739 14.364.908 4,19
Республика Татарстан 23.976 812 4.428 921 14 30
Свердловская область 21.514 410 52
Тамбовская область 15.769 3.647 1.941 9.270 32.694 4,32
Самарская область 12.189 1 12189
Новосибирская область 1.640 2.395 136 0,68
Республика Адыгея 1.357 8.137 13.228 7.925 5.410 0,17
Томская область 1.180
Республика Башкортостан 1.067 303 17 3,52
Тверская область 705 32 405 454 36 22,03
Ставропольский край 627 31.247 193 5.232 15.367 0,02
Владимирская область 520
Республика Марий-Эл 460 97 81 4,74
Республика Дагестан 57 627 0,09
Ханты-Мансийский АО — Югра 1
Белгородская область 1 20 6.438 14.523
Мурманская область 28
Кабардино-Балкарская Республика -707 1.511
Карачаево-Черкесская Республика 1.428 1.118 3.694

Максим Матвеев, аналитическая служба «Реального времени»

АналитикаЭкономикаБюджетБизнесРозничная торговля

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий